Дополнительное образование
УДК 378
Исследование проблем профессиональной подготовки специалистов системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов различных целевых реабилитационных групп
Research on problems, connected with training specialists in the system of complex rehabilitation and habilitation of disabled people of various target rehabilitation groups
Владимирова О.Н., ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России, [email protected]
Логинова Е.Т., ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России, [email protected]
Матвеева М.В., ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России, [email protected]
Травникова Н.Г., ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России, [email protected]
Чистякова Н.П., ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России, [email protected]
Vladimirova O., FGBU DPO "St. Petersburg Institute for Advanced Training of Expert Doctors" of the Ministry of Labor of Russia, [email protected]
Loginova E., FGBU DPO "St. Petersburg Institute for Advanced Training of Expert Doctors" of the Ministry of Labor of Russia, [email protected]
Matveeva M., FGBU DPO "St. Petersburg Institute for Advanced Training of Medical Experts" of the Ministry of Labor of Russia, [email protected]
Travnikova N., FGBU DPO "St. Petersburg Institute for Advanced Training of Expert Doctors" of the Ministry of Labor of Russia, [email protected]
Chistyakova N., FGBU DPO "St. Petersburg Institute for the Improvement of Doctors-Experts" of the Ministry of Labor of Russia, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.020
Исследование выполнено в рамках государственного задания на выполнение научно-исследовательской работы №149-00004-22-00 от 29 декабря 2021 г.
Ключевые слова: подготовка кадров, оценка и аттестация специалистов, профориентация и трудовая адаптация персонала, профессиональная подготовка, механизмы и критерии оценивания, профессиональные и универсальные компетенции, реабилитация и абилитация.
Keywords: training personnel, assessment and attestation of specialists, vocational guidance and labour adaptation of personnel, vocational training, evaluation mechanisms and criteria, professional and universal competences, rehabilitation and habilitation.
Аннотация. В статье приводятся результаты исследования проблем профессиональной подготовки специалистов системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов возможна только при реформировании системы подготовки кадров. В анкетировании приняли участие 974 работника организаций, осуществляющих реабилитационные услуги для инвалидов Свердловской и Тюменской областей. В обоих регионах обнаружились
161
сходные проблемы в подготовке специалистов данной сферы: хотя средний стаж работы в сфере составил более 10 лет, более 40% сотрудников нуждались в профессиональной переподготовке, а остальные - в повышении квалификации. При оценке сформированных и нуждающихся в совершенствовании профессиональных компетенций выделены универсальные, характерные для всех работников и специфические профессиональные компетенции, нуждаемость в которых отметили представители определённых должностей. Исследование вопросов привлечения, аттестации кадров в сферу комплексной реабилитации и абилитации выявил ряд проблем, при сохранении общего традиционного подхода к этим вопросам. Результаты исследования позволят пересмотреть цели, задачи и содержание имеющихся и разрабатываемых программ дополнительного профессионального образования работников сферы социальной реабилитации и абилитации.
Abstract. This article presents the results of study problems, connected with of training specialists in the system of comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled people. The formation of a system of comprehensive rehabilitation and habilitation for the disabled people is possible only with the reform of the personnel training system. A total of974 employees of organizations, providing rehabilitation services to the disabled people in the Sverdlovsk and Tyumen regions participated in the survey. In both regions similar problems were found in the training of specialists in this sphere: although the average work experience in the sphere was more than 10 years, more than 40% of employees needed professional retraining, and the rest needed advanced training. Universal competences typical for all employees and specific professional competences were established during the assessment of the professional competences formed and in need of improvement. The need for them was noted by representatives of certain positions. A study of the recruitment and certification of personnel in the field of comprehensive rehabilitation and habilitation has revealed a number of problems, while maintaining the general traditional approach to these issues. The results of the study will help to reconsider the aims, objectives and content of existing and emerging further vocational education programmes for social rehabilitation and habilitation workers.
Введение. Изменения, происходящие в системе социально-экономической политики Российской Федерации, невозможны без обновления нормативно-правовой и материально-технической базы [1]. Что в свою очередь обуславливает возникновение кадровых вопросов, то есть без обучения специалистов с новым типом мышления невозможно как эффективное освоение новых технологий, так и создание конкурентоспособной личности на открытом рынке труда [2;3]. Следует отметить, что реализация социально-экономических реформ, в том числе формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов [1], возможна только при реформировании системы подготовки кадров.
