РЕКОНСТРУКЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
ПОЛУПАН Ксения Леонидовна - канд. пед. наук, доцент, зам. директора Департамента образовательных программ и образовательной политики. E-mail: [email protected] Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Институт гуманитарных наук Адрес: ул. А. Невского, 14, г. Калининград, 236016, Россия
Аннотация. При анализе требований к преподавательской деятельности выявлены проблемы, связанные с различными факторами, в том числе: с новым нормативным обеспечением образовательной программы, несвоевременным получением информации, с изменениями типа и вида деятельности обучающихся и др. Намечены и классифицированы некоторые пути совершенствования деятельности преподавателя высшей школы, обозначенные как система «3К», обеспечивающие повышение эффективности образовательного процесса и взаимодействия с обучающимися с целью формирования их практического опыта.
Ключевые слова: преподаватель, система 3 К (коммуникация, кооперация, конструирование ), деятельность преподавателя, компетенции современного преподавателя, опыт практической деятельности, инноватор, актор, Атлас новых профессий
Для цитирования:Полупан К.Л. Реконструкция деятельности преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. 2017. № 2 (209). С. 45-51.
Введение
Кардинальные перемены в деятельности преподавателя вуза сегодня становятся центральной проблемой организации эффективного процесса управления качеством образования. Преподавателям приходится по ходу нововведений оперативно решать вопросы диверсификации образовательных программ с учётом компетенций, которыми должен овладеть студент по окончании каждого уровня профессиональной подготовки [1]. При этом существенно изменяется поле деятельности преподавателя: из передатчика знаний он должен стать помощником, которому обучающийся доверяет свой индивидуальный образовательный маршрут, так как сегодня более важны не теоретические аспекты профессиональной деятельности выпускника, а продукты его творческой деятельности, подходы, технологии, приемы, с помощью которых она будет реализовываться.
Существуют некоторые «психологические советы» для обеспечения функции преподавателя как «помощника », их опреде-
лил К. Роджерс в своей работе «Свобода учиться». Главной задачей преподавателя, по его мнению, оказывается «облегчение» и стимулирование процесса обучения, что предполагает создание особой атмосферы, интеллектуальной и эмоциональной среды поддержки процесса учения. Принципами такой работы являются:
1) доверие. С самого начала и на всём протяжении учебного процесса преподаватель должен демонстрировать полное доверие к обучаемым;
2) целевая установка. Преподаватель обязан помогать обучаемым в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым обучаемым в отдельности;
3) ориентация на мотивы. Преподаватель должен исходить их того, что у обучаемых есть внутренняя мотивация к обучению;
4) опыт. Преподаватель должен выступать для обучаемого источником разнообразного опыта, к нему всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с труд-
ностями в решении той или иной проблемы;
5) объективность. Важно, чтобы преподаватель выступал для каждого обучаемого воплощением этого принципа;
6) саморазвитие. Преподавателю следует развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;
7) активность. Преподаватель должен быть актором группового взаимодействия;
8) эмоциональность. Преподаватель должен открыто выражать в группе свои чувства;
9) сопереживание. Преподаватель должен стремиться к эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого обучающегося [2].
Методология педагогики рассматривает деятельность преподавателя высшей школы с разных сторон: обучающей, научной, методической. Отсюда следует известная классификация видов деятельности преподавателя высшей школы: обучающая (просветительская, профессиональная компетентность), научная (научно-исследовательская, исследовательская), методическая (учебно-методическая, технологическая), воспитательная, организаторская. Отсюда же - общепринятое определение: «современный преподаватель - это человек, осуществляющий деятельность по обучению, воспитанию, развитию потенциала студентов, ведущий активную научно-исследовательскую работу, участвующий в управлении кафедрой и других видах орга-низационныхработ» [3].
Между тем современному студенту «требуется» преподаватель «нового формата», умеющий объединить все его возможности «во имя» результата. Сегодня происходит кардинальная трансформация деятельности преподавателя, связанная с неклассической организацией образовательного процесса, включающей компе-тентностный подход, модульное построение учебного плана, реализацию индивиду-
альной траектории обучения, создание саморазвивающейся образовательной среды, организацию практико-ориентированного учебного процесса, стимуляцию познавательной активности обучающегося и др. Все эти новации имеют отношение не только к обучающимся, но и к преподавателям.
