Научная статья на тему 'Использование персональных компьютеров при обучении студентов'

Использование персональных компьютеров при обучении студентов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
99
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование персональных компьютеров при обучении студентов»

Секция учебно-методическая

ц ветов на контрольные вопросы, а также вызывать любую программу-эмулятор некоторой технической системы.

Система обладает дружественным интерфейсом с пользователем и является универсальной и расширяемой, т.к. теоретические данные, вопросы

и ответы на них, а также названия вызываемых программ-эмуляторов представляются в ней в виде базы данных.

Для редактирования базы данных имеется специальная программа редактирования данных, также обладающая удобным и дружественным пользователю интерфейсом, что позволяет быстро и наглядно редактировать базы данных системы.

В настоящее время для системы разработаны две программы-эмулятора, имитирующие работу системы с канальными процессорами нулевого порядка и различными модуляторами-демодуляторами.

УДК 681.3.60

Г. И. Ткаченко

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

В докладе рассматривается пакет прикладных программ, предназначенный для автоматизации процесса обучения с использованием ПЭВМ. Разработка пакета прикладных программ попытка создания универсального инструмента преподавателя, позволяющего полностью использовать функциональные возможности ПЭВМ, такие как: расширенная графика, широкая палитра цветовоспроизведения, быстродействие, большая вычислительная мощность, широкий спектр системного программного обеспечения. Перечисленные выше характеристики ПЭВМ позволяют предоставлять информацию студентам не только в виде выводимого на экран текста, но и красочно иллюстрировать излагаемый материал динамическими рисунками с цветовым выделением ключевых моментов, выдачей графического материала и расчета его в реальном времени для различных вариантов аргумента. Такое изложение материала должно привести к улучшению восприятия учебной информации студентами и, как следствие, к более глубокому ее усвоению.

Отличительными особенностями пакета являются следующие:

— дружественный интерфейс и широкие возможности контекстной помощи, позволяющие легко освоить работу с программой;

— универсальность, позволяющая иллюстрировать излагаемый материал рисунками, динамическими временными диаграммами, графиками;

— возможность импорта учебного материала, содержащегося на машинных носителях, что упрощает внедрение пакета программ;

— индивидуальный подход к обучению, т.к. программа позволяет изменять сложность задаваемых вопросов, их число и минимальный процент правильных ответов;

— устранена возможность несанкционированного доступа студентов к вопросам и ответам, что значительно уменьшает вероятность распространения таблицы правильных ответов среди них;

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

— исключены субъективные факторы при оценке знаний студентов, т.к. оценка выставляется автоматически в зависимости от установленного преподавателем процента задаваемых вопросов и числа правильных ответов.

Данная программа внедрена в настоящее время на кафедре АСНИ и Э используется при выполнении лабораторных работ по курсу ЛИС.

УДК 681.3x5:681.3.06

С. И. Лебедь, Б. Н. Миронов

УЧЕБНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА «МОРФОЛОГ»

Система автоматизации постановки и решения изобретательских задач предназначена для облегчения труда инженера-изобретателя широкого профиля за счет направления его мысли в область наиболее перспективных идей, а также предоставления ему средств документирования полученных решений. Принятый за основу метод морфологического ящика принадлежит к семейству методов направленной интуиции и состоит в разработке новых технических решений на основе информации об известных реализациях. Наличие развитой информационной системы делает возможным использование данного программного продукта в учебном- процессе при изучении метода морфологического ящика учащимися различных учебных заведений.'

От известного зарубежного аналога — программы «Вгатэ1;огтег» (мозговой штурм) система «Морфолог» отЛичается богатыми интерфейсными и сервисными возможностями, каталогизацией морфологических таблиц, связыванием морфологической таблицы с электронным блокнотом, возможностью использования системы в учебном процессе, а также реализацией отложенного морфологического анализа и многим другим. Но наиболее существенные различия относятся к механизму генерации цепочек альтернатив, т. е. к поиску технических решений. При генерации цепочек используется точный математический метод — метод «ветвей и границ», модифицированный для учета особых сочетаний альтернатив.

Система «Морфолог» реализует следующие функциональные возможности:

1) построение морфологической таблицы в диалоге с пользователем;

2) автоматизированный поиск и ранжирование возможных реализаций технического объекта по любой совокупности критериев оценки;

3) связывание морфологической таблицы с электронным блокнотом, содержащим постановку задачи и результаты проведенного анализа таблицы;

4) возможность вывода информации из электронного блокнота в файл и на печать;

5) реализацию так называемого отложенного морфологического анализа за счет построения иерархии морфологических таблиц;

6) возможность использования программы в качестве лабораторной работы по курсу «Психолого-методологические основы изобретательской деятельности» и в качестве автоматизированного рабочего места изобретателя;

7) ведение специализированной базы данных для хранения морфологических таблиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.