Таким образом, актуальные вопросы подготовки руководителей и специалистов ресурсных методических центров, учреждений, оказывающих реабилитационные и
абилитационные услуги, должны быть проанализированы комплексно и системно с точки зрения вопросов организации подготовки и дополнительной профессиональной подготовки кадров, привлечения сотрудников, отбора, оценки и аттестации кадров, профориентации и трудовой адаптации персонала [4;5].
Методы и материалы. Для исследования поставленных целей была разработана специальная анкета, состоящая из 4 разделов, дающих представление о должностях, базовом образовании, профессиональных и
универсальных компетенциях специалистов
системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов Свердловской и Тюменской областей Российской Федерации, а также о проводимых мероприятиях по привлечению кадров в профильные организации изучаемых регионов.
Анкетирование проводилось анонимно, изучалось мнение руководителей и специалистов системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов по вопросам подготовки кадров [6;7]. Анкета содержала как «закрытые», так и «открытые» вопросы.
Для обработки полученных материалов анкетирования применен качественный анализ, проведено сравнение групп по результатам «закрытых» и «открытых» вопросов в соответствии с профессиональной и региональной принадлежностью.
Результаты. В ходе выполнения исследования было обработано 974 анкеты, из них: 334 анкеты из Тюменской области и 640 анкет - из Свердловской области. Распределение респондентов по должностям и субъектам Российской Федерации представлено в таблице 1.
Как следует из таблицы 1, в анкетировании приняли участие специалисты практически всех уровней и специальностей, участвующих в реализации мероприятий комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Треть от всех участников - специалисты социального «блока»: социальный педагог, специалист по социальной работе, специалист по социальной реабилитации [8].
Таблица 1. -Распределение специалистов, принимавших участие в анкетировании по должностям и регионам
Специалисты Субъект Российской Федерации Всего
Свердловская область Тюменская область человек %
руководитель/заместитель руководителя 57 19 76 7,8
заведующий отделением 77 40 117 12,0
социальный работник 282 33 315 32,3
социальный педагог 27 16 43 4,4
специалист по социальной реабилитации 3 76 79 8,1
педагог-психолог/психолог /медицинский психолог 54 48 102 10,5
дефектолог (в том числе логопед) 18 37 55 5,6
специалист по адаптивной физической культуре 22 28 50 5,1
врач/фельдшер/медицинская сестра 35 15 50 5,1
культорганизатор/музыкальный руководитель/педагог дополнительного образования 12 1 13 1,3
юрист-консультант 9 2 11 1,1
специалист по работе с семьей 0 5 5 0,5
специалист по кадрам 5 0 5 0,5
инструктор по трудотерапии 14 14 28 2,8
воспитатель 26 0 26 2,7
Итого: 640 334 974 100
Ниже представлен анализ по следующим разделам исследования: организация подготовки кадров, отбор, оценка и аттестация кадров, профориентация и трудовая адаптация персонала, а также сделаны общие выводы [9].
Особое внимание при анализе результатов анкетирования уделялось вопросам
профессионального образования руководителей и специалистов ресурсных методических центров и учреждений, оказывающих реабилитационные и абилитационные услуги (опыт работы по специальности, объем и качество полученных профессиональных компетенций) с целью совершенствования организационных основ функционирования и развития
профессионального и дополнительного профессионального образования [10;11].
Организация подготовки кадров
руководителей и специалистов оценивалась
вопросами, раскрывающими профессиональный стаж, обученность по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации за последние три года: период с 2019 по 2021 гг.
Результаты анкетирования по вопросам профессионального стажа (опыта работы по специальности) по Свердловской области показали, что 40,8% руководителей и специалистов реабилитационных учреждений имеют стаж работы более 10 лет; 35,3% специалистов - от 4 до 10 лет, 13,6% - от 1 года до 3 лет; 10,3% специалистов - стаж работы до 1 года, см. рисунок 1.
Обобщение сведений по Тюменской области, в свою очередь, привело к аналогичным результатам (32,3%, 29,6%, 23,7% и 14,4% специалистов соответственно), см. рисунок 2.
50 35,3 40,8
40
30 20 10 10,3 13,6
шэ Шт
0 до 1 года от 1 года до 3 лет от 4 до 10 лет более 10 лет
Рисунок 1. -Стаж работы по специальности специалистов реабилитационных учреждений Свердловской
области (в % от общего числа опрошенных)
Рисунок 2. - Стаж работы по специальности специалистов реабилитационных учреждений Тюменской области (в % от общего числа опрошенных)
Данные свидетельствуют о накоплении профессионального опыта и имеющейся относительной стабильности кадрового состава учреждений, оказывающих услуги по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
Следует отметить, что среди руководителей и специалистов реабилитационных учреждений в Свердловской области за период с 2019 по 2021 гг. курсы профессиональной переподготовки по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов прошли 42,5% опрошенных. Это говорит о том, что более чем половина сотрудников реабилитационных учреждений имеют профильное образование и не нуждаются в профессиональной переподготовке.
