Научная статья на тему 'Учебная программа по Миссиологии для 5‑го курса'

Учебная программа по Миссиологии для 5‑го курса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
519
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная программа по Миссиологии для 5‑го курса»

Учебная программа по Миссиологии для 5-го курса

Составитель: свящ. Максим Антоненко

_и.«_

Преподавание учебного курса Миссиологии в духовной семинарии основано на понимании миссиологии как достаточно широкой области научно-богословских и церковно-практических исследований, имеющих междисциплинарный характер. Миссиология — это не только история и богословие миссии; их изучение ориентировано на достижение главной цели — найти и реализовать наиболее адекватные формы практической актуализации вечной и неизменной истины Православия в стремительно меняющемся современном мире.

Православная миссиология, как и всё православное богословие в целом, немыслима без исторической ретроспективы, без опоры на Предание. Но именно Миссиология, как никакая другая дисциплина, позволяет отчетливо понять, что Предание Церкви — это живое Предание, преемство животворящего Духа в живом и развивающемся церковном Теле. Изучение апостольской и святоотеческой миссии в контексте той или иной исчезнувшей культурно-исторической реальности необходимо сегодня именно

для того, чтобы научиться у отцов Церкви чуткости к нецерковному миру, умению адекватно и своевременно реагировать на его проблемы и вызовы, открытости водительству Святого Духа.

Обскурантизм и изоляционизм — серьезные препятствия на пути осуществления Церковью своего апостольского служения, и потому эти феномены церковного сознания также являются одной из важных тем Миссиологии. В рамках данного курса не только всесторонне анализируются понятия миссии, свидетельства, евангелизации, но рассматриваются и такие внутрицерковные проблемы, как «фундаментализм и модернизм», «обновление и обновленчество», «Предание и предания», «богословие и благочестие», «святость и ученость».

В контексте современной церковной ситуации в России преподавание Миссиологии призвано не только научить будущих священно-и церковнослужителей искусству проповеди Евангелия внешнему миру, но в равной мере развить в них и навыки катехизического служения. Большинство членов Русской Православной Церкви не получили в начале своего церковного пути должного наставления в истинах христианской веры и жизни, что делает их неспособными достойно свидетельствовать о своей вере и содействовать возрождению апостольского служения в Церкви. Поэтому проблема подлинной евангелизации и реального воцерковления номинальных православных христиан — еще одна важная тема курса Миссиологии. В связи с этим большое внимание в данном курсе уделяется истории и современной практике катехизации как в Православной Церкви, так и в других христианских традициях.

Введение

1. Миссиология как наука и учебная дисциплина 1.1. Зарождение миссиологии в Западной Европе и ее развитие в первой половине XX века. Деятельность Международного миссионерского совета. Мировые войны и трансформация парадигм миссионерского мышления.

1.2. Развитие миссиологии во второй половине XX века. Деятельность Всемирного совета Церквей. Современное состояние миссиологии на Западе. Основные миссионерские институции и издания.

1.3. Зарождение и развитие православной миссиологии в XIX-XX веках. Основные персоналии и важнейшие труды по православной миссиологии. Современное состояние православной миссиологии. Миссионерские институты Русской Православной Церкви.

1.4. Православная миссиология в системе духовного образования Русской Православной Церкви.

2. Понятие «миссия»

2.1. Этимология слова «миссия» и его словарные значения.

2.2. «Миссия» в контексте триадологии и сотериологии. Экспансионистское понимание миссии в XVI — первой половине XX века.

2.3. Падение колониального режима и переосмысление миссии в середине XX века. Миссия и прозелитизм. Миссия и экуменизм.

2.4. Современное понимание миссии как онтологического свойства Церкви. Миссия как литургия (молитва), керигма (проповедь), диакония (служение), мартирия (свидетельство) Церкви.

Раздел I. Богословие миссии

1. Мир как объект миссии

1.1. Амбивалентность библейского понятия «мир».

1.2. Мир как таинство. Благословение и освящение мира как форма миссии.

1.3. Отречение от мира как условие миссии. Противостояние миру как форма миссии.

1.4. «В мире, но не от мира». Ложные миссионерские установки: секуляризм и эскапизм.

2. Тринитарный аспект миссии

2.1. Специфика тринитарного богословия отцов Церкви IV века и экзистенциальный подход к триадологической проблематике в православном богословии XX века.

2.2. Прот. Александр Шмеман: миссия как плод евхаристического единения в Боге.

2.3. Митр. Иоанн (Зизиулас): миссия как призыв к общению в Боге.

