УДК 377.018.48
Кадровая политика в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов: состояние вопроса
Personnel policy in the field of comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled people and children with disabilities: status of the issue
Владимирова О.Н., ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России, [email protected]
Логинова Е.Т., ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России, [email protected]
Матвеева М.В., ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России, [email protected]
Чистякова Н.П., ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России, [email protected]
Vladimirova O., FGBU DPO "St. Petersburg Institute for Advanced Training of Expert Doctors" of the Ministry of Labor of Russia, [email protected]
Loginova E., FGBU DPO "St. Petersburg Institute for Advanced Training of Expert Doctors" of the Ministry of Labor of Russia, [email protected]
Matveeva M., FGBU DPO "St. Petersburg Institute for Advanced Training of Medical Experts" of the Ministry of Labor of Russia, [email protected]
Chistyakova N., FGBU DPO "St. Petersburg Institute for the Improvement of Doctors-Experts" of the Ministry of Labor of Russia, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.035
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания №149-00004-22-020 от 29.12.2021 г.
Ключевые слова: комплексная реабилитация или абилитация инвалидов и детей-инвалидов, профессиональные стандарты, федеральные государственные образовательные стандарты, подготовка кадров, дополнительное профессиональное образование, индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
Keywords: comprehensive rehabilitation or habilitation of disabled people and children with disabilities, professional standards, federal state educational standards, personnel training, additional professional education, individual program of rehabilitation or habilitation.
Аннотация. Статья посвящена актуальной и социально значимой в настоящее время тематике -кадровой политике в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Для определения состояния данного вопроса в статье представлен обзор современных подходов и тенденций развития системы комплексной реабилитации и абилитации в Российской Федерации. Междисциплинарный системный обзор документов и методических разработок позволяет оценить современное состояние вопроса организации кадровой политики в сфере комплексной реабилитации (абилитации) инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации. Раскрываются причины взрослой инвалидности в сравнении с причинами детской инвалидности. Проводится анализ мероприятий, рекомендуемых в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) с точки зрения нуждаемости в мероприятиях по медицинской, социальной и психолого-педагогической реабилитации (абилитации) у взрослых и детей. Анализируются нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней по вопросам подготовки кадров. Авторы статьи обращают внимание на то, что в настоящее время разработаны и введены в действие положения внутриведомственных нормативно-правовых актов, организационно-методические подходы и финансово-экономические механизмы, но при этом отсутствует единый методологический подход к кадровой политике в сфере комплексной реабилитации и абилитации. Данный вывод позволил определить основные кадровые
285
проблемы, с которыми сталкиваются учреждения, реализующие реабилитационные или абилитационные услуги. Сравнительный анализ федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов по должностям и профессиям ключевых специалистов системы комплексной реабилитации или абилитации позволил сформулировать основные положения Концепции подготовки кадров для системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в РФ с учетом ее межведомственного и междисциплинарного характера; провести ревизию и модернизацию профессиональных стандартов; разработать модели компетенций специалистов, основанные на современных принципах; совершенствовать технологии и методики подготовки кадров, учитывающих формирование профессиональных («жестких») и мировоззренческих («мягких») компетенций; разработать механизмы привлечения и стимулирования персонала.
Abstract. The article is devoted to the currently up-to-date and socially significant topic - personnel policy in the field of comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled people. To determine the state of this issue, the article presents an overview of modern approaches and trends in the development of the system of complex rehabilitation and habilitation in the Russian Federation. An interdisciplinary systematic review of documents and methodological developments allows us to assess the current state of the issue of organizing personnel policy in the field of comprehensive rehabilitation (habilitation) of people with disabilities and children with disabilities in the Russian Federation. The causes of adult disability are revealed in comparison with the causes of childhood disability. The analysis of measures recommended in individual programs for the rehabilitation or habilitation of a disabled person (disabled child) is carried out in terms of the need for measures for medical, social and psychological-pedagogical rehabilitation (habilitation) in adults and children. The normative-legal acts of the federal and regional levels on the issues ofpersonnel training are analyzed. The authors of the article attract readers ' attention to the fact that at present the provisions of intradepartmental legal acts, organizational and methodological approaches and financial and economic mechanisms have been developed and put into effect, but there is no single methodological approach to personnel policy in the field of complex rehabilitation and habilitation. This conclusion made it possible to identify the main personnel problems faced by institutions that provide rehabilitation or habilitation services. A comparative analysis of federal state educational standards and professional standards for positions and professions of key specialists in the complex rehabilitation or habilitation system made it possible to formulate the main provisions of the Concept for training personnel for the system of comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled people in the Russian Federation, taking into account its interdepartmental and interdisciplinary nature; to revise and modernize professional standards; develop models of specialists' competencies based on modern principles; to enhance technologies and methods of personnel training, taking into account the formation of professional ("hard") and ideological ("soft") competencies; develop mechanisms for attracting and stimulating personnel.
