Научная статья на тему 'Учебная успеваемость студентов с разной мотивацией и разными статусами профессиональной идентичности (гендерный аспект)'

Учебная успеваемость студентов с разной мотивацией и разными статусами профессиональной идентичности (гендерный аспект) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
268
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / EDUCATIONAL MOTIVATION / СТАТУС ИДЕНТИЧНОСТИ / IDENTITY STATUS / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молчанова Л.Н., Кузнецова А.А., Лебедев И.Ю.

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей успеваемость студентов медицинского колледжа с разными видами учебной мотивации и разными статусами профессиональной идентичности с учетом гендерных особенностей. В ходе исследования было установлено, что именно при несформированной профессиональной идентичности определяется безразличное и отрицательное отношение к учению и может обнаруживаться сниженная или вовсе низкая успеваемость и неуспеваемость учащегося. В группе женщин более значимыми являются мотивы престижа и коммуникативные мотивы, для мужчин наиболее значимыми являются: мотивы творческой самореализации, учебно-познавательные и социальные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Молчанова Л.Н., Кузнецова А.А., Лебедев И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная успеваемость студентов с разной мотивацией и разными статусами профессиональной идентичности (гендерный аспект)»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

ISSN 250-3585

УДК: 378.146-055 ^

бБк 74 480 28 6 Пеихологические науки

Учебная успеваемость студентов с разной мотивацией и разными статусами профессиональной идентичности (гендерный аспект).

© Л.Н. Молчанова, А.А. Кузнецова, И.Ю. Лебедев

Молчанова Л.Н. - профессор каф. психологии здоровья и коррекционной психологии, ФГ-60 БОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ),

д.психол.н.,

E-mail: molchanowa.liuda@yandex.ru

Кузнецова А.А. - ст. преподаватель каф. психологии здоровья и коррекционной психологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ), к.психол.н., E-mail: Kuznetsova.a80@mail.ru

Лебедев И.Ю. - студент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ)

Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей успеваемость студентов медицинского колледжа с разными видами учебной мотивации и разными статусами профессиональной идентичности с учетом гендерных особенностей. В ходе исследования было установлено, что именно при нес-формированной профессиональной идентичности определяется безразличное и отрицательное отношение к учению и может обнаруживаться сниженная или вовсе низкая успеваемость и неуспеваемость учащегося. В группе женщин более значимыми являются мотивы престижа и коммуникативные мотивы, для мужчин наиболее значимыми являются: мотивы творческой самореализации, учебно-познавательные и социальные.

№5 (8) 2017

www.j-c:hl^com Ключевые слова: учебная мотивация, статус идентичности,

идентичность, образование.

Успеваемость студентов является важным критерием педагогической компетентности преподавателей [5]. Повышение успеваемости, наряду с оптимизацией методов и средств обучения, требует учета и использования таких субъективных резервов учебной деятельности студентов, как мотивация, удовлетворенность учебным трудом, статус профессиональной идентичности, исследование которых в связи с результативностью учебной деятельности студентов имеет большой научный и практический интерес [10]. Особую актуальность приобретает эта проблема при подготовке высококвалифицированных специалистов [9]. Данные об успеваемости студентов при разной мотивации к учебной деятельности представлены в многочисленных работах [2,5,6,7,]. Меньше изучена успеваемость обучаемых в зависимости от пола в период ранней юности и формировании идентичности [1]. Это придает актуальность исследованиям в этой области, которые могут способствовать не только повышению качества обучения, но и конструированию образов и способов профессиональной и личностной самореализации, формированию профессиональной и личностной идентичности обучаемых, успешному, инициативному и творческому выполнению ими своих учебно-профессиональных функций [10]. Поэтому в плане научного осмысления данной проблемы нами были объединены два понятия: «успешная учебная деятельность» и «возрастные личностные характеристики».

Цель исследования: оценка успеваемости студентов медицинского колледжа с разной мотивацией к обучению в период юности и формирования идентичности.

