Научная статья на тему 'Современные проблемы борьбы с морским пиратством'

Современные проблемы борьбы с морским пиратством Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
932
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПИРАТСТВО / БОРЬБА С МОРСКИМ ПИРАТСТВОМ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / PIRACY / STRUGGLE AGAINST A SEA PIRACY / THE INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лисаускайте Валентина Владо

Негативные события, которые произошли в Мировом океане осенью 2008 г., свидетельствуют о глобальной проблеме морского пиратства. Несмотря на отдаленность расположения от опасных морских берегов территории России, наша страна претерпевает значительные потери от пиратской деятельности. В статье рассмотрены существующие механизмы борьбы с международным пиратством и рекомендации автора по их совершенствованию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Problems of Struggle Against a Sea Piracy

Negative situations which have occurred in the World ocean in the autumn 2008 testify about to a global problem of a sea piracy. Despite of remoteness of an arrangement from dangerous sea coast of territory of Russia, our country undergoes significant losses from piracy activity. In clause existing mechanisms of struggle against the international piracy and recommendations of the author on their perfection are considered

Текст научной работы на тему «Современные проблемы борьбы с морским пиратством»

УДК 341.362.1

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С МОРСКИМ ПИРАТСТВОМ

© Лисаускайте В. В., 2008

Негативные события, которые произошли в Мировом океане осенью 2008 г., свидетельствуют о глобальнейшей проблеме морского пиратства. Несмотря на отдаленность расположения от опасных морских берегов территории России, наша страна претерпевает значительные потери от пиратской деятельности. В статье рассмотрены существующие механизмы борьбы с международным пиратством и рекомендации автора по их совершенствованию.

Ключевые слова: пиратство; борьба с морским пиратством; международное сотрудничество.

Негативные события, которые произошли в Мировом океане осенью 2008 г., свидетельствуют о глобальнейшей проблеме морского пиратства. По данным Международного бюро мореходства, за 10 месяцев 2008 г. только в Аденском заливе было совершено более 50 нападений на суда, более 340 моряков побывали или находятся в заложниках [1]. Ежедневно система Инмарсат фиксирует хотя бы одно сообщение о бедствии в связи с нападением на судно пиратов.

«Горячими точками» пиратства являются берега Малайзии, Индонезии, Филиппин, Гвинеи, Южно-Китайского моря, Бразилии, западного берега Африки и др. Данная территория водного пространства характеризуется несколькими критериями:

1) интенсивное судоходство — пролегание торгового караванного морского пути;

2) большинство прибрежных государств страдают от политической и экономической нестабильности, результатом чего являются безработица, отсутствие должного контроля со стороны государства, рост преступности.

Все это способствует активному развитию морского пиратства. Так, действующее правительство Сомали подтверждает тот факт, что не имеет возможности патрулировать даже свои внутренние территориальные воды в Аденском заливе, не говоря уж об обеспечении безопасности прилежащих вод. Другие страны негласно имеют прибыль от пиратских набегов в своих территориальных и прилежащих водах, поэтому не торопятся предпринимать конкретные продуктивные меры по борьбе с данным видом преступности.

Несмотря на отдаленность расположения от опасных морских берегов территории России, наша страна претерпевает значительные потери от пиратской деятельности:

• страдает экономика государства — захватываются грузы, направляемые в РФ или из РФ;

• страдают российские судоходные компании;

• часто причиняется вред здоровью или жизни российских граждан, входящих в состав экипажей судов.

Большое количество только официально зафиксированных пиратских нападений свидетельствует о необходимости международного решения данной проблемы. Вопрос о борьбе с пиратством волновал мировое сообщество с давних времен. Результатом стало создание международных правил, в основном, закрепленных в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которые устанавливают следующие нормы:

1. Признание пиратства преступлением международного характера. Следствием этого является обязательство государств устанавливать в национальном законодательстве уголовную ответственность за такие общественно опасные деяния [2].

2. Право государства в лице военного корабля захватить пиратское судно в открытом море, арестовать находящихся на нем лиц и конфисковать имущество. При установлении национальности судна передать его властям для привлечения к ответственности. В ином случае — конвоировать судно в свой порт и привлечь экипаж к ответственности в соответствии со своим законодательством.

3. Право осуществлять сопровождение в открытом море торговых судов военными кораблями государства для обеспечения их безопасности.

4. Право разрабатывать и рекомендовать владельцам судов и экипажу применение различных профилактических мероприятий.

Действительно, международные документы регламентируют возможность государств осуществлять защиту своих интересов, однако как их применить на практике?

Российские моряки часто входят в состав многонациональных экипажей, служат на судах различных судовладельцев, под различными флагами. Если защищать исключительно российские интересы, то потребуется у каждого атакуемого судна спрашивать — есть на нем граждане России или нет, есть там грузы назначением для РФ или отсутствуют. В настоящее время военные суда нескольких стран и международных региональных организаций осуществляют сопровождение торговых судов вне зависимости от государства флага. Однако эти действия не подтверждаются никакими соглашениями, следовательно, не смогут осуществляться длительное время. Поэтому необходима разработка международного соглашения, регламентирующего вопросы сотрудничества государств по обеспечению безопасности мореходства от актов пиратства.

Эффективное применение представленных выше правил, естественно, возможно при наличии и действии соответствующего организационного механизма.

Организационный механизм борьбы с морским пиратством должен включать в себя две составляющие:

1) деятельность сотрудничающих государств;

2) деятельность международных организаций.

Рассмотрим применение каждого из них.