Введение. Вопросы кадровой политики в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов являются в настоящее время актуальными и социально значимыми для Российской Федерации (далее -РФ). Для определения состояния данного вопроса нами были проработаны вопросы причин детской и взрослой инвалидности, определено количество различных реабилитационных учреждений и выявлена потребность в специалистах разного уровня.
Материалы и методы исследования. Основным материалом исследования послужили статистические данные, представленные в открытой информационной сети Интернет; утверждённые и действующие нормативно -правовые акты федерального уровня, а также материалы опроса пилотных субъектов РФ (Свердловской и Тюменской областей) по вопросам реализации кадровой политики в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Методами исследования выступили: метод анализа (выделение и изучение профессиональных компетенций отдельных специалистов системы
комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов); системный подход (рассмотрение комплексной
реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов как системы); метод дедукции (переход анализа общих требований федеральных государственных образовательных стандартов к частным); метод индукции (формирование выводов о системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов на основе изучения частных признаков); метод классификации (группировка специалистов, участвующих в процессе комплексной реабилитации по определённым признакам); метод абстрагирования (изучение конкретных должностных обязанностей специалиста без учёта его личностных характеристик).
Результаты исследования. Так по состоянию на 1 августа 2021 г. в Российской Федерации насчитывается около 11,5 млн. граждан с инвалидностью (7,9% от общей численности населения страны). Из них - 721,8 тысяч (2,3% от общей численности детского населения) - дети-инвалиды [1].
Основными причинами инвалидности взрослого населения являются: болезни системы кровообращения (37,8% в структуре взрослой инвалидности или 3,6% от всего взрослого населения РФ); злокачественные
новообразования (12,6% и 1,2%, соответственно), психические расстройства и расстройства поведения (8,7% и 0,8%, соответственно), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (8,0% и 0,8%, соответственно).
В то же время, основными причинами детской инвалидности являются: психические расстройства и расстройства поведения (26,0% в структуре детской инвалидности или 0,6% всего детского населения РФ), болезни нервной системы (22,8% и 0,5%, соответственно), врожденные аномалии, деформации и
хромосомные нарушения (15,9% и 0,4%, соответственно).
Реабилитация и абилитация инвалидов (детей-инвалидов) по основным ее направлениям осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [2].
Основным инструментом межведомственного взаимодействия, содержащим все основные направления реабилитации (абилитации), является индивидуальная программа
реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов), разрабатываемая федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - ИПРА) [3]. Анализ мероприятий приведен в таблице 1.
Таблица 1. - Анализ мероприятий по реабилитации или абилитации, содержащихся в ИПРА
№ п/п Наименование мероприятия Нуждаемость в проведении реабилитационных мероприятий в %
Инвалиды взрослого возраста Дети-инвалиды
1. Медицинская реабилитация или абилитация 99,8% 99,8%
2. Социальная реабилитация или абилитация 96,1% 97,8%
3. Профессиональная реабилитация или абилитация 44,6% -
4. Психолого-педагогическая реабилитация или абилитация - 62,3%
5. Реабилитация или абилитация методами адаптивной физической культуры и спорта 8,7% 18,4%
6. Обеспечение техническими средствами реабилитации 38,6% 24,8%
Анализ основных мероприятий,
содержащихся в ИПРА за период 2014-2020 гг., показал высокую степень нуждаемости в мероприятиях по медицинской и социальной реабилитации (абилитации) как у взрослых, так и у детей. Не менее значимым является показатель обеспечения инвалидов и детей-инвалидов техническими средствами реабилитации (38,6% и 24,8%, соответственно). Следует отметить и высокий показатель нуждаемости инвалидов и детей-инвалидов в реабилитации (абилитации) методами адаптивной физической культуры и спорта (8,7% и 18,4% соответственно) [2].
