Научная статья на тему 'Участие участкового уполномоченного полиции в предупреждении преступлений и правонарушений в сфере миграции'

Участие участкового уполномоченного полиции в предупреждении преступлений и правонарушений в сфере миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
участковый уполномоченный полиции / миграция / профилактический обход / Стратегия национальной безопасности / district police officer / migration / preventive bypass / National Security Strategy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрий Викторович Растяпин

Рассматриваются вопросы деятельности участкового уполномоченного полиции по контролю в сфере миграции. Отдельно рассматриваются формы несения службы, в рамках которых участковый имеет возможность выявлять и пресекать правонарушения в сфере миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юрий Викторович Растяпин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of district police commissioner in the prevention of crimes and offenses in the sphere of migration

The article deals with the activities of the district police commissioner for control in the field of migration. Separately, the forms of service are considered, within which the district police officer has the ability to identify and suppress offenses in the field of migration.

Текст научной работы на тему «Участие участкового уполномоченного полиции в предупреждении преступлений и правонарушений в сфере миграции»

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-135-137 NIION: 2007-0083-4/23-366 MOSURED: 77/27-005-2023-04-566

Участие участкового уполномоченного полиции в предупреждении преступлений и правонарушений в сфере миграции

Юрий Викторович Растяпин

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, ru-14011961@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы деятельности участкового уполномоченного полиции по контролю в сфере миграции. Отдельно рассматриваются формы несения службы, в рамках которых участковый имеет возможность выявлять и пресекать правонарушения в сфере миграции.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, миграция, профилактический обход, Стратегия национальной безопасности

Для цитирования: Растяпин Ю. В. Участие участкового уполномоченного полиции в предупреждении преступлений и правонарушений в сфере миграции // Криминологический журнал. 2023. № 4. С. 135-137. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-135-137.

Original article

Participation of district police commissioner in the prevention of crimes and offenses in the sphere of migration

Yury V. Rastyapin

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

ru-14011961 @yandex.ru

Abstract. The article deals with the activities of the district police commissioner for control in the field of migration. Separately, the forms of service are considered, within which the district police officer has the ability to identify and suppress offenses in the field of migration.

Keywords: district police officer, migration, preventive bypass, National Security Strategy

For citation: Rastyapin Yu. V. Participation of district police commissioner in the prevention of crimes and offenses in the sphere of migration. Criminological Journal. 2023;(4):135-137. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-135-137.

Современная Россия является многонациональным государством. Ежедневно в нее въезжают тысячи мигрантов из разных стран мира. Большая часть из них — это граждане бывших республик СССР, приезжающих с трудовой целью.

Большое количество таких граждан усложняет возможности контроля за правилами въезда и нахождения их на территории Российской Федерации.

Такая проблема в настоящий момент, особенно с начала пандемии коронавируса, является, несомненно, актуальной, так как в связи с закрытием границ многие иностранные граждане не могли покинуть пределы России. Решение этой проблемы было найдено, однако в целом задача контроля в сфере миграции является достаточно важной, ввиду того, что непосредственно связана с национальными инте-

ресами Российской Федерации, ее экономическим развитием и уровнем жизни граждан.

Данный тезис подтверждается и положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, закрепленной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», где указано, что реализация государственной политики по противодействию незаконной миграции и усилению контроля за миграционными потоками способствует достижению цели обеспечения государственной и общественной безопасности.

Государственный контроль в сфере миграции с 2016 г. осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации, а именно его подразделения по вопросам миграции. Также важную роль в дан-

© Растяпин Ю. В., 2023

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

ном виде контроля принимает участковый уполномоченный полиции, так как именно он является основным субъектом профилактики в органах внутренних дел и находится максимально приближено к гражданам на своей территории — на закрепленном за ним административном участке.

На нем участковый выполняет основные задачи, возложенные законом на полицию — защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее — граждане), противодействие преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.

Основной формой несения службы участкового уполномоченного полиции в рамках предупреждения преступлений и правонарушений в сфере миграции является профилактический обход административного участка. Во время него он должен особое внимание уделять полученной информации о квартирах (жилых домах, комнатах), сдаваемых в аренду, в том числе гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства (при установлении юридических или физических лиц), о лицах, сдающих квартиры (помещения) в аренду без оформления соответствующих документов.

