Научная статья на тему 'Перспективы развития учебного курса «Психолого методологические основы изобретательской деятельности»'

Перспективы развития учебного курса «Психолого методологические основы изобретательской деятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лучинин А. В., Миронов Б. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития учебного курса «Психолого методологические основы изобретательской деятельности»»

Секция учебно-методическая

УДК 658.512.2

А. В. Лучинин, Б. Н. Миронов

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПСИХОЛОГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Опыт многолетнего преподавания курса «Методы научно-технического творчества» (МНТТ) привел к необходимости реорганизации его содержания за счет увеличения акцента как на методологическую [1], так и на психологическую части учебной программы. В качестве основы методологического модуля нами принята так называемая законопознавательная методология, известная пока малому кругу ученых [2]. Она содержит в себе такую общую систему законов, из которой как частный случай выводятся многие законы техники. Кроме того, она распространяется и на психологию изобретательской деятельности.

Наряду с классическими подходами П. В. Симонова, А. Я. Пономарева и Г. Селье авторы попытались развить новый подход в объяснении теории творческого процесса на основе упомянутой выше законопознавательной методологии. В результате в программу курса были введены разделы «Энергоинформационная модель творческого процесса» и «Фазы развития творческого процесса», ориентированные именно на специфику изобретательской деятельности.

В качестве совершенствования учебно-лабораторной базы нового курса решено наряду с применением компьютерных изобретательских систем и традиционным тестированием психологических качеств творческой личности внедрить тренажерные системы по развитию необходимых для изобретателя качеств. В качестве таких тренажерных установок применены разработанные в ОКБ «Ритм» система тренировки стрессоустойчивости, установка тренировки необходимых качеств на основе использования биообратной связи, аппараты по определению функциональной асимметрии мозга: стабилоплат-форма и др.

Кроме лекционных и лабораторно-практических занятий, учебный план нашей дисциплины предусматривает выполнение домашнего творческого задания, состоящего в постановке и решении учебно-тренировочной изобретательской задачи. Работа выполняется как в домашних условиях, так и в компьютерной лаборатории с использованием изобретательских и исследовательских систем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Миронов Б. Н. О развитии философско-методологического блока учебного курса «Психолого-методологические основы изобретательской деятельности»//«Про-блемы высшей школы России на рубеже XXI века». Пенза, 1994.

2. Рыбкин И. М. Космическая математика Пушкина и циклы живого. Таганрог, 1957. (Рукопись).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.