Научная статья на тему 'Участие Великобритании в борьбе с морским пиратством'

Участие Великобритании в борьбе с морским пиратством Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1418
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИРАТСТВО / БОРЬБА / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ЕС / НАТО / PIRACY / COMBAT / GREAT BRITAIN / EU / NATO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Микуленко Дарья Геннадиевна

В статье рассматривается борьба Великобритании с морским пиратством в различные исторические периоды. Описывается современное участие Великобритании в военно-морских операциях по борьбе с пиратством в рамках НАТО и ЕС, а также членство в международных организациях по противодействию преступности на море.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREAT BRITAIN'S PARTICIPATION IN COMBATING SEA PIRACY

The article dwells upon Great Britain's combat against sea piracy in different historical periods. It gives description of up-to-date UK participation in naval operations against piracy in the framework of NATO and the EU, as well as its memebership in international organizations on counteraction to violence at sea.

Текст научной работы на тему «Участие Великобритании в борьбе с морским пиратством»

Д.Г. Микуленко

УЧАСТИЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В БОРЬБЕ С МОРСКИМ ПИРАТСТВОМ GREAT BRITAIN'S PARTICIPATION IN COMBATING SEA PIRACY

В статье рассматривается борьба Великобритании с морским пиратством в различные исторические периоды. Описывается современное участие Великобритании в военно-морских операциях по борьбе с пиратством в рамках НАТО и ЕС, а также членство в международных организациях по противодействию преступности на море.

Ключевые слова: пиратство, борьба, Великобритания, ЕС, НАТО.

The article dwells upon Great Britain's combat against sea piracy in different historical periods. It gives description of up-to-date UK participation in naval operations against piracy in the framework of NATO and the EU, as well as its memebership in international organizations on counteraction to violence at sea.

Key words: piracy, combat, Great Britain, EU, NATO.

История борьбы Великобритании с пиратством уходит корнями в глубину веков. С древнейших времен торговля и мореплавание составляли значительную часть доходов английской казны. Именно поэтому страна всегда была заинтересована в противодействии морской преступности. На протяжении нескольких веков, с середины XVII столетия вплоть до окончания Второй мировой войны, английские корабли регулярно охраняли от пиратов берега империи. Таким образом, Королевский военно-морской флот Великобритании (Royal Navy) имеет довольно богатый опыт в борьбе с пиратством в открытом море.

В то же время сохранились свидетельства использования английским правительством пиратов для борьбы за господство на море и захвата новых земель. Особенно ярко это проявилось в XVI-XVII вв. - в период борьбы Англии с Испанией и Португалией за мировое господство. Развитие капиталистических отношений, рост национального самосознания, экономические интересы способствовали стремлению англичан к созданию и укреплению торговых связей, преодолению закрытости портов испанских и португальских колоний, и соответственно, к развитию флота.

На первоначальном этапе борьбы английская монархия активно использовала пиратов, многие из которых находились на государственной службе и имели «патент» (каперское свидетельство) - разрешение на веде-

ние военных действий против торговых судов вражеского государства. Патент охранял пирата при встрече с дружественными военными кораблями и переводил его, если он попадает в плен, из категории стоящих вне закона разбойников в категорию военнопленных [1]. Кроме того, правительство оказывало поддержку в финансировании наиболее крупных пиратских рейдов.

С конца 50-х гг. XVI в. пиратство получило большое распространение в Ла-Манше. Проходившие через пролив грузы постоянно подвергались атакам английских пиратов. Во времена Марии I Тюдор английские моряки грабили испанские корабли, что явилось своеобразным протестом против притязаний Филиппа Испанского, мужа Марии Тюдор, на господство в Англии [2]. Особо активизировались пираты во времена правления Елизаветы I Тюдор. Их основной базой становится Плимут - британский порт в Карибском море. Наиболее знаменитыми пиратами того времени были Френсис Дрейк, Уолтер Рели, Джон Девис, Уильям Дампир и др. Большую популярность в 1560-е гг. снискал английский пират Джон Гоукинс, заложивший основы английской работорговли и совершивший ряд разбойничьих набегов на испанские гавани на мексиканском побережье [3]. При этом пиратские нападения на испанские корабли рассматривались как проявление патриотизма, защита Королевства от испанско-католической опасности.

Особый расцвет морской разбой получил в XVN-XVШ вв. вследствие борьбы между Великобританией и Испанией за золото и серебро, которые транспортировались из Америки в Старый Свет. Английские пираты часто нападали на испанские корабли, доставлявшие в Европу драгоценные металлы. Многие пираты, самостоятельно изучая моря и берега Америки, совершали географические открытия. Параллельно с пиратством активно осуществлялась работорговля [4].