Особенностями реабилитации взрослых инвалидов является высокий процент нуждаемости в мероприятиях по профессиональной реабилитации (44,6%), в том числе, в получении услуг по профессиональной ориентации, профессиональном обучении и последующем трудоустройстве в силу невозможности или ограничения исполнения прежних трудовых обязанностей.
Напротив, у детей-инвалидов отмечается высокая нуждаемость в мероприятиях по психолого-педагогической реабилитации (более
62,0%), что обусловлено особенностями обучения детей с особыми потребностями.
Следует отметить, что реализация услуг в системе комплексной реабилитации (абилитации) осуществляется учреждениями,
подведомственными различным федеральным органам исполнительной власти (министерство здравоохранения, образования, труда и социальной защиты, культуры, спорта и др.).
По данным, полученным из субъектов Российской Федерации, на основании положений приказа Минтруда России от 23 апреля 2018 г. № 275 «Об утверждении примерных положений о многопрофильных реабилитационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов, а также примерных перечней оборудования,
необходимого для предоставления услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов» [4], в субъектах РФ функционирует свыше 870 многопрофильных реабилитационных центров различного уровня, из которых большая часть относится к сферам социальной защиты (62,3%) и образования (18,3%) [1]. По данным от 2021 года, в процессе реализации услуг по комплексной
реабилитации (абилитации) инвалидов и детей-инвалидов принимали участие более 38 тыс. организаций, подведомственных разным федеральным органам исполнительной власти [1].
В то же время, доля взрослых инвалидов, охваченных реабилитационными услугами, к 2020 году составила 71,0% (от всех инвалидов старше 18 лет), детей-инвалидов - 73,0%, что, в свою очередь, представляется явно недостаточным [1].
Следует отметить, что организация реабилитационных услуг зачастую базируется на основе положений внутриведомственных нормативно-правовых актов, организационно-методических подходов и финансово-экономических механизмов без единого методологического подхода.
Таким образом, до настоящего времени остается недостаточно проработанным целый ряд вопросов, включающий законодательное и нормативно-правовое регулирование процесса реабилитации (абилитации), практико-ориентированные механизмы
межведомственного взаимодействия между всеми участниками реабилитационного процесса, а также вопросы подготовки специалистов для реализации услуг в данной сфере.
Следует отметить, что для оказания качественных услуг в сфере комплексной реабилитации или абилитации инвалидам и детям-инвалидам в первую очередь необходимы высококвалифицированные кадры с
мультидисциплинарной подготовкой.
Однако, именно вопросы подготовки кадров недостаточно полно проработаны, особенно в части профессиональных компетенций, наличия
(отсутствия) профессиональных стандартов специалистов, реализующих данные услуги; не проработан механизм подготовки специалистов для оказания услуг по комплексной реабилитации (абилитации). Между тем, решение данных вопросов является ключевым для формирования реабилитационной среды.
В ходе анализа нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней по вопросам подготовки кадров, их сравнительного анализа с последующей интерпретацией и обобщением полученных данных было выявлено, что в процессе оказания реабилитационных услуг наиболее часто участвуют следующие «обязательные» специалисты:
- специалист по социальной работе;
- специалист по социальной реабилитации (специалист по реабилитационной работе в социальной сфере);
- педагог-психолог;
- психолог/медицинский психолог;
- дефектолог (логопед, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог);
- социальный педагог;
- специалист по адаптивной физической культуре и спорту (инструктор-методист по адаптивной физкультуре и адаптивному спорту)
[5].
