УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА: МАТРИЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ
ПОЛУПАН Ксения Леонидовна - канд. пед. наук, доцент, зам. директора департамента образовательных программ и образовательной политики. E-mail: [email protected] Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, Россия Адрес: 236016 г. Калининград, ул. А. Невского, 14
Аннотация. В статье представлен анализ нормативных и методических материалов, регламентирующих процессы организации и проведения учебной практики. Классифицированы теоретические подходы к проектированию учебной практики. Определены основные пути реализации предлагаемых решений в образовательном процессе на примере подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование».
Ключевые слова.: образовательный процесс, учебная практика, проектирование учебной практики, матричная схема организации учебной практики, кейс, кластеры компетенций
Для цитирования: Полупан К.Л. Учебная практика: матричная технология организации // Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). С. 159-164.
В условиях постоянной модернизации образовательных стандартов особенно важны систематизация и интеграция дисциплин, модулей и практик, что позволяет удержии-вать целостность учебного процесса при реализации образовательной программы в университете.
Образовательная программа вуза включает в себя четыре основных кластера: учебные дисциплины, дисциплины профиля (ранее назывались специализации), практика, государственная итоговая аттестация. Каждый кластер имеет свои особенности, отличается целями, задачами, научной и практической значимостью для формирования высококвалифицированного выпускника. Но есть проблема. В проекции на нынешнее состояние образовательной среды, на наш взгляд, имеет место своего рода разделение, расщепление её «на куски», выражающееся в том, что дисциплины оказываются «в стороне» от практической деятельности. Дисциплины профиля глубже раскрывают особенности профессиональной деятельности, но они никак не опираются на ранее пройденный или предназначенный для освоения в будущем материал учебных дисциплин. Практика же
зачастую становится для студента формальным получением зачёта за приготовленный отчёт, а не площадкой «проб и ошибок» и тем более не началом исследования, которое может быть продолжено в выпускной квалификационной работе. В условиях почти «полной свободы» в проектировании содержания образовательных программ высшего образования сложилась ситуация, когда содержание учебной практики для одного и того же направления может не только различаться по целям, задачам и результатам обучения, но и по наполнению.
Нами был сделан сравнительный анализ программ учебной практики по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» некоторых педагогических университетов и институтов (они размещены на сайтах образовательных организаций). Анализу подвергались программы учебных/учебных полевых практик первых курсов 2-го семестра по следующим позициям:
• структура программы;
• определение формируемых компетенций обучающихся;
• определение содержания;
• определение этапов;
• представление критериев оценки и форм отчетности по результатам прохождения практики.
Что касается структуры, то все программы придерживаются общепринятой схемы, заданной на федеральном уровне «порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалите-та, программам магистратуры». При определении результатов прохождения учебной практики, т.е. формируемых компетенций обучающихся, образовательные программы различаются не только подходами, но и содержанием. Так, в перечень формируемых в ходе учебной практики компетенций разработчики программ включают: владение основами профессиональной этики и речевой культуры; готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся; способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета; способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции и другие. В некоторых программах перечислены все заявленные в образовательном стандарте компетенции, что является просто невозможным на первом и втором курсах обучения студентов.
Характерно, что при «разложении» результатов обучения на «знать», «уметь», «владеть» их содержание зачастую никак не коррелирует с этими концептами. Встречаются ошибки в разработке программ, но они также имеются и в содержании компетенций, представленных в образовательных стандартах. Поэтому разработчикам приходится иногда искусственно «притягивать» заявленные в нормативных документах компетенции. Это оставляет свой отпечаток и на содержании учебной практики. Чтобы искоренить разночтения, необходима некая уни-
версальная модель организации, разработки содержания и проведения учебной практики студентов педагогического направления. При этом важно подчеркнуть, что она должна стать не только местом апробации способностей, но и площадкой проблемати-зации будущей профессиональной деятельности. Поэтому процесс организации и проведения практики мы рассматриваем с той же позиции, что и организацию учебного процесса в целом. Предлагаются следующие направления её эффективной реализации:
1) единые федеральные требования к результатам, содержанию и формам проведения практики, соотнесенные с результатами освоения образовательных программ и трудовыми функциями, определёнными профессиональным стандартом педагога. Тогда учебная практика как элемент образовательной программы становится комплексом мер по формированию педагогических и других умений;
2) построение и разработка контента с «погружением» в будущую профессиональную деятельность обучающегося. Этот подход позволит превратить учебную практику в элемент образовательной программы, диагностирующий уровень сформированности педагогических умений и способностей на раннем этапе, тем самым обеспечивая эффективное построение дальнейшего индивидуального маршрута;
3) формирование диагностических и управленческих компетенций обучающихся. Высокий уровень овладения диагностическими и управленческими умениями позволит обучающемуся значительно расширить свои возможности в педагогической деятельности.