Традиционной формой деятельности государств по борьбе с пиратством является патрулирование военными кораблями и самолетами опасной акватории открытого моря. Однако последние 15 лет российский ВМФ практически свернул свое присутствие в районе Юго-Восточной Азии. Лишь один из последних случаев с захватом судна «Фаина», в экипаж которого входят российские граждане, повлек привлечение военных сил нашей страны в лице военного корабля — эсминца «Неустрашимого».

Эта ситуация относится и к другим странам. ВМС США и Великобритании за последние годы сократили количество своих боевых походов в этот регион на 50 %. И только ситуация, сложившаяся осенью 2008 г., потребовала привлечения военных сил в данный регион.

Следует отметить, что прибрежные государства опасной акватории иногда идут на контакт в целях сотрудничества по борьбе с пиратством. Правительство Сомали направило в СБ ООН письмо с подтверждением своих намерений о сотрудничестве с государствами для борьбы с пиратством. В сентябре 2008 г. Россия запросила у действующего правительства Сомали предоставления статуса «сотрудничающего государства». Получив положительный ответ, РФ в лице военного корабля «Неустрашимый» получила разрешение на патрулирование внутренних территориальных вод Сомали и прилегающих вод открытого моря. В настоящее время военные суда разных стран, в том числе России, осуществляют патрулирование Аденского залива и сопровождают торговые суда по наиболее безопасному морскому пути. К тому же уже известны случаи предотвращения актов пиратских нападений на суда.

В рамках мирового сообщества существует достаточно большое количество международных организаций, осуществляющих определенные функции в сфере борьбы с преступностью:

• Международное бюро мореходства — с 1991 г. данная неправительственная международная организация ведет учет пиратских нападений.

• Аналитический центр по проблеме пиратства — осуществляет сбор и анализ информации в глобальном масштабе, занимается розыском пропавших судов, добивается наказания преступников и возврата грузов владельцам, выполняет круглосуточное оповещение судов о нападениях пиратов, занимается организацией помощи потерпевшим судам.

Существуют международные организации более широкой сферы деятельности (Международная морская организация, АСЕАН и др.), которые разрабатывают проекты международных соглашений, в том числе по борьбе с пиратством.

• ООН в лице Совета Безопасности может официально разрешить применение военной силы в конкретной ситуации при

установлении факта нарушения какой-либо сферы международной безопасности.

В октябре 2008 г. была принята подобная резолюция СБ ООН в отношении территории открытого моря у побережья Сомали. При этом применение военной силы должно осуществляться в соответствии с международным правом [3].

В настоящее время в Аденском заливе осуществляют контроль за безопасностью мореплавания военно-морские корабли и самолеты стран-членов НАТО, Европейского союза, России и других стран. Результатом, с одной стороны, деятельности данных военных подразделений, с другой стороны — продолжающейся активной преступной деятельности пиратов, стало принятие Советом Безопасности ООН Резолюции от 2 декабря 2008 г. о продлении на 12 месяцев действия своего предыдущего решения, позволяющего государствам, заблаговременно уведомившим Генерального секретаря, входить в территориальные воды Сомали для пресечения актов морского пиратства и принимать все необходимые для этого средства [4].

Несмотря на столь многоуровневый вы-шепредставленный организационный механизм международных институтов, сотрудничающих в области борьбы с пиратством, а также активную деятельность государств и международных организаций в настоящее время в конкретном районе Мирового океана, проблемы по-прежнему существуют. Поэтому гораздо эффективнее было бы создание международной системы патрулирования, сопровождения и реагирования с распределением территориальных зон, периода дежурств, а также согласованностью с властями прибрежных государств. Такая форма реагирования, по мнению многих специалистов, будет более эффективна в предупредительном направлении актов пиратства.

Следует отметить и тот факт, что существующие международные организации не располагают полномочиями и соответствующими силами реагирования. А это в сложившейся ситуации крайне необходимо. Если в данном контексте рассматривать деятельность СБ ООН, то решения этой организации выносятся уже по факту какого-

либо негативного события и, зачастую, с серьезным опозданием для оперативного реагирования. Резолюции СБ ООН устанавливают определенные правила поведения государств только на определенной территории.

С учетом обозначенных аспектов рассматриваемой проблемы, по мнению автора, наиболее эффективными профилактическими формами борьбы с морским пиратством являются:

1) разработка и принятие международного соглашения под эгидой ООН о создании системы патрулирования, сопровождения и реагирования в целях безопасности морского судоходства;

2) на основании данного соглашения соз-

дание межгосударственной системы военного патрулирования акватории открытого моря, сопровождения морских судов в опасных зонах и оперативного реагирования на акты пиратства. ^

1. Риски от пиратства и страхование // Морской бюллетень. 2008. 7 окт.

2. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // Гарант [Электронный ресурс] : справочно-правовая система.

3. Резолюция СБ ООН № 1838 от 7 октября 2008 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. Режим доступа: www.un.org/

4. Резолюция СБ ООН № 1846 от 2 декабря 2008 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. Режим доступа: www.un.org/

Modern Problems of Struggle Against a Sea Piracy

© Lisauskayte V., 2008

Negative situations which have occurred in the World ocean in the autumn 2008 testify about глобальнейшей to a problem of a sea piracy. Despite of remoteness of an arrangement from dangerous sea coast of territory of Russia, our country undergoes significant losses from piracy activity. In clause existing mechanisms of struggle against the international piracy and recommendations of the author on their perfection are considered.

Key words: Piracy; struggle against a sea piracy; the international cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.