НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44)2015
УДК 316.43 И. О. КИРИЛЛОВА
ББК Ч30/49.74.2
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере общего образования является включение в него детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение этой группы школьников регламентировано Законом РФ «Об образовании», Федеральным государственным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), единой концепцией Специального федерального образовательного стандарта (СФГОС), Специальным федеральным образовательным стандартом.
Анализируя данные ежегодного публичного доклада Администрации Томской области «О положении детей в Томской области», можно увидеть, что число учеников с ограниченными возможностями здоровья в период с 2011 по 2014 год в коррекционном образовании увеличилось на 21% (121 и 146 человек соответственно), в то время, как в общем образовании их число выросло на 313% (1312 и 5419 человек соответственно) (3). Рубежным в изменении числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общем образовании стал 2012 год - год принятия Закона РФ «Об образовании». По данным доклада из 5419 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 17% имеют инвалидность, 12% учеников с тяжёлыми и сочетанными нарушениями, 8% - с умственной отсталостью.
Педагоги и специалисты общего образования ранее не имели такой массовой практики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, включение «особенных» детей в школьное образование носило скорее локальный характер и выстраивалось в модели нормализации обучения: ребёнок приспосабливался к условиям образования. Теперь же для значительной части обучающихся с ограниченными возможностями здоровья достижение цензового образовательного уровня затруднено, актуальной становится их социализация в учебной деятельности общего образования. Для этого обучение должно выстраиваться в иной модели: социализации и культурологического подхода в образовании. Целью школьного образования становится социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности общего образования.
Во ФГОС общего образования определены требования к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам, в СФГОС они дополнены требованием к уровню освоения основных образовательных программ в соответствии с возможностями и потребностями детей с ограниченными возможностями здоровья. В каждой образовательной области в соответствии с СФГОС необходимо выделить два компонента: академический и
жизненной компетенции (14, 4).
Академический компонент конкретизируется внутри каждой образовательной области и каждого учебного предмета, а компонент жизненной компетенции включён в учебную деятельность. Он позволяет формировать необходимые практические умения: речевая практика, практика применения математических знаний, практика взаимодействия с окружающим миром, практика личного взаимодействия с людьми, практика творчества и художественных ремёсел. Такой подход демонстрирует, с одной стороны, разрыв компонентов «предметное знание» и «практика применения предметного знания», с другой стороны, подчёркивает необходимость создания специальных образовательных условий, в которых предметные знания будут усваиваться через личный опыт социального взаимодействия. По мнению авторов, рассмотрение компонентов академического и жизненной компетенции в неразрывном единстве возможно, если рассматривать их как социализацию школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами учебной деятельности.
Это актуализирует проблему исследования: какие психолого-педагогические условия учебной деятельности позволят эффективно социализировать младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе? Для решения проблемы авторами были намечены и в ходе исследования решены следующие задачи: проанализирована взаимосвязь понятий, составляющих теоретический базис исследования; выявлены особенности компонентов и показателей социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;
228
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44) 2015
выявлены психолого-педагогические условия учебной деятельности в общем образовании, которые позволяют эффективно социализировать младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, влияют на уровень социализированности.
Рассмотрение понятий «социализация», «социализированность», «учебная деятельность» в работах И.С.Кона, В.А.Андреевой, А.В.Мудрика, В.С.Мухиной, Т.Б.Сергеевой, К.В. Сачкова, Б.И.Кононенко, В.Н. Куровского, Г.Н.Пяткиной, Ф.И. Гааз позволило сделать выводы о том, что социализированность представляется как результат социализации; социализация может быть осуществлена средствами учебной деятельности при создании соответствующих психологопедагогических условий; младший школьный возраст является благоприятным периодом для становления учебной деятельности и формирования основ социализированности (5, 1, 8, 9, 13, 12, 6, 7, 10, 2).
