Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ СУБЪЕКТОВ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА В ПРОЦЕССЕ ВЫЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ'

УЧАСТИЕ СУБЪЕКТОВ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА В ПРОЦЕССЕ ВЫЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНВАЛИДЫ / СОПРОВОЖДАЕМОЕ ПРОЖИВАНИЕ / РАННЯЯ ПОМОЩЬ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СУБЪЕКТЫ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ФИЛАНТРОПИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трутаева Анна Васильевна

Статья посвящена рассмотрению оснований и потенциальных перспектив взаимодействия государства и субъектов третьего сектора с целью выявления социальных притязаний на социальное обеспечение. Вопрос выявления и толкования социальных притязаний является одним из наиболее актуальных в контексте исследования социальных притязаний, в том числе на социальное обеспечение. Субъекты третьего сектора, как правило, анализируют существующие у граждан потребности, обладают сведениями о наиболее острых проблемах социального обеспечения и в связи с этим способны сформулировать возникающие в связи с этим социальные притязания, впоследствии транслировать их в целях совершенствования правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Трутаева Анна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF THIRD SECTOR ENTITIES IN THE PROCESS OF IDENTIFYING SOCIAL CLAIMS FOR SOCIAL SECURITY

The article is devoted to the consideration of the grounds and potential prospects of interaction between the state and the subjects of the third sector in order to identify social claims to social security. The issue of identifying and interpreting social claims is one of the most relevant in the context of the study of social claims, including social security. Subjects of the third sector, as a rule, analyze the needs of citizens, have information about the most acute problems of social security and, in this regard, are able to formulate social claims arising in this regard, subsequently broadcast them in order to improve legal regulation.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ СУБЪЕКТОВ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА В ПРОЦЕССЕ ВЫЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_118 УДК 349.3

УЧАСТИЕ СУБЪЕКТОВ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА В ПРОЦЕССЕ ВЫЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ PARTICIPATION OF THIRD SECTOR ENTITIES IN THE PROCESS OF IDENTIFYING SOCIAL CLAIMS FOR SOCIAL SECURITY

ТРУТАЕВА Анна Васильевна,

кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры трудового и социального права

юридического факультета ФГАОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского». 644112, Россия, г. Омск, ул. Туполева, 2. E-mail: annatrutaeva@yandex.ru;

TRUTAEVA Anna Vasilyevna,

Candidate of Law, Senior Lecturer of the Department of Labor and Social Law of the Faculty of Law of the Omsk State University named after F.M. Dostoevsky. 644112, Russia, Omsk, Tupolev str., 2. E-mail: annatrutaeva@yandex.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена рассмотрению оснований и потенциальных перспектив взаимодействия государства и субъектов третьего сектора с целью выявления социальных притязаний на социальное обеспечение. Вопрос выявления и толкования социальных притязаний является одним из наиболее актуальных в контексте исследования социальных притязаний, в том числе на социальное обеспечение. Субъекты третьего сектора, как правило, анализируют существующие у граждан потребности, обладают сведениями о наиболее острых проблемах социального обеспечения и в связи с этим способны сформулировать возникающие в связи с этим социальные притязания, впоследствии транслировать их в целях совершенствования правового регулирования.

Abstract: The article is devoted to the consideration of the grounds and potential prospects of interaction between the state and the subjects of the third sector in order to identify social claims to social security. The issue of identifying and interpreting social claims is one of the most relevant in the context of the study of social claims, including social security. Subjects of the third sector, as a rule, analyze the needs of citizens, have information about the most acute problems of social security and, in this regard, are able to formulate social claims arising in this regard, subsequently broadcast them in order to improve legal regulation.

Ключевые слова: социальные притязания, социальное обеспечение, инвалиды, сопровождаемое проживание, ранняя помощь, благотворительные организации, субъекты третьего сектора, институциональная филантропия.

Keywords: social claims, social security, disabled people, assisted living, early assistance, charitable organizations, third sector en tities, institutional philanthropy.

Для цитирования: Трутаева А.В. Участие субъектов третьего сектора в процессе выявления социальных притязаний на социальное обеспечение//Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 118-122. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_118.

For citation: Trutaeva A.V. Participation of third sector entities in the process of identifying social claims for social security // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 118-122. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_118.

