социально-экономическое значение регионального управления промышленными
предприятиями
_Аннотация
В данной статье автор рассмотрел и систематизировал предпосылки для улучшения системы управления социально-экономическим развитием регионального промышленного комплекса.
_Ключевые слова: промышленный комплекс, регион, государственное
_управление, социально-экономическое развитие, государственно-частное партнерство
Плоткина Анна Рафаиловна
канд. экон. наук, профессор, зав. кафедрой антикризисного управления и оценки собственности, Хабаровская государственная академия экономики и права [email protected]
На современном этапе общественного развития одной из ведущих задач в сфере российской экономики является формирование промышленного комплекса страны, конкурентоспособного на мировом рынке. Существенный износ основных производственных фондов и необходимость согласования интересов большого количества промышленных предприятий, имеющих различную отраслевую принадлежность, создают предпосылки для улучшения системы управления экономическим развитием регионального промышленного комплекса, обеспечивающей эффективное взаимодействие промышленных предприятий и объектов инфраструктуры. Эффективность производственных отношений на уровне региона определяется объемом производительных сил и качеством их использования. Для ее повышения формируется адекватная современным условиям система управления экономикой, использующая производительные силы в качестве ресурсов регионального развития.
Региональный промышленный комплекс (РПК)
Система управления экономикой региона, как и любая система управления, может быть условно раз-
делена на две составляющие: управляющую и управляемую подсистемы. В данном случае управляемая подсистема объединяет производительные силы (ресурсы) и объекты инфраструктурного комплекса, а управляющая - органы планирования, регулирования, контроля и развития, которые обеспечивают реализацию социально-экономических процессов в регионе. Анализ современной экономической ситуации в России позволяет выделить пять составляющих системы управления экономикой региона: ресурсная, инфраструктурная, планово-координационная, инновационная и организационно-контрольная. Каждая составляющая вносит свой вклад в развитие системы управления экономикой и эффективность организации производственных отношений в регионе. Вместе с тем основным элементом производительных сил региона является региональный промышленный комплекс (РПК), под которым в контексте данной работы предлагается понимать совокупность промышленных предприятий и объектов инфраструктуры, объединенных по территориальному признаку и обеспечивающих производство основной доли валового регионального продукта. РПК, являясь основным элементом производительных сил, аналогично системе управления экономикой региона может объединять пять обозначенных выше составляющих. Вместе с тем промышленный комплекс региона является функциональным элементом регионального хозяйства, к которому помимо теоретических положений региональной экономики могут быть применены теории и концепции: экономики, организации и управления промышленностью, стратегического и корпоративного управления, формирования конкурентных преимуществ, управления производственной и инновационной деятельностью, создания территориально-производственных комплексов, устойчивого и сбалансированного развития территорий и пространственных экономических образований, выявления полюсов роста, рационального выбора, управления инфраструктурным комплексом и ряд других. Критический анализ обозначенных выше теорий и концепций на основе системного подхода позволил рассмотреть РПК как территориально-производственный комплекс, локализованный на региональном уровне и объединяющий помимо промышлен-
...системный подход является основой методологии управления РПК, так как он позволяет создать целостное представление об экономике промышленного комплекса региона...
ных и транспортных узлов совокупность объектов инфраструктуры, вовлеченных в процесс расширенного воспроизводства его ресурсов. Данное положение обосновывает необходимость соответствия системы управления экономическим развитием РПК действующей модели системы управления экономикой региона, а также целесообразность создания зон инфраструктурного обеспечения промышленного производства.
Управление экономическим развитием РПК
Достижения экономической мысли позволяют выделить несколько наиболее важных подходов к управлению РПК: системный, экономический, функциональный, процессный, организационный, поведенческий, ситуационный подходы. В частности, системный подход является основой методологии управления РПК, так как он позволяет создать целостное представление об экономике промышленного комплекса региона, этапах его формирования, структуре, направлениях экономического развития. Применительно к экономике РПК системный подход означает одновременное рассмотрение этого комплекса и как особой системы, и как элемента (подсистемы) общей системы (региона и/или экономики страны). Более широкое понимание системного подхода включает анализ экономики РПК в элементном (какие элементы включает), структурном (какую структуру имеет), функциональном (какие функции выполняет), коммуникативном (каким образом связан с другими региональными _ комплексами, характер коммуникаций) и динами_ ческом аспектах (как развивался).
_ Управление экономическим развитием РПК являет_ ся сложной экономической категорией, учитываю_ щей весь спектр социально-экономических задач,
_ стоящих перед предприятиями исследуемого ком_ плекса, а также особенности развития объектов его
_ инфраструктуры и параметры эффективного взаи-
_ модействия между ними и РПК.