Объект исследования: успешность учебной деятельности студентов медицинского колледжа в период формирования идентичности.

Предмет исследования: мотиваци-онные характеристики студентов медицинского колледжа при разных показателях их профессиональной идентичности и успешности учебной деятельности.

Материал и методы исследования.

Рандомизированным путем отобрана группа из 210 человек (85 юношей и 125 девушек), учащихся медицинского колледжа в возрасте 17-18 лет, как наиболее сенситивных к изучаемой проблематике и давших информированное согласие на психологическое исследование. Успеваемость оценивалась по данным зачетной книжки. Под отличной успеваемостью подразумевали наличие среднего балла 4,5 - 5,0, под хорошей - 3,5 - 4,4 балла, удовлетворительной 3,0-3,4 балла. Учебная мотивация исследовалась по методике А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой [2], которая подразумевала добавление к 16 утверждениям базового опросника утверждений, характеризующих мотивы учения, выделенные В.Г. Леонтьевым, а также утверждений, характеризующих мотивы учения, полученные Н.Ц. Бадмаевой. Это были коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа. Профессиональная идентичность оценивалась по методике Г.Г. Грецова и А.А. Азбель [4], позволяющей выделять четыре статуса профессиональной идентичности: неопределенную, навязанную, сформированную и мораторий (кризис выбора). На добровольной основе регистрировались пол, возраст и успеваемость студентов. Полученные результаты заносились в индивидуальную регистрационную карту и подвергались обработке. Результаты исследования и их обсуждение.

В ходе исследования было установлено, что среди его участников преобладают студенты с хорошей успеваемостью - 47,6% (100 чел.). У 35,7% (75 чел.) - была удовлетворительная, у 16,7% (35 чел.) - отличная успеваемость. В группе женщин студентов с отличной успеваемостью было 25 чел. (20%), а в группе мужчин отличников было меньше - 10 чел. (11,7%). В таблице 1 представлено количественное распределение студентов с разной успеваемостью среди мужчин и женщин.

61

62

Таблица 1.

Распределение студентов (мужчины, женщины) с разной успеваемостью

Показатель Всего Мужчины Женщины Р

успеваемости (n=210) (n=85) (n=125)

Отличная (n=35) 35 (16,7±2,5%) 10 (11,7±3,4%) 25 (20±3,5%) <0,05

Хорошая (n=100) 100 (47,6±3,4%) 45 (52,9±5,4%) 55 (44±4,4%) >0,05

Удовлетворительная (n=75) 75 (35,7±%) 30 (35,4±4,2%) 45 (36±4,2%) >0,05

Итого 210 210 (100%) 85 (100%) 125 (100%)

В качестве рабочей гипотезы принималось мнение о том, что студент медицинского колледжа, находящийся на предпоследнем этапе (3-й курс) перед получением своей первой квалификации, должен обладать сформированной про-

фессиональной идентичностью, которая станет залогом его дальнейшего профессионального роста. Результаты исследования профессиональной идентичности представлены на рис.1.

50,00% 45,00% 40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

47,60%

26,20%

16,60%

9,60%

1. Сформированная 2. Неопределенная 3. Навязанная 4. Мораторий идентичность идентичность идентичность

Рис.1. Результаты исследования профессиональной идентичности у студентов.

На диаграмме 1, кризис выбора (мораторий) обнаружен у 55 студентов колледжа или у 26,2%. Индивидуальные беседы с этой категорией обучаемых подтвердили их желание исследовать альтернативные варианты дальнейшего профессионального развития и попытаться выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение о своем будущем. Размышляя о возможных вариантах профессионального развития, они примеряли на себя различные профессиональные роли, стремились как можно больше узнать о разных специальностях и путях

их получения. У некоторых складывались неустойчивые отношения с родителями и друзьями, смена полного взаимопонимания непониманием, и наоборот. Следует иметь в виду, что, по данным литературы [1], большая часть молодых людей после «кризиса выбора» все-таки переходит к состоянию сформированной идентичности. В редких случаях у них формируется навязанная идентичность.