Статья поступила в редакцию: 30.05.2023

Для рассмотрения интереса в социальном обеспечении может быть полезной категория социальных притязаний. Правовая наука понимает под социальным притязанием ближайшего предшественника нормы права - требование, которое предъявляется индивидами, группами к обществу и государству, об осуществлении действий, способствующих удовлетворению их интересов (например, в социальном обеспечении), а также об институционализации (то есть закреплении в нормах права) [26, с. 79]. Социальные притязания представляют собой общественный запрос на норму права, требование об удовлетворении интереса в социальном обеспечении и значимы в контексте развития правового регулирования ввиду того, что последнее предназначается в конечном счете для разрешения стоящих перед обществом проблем и удовлетворения возникающих у него потребностей [3; 12; 30]. На формирование социальных притязаний на социальное обеспечение влияет множество разных факторов и условий жизни общества: от структуры экономики до господствующей религии или специфики культуры и быта, словом, все те обстоятельства, которые позволяют людям видеть свое социальное благополучие в тех или иных деталях [5; с. 10]. Общество развивается, условия его жизни не статичны, что предполагает непрерывность процесса формирования, артикуляции и институционализации социальных притязаний на социальное обеспечение. Этот процесс прямо отражается на содержании отраслевого правового регулирования: появляются новые востребованные нормы, изменяются или отменяются существовавшие ранее.

Актуален вопрос выявления и толкования социальных притязаний. Коммуникациям между государством и обществом свойственны проблемы, включая фрагментарность (неполный охват субъектов, обладающих интересом), ситуативность (отсутствие постоянной связи) [25, с. 414]. Иногда такой контакт вовсе утрачивается: публичные субъекты действуют «вслепую» без опоры на представления общества.

Выявлению социальных притязаний служат социологические исследования, правовой мониторинг, общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов, другие процедуры [25, с. 415, 416]. Интерес к теме не угасает [2]. Отмечается, что общество демонстрирует готовность к инициативе при разрешении социальных проблем [17; 23; 31]. Зачастую стороны обращаются к содействию академического сообщества1. На при-

1 См., напр. Анна Федермессер назвала законопроект о паллиативной помощи народным. Руководитель Центра паллиативной медицины Департамента здравоохранения Москвы, учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера» во время выступления на больших парламентских слушаниях в ГД указала, что этот вопрос

мере множества социальных проблем, в том числе - потребности в ранней помощи, доказана выгода от участия исследователей: именно наукой поиск инноваций предваряется концептуальным теоретическим осмыслением [8, с. 54, 55].

По мере актуализации пересмотра общественного договора, в том числе - подходов к социальному обеспечению, все большее значение придается представительству различных субъектов, групп в «обсуждении» [6]. Это тем более важно в условиях социальной поляризации [20, с. 28; 16, 37]. Для того, чтобы отдельные группы не оказались окончательно и необратимо устранены от участия в общественном договоре и не утратили возможность заявить о существующих у них интересах, необходимо «прислушиваться» к ним несколько более тщательно и чутко. Одновременно с технологическими скачками, с повышением уровня навыков и знаний человека, в обществе сохраняется запрос на участие государства в обеспечении социального благополучия граждан [1, с. 354, 359].

Любопытен контакт государства и субъектов институциональной филантропии. Обе стороны этой связи обладают необходимым объемом и качеством информации значимой в контексте социальных притязаний на социальное обеспечение. Субъекты институциональной филантропии (нередко именуемые также субъектами третьего сектора [19]) целенаправленно реализуют программы помощи социально уязвимым категориям граждан, встречая от последних мощный положительный отклик [18, с. 359, 373]. Рассматриваемые организации часто проводят системный анализ тех интересов и потребностей, которые складываются у граждан [10, с. 76; 4, с. 87]. Субъекты третьего сектора оказываются способны определенно сформулировать запрос, отделить его от несущественного и донести до государства. Эти организации примечательны и независимостью от государства, что позволяет им транслировать объективную информацию.

Функционирующие в России субъекты третьего сектора, помимо программ помощи, организуют научно-практические мероприятия, сотрудничают с органами государственной власти и изучают потребности граждан1.

