Научная статья на тему 'Участники процесса управления региональным промышленным комплексом и особенности их взаимодействия'

Участники процесса управления региональным промышленным комплексом и особенности их взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / УЧАСТНИКИ УПРАВЛЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГОСУДАРСТВО / РЕГИОН / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / МОДЕЛЬ / MANAGEMENT / MEMBERS MANAGEMENT / COLLABORATION / STATE / REGION / INDUSTRIAL COMPLEX / MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галямов Ю. Ю.

В статье рассмотрены участники процесса управления региональным промышленным комплексом и раскрыты особенности их взаимодействия в условиях меняющейся рыночной среды. Представлена теоретическая модель организации взаимодействия между участниками процесса управления региональным промышленным комплексом и раскрыты функции органов государственной власти региона как участника данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMBERS IN THE MANAGEMENT OF THE REGIONAL INDUSTRIAL COMPLEX, AND ESPECIALLY THEIR INTERACTION

The article deals with members of the management of the regional industrial complex and the features of their interactions in a changing market environment. The theoretical model of interaction between members in the management of the regional industrial complex are presented, and disclosed the functions of public authorities in the region as a participant in this process.

Текст научной работы на тему «Участники процесса управления региональным промышленным комплексом и особенности их взаимодействия»

инновациями в сфере ЖКХ необходимо:

- упрощение механизмов государственной поддержки инновационных преобразований в отрасли;

- повышение эффективности взаимодействия участников инновационных мероприятий;

- совершенствование механизма адаптации нововведений и ускорения процессов технического перевооружения;

- повышение собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги;

- создание индивидуальных накопительных домовых счетов;

- внедрение адресной защиты населения путем введения персонифицированных социальных счетов граждан;

- реализовать комплекс мер по локализации инвестиционных рисков.

Кроме того, гибким организационным структурам присущи следующие признаки: способность сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к изменяющимся условиям; ориентация на ускоренную реализацию сложных проектов, комплексных программ, решение сложных проблем; ограниченное действие во времени, т.е. формирование на временной основе на период решения проблемы, выполнения программы; создание временных органов управления. К разновидностям гибких структур можно отнести проектные, матричные, программно-целевые, проблемно-целевые, структуры, основанные на групповом подходе (командные, проблемно-групповые, бригадные), сетевые организационные структуры.

Для гибких организационных структур характерно отсутствие бюрократической регламентации деятельности органов управления, детального разделения труда по видам работ, размытость уровней управления и небольшое их количество, гибкость структуры управления, децентрализация принятия решений, индивидуальная ответственность каждого работника за общие результаты деятельности.

Применение методов программно-целевого управления в целях развития ЖКХ по своему сущностному содержанию представляет собой инструментарий внедрения инноваций в исследуемой отрасли. Использование программно-целевого управления позволяет не только предвидеть будущие события в социально-экономическом развитии страны, но и посредством определенных действий в соответствии с намеченными ориентирами и целями ослабить негативные и усилить положительные последствия планируемых процессов. Таким образом, использование программно-целевого управления инновациями в сфере ЖКХ необходимо для того, чтобы наметить и реализовать мероприятия по управлению процессом развития исследуемой отрасли.

УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ И ОСОБЕННОСТИ ИХ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Галямов Ю.Ю., к.э.н., профессор, Томский государственный архитектурно-строительный университет

В статье рассмотрены участники процесса управления региональным промышленным комплексом и раскрыты особенности их взаимодействия в условиях меняющейся рыночной среды. Представлена теоретическая модель организации взаимодействия между участниками процесса управления региональным промышленным комплексом и раскрыты функции органов государственной власти региона как участника данного процесса.

Ключевые слова: управление, участники управления, взаимодействие, государство, регион, промышленный комплекс, модель.

MEMBERS IN THE MANAGEMENT OF THE REGIONAL INDUSTRIAL COMPLEX,

AND ESPECIALLY THEIR INTERACTION

Galyamov Y., Cand.Econ.Sci., professor, Tomsk State University of Architecture and Building

The article deals with members of the management of the regional industrial complex and the features of their interactions in a changing market environment. The theoretical model of interaction between members in the management of the regional industrial complex are presented, and disclosed the functions ofpublic authorities in the region as a participant in this process.

