Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ВЕДЕНИЯ ИНВАЛИДАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВОЗМОЖНОСТИ ВЕДЕНИЯ ИНВАЛИДАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
159
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ / НОРМАТИВНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Старобина Е. М., Кожушко Л. А., Ишутина И. С., Чернякина Т. С., Радуто В. И.

Российская Федерация ратифицировала в 2012 г. Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 г. В этой связи, изучение мер, принимаемых Российской Федерацией по созданию инвалидам, в том числе детям-инвалидам, условий для ведения самостоятельного образа жизни, для научного обоснования последующих мер и разработки соответствующих правовых нормативных актов по обеспечению возможности инвалидам вести самостоятельный образ жизни в избранном месте жительства и интеграции в местное сообщество в субъектах Российской Федерации, является чрезвычайно актуальным.Цель исследования состоит в научном обосновании законодательного, нормативного и методического обеспечения реализации прав инвалидов вести самостоятельную жизнь, предполагающую выбор места жительства, интеграцию в местное сообщество.Методы исследования: сравнительно-правовой, логический, исторический, статистический.Материал исследования: международные правовые акты, федеральное и региональное законодательство по обеспечению инвалидам и детям-инвалидам возможности ведения самостоятельного образа жизни, данные о численности инвалидов, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания.Результаты исследования. Установлена некомплексная проработка в законодательстве Российской Федерации и субъектах Российской Федерации вопросов обеспечения инвалидам возможности для ведения самостоятельного образа жизни. Выявлены на федеральном и региональном уровнях конкретные недостатки правового регулирования вопросов обеспечения возможности ведения самостоятельного образа жизни инвалидов, проанализированы нормативно-методические акты, позволившие начать проработку вопросов обеспечения условий и механизмов реализации самостоятельного образа жизни инвалидов в избранном месте жительства. Установлена положительная динамика внедрения новых технологий подготовки и организации сопровождаемого проживания инвалидов в ряде субъектов Российской Федерации в рамках пилотных проектов. На основании полученных результатов, разработаны проекты Концепции и Комплекса мер по расширению возможностей ведения инвалидами самостоятельного образа жизни в избранном месте жительства.Заключение. В стране на федеральном и региональном уровнях осуществлена имплементация положений Конвенции о правах инвалидов ООН, расширяющих реализацию прав инвалидов на ведение самостоятельной жизни в местном сообществе. Последовательно создаются условия для ведения инвалидами самостоятельного образа жизни, внедряются инновационные технологии подготовки инвалидов к самостоятельной жизни и осуществляется мониторинг их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Старобина Е. М., Кожушко Л. А., Ишутина И. С., Чернякина Т. С., Радуто В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR DISABLED PEOPLE TO LEAD AN INDEPENDENT LIFESTYLE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The Russian Federation ratified in 2012 the Convention on the Rights of Persons with Disabilities, adopted by the UN General Assembly in 2006. In this regard, the study of measures taken by the Russian Federation to create conditions for persons with disabilities and children with disabilities to lead an independent lifestyle, for the scientific substantiation of subsequent measures and the development of relevant legal regulations to ensure the ability of disabled people to lead an independent lifestyle in their chosen place of residence and integration into the local community in the constituent entities of the Russian Federation is extremely relevant.The purpose of the study is to scientifically substantiate the legislative, regulatory and methodological support for the realization of the rights of people with disabilities to lead an independent life, involving the choice of a place of residence, integration into the local community.Research methods: comparative legal, logical, historical, statistical. Research material: international legal acts, federal and regional legislation on providing disabled people and children with disabilities with the opportunity to lead an independent lifestyle, data on the number of disabled people living in stationary social service organizations.Research results. A non-complex elaboration in the legislation of the Russian Federation and the constituent entities of the Russian Federation of issues of providing disabled people with the opportunity to lead an independent lifestyle has been established, specific shortcomings in the legal regulation of issues of ensuring the possibility of leading an independent lifestyle of disabled people have been identified at the federal and regional levels, normative and methodological acts have been developed that made it possible to start working out issues providing conditions and mechanisms for the implementation of an independent lifestyle for disabled people in their chosen place of residence, a positive trend has been established in the introduction of new technologies for the preparation and organization of assisted living for disabled people in a number of constituent entities of the Russian Federation as part of pilot projects. Based on the results obtained, the draft Concept and the Set of Measures were developed to expand the opportunities for disabled people to lead an independent lifestyle in their chosen place of residence.Conclusion. In the country, at the federal and regional levels, the implementation of the provisions of the Convention has been carried out, expanding the realization of the rights of disabled people to lead an independent life in the local community and consistently creating conditions for the disabled to lead an independent lifestyle, introducing innovative technologies for preparing people with disabilities for independent living and monitoring of their implementation.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ВЕДЕНИЯ ИНВАЛИДАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

https://doi.Org/10.20340/vmi-rvz.2022.6.OZOZ.3

УДК 346.548:347.151

ВОЗМОЖНОСТИ ВЕДЕНИЯ ИНВАЛИДАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.М. Старобина1, Л.А. Кожушко1, И.С. Ишутина1, Т.С. Чернякина1 2, В.И. Радуто1

Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта, Москва 2Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, Москва

Резюме. Российская Федерация ратифицировала в 2012 г. Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 г. В этой связи, изучение мер, принимаемых Российской Федерацией по созданию инвалидам, в том числе детям-инвалидам, условий для ведения самостоятельного образа жизни, для научного обоснования последующих мер и разработки соответствующих правовых нормативных актов по обеспечению возможности инвалидам вести самостоятельный образ жизни в избранном месте жительства и интеграции в местное сообщество в субъектах Российской Федерации, является чрезвычайно актуальным. Цель исследования состоит в научном обосновании законодательного, нормативного и методического обеспечения реализации прав инвалидов вести самостоятельную жизнь, предполагающую выбор места жительства, интеграцию в местное сообщество. Методы исследования: сравнительно-правовой, логический, исторический, статистический. Материал исследования: международные правовые акты, федеральное и региональное законодательство по обеспечению инвалидам и детям-инвалидам возможности ведения самостоятельного образа жизни, данные о численности инвалидов, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания. Результаты исследования. Установлена некомплексная проработка в законодательстве Российской Федерации и субъектах Российской Федерации вопросов обеспечения инвалидам возможности для ведения самостоятельного образа жизни. Выявлены на федеральном и региональном уровнях конкретные недостатки правового регулирования вопросов обеспечения возможности ведения самостоятельного образа жизни инвалидов, проанализированы нормативно-методические акты, позволившие начать проработку вопросов обеспечения условий и механизмов реализации самостоятельного образа жизни инвалидов в избранном месте жительства. Установлена положительная динамика внедрения новых технологий подготовки и организации сопровождаемого проживания инвалидов в ряде субъектов Российской Федерации в рамках пилотных проектов. На основании полученных результатов, разработаны проекты Концепции и Комплекса мер по расширению возможностей ведения инвалидами самостоятельного образа жизни в избранном месте жительства. Заключение. В стране на федеральном и региональном уровнях осуществлена имплементация положений Конвенции о правах инвалидов ООН, расширяющих реализацию прав инвалидов на ведение самостоятельной жизни в местном сообществе. Последовательно создаются условия для ведения инвалидами самостоятельного образа жизни, внедряются инновационные технологии подготовки инвалидов к самостоятельной жизни и осуществляется мониторинг их реализации.

Ключевые слова: инвалиды, самостоятельный образ жизни, законодательное, нормативное и методическое обеспечение, инновационные технологии сопровождаемого проживания.

Для цитирования: Старобина Е.М., Кожушко Л.А., Ишутина И.С., Чернякина Т.С., Радуто В.И. Возможности ведения инвалидами самостоятельного образа жизни в Российской Федерации. Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». Реабилитация, Врач и Здоровье. 2022;12(6):183-189. https://doi.Org/10.20340/vmi-rvz.2022.6. OZOZ.3

OPPORTUNITIES FOR DISABLED PEOPLE TO LEAD AN INDEPENDENT LIFESTYLE

IN THE RUSSIAN FEDERATION

E.M. Starobina1, L.A. Kozhushko1, I.S. Ishutina1, T.S. Chernyakina1, 2, V.I. Raduto1

1G.A. Albrecht Federal Research Center for Rehabilitation of Disabled People, Moscow 2I.I. Mechnikov Northwestern State Medical University, Moscow

Abstract. The Russian Federation ratified in 2012 the Convention on the Rights of Persons with Disabilities, adopted by the UN General Assembly in 2006. In this regard, the study of measures taken by the Russian Federation to create conditions for persons with disabilities and children with disabilities to lead an independent lifestyle, for the scientific substantiation of subsequent measures and the development of relevant legal regulations to ensure the ability of disabled people to lead an independent lifestyle in their chosen place of residence and integration into the local community in the constituent entities of the Russian Federation is extremely relevant. The purpose of the study is to scientifically substantiate the legislative, regulatory and methodological support for the realization of the rights of people with disabilities to lead an independent life, involving the choice of a place of residence, integration into the local community. Research methods: comparative legal, logical, historical, statistical. Research material: international legal acts, federal and regional legislation on providing disabled people and children with disabilities with the opportunity to lead an independent lifestyle, data on the number of disabled people living in stationary social service organizations. Research results. A non-complex elaboration in the legislation of the Russian Federation and the constituent entities of the Russian Federation of issues of providing disabled people with the opportunity to lead an independent lifestyle has been established, specific shortcomings in the legal regulation of issues of ensuring the possibility of leading an independent lifestyle of disabled people have been identified at the federal and regional levels, normative and methodological acts have been developed that made it possible to start working out issues providing conditions and mechanisms for the implementation of an independent lifestyle for disabled people in their chosen place of residence, a positive trend has been established in the introduction of new technologies for the preparation and organization of assisted living for disabled people in a number of constituent entities of the Russian Federation as part of pilot projects. Based on the results obtained, the draft Concept and the Set of Measures were developed to expand the opportunities for disabled people to lead an independent lifestyle in their chosen place of residence. Conclusion. In the country, at the federal and regional levels, the implementation of the provisions of the Convention has been carried out, expanding the realization of the rights of disabled people to lead an independent life in the local community and consistently creating conditions for the disabled to lead an independent lifestyle, introducing innovative technologies for preparing people with disabilities for independent living and monitoring of their implementation.