Рассматриваемые субъекты подвержены тем же трудностям, что и их «коллеги», избравшие в качестве сферы работы иные стороны жизни общества: недостаток финансирования, проблема изыскания его источников, нехватка материальной базы, отсутствие необходимой подготовки сотрудников [14, с. 86, 87]. Происходит поиск ими возможности «быть услышанными» [18, с. 376]. В науке проблемы развития третьего сектора даже получили классификацию [15, с. 49].

Иногда практика рассматриваемого взаимодействия складывается в отдельных субъектах Российской Федерации чрезвычайно плодотворно2. При содействии субъектов третьего сектора в регионах России с 2021 года реализуется пилотный проект по сопровождаемому проживанию и трудоустройству инвалидов3. Эта технология социального обслуживания как социальное благо и шаг от сегрегации к вовлечению в прямом контакте государства и субъектов третьего сектора. Зарождение технологии и осмысление ее перспектив происходило внутри профессионального сообщества в некоммерческих организациях (ГАООРДИ, «Перспективы» и др.) в результате работы с инвалидами4. В советский период накопление опыта сопровождаемого проживания связано, прежде всего, с учебно-производственным предприятием Всероссийского общества слепых [13, с. 82]. Истории сопровождаемого проживания в России известны яркие примеры активного проявления гражданами в сотрудничестве с субъектами третьего сектора того, что сегодня правовой наукой именуется правовой инициативой, - случаи вступления их с предложениями, адресованными должностным лицам федерального уровня5. Взаимодействие государства инвалидами и представителями получает научную под-

касается каждого человека и поблагодарила депутатов за внимание к теме // Официальный интернет-сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 11.02.2019. Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/29744.

1 Официальный интернет-сайт Всероссийского общества инвалидов. Режим доступа: https://www.voi.ru. Официальный интернет-сайт Российской ассоциации паллиативной медицины. Режим доступа: https://www.palliamed.ru. Официальный интернет-сайт Российской ассоциации паллиативной медицины. Режим доступа: https://www.palliamed.ru. Официальный интернет-сайт Российской ассоциации паллиативной медицины. Режим доступа: https://www.palliamed.ru. Официальный интернет-сайт Российской ассоциации паллиативной медицины. Режим доступа: https://www.palliamed.ru. Официальный интернет-сайт Ассоциации профессиональных участников хосписной помощи. Режим доступа: https://pro-hospice.ru Официальный интернет-сайт Фонда «Вместе». Режим доступа: https://vmestefond.ru. Широко известна деятельность таких организаций, как «Дом с маяком», «Верю в чудо», «Обнимая небо», «Хоспис Дом Фрупполо» и др. в сфере оказания паллиативной помощи, «Старость в радость», «София», «Долго и счастливо» и др. - в сфере оказания помощи пожилым гражданам, «Подарок ангелу», ГАОО РДИ, «Все дети могут», «Галчонок», «Жизненный путь» и др. - в сфере помощи инвалидам (в том числе детям-инвалидам), «Ночлежка», «Милосердие», «Кариас», «Даниловцы» и др. - в сфере оказания помощи бездомным и малоимущим гражданам, «Ad vita», «Живой», «Редкие люди» и др. - в сфере оказания помощи онкобольным и гражданам с иными тяжелыми заболеваниями. На протяжении длительного периода времени в России функционирует продовольственный банк «Русь», системно реализующий такие направления работы, как «Народный обед», «Продовольственный марафон» и др. Официальный интернет-сайт Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение». Режим доступа: https://so-edinenie.org. Полигон. Пространство ассистивных технологий для слепоглухих «Полигон» — это совместный проект Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», МГТУ им. Н.Э. Баумана и Центра «Технологии возможностей». // Официальный интернет-сайт Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение». Режим доступа: https://so-edinenie.org/slepogluhimpredstavitelyam/poligon. Полигон. Пространство ассистивных технологий для слепоглухих «Полигон» — это совместный проект Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», МГТУ им. Н.Э. Баумана и Центра «Технологии возможностей». // Официальный интернет-сайт Фонда поддержки слепоглухих «Соединение». Режим доступа: https://so-edinenie.org/slepogluhimpredstavitelyam/poligon.