Keywords: management, members management, collaboration, state, region, industrial complex, model.

Эффективность управления региональным промышленным комплексом во многом зависит от рациональности взаимодействия участников этого процесса в современной промышленности. Тесное и непрерывное взаимодействие участников процесса всегда имело решающее значение при использовании ограниченных производственных ресурсов в интересах удовлетворения потребностей общества. По мере развития экономики взаимодействие участников процесса управления региональным промышленным комплексом наполнялось новым содержанием, расширялись его рамки и объем, возрастала сложность совместно решаемых задач. Дождеев Л.В. отмечает, что реинтеграция, предполагающая восстановление прежних схем, объемов и форм связей, уже невозможна: необходим новый тип интеграции и новый механизм регионального сотрудничества в сфере развития регионального промышленного комплекса. Основой этого механизма должно стать сохранение уже созданных и внедрение новых организационных форм с участием отечественного и зарубежного капитала, а также использование новых разновидностей региональной организации производительных сил [1].

В современных условиях значение взаимодействия участников процесса управления региональным промышленным комплексом резко возрастает. Появление качественно новых отраслей производства, увеличение дифференциации и специализации отдельных производств, развитие малого бизнеса, углубление международного разделения труда - все это предопределяет поиск новых путей

повышения эффективности взаимодействия участников процесса управления региональным промышленным комплексом. Возрастание значимости взаимодействия участников процесса управления региональным промышленным комплексом в современных условиях приводит к необходимости более глубокого исследования его сущности и содержания. Но, прежде чем рассматривать организационно-экономические основы взаимодействия, необходимо определиться с основными участниками процесса управления региональным промышленным комплексом и с их функциями.

Можно классифицировать следующий состав участников процесса управления региональным промышленным комплексом и выделить, описать их функции. Среди участников процесса управления региональным промышленным комплексом можно выделить:

1. Уровень властных структур Российской Федерации: Президент Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации;

2. Уровень властных структур региона: Государственный Совет региона, Правительство региона, министерства и ведомства региона;

3. Администрации городов и районов региона;

4. Уровень промышленных предприятий;

5. Уровень финансовых институтов: коммерческие банки, страховые компании, фонды, лизинговые компании;

6. Уровень институтов, предоставляющих государственные гарантии для привлечения инвестиций в региональный промышленный комплекс;

7. Уровень внешних партнеров (поставщиков сырья, комплектующих, технологий, финансов, информации): инвесторы российского уровня, зарубежья; консалтинговые российские и зарубежные фирмы;

8. Уровень научных коллективов: высшие учебные заведения, НИИ, УНЦ, инновационные центры; общественные организации ученых, негосударственные научные организации, другие центры экономического роста региона;

9. Уровень центров стандартизации, метрологии и сертификации; центров научно - технической информации;

10. Уровень образовательных коллективов, обеспечивающих подготовку кадров: государственные и негосударственные учебные заведения;

11. Уровень общественных организаций, ассоциаций, например, профсоюзные организации.

Опишем теперь функции показанных выше участников процесса управления региональным промышленным комплексом. Функции органов государственной власти Российской Федерации как участника процесса управления региональным промышленным комплексом: выполнение своих обязательств по взаимным соглашениям между Правительством Российской Федерации и Правительством региона в области промышленного развития, содержания мобилизационных мощностей, оплаты госзаказа, управления и перераспределения государственной собственности; конкретизация перспектив развития промышленного производства в регионе в соответствии с приоритетами стратегического развития национальной экономики. Функции органов государственной власти региона как участника процесса управления региональным промышленным комплексом включают 20 позиций, в том числе:

-разработка государственной промышленной политики региона;

-разработка концепций, программ, стратегий, прогнозов промышленного производства в регионе;

-формирование функциональной структуры промышленной системы в рамках структурной перестройки экономики региона;

-формирование целевых систем, функционально связанных с промышленным развитием: внешнеэкономической; финансового, научного обеспечения; управления государственной собственностью и других;

-разработка системы государственного воздействия на развитие промышленных предприятий региона: госзаказ, гарантии, налоговые льготы, целевые программы;

-проведение государственной политики по привлечению стратегических инвесторов в регион;

-управление государственной собственностью; -формирование государственных потребностей в интеграции науки с промышленной системой региона, подготовка и переподготовка кадров.