В рамках исполнения функции по контролю в сфере миграции, а также профилактики нарушений в указанной сфере участковый в рамках ежедневной деятельности может проверять места возможной трудовой деятельности иностранных граждан: автосервисы, места общественного питания, строительные объекты и т. д. На месте требуется проверять личные документы иностранных граждан и документы, требующиеся для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

В рамках такой работы необходимо уделять внимание и жилому сектору. При непосредственной проверки квартир, а также при общении с жильцами можно получить оперативную информацию о иностранных гражданах, проживающих на территории административного участка с нарушением действующего законодательства России в сфере миграции. Нередки случаи, когда мигранты осуществляют съем квартиры и проживают там в количестве человек, явно превышающем установленные нормы. Иногда возникают ситуации, когда собственники квартир, ради получения дополнительной выгоды, осуществляют фиктивную регистрацию мигрантов,

при этом по факту они там проживать не планировали. В таких случаях проводится проверка, составляется необходимая документация, фиксируются доказательные факты и все виновные лица привлекаются к ответственности — уголовной или административной в зависимости от тяжести совершенного деяния и конкретных обстоятельств дела.

Как и было сказано раннее, во время профилактического обхода у участкового имеется возможность установления доверительных отношений с гражданами, проживающими на его административном участке, что является достаточно важным в контроле в сфере миграции, так как зачастую именно от своих доверенных лиц сотрудники подразделений участковых уполномоченных полиции получают информацию о лицах, допускающих нарушения миграционного законодательства, что в дальнейшем позволяет провести проверку и привлечь виновных к ответственности.

Немаловажным является взаимодействие участкового уполномоченного полиции с подразделениями по вопросам миграции, в рамках которого сотрудники могут проводить совместные мероприятия, направленные на выявление лиц, нарушающих законодательство в сфере миграции. К примеру, совместные рейдовые мероприятия по объектам трудовой деятельности мигрантов — автосервисы, строительные объекты и т. д.

Помимо этого, сотрудники подразделений по вопросам миграции могут предоставлять участковому информацию о подозрительных жилых объектах, при этом критерием подозрительности является завышенное число лиц, поставленных на миграционный учет в данном конкретном жилом объекте (доме, квартире). К примеру, возникают ситуации, при которых в домах, расположенных в отдаленных сельских местностях, ставятся на миграционный учет как граждане Российской федерации, так и иностранные граждане в количестве нескольких десятков человек. При этом само домовладение не предполагает проживание в нем людей в целом, в виду своей обветшалости и аварийности. Поэтому по информации подразделений по вопросам миграции участковые должны проводить проверочные мероприятия и устанавливать все факты, необходимые для дальнейшего разбирательства.

При выявлении какого-либо правонарушения участковый может составить протокол об админи-

136 Криминологический журнал № 4 / 2023

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

стративном правонарушении по следующим статьям Кодекса об административных правонарушениях: 18.8; 18.9; 18.10; 18.15; 18.16; 18.20. Важным при этом является сбор доказательной базы, а именно получение всех необходимых объяснений, составление протокола осмотра места происшествия, фото- и видеофиксация места происшествия и т. д.

В целом, подводя итог, можно сделать вывод, что участковые уполномоченные полиции играют важную роль в контроле в сфере миграции, их деятельность несомненно важна и ответственна. При этом успешное выполнение участковыми задач по предупреждению преступлений и правонарушений зависит от их инициативы, добросовестного отношения к выполнению своих служебных обязанностей, владением оперативной информации о своем административном участке и от знания законодательства, регламентирующего правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.

Библиографический список

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» // СПС «Гарант».

5. Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // СПС «Гарант».

Bibliographic list

1. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated December 30, 2001 № 195-FZ // LRS «ConsultantPlus».

2. Federal Law dated February 7, 2011 №. 3-FZ «On the Police» // LRS «ConsultantPlus».

3. Federal Law dated July 25, 2002 № 115-FZ «On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of May 5, 2012 № 403 «On the powers of officials of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia to draw up protocols on administrative offenses and administrative detention» // LRS «Garant».

5. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated March 29, 2019 № 205 «On serving as a district police officer in a serviced administrative area and organizing this activity» // LRS «Garant».

Информация об авторе

Ю. В. Растяпин — старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author

Yu.V. Rastyapin — Senior lecturer at the Department of Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 29.08.2023; одобрена после рецензирования 05.09.2023; принята к публикации 16.10.2023.

The article was submitted 29.08.2023; approved after reviewing 05.09.2023; accepted for publication 16.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.