Научная статья на тему 'Учебная компьютерная изобретательская система «Морфолог»'

Учебная компьютерная изобретательская система «Морфолог» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
81
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Лебедь С. И., Миронов Б. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная компьютерная изобретательская система «Морфолог»»

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

— исключены субъективные факторы при рценке знаний студентов, т.к. оценка выставляется автоматически в зависимости от установленного преподавателем процента задаваемых вопросов и числа правильных ответов.

Данная программа внедрена в настоящее время на кафедре АСНИ и Э используется при выполнении лабораторных работ по курсу ЛИС.

УДК 681.3x5:681.3.06

С. И. Лебедь, Б. Н. Миронов

УЧЕБНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА «МОРФОЛОГ»

Система автоматизации постановки и решения изобретательских задач предназначена для облегчения труда инженера-изобретателя широкого профиля за счет направления его мысли в область наиболее перспективных идей, а также предоставления ему средств документирования полученных решений. Принятый за основу метод морфологического ящика принадлежит к семейству методов направленной интуиции и состоит в разработке новых технических решений на основе информации об известных реализациях. Наличие развитой информационной системы делает возможным использование данного программного продукта в учебном- процессе при изучении метода морфологического ящика учащимися различных учебных заведений.'

От известного зарубежного аналога — программы «Вгатэ1;огтег» (мозговой штурм) система «Морфолог» отЛичается богатыми интерфейсными и сервисными возможностями, каталогизацией морфологических таблиц, связыванием морфологической таблицы с электронным блокнотом, возможностью использования системы в учебном процессе, а также реализацией отложенного морфологического анализа и многим другим. Но наиболее существенные различия относятся к механизму генерации цепочек альтернатив, т. е. к поиску технических решений. При генерации цепочек используется точный математический метод — метод «ветвей и границ», модифицированный для учета особых сочетаний альтернатив.

Система «Морфолог» реализует следующие функциональные возможности:

1) построение морфологической таблицы в диалоге с пользователем;

2) автоматизированный поиск и ранжирование возможных реализаций технического объекта по любой совокупности критериев оценки;

3) связывание морфологической таблицы с электронным блокнотом, содержащим постановку задачи и результаты проведенного анализа таблицы;

4) возможность вывода информации из электронного блокнота в файл и на печать;

5) реализацию так называемого отложенного морфологического анализа за счет построения иерархии морфологических таблиц;

6) возможность использования программы в качестве лабораторной работы по курсу «Психолого-методологические основы изобретательской деятельности» и в качестве автоматизированного рабочего места изобретателя;

7) ведение специализированной базы данных для хранения морфологических таблиц.

Секция учебно-методическая

УДК 658.512.2

А. В. Лучинин, Б. Н. Миронов

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПСИХОЛОГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Опыт многолетнего преподавания курса «Методы научно-технического творчества» (МНТТ) привел к необходимости реорганизации его содержания за счет увеличения акцента как на методологическую [1], так и на психологическую части учебной программы. В качестве основы методологического модуля нами принята так называемая законопознавательная методология, известная пока малому кругу ученых [2]. Она содержит в себе такую общую систему законов, из которой как частный случай выводятся многие законы техники. Кроме того, она распространяется и на психологию изобретательской деятельности.

Наряду с классическими подходами П. В. Симонова, А. Я. Пономарева и Г. Селье авторы попытались развить новый подход в объяснении теории творческого процесса на основе упомянутой выше законопознавательной методологии. В результате в программу курса были введены разделы «Энергоинформационная модель творческого процесса» и «Фазы развития творческого процесса», ориентированные именно на специфику изобретательской деятельности.

В качестве совершенствования учебно-лабораторной базы нового курса решено наряду с применением компьютерных изобретательских систем и традиционным тестированием психологических качеств творческой личности внедрить тренажерные системы по развитию необходимых для изобретателя качеств. В качестве таких тренажерных установок применены разработанные в ОКБ «Ритм» система тренировки стрессоустойчивости, установка тренировки необходимых качеств на основе использования биообратной связи, аппараты по определению функциональной асимметрии мозга: стабилоплат-форма и др.

Кроме лекционных и лабораторно-практических занятий, учебный план нашей дисциплины предусматривает выполнение домашнего творческого задания, состоящего в постановке и решении учебно-тренировочной изобретательской задачи. Работа выполняется как в домашних условиях, так и в компьютерной лаборатории с использованием изобретательских и исследовательских систем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Миронов Б. Н. О развитии философско-методологического блока учебного курса «Психолого-методологические основы изобретательской деятельности»//«Про-блемы высшей школы России на рубеже XXI века». Пенза, 1994.

2. Рыбкин И. М. Космическая математика Пушкина и циклы живого. Таганрог, 1957. (Рукопись).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.