3. Христологический аспект миссии

3.1. Догмат Боговоплощения и основополагающие принципы миссионерского служения.

3.2. Крест как Богозаповеданный путь реализации миссии. Анализ понятия «миссионерский успех».

3.3. Догмат Воскресения как ответ на вызов гедонистической культуры.

3.4. Догмат Вознесения и христианский ответ секулярному гуманизму.

3.5. Эсхатологический аспект православной миссии. Христианство как благовестие надежды.

4. Экклесиологический аспект миссии

4.1. Миссия и единство Церкви. Община как миссионерский фактор.

4.2. Миссия и святость Церкви. Пневматологический аспект миссии. Миссия и аскеза.

4.3. Миссия и соборность Церкви. Единство веры и разнообразие культур.

4.4. Миссия и апостольство Церкви. Всеобщность призвания к миссионерскому служению.

5. Литургический аспект православной миссии

5.1. Литургия как источник и цель миссии. Миссиологические аспекты чина Евхаристии.

5.2. Литургия как метод миссии. Литургическая катехеза.

5.3. Проблема литургического языка Русской Православной Церкви.

6. «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви»

6.1. Ознакомление со структурой и содержанием документа. Анализ ключевых понятий.

6.2. Перспективы дальнейшего развития «Концепции».

Раздел II. История миссии

1. Миссия святых апостолов

1.1. Христоцентричность апостольской миссии. Пасхальная тайна и нравственное преображение.

1.2. Харизматический характер апостольской миссии. Миссия как соработничество Святому Духу.

1.3. Церковность апостольской миссии. Создание евхаристической общины как цель миссии.

1.4. Вариативность апостольской миссии. Единство веры и многообразие форм миссии.

2. Распространение христианства в Римской империи ГГ-ГУ веков

2.1. Анонимный и массовый характер миссионерского служения в указанный период.

2.2. Невербальное свидетельство. Диакония как метод миссии.

2.3. Свидетельство мучеников.

2.4. Интеллектуальное свидетельство. Миссионерский аспект богословия.

3. Катехизация в древней Церкви

3.1. Понятие «катехизация» и его интерпретации. «Оглашение» и «научение».

3.2. Канонические нормы катехизации. Святоотеческая парадигма поэтапной катехизации.

3.3. Поместные катехизические традиции.

3.3. Причины упадка и исчезновения катехизации в IV—VI веках.

4. Миссия Церкви в Средние века

4.1. Византийская миссионерская парадигма.

4.2. Характерные особенности миссии свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия.

4.3. Миссия в Западной Европе. Свв. Патрик, Колумба, Бонифаций и Ансгарий.

4.4. Христианизация Киевской Руси.

4.5. Миссионерское служение свт. Стефана Пермского.

5. Расцвет миссионерского служения Русской Православной Церкви в ХУШ-ХХ веках

5.1. Миссионерское служение свт. Иннокентия Московского.

5.2. Алтайская духовная миссия. Прп. Макарий Алтайский. Свт. Макарий (Невский).

5.3. Миссионерского служение св. равноапостольного Николая Японского.

5.4. Миссия Русского Зарубежья.

Раздел III. Практическая миссиология

1. Преодоление внутренних барьеров на пути реализации миссии

1.1. Чувство собственного недостоинства.

1.2. Маловерие.

1.3. Боязнь неудачи.

1.4. Нежелание вторгаться во внутренний мир других людей.

1.5. Недостаток знаний и необходимых навыков.

2. Ошибки миссионера

2.1. Подмена Благой Вести «идолами» (1 Ин. 5: 21). Ангажированность.

2.2. Установка на быстрый и массовый успех. Технологизм.

2.3. Незнание либо игнорирование специфики миссионерского

поля.

2.4. Несоблюдение последовательности миссионерских действий.

2.5. Православный триумфализм (тотальная апологетика).

2.6. «Репринтное» миссионерство. Начётничество.

2.7. Неумение или нежелание быть самим собой.

3. Основные принципы православного

миссионерского служения

3.1. Вера в человека как образ Божий (Ин. 8: 1-11).

3.2. Смирение перед свободой человеческой личности (Деян. 17: 16-34).

3.3. Диалогичность миссионерского свидетельства (Лк. 10: 25-37).

3.4. Возвещение здравого учения Слова Божьего (2 Тим. 3: 14-4: 5).

3.5. Искренность, целостность духа и жизни, бескорыстие миссионера (1 Фес. 2: 6-12).

3.6. Соответствие содержания и формы миссионерского свидетельства жизненному и духовному опыту адресата миссии (Ин. 4: 6-42).

