системный подход к управлению региональным ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ
Галямов Ю.Ю., к.э.н., профессор, Томский государственный архитектурно-строительный университет,
Жуков А.В., к.э.н.
В статье рассмотрены особенности реализации системного подхода к управлению региональным промышленным комплексом, представлены основные структурно-функциональные составляющие исследуемых комплексов. Изучены мнения ученых и практиков по вопросам развития региональных промышленных комплексов и рассмотрены вопросы повышения их конкурентоспособности в современной экономике.
Ключевые слова: управление, системный подход, регион, промышленный комплекс, конкурентоспособность.
SYSTEM APPROACH TO MANAGEMENT OF THE REGIONAL INDUSTRIAL COMPLEX
Galyamov Y., Cand.Econ.Sci., professor, Tomsk State University of Architecture and Building,
Zhukov A., Cand.Econ.Sci.
This article features the implementation of a system approach to the management of the regional industrial complex, the main structural and functional components of the complexes are opened. Explored the views of scientific researchers and practitioners on the development of regional industrial complexes, and the issues of improving their competitiveness in modern economy.
Keywords: management, system approach, region, industry, competitiveness.
Определение промышленный сектор в научной литературе, отождествляют со структурным пониманием термина «промышленность». Так, В.К. Ивенина определяет промышленность как ведущие отрасли материального производства; предприятия, занятые добычей сырья, производством и переработкой материалов и энергии, изготовлением машин. При этом промышленный сектор экономики включает добывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, энергетику, строительство, газо- и водоснабжение [1]. В то же время, опираясь на определение понятия «сектор» - отрасль государственной или хозяйственной деятельности [2] - корректно будет определить промышленный сектор региона, как часть экономики региона, задействованную в производстве промышленной продукции.
С точки зрения структурного подхода, А.И. Демичев понимает региональный промышленный комплекс как ряд взаимосвязанных отраслей, предприятий, компаний, занимающихся в регионе производством промышленной продукции [3]. Таким образом, региональным промышленным комплексом является совокупность промышленных предприятий, обеспечивающих производство основной доли ВРП в отдельно взятом регионе. Отсюда, с позиции функционального подхода, региональный промышленный комплекс представляет собой систему социально-экономических отношений, основанных на взаимодействии общества и природы с целью обеспечения непрерывности воспроизводственного процесса на предприятия региона. При этом для нас далее наиболее интересны внутренние взаимосвязи регионального промышленного комплекса, синергетический эффект которых является детерминантом развития промышленности региональной хозяйственной системы в целом.
В частности, в таблице структурированы основные структурно-функциональные составляющие современных региональных промышленных комплексов, позволяющие понять основные направ-
ления влияния данных комплексов на конкурентоспособность региональной экономики.
Необходимо отметить, что составляющие приведены в укрупненной форме. Исследование проблем регионального стратегического развития обусловливает необходимость раскрытия ряда понятий, определяющих роль и значение региональных промышленных комплексов для повышения конкурентоспособности экономик современных регионов России.
Л. И. Лопатников дает следующее определение «стратегии». «Стратегия - способ использования средств и ресурсов, направленный на достижение цели операции» [4]. В рамках стратегического развития для отражения роли региональных промышленных комплексов интерес представляет определение макрорегиона О.В. Ин-шакова. Исследователь отмечает, что в контексте стратегического развития макрорегион представляет собой пространство, которое следует понимать не как застывшую неизменную или «пустую» данность, а как реальный и актуальный, необходимый и возможный, закономерно и случайно развивающийся, постоянно возобновляемый по уровням, структуре и функциям эволюционный процесс воспроизводства специфических условий, ресурсов, факторов и продуктов конкретной территории [5].
С точки зрения функционального подхода, влияние регионального промышленного комплекса на повышение конкурентоспособности экономики региона определяет, прежде всего, план действий субъектов промышленного развития региона, призванный обеспечить оптимальный синергетический эффект от взаимодействия всех элементов системы регионального развития и определяющий роль и место каждого отдельного элемента в указанной системе.