Однако лишь 64,0% специалистов считают полученные в процессе профессиональной переподготовки профессиональные компетенции по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов достаточными, подавляющее большинство из них - специалисты по социальной реабилитации, культорганизаторы, медицинские психологи.
Более трети опрошенных (35,6%) дали отрицательный ответ о достаточности своих компетенций. В этой группе превалировали социальные педагоги, нуждающиеся в расширении своей профессиональной подготовки.
В Тюменской области за период с 2019 по 2021 гг. обучение на курсах профессиональной переподготовки по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов прошли также две пятых опрошенных (44,3%), что показывает аналогичную Свердловской области картину о соответствии профессионального образования у немногим более чем половины численности работников.
Из прошедших профессиональную переподготовку сотрудников только 66,3% считают полученные профессиональные компетенции достаточными, большинство из них - так же специалисты по социальной реабилитации.
Среди опрошенных специалистов, давших отрицательный ответ о достаточности профессиональной переподготовки (33,7%), превалировали дефектологи, социальные работники, специалисты по работе с семьей, культорганизаторы.
Вышеприведенные данные из двух регионов указывают на системные проблемы готовности к работе кадров реабилитационных учреждений, где, несмотря на значительный практический опыт работы в социальной сфере, более 40,0% не имеют профильного образования, а получение дополнительных квалификаций на курсах профессиональной переподготовки не является достаточным для трети сотрудников, прошедших дополнительную профессиональную
переподготовку.
Анализ профессиональных компетенций, востребованных для получения и совершенствования при профессиональной переподготовке специалистов показал, что основными направлениями являются:
1. Организационное и методическое сопровождение работы с инвалидами различных целевых реабилитационных групп (ЦРГ). Особое внимание при анализе ответов уделялось группе расстройств аутистического спектра (РАС), подчеркивалось отсутствие методической базы и специалистов, имеющих опыт работы с данной целевой группой.
Основными специалистами, уточняющими данные вопросы являлись: психолог (медицинский психолог), педагог-психолог,
дефектолог (логопед), врачи различных специальностей, социальные педагоги. Основными вопросами при работе инвалидами вследствие аутизма являлись [12]:
- особенности социально-психологической и социально-бытовой адаптации ребенка и взрослого с аутизмом;
- особенности специфической психологической коррекции аутизма, направленной на формирование и коррекцию нарушений социального взаимодействия и коммуникации, коррекцию «поведенческого сценария» в стереотипных жизненных ситуациях;
- получение дополнительного профессионального образования в рамках бихевиоральной терапии и наиболее популярного ее варианта (АВА программа, Applied Behavioral Analysis); в рамках применения адаптированных психометрических методик и методов работы с РАС;
- помощь в организации обучения и сопровождении обучения ребенка при отсутствии тьютора (организация режима коммуникативного общения и процесса включения ребенка в учебную группу, составление индивидуального учебного плана; мониторинг обучения, индивидуальные коррекционные занятия, взаимодействие с педагогом и т.д.);
- формирование и коррекция устной и письменной речи у ребенка с аутизмом; формирование коммуникативной функции речи;
- помощь в организации и структурировании среды для работы со взрослым или ребенком с РАС (зона обучения, игровая зона, зона отдыха, зона приема пищи и т.п.);
- модели индивидуальной работы со взрослым или ребенком с РАС для специалистов, не имеющих специального медицинского или психологического образования (социальные работники, социальные педагоги и т.д.);
- работа с семьей инвалида вследствие РАС и координация ее взаимодействия со специалистами.
2. Организационное и методическое сопровождение технологий сопровождаемого проживания инвалидов [4].
3. Нормативно-правовое и методическое обеспечение и сопровождение использования технических средств реабилитации (виды, показания к подбору).
4. Вопросы диагностики и коррекции психологической, когнитивной, интеллектуальной и речевой сферы инвалидов (в том числе детей-инвалидов).
Следует отметить, что практически все специалисты обоих субъектов Российской Федерации высказались за расширение профессиональных компетенций по вопросам нормативно-правовой базы, методического сопровождения и организационной помощи по тематике:
- доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью;
- межведомственного взаимодействия между всеми участниками реабилитационного цикла;
- ранней помощи детям-инвалидам.
Данные компетенции можно отнести к
универсальным в этой сфере.