3.7. Открытость миссионера к внешним и внутренним указаниям Святого Духа (Деян. 16: 6-7).

4. Основные формы миссии и методики

их практической реализации

4.1. Информационная миссия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.2. Личная беседа.

4.3. Выступление перед аудиторией.

4.4. Диспут.

5. Адресаты миссии. Спецификация миссионерской деятельности в зависимости от адресата миссии

5.1. Миссия атеистам и агностикам.

5.2. Миссия иноверцам.

5.3. Миссия инославным.

5.4. Миссия в школе.

5.5. Миссия в молодежной среде.

5.6. Миссия в армии.

5.7. Миссия в пенитенциарных учреждениях.

5.8. Миссия в медицинских учреждениях.

6. Миссионерское использование религиозного потенциала современной массовой культуры

6.1. Миссиологический анализ отдельных произведений современной литературы.

6.2. Миссиологический анализ отдельных произведений современного кинематографа.

6.3. Миссиологический анализ отдельных произведений современной поп-музыки.

6.4. Миссиологический анализ отдельных произведений современного изобразительного искусства.

7. Основные формы, принципы и методы катехизации

7.1. Отличия катехизической беседы от миссионерской проповеди и просветительской лекции.

7.2. Современные модели предкрещальной катехизации.

7.3. Содержание и формы предвенчальной катехизации.

7.4. Другие формы приходской катехизации.

Рекомендуемая литература

I. Официальные церковные документы. Учебные пособия

1. Деяния Священного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. М., 2000.

2. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. М., 2009.

3. Концепция молодежного служения Русской Православной Церкви. М., 2004.

4. Кураев Андрей, диак. Перестройка в Церковь. Эскиз семинарского учебника по миссиологии. М., 2009.

5. Миссиология: Учебное пособие. М., 2010.

6. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к иносла-вию // Церковь и время. № 1 (14) 2001. С. 190-220.

7. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000.

8. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. М., 2010.

9. Православная миссия сегодня. Сборник текстов по курсу «Миссиология» для православных духовных школ и богословских учебных заведений. Составитель прот. Владимир Фёдоров. СПб., 1999.

10. Чернышев В. М. Миссииология. Курс лекций по православной миссиологии для духовных школ. СПб., 2010.

ГГ. Богословие миссии

1. Аверинцев С. С. Некоторые проблемы передачи культурного и вероучи-тельного предания в современных условиях // Вестник русского христианского движения. 2003. № 185, Г. С. 86-95.

2. Амфилохий (Радович), митр. Миссия Церкви и ее методика // Альфа и Омега. 2001..№ 4 (30). С. 96-107.

3. Анастасий (Яннулатос), архиеп. Албанский. Цель и мотивация миссии // Православная община. № 37. С. 28-30.

4. Он же. Православие и миссия // Стамулис, Иаков. Православное богословие миссии сегодня. М., 2003. С. 421-438.

5. Бош Д. Преобразования миссионерства. Сдвиги парадигмы в богословии миссионерской деятельности. СПб., 1997.

6. «Велика жатва, а работников мало»: Миссия в Восточной Европе в православном контексте: Материалы Международной богословско-практической конференции (Москва, 31 мая — 1 июня 2007 г.). М., 2010.

7. Десницкий А. С. Богослужебный язык Российской Церкви // Он же. Писание — Предание — современность. Киев, 2007. С. 327-368.

8. Иларион (Алфеев), епископ Венский и Австрийский. Православное свидетельство в современном мире. СПб., 2006.

9. Кирилл (Говорун), архим. Вхождение в церковное общение в наше время: от самоизоляции к преображающей открытости. Режим доступа: http://www. bogoslov.ru/text/10919 32.html.

10. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Христианская миссия как движение навстречу // Церковь и время. 2001. № 1 (14). С. 95-101.

11. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них Православная Церковь? М., 2002.

12. Кочетков Георгий, свящ. Проблемы проповеди Евангелия и контекст современной церковной жизни в России. М., 2006.

13. Кравецкий А. Г. Новое развитие миссионерства // Церковь и время. 2004. № i (26). С. 198-213.

14. Кураев Андрей, диак. Вызов экуменизма. М., 2008.

15. Мейендорф И., прот. Живое Предание: свидетельство Православия в современном мире. М., 2004.

16. Миссионерство Церкви: Сборник статей. М., 2005.

17. Миссия Церкви и современное православное миссионерство: Международная богословская конференция к 600-летию преставления свт. Стефана Пермского. М., 1997.

18. Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. В 2-х т. Белгород, 1999.