С точки зрения эволюционного подхода, стратегия влияния регионального промышленного комплекса на повышение конкурентоспособности региона есть способ управления процессом изменения внутренних характеристик субъектов развития региональной
Таблица. Основные структурно-функциональные составляющие региональных промышленных комплексов
Структурная составляющая Реализуемая функция
Предприятия регионального промышленного комплекса (по отраслям) Осуществление производственной деятельности
Факторы производства (классические) Непосредственное участие в процессе производства
Т ехнико-технологическая составляющая Преобразование сырья и материалов в готовую продукцию. Повышение качества выпускаемой продукции
Финансовые потоки Обеспечение непрерывности воспроизводства
Каналы сбыта произведенной продукции Обеспечение притока финансовых ресурсов, расширение рынков сбыта, стимулирование повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции
Финансовый результат деятельности Формирование доходной части бюджетов разных уровней, поддержка институтов социальной сферы (в т.ч. посредством благотворительности)
Внутренние и внешние взаимосвязи Распределение и обмен ресурсов как внутри, так и за пределами промышленного комплекса с целью создания усовершенствованной системы воспроизводства
промышленности исходя из изменений внешней среды, целью которого является повышение конкурентоспособности всех участников региональной хозяйственной системы, увеличение эффективности промышленного производства в регионе, активизация экономического роста и достижение положительного социального эффекта. Частью стратегии влияния регионального промышленного комплекса на повышение конкурентоспособности региона является промышленная политика. Данная категория определяет методы и способы достижения долгосрочных стратегических целей.
Рассматривая термин «промышленная политика» с точки зрения отражения условий и возможностей влияния регионального промышленного комплекса на конкурентоспособность экономики отдельного региона и народного хозяйства России в целом необходимо отметить, что в условиях современной России она является в большей степени инструментом краткосрочного и среднесрочного влияния на социально-экономические отношения в сфере производства промышленной продукции.
Кроме того, необходимо отметить, что во второй половине 20го века усилился интерес к теоретическим исследованиям в области размещения производства и регионального развития. Это в значительной мере связано с новым этапом экономической эволюции мирового хозяйства и с существенными пространственными изменениями, произошедшими в результате распада социалистической системы. Новые исследования, проведенные такими учеными как М.Портер, А. Томпсон, Дж. Стрикленд, С. Прахалад, Дж Сэмплер, показали необходимость интеграции и комплексного взаимодействия региональных промышленных комплексов, образовательных учреждений и бизнеса, с их непосредственным окружением. В результате этого, новый импульс получили исследования полюсов роста, которые впоследствии были трансформированы исследователями в «кластеры промышленного роста».
Наконец, принимая во внимание то, что основными участниками региональных хозяйственных систем в условиях современной России являются промышленные предприятия, на передний план выходит собственно понятие конкурентоспособности. По мнению М. Портера, конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельных ее промышленных предприятий, а именно региональных промышленных комплексов — объединений предприятий различных отраслей, причем принципиальное значение имеет способность этих комплексов эффективно использовать внутренние ресурсы [6]. В свою очередь, И.А. Спиридонов определяет конкурентоспособность как способность производителей товаров конкурировать со своими соперниками, поставляющими на те же рынки аналогичные товары или стремящиеся проникнуть на рынки [7].
Г.Н. Егорова дает следующее определение «конкурентоспособности». «Конкурентоспособность - свойство субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношении» [8].
Грибов В.Д. и Грузинов В.П. характеризуют конкурентоспособность как преимущество по отношению к другим участникам экономической системы внутри страны и за ее пределами [9]. Таким образом, конкурентоспособность понятие относительное: один и то же участник локальной экономической системы может быть признан конкурентоспособным, а в рамках, например, мирового рынка
- нет. С этой позиции, конкурентоспособность экономики региона по факту оценки результатов функционирования регионального промышленного комплекса можно определить как относительную характеристику, отражающую отличия процесса развития данной экономики региона от другого региона, как по степени удовлетворения конкретной социально-экономической потребности, так и по эффективности всех видов деятельности в регионе. Отсюда, основной смысл влияния регионального промышленного комплекса на конкурентоспособность экономики региона заключается в том, что исследуемый комплекс определяет условия, возможности и динамику приспособления региональной хозяйственной системы к изменяющимся социально-экономическим условиям, а также к требованиям конкуренции на локальных региональных рынках.
