Научная статья на тему 'Участники процесса управления региональным промышленным комплексом и необходимость совершенствования их взаимодействий'

Участники процесса управления региональным промышленным комплексом и необходимость совершенствования их взаимодействий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / УПРАВЛЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL INDUSTRIAL COMPLEX / MANAGEMENT / INNOVATION / SOCIAL-ORIENTED DEVELOPMENT / TEAMWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галямов Ю.Ю.

В статье рассмотрены условия по совершенствованию взаимодействия участников процесса управления региональным промышленным комплексом. Раскрыты механизмы прямого и косвенного взаимодействия, а также приоритетные направления ресурсного обеспечения при переходе на инновационный социально-ориентированный тип развития регионального промышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAKEHOLDERS IN THE MANAGEMENT OF THE REGIONAL INDUSTRIAL COMPLEX AND THE NEED TO IMPROVE THEIR INTERACTIONS

We consider the conditions to improve the interaction between participants in the management of the regional industrial complex. The mechanisms of direct and indirect interaction, as well as priority areas for resource support during the transition to an innovation-oriented type of social development of regional industrial complex.

Текст научной работы на тему «Участники процесса управления региональным промышленным комплексом и необходимость совершенствования их взаимодействий»

УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ И НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Галямов Ю.Ю., к.э.н., профессор, Томский государственный архитектурно-строительный университет

В статье рассмотрены условия по совершенствованию взаимодействия участников процесса управления региональным промышленным комплексом. Раскрыты механизмы прямого и косвенного взаимодействия, а также приоритетные направления ресурсного обеспечения при переходе на инновационный социально-ориентированный тип развития регионального промышленного комплекса.

Ключевые слова: региональный промышленный комплекс, управление, взаимодействие, инновации, социально-ориентированное развитие.

STAKEHOLDERS IN THE MANAGEMENT OF THE REGIONAL INDUSTRIAL COMPLEX AND THE NEED TO IMPROVE THEIR INTERACTIONS

Galyamov Y., Cand.Econ.Sci., professor, Tomsk State University of Architecture and Building

We consider the conditions to improve the interaction between participants in the management of the regional industrial complex. The mechanisms of direct and indirect interaction, as well as priority areas for resource support during the transition to an innovation-oriented type of social development of regional industrial complex.

Keywords: regional industrial complex, management, teamwork, innovation, social-oriented development.

Одной из ключевых проблем управления региональным промышленным комплексом является рассогласованность действий участников процесса управления. Высокие трансакционные издержки, включая издержки оппортунистического поведения, зачастую сводят к минимуму планируемые экономические эффекты, снижают эффективность системы управления. Проблема эффективности процесса управления имеет несколько плоскостей практической реализации. В частности, мотивация управления на всех уровнях принятия и выполнения решений. Кроме того, компетенция управленческих кадров.

Существенное значение для эффективности имеет правильное распределение полномочий и ответственности между уровнями управления и между отдельными специалистами. Дублирование функций приводит к резкому снижению эффективности процесса управления, повышает издержки контроля, способствует затягиванию прохождения решений, что серьезно тормозит экономическое развитие.

Как пишет профессор В.Г. Белолипецкий, «все понимается в сравнении. О системном можно судить либо в контексте, либо в противовес бессистемному. Государство как институт - это система. Но в любом обществе всегда присутствует элемент бессистемности, поэтому каждое государство занято, прежде всего, борьбой с бессистемным» [1]. В настоящее время российское государство восстанавливает системность на подконтрольной хозяйственной территории, во многом за счет развития региональных промышленных комплексов.

Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между обществом, бизнесом и государством, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов бизнеса и различных социальных групп общества при выработке и проведении социально-экономической политики.

При обосновании необходимости совершенствования взаимодействий участников процесса управления региональным промышленным комплексом будем исходить из следующих основных посылок:

1) в процессе управления региональным промышленным комплексом принимают участие как федеральные, так и региональные органы управления, что обусловлено отраслевой спецификой и значением региональной политики для устойчивого социально-экономического развития России;

2) региональная специфика включает наряду с географическими условиями и климатическими особенностями, практику организации бизнеса, внутрифирменные связи, отраслевые приоритеты, предпочтения населения, институциональную организацию хозяйственных взаимодействий;

3) взаимодействия участников процесса управления региональным промышленным комплексом условно можно подразделить на прямые и косвенные, причем прямые взаимодействия включают распоряжения и приказы органов управления на федеральном, региональном, корпоративном уровнях, а косвенные взаимодействия учитывают элементы рутин, ментальные особенности населения, влияние трудового коллектива или его лидеров на практику принятия и

реализации управленческих решений.

Механизмы прямого взаимодействия предполагают приказы, постановления, распоряжения, отчеты о выполнении ранее намеченных планов, проведение заседаний выездных комиссий, отраслевых совещаний, советов директоров, на которых оценивается состояние рассматриваемой проблемы и происходит коррекция управленческих решений.

К механизмам косвенного взаимодействия можно отнести собрания трудовых коллективов, влияние профсоюзных лидеров, возможность непосредственного контакта с вышестоящим руководителем на плановых приемах по заранее составленному графику, системы мотивации производительности труда персонала на конкретном предприятии, в регионе, стимулирование разработок новой продукции, обновления основных фондов, снижения энергоемкости продукции.

Действуя вместе, не всегда однонаправлено, механизмы прямого и косвенного взаимодействия создают информационно-управленческое поле, изменяют его характеристики, служат достижению конкретных целей.