Функции промышленных предприятий как участника процесса управления региональным промышленным комплексом: выпуск конкурентоспособной продукции, обеспечение занятости и доходов работающим, стабильного поступления налогов в бюджет; создание рыночной инфраструктуры, исключающей одностороннее обогащение торгово-посреднических организаций. Функции коммерческих банков как участника процесса управления региональным промышленным комплексом: обслуживание расчетных счетов промышленных предприятий; предоставление кредитных ресурсов; обеспечение контроля над целевым использованием бюджетных ресурсов; агентское обслуживание процесса финансирования региональных программ; осуществление взаимозачетов на основе клиринга. Функции страховых, лизинговых компаний, фондов как участника процесса управления региональным промышленным комплексом - реализация инвестиционной политики региона в интересах предприятий различной формы собственности, а также малого предпринимательства.

Функции научных коллективов как участника процесса управления региональным промышленным комплексом: участие в разработке научно-технической, научно-технологической, научно-инновационной и научно-промышленной политик региона; разработка рекомендаций; разработка наукоемких бизнес-проектов для потребностей регионального промышленного комплекса; подготовка научных кадров.

Функции образовательных коллективов, обеспечивающих подготовку кадров: разработка учебных планов, максимально учитывающих производственные потребности промышленной системы; переподготовка кадров; разработка рекомендаций по структурной перестройке системы образования, учитывающих ситуацию в стране и регионе. Функции малого предпринимательства как участника процесса управления региональным промышленным комплексом -разработка предложений по взаимовыгодной совместной работе с крупными предприятиями, в частности, по инновационному развитию. Функции общественных организаций, в частности, профсоюзов - формирование рациональных форм взаимодействия с органами государственной власти, руководством предприятий по защите прав работников предприятий. Для реализации перечисленных функций и решения задач совершенствования взаимодействий участников процесса управления региональным промышленным комплексом необходимо осуществить в регионе партнерство представленных выше участников. Тополева Т.Н. отмечает, что переход к социально-ориентированной высокоэффективной рыночной экономике предполагает формирование устойчивой системы экономического и социального партнерства различных участников процесса управления региональным промышленным комплексом. Партнерство выступает принципом взаимодействия, необходимым для согласования экономических и социальных интересов участников процесса управления региональным промышленным комплексом [2].

Савельев Ю.В. также отмечает, что в основу согласования интересов участников процесса управления региональным промышленным комплексом должен быть заложен корпоративный принцип и принцип партнерства. Первый основывается на идентичности объективных закономерностей развития корпоративных структур и региональных социально-экономических систем, что позволяет использовать широкий спектр методов стратегического менеджмента и маркетинга в управлении региональным развитием. При этом учитывается то, что условием сбалансированного развития является согласованное функционирование структурных элементов системы и учет интересов внешних участников рынка. Второй принцип рассматривается в качестве процедуры, обеспечивающей взаимовыгодное сотрудничество различных социально-экономических институтов, организаций, предприятий с целью оптимизации социально-экономического развития общества [3].

Шнипер Р.И. считает, что для выявления точек пересечения интересов разных участников процесса управления региональным промышленным комплексом можно воспользоваться таким инструментом, как матрицы интересов. Можно выделить их 3 вида: регион и предприятия, регион и вышестоящие органы управления, регион и население [4]. В своей перспективной и текущей деятельности органы власти и управления имеют дело с ситуациями, при которых интересы населения, предприятий и организаций, органов власти противоречат друг другу.

Предприниматель стремится к извлечению максимальной прибыли за счет модернизации производства, минимизации накладных расходов и сокращения персонала, органы власти и управления заинтересованы в обеспечении занятости и прибыльной деятельности предприятий, населению нужны гарантии занятости, а не модернизация производства. Понимание целей основных участников процесса управления региональным промышленным комплексом позволяет подойти к формированию партнерства. Взаимодействие может быть достигнуто в том случае, если для каждого из возможных участников цель взаимодействия будет адресно интерпретирована. Как отмечает В.В. Новожилов «... для фактического подчинения местных интересов общему интересу необходимы, прежде всего, локальные показатели общего интереса» [5]. О.И. Тимофеева также считает, что при поиске локальных интересов следует исходить из их конечных целей деятельности и используемых средств для достижения целей, и предлагает основные цели участников процесса управления региональным промышленным комплексом (табл. 1.) [6].