Учебная практика, исходя из её названия, в первую очередь должна способствовать усвоению новых знаний, смыслов, терминологии. Она должна быть тесно вплетена в образовательный процесс, что позволит осуществлять индивидуально-ориентированный подход к обучению.
Организация воспитательно-образовательного процесса в вузе, при котором
Рис. 1. Матричная схема технологии организации и проведения учебной практики
студенты имеют дело не только с готовыми профессиональными знаниями, но и с информацией, предназначенной для извлечения знаний, способствует самоуправлению познавательным процессом в ходе освоения профессиональной деятельности в информационной среде, развивает у них способность самостоятельно выстраивать и упорядочивать познавательный процесс, побуждает их к целенаправленному овладению соответствующими умениями и навыками [1]. Именно учебная практика позволяет сформировать необходимые будущему педагогу способности и умения, например, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые профессиональные знания и творчески применяя их для решения разнообразных педагогических ситуаций, критически мыслить, видеть возникающие трудности и искать пути их рационального преодоления, практически применять приобретаемые знания, генерировать новые идеи, творчески мыслить, грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы), быть коммуникабельным, самостоятельно повышать свой интеллектуальный, нравственный и культурный уровень [2].
Предлагаемая технология организации и проведения учебной практики позволяет обеспечить максимальную интенсивность исследовательской и самостоятельной деятельности студента, что, на наш взгляд, является наиболее эффективным способом его погружения в педагогическую деятельность (Рис. 1). Матричная схема предполагает конструирование элементов практики в соответствии с ключевыми направлениями в её организации, с выделением в ней трех основных узлов: деятельности, исследования и кейса. Каждая узловая точка обеспечивает подход к проектированию процесса учебной практики. Так, цель и результаты практики должны быть нацелены на взаимодействие субъектов на уровне общения, доверия, ответственности за общий результат. Ориентация на деятельность будет способствовать более тщательному отслеживанию результатов учебной практики, тем самым обеспечивая руководство информацией о ходе достижения поставленных целей. Рассматривая принципы, функции и методы организации и проведения учебной практики с позиции «исследования», необходимо сосредоточить внимание на оптимизации процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, вовлечённых в практическую деятельность. Звеном, определяющим, по нашему мнению, содержание, этапы и формы учебной практики, является кейс, объединённый общей логи-
Таблица 1
Пример проектирования результатов обучения в ходе учебной практики
Кластеры компетенций Кейс-задания
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, готовность к осуществлению профессиональной деятельности; готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса; способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия; способность к самоорганизации и самообразованию «Паспорт образовательной организации» «План мероприятий для класса на 1 год» (с анкетированием учителей, родителей, детей)
Готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса; готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования; владение основами профессиональной этики и речевой культурой; способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики «Психолого-педагогический портрет учителя» «Построение индивидуального маршрута обучения» (на конкретном примере)
кой построения, внутренним единством заранее спроектированных заданий.
В ходе реализации образовательной программы в университете не требуется делить практику на подготовительный, основной и заключительный этапы. Каждый интервал практики, каждое задание и её форма должны затягивать студента в «воронку» педагогической деятельности через исследование и постепенное накопление опыта.
Для эффективной реализации данной схемы очень важно правильно спроектировать весь процесс прохождения учебной практики - от начала и до конца. Самое трудное в любом проектировании - это чёткая формулировка и соотнесение результатов и целей. Проанализировав содержание требований образовательного стандарта (по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование») к результатам освоения программы, мы выделили кластеры компетенций, которые могут и должны быть сформированы в процессе учебной практики (Табл. 1). Обозначенные
результаты определяют направление в разработке заданий исследовательского типа с установленной структурой выполнения, логикой и взаимосвязью всех заданий от простого к сложному (не выполнив одно, не сможешь сделать другое), с учётом индивидуального опыта обучающегося.
Наиболее эффективной формой практической работы исследовательского характера является проект, выполнение которого способствует, помимо формирования ключевых компетенций, развитию таких качеств личности, как ответственность за результат, дисциплинированность, соблюдение режима работы. При этом сегодня необходим отказ - и в теории, и на практике - от рассмотрения человека как «обучаемого», который должен лишь усваивать образцы часто уже неактуального прошлого опыта, своего рода «информационных консервов». Эти образцы не могут иметь для обучающегося личностного смысла, если он не видит ситуаций их будущего практического применения в жизни и труде, если они не представлены в модельной форме в образова-
тельном процессе на любом уровне системы непрерывного образования [3].