19. Православие в современном мире. СПб., 2005.

20. Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902-1998 гг. М.,

i999.

21. Флоровский Георгий, прот. Вера и культура // Флоровский Г. В. Христианство и цивилизация. Избранные труды по богословию и философии. СПб., 2005. С. 650-670.

22. Ходр Георгий, митрополит Гор Ливанских. Призыв Духа. Киев, 2006.

23. Широкое Сергий, свящ. Основы современной миссиологической науки и развитие миссионерских исследований. Режим доступа: http://www.portal-missia.ru/node/22.

24. Шмеман А., прот. Церковь. Мир. Миссия: Мысли о Православии на Западе. М., i996.

25. Язык Церкви: Вып. 1-3 [Сб.]. М., 1997-2004.

ГГГ. История миссии

1. Августин (Никитин), архим. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви во второй половине XIX — начале XX вв. СПб., 2006.

2. Аверинцев С. Христианство в истории европейской культуры // Он же. Другой Рим. СПб., 2005. С. 276-314.

3. Биографический словарь миссионеров Русской Православной Церкви / Сост. свящ. С. Широков. М., 2004.

4. Гаврилюк П. Л. История катехизации в древней Церкви. М., 2001.

5. Евфимий (Моисеев), иеродиак. Святой Бонифаций — апостол Германии. Режим доступа: //http://www.pravoslavie.ru/put/sv/boniface.htm.

6. Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М., 2007.

7. Иванов С. А. Византийское миссионерство. М., 2004.

8. Из духовного наследия алтайских миссионеров: Сборник / Сост. Б. И. Пивоваров. Новосибирск, 1998.

9. Иннокентий, свт., митр. Московский и Коломенский. Наставления священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования новообращенных во христианскую веру // Православная община. 1997. № 3 (39). С. 17-33.

10. Иннокентий, свт., митр. Московский и Коломенский. Указание пути в Царствие Небесное. М., 2010.

11. «Истинного христианина делают вера и любовь ко Христу». Из бакалаврской работы Ирины Еркаевой «Принципы миссии преп. Германа Аляскинского» // Миссионерское обозрение 28. Приложение к газете «Кифа». 2008. 11 (85), сентябрь. С. 1.

12. Корсун С. Преподобный Герман Аляскинский: Жизнеописание. М., 2005.

13. Кувшинский Б. Православие в Японии: особенности миссии свт. Николая Японского // Свет Христов просвещает всех. Альманах Свято-Филаретовского института. Вып. Г. М., 2007. С. 50-60.

14. Лебедев Лев, прот. «Колумбы Росские»: Апостольство Русской Православной Церкви в Америке (XVШ-XIX вв.). М., 2003.

15. Макарий (Невский), митр. Московский и Коломенский. Слова и беседы по миссионерскому делу (1884-1913 гг.). Сергиев Посад, 1914.

16. Михайлова Т. Святой Колумба Ирландский // Альфа и Омега. 1997. № 3 (14). С. 239-244.

17. Нестеров С. В. Словом и житием наставляя: Жизнь и труды преподобного Макария Алтайского. М., 2005.

18. Николай (Касаткин И. Д.), архиеп. Японский. «Я здесь совершенно один русский»: Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии. СПб., 2002.

19. ОлексаМихаил, прот. Принципы православного миссионерства: Из опыта Церкви на Аляске // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ, 1992-1996. С. 261-264.

20. Селахварзи Х. Мы будем утешены. Исход от ислама к Православию. М., 2005.

21. Солдатова И. Главные принципы миссии в сочинениях и практике алтайских миссионеров XIX — начала XX века (до 1918 г.) // Миссионерское обозрение 26. Приложение к газете «Кифа». 2006. 7 (81), май С. 1-2.

22. Спиридон (Кисляков), архим. Из виденного и пережитого. Воспоминания миссионера-проповедника. М., 2008.

23. Струве Н. Духовный опыт русской эмиграции // Он же. Православие и культура. М., 2000. С. 294-316.

24. ТахиаосА.-Э. Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян. Сергиев Посад, 2005.

25. Филяновский Игорь, свящ. Держись мира и сотвори любовь: Очерки из истории русского православного миссионерства XIX-XX веков. М., 2002.

26. Шохин В. Святой равноапостольный Ансгарий — просветитель Скандинавии // Альфа и Омега. 1999. № 2 (20). С. 227-250.

IV. Практическая миссиология

1. Александр (Милеант), еп. Жизнь после смерти. М., 2005.

2. Амвросий (Юрасов), архим. Православие и протестантизм. Иваново, 1994.