Опрос о прохождении курсов повышения квалификации по комплексной реабилитации и абилитации за период с 2019 по 2021 гг. показал, что чуть более половины опрошенных специалистов Свердловской области (53,1%) данные курсы прошли, большинство опрошенных (80,6%) считает достаточным объем полученных профессиональных компетенций.
Обобщение сведений в Тюменской области также привело к аналогичным результатам, чуть более половины специалистов реабилитационных учреждений (52,6%) данные курсы прошли, большинство специалистов, повысивших свою квалификацию считает объем
полученных/усовершенствованных компетенций достаточным (85,4%).
Среди специалистов, удовлетворенных повышением квалификации в обоих регионах Российской Федерации, превалировали такие, как «медицинский психолог», «инструктор по труду», «музыкальный руководитель», «инструктор по физической культуре», «культорганизатор».
В то же время, углублённый анализ основных направлений расширения профессиональных компетенций среди специалистов Свердловской и Тюменской областей, давших отрицательный ответ, привёл к следующим выводам по каждой профессиональной группе:
1. Руководители учреждения отметили недостаток профессиональных компетенций по вопросам сопровождаемого проживания инвалидов, вопросам психологической сферы (методам повышения мотивации инвалидов к прохождению реабилитации).
2. Заместители руководителя учреждения, юрист-консультанты нуждаются в получении дополнительных профессиональных компетенций по вопросам доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью; вопросам основ психолого-педагогической и социальной диагностики.
3. Заведующие отделениями отметили недостаток профессиональных компетенций по вопросам нормативно-правового и методического характера; основ медицинской реабилитации, технических средств реабилитации, технологий сопровождаемого проживания инвалидов.
4. Врачи различных специальностей ощущают недостаточность компетенций в вопросах организации реабилитационного процесса и межведомственного взаимодействия между всеми участниками реабилитационного цикла; вопросах постановки реабилитационного диагноза.
5. Дефектологи (логопеды) отметили важность вопросов комплексной реабилитации детей отдельных целевых реабилитационных групп: с расстройствами аутистического спектра (РАС), тяжелыми нарушениями слуха; вопросов логопедической коррекции данных целевых групп, методического сопровождения организации работы с инвалидами, подготовки по методикам альтернативной коммуникации; вопросам ранней помощи детям с множественными нарушениями развития.
6. Воспитателей прежде всего волнуют вопросы организации работы с детьми с психическими нарушениями, включая аутизм, а также комплексной реабилитации детей раннего возраста (от 0 до 3 лет).
7. Медицинские сестры нуждаются в повышении квалификации по вопросам медицинской реабилитации.
8. Социальные работники отметили актуальность следующих тем: вопросы индивидуальной работы в процессе реабилитации детей-инвалидов, оказание помощи родителям в трудной ситуации и сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включая расстройства аутистического спектра; вопросы оказания социально-правовых и медицинских услуг гражданам, имеющим инвалидность; вопросы применения Международной классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), вопросы по специальности «эрготерапевт», организации деятельности всех участников реабилитационного цикла (межведомственное взаимодействие), реабилитации в соответствии с ЦРГ; оказания услуг по социально-бытовой реабилитации (содержание услуги, необходимое оборудование, методические разработки для различных ЦРГ и возрастов).
9. Специалисты по социальной реабилитации: вопросы организации реабилитационного центра на дому; технологии работы с детьми различных
ЦРГ (прежде всего РАС, детей с речевыми нарушениями, онкологической патологией).
10. Социальные педагоги выделили вопросы создания доступной среды, методы и приемы работы с детьми с РАС, с тяжёлыми нарушениями речи.
11. Педагоги-психологи: вопросы психологической реабилитации подростков с психическими нарушениями с акцентом на расстройства аутистического спектра, основные направления клинической психологии, особенности заболевания и практические рекомендации по работе с различными ЦРГ детей-инвалидов (технологии АВА-терапии в группе РАС, вопросы социально-бытового сопровождения и реабилитации), технологии психокоррекционной работы с детьми-инвалидами, в том числе организация индивидуальной коррекционной работы с различными ЦРГ.
12. Психологи: вопросы организации психологической работы с детьми-инвалидами различных ЦРГ, в том числе с психическими нарушениями (РАС, умственная отсталость, СДВГ), с онкологической патологией, особенности социально-психологической и психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов подросткового и раннего возраста, основные направления клинической психологии, в том числе особенности формирования высших психических функций у детей младшего школьного возраста; вопросы психокоррекции детей-инвалидов с когнитивными, интеллектуальными и речевыми нарушениями.
13. Фельдшера: вопросы методического сопровождения организации работы с инвалидами, технологий сопровождаемого проживания.