Исходя из перечисленных целей различных участников процесса управления региональным промышленным комплекса и целей совершенствования их взаимодействий появляется возможность организовать реализацию их функций с целью обеспечения устойчивого развития промышленности и удовлетворения частных интересов отдельных рассмотренных участников. Задача заключается в согласовании интересов посредством деятельности. Здесь Микрюков В.Ю. считает, что организация взаимодействия участ-

Таблица 1. Основные цели участников процесса управления региональным промышленным комплексом

Участники Конечная цель Средства достижения цели

Федеральные органы государственной власти Повышение качества жизни населения страны Обеспечение конкурентоспособности национальной экономики Регулирование регионального развития Выравнивание уровня социально-экономического развития регионов Реализация государственных полномочий

Региональные органы государственной власти Повышение качества жизни населения региона Улучшение конкурентных позиций региона Концентрация ресурсов на территории региона Выравнивание уровня социально-экономического развития муниципальных образований Реализация государственных функций

Органы местного самоуправления Повышение качества жизни населения муниципального образования Улучшение конкурентных позиций муниципального образования Концентрация ресурсов на территории муниципального образования Реализация функций органов местного самоуправления

Предприятия Эффективность бизнеса Расширение рынков сбыта Снижение издержек

Население Реализация физиологических потребностей Платежеспособный спрос

Саморазвитие и самореализация Гражданское участие

ников процесса управления региональным промышленным комплексом - это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, направленных на достижение наиболее полной, эффективной согласованности [7].

Отсюда, можно выделить принципы взаимодействия участников процесса управления региональным промышленным комплексом, которые целесообразно рассматривать в трех аспектах: правовом, экономическом и научном. Правовой аспект обусловлен необходимостью соблюдения единых и обязательных для всех экономически и политически независимых участников достигнутых соглашений по взаимодействию, не противоречащих существующему федеральному и региональному законодательству. Экономический аспект обусловлен недостатком опыта организации взаимодействия участников процесса управления региональным промышленным комплексом в условиях меняющейся рыночной среды и многоукладной экономики. К научным принципам принято относить системный подход, предвидение, адаптацию, постоянное совершенствование.

Они являются общими принципами взаимодействия участников процесса управления региональным промышленным комплексом. Все вышесказанное позволяет структурировать определенные требования к организации эффективного взаимодействия участников процесса управления региональным промышленным комплексом (рис. 1). Теоретическая модель организации взаимодействия участников процесса управления региональным промышленным комплексом представлена на рис. 2.

При организации взаимодействия необходимо учитывать условия, в которых оно будет осуществляться, и, исходя из этих условий, определять все остальные требования. Одним из важнейших условий является активная конкуренция за рынки, ресурсы, под-

держку органов власти и управления. В этих условиях взаимодействие должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечивалась его устойчивость и непрерывность. Это требование напрямую связано с таким принципом как заблаговременность, приоритетность и перспективность в организации взаимодействия участников процесса управления региональным промышленным комплексом. Таким образом, высокий динамизм и неравномерность развития регионального промышленного комплекса, предопределяют и такое требование к взаимодействию участников процесса управления, как гибкость. Это требование вытекает из экономического принципа взаимодействия - полноты учета возможностей.

Гибкость взаимодействия обеспечивается своевременным реагированием органов управления на изменение обстановки и оперативным уточнением ранее принятых решений, что направлено на повышение эффективности взаимодействия в изменившихся условиях. Когда речь идет о партнерстве и взаимодействии различных участников процесса управления региональным промышленным комплексом в долгосрочной перспективе, иногда используется термин «стратегический альянс». Добрынин В.В. считает, что стратегический альянс - сотрудничество двух или нескольких юридически самостоятельных компаний, направленное на осуществление их стратегических целей, но не доводящее дело до слияний или поглощений [8].