3. Антоний Сурожский, митр. Диалог верующего с неверующим // Он же. Беседы о вере и Церкви. М., 1991. С. 7-51.

4. Бог в душе или человек в Церкви? Нестандартные ответы на стандартные вопросы. М., 2008.

5. Бог и человек: вопросы нашей жизни и смерти. М., 2009.

6. Ведение открытых (миссионерских) встреч. Открытый семинар // О мирном и непримиримом противостоянии злу в церкви и обществе. Материалы VI Сретенского собора. М., 2005. С. 26-42.

7. Вениамин (Федченков), митр. О вере, неверии и сомнении // Он же. «А сердце говорит мне: верь!». М., 2004. С. 109-415.

8. ВеронисЛ. «Жил с людьми и пытался быть как они». Как живут долгосрочные миссионеры. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/albania-mission/.

9. Верю — Не верю. Диалог с атеистом. М., 2007.

10. Гиллквист П. Возвращение домой. От протестантизма к Православию. М., 1996.

11. Гиппиус А. На пути к Богу. Настольная книга человека, входящего в Православие. М., 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Гончаров Иоанн, прот. Многие поищут войти, и не возмогут. СПб., 2010.

13. Духанин В. Во что мы веруем. 100 ответов современнику. М., 2008.

14. Ефимов Игорь, свящ. Современное харизматическое движение сектантства. М., 1995.

15. Каледа Глеб, прот. Остановитесть на путях ваших... Записки тюремного священника. М., 2002.

16. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Слово пастыря. М., 2005.

17. Козлов Максим, прот. 400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни. М., 2009.

18. Кочетков Георгий, свящ. Возможная система оглашения в Русской Православной Церкви в современных условиях. М., 1997.

19. Крифт П. Трактаты. М., 2002.

20. Кураев Андрей, диак. Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир? М., 2009.

21. Он же. Диспут с атеистом. М., 2007.

22. Он же. Протестантам о Православии. Наследие Христа. Клин, 2009.

23. Макарий (Маркиш), иером. На пороге Церкви. М., 2011.

24. Максимов Ю. Вызов ислама и Православная Церковь. М., 2010.

25. Он же. Религия креста и религия полумесяца. М., 2008.

26. Миссионерский путеводитель по Библии / Сост. диакон Иоанн Смолин. Минск, 2011.

27. Мой путь к Богу и в Церковь. Живые свидетельства 90-х годов XX века. М., 2003.

28. Николай Сербский (Велимирович), свт. Миссионерские письма. М., 2011.

29. Осипов А. Бог. М., 2010.

30. Он же. Путь разума в поисках истины. Основное богословие. М., 2010.

31. Отец Тимофей. Письма к мусульманину. М., 2010

32. Петр (Мещеринов), игум. О некоторых наших ошибках. М., 2007.

33. Он же. Проблемы воцерковления. М., 2007.

34. Поваров К. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодежью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания. М., 2007.

35. Помоги моему неверию. Избранные публикации журнала «Фома» 19972000 годов. М., 2005.

36. Пономарев Ф. А. Христианство и спорт: размышления на тему. Саратов, 2010.

37. Православная миссия сегодня: Сборник статей и публикаций. М., 2010.

38. Путь к Православию: Свидетельства людей, перешедших в православную веру из других религий и вероисповеданий / Сост. А. Баранов. М., 2006.

39. Свенцицкий Валентин, прот. Диалоги // Он же. Диалоги: Проповеди, статьи, письма. М., 2010. С. 49-383.

40. Сергий (Королёв), архиеп. Путь к Богу // Я возлюбил вас... Архиепископ Пражский Сергий (Королёв). Автобиография. Свидетельства современников. Духовное наследие. М., 2003. С. 376-394.

41. Сила звёзд или промысл Божий: Православная Церковь и наука об астрологии / Сост. В. Чернов. М., 2009.

42. Стеняев Олег, прот. Школа диспута. М., 2010.

43. Сысоев Даниил, свящ. Дневник миссионера. М., 2011.

44. Он же. Инструкция для ловца человеков. М., 2010.

45. Ткачёв А., прот. Смотри, Небо становится ближе. М., 2008.

46. Харакас С., прот. Православие в вопросах и ответах. Минск, 2009.

47. Чебанов Олег, свящ. Православный священник и современная школа. Курск, 2004.

48. Четвериков Сергий, прот. О препятствиях на пути к Евангелию. М., 1999.

49. Шмеман Александр, протопресв. Беседы на радио «Свобода». В 2-х т. М., 2009.

50. Шугаев Илия, свящ. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.