Данные задачи и принципы развития образования легли в основу современной классификации профессий. В «Атласе новых профессий» [4], разработанном коллективом авторов «Сколково», предлагается такая типология специалистов в области образования:
- модератор;
- разработчик образовательных траекторий;
- тьютор;
- организатор проектного обучения;
- координатор образовательной он-лайн-платформы;
- ментор стартапов;
- игромастер;
- игропедагог;
- тренер по майнд-фитнесу;
- разработчик инструментов обучения состояниям сознания.
Конечно, данная классификация далека от существующей «картины мира ». Однако она определяет вектор развития подготовки будущих работников образования и раздвигает рамки, которыми сегодня всё ещё ограничена педагогическая деятельность в вузе.
Некоторые пути решения проблемы
В своём исследовании мы постарались найти пути «безболезненной» реконструкции деятельности преподавателя вуза. На рисунке 1 изображена модель непрерывной профессиональной подготовки выпускника университета, ориентированной на «нужды» работодателя. Очевидно, что в данной схеме ключевым объединяющим фактором становится деятельность преподавателя. Ведь если меняется «схема обучения» для студента, то, конечно же, из-
Рис. 1. Модель непрерывной подготовки выпускника университета
меняется и «схемапреподавания». Соответственно, для реализации целей высшего образования, ориентированного на обучающегося, у преподавателя высшей школы должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
- системное мышление;
- умение изобретать методические инновации;
- способность применять необходимые технологические приемы в зависимости от формируемой компетенции, от этапа ее формирования, от содержания дисциплины (модуля);
- умение внедрять и использовать игровые тренинги или их элементы;
- владение мультикультурной коммуникацией (не менее двух языков);
- интеграция научных исследований в образовательный процесс в быстроменяющихся условиях;
- персональная ответственность за результат обучения;
- высокий уровень сформированнос-ти коммуникативных навыков;
- владение технологией управления
проектной деятельностью;
- умение использовать во внеаудиторной работе онлайн-курсы, онлайн-плат-формы для обогащения учебного пространства;
- знание профессиональных стандартов и ориентированность на «заказ потребителя»;
- навыки формирования индивидуальной траектории и организации опережающей подготовки;
- планирование карьерного роста и профессионального развития;
- оперативное реагирование на изменения в структуре профессиональной деятельности.
Деятельность преподавателя современной высшей школы выстраивается в соответствии со сменой образовательной парадигмы: от «обучения» - к «продвижению по программе». При этом образовательная организация должна обеспечивать непрерывность профессиональной подготовки. Новый смысл образовательного процесса связан с пониманием его незавершённости в условиях высокой скорости обновления
информации, устаревания знаний и необходимости обучения в течение всей жизни.
Бакалавриат в данной схеме должен обеспечить: базовую подготовку по направлению; специальную подготовку в рамках выбранной обучающимся направленности (профиля); формирование первичных практических умений и навыков будущей профессиональной деятельности; сформиро-ванность проектных, коммуникационных умений, способствующих мобильности и устойчивости в будущей профессиональной деятельности или «пополнению накопленного» на следующем уровне продвижения по программе.
Содержание подготовки в магистратуре должно быть многовариантным, гибким, предполагающим многообразие индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов. Здесь важен органичный синтез с различными программами дополнительного образования, в комплексе отвечающими конкретным потребностям отдельных обучающихся. При этом организация учебного процесса в целом должна обеспечивать свободу выбора содержания обучения и его практическую направленность. Поэтому главным для преподавателей магистратуры является не вопрос мотивации учащегося, а максимально быстрое удовлетворение конкретных запросов магистрантов в получении знаний и формировании навыков [5]. Отсюда - специально подготовленный активный процесс самообучения, предоставление обучающемуся свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, форм оценивания результатов.
В данной схеме построения образовательного процесса уровень аспирантуры (программы подготовки кадров высшей квалификации) является, на наш взгляд, неким витагенным полем с высокой концентрацией самостоятельного исследования, нацеленного на поиск эффективных лайнеров своей научно-исследовательской работы. Именно поэтому одним из ключевых
элементов её эффективной организации становится «единый» руководитель образовательной программы магистратуры и аспирантуры (а в идеальном случае - и бакалавриата). Аспирантура как институт должна существовать не сама по себе, а как средство удовлетворения индивидуальных потребностей аспиранта, потребностей университета в своём становлении и развитии, государства как кузницы кадров высшей квалификации, востребованных в целях модернизации и инновационного развития экономики, промышленности, науки, техники, производства [6].