Таким образом, нами была показана роль и значение региональных промышленных комплексов для повышения конкурентоспособности современной российской экономики, принимая во внимание следующие составляющие: существующие перед Россией вызовы глобального уровня, включая необходимость сохранения национальной безопасности, конкурентоспособности продукции,
эффективности системы управления; неравномерность экономического развития регионов России, неравномерность размещения производительных сил и факторов производства; приоритетные отрасли промышленности основаны на высоких технологиях, включая нано-, био, фармацевтические, космические, медицинские, телекоммуникационные технологии, продукция которых имеет высокую долю добавленной стоимости и конкурентоспособна на внутреннем рынке и за рубежом; без снижения издержек оппортунизма сложно реализовать
Рассмотрим далее региональные общевоспроизводственные противоречия. Эта группа противоречий выражает суть экономических отношений между отдельными сторонами воспроизводства. К важнейшим противоречиям этой группы можно отнести следующие зависимости между: территориальным разделением труда, межрайонной интеграцией, с одной стороны и комплексным экономическим и социальным развитием региона — с другой; производительными силами и производственными отношениями; живым и овеществленным трудом; экономическими и социальными процессами; социально-экономическими и экологическими процессами; материально-вещественными и финансово-кредитными потоками; командно-административными и рыночными (товарно-денежными) отношениями.
Основное противоречие — между производительными силами и производственными отношениями, суть которого, как известно, в том, что в силу опережающего развития производительных сил те или иные формы и виды производственных отношений устаревают и заменяются новыми, которые отвечают сложившимся требованиям экономического и социального развития, имеют свои особые формы проявления в региональной экономике. В промышленности большое значение для разрешения противоречия между производительными силами и производственными отношениями приобретают мероприятия по развитию научно-производственных и других объединений.
Перейдем теперь к целевым противоречиям. Эта группа противоречий вскрывает внутренние «пружины» взаимодействия участников регионального воспроизводственного процесса, наиболее горячие точки пересечения их интересов. Процесс разрешения этих противоречий довольно сложный, и во многом зависит от господствующей концепции хозяйствования и региональной политики.
Социально-экономические цели региона отражают требования экономических законов к региональному процессу расширенного воспроизводства. По существу, они конкретизируют цели страны применительно к особенностям каждого района с учетом природно-климатических, экономических, историко-этнографических, демографических и других условий. Последующая их детализация воплощается в конкретных производственно-экономических задачах, отражающих количественные параметры развития народного хозяйства, которые вытекают из конкретных отраслевых и межотраслевых задач, решаемых централизованно и местными органами управления и планирования. Здесь наибольшую актуальность приобретает необходимость решения межфазовых противоречий. Эта группа противоречий характеризует те интересы, которые не могут быть отнесены к деятельности отдельного предприятия или даже группы взаимосвязанных производств, они порождены природой всего регионального воспроизводственного процесса. К группе межотраслевых противоречий относятся противоречия между: потребностями и материальными предпосылками и условиями их удовлетворения; денежными доходами и товарными ресурсами и услугами; производством и распределением чистого продукта; производством и сферой обращения; сферой обращения и сферой потребления.
В свою очередь, к пространственно-временным противоречиям можно отнести противоречия: между процессом урбанизации и развитием малых и средних городов; между развитием базовых и «неперспективных» сельских населенных пунктов; между географией производства и размещением отраслей производственной инфраструктуры; между географией населения и социальной инфраструктурой базы региона; между текущими инженерно-производственными решениями и долговременными тенденциями научнотехнического прогресса; между долговременными программами и функционирующими методами и формами экономического управления; между крупными проектами и тенденциями социально-экономического и научно-технического развития; между пространственной стратегией и региональной политикой.