На основании проведённого анкетирования пилотных регионов (Тюменская и Свердловская области) выявлено следующее процентное соотношение специалистов, участвующих в процессе оказания реабилитационных услуг [6]. Результаты соотношения специалистов представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. - Соотношение специалистов, участвующих в процессе реабилитации (абилитации) 1. Специалист по социальной работе. 2. Специалист по социальной реабилитации. 3. Педагог-психолог. 4. Дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог, логопед). 5. Социальный педагог. 6. Специалист по АФК. 7. Иное.
Как видно из рисунка, в процессе оказания реабилитационных услуг наиболее востребованы специалисты по социальной работе (33,3% от всех специалистов), на втором и третьем месте -педагоги-психологи и социальные педагоги (9,6% и 6,5% соответственно). Следует отметить ничтожно малое количество специалистов-дефектологов, специалистов по социальной работе и специалистов по адаптивной физической культуре и спорту (АФК) и большое количество иных специалистов, не входящих в структуру профессионального стандарта.
На основании полученных данных были проанализированы федеральные государственные образовательные стандарты (уровня среднего профессионального и высшего образования), а также профессиональные стандарты для данных специальностей [7].
Выявлено, что в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования отсутствуют четко прописанные профессиональные компетенции для следующих специальностей: специалиста по социальной работе и специалиста по социальной реабилитации (или специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере).
На наш взгляд, необходимо внесение уточнений в ту часть федеральных государственных образовательных стандартов, где указано, что «профессиональные компетенции определяются организацией самостоятельно на основе профессиональных стандартов, в соответствующих
профессиональной деятельности выпускников (при наличии)».
Также было выявлено, что профессиональные стандарты для таких специальностей, как «олигофренопедагог», «логопед», «сурдопедагог» и «тифлопедагог» отсутствуют;
профессиональный стандарт для социального педагога представлен частично и охватывает только сферу образования [8].
Обращает на себя внимание и то, что в профессиональных стандартах специалиста по социальной работе и специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере отмечается не полное соответствие трудовых функций специалиста и оказываемых услуг по социальной реабилитации.
Так, первичная и повторная социально-бытовая и социально-средовая диагностика, согласно стандартам, может проводиться только специалистом по социальной работе. Однако в профессиональном стандарте специалиста по
реабилитационной работе в социальной сфере, утвержденном приказом Минтруда России № 352 от 18 июня 2020 г., проведение данных видов диагностики также входит в трудовые функции
[9].
Следует также отметить, что в федеральных государственных образовательных стандартах специалиста по социальной работе нет чёткого разграничения методов проведения первичной и повторной социально-бытовой диагностики у детей и взрослых, что, в значительной степени, затрудняет оказание данного вида услуги специалистом реабилитационного учреждения.
Обращает на себя внимание и то, что в федеральном государственном образовательном стандарте специалиста по социальной работе используется понятие «тяжелой жизненной ситуации», что требует разъяснения и коррекции с учетом Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 28.06.2021) [2].
Федеральные государственные
образовательные стандарты чётко не разграничивают компетенции специалистов и направления их деятельности. К примеру, специалист по социальной работе может быть как членом мультидисциплинарной
реабилитационной команды, так и быть эрготерапевтом (профессиональный стандарт данного специалиста отсутствует), а может и подключаться к получателю услуг на этапе оказания помощи в быту, тогда компетенции разнятся.
Профессиональные компетенции
медицинского психолога, психолога и педагога-психолога, согласно профессиональному стандарту, не предусматривают работу с детьми, имеющими патологию речи, слуха и зрения. Также данный стандарт не предусматривает и проведение диагностических мероприятий данными специалистами.
Содержание услуги специалиста по АФК не соответствует профессиональной компетенции специалиста, к примеру: «содержание услуги -разработка плана занятий для поддержания и коррекции: функции сознания и ориентированности, в том числе ориентированности по отношению к себе и другим; интеллектуальных функций (улучшение памяти, внимания)».