Исследование с целью определения условий социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами учебной деятельности проводилось в период с октября 2013 г. по сентябрь 2015 г. на базе МБОУ «СОШ №198» города Северска Томской области и охватывало 69 учащихся (из них 14 с ограниченными возможностями здоровья), 54 родителя, 6 учителей и 3-х специалистов школы. Ограниченные возможности здоровья младших школьников были подтверждены заключениями Территориальной психолого-медикопедагогической комиссии ЗАТО Северск: 8 учеников с задержкой психического развития, 5 - с тяжёлыми нарушениями речи, 1 - с нарушением зрения, кроме того нарушение эмоциональноволевой сферы было указано у 2 учеников с задержкой психического развития и 3 учеников с тяжёлыми нарушениями речи. Школьники с ограниченными возможностями здоровья обучались в трёх общеобразовательных классах в одной параллели, что обеспечило одну возрастную категорию учащихся. Распределение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в классах сложилось следующим образом: 2А класс - из 24 учащихся 5 с ОВЗ (21%), 2Б класс - из 23 учеников 5 с ОВЗ (22%), 2В - из 22 учеников 4 с ОВЗ (18%). Два класса (2а,2Б) составили экспериментальную группу, один класс (2В) - контрольную группу.
В ходе исследования проверялась эффективность четырех групп условий учебной деятельности в общем образовании, позволяющих эффективно социализировать младших школьников с ограниченными возможностями здоровья: организационно-педагогический, программно-
методические, коррекционно-поддерживающие, диагностические.
При определении организационно-педагогических условий были установлены формы организации и кратность учебных взаимодействий. Подбор учебных заданий осуществлялся таким образом, чтобы за учебный день школьники не менее двух раз были включены в работу в паре и в группе, один раз в неделю предлагались учебные задания, для выполнения которых ученикам было необходимо проявить личностные качества, представив в виде письменных работ, устных выступлений, самопрезентаций продукт своей учебной деятельности, своего творчества. Также на каждом этапе эксперимента в параллели обучающихся проводилось образовательное событие «Мой учебный проект», в ходе которого каждый из учеников - участников эксперимента представлял продукт, придуманный и разработанный им самостоятельно в учебной деятельности. Учащиеся представляли собранные гербарии, коллекции камней, загадки, стихи и сказки собственного сочинения, удобные способы запоминания табличного умножения и деления, разбиение слов из словаря на удобные для запоминания группы, модели математических действий, схемы правил по русскому языку и др., предлагая возможности применения этих продуктов в учебной деятельности.
В группе программно-методических условий были определены уровни усвоения учебного материала: базовый, рефлексивный, функциональный. Задания базового уровня обязательны к усвоению всеми учениками класса и являются необходимым, но достаточным уровнем усвоения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их выполнение оценивается «удовлетворительно». Рефлексивный уровень заданий предполагает, что они выстроены на усвоенном материале, но в них содержатся «ловушки»: избыточные или недоопределённые данные. Задания функционального уровня готовят школьников к самостоятельному открытию новых знаний, применению имеющихся знаний в новой нестандартной ситуации. Если ученик справляется с функциональным заданием самостоятельно, то он заслуживает оценки «отлично», но в классе таких учеников, как правило, немного. Поэтому более целесообразно применять задания функционального уровня для групповой работы.
Для реализации коррекционно-поддерживающих условий педагогами общего образования были освоены техники фасилитации, коучинг, тьюторинг, позволяющие оказывать учебную помощь, стимуляцию и поддержку обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Для создания коррекционно-поддерживающих условий в семьях детей с ограниченными
229
НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44)2015
возможностями здоровья были разработаны и проведены занятия «Школы ответственного родителя», тематический блок «Дети разные нужны, дети разные важны». Также были задействованы ассистирующие устройства, учебные пособия в соответствии с потребностями детей.
