Научная статья на тему 'Учебная самостоятельная работа как фактор профессионального становления студентов'

Учебная самостоятельная работа как фактор профессионального становления студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
205
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное становление студентов / учебная самостоятельная работа

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ткаченко Н. С.

Целью исследования было изучение особенностей и факторов начального профессионального становления студентов в условиях спада промышленного производства неуверенности в трудоустройстве и снижения мотивации молодежи к овладению техническими специальностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the first courses students" professionalism is viewed in this article in the aspect of interaction of the following factors: organization of independent work (managerial skills), motivation for study and confidence in job placement.

Текст научной работы на тему «Учебная самостоятельная работа как фактор профессионального становления студентов»

Н. С. Ткаченко

УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Работа представлена кафедрой психологии Кыргызско-Российского Славянского университета.

Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Н. Н. Палагина

Целью исследования было изучение особенностей и факторов начального профессионального становления студентов в условиях спада промышленного производства; неуверенности в трудоустройстве и снижения мотивации молодежи к овладению техническими специальностями.

Formation of the first courses students' professionalism is viewed in this article in the aspect of interaction of the following factors: organization of independent work (managerial skills), motivation for study and confidence in job placement.

Показателями профессионального становления студентов являются мотивация к учению, удовлетворенность выбором профессии и профессионально значимые личностные качества: направленность на дело (решение задачи), интернальность субъективного контроля (ответственность), потребность в достижениях.

Для исследования мотивации учебной деятельности применялись методики: «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильина), «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А. А. Реан). Для исследования уровня развития учебно-профессиональной самостоятельной работы использовался модифицированный нами вариант анкеты, предложенной В. Я. Ляудис, X. Варнеке, и методика «Изучение менеджерских умений» (К. Б. Колбаев). Для исследования профессионально-личностных качеств применялись методики: «Определение направленности личности» (Б. Басе), «Потребность в достижениях» (Ю. М. Орлов), Диагностика уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера.

Выборку составляли студенты I и II курса естественно-технического факультета Кыргызско-Российского Славянского университета в количестве 235 чел., т. е. «контингент с неустойчивой мотивацией».

Теоретический анализ литературы показывает, что усиливающаяся конкуренция на

рынке труда снижает желание учиться в 1

вузе ; успешность в вузе и в карьере определяется организованностью самостоятельной учебной работы (менеджерскими уме-ч2

ниями) .

Все это позволяет предположить, что профессиональное становление обусловлено такими взаимосвязанными факторами, как уверенность в трудоустройстве, мотивация к учению и организованность самостоятельной учебной работы.

Диагностическими методиками было установлено, что от I ко II курсу наблюдается тенденция к снижению мотивов профессионального становления, но у мотива получить диплом наблюдается тенденция к повышению на II курсе (по значимости сместился с шестого места на третье).

На снижение мотивации к учению у студентов могли оказать влияние, с одной стороны, социальные условия, создающие неуверенность в получении работы по специальности. С другой стороны, выступают психологические барьеры, неумение студентов учиться, работать с научной литературой и рационально распределять свое время. Это предположение подтверждают результаты анкетирования студентов

Помощь первокурсникам технических специальностей в традиционном обучении сводится к дополнительным занятиям по углублению базовых физико-математиче-

ских знаний, а навыки работы с учебной литературой остаются без внимания преподавателей.

Интегративную оценку уровня самостоятельной работы студентов позволяет дать методика «Изучение менеджерских умений» (К. Б. Колбаев). По результатам исследования выявлено, что уровень менеджерских умений у большинства испытуемых оказался невысоким и тенденция к его повышению у студентов II курса по сравнению с I незначительна. Всего 21,5% студентов II курса могут рационально планировать свое время, находить и обрабатывать современную информацию.

Исследование выявило высокий коэффициент ранговой корреляции Спирмена между положительной мотивацией к учению и менеджерскими умениями, он равен 0,981 (р = 0,01). Это позволяет предположить, что слабые менеджерские умения и не-успешность учения на I курсе повлекли за собой снижение интереса к учебе и, как следствие, снижение профессиональной мотивации.

Такой результат может показаться противоречащим выводам других авторов

3 4

(Е.П. Ильин , В. А. Якунин, Н.И. Мешков ),

утверждающим определяющую роль мотивации в успешности учебной деятельности. Мы считаем, что эти факторы взаимообусловлены: мотивация повышает прилежание студентов, а менеджерские умения в самоорганизации учебной работы усиливают и закрепляют учебную мотивацию.

Между показателями низкой мотивации к учению и неуверенностью в получении работы по специальности в целом по выборке также получена положительная линейная корреляционная связь (г=0,269,/?<0,01).