Краткий анализ соответствия
государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов представлен в таблице 2:
Таблица 2. - Анализ федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов
Должность Наличие ФГОС* Наличие профстандарта Содержательный анализ
Специалист по социальной работе + + Нет соответствия между ФГОС СПО/ВО** и профессиональными стандартами в части профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции определяются организацией самостоятельно
Специалист по социальной реабилитации (специалист по реабилитационной работе в социальной сфере) - +
Педагог-психолог + + Отсутствуют профессиональные компетенции по работе данного специалиста с лицами, имеющими речевые и сенсорные нарушения
Дефектолог (логопед, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог) + - Ввиду отсутствия профессиональных стандартов по данным должностям нет четкого понимания, какими профессиональными компетенциями должны обладать данные специалисты
Социальный педагог + + Профессиональные компетенции в профессиональном стандарте представлены частично и касаются только сферы образования
Специалист по адаптивной физической культуре и спорту (инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту) + + Имеются противоречия в содержательной части ФГОС и профессиональных стандартов, нет единообразных подходов к определению видов профессиональной деятельности данного специалиста
*ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт **СПО/ВО - среднее профессиональное образование/высшее образование
Заключение. По результатам анализа изложенных данных необходимо обратить внимание на следующие факты:
1. На основании приказов Министерства науки и высшего образования РФ, утверждающих ФГОС высшего образования, профессиональные компетенции будущих специалистов (психологов, социальных работников, дефектологов и др. специалистов) определяются организацией, реализующей эти стандарты, на основе профессиональных стандартов и соответствующей профессиональной деятельности выпускников (при наличии).
Необходимо обратить внимание, что по части анализируемых нами специалистов, таких как логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог, профессиональные
стандарты отсутствуют, в результате чего образовательное организации ориентируются только на квалификационные требования.
2. Более детальной проработки требует вопрос разработки образовательных программ для расширения компетенции специалистов, оказывающих услуги по комплексной социальной
реабилитации (абилитации) инвалидов и детей-инвалидов, в частности, по вопросам технических средств реабилитации, ассистивных технологий, специальных методов обучения (рельефно-точечный шрифт Брайля, русский жестовый язык, дактильный алфавит и т.д.); по вопросам о нормативно-правовом регулировании порядка предоставления услуг по социально-педагогической реабилитации и абилитации и т.д.
Таким образом, представляется
целесообразным совершенствование системы подготовки кадров реабилитационных учреждений. В процессе организации дополнительного профессионального обучения по программам повышения квалификации или профессиональной подготовки специалистов для комплексной реабилитации и абилитации необходимо учитывать, что подготовка должна осуществляться:
- как многоуровневое системообразующее профессиональное образование, обеспечивающее готовность к личностно-профессиональному становлению специалиста с опорой на нормативно-правовую базу;
- как многоуровневая подготовка, формирующая профессиональную и мировоззренческую компетентность специалиста;
- с моделированием системы подготовки, включающей концептуальную, научно -методическую и технологическую составляющие;
- с разработкой организационно-методического обеспечения профессионального обучения специалистов и создания единой методологической базы [10].
Учет всех вышеперечисленных условий позволит разработать основные положения Концепции подготовки кадров для системы
комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в РФ с учетом ее межведомственного и междисциплинарного характера; провести ревизию и модернизацию профессиональных стандартов; разработать модели компетенций специалистов, основанных на современных принципах; совершенствовать технологии и методики подготовки кадров, учитывающих формирование профессиональных («жестких») и мировоззренческих («мягких») компетенций; разработать механизмы привлечения и стимулирования персонала.
Литература:
1. Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. № 3711-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/44239/
2. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 28.06.2021) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8559/
3. Приказ Минтруда России от 13.06.2017 N 486н (ред. от 15.12.2020) "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2017 N 47579) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2217 59/
4. Приказ Минтруда России №275 от 23 апреля 2018 г. «Об утверждении примерных положений о многопрофильных реабилитационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов, а также примерных перечней оборудования, необходимого для предоставления услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и детей инвалидов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/docs/ mintrud/orders/1291
5. Старобина Е.М., Гордиевская Е.О. Об исследовании потребностей в повышении квалификации кадров в системе социального обслуживания населения в сфере комплексной реабилитации и абилитации / Е.М. Старобина, Е.О. Гордиевская, В.А. Чукардин, О.Н. Владимирова // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. - 2020. - № 2. - С. 8-13.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. № 2339 «О реализации Пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/all/138392/
7. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://fgos.ru/
8. Профессиональные стандарты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://profstandart.rosmintrud.ru/
9. Приказ Минтруда России от 18.06.2020 N 352н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2020 N 59010) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_358110/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb 1 ddafdaddf518/
10. Логинова Е.Т., Матвеева М.В. Новые подходы к вопросу подготовки кадров для системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов / Е.Т. Логинова, М.В. Матвеева // Вестник Нижневартовского государственного университета. -2021. - № 4. - С. 27-36.