Итак, в условиях единой целевой установки и различного содержательного наполнения уровней высшего образования у преподавателя должны быть сформированы соответствующие новые компетенции. Решение данной задачи мы видим в изменении вектора профессиональной деятельности преподавателя, что обозначается нами как «Система 3К» (коммуникация - кооперация - конструирование) (рис. 2).
Преподавательская деятельность - это в первую очередь общение, и поэтому будущий преподаватель обязательно должен обладать коммуникативными качествами. С точки зрения психологии такой тип людей относят к экстравертам, но это не означает, что интроверт не может быть преподавателем, ведь преподавание - это деловое общение, и подобного уровня может достичь абсолютно каждый человек, считающий своим долгом донести свои мысли до других [7].
Сегодня почти 80% преподавателей высшей школы имеют только базовое образование по направлению, в рамках которого читаются его курсы, т.е. экономику читает экономист, не всегда владеющий педагогической техникой, психологическим сопровождением «своей » дисциплины. В условиях учебного процесса, ориентированного на построение индивидуальной траектории, знание основ психолого-педагогического взаимодействия, владение педагогически-
коммуникация
кооперация
конструирование
Рис. 2. Система 3К
ми приемами ведения аудиторных и внеаудиторных занятий преподавателю высшей школы жизненно необходимо [8].
«Интерактивная», ориентированная на студента педагогика исходит из того, что учебная аудитория перестает быть местом, где происходит односторонняя конвейерная передача знаний от профессора к студенту. Схема педагогического взаимодействия кардинально изменилась: на смену «линейному» контакту преподавателя и студента пришёл комбинированный (комплексный) подход. В настоящее время традиционные схемы взаимодействия перестают реально работать по отношению и к студенту, и к преподавательской деятельности. Скажем, сегодня очевидно снижается эффективность проверенных многолетним опытом образовательных технологий, а за классической формой занятий может скрываться опасность бесполезности предоставляемой преподавателем информации. В данном случае «спасти» ситуацию может только совместная деятельность преподавателя не только со студентом или с группой, но и с преподавателями-коллегами, а также с профессионалами в данной сфере практики (второе «К» в нашей системе).
Сложность преподавательской задачи состоит в том, чтобы вовлечь студента в деятельность, показав источники, средства и методы её эффективного функционирования. Деятельность должна быть реализована таким образом, чтобы студент строил картину осуществляемой деятельности, критиковал её, создавал иное представление, а затем, удерживая и первое, и второе представления, проектировал организационные действия, направленные на перевод практики из существующего состояния в «требуемое ». Поэтому перед преподавателем стоит сложнейшая задача: показать, «какуметь делать» (третье «К»). Результатом становится ориентирование обучаемого в ситуации, приобретение необходимых (для каждого - индивидуальных) знаний, умение правильной постановки цели действия в соответствии с объективными законами и личными обстоятельствами.
Подготовка специалиста в любой области должна предполагать выращивание у обучаемого способностей исследовать (как минимум - видеть), критиковать, проектировать деятельность, а также умений выстраивать информационное поле как поле действия [9]. Управление деятельностью в
общем виде сводится к следующим способностям:
- видеть все многообразие проявлений эмпирической реальности как деятельность - целостно и системно;
- выявлять затруднения в деятельности, исследовать деятельность;
- критиковать деятельность, систематизировать затруднения, находить причинно-следственные связи, конструировать проблему;
- строить мыслительные способы решения проблемы, проектировать этапы и развитие деятельности;
- организовывать деятельность в соответствии с проектными представлениями;
- контролировать и корректировать реализацию деятельности, проектные представления, действия и приемы.