2 Советников по социальным изменениям начали готовить в Нижнем Новгороде. К обучению приступили 30 человек из более 20 регионов страны // ИА «Время Н». 21.03.2022. Режим доступа: https://www.vremyan.ru/news/485990. Нюта Федермессер: надо дать людям из НКО навыки чиновников. А чиновникам — их огня // ТАСС. 24.01.2022. Режим доступа: https://tass.ru/interviews/13488277. См. также Официальный интернет-сайт Корпоративного университета Правительства Нижегородской области. Режим доступа: https://kupnokreml.ru/sovetnik. См., напр. «На уровне региона можно сделать гораздо больше». Нюта Федермессер о том, как в Нижегородской области меняют систему социальной защиты // Коммерсант. 26.04.2023. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5953406. Нюта Федермессер станет советником губернатора Нижегородской области. Об этом учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера», член центрального штаба Общероссийского народного фронта заявила 22 января на пресс-конференции // Агентство социальной информации. 22.01.2020. Режим доступа: https://www.asi.org.ru/news/2020/01/22/nyutafedermess-stanet-sovetnikom-gubernatora.

3 В России попробуют жить без ПНИ. Минтруд начинает пилотный проект по сопровождаемому проживанию людей с ментальной инвалидностью // Коммерсант. 10.11.2021. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5064945. Пятеро нижегородцев переведены из психоневрологических интернатов на сопровождаемое проживание // НИА «Нижний Новгород». С. Звонкова. 29.10.2021. Режим доступа: https://www.niann.ru/?id=571497. «Нам нужен закон об основах социального сопровождения». Почему российскую систему соцзащиты надо реформировать // Коммерсант. 13.06.2021. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4855462.

4 Сопровождаемое проживание наконец закрепят законом. В правительстве подготовлен новый законопроект, касающийся людей с инвалидностью. Ожидается, что он будет внесен в Думу в первом квартале 2023 года. Если он пройдет чтения, в российском законодательстве впервые окажется нормативно закреплено понятие «сопровождаемое проживание». Подробности - в интервью с одним из разработчиков законопроекта, юристом правовой группы Центра лечебной педагогики Еленой Заблоцкис // Интернет-сайт Милосердие.ру. Православный портал о благотворительности. 05.12.2022. Режим доступа: https://www.miloserdie.ru/article/soprovozhdaemoe-prozhivanie-nakonecz-zakrepyat-zakonom/.

5 См., напр. Все опасности сети «Интернат». Родители детей-инвалидов просят у президента альтернативы интернатам // Коммерсант. 28.10.2019. Режим доступа: https://kommersant-ru.turbopages.org/kommersant.ru/s/doc/4140760.

держку [22]. Крупнейшим участником таких контактов и аналитиком запроса инвалидов на социальное обеспечение является Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Минтруда России1.

По мере активизации обсуждения к 2016 - 2017 годам вопрос сопровождаемого проживания оказался в поле зрения органов государственной власти [9; 11; 24]. Отправной точкой здесь стал Приказ Минтруда России от 14.12.2017 № 8472. Сопровождаемому проживанию посвящены положения Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» (подпрограмма 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов»)3, а также Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и реабилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, на период до 2025 г.4. К новейшему периоду относится работа над проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов»5. Пояснительная записка к нему гласила, в 2021 году численность инвалидов, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания, выросла до отметки в 5,2 тыс. человек. По сведениям Минтруда России, к 2023 году порядка 7 тыс. граждан с инвалидностью получают услуги в рамках сопровождаемого проживания, из которых более 4,2 тыс. человек состоят на учебном, а свыше 2,4 тыс. человек - на постоянном сопровождаемом проживании6.

Федеральным законом от 28.04.2023 № 137-Ф3 дается определение сопровождаемому проживанию, раскрывается его содержание7. Сопровождаемое проживание инвалидов, включая трудовую и социальную занятость, понимается как жизнеустройство инвалидов старше 18 лет, не способных вести самостоятельный образ жизни или способных его вести с помощью других лиц и является элементом постоянного процесса реабилитации и абилитации инвалидов. Ведение такого образа жизни инвалид выбирает самостоятельно, и технология предполагает оказание всех требуемых услуг, а также необходимого содействия, предусмотренного системой социального обслуживания, с учетом особенностей здоровья и жизненной ситуации гражданина в целом.

Продолжается разработка правового регулирования ранней помощи. Наиболее часто в таких случаях речь ведется о направлении реабилитации, а именно - ранней помощи детям и их семьям.