Антикризисные меры ведущих стран мира включали достаточно широкую поддержку национальной промышленности, были запущены государственные программы по стимулированию спроса. Разнообразие условий регионов России обусловливает необходимость учета региональной специфики при разработке промышленной политики. Прогнозы развития Российской Федерации должны содержать территориальный разрез и подкрепляться «региональными прогнозами, отражающими интересы и возможности субъектов РФ» [2].

Поскольку региональные промышленные комплексы сильно отличаются по структуре, условиям формирования и развития, при повышении конкурентоспособности современной российской экономики необходимо учитывать приоритеты отдельных регионов и стратегические цели федеральных округов.

Инновационный тип развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции - поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.

В целях перехода к инновационному социально-ориентированному развитию государству в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности следует сосредоточить ресурсы на:

- развитии механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

- превращении России в страну с низким уровнем коррупции;

- совместной с бизнесом работе по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

- переходе преимущественно к косвенным методам регулирования;

- сокращении участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях;

- концентрации государственного предпринимательства, главным образом, в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, и развитием инфраструктуры;

- поддержании макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров, последовательном снижении уровня инфляции;

- развитии частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего, в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

- поддержке российских компаний на внешних рынках, в том числе, прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области, защите интересов российского бизнеса в случае нарушения его прав в зарубежных странах;

- расширении участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики.

Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации должно быть ориентировано на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономик регионов при обеспечении политического и правового единства страны.

Достижение этой цели планируется обеспечить в ходе реализации государственной региональной политики, нацеленной на реализацию потенциала развития каждого региона, преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, создания равных возможностей для людей и содействия развитию человеческого потенциала, проведения целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, реформирования систем государственного управления и местного самоуправления.

Обобщая имеющийся мировой опыт разработки региональной политики, академик РАН А.Г. Гранберг пишет, что «цели региональной экономической (или социально-экономической) политики (РЭП) при всем разнообразии формулировок в разных странах выражают компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью» [3].

Экономическое развитие России должно опираться на углубляющуюся интеграцию с мировой экономикой, мощную инфраструктурную связь с рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона через развитую систему международного транспортного сообще-

ния, прежде всего, I, II, IX панъевропейских транспортных коридоров и евроазиатских (Север-Юг, Запад-Восток, Транссиб, Приморье-1, Приморье-2) транспортных коридоров, а в перспективе также Северный морской путь.

Инновационно- и социально-ориентированный путь развития предполагает многополярное развитие территории страны и формирование новых зон опережающего развития. Конфигурация пространственного развития становится более разнообразной, не привязанной жестко к сложившимся энерго-сырьевым зонам и финансовым центрам, появляются новые центры инновационного роста, опирающиеся на концентрацию человеческого и технологического потенциала.

По результатам выполненного анализа можно сформулировать следующие выводы:

1) в настоящее время имеется осознание необходимости совершенствования взаимодействия участников процесса управления региональным промышленным комплексом на федеральном и региональных уровнях, включая разработку механизмов такого совершенствования, подготовку управленческих кадров высокой квалификации, мотивацию качественного исполнения возложенных управленческих функций;

2) хозяйственная практика свидетельствует, что даже при наличии самых передовых технологий, решающее значение имеет человеческий фактор, что обусловливает значительные инвестиции в развитие человеческого потенциала и делает человека самым дорогим ресурсом предприятия и государства в целом.

3) самое главное достоинство системного подхода заключается в том, что на его основе можно разработать систему управления региональным промышленным комплексом, ориентированную на результат, а это имеет принципиальное значение для повышения конкурентоспособности современной российской экономики.

Литература:

1. Белолипецкий В.Г. Системное и бессистемное в российском обществе / Россия великая держава. - Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. - М.: Управление информационного и документационного обеспечения Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2006. -с. 76.

2. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Рук. авт. колл. и отв. ред. А.Г. Гранберг. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2000. - с. 163.

3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - 4-е издание. - М.: Издательский дом Государственного Университета - Высшей школы экономики, 2004. - с. 350.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Галямов Ю.Ю., к.э.н., профессор, Томский государственный архитектурно-строительный университет

Жуков А.В., к.э.н.

В статье рассмотрены особенности повышения конкурентоспособности в современной промышленности, определены условия ее модернизации и диверсификации. Определены характеристики социально-ориентированного типа роста различных отраслей промышленности.

Ключевые слова: экономика, отрасль, промышленность, промышленный комплекс, конкурентоспособность, конкурентные преимущества.

FEATURES OF COMPETITIVENESS IN INDUSTRY

Galyamov Y., Cand.Econ.Sci., professor, Tomsk State University of Architecture and Building

Zhukov A., Cand.Econ.Sci.

This article features the competitiveness of modern industry, the conditions for its modernization and diversification. The characteristics of socially-oriented type of growth in various industries.

Keywords: economy, industry, industries, industry, competitiveness, competitive advantages.

Важнейшей сферой реализации знаний, занятости населения и производства доходов в предстоящие 10 - 15 лет будут базовые отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора. В этих секторах Россия обладает значительными конкурентными преимуществами, и в то же время именно здесь накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности. Интенсивное технологическое обновление всех базовых секторов экономики, опирающееся

уже на новые информационные нано- и биотехнологии является важнейшим условием успеха инновационного социально-ориентированного развития и успеха страны в глобальной конкуренции.

В настоящее время проекты в сфере высокотехнологичных отраслей и услуг не могут быстро обеспечить значимый вклад в рост ВВП в силу неразвитости этих сфер и недостаточно высокой конкурентоспособности их продукции. Все машиностроительные производства со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.