При этом необходимо отметить, что решение проблемы совер-
шенствования пространственных структур тесно связано с разрешением противоречия между размещением населения и размещением рабочих мест. Оно проявляется в стремлении хозяйственных организаций к размещению новых рабочих мест в больших городах (областных центрах), в ущерб интересам развития малых и средних городов. Также хотелось бы отметить, что успешно решить структурированные выше противоречия в условиях меняющейся рыночной среды можно только на основе формирования значительной методологической базы управления региональным промышленным комплексом.
Методологическую базу управления региональным промышленным комплексом создает теория, включающая функциональные категории, принципы, методы, систему функций и задач. В основе управления лежит диалектический подход, позволяющий представить процесс формирования регионального промышленного комплекса. Важными являются метод системного анализа, метод математического моделирования, метод эксперимента. Принципами управления региональным промышленным комплексом выступают следующие: единства теории и практики, принцип определенности, принцип конкретности, принцип развития, принцип историзма.
Можно выделить несколько наиболее важных подходов к управлению региональным промышленным комплексом: системный, воспроизводственный, функциональный, процессный, математический, поведенческий, ситуационный подходы. Системный подход является основой методологии управления региональным промышленным комплексом. Системный подход рассматривается как позволяющий создать целостное представление о региональном промышленном комплексе, этапах его формирования, структуре, направлениях развития. Применительно к региональному промышленному комплексу системный подход означает одновременное рассмотрение этого комплекса и как особой системы, и как элемента (подсистемы) более общей системы (экономики страны). Более широкое понимание системного подхода включает анализ регионального промышленного комплекса в элементном (какие элементы включает), структурном (какую структуру имеет), функциональном (какие функции выполняет), интегративном (каким образом связан с другими региональными комплексами), коммуникативном (какова среда реализации системы, характер ее коммуникаций) и историческом аспектах (как развивался и формировался региональный промышленный комплекс).
Система предполагает единство, состоящее из взаимосвязанных, взаимозависимых частей, каждая из которых привносит нечто уникальное в характеристику целого. Согласно Большой советской энциклопедии, под системой понимается «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство» [10]. Можно по-разному классифицировать системы, что в значительной степени определяется целями конкретного анализа.
Интересую, на наш взгляд, классификацию систем разработал чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнер, выделив системы нескольких типов, а именно, объектного (предприятие, территория), средового (институты, коммуникации), процессного (распространение инновации, инфляция, рост, спад) и проектного (создание предприятия, строительство здания). Причем эти типы систем имеют различное распространение во времени и в пространстве [11]. Региональный промышленный комплекс относится к системам объектного типа.
С нашей точки зрения, системный подход к управлению региональным промышленным комплексом может реализоваться через программу модернизации, разработанную для каждого региона и связанную в единое полотно по российской экономике в целом. Приоритетными элементами развития системы должны стать ее элементы, связанные с накоплением человеческого капитала, «кризис лишь повысил актуальность развития социально-гуманитарного сектора как ключевого направления и фундамента модернизации» [12]. При реализации системного подхода к управлению региональным промышленным комплексом необходимо принимать во внимание стадию экономического развития страны, изменяющуюся роль государства, связь промышленной политики и национальной безопасности в контексте высокой сырьевой зависимости, участие страны в международном разделении труда. Успешным примером в этой связи может быть промышленная политика Японии и региональная политика промышленного развития Франции.
Важно также понимать, что региональный промышленный комплекс - сложная система, имеющая иерархическое строение и специфические цели развития. Проектирование системы управления
региональным промышленным комплексом направлено ее на совершенствование, включая создание новых элементов и управляющих структур. При проектировании организационной структуры определяются состав и взаимосвязь уровней управления, количество структурных подразделений на каждом уровне, численность сотрудников аппарата управления, проектируется управленческая технология и документация, регламентирующая деятельность конкретной системы управления.