Впервые на территории страны о ранней помощи на уровне правового регулирования заявлено в Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации8. По данным мониторинга Минтруда России за 2021 год в 76 субъектах Российской Федерации была организована работа по оказанию ранней помощи на основе нормативных и программных документов субъектов Российской Федерации, в 2023 году число таких субъектов Российской Федерации выросло до 809. Правовое регулирование на федеральном уровне развивается, однако, безусловно, требует принятия федерального закона10. Разработанный в 2022 году законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» (Ю 02/04/11-22/00133963) в июне нынешнего года получил отрицательное заключение по результатам оценки регулирующего воздействия11.

Сегодня ранняя помощь рассматривается как направление абилитационного процесса. В контакте профессионального сообщества с родительскими коллективами, детьми, накоплен опыт региональных практик ранней помощи, получены результаты долгосрочных исследований, иллюстрирующие возрастающую потребность в создании системы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии и ранней помощи в целом [27]. Взаимодействие даже получило периодизацию (90-е годы XX века: накопление некоммерческим сектором («Ассоциация Даун синдром», «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства» и др.) опыта в оказании ранней помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья первых лет жизни; разработка и воплощение отдельных проектов; 2000-е годы: активизация контактов субъектов третьего сектора с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации; конец 2000-х годов до

1 Официальный интернет-сайт Федерального научного центра реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Минтруда России. Режим доступа: https://center-albreht.ru/about_the_center/dokumenty_reglamentiruyutshie_deyatelnost_organiz/ustav.

2 Приказ Минтруда России от 14.12.2017 № 847 «Об утверждении методических рекомендаций по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. № 1. 2018. // СПС «Консультант Плюс».

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"» // СПС «КонсультантПлюс».

4 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 № 3711-р «Об утверждении Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года» // СЗ РФ. 03.01.2022. № 1 (часть IV). Ст.260. // СПС «Консультант Плюс».

См. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. Режим доступа: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=133963#.

6 Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.01.2023 «Минтруд подготовил рекомендации по организации сопровождаемого проживания для людей с инвалидностью» // Гарант. 17.01.2023. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406062367.

7 Федеральный закон от 28.04.2023 № 137-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 01.05.2023. № 18. Ст. 3214. // СПС «Консультант Плюс».

8 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ Р Ф. 12.09.2016. № 37. Ст. 5510. // СПС «Консультант Плюс».

9 Приказ Росстата от 22.03.2019 № 161 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации федерального статистического наблюдения о сведениях по ранней помощи детям целевой группы» // СПС «Консультант Плюс». Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.01.2023 «Минтруд подготовил рекомендации по организации сопровождаемого проживания для людей с инвалидностью».

I См., напр. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года», приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.2017 № 705 «Об утвержден ии примерной модели межведомственного взаимодействия организаций, предоставляющих реабилитационные услуги, обеспечивающей принцип ранней помощи, преемственность в работе с инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, и их сопровождение» и др. // СПС «Консультант Плюс».

II Проект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов». Разработчик: Минтруд России. Ю проекта: 133963 // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. Режим доступа: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=133963.

настоящего времени: формирование партнерства и диалога общества и государства) [21]. Показательно, что и на нынешнем этапе описываемого процесса субъекты третьего сектора активно выявляют потребности и интересы граждан1.

Аккумулируемые субъектами третьего сектора данные о формировании потребностей и интересов в социальном обеспечении значимы для формирования правового регулирования социального обеспечения. Существуют примеры конструктивного взаимодействия государства с такими организациями, позволившего зафиксировать сформировавшиеся социальные притязания и начать процесс их удовлетворения средствами правового регулирования.

Библиогра фия:

1. Аникин В.А. Лежнина Ю.П. Мареева С.В. Слободенюк Е.Д. Запросы россиян на содействие государства: социальное инвестирование или социальная поддержка? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 3. С. 345-366.

2. Базыкин А.Ю. Правовое регулирование общественного обсуждения нормативных правовых актов с использованием телекоммуникационных технологий // Журнал российского права. 2021. № 2. С. 171 - 182. // СПС «Консультант Плюс».

3. Барциц И.Н. Конституционные обычаи: риски и способы управления ими // Журнал российского права. 2020. № 2. С. 29 - 44. // СПС «Консультант

Плюс».

4. Варызгина А.А. Эффективность обращения малообеспеченных семей в социально ориентированные некоммерческие организации // Женщина в российском обществе. 2014. № 2. С. 86-93.