При организации учебной практики обучающийся должен видеть реальный результат своей деятельности, с тем чтобы использовать его для дальнейшего развития в профессии. Поэтому основой предлагаемых нами кейсов, выполнение которых поэтапно формирует диагностические, исследовательские и аналитические умения, является контент ежедневной работы учителя. Контент включает в себя:
- освоение комплекса методов исследования индивидуальных особенностей обучающегося и детского коллектива, их достижений и затруднений;
- изучение особенностей организации и проведения педагогического эксперимента (наблюдение и оценивание фактов, событий, статистическая и компьютерная обработка эмпирических данных, полученных при помощи различных способов исследования);
- применение способности устанавливать причинно-следственные связи, умений сформулировать проблему;
- оценку степени полезности и эффективности технологий, методов и приемов, выбранных для разрешения конкретной педагогической проблемы или профессиональной задачи.
Предлагаемое нами решение поддерживают исследователи, рассматривающие изменения в образовательном процессе университета в более широком контексте. Инновационный подход в образовании определяется ими через умение и готовность руководителей и преподавателей проектировать и моделировать нужный вузу учебный процесс с использованием различных образовательных технологий [4].
Литература
1. Гавришина О.Н, Филатова Е.В. Профессионально ориентированная информационная среда обучения // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 148-152.
2. Винокурова Н.В. Организация образовательной среды в педвузе // Высшее образование в России. 2012. № 5. С. 85-88.
3. Вербицкий А.А, Рыбакина Н.А. О системе, процессе и результате непрерывного образования // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 47-54.
4. Методика преподавания в высшей школе: учеб.-практ. пособие / В.И. Блинов, В.Г. Ви-ненко, И.С. Сергеев. М.: Юрайт, 2015. 315 с.
Статья поступила в редакцию 24.05.17.
С доработки 07.07.17.
Принята к публикации 14.07.17.
PRACTICAL TRAINING: MATRIX TECHNOLOGY OF ORGANIZATION
Ksenia L. POLUPAN - Cand. Sci. (Education), Deputy Director of the Department of Education Programs and Education Policy, e-mail: [email protected] Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russia Address: 14, A. Nevskogo str., Kaliningrad, 236041, Russian Federation
Abstract. The article analyzes legal and methodological materials, which standardize the process of organization and carrying out of student practical training. The author classifies theoretical approaches to practical training design, matrix technology of its organization, and presents the main ways of implementing the suggested approaches on the example of bachelor training in the field of Pedagogical Education (code: 44.03.01).
Keywords: educational process, student practical training, matrix technology of practical training design, case, competence clusters
Cite as: Polupan, K.L. (2017). [Practical Training: Matrix Technology of Organization]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 8/9 (215), pp. 159-164. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Gavrishina, O.N., Filatova, E.V. (2011). [Students' Professional Training on the Basis of Information and Special Disciplines Integration]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 4, pp. 148-152. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Vinokurova, N.V. (2012). [Organization of Education Environment at the Pedagogical Institute]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 5, pp. 85-88. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Verbitskiy, A.A., Rybakina, N.A. (2016). [Invariable Result ofLife-Long Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6, pp. 47-54. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Blinov, V.I., Vinenko ,V.G., Sergeev ,I.S. (Eds). (2015). Metodika prepodavaniya v vysshei shkole [Teaching Methodology in Higher Education Institutions: Teaching Aid] / Moscow: Yurait Publ., 315 p. (In Russ.)
The paper was submitted 24.05.17.
Received after reworking 07.07.17.
Accepted for publication 14.07.17.
ОБРАЗОВАНИЕ
Уважаемые коллеги!
Редколлегия и редакция журнала «Высшее образование в России» сердечно поздравляет с 70-летием братский журнал «Вопросы философии» - признанный флагман отечественной философской мысли. Профильных философских изданий сегодня немало, но «Вопросы» по-прежнему сохраняют лидерские позиции - по теоретическому уровню своих публикаций, безупречному академическому стилю, широте тематики, многообразию рубрик, активности «круглых столов», на которых обсуждаются злободневные проблемы, глубине интеллектуальных интервью с выдающимися деятелями мировой философии и культуры.
Даже в годы строгой идеологической цензуры «Вопросы» открывали новые имена нашей талантливой философской молодежи, а также всеми силами приподнимали «железный занавес» для знакомства читающей публики с выдающимися деятелями зарубежной философии ХХ столетия. В годы перестройки и далее именно здесь можно было освоить непривычные для советской философии тематические горизонты - проблемы феминизма, философские вопросы экономики, геополитики, права, теологии, философии образования, широкий спектр методологических проблем физики, биологии, психологии, географии, экологии, биоэтики и многое-многое другое. Особая заслуга журнала - возвращение на родину высланного «философского парохода».
«Вопросы философии» - это всегдашний порыв к свободе философского поиска, даже когда времена не благоприятствуют, даже когда приходится рисковать автору и редактору в изменяющейся социальной обстановке. Это и составляет секрет «неувядающей молодости» нашего юбиляра. Желаем нашему «старшему брату» дальнейшего процветания - стабильно мудрой редакционной политики, великолепных авторов и финансового благополучия!
Л_Г