Применяя системный подход, разрабатываются и реализуются элементы стратегического планирования развития региональных промышленных комплексов. Система планирования предполагает: наличие доктрины развития регионального промышленного комплекса; программы социально-экономического развития региона в целом и регионального промышленного комплекса как составной части экономики региона; разработку оперативных планов мероприятий по реализации стратегии развития регионального промышленного комплекса (отрасли, конкретные районы, инвестиционные программы и проекты, занятость населения).
Системный подход также является базовым методом анализа регионального промышленного комплекса в силу следующих причин: позволяет создать целостное представление о региональном хозяйстве и промышленном комплексе как ядре этого хозяйства; позволяет увидеть связи между отраслями регионального промышленного комплекса, взаимовлияние компонентов, оценить вклад каждой подотрасли в общий результат; позволяет увидеть проблемы управления, проявляющиеся в рассогласованности уровней системы управления, в дублировании функций, в оппортунизме, в инертности системы. Поскольку региональные промышленные комплексы сильно отличаются по структуре, условиям формирования и развития, проанализируем в рамках реализации системного подхода к управлению региональным промышленным комплексом приоритеты отдельных регионов и стратегические цели федеральных округов, направленные на повышение конкурентоспособности современной российской экономики.
Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации должно быть ориентировано на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономик регионов при обеспечении политического и правового единства страны.
Достижение этой цели планируется обеспечить в ходе реализации государственной региональной политики, нацеленной на реализацию потенциала развития каждого региона, преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, создания равных возможностей для людей и содействия развитию человеческого потенциала, проведения целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, реформирования систем государственного управления и местного самоуправления.
Отсюда можно сформулировать следующие выводы, затрагивающие специфику реализации системного подхода к управлению региональным промышленным комплексом: в настоящее время имеется осознание необходимости совершенствования системы управления региональным промышленным комплексом на всех уровнях, включая разработку механизмов такого совершенствования, подготовку управленческих кадров высокой квалификации, мотивацию качественного исполнения возложенных управленческих функций; формирующаяся инновационная модель развития российской экономики призвана сфокусировать положительный опыт управления, который планируется транслировать на другие высокотехнологичные проекты; хозяйственная практика свидетельствует, что даже при наличии самых передовых технологий, решающее значение имеет человеческий фактор, что обусловливает значительные инвестиции в развитие человеческого потенциала и делает человека самым дорогим ресурсом предприятия и государства в целом; самое главное достоинство системного подхода заключается в том, что на его основе можно разработать систему управления региональным промышленным комплексом, ориентированную на результат, а это имеет принципиальное значение для повышения конкурентоспособности современной российской экономики.
Литература:
1. Иверина В.К. Основы промышленного производства (Словарь-справочник) - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1996.
— С. 323
2. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова.
— М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-1940.
3. Демичев А.И. Экономика промышленного производства - М.:, 1973.- С. 135.
4. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки — М.: Дело, 2003. — С. 387
5. Иншаков О.В. О стратегии развития Южного макрорегиона России: (Методологические и методические проблемы формирования) — Волгоград: Издательство ВолГу, 2003. — с. 56
6. Портер М. Конкуренция- М.: Издательский дом Вильямс, 2001 - С.267
7. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: учеб. посо-
бие - М.: Изд. дом «ИНФРА-М», 1997. -С. 121
8. Егорова Г.Н. и др. Справочник важнейших экономических терминов, употребляемых в системе рынка - М.:, Наука, 1990 - С. 335
9. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия - М.: Финансы и кредит, 2006 -С. 236-239
10. Система / Большая советская энциклопедия. - Третье издание. - Главный редактор А.М. Прохоров. - Том 23. - М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1976. - с. 463.
11. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и экономическая политика //Общественные науки и современность. - 2007. - № 2. - с. 145 - 149.
12. Мау В.А. Экономическая политика 2009 года: между кризисом и модернизацией // Вопросы экономики. - 2010. - № 2. - с. 15.
СОЗДАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Запрягаева Н.Л., к.э.н.