При этом, Бобина А. придерживается мнения, что стратегический альянс - это доверительные долгосрочные взаимовыгодные отношения между фирмами, позволяющие каждой из них эффективно достигать долговременных целей, координировать и оптимизировать использование совместных ресурсов и минимизировать трансакционные издержки [9]. Эффективность альянсов зависит от потенциала предприятий, способности бизнеса выстраивать дове-

Требования к эффективному взаимодействию участников процесса управления региональным промышленным комплексом

Характерные черты раз вития экономики

Устойчивость взаимодействий Конкуренция Достаточность сил и средств

Непрерывность взаимодействий Неопределенность обстановки Целенаправленность взаимодействий

Гибкость взаимодействий Высокий динамизм развития Централизация взаимодействий

Рис. 1. Требования к эффективному взаимодействию участников процесса управления региональным промышленным комплексом

Органы государственно власти субъектов РФ

Организация взаимодействия

Субъекты экономической деятельности I . ~

Органы местного самоуправления

Промышленные предприятия

Финансовые структуры

Научные организации, ассоциации, союзы

Внешние партнеры (поставщики, инвесторы) |-

Предпосылки организации взаимодействия

Несовершенство диалога бизнеса и власти

Неэффективность деятельности ассоциативных и административных

структур Неэффективность взаимодействия различных уровней управления

Низкая рефлексия власти власти

Неоптимальная структура крупного и малого бизнеса

Низкая степень участия банковского капитала в промышленном производстве

Низкий уровень конкурентоспособности продукции

Направления организации взаимодействия

Формирование и реализация промышленной политики

Развитие кластеров

Формирование финансово-промышленных групп

Создание условий, способствующих межсекторальному переливу капитала в промышленность

Установление взаимосвязи между промышленностью и наукой

Партнерство органов государственной власти и органов местного самоуправления

Формирование ассоциативных структур

Реализация отраслевых программ, инновационных и инвестиционных проектов с применением механизма долевого финансирования

Кооперация и аутсорсинг

Результат организации взаимодействия

Осуществление целевых структурных сдвигов

Повышение степени управляемости промышленным комплексом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Устойчивость развития промышленного комплекса

Партнерство различных уровней управления промышленностью

Повышение конкурентоспособности промышленной продукции

Устойчивость эконом.развития

Повышение инвестиционной и инновационной активности

Рис. 2. Теоретическая модель организации взаимодействий участников процесса управления региональным промышленным

комплексом

рительные взаимовыгодные отношения с партнерами на перспективу [10].

В целом, существование стратегических альянсов оказывает влияние на конкурентоспособность и привлекательность отрасли.

Литература:

1. Дождеев А.В. Обеспечение устойчивости и безопасности экономики региона в современных условиях. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 «экономика и управление народным хозяйством». Москва, 2002, с.16

2. Тополева Т.Н. Формирование устойчивой системы экономического и социального партнерства в регионе (на примере Удмуртской Республики): автореф. на соискание ученой степени к.э.н. -Ижевск, 2002. С. 3

3. Савельев Ю.В. Методические основы территориального стратегического планирования (на примере Республики Карелия): автореф. на соискание ученой степени к.э.н. - Петрозаводск, 2001. С.12

4. Шнипер Р.И. Регион: экономические методы управления. -Новосибирск-Наука. Сиб. отд-ние, 1991. С.130-131

5. Новожилов В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. - М., «Наука», 1972. С.33

6. Тимофеева О.И. Управление финансовыми ресурсами муниципального образования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ижевск, 2003 г. с. 131

7. Микрюков В.Ю. Теория взаимодействия экономических субъектов. - М.: Вузовская книга, 1999. С. 17

8. Добрынин В.В. Формирование хозяйственного механизма промышленных предприятий России: диссертация на соискание ученой степени к.э.н. М. 2002. - 192 с.

9. Бобина А. Стратегические альянсы в глобальной экономике // Мировая экономика и международные отношения, 2001, №11, с. 106.

10. Бобина А. Стратегические альянсы в глобальной экономике // Мировая экономика и международные отношения, 2001, №11, с. 108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.