14. Специалисты по адаптивной физической культуре отметили недостаток знаний по следующим вопросам: разновидности методик лечебной физкультуры при различных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нервной системы, внутренних органов, обмена веществ, при травмах, при беременности, болезнях мочеполовой системы, ЛОР-органов, при миопии.
15. Инструктор по труду: вопросы работы с гражданами с психическими расстройствами, технологии реабилитационного центра на дому.
Общими вопросами по расширению профессиональных компетенций в процессе повышения квалификации среди всех заявленных специалистов обоих регионов РФ являлись:
- вопросы методического сопровождения организации работы с инвалидами;
- нормативно-правовой базы;
- вопросы организации ранней помощи детям-инвалидам [13;14].
Таким образом, хотя более чем половина сотрудников учреждений, оказывающих реабилитационных и абилитационные услуги, удовлетворена полученными в ходе повышения квалификации (и, очевидно, имеющимся благодаря предыдущему образованию и опыту), компетенциями, значительная часть работников нуждаются в ликвидации дефицита компетенций по вопросам комплексной реабилитации и абилитации. Выявленные особенности и проблемные области позволяют планировать содержание программ дополнительного профессионального образования и
совершенствовать программы профессиональной переподготовки в соответствии со специальностью.
Вопросы привлечения сотрудников, профориентации, отбора и трудовой адаптации персонала реабилитационных организаций оценивались в анкете в разделе «Мероприятия по привлечению кадров».
Анализ ответов по Свердловской области показал, что более 67,0% представленных организаций участвуют в профориентационных мероприятиях, таких как традиционные «дни открытых дверей» (встречи), организация практики студентов профильных специальностей, ярмарки вакансий, публикации в средствах массовой информации и т.д.
Аналогичный показатель по Тюменской области составил 69,4% среди всех опрошенных.
«Дни открытых дверей» в реабилитационных учреждениях обоих регионов Российской Федерации, в большинстве случаев, собирают такую целевую аудиторию как выпускники или обучающиеся старших курсов высших и средних профессиональных образовательных учреждений, и, в основном, потенциально являются базой для прохождения производственной практики или стажировки в учреждении. Те, претенденты, которые успешно прошли практику или стажировку, зачастую остаются в этом учреждении уже в качестве штатных работников.
Самыми распространениями видами профориентационных мероприятий, традиционно остаются ярмарки вакансий (дни карьеры). Организация им проведение данных мероприятий позволяет привлечь молодых специалистов в профессию социальной направленности.
Также следует обратить внимание и на форму отбора кадров. Наиболее часто используемой формой является проведение собеседования с
будущим работодателем или прохождение конкурсной процедуры.
Трудовая адаптация в учреждении, по результатам анкетирования, заключается в особом внимании руководителя к молодым специалистам, применении испытательного срока, индивидуальном подходе, привлечении наставника или направленном обучении на рабочем месте.
На процесс набора кандидатов в обоих регионах РФ, как Свердловской, так и Тюменской областях, влияют факторы как внешней, так и внутренней среды.
Факторы внешней среды:
- законодательные ограничения;
- ситуация на рынке рабочей силы;
- состав рабочей силы на рынке;
- месторасположение организации.
Факторы внутренней среды:
- кадровая политика - принципы работы с персоналом, стратегические кадровые программы, например, принципы должностного продвижения работников, уже занятых в организации;
- образ учреждения - насколько оно считается привлекательным как место работы (например, привлекательны более крупные организации и фирмы, известные кандидату), что согласуется с данными других исследователей [15; 16].
Анализ ответов на «открытый» вопрос о процедуре прохождения аттестации среди специалистов реабилитационных учреждений обоих исследуемых регионов Российской Федерации показал, что руководитель учреждения, заместитель руководителя, заведующие отделением и юристы процедуру аттестации не проходят.
По данным ответов других специалистов (социальных работников, психологов, дефектологов и др.) процедура аттестации осуществляется в основном на рабочем месте. Основными критериями оценки являются открытые занятия, мастер-классы, публикации, выступления на конференциях, количество оказанных услуг, количество методических разработок, интенсивность и напряжённость работы.
Таким образом, проведение процедуры аттестации сотрудников опрошенных учреждений предполагает дифференцированный подход к различным категориям работников [17; 18].
Также следует обратить внимание на то, что для сотрудников педагогической направленности процедура аттестации прописана и закреплена
законодательно, а для специалистов социальной направленности процедура аттестации является не обязательной и осуществляется по желанию работодателя (руководителя). В действующем нормативном поле нет общепринятых и отработанных механизмов и критериев оценивания специалистов социальной сферы, проходящих процедуры аттестации [19;20].