В статье раскрыты особенности создания экономических кластеров в электроэнергетике. Определены схемы создания экономических кластеров в электроэнергетике, зависящие от экономической ситуации в регионе, целей развития, степени заинтересованности частного и общественного секторов в развитии. Предложена схема разработки проекта создания экономического кластера в электроэнергетике.
Ключевые слова: государственное регулирование, электроэнергетика, метод, управление, экономический кластер.
CREATION OF ECONOMIC CLUSTERS AS A METHOD OF ELECTRIC POWER INDUSTRY DEVELOPMENT
Zapryagaeva N., Cand.Econ.Sci.
The article deals with features of the creation of economic clusters in the electric power industry. Identified a scheme of economic clusters in the electric power industry, depending on the economic situation in the region, development goals, the interest ofpublic and private sectors in development. A scheme is proposed drafting an economic cluster in the electric power industry.
Keywords: government regulation, energy, technique, management, economic clusters.
Сегодня функционирование и развитие электроэнергетики все в большей степени определяется закономерностями процессов глобализации, обусловливающих как формирование новых хозяйственных связей, так и определение конкретного статуса каждого региона, отрасли и отдельного предприятия в структуре современной экономики. В качестве одной из основных составляющих глобализации выступает экономическая интеграция, которая применительно к электроэнергетике России изучается на основе проведения стратегического анализа.
Всякая высокоорганизованная система объективно тяготеет к укреплению своей целостности, поскольку при ослаблении связей и отношений между образующими ее элементами (подсистемами) утрачивается общая цель, упорядоченность и иерархичность, отличающие систему от простой совокупности каких-либо вещей или явлений. Объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними определяются как экономическая интеграция. Можно утверждать, что интеграция -это главная современная тенденция, характеризующая развитие электроэнергетики и мероприятий в области государственного развития отрасли.
При всей многочисленности видов экономической интеграции, рассматриваемых в научных исследованиях в зависимости от субъектного состава участников процесса, выделяется:
-территориальная интеграция, осуществляемая по инициативе центральных и местных органов власти и управления;
-производственная интеграция, осуществляемая по инициативе предприятий и организаций - субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности.
И территориальная, и производственная интеграция как объекты проводимого стратегического анализа не исключают возникновения и взаимовлияния комбинированных форм экономического сотрудничества. На этой основе экономика получает импульсы, с одной стороны, к поддержанию равновесного состояния, с другой -к саморазвитию отдельных секторов экономики, например, элект-
роэнергетики. Об этом свидетельствует опыт Европейского Союза (ЕС), Северо-Американской зоны свободной торговли (НАФТА), Общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР), а также транс-и многонациональных корпораций и иных образований территориальной и промышленной интеграции.
Производственная интеграция в области электроэнергетики в современном понимании - явление не новое. Фактически начало данному процессу было положено еще в последней трети XIX века, когда обозначилась тенденция к концентрации производства и капитала на базе слияния отдельных предприятий и становления корпоративных форм. Это было обусловлено как потребностью в укрупнении производственных структур, для того чтобы более эффективно применять новую технику, технологии, источники энергии (технические предпосылки), так и сужением сферы приложения свободных капиталов и обострением конкуренции в области деятельности предприятий электроэнергетики (экономические предпосылки).
Историческое развитие интеграции не сводится к чередованию ее форм. Она прошла долгий эволюционный путь развития, который включал картели - типичные формы монополии, противоречащие основным принципам антимонопольного законодательства; концерны, отличающиеся единой собственностью участников; консорциумы - объединения участников на основе целевого соглашения о совместной деятельности по реализации единого проекта; холдинги как согласованную, единую для всех участников научнотехническую и экономическую политику; финансово-промышленные группы - организационно-хозяйственные образования, имеющие четко выраженное доминирующее звено, определяющее общую стратегию и функциональные черты промышленного и финансового капитала; экономический кластер - форму интеграции, целью которой является создание индустриальной основы для повышения конкурентоспособности, высокой производительности и экономического роста предприятий, в том числе и предприятий электроэнергетики.