5. Воронин Ю.В. Столяров А.В. Понятие «социальный риск» в рамках двух базовых моделей социальной защиты: две (с половиной) социокультурные традиции, два экономических дискурса // Социальное и пенсионное право. 2022. № 3. С. 8-18.

6. Воронин Ю.В. Столяров А.В. Тучкова Э.Г. К вопросу о выработке нового общественного договора // Социальное и пенсионное право. 2019. № 4; 2020. № 1. // СПС «Консультант Плюс».

7. Гончарова Н.Л. Услуги поилым людям в Великобритании и России: опыт неправительственных организаций // Вестник Алтайской академии экономики и права. Экономические науки. 2020. № 5. С. 263-270.

8. Емелина О.И. Становление системы помощи детям раннего возраста за рубежом // Специальное образование. 2013. № 3. С. 49-55.

9. Зимина Е.В. Лыкосова Д.Ф. Сопровождаемое проживание инвалидов как инновационная технология социального обслуживания инвалидов (на примере Иркутской области) // Baikal research journal. 2020. Т. 11. № 2. С. 2.

10. Ивашиненко Н.Н. Варызгина А.А. Развитие третьего сектора в России: взаимодействие некоммерческих организаций и населения // Наука, бизнес, власть - триада регионального развития: сборник статей. Отв. ред. д-р экон. наук Л.А.Киркорова, д-р экон. наук Р.А.Тимофева. Спб. ГНИИ «Нацразвитие». 2017. 216 с. С. 74-79.

11. Кожушко Л.А. Владимирова О.Н. Кантышева И.Г. Совершенствование нормативной правовой базы как инструмент развития сопровождаемого проживания // Социальное и пенсионное право. 2022. № 2. С. 35 - 39.

12. Кондрашев А.А. Тенденции конституционного развития России в контексте конституционной реформы 2020 года // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 11. С. 15 - 25. // СПС «Консультант Плюс».

13. Назарова Н.М. Сопровождаемое проживание как способ социального включения взрослых слепоглухих // Специальное образование. 2018. № 4.

С. 78-93.

14. Омарова К.А. Джаватханова П.О. Бакаева С.М. Состояние, проблемы и перспективы развития регионального НКО-сектора в сфере социальной поддержки населения (на примере Республики Дагестан) // Российский экономический вестник. 2021. Т. 4. №. 5. С. 85-88.

15. Омарова К.А. Системные и операционные проблемы развития региональных социально ориентированных некоммерческих организаций и перспективы их решения в контексте взаимодействия с органами государственной власти // Российской экономический вестник. 2021. Т. 4. №. 5. С. 49-54.

16. От прекарной занятости к прекаризации жизни. Коллективная монография. Под ред. Ж.Т. Тощенко. Москва. Издательство «Весь Мир». 2022. 364

с.

17. Перхов В,И. Колесников С.И. Песенникова Е.В. О формировании общественно-частной модели организации медицинской помощи в России // Экономика и менеджмент в здравоохранении. 2021. Т. 6. № 3. С. 216-226.

18. Потенциал и пути развития филантропии в России. Монография. Под ред. И.В. Мерсияновой, Л.И. Якобсон. Москва. 2010. Изд.дом Гос. Ун-та -Высшей школы экономики. 419 с.

19. Пряжникова О.Н. Третий сектор, социальная экономика, солидарная экономика: подходы к определениям и концептуализации понятий // Экономические и социальные проблемы России.2022. № 3 (51). С. 15-36.

20. Путило Н.В. Социальные права в постиндустриальном обществе. Монография. М. Проспект. 2021. 120 с.

21. Разенкова Ю.А. Вклад некоммерческого сектора в развитие отечественной практики ранней помощи // Альманах института коррекционной педагогики. 24.12.2018. Режим доступа: https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/vklad-nekommercheskogo-sektora-v-razvitie-otechestvennoy-praktiki-ranney-pomoshchi.

22. Рочева Я.С. Свинцов А.А. Радуто В.И. Термин «инвалид» с позиций современной модели инвалидности // Социальное и пенсионное право. 2021. № 2. С. 38 - 44. // СПС «Консультант Плюс».

23. Семичева А.С. Теоретико-правовой аспект волонтерского движения в России // Право и государство: теория и практика. 2023. № 2 (218). С. 6466.