Сформированная профессиональная идентичность установлена у 100 студентов колледжа (47,6%), что явилось показателем достаточной осознанности их

профессионального выбора. Навязанная профессиональная идентичность была у 4-х студентов колледжа, составляя 9,6% от общего числа исследованных. Эти лица были несамостоятельны в выборе места обучения и, скорее всего, поддались влиянию со стороны, что подтверждалось в ходе индивидуальных бесед. Неопределенная профессиональная идентичность, указывающая на отсутствие выбора жизненного пути, нечеткие представления о

карьере наблюдалась нами у 35 студентов колледжа или в 16,6% . Интересно, что данная проблема ими явно не осознавалась.

Данное исследование позволяет увидеть, что профессиональная идентичность у студентов колледжа существенно различается, и это требует изучения ее влияния на учебную мотивацию.

Результаты исследования мотивации у студентов колледжа представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты исследования мотивации у студентов (гендерный аспект)

Показатель Мужчины (П=85) Женщины (П=125) Р

Мотивация достижения успеха 30 (35,4±5,2%) 25 (20±3,6%) <0,05

Средняя мотивация 50 (58,8±5,3%) 60 (48±4,5%) >0,05

Мотивация избегания неудач 5 (5,8±2,5%) 40 (32±4,4%) <0,001

Всего 85 (100%) 125 (100%)

Исследование мотивации достижения выявило преобладание студентов со средним уровнем мотивации (110 чел., 52,4%). При этом студентов с мотивацией достижения успеха было больше в группе мужчин - 30 чел. (35,4%), чем в группе женщин - 25 чел. (20%). Студентов с мотивацией избегания неудачи было значительно больше в группе женщин - 40 чел. (32%), чем в группе мужчин - 5 чел. (5,8%).

Таким образом, представленные в таблице 2 данные свидетельствуют о половых различий в мотивации достижения и соответствуют данным, полученным другими авторами [1, 7].

У студентов с отличной успеваемостью преобладала мотивация достижения успеха, у студентов с хорошей успеваемостью обнаружен средний уровень выраженности мотивации. У студентов с удовлетворительной успеваемостью: в группе мужчин преобладает средняя мотивация, а в группе женщин - преобладают мотивация избегания неудачи и средняя мотивация.

Результаты изучения успеваемости студентов с разным статусом профессиональной идентичности представлены в таблице 3.

63

Таблица 3.

Количественное распределение студентов с разной успеваемостью по типам профессиональной идентичности

Тип идентичности Всего Отличная Хорошая Удовлетв оритель -

студентов успеваемость успеваемость ная успеваемость

Сформированная 100 25 (25±4,3%) 65 (65±4,7%) 10 (10±3,0%)

Мораторий 55 10 (18,2±5,2%) 25 (45,4±6,7%) 20 (36,4±6,5%)

Неопределенная 35 0 10 (28,6±10,9%) 25 (71,4±7,6%)

Навязанная 20 0 0 20 (100%)

Итого 210 35 100 75

64

Преобладание отличных (25±4,3%) и хороших (65±4,7%) оценок было выявлено при сформированной идентичности, а при моратории соответственно у 18,2±5,2% и 45,4±6,7%. Большинство удовлетворительных оценок демонстрировали студенты с неопределенной (71,4±7,6%) и навязанной (100%) идентичностью.

В результаты исследования мотивации учебной деятельности отчетливо видно, что учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека [7].

В ходе исследования было установлено, что именно при несформированной профессиональной идентичности определяется безразличное и отрицательное отношение к учению и может обнаруживаться сниженная или вовсе низкая успеваемость и неуспеваемость учащегося.

Таким образом, в результате проведенного исследования были выявлены половые различия в структуре учебной мотивации студентов при статусе формирования профессиональной идентичности. В группе женщин более значимыми являются мотивы престижа и коммуникативные мотивы, что объясняется свойственная женщинам большая потребность в социальных контактах, чем у представителей мужского пола.