Заключение.
1. Результаты анкетирования по вопросам опыта работы по специальности показали, что большинство опрошенных специалистов реабилитационных учреждений Свердловской и Тюменской областей обладают опытом и имеют стаж работы более 10 лет (40,8% и 32,3% опрошенных, соответственно). Это свидетельствует о достаточно стабильном кадровом составе организаций, осуществляющих реабилитационные и абилитационные услуги.
2. Из опрошенных специалистов реабилитационных учреждений Свердловской и Тюменской областей 42,5% и 44,3% соответственно за период с 2019 по 2021 гг. направлены на профессиональную переподготовку, что свидетельствует о наличии непрофильного образования или существенных расхождениях между имеющимися компетенциями и требованиями, предъявляемым к сотруднику на рабочем месте. Чуть больше половины опрошенных специалистов (53,1% и 52,6% соответственно) за аналогичный период были направлены на курсы повышения квалификации. Эти данные свидетельствуют о том, что значительная часть работников не имеет соответствующей требованиям профессиональной подготовки, при этом работодатель понимает потребность персонала в повышении квалификации как значительную и стремится к развитию кадрового ресурса организации.
3. Большинство опрошенных специалистов обоих регионов Российской Федерации считают полученные профессиональные компетенции по вопросам комплексной реабилитации (абилитации) инвалидов в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации достаточными (64,4% и 80,6% по Свердловской области; 80,6% и 84,5% по Тюменской области, соответственно). Среди данных специалистов преобладают специалисты по социальной реабилитации, культорганизаторы, медицинские психологи. В то же время, каждый пятый или даже каждый третий опрошенный считает полученные компетенции недостаточными для своей работы.
4. Большинство специалистов реабилитационных учреждений обоих регионов Российской Федерации отмечают недостаток сведений при формировании профессиональных компетенций по вопросам:
- методического сопровождения организации работы с инвалидами;
- доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью (нормативно-правовая база, организационная помощь);
- межведомственного взаимодействия между всеми участниками реабилитационного цикла (нормативно-правовая база, организационная помощь);
- ранней помощи детям-инвалидам (нормативно-правовая база, обучение основным направлениям);
- технических средств реабилитации (показания, виды, нормативно-правовая база);
- технологий сопровождаемого проживания (нормативно-правовая база, организационная помощь);
5. Следует отметить, что для профессий «психолог», «педагог-психолог», «медицинский психолог», «дефектолог» необходимыми направлениями расширения профессиональных компетенций являлись:
- вопросы диагностики и коррекции когнитивной, интеллектуальной и речевой сферы инвалидов (в том числе детей-инвалидов);
- вопросы работы с инвалидами (детьми-инвалидами) различных ЦРГ, в том числе с РАС, психическими и речевыми нарушениями, онкологической патологией;
- особенности социально-психологической и психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов подросткового и раннего возраста.
6. Большинство реабилитационных учреждений Свердловской и Тюменской областей (67,2% и 69,4%, соответственно) участвуют в мероприятиях по привлечению кадров: различных профориентационных мероприятиях для студентов профильных специальностей, среди которых лидируют ярмарки вакансий и «дни открытых дверей». На процесс набора кандидатов респонденты отмечают влияние факторов как внешней, так и внутренней среды.
7. Процедура аттестации для специалистов социальной направленности является не обязательной и осуществляется по желанию работодателя (руководителя). Не отработаны механизмы и критерии оценивания специалистов, социальной сферы, проходящих процедуры аттестации. Данный факт может быть
сдерживающим возможности профессионального роста работников организаций, оказывающих реабилитационные услуги.
В целом, на примере работников реабилитационных учреждений Свердловской и Тюменской областей, опрос позволил выявить острые моменты профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров реформируемой сферы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. По
результатам анкетирования могут быть скорректированы программы дополнительного профессионального образования, а также усилена кадровая политика внутри реабилитационных организаций. Данные мероприятия необходимо внедрять для повышения устойчивости и эффективности формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
1. Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. № 3711-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/44239/
2. Старобина Е.М., Гордиевская Е.О. Об исследовании потребностей в повышении квалификации кадров в системе социального обслуживания населения в сфере комплексной реабилитации и абилитации / Е.М. Старобина, Е.О. Гордиевская, В.А. Чукардин, О.Н. Владимирова // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. - 2020. - № 2. - С. 8-13.
3. Логинова Е.Т., Матвеева М.В. Новые подходы к вопросу подготовки кадров для системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов / Е.Т. Логинова, М.В. Матвеева // Вестник Нижневартовского государственного университета. -2021. - № 4. - С. 27-36.