Для проведения комплексной оценки социализации младших школьников использовалась диагностика П.П.Рожкова «Мониторинг социализации учащихся», позволяющая определить уровень социализации (высокий, средний, низкий) учащегося, оценив результаты по направлениям: социальная адаптированность, автономизация, социальная активность,
приверженность гуманистическим нормам жизнедеятельности (11). Экспертная оценка групповой работы и индивидуальных достижений проводилась по разработанным в ходе эксперимента «Листам экспертной оценки». Для самооценки эффективности учебных взаимодействий учениками были составлены памятки для работы в паре и группе.
В контрольной группе учебная деятельность проводилась во фронтальных и индивидуальных формах организации, не включались учебные задания, требующие парной, групповой работы, демонстрации личностных позиций. На каждом этапе эксперимента им однократно предлагались учебные задания, требующие групповой работы, проявления личностной позиции с последующей саморефлексией и экспертной оценкой.
На констатирующем этапе эксперимента младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья в экспериментальной и контрольной группах демонстрировали уровни социализации: низкий - 43%, средний - 43%, высокий - 14%. При этом у большинства учащихся этой группы экспертами отмечался крайне ограниченный набор приёмов, способов, стилей взаимодействия, стереотипный характер их использования, привычка к внешнему стимулированию, предпочтение позиции «ведомого» во взаимодействиях, склонность к подражанию социальному окружению в ущерб индивидуализации, самоопределению.
В результате определения и реализации условий, эффективных для социализации средствами учебной деятельности в общем образовании младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья в экспериментальной группе достигли уровней социализации: низкого -21%, среднего - 36%, высокого - 43%. Эта же экспертная группа отметила у них расширение спектра приёмов, способов, стилей взаимодействия, умение выстраивать взаимодействие при включении в иную среду, при смене ролевых позиций участников, актуализацию таких индивидуальных качеств, как активность, инициативность, забота и др., умение принимать самостоятельные/ответственные решения, демонстрацию начальных навыков самообразования. По данным итоговой диагностики в контрольной группе изменений в абсолютных показателях выявлено не было, изменения уровней социализированности в период эксперимента не произошло.
При реализации эксперимента был отмечен его воспитательный эффект: у учеников с ограниченными возможностями здоровья отмечено формирование самооценки, самоконтроля, саморефлексивности, переносимое из учебной деятельности на социальное взаимодействие вообще. В классах экспериментальной группы учителя отметили уменьшение числа негативных аффективных реакций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на отметки «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», обращений учащихся к педагогу для урегулирования детских взаимоотношений, снизилось число конфликтов между учащимися, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья стали чаще включаться в игры со сверстниками на переменах в роли не просто участников, а организаторов игры. Также у 35% младших школьников с ограниченными возможностями здоровья по результатам итоговой аттестации выросла успеваемость.
Таким образом, в процессе исследования была выявлена совокупность психологопедагогических условий, влияющих на социализацию школьников, экспериментально доказана их эффективность и определены средства учебной деятельности, позволяющие социализировать младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общем образовании.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Наука, 2001. - 288 с.
2. Гааз, Ф.И. Педагогическая психология / Ф.И. Гааз. - М.: Педагогическое образование и наука, 2003. - 46 с.
3. Департамент по вопросам семьи и детей Томской области. Ежегодный доклад «О положении детей в Томской области». - URL: http://family.tomsk.gov.ru/ru/otraslevoe-razvitie/doklad-o-polozhenii-detey-v-tomskoy-oblasti (дата обращения 01.10.2015)
230
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44) 2015
4. Единая Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. // Альманах Института коррекционной педагогики. 2009.- № 13. - С. 5-39
5. Кон, И.С. Ребёнок и общество / И.С. Кон. - М.: Академия, 2003. - 336 с.
6. Кононенко, Б. И. Культурология / Б.И. Кононенко. - М.: Вече, 2003 . - 512 с.
7. Куровский, В.Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты / Г.Н. Пяткина, В.Н. Куровский //Вестник ТГПУ. Серия: Педагогика. - 2010. - № 10 (100). - С. 141-144.
8. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2006. - 304 с.
9. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.:Академия, 2001. - 456 с.
10. Куровский, В.Н., Еремина Л.С. Социализированность как результат процесса социализации подростков / В.Н. Куровский//Вестник ТГПУ. Серия: Педагогика. -2011. -№ 10 (112). - С.166 -169.
11. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
12. Сачков, К.В. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Под общей редакцией В. С. Стёпина /К.В.Сачков. - М.: Мысль, 2001.- 721с. - 1 т.
13. Сергеева, Т.Б. Аксиологические проблемы образования и воспитания в контексте теории социокультурной динамики / Т.Б.Сергеева автореферат диссертации по философии, Ставрополь, 2001. - URL: http://cheloveknauka.com/aksiologicheskie-problemy-obrazovaniya-i-vospitaniya-v-kontekste-teorii-sotsiokulturnoy-dinamiki#ixzz3WXhMLVe3 (дата обращения 01.04.2015)
14. Федеральные государственные стандарты общего образования.- URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения 01.05.2015)
REFERENCES:
1. Andreeva, G.M. Socialnaja Psychologyja.[Social Psychology] / G.M. Andreeva. - Moscow: Izdatelstvo Nauka, 2001. - 288p. (in Russian)
2. Gaas, F.I. Pedagogicheskaia Psychologyia [Educational Psychology] / F.I. Gaas. - Moscow, Pedagogicheskoie obrazovanyie I nayka, 2003. - 467p. (in Russian)
3. Department po voprosam semji i detey Tomskoj oblasti. Egegodnyj doklad ”O pologeniyj detej v Tomskoj oblasti” [The Department of family and children of Tomsk region. Annual report ”On situation of children in the Tomsk region”]. - URL: http://family.tomsk.gov.ru/ru/otraslevoe-razvitie/doklad-o-polozhenii-detey-v-tomskoy-oblasti (01.10.2015) (in Russian)
4. Edinayja concepcyja federalnyx gosydarstvennyx obrazovatelnyx standartov dlia detej s ogranichennymi vozmognostiami zdorovja: osnovnyje pologenija. [The concept of a single special federal state educational standards for children with disabilities. Basics]// Almanax Instituta correctionnoj pedagogyki [Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy]. 2009. №13 р5-39 (in Russian)
5. Kon, I.S. Rebionok i obshestvo. [Child and society] / I.S. Kon. - Moscow. Izdatelskej zentr "Academyja”, 2003. - 336 p. (in Russian)
6. Kononenko, B.I. Culturologija.[Cultural Studies] / B.I. Kononenko. - Moscow: Veche, 2003. - 512p. (in Russian)
7. Kurowski, V. N. Materinscaja deprivacija i ejo structurnyje componenty [Maternal deprivation and its structural components] / G. N. Pyatkina, V.N. Kurowski //Vestnik TGPU, Seriya: Pedagogyka. -Tomsk: izdatelstvo TSPU, 2010. - № 10 (100). - P. 141-144.
8. Mudrik, A.V. Socializatija cheloveka [Socialization of the individual]. / A.V. Mudrik. - Moscow: Izdatelskei zentr ”Academyia”, 2006. 304p. (in Russian)
9. Mukhina, V.S. Vozrastnaja psychologyja: Phenomenologyia razvityia, detstvo, otrochestvo / V.S. Mukhina//[Psychology: The phenomenology of development, childhood, adolescence] - Moscow, Izdatelskei zentr "Academyia”, 2001. 456p. (in Russian)
10. Kurovskij, V.N., Erjomina L.S. Socializirovannost kak rezultat processa socializacii podrostkov / V.N. Kurovskij// [Successful social adjustment ability as a result of adolescents’ socialization process.] - Vestnik TGPU, №10 (112). Seriya: Pedagogyka. - Tomsk: izdatelstvo TSPU, 2011. - P. 166-169.