24. Сиротина Т.В. Перспективы реализации сопровождаемого проживания лиц с инвалидностью в Алтайском крае (на основе экспертных оценок) // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2018. № 6-1. С. 251-256.

25. Смирнова М.Г. Выявление социальных притязаний в демократическом процессе правотворческой деятельности // Юридическая техника. 2014. № 8. С. 410-417

26. Смирнова М.Г. Социальные притязания в правовом государстве // Ленинградский юридический журнал. 2019. № 1 (55). С. 78-89.

27. Старобина Е.М. Лорер В.В. Владимирова О.В. Формирование системы ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации // Материалы круглого стола «Современные достижения наук в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. № 40. Электронный ресурс. Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-40/book-app/the-formation-of-the-system-of-early-help-to-children-and-theirfamilies-in-the-russian-federation.

28. Старобина Е.М. О становлении системы ранней помощи в российской Федерации // Медицина: теория и практика. 2019. Т. 4. Спецвыпуск. С.

519-520.

29. Старобина Е.М., Лорер В.В. О развитии ранней помощи в Российской Федерации // Педагогическое образование в России. 2019. № 2. С. 110—

115.

30. Чефранова Е.А. Непоименованные договоры как основание регулирования семейных отношений // Законы России: опыт, анализ, практика. 2021. № 7. С. 48 - 54. // СПС «Консультант Плюс».

31. Якимец В.Н. Никовская Л.И. Механизмы и принципы межсекторного социального партнерства как основа развития общественно-Режим доступа: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/5757.

References:

1. Anikin V.A. Lezhnina Yu.P. Mareeva S.V. Slobodenyuk E.D. Requests of Russians for state assistance: social investment or social support? // Monitoring public opinion: Economic and social changes. 2019. No. 3. pp. 345-366.

2. Bazykin A.Yu. Legal regulation of public discussion of normative legal acts using telecommunication technologies // Journal of Russian Law. 2021. No. 2. pp. 171 -182. // SPS "Consultant Plus".

3. Bartsits I.N. Constitutional customs: risks and ways of managing them // Journal of Russian Law. 2020. No. 2. pp. 29-44. // SPS "Consultant Plus".

4. Varyzgina A.A. The effectiveness of the treatment of low-income families in socially oriented non-profit organizations // Woman in Russian society. 2014. No. 2. pp.

86-93.

1 Известно проведенное в 2022 году благотворительным фондом «Перспективы». См. Петербургские «Перспективы» провели исследование для родителей детей с тяжелой инвалидностью. Результаты опросов благотворительная организация планирует использовать для улучшения жизни семей, воспитывающих особенных детей. // Агентство социальной информации. 03.10.2022. Режим доступа: https://www.asi.org.ru/news/2022/10/03/peterburgskie-perspektivy-proveli-issledovanie-dlya-roditelej-detej-s-tyazheloj-invalidnostyu/?ysclid=li8urpx3xr145343295.

ПРАВО M rOCyAAPCTBQ: meopua u npaKmuKa. 2023. № 7(223)

5. Voronin Yu.V. Stolyarov A.V. The concept of "social risk" within the framework of two basic models of social protection: two (and a half) socio-cultural traditions, two economic discourses // Social and pension law. 2022. No. 3. pp. 8-18.

6. Voronin Yu.V. Stolyarov A.V. Tuchkova E.G. On the issue of developing a new social contract // Social and pension law. 2019. № 4; 2020. № 1. // SPS "Consu ltant

Plus".

7. Goncharova N.L. Services for elderly people in the UK and Russia: the experience of non-governmental organizations // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. Economic sciences. 2020. No. 5. pp. 263-270.

8. Emelina O.I. The formation of a system of assistance to young children abroad // Special education. 2013. No. 3. pp. 49-55.

9. Zimina E.V. Lykosova D.F. Accompanied accommodation of disabled people as an innovative technology of social services for disabled people (on the example of the Irkutsk region) // Baikal research journal. 2020. Vol. 11. No. 2. P. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ivashinenko N.N. Varyzgina A.A. Development of the third sector in Russia: interaction of non-profit organizations and population // Science, business, power - the triad of regional development: a collection of articles. Ed. Doctor of Economics L.A.Kirkorova, Doctor of Economics R.A.Timofeva. St. Petersburg State Research Institute "National Development". 2017. 216 p. pp. 74-79.