4. Владимирова О.Н. Система комплексной реабилитации инвалидов с ограничением мобильности: автореф. ... дис. д-ра мед. наук: 14.02.06 / Владимирова Оксана Николаевна; Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова. - Москва, 2020. - 48 с.
5. Приказ Минтруда России №275 от 23 апреля 2018 г. «Об утверждении примерных положений о многопрофильных реабилитационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов, а также примерных перечней оборудования, необходимого для предоставления услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и детей инвалидов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/docs/ mintrud/orders/1291
6. Владимирова О.Н., Ишутина И.С. Методология создания безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения / О.Н. Владимирова, И.С. Ишутина // Доступная среда. -2020. - № 1. - С. 10-15.
7. Информация об осуществлении мониторинга социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации в 2021 году [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/protection/2366
8. Приказ Минтруда России от 18.06.2020 N 352н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2020 N 59010) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_358110/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb 1 ddafdaddf518/
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. № 2339 «О реализации Пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/all/138392/
10. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://fgos.ru/
11. Профессиональные стандарты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://profstandart.rosmintrud.ru/
12. Семаго Н.Я., Соломахина Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС / Н.Я. Семаго, Е.А. Соломахина // Аутизм и нарушения развития. - 2017. - Т. 15. - № 1. - С. 4-14. D0I:10.17759/autdd.2017150101.
13. Приказ Минтруда России от 13.06.2017 N 486н (ред. от 15.12.2020) "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2017 N 47579) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2217 59/
14. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 28.06.2021) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8559/
15. Бессмертный И.В. Технология проектирования экспертной системы, производящей подбор кадров на руководящую должность / И.В.
Бессмертный // Наука и образование: новое время. -2017. - № 6 (23). - С. 274-280.
16. Кураян К.А. Подбор и отбор кадров как важный элемент эффективности управления персоналом / К.А. Кураян // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. -2016. - № 2. - С. 532-540.
17. Лебедева Н.В. Аттестация руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты города Москвы / Н.В. Лебедева // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2012. - № 4. - С. 193-197.
18. Муин-Заде Ш.Х., Антонова Н.Л. Аттестация педагогических кадров: теория и практика / Ш.Х.
1. The conception of development in the Russian Federation of a system of comprehensive rehabilitation and habilitation of people with disabilities, including children with disabilities, for the period up to 2025, approved by order of the Government of the Russian Federation of December 18, 2021 No. 3711-r [Electronic resource]. -Access mode: http://government.ru/docs/44239/
2. Starobina E.M., Gordievskaya E.O. On the study of the needs for advanced training of personnel in the system of social services for the population in the field of complex rehabilitation and habilitation / E.M. Starobina, E.O. Gordievskaya, V.A. Chukardin, O.N. Vladimirova // Bulletin of the All-Russian Society of Specialists in Medical and Social Expertise, Rehabilitation and the Rehabilitation Industry. - 2020. - № 2. - P. 8-13.
3. Loginova E.T., Matveeva M.V. New approaches to the issue of personnel training for the system of complex rehabilitation and habilitation of disabled people / E.T. Loginova, M.V. Matveeva // Bulletin of the Nizhnevartovsk State University. - 2021. - № 4. - P. 27-36.
4. Vladimirova O.N. The system of complex rehabilitation of disabled people with limited mobility: dis. ... Dr. med. Sciences: 14.02.06 / Vladimirova Oksana Nikolaevna; First Moscow State Medical University named after Sechenov. - Moscow, 2020. - 48 p.
5. Order of the Ministry of Labor of Russia No. 275 dated April 23, 2018 "On Approval of Model Regulations on Multidisciplinary Rehabilitation Centers for the Disabled Adults and Disabled Children, as well as Sample Lists of Equipment Necessary for the Provision of Social and Vocational Rehabilitation and Habilitation Services for the Disabled and Children with Disabilities" [Electronic resource]. - Access mode: https://mintrud.gov.ru/ docs/mintrud/orders/1291
6. Vladimirova O.N., Ishutina I.S. Methodology for creating a barrier-free environment for disabled people and other low-mobility groups of the population / O.N. Vladimirova, I.S. Ishutina // Accessible environment. -2020. - № 1. - P. 10-15.
7. Information on the monitoring of social services for citizens in the constituent entities of the Russian Federation in 2021 [Electronic resource]. - Access mode: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/protection/2366
8. Order of the Ministry of Labor of Russia dated June 18, 2020 N 352n "On approval of the professional standard
Муин-Заде, Н.Л. Антонова // Modern Science. - 2020. -№ 6-2. - С. 84-90.