Однако затем пользовавшиеся покровительством британского правительства пираты превратились в настоящую угрозу - самостоятельных морских разбойников, которые не признавали ни ограничений, ни дисциплины, ни государственных или военных целей. В этой связи с начала XVIII в. кампания по борьбе с пиратством ведется практически по всему миру [5]. В 1718 г. британское правительство было вынуждено обратиться к своему Адмиралтейству с просьбой предотвратить пиратские набеги и обеспечить безопасность на море. Помимо регулярного патрулирования, капитаны военных кораблей получили распоряжение не только преследовать пиратские суда в открытом море, но и нападать на их убежища на суше.

Более поздние операции носили локальный характер и проводились лишь при всплеске пиратской активности в том или ином регионе. Так, бри-

танские корабли выслеживали пиратов у побережья Кубы в 1820-е гг., у берегов Сингапура в 1830-е гг. и в бухтах Гонконга в 1840-е гг.

К началу XIX в. волна пиратства захлестнула Дальний Восток. Именно в данном регионе б0льшую часть столетия охота на пиратов была одной из главных задач Королевского флота. Формально «золотая эра» морского пиратства завершилась с подписанием Парижского мирного договора в 1856 г. Одновременно с ним почти все морские державы подписали декларацию, в которой был закреплен запрет каперства [6].

В конце XX - начале XXI вв. наблюдается новая волна морского пиратства, которую некоторые исследователи рассматривают как одно из направлений мирового терроризма. Угасание «классических пиратов» и появление «новых» связаны с глобальными технологическими, экономическими и политическими процессами.

Современные пираты ежегодно совершают сотни налетов на различные типы кораблей, курсирующих в Мировом океане. Одна из основных проблем в борьбе с ними заключается в отсутствии официальной статистики. Только в рамках Международной торговой палаты в Лондоне функционирует International Maritime Bureau (IBM), деятельность которого сводится к фиксированию данных по морскому пиратству, в случае получения сведений о нападении. Отчеты IBM публикуются еженедельно и через определенное время обобщаются [7]. Однако в условиях современного рынка морских перевозок, где действует жесткая конкуренция, далеко не во всех случаях пострадавшие сообщают о нападениях на суда, которые зачастую остаются незарегистрированными. Владельцы судов и грузов предпочитают компенсировать убытки за свой счет, чем платить страховые взносы, особенно высокие для маршрутов, пролегающих через наиболее опасные районы. Поэтому статистика пиратских нападений и наносимого ими ущерба приблизительна и варьируется в довольно широких пределах.

В 2011 г. в Лондоне создана международная организация «Гуманитарная помощь жертвам морского пиратства», ее основная задача - оказание психологической помощи жертвам нападений и их семьям [8].

В настоящее время Великобритания ведет достаточно активную борьбу с пиратством в рамках операций ЕС и НАТО. Так, в 2008 г. в лондонском пригороде Нортвуд начал работу Координационный центр ЕС по борьбе с морским пиратством. В декабре того же года в соответствии с решением Совета Европейского союза была начата первая в истории операция военно-морских сил ЕС по обезвреживанию пиратов, действующих в Аденском заливе у берегов Сомали. В операции, получившей название Atalanta, были задействованы

боевые корабли и самолеты из состава ВМС Великобритании, Бельгии, Германии, Греции, Испании, Нидерландов, Франции и Швеции.

Совместно с Грецией, Италией и Турцией Великобритания принимала участие в операции НАТО Allied Provider, которая проходила с октября по декабрь 2008 г. и была ориентирована на защиту судов, доставлявших гуманитарную помощь в Сомали в рамках Всемирной продовольственной программы ООН. В декабре 2008 г. руководством НАТО было принято решение о начале более масштабной операции, получившей название Allied Protector. Для ее проведения были привлечены не только корабли средиземноморской группировки, но и суда, которые ранее патрулировали акваторию Восточной Атлантики. В 2009 г. Североатлантический совет принял решение о начале новой операции в Аденском заливе, получившей название Ocean Shield. Она предусматривает не только сопровождение и защиту торговых и рыболовецких судов, но и уничтожение лодок, экипажи которых попадают в категорию подозрительных, а также разрушение на территории Сомали объектов пиратской инфраструктуры [9].