_ По сути, управление экономическим развитием РПК
_ должно рационально сочетать экономические инте_ ресы предприятий, обеспечивать их согласованность
_ с интересами объектов инфраструктуры и учитывать
_ влияние внешней среды (интересы потребителей,
___приоритеты
_развития
_и регулирования
_отдельных
предприятий РПК определяются их управляющими _органами...
государственных и рыночных институтов). С данной позиции, система управления экономическим развитием РПК может быть представлена как совокупность согласованных воздействий на факторы производства и инфраструктурного обеспечения исследуемого комплекса из единого координационного центра управления, обеспечивающего согласование социально-экономических интересов предприятий с учетом приоритетов их развития и регулирования. При этом приоритеты развития и регулирования отдельных предприятий РПК определяются их управляющими органами в соответствии с особенностями их производственно-хозяйственной деятельности и ролью в структуре исследуемого комплекса. В данном случае координационный центр управления обеспечивает сбалансированность интересов государственных и рыночных институтов по критерию максимизации социально-экономического эффекта использования ресурсов регионального хозяйства [1]. Среди участников процесса управления экономическим развитием РПК можно выделить органы государственной власти, местного самоуправления, промышленные предприятия и объекты инфраструктуры. Поскольку в РПК входят лишь промышленные предприятия и объекты инфраструктуры, объединенные по отраслевому признаку, а система управления исследуемым комплексом должна учитывать влияние обозначенных выше участников, то необходимо рассмотреть состав, приоритеты и функции данных участников, реализуемые в отношении РПК, что позволит повысить эффективность промышленного производства и его инфраструктурного обеспечения благодаря сбалансированному учету в рамках каждого воздействия интересов государственных и рыночных институтов. Согласование интересов всех предприятий и иных участников системы управления экономическим развитием РПК должно учитывать экономические, институциональные, организационные, инновационные, стратегические, целевые, ресурсные и сервисные параметры управляющих воздействий, осуществляемых координационным центром на множество производственных предприятий и объектов инфраструктуры, входящих в состав РПК [5, 6].
Вместе с тем сбалансированное территориальное развитие российской экономики должно быть ори-
...в РПК входят_
лишь промышленные предприятия
и объекты_
инфраструктуры,
объединенные_
по отраслевому_
признаку____
'¡К
..партнерские тношения органов
ырабатываемых -и реализуемых _принципов.
моде
тЩ. =
мыш
ентировано на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности при обеспечении политического и правового единства страны. Достижение этой цели планируется в ходе осуществления государственной региональной политики, нацеленной на реализацию потенциала экономического развития каждого региона, преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, создания равных возможностей для людей и содействия развитию человеческого потенциала, проведения целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, реформирования систем государственного управления и местного самоуправления.
Концепция управления экономическим развитием РПК
При построении концепции управления экономическим развитием РПК большое значение имеет определе-:е составляющих, в качестве которых предлагается нять такие, как: экономическая, планово-координа-нная, инновационная, организационная и инфра-ная. Данный выбор обусловлен необходимостью соответствия концепции структуре действующей модели системы управления экономикой регионов. ри этом разработка концепции управления эко-омическим развитием РПК позволяет обеспечить еобходимые предпосылки:
- усиление взаимосвязи между факторами промышленного производства и инфраструктурного обеспечения РПК, создание условий для разработки методов и механизмов их интегративного воздействия на процесс социально-экономического развития исследуемого комплекса;
- упрощение институционального взаимодействия предприятий и иных участников системы управления экономическим развитием РПК (заинтересованных сторон), оказывающих совокупность регулирующих и регулируемых воздействий на исследуемый комплекс;
- рост экономической устойчивости РПК за счет использования результатов научно-технического прогресса для снижения ресурсоемкости процессов промышленного производства и инфраструктурного обеспечения;
)
- повышение инвестиционной привлекательности РПК за счет снижения доли государственной собственности в его составе при одновременном стимулировании развития отдельных предприятий в рамках федеральных и региональных целевых программ финансирования;
- рациональное сочетание социальных и экономических интересов предприятий и иных участников системы управления экономическим развитием РПК с учетом приоритетов их развития и регулирования [3, 4]. Учет указанных предпосылок позволяет сформировать эффективную систему управления экономическим развитием РПК, позволяющую обеспечить сбалансированность интересов государственных и рыночных институтов. С целью повышения эффективности использования государственной собственности в такой системе отношений происходит объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйствующих субъектов: с одной стороны, государства -в форме его собственности, с другой - бизнеса - в виде применения современных, частнопредпринимательских методов хозяйствования, менеджмента, а также привлечения инвестиций и внедрения инноваций.