19. Завгородняя Л.В. Аттестация государственных служащих как эффективный способ повышения профессионализма и ответственности кадров / Л.В. Завгородняя // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. -2008. - № 3. - С. 50-60.
20. Селивоненко О.Г., Мартынов Г.Н. Аттестация кадров государственных гражданских служащих: методы и оценки / О.Г. Селивоненко, Г.Н. Мартынов // Среднерусский вестник общественных наук. - 2008. -№ 3 (8). - С. 35-37.
ces:
"Specialist in rehabilitation work in the social sphere" (Registered with the Ministry of Justice of Russia on July 20, 2020 N 59010) [Electronic resource]. - Access mode: http://wwwconsultant.ru/document/cons_doc_LAW_35811 0/2fE7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/
9. Decree of the Government of the Russian Federation of December 17, 2021 No. 2339 "On the implementation of the Pilot Project for the provision of services for the comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled children" [Electronic resource]. - Access mode: http://government.ru/docs/all/138392/
10. Federal state educational standards [Electronic resource]. - Access mode: https://fgos.ru/
11. Professional standards [Electronic resource]. -Access mode: https://profstandart.rosmintrud.ru/
12. Semago N.Ya., Solomakhina E.A. Psychological and pedagogical support of a child with ASD / N.Ya. Semago, E.A. Solomakhina // Autism and developmental disorders. - 2017. - T. 15. - № 1. - Р. 4-14. D0I:10.17759/autdd.2017150101.
13. Order of the Ministry of Labor of Russia dated June 13, 2017 N 486n (as amended on December 15, 2020) "On approval of the Procedure for the development and implementation of an individual rehabilitation or habilitation program for a disabled person, an individual rehabilitation or habilitation program for a disabled child, issued by federal state institutions of medical and social expertise , and their forms" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on July 31, 2017 N 47579) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_221759/
14. Federal Law "On the Social Protection of the Disabled in the Russian Federation" dated November 24, 1995 N 181-FZ (as amended on June 28, 2021) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8559/
15. Bessmertny I.V. Technology for designing an expert system that selects personnel for a managerial position / I.V. Bessmertny // Science and education: new time. - 2017. - № 6 (23). - S. 274-280.
16. Kurayan K.A. Selection and optional choice of personnel as an important element of the effectiveness of personnel management / K.A. Kurayan // Electronic Bulletin of the Rostov Socio-Economic Institute. - 2016. -№ 2. - Р. 532-540.
17. Lebedeva N.V. Certification of management personnel and specialists of the system of social protection of the city of Moscow / N.V. Lebedeva // State and municipal management in the XXI century: theory, methodology, practice. - 2012. - № 4. - P. 193-197.
18. Muin-Zade Sh.Kh., Antonova N.L. Certification of teaching personnel: theory and practice / Sh.Kh. Muin-Zade, N.L. Antonova // Modern Science. - 2020. - № 6-2. -P. 84-90.
19. Zavgorodnyaya L.V. Certification of civil servants as an effective way to enhance the professionalism and responsibility of personnel / L.V. Zavgorodnyaya // State and municipal management. Scientific notes of SKAGS. -2008. - № 3. - P. 50-60.
20. Selivonenko O.G., Martynov G.N. Attestation of personnel of state civil servants: methods and assessments / O.G. Selivonenko, G.N. Martynov // Central Russian Bulletin of Social Sciences. - 2008. - № 3 (8). - P. 35-37.
5.8.7. Методология и технология профессионального образования Сведения об авторах:
Владимирова Оксана Николаевна (г. Санкт-Петербург, Россия), доктор медицинских наук, доцент, ректор ФГБУ ДПО СПбИУВЭК Минтруда России, e-mail: [email protected]
Логинова Екатерина Тофиковна (г. Санкт-Петербург, Россия), доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной и научной работе ФГБУ ДПО СПбИУВЭК Минтруда России, email: [email protected]
Матвеева Марина Викторовна (г. Санкт-Петербург, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, начальник научного отдела ФГБУ ДПО СПбИУВЭК Минтруда России, e-mail: matveeva.mv@spbiuvek. ru
Травникова Ника Германовна (г. Санкт-Петербург, Россия), кандидат психологических наук, доцент, начальник учебно-методического отдела ФГБУ ДПО СПбИУВЭК Минтруда России, e-mail: [email protected]
Чистякова Наталья Петровна (г. Санкт-Петербург, Россия), младший научный сотрудник лаборатории по проблемам инвалидности ФГБУ ДПО СПбИУВЭК Минтруда России, e-mail: [email protected]