Заключение
Подводя итоги, можно обозначить «поле» развития деятельности преподавателя высшей школы, осуществляющего ак-торскую функцию:
- создание нового продукта / новой схемы деятельности / новой системы функционирования и т.п.;
- определение последовательности операций с опорой на рефлексию, на опыт своей деятельности;
- осуществление «мультидисципли-нарного» подхода к решению профессиональных задач;
- внедрение проектных решений и по-
строение аналитики, позволяющей обеспечить постоянное обновление технологий и приёмов работы.
Литература
1. Красинская Л.Ф. Преподаватель высшей
школы: каким ему быть? (Размышления о социальных ожиданиях и профессиональных реалиях)// Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 37-45.
2. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учить-
ся. М.: Смысл, 2002.
3. Преподаватель вуза: технологии и органи-
зация деятельности. Учебное пособие / Под ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М., 2010. 389 с.
4. Атлас новых профессий. URL: http:// atlas100.ru
5. Гафурова Н.В, Твердохлебова Т.В. Магис-
терская подготовка в реализации андра-гогического подхода // Сибирский педагогический журнал. 2011. Вып. 10. С. 37-43.
6. Кармазинский А.Н. Аспирантура: пробле-
мы и пути их решения // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. 2012. № 6. URL: http:/ / www.science-education.ru
7. Амирасланова Р.А. Профессиональная де-
ятельность преподавателя вуза. URL: http:// www.scienceforum.ru/ 2015/1210/ 12513
8. Вербицкий А.А. Преподаватель - главный
субъект реформы образования // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 13-20.
9. Новиков А.М, Новиков Д.А. Образова-
тельный проект (методология образовательной деятельности), М., 2004. Статья поступила в редакцию 20.10.16.
RECONSTRUCTION OF PEDAGOGICAL ACTIVITIES IN HIGHER EDUCATION
POLUPAN Ksenia L. - Cand. Sci. (Pedagogy), Deputy Director of the Department of Education Programs and Education Policy, e-mail: [email protected] Immanuel Kant Baltic Federal University. Kaliningrad, Russia Address: 14, A. Nevskogo ul., Kaliningrad, 236041, Russian Federation
Abstract. The article focuses on the main causes of the "weaknesses" in the system of higher education. The analysis of the requirements to pedagogical activities shows that these causes relate to various factors including new regulatory framework for educational programs,
late submission of information about current changes, changes in the type of students' activities, etc. Some of the ways to change the pedagogical activities in higher education were identified and classified. These ways called 3C system (communication, cooperation, construction) will lead to more efficient educational process based on interactive ways of working with students in order to form their practical experience.
Keywords: professor's activities, communication, cooperation, construction, changes, teacher's competences, practical experience, innovator, actor, Atlas of new jobs
Cite as: Polupan, K.L. (2017). [Reconstruction of Pedagogical Activities in Higher Education]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. No. 2 (209), pp. 4551. (In Russ., abstract in Eng.)
1. Krasinskaya, L.F. (2015). [Teacher of Higher School: What Will He Be? (Reflections on Social
Expectations and Professional Realities)]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1, pp. 37-45. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Rogers, C., Freiberg, H.J. (2002). Svoboda uchitsya [Freedom to Learn]. Moscow: Smysl Publ. (In
Russ.)
3. University Professor: Technologies and Organization of Activities. Textbook / S.D. Reznik (Ed).
Moscow: INFRA-M, 2010. 389 pp. (In Russ.)
4. Atlas ofNew Jobs. Available at: http://atlas100.ru
5. Gafurova, N.V., Tverdokhlebova, T.V. (2011). [Master's Training in the Implementation of the
Andragogical Approach]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. No. 10, pp. 37-43.
6. Karmazinskii, A.N. (2012). [Postgraduate Studies: Problems and Ways of Their Solution]. Sovremennye
problemy nauki i obrazavaniya [Modern Problems of Science and Education]. No. 6. Available at: http:// www.science-education.ru
7. Amiraslanova, R.A. [The Professional Activity of University Professor]. Available at: http:// www.scienceforum.ru/ 2015/1210/12513
8. Verbitskiy, A.A. (2014). [Teacher as a Main Subject ofthe Education Reform]. Vysshee obrazovanie
v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 4, pp.13-20. (In Russ., abstract in Eng.)
9. Novikov, A.M., Novikov, D.A. The Educational Project (Methodology of Educational Activities),
Moscow, 2004. (In Russ.)
References
The paper was submitted 20.10.16.