11. Kozhushko L.A. Vladimirova O.N. Kantysheva I.G. Improvement of the regulatory legal framework as a tool for the development of assisted living // Social and pension law. 2022. No. 2. pp. 35-39.

12. Kondrashev A.A. Trends in the constitutional development of Russia in the context of the constitutional reform of 2020 // Constitutional and Municipal law. 2021. No. 11. pp. 15-25. // SPS "Consultant Plus".

13. Nazarova N.M. Accompanied accommodation as a way of social inclusion of adults deafblind // Special education. 2018. No. 4. pp. 78-93.

14. Omarova K.A. Javatkhanova P.O. Bakaeva S.M. The state, problems and prospects of development of the regional NGO sector in the field of social support of the population (on the example of the Republic of Dagestan) // Russian Economic Bulletin. 2021. Vol. 4. no. 5. pp. 85-88.

15. Omarova K.A. Systemic and operational problems of the development of regional socially oriented non-profit organizations and the prospects of their solution in the context of interaction with public authorities // Russian Economic Bulletin. 2021. Vol. 4. No. 5. pp. 49-54.

16. From precarious employment to precarization of life. Collective monograph. Edited by J.T. Toshchenko. Moscow. The Whole World Publishing House. 2022. 364 p.

17. Perkhov V.,I. Kolesnikov S.I. Pesennikova E.V. On the formation of a public-private model of the organization of medical care in Russia // Economics and management in healthcare. 2021. Vol. 6. No. 3. pp. 216-226.

18. Potential and ways of development of philanthropy in Russia. Monograph. Edited by I.V. Mersiyanova, L.I. Yakobson. Moscow. 2010. Publishing house of the State. Un-ta - Higher School of Economics. 419 p .

19. Pryazhnikova O.N. Third sector, social economy, solidary economy: approaches to definitions and conceptualization of concepts // Economic and social problems of Russia.2022. No. 3 (51). pp. 15-36.

20. Putilo N.V. Social rights in post-industrial society. Monograph. M. Prospect. 2021. 120 p.

21. Razenkova Yu.A. Contribution of the non-profit sector to the development of the domestic practice of early care // Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy. 24.12.2018. Access mode: https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/vklad-nekommercheskogo-sektora-v-razvitie-otechestvennoy-praktiki-ranney-pomoshchi.

22. Rocheva Ya.S. Svintsov A.A. Raduto V.I. The term "disabled person" from the standpoint of the modern model of disability // Social and pension law. 2021. No. 2. pp. 38-44. // SPS "Consultant Plus".

23. Semicheva A.S. Theoretical and legal aspect of the volunteer movement in Russia // Law and the state: theory and practice. 2023. No. 2 (218). pp. 64-66.

24. Sirotina T.V. Prospects for the realization of accompanied residence of persons with disabilities in the Altai Territory (based on expert assessments) // Social integration and development of ethnocultures in the Eurasian space. 2018. No. 6-1. pp. 251 -256.

25. Smirnova M.G. Identification of social claims in the democratic process of law-making activity // Legal technique. 2014. No. 8. pp. 410-417

26. Smirnova M.G. Social claims in a legal state // Leningrad Law Journal. 2019. No. 1 (55). pp. 78-89.

27. Starobina E.M. Lorer V.V. Vladimirova O.V. Formation of a system of early care for children and their families in the Russian Federation // Materials of the round table "Modern achievements of sciences in the complex rehabilitation of children with disabilities and children with disabilities". Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy. 2020. № 40. Electronic resource. Access mode: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-40/book-app/the-formation-of-the-system-of-early-help-to-children-and-theirfamilies-in-the-russian-federation.

28. Starobina E.M. On the formation of the early care system in the Russian Federation // Medicine: theory and practice. 2019. Vol. 4. Special Issue. pp. 519-520.

29. Starobina E.M., Lorer V.V. On the development of early care in the Russian Federation // Pedagogical education in Russia. 2019. No. 2. pp. 110-115.

30. Cefranova E.A. Unnamed contracts as a basis for regulating family relations // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2021. No. 7. pp. 48 - 54. // SPS "Consultant Plus".

31. Yakimets V.N. Nikovskaya L.I. Mechanisms and principles of intersectoral social partnership as a basis for the development of public access: https://www.jour .fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/5757.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.