Для мужчин наиболее значимыми являются: мотивы творческой самореализации, учебно-познавательные и социальные, что отражает особенность мужской психологии направлять активность на конкретную творческую деятельность.

Поскольку мотивация является важной гуманистической составляющей современной модели обучения,успеш-ность учебной деятельности зависит не только от природных способностей, но и от развития учебной мотивации, которые

находятся в диалектическом единстве [1,3]. Мотивация к учебной деятельности в период юности и формирование идентичности имеет большое значение. Так как в это период вырабатываются ценностные ориентации, формируется мировоззрение, моральное сознания и самосознание.

Таким образом, в результате проведенного исследования были выявлены различия в успеваемости студентов при разной мотивации и разном статусе профессиональной идентичности, что необходимо учитывать при повышении успешности учебной деятельности. Выводы

1. Успешность учебной деятельности зависит от пола и различна при разной мотивации и разном статусе идентичности студентов медицинского колледжа

2. В группе студентов с хорошей и отличной успеваемостью преобладают лица со сформированной профессиональной идентичностью.

3. Для повышении эффективности обучения требуется учет мотивационной сферы и статуса идентичности студентов медицинского колледжа. Практические рекомендации.

Поскольку успешное формирование профессиональной готовности молодых специалистов к дальнейшей трудовой деятельности зависит не только от реального уровня существующей мотивации, но и от особенностей их профессиональной идентичности, необходим постоянный контроль формирования мотивационной сферы и статуса идентичности в процессе учебной и практической подготовки студентов. Обеспечение целенаправленной работы каждого обучающегося над повышением уровня своих знаний и адаптационных возможностей будет способствовать превращению имеющихся у него неустойчивых побуждений в целостную мотивационную сферу с устойчивой структурой и успешной профессиональной социализацией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анищенко С.А. Особенности профессиональной и гендерной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук / С.А. Анищенко. - М., 2006. - 140 с.

2. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивацион-ного фактора на развитие умственных способностей: монография / Н.Ц. Бадмаева. -Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. - 280 с.

3. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: дис. ... д-ра психол. наук / Т.О. Гордеева. - М., 2013. - 444 с.

4. Грецов А.Г. Психологические тесты для старшеклассников и студентов / А.Г. Гре-цов, А. А. Азбель. - СПб.: Питер, 2012. - 208 с.

5. Гуськова Т.В. Оценка эффективности деятельности педагогических работников высшей школы / Т.В. Гуськова, Ю.А. Дианова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2016. - №3 (250). URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/otsenka-effektivnosti-deyatelnosti-pedagogicheskih-rabotnikov-vysshey-shkoly.

6. Жигинас Н.В. Психология кризиса идентичности студентов: персонологическая концепция, феноменология, медико-психологическое сопровождение: дис. ... д-ра психол. наук / Н.В. Жигинас. - Томск, 2011.- 449 с.

7. Луцкова, Л.Н. Русина Н.А. Исследование факторов, влияющих на учебную мотивацию студентов медицинского вуза. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. - 2012.- № 1. -URL: http:// medpsy.ru.

8. Мешков Н.И. Мотивация личности как ключевая проблема психологии/Н.И.Мешков, Д.Н. Мешков // Интеграция образования. -№ 1 (78).- Т.19.- 2015. - С.37-42.

9. Никишина В.Б. Методика исследования личностной идентичности: методология и технология стандартизации /В.Б. Никишина, Е.А. Петраш // Научные и гуманитарные науки. -№ 13 (184).- Т. 22. - 2014. - С.354-361.

10. Орлов Ю.М. Потребностно-мотиваци-онные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: дис. ... д-ра психол. наук/ Ю.М. Орлов. - М., 1984. - 525 с.