Формирующий эксперимент в виде спецкурса «Организация самостоятельной работы» в объеме 26 часов был направлен на развитие менеджерских умений студентов. В ходе занятий студенты намечали оптимальный режим самостоятельной работы, осваивали рациональные способы работы с источниками информации в виде

разных форм компрессии, моделирования, систематизации текстов.

В результате экспериментального воздействия в ЭГ наблюдается положительный сдвиг в сторону повышения уровней мотивов «Стать высококвалифицированным специалистом» (р<0,01), «Приобрести глубокие и прочные знания» (р<0,01), «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» (р<0,05), «Получить интеллектуальное удовлетворение» (р<0,05), и это подтверждают значимые достоверные различия. В КГ мотив приобретения знаний по степени выраженности уступает мотиву получения диплома.

Значимые изменения произошли в ЭГ по уровню самоорганизации учебной работы. Значительный процент студентов из ЭГ стал уделять больше времени самостоятельной работе, предпочитать в тот же день прорабатывать записи лекций. Возрос процент студентов, умеющих планировать время (р<0,05). Снизился процент жалоб на нехватку времени и литературы (р<0,05). Студенты ЭГ стали меньше испытывать трудности на лекциях, таких как не успевают записывать и не все понятно (тенденция к снижению процента в ЭГ,/?<0,05). Студенты ЭГ реально осознают особенности вузовского учения, связывают его с такими показателями, как объем усваиваемого материала, самостоятельная работа, умение планировать время. Значительно повысился в ЭГ уровень менеджерских умений по сравнению с КГ (р <0,01).

Исследование профессионально-личностных особенностей студентов после экспериментального воздействия показало следующие результаты. Уровень субъективного контроля достоверно выше в ЭГ (р<0,01), в ней он является интернальным, в то время как в контрольной группе преобладает экстернальный. Интернальность - необходимое условие ответственности и объективности самооценки, свойственных профессионалам .

Из показателей направленности личности статистически значимые различия были

выявлены по направленности на себя. Показатели по этой шкале достоверно ниже в ЭГ (р<0,01). Наиболее существенными являются статистически значимые различия по направленности на задачу, сдвиг в сторону повышения наблюдается в ЭГ (р<0,05). Рациональная организация учебно-профессиональной работы положительно влияла на развитие профессионально-личностных качеств.

Далее мы попытались выяснить взаимосвязь основных факторов профессионального становления. Внутри каждого фактора данные по показателям были взяты в соответствии со среднестатистическими значениями в процентах. Первый фактор А -менеджерские умения, в его состав входят такие показатели, как организация времени (20), рациональные способы работы с информацией (составление плана, тезисов, конспекта, реферата) (25), профессиональная обработка информации (конспектирование лекций, научной литературы, использование аннотаций, схем, таблиц) (55). Второй фактор В - мотивация к учению, в него вошли значимые учебные мотивы: стать высококвалифицированным специалистом

(17), обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (11), приобрести глубокие и прочные знания (15). Третий фактор С - уверенность в трудоустройстве, включал такие показатели, как намерение работать по специальности (79), уверенность в получении работы по специальности (29), возможность применения знаний в работе (36). Взаимодействие факторов АВ (менеджерские умения/мотивация к учению) оказались значимым (р<0,05) так же, как и факторов ВС (мотивация к учению/уверенность в трудоустройстве) (/><0,05). При этом влияние фактора А (менеджерские умения) в отдельности оказалось наиболее значимым (р<0,05).

Результаты исследования подтверждают принятую гипотезу о том, что базовым компонентом профессионального становления специалиста в начальный период обучения является уровень самоорганизации учебнопрофессиональной деятельности, который значимо влияет на уверенность в трудоустройстве и мотивацию к обучению в вузе. Умение учиться создает у студента уверенность в успешном трудоустройстве как по специальности, так и за ее пределами.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Kariya Т., Rosenbaum J. Е. Unintended consequences of detracting policy in Japan. //American Journal of Education, May 1999. P. 21-23.

Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис, X. Варнеке. М.: Изд-во МГУ, 1989; Каганов А. Б. Рождение специалиста. Минск, 1983; Zimmerman В. J. Attaining selfregulation: A social cognitive perspective / Handbook of self-regulation. San Diego, CA: Academic 2000. P. 13-39; Якунин В. А., Мешков H. И. Психолого-педагогические факторы учебной успешности студентов // Вестник ЛГУ, серия Экономика, философия, право. Л., 1980. № 11. С. 14-19.

ИльинЕ. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000,

4

Якунин В. А., Мешков Н. И. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.