11. Rozhkov, M. I. Organizatcija vospitatelnogo prozessa v shcole: Ucheb. Posobie dlia stud. Visch.ucheb. zavedenyi. / L. V. Bajborodova, M.I. Rozhkov [Organization of educational process in the school Textbook. a manual for students. the high. proc. institutions.] — M.: Humanitie, ed. centre VLADOS, 2000. — 256 p.
231
НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44)2015
12.Sachkov K.V. Novaja filosofskaja encyclopedija / pod obschei redakciyei V.S. Stepin. [New Encyclopedia of Philosophy / Edited by V.S. Stepin.] V 4 tomax. / Tom1 - 721p. - Moscow, Mysl. 2001. (in Russian)
13.Sergeeva T.B. Axiologicheskije problemy obrazovaniyja I vospitaniyja v contexte theoryi socioculturnoj dynamici [Axiological problems of education in the context of the theory of sociocultural dynamics]/ T.B.Sergeeva avtoreferat dissertacyi po philosophy [T.B.Sergeeva thesis abstract philosophy], Stavropol, 2001. (in Russian) -URL: http://cheloveknauka.com/aksiologicheskie-problemy-obrazovaniya-i-vospitaniya-v-kontekste-teorii-sotsiokulturnoydinamiki#ixzz3WXhMLVe3 (01.04.2015)
14.Federalnyje gosudarstvennyje standarty obchego obrazovanyja [The Federal state standards of General education.]- URL: Шр://минобрнауки.рф/документы/543 (01.10.2015)
Учебная деятельность в общеобразовательной школе как средство социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Ключевые слова: условия социализации, учебное взаимодействие, начальная школа, школьники с ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация, индивидуализация.
Рассмотрены возможности учебной деятельности для социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья на начальной ступени обучения в общеобразовательной школе. Понятия, раскрывающие основные подходы к рассмотрению социализации, рассмотрены во взаимосвязи. Представлены методы социализации, реализуемые через психолого -педагогические условия учебной деятельности. Описана модель социализации, интегрирующая отдельные условия учебной деятельности в единый комплекс. Показано, как учебная деятельность в общем образовании может быть использована для социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены содержательные аспекты1 академического компонента и компонента жизненной компетенции Рассмотрены социально-адаптивные возможности условий начального общего образования. Описаны уровни усвоения учебного материала, структура учебных заданий для индивидуальной и групповой работы, варианты1 представления индивидуальных учебных достижений учащихся. Представлены разработанные методы оценки и уровни социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах исследования. Отмечены наблюдаемые в ходе эксперимента воспитательные и учебные эффекты.ы
Educational activity in a secondary school as a means of socialization of younger students with disabilities
Keywords: terms of socialization, educational interaction, primary school, pupils with disabilities, social adaptation, individualization.
The possibility of training activities for socialization of students with disabilities at the primary education stage in school. The idea reveals the main approaches to the consideration of socialization are considered in conjunction. Presents methods of socialization, realized through the psychological and pedagogical conditions of educational activity. Describes a model of socialization that integrates individual conditions of educational activity in a single complex. Demonstrates how learning activities in General education can be used for socialization of students with disabilities. Identified problematic aspects of the academic component and a component life competence. The social-adaptive abilities of the terms of General primary education. Describes the levels of learning, structure learning tasks for individual and group work, variations in the representation of individual student achievements. Presents methods of evaluation and levels of socialization of pupils with disabilities at different stages of the study. Observed during the experiment educational and training effects.
Сведения об авторе:
Кириллова Ирина Олеговна, соискатель лаборатории развития образования Института развития образования Российской академии образования при Томском государственном педагогическом университете (Россия, г. Томск), E-mail: kirillow71@sibmail.com
Information about the author:
Kirillova Irina Olegovna, Ressercher of Education Development laboratory a Institute of Education Development of the Russian Academy of Edication, Tomsk State Pedagogical University (Russian, Tomsk), E-mail: kirillow71@sibmail.com
232