65

ACADEMIC PERFORMANCE OF STUDENTS WITH DIFFERENT MOTIVATION AND DIFFERENT STATUSES OF PROFESSIONAL

IDENTITY (GENDER ASPECT)

Lyudmila N. Molchanova, Alesya A. Kuznetsova, Ivan Yu. Lebedev

Molchanova Lyudmila N. - professor of the Psychology of Health and Correctional Psychology Department, Doctor of Psychology, Kursk State Medical University. E-mail: molchanowa.liuda@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kuznetsova Alesya A. - senior teacher of the Psychology of Health and Correctional Psychology Department, Ph.D., Kursk State Medical University. E-mail: Kuznetsova.a80@mail.ru

Lebedev Ivan Yu. - student, Kursk State Medical University. Address: K. Marks-st, 3, Kursk, 305041, Russian Federation

Abstract

The article presents the results of empirical studies of the academic performance of students of a medical College with different types of academic motivation and different statuses of professional identity, gender characteristics. In the study, it was found that the unformed of professional iden-n/? tity is determined by indifferent and negative attitude towards learning and may show reduced

"" or even low academic performance and underachievement of the student. In women more signifi-

cant are the motives of prestige and communicative motives, for men the most important are: the motives of self-actualization, educational and social.

Keywords: educational motivation, identity status, identity, education.

REFERENCE

1. Anishchenko S.A. Osobennosti professional'noy i gendernoy identichnosti v starshem podrostkovom i yunosheskom vozraste: dis. ... kand. psikhol. nauk / S.A. Anishchenko. - M., 2006. - 140 s.

2. Badmayeva N.TS. Vliyaniye motivatsionnogo faktora na razvitiye umstvennykh sposobnostey: mono-grafiya / N.TS. Badmayeva. - Ulan-Ude: Izdatel'stvo VS-GTU, 2004. - 280 s.

3. Gordeyeva T.O. Motivatsiya uchebnoy deyatel'nosti shkol'nikov i studentov: struktura, me-khanizmy, usloviya razvitiya: dis. ... d-ra psikhol. nauk / T.O. Gordeyeva. - M., 2013. - 444 s.

4. Gretsov A.G. Psikhologicheskiye testy dlya starsheklassnikov i studentov / A.G. Gretsov, A. A. Azbel'. - SPb.: Piter, 2012. - 208 s.

5. Gus'kova T.V. Otsenka effektivnosti deyatel'nosti pedagogicheskikh rabotnikov vysshey shkoly / T.V. Gus'kova, YU.A. Dianova // Nauchno-tekh-nicheskiye vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarst-vennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitar-nyye i obshchestvennyye nauki. - 2016. - №3 (250). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnos-ti-deyatelnosti-pedagogicheskih-rabotnikov-vysshey-shkoly.

6. Zhiginas N.V. Psikhologiya krizisa identich-nosti studentov: personologicheskaya kontseptsiya, fenomenologiya, mediko-psikhologicheskoye sopro-vozhdeniye: dis. ... d-ra psikhol. nauk / N.V. Zhiginas. -Tomsk, 2011.- 449 s.

7. Lutskova, L.N. Rusina N.A. Issledovaniye fakto-rov, vliyayushchikh na uchebnuyu motivatsiyu studen-tov meditsinskogo vuza. [Elektronnyy resurs] // Medit-sinskaya psikhologiya v Rossii: elektron.nauch. zhurn.

- 2012.- № 1. - URL: http:// medpsy.ru.

8. Meshkov N.I. Motivatsiya lichnosti kak kly-uchevaya problema psikhologii/N.I.Meshkov, D.N. Mesh-kov // Integratsiya obrazovaniya. - № 1 (78).- T.19.- 2015.

- S.37-42.

9. Nikishina V.B. Metodika issledovaniya li-chnostnoy identichnosti: metodologiya i tekhnologiya standartizatsii /V.B. Nikishina, Ye.A. Petrash // Nauch-nyye i gumanitarnyye nauki. -№ 13 (184).- T. 22. - 2014.

- S.354-361.

10. Orlov YU.M. Potrebnostno-motivatsionnyye faktory effektivnosti uchebnoy deyatel'nosti studentov vuza: dis. ... d-ra psikhol. nauk/ YU.M. Orlov. - M., 1984. -

525 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.