Заинтересованность Великобритании в стабилизации обстановки на Африканском Роге обусловлена, в первую очередь, имеющимися там запасами природных ресурсов и стремлением принять участие в освоении крупных нефтяных месторождений, недавно обнаруженных на континентальном шельфе. Поэтому обеспечение безопасного судоходства и предотвращение атак пиратов на торговые суда, курсирующие вдоль побережья Сомали и через Аденский залив, напрямую отвечают британским интересам.

По вопросу противодействию пиратским атакам Великобритания ведет сотрудничество и с США. Так, Королевский флот принимал активное участие в деятельности многонациональной морской группировки Combined Task Force 150, созданной в 2001 г. в Бахрейне под эгидой ВМФ США в целях борьбы с терроризмом, пиратством и контрабандой в районе Аденского залива, Аравийском и Красном морях, Индийском океане. С принятием в 2008 г. Совбезом ООН резолюции, которая разрешала военным судам иностранных государств заходить в территориальные воды Сомали для преследования пиратов и предотвращения разбойных захватов судов, входившие в состав группировки Combined Task Force 150 корабли установили патрулируемый морской коридор в территориальных водах Сомали и Йемена, что позволило значительно снизить количество пиратских атак. В 2009 г. Великобритания вошла в состав группировки Combined Task Force 151 [10].

По вопросу обеспечения безопасности на море Великобритания сотрудничает и с Россией. Более того, на сегодняшний день борьба с пиратст-

вом, является, пожалуй, одной из самых масштабных и успешных форм российско-британского сотрудничества. Так, в Средиземном море и Аденском заливе проводятся совместные британо-российские акции в рамках постоянно действующей операции НАТО Active Endeаvou. Еще одним примером успешной координации действий России и Британии стала операция у сомалийского побережья в ноябре 2008 г., когда сторожевой корабль Балтийского флота «Неустрашимый» совместно с британским фрегатом «Камберленд» отбили атаку пиратов на датское судно «Пауверфулл» [11].

По вопросу противодействия пиратским группировкам Великобритания взаимодействует и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, в рамках Пятистороннего соглашения, Великобритания вместе с Австралией, Малайзией, Новой Зеландией и Сингапуром принимает активное участие в совместной оперативной и боевой подготовке ВМС стран АТР. С целью повышения уровня взаимодействия между кораблями было проведено большое количество военно-морских учений. Наиболее масштабными среди них стали Bersama Shield, Bersama Lima и Bersama Padu.

Таким образом, в связи с участившимися пиратскими атаками борьба с данным явлением становится важной задачей не только Великобритании, но и любого другого актора, а также мирового сообщества в целом.

Список использованных источников и литературы

1. Усиление Голландии и Англии как морских держав // Моряк. -Режим доступа: http://seaspirit.ru/shipbuilding/korabuilding/usilenie-gollandii-i-anglii-kak-morskix-derzhav.html

2. Внешняя торговля Англии в конце XV - XVI в.: борьба за морские пути // Библиотека научной и учебной литературы. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/shtokmar_ist/04.aspx

3. Штокмар В.В. История Англии в Средние века // Седмица.ш -Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/lib/text/443048/

4. Усиление Голландии и Англии как морских держав // Моряк. -Режим доступа: - http://seaspirit.ru/shipbuilding/korabuilding/usilenie-gollandii-i-anglii-kak-morskix-derzhav.html

5. Борьба за моря. Эпоха великих географических открытий // Библиотекарь. ру. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/more/49.htm

6. Григоренко О.Ф. Штрихи к борьбе с морским пиратством // Defense Express. - Режим доступа: http://www.vvplawfirm.com/ru/pub2010/200-

2011-09-23-12-58-47

7. International Maritime Bureau // International Chamber of Commerce. - URL: https://icc-ccs.org/

8. В Великобритании основана международная организация «Гуманитарная помощь жертвам морского пиратства» // Карабел. ру. - Режим доступа:

http://www.korabel.ru/news/comments/v_velikobritanii_osnovana_mezhdunarodna ya_organizatsiya_gumanitarnaya_pomoshch_zhertvam_morskogo_piratstva.html

9. Современные международные отношения: учебник / Под ред. А.В. Торкунова, А.В. Мальгина. - М., 2013. - C. 527.

10. Там же. C. 526-527.

11. Годованюк К.А. Некоторые аспекты сотрудничества России и Великобритании в области международной безопасности // Мир и политика. -2012. - № 6. - С. 14-15.

Коротко об авторе

Микуленко Дарья Геннадиевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]

Briefly about author

Mikulenko Daria Gennadievna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.