References:
1. The conception of development in the Russian Federation of a system of comprehensive rehabilitation and habilitation of persons with disabilities, including children with disabilities, for the period up to 2025, approved by order of the Government of the Russian Federation of December 18, 2021 No. 3711-r [Electronic resource]. -Access mode: http://government.ru/docs/44239/
2. Federal law "On the social protection of disabled people in the Russian Federation" dated November 24, 1995 N 181-FZ (as amended on June 28, 2021) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8559/
3. Order of the Ministry of Labor of Russia of June 13, 2017 N 486n (as amended on December 15, 2020) "On
approval of the Procedure for the development and implementation of an individual rehabilitation or habilitation program for a disabled person, an individual rehabilitation or habilitation program for a disabled child, issued by federal state institutions of medical and social expertise , and their forms" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on July 31, 2017 N 47579) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_221759/
4. Order of the Ministry of Labor of Russia No. 275 dated April 23, 2018 "On Approval of Model Regulations on Multidisciplinary Rehabilitation Centers for the Disabled and Disabled Children, as well as Sample Lists of Equipment Necessary for the Provision of Social and Vocational Rehabilitation and Habilitation Services for the Disabled and Children with Disabilities " [Electronic resource]. - Access mode: https://mintrud.gov.ru/docs/ mintrud/orders/1291
5. Starobina E.M., Gordievskaya E.O. On the study of the needs for advanced training of personnel in the system of social services for the population in the field of complex rehabilitation and habilitation / E.M. Starobina, E.O. Gordievskaya, V.A. Chukardin, O.N. Vladimirova // Bulletin of the All-Russian Society of Specialists in
Medical and Social Expertise, Rehabilitation and the Rehabilitation Industry. - 2020. - № 2. - S. 8-13.
6. Decree of the Government of the Russian Federation of December 17, 2021 No. 2339 "On the implementation of the Pilot Project for the provision of services for the comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled children" [Electronic resource]. - Access mode: http://government.ru/docs/all/138392/
7. Federal state educational standards [Electronic resource]. - Access mode: https://fgos.ru/
8. Professional standards [Electronic resource]. -Access mode: https://profstandart.rosmintrud.ru/
9. Order of the Ministry of Labor of Russia dated June 18, 2020 N 352n "On approval of the professional standard "Specialist in rehabilitation work in the social sphere" (Registered with the Ministry of Justice of Russia on July 20, 2020 N 59010) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3581 10/2ff7 a8c72de3994f30496a0ccbb 1 ddafdaddf518/
10. Loginova E.T., Matveeva M.V. New approaches to the issue of personnel training for the system of complex rehabilitation and habilitation of disabled people / E.T. Loginova, M.V. Matveeva // Bulletin of the Nizhnevartovsk State University. - 2021. - № 4. - S. 27-36.
5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы (22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы)
Сведения об авторах:
Владимирова Оксана Николаевна (г. Санкт-Петербург, Россия), доктор медицинских наук, ректор ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России, e-mail: [email protected]
Логинова Екатерина Тофиковна (г. Санкт-Петербург, Россия), доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной и научной работе ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России, e-mail: [email protected]
Матвеева Марина Викторовна (г. Санкт-Петербург, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, начальник научного отдела ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России, e-mail: [email protected]
Чистякова Наталья Петровна (г. Санкт-Петербург, Россия), научный сотрудник лаборатории по проблемам инвалидности ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России, e-mail: [email protected]