Следует заметить, что государственно-частное партнерство - сравнительно новая для России категория, исследованию которой в последнее время уделяется значительное внимание. Политическая составляющая, заложенная в рамках осуществления проектной деятельности стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, является весомым аргументом в пользу повышения результативности сотрудничества государства и частного сектора бизнеса, так как небольшой интерес со стороны инвесторов и низкая инвестиционная активность частного сектора во многом опираются на политическую составляющую, минуя недочеты правового и экономического характера. Так, В. Варнавский склонен полагать, что бизнес зачастую не видит готовности со стороны государства образовать коалицию с бизнесом на равноправной основе, и, соответственно, не разделяет целевой инвестиционной стратегии, скептически воспринимая партнерское построение взаимоотношений [2]. Рассматривая государственно-частное партнерство с опорой на системный подход, и, отталкиваясь от
...принцип_
территориальности является
определяющей_
характеристикой
уровневого_
построения_
государственно-_
частного
партнерства____
гион
...становление партнерских _отношений
_государства и бизнеса
посредством
концепции развития _государственно_частного
_партнерства...
системных рамок, возможно разложить выстраивающиеся партнерские отношения в качестве элементов, объединенных между собой общностью форм реализации и органов управления, совокупностью целей, задач, принципов и уровневой иерархией. Таким образом, государство, общество и бизнес рассматриваются в качестве субъектов, привносящих индивидуальные характеристики в систему выстраиваемых отношений, четко ориентированных на партнерство, обладающих собственной ролью в данной периодике. В качестве системы взаимодействия заинтересованных субъектов партнерские отношения органов власти и бизнеса должны развиваться на основе взаимно вырабатываемых и реализуемых принципов, обеспечивающих достижение согласия между ними. С этой точки зрения, именно принцип территориальности является определяющей характеристикой уровневого построения государственно-частного партнерства, как производной особенностей субъектов, что не взаимоисключает оуровневые партнерские соглашения между бъектами.
ссийская система государственно-обществен-:х отношений благодаря взаимодействию государства и корпоративных образований во многом ориентирована на дальнейшее институциональное азвитие. Исходя из анализа точек зрения, имею-(ихся в научной литературе, можно сделать вывод: оративные образования, в современных усло-являясь «экономическим скелетом», должны принимать непосредственное активное участие в сбалансировании взаимодействующих сил общества и власти, учитывая их базовый и несущий характер для организационной конструкции региональных экономических систем в частности и России в целом.
При этом становление партнерских отношений государства и бизнеса на региональном уровне может реализовываться посредством разработки концепции развития государственно-частного партнерства промышленных предприятий и органов государственной власти региона. Элементами такой концепции могут выступать:
- стратегические цели и тактические задачи социально-экономического развития РПК;
- управленческий функционал;
- приоритетные направления развития РПК, ориентированные на обеспечение социально-экономической безопасности региона;
- инструментарий решения проблем развития РПК [7].
Вывод
Указанные концептуальные основы, по сути, нацелены на решение тактических задач социально-экономического характера и стратегических установок, которые ориентированы на региональное развитие с опорой на согласование интересов участников государственно-частного партнерства. Социально ориентированная экономика региона предполагает формирование определенных условий для эффективного функционирования промышленного комплекса, в том числе стимулирования совокупного развития производственной, энергетической, транспортной, социальной и экологической инфраструктур, обеспечивающих становление благоприятной среды жизнедеятельности человека, с учетом снижения негативного воздействия на окружающую среду и оптимизации технологий природопользования.
Литература
1. Бурцев Н.Н. Промышленность России в условиях развития конкурентной среды: регион, аспект. - М.: Наука, 2003. - 318 с.
2. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. - М.: Наука, 2005.
3. Попова Е.Б. Развитие микроэкономической системы предприятия на основе динамики инвестиционного процесса: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05: Саратов, 2003.
4. Попова Л.В. Формирование системы маркетингового управления промышленным предприятием в контуре стратегического партнерства: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05: Краснодар, 2003.
5. Терехин Д.В. Теоретические и методологические основы эффективности развития промышленного комплекса региона: Дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05: Москва, 2006.
6. Титов К.А. Формирование и реализация региональной промышленной политики: Дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05: Санкт-Петербург, 2003.
социально_
ориентированная экономика региона
предполагает_
формирование_
определенных условий для эффективного функционирования
промышленного_
комплекса____
7. Хардаев Н.Э. Партнерство государства и бизнеса как фактор регионального развития: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05: Улан-Удэ, 2008.
8. Гёттинг Б. Предприятие как продуктивная социальная система // Экономические отношения. - 2012. - № 1 (3). - с. 34-45. - http://www. creativeconomy.ru/articles/15687/.
Anna R. Plotkina
Cand. of Economical Sci, Professor, Head of Crisis Management And Property Valuation Department, Khabarovsk State Academy of Economics and Law
Social and economic importance of the industrial enterprises regional management
_Abstract
In this article the author considered and systematized preconditions for improvement of a control system by social and economic development of a regional industrial complex.
Keywords: industrial complex, region, public administration, social and economic development, state-private partnership