Key words: disabled people, independent lifestyle, legislative, regulatory and methodological support, innovative technologies of assisted living.

Cite as: Starobina E.M., Kozhushko L.A., Ishutina I.S., Chernyakina T.S., Raduto V.I. Opportunities for disabled people to lead an independent lifestyle in the russian federation. Bulletin of the Medical Institute "REAVIZ". Rehabilitation, Doctor and Health. 2022;12(6):183-189. https://doi.org/10.20340/vmi-rvz.2022.6.OZOZ.3

Введение

Российская Федерация в 2012 году ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов (далее - Конвенция). Нормами статьи 19 «Самостоятельный образ жизни и вовлечённость в местное сообщество» признаётся равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания, выбирать наравне с другими людьми своё место жительства, иметь равный доступ к услугам, в том числе вспомогательным услугам, оказываемым на дому и по месту жительства, включая персональную помощь для поддержки самостоятельного образа жизни в местном сообществе. Это способствовало принятию правовых, организационных и методических мер для полной реализации инвалидами всех прав человека и основных свобод без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. В качестве условий независимой

жизни людей, имеющих инвалидность, выдвигаются такие как право быть полноправной частью общества, иметь свободу выбора места жительства и доступ к физическому, социальному и культурному окружению, информации и средствам связи, транспорту, образованию, труду.

Изучению инвалидности, социального положения инвалидов и возможностей создания условий для интеграции их в общество в России посвящены исследования Т.М. Малевой (2017), Э.К. Наберуш-киной (2017), Т.Е. Радченко, Ю.М. Пестова (2019), Р.Н. Жаворонкова (2020) и др. [1-4].

Полная интеграция инвалидов в многообразное социально-экономическое и политическое пространство - стратегическая цель социальной политики, которую в последние десятилетия выработало мировое сообщество [1].

В социально-политическом аспекте независимая жизнь характеризуется «гарантиями реализации гражданских прав и свобод людей с инвалидностью. В личностном плане подразумевается соответствующая идентификация человека, воспринимающего себя равнодостойной личностью, ставящего перед собой те же задачи, что и любой другой человек» [5].

Социальная защита инвалидов «должна способствовать активной гражданской позиции, социальной интеграции и участию в жизни местной общины без патернализма, зависимости и сегрегации. Её конечной целью является обеспечение права на самостоятельную жизнь и вовлеченность в местное сообщество» [4].

По мнению Э.К. Наберушкиной (2017) «готовность общества к изменениям недискриминационного порядка проявляется заметнее в области развития нормативной правовой базы, в аспекте формирования инфраструктурной доступности», однако «проблемы занятости, трудоустройства и социальной инклюзии людей с инвалидностью остаются» [2].

Актуальность исследования определяется необходимостью изучения мер по созданию инвалидам и детям-инвалидам условий для ведения самостоятельного образа жизни, для научного обоснования последующих мер и разработки соответствующих правовых нормативных актов по обеспечению возможности инвалидам вести самостоятельный образ жизни в избранном месте жительства и интеграции в местное сообщество в субъектах Российской Федерации.

Цель исследования состоит в научном обосновании законодательного, нормативного и методического обеспечения реализации прав инвалидов вести самостоятельную жизнь, предполагающей выбор места жительства, интеграцию в местное сообщество.

Материал и методы исследования

Материалом исследования являлись международные документы, их имплементация в федеральное и региональное законодательство Российской Федерации по обеспечению инвалидам и детям-инвалидам, вынужденно проживающим в стационарных организациях социального обслуживания, возможности ведения самостоятельного образа жизни. Методы исследования: сравнительно-правовой, логический, статистический.

Результаты исследования

В целях исполнения Российской Федерацией положений Конвенции в 201 4 году в результате внесения изменений в 25 законодательных актов Российской Федерации были внесены изменения в 750 законодательных актов субъектов Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов, оказания им содействия в реализации установленных общегражданских прав. Таким образом, в стране была сформирована правовая база для создания и обеспечения для инвалидов условий доступности к услугам и участия в жизни местных сообществ. Результаты реализации Конвенции в Российской Федерации отражены в государственных докладах, представленных Комитету по правам инвалидов ООН в 2014 и 2018 годах, подготовленных сотрудниками Федерального научного центра им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, а в 2022 г. подготовлен проект второго периодического доклада.

В Российской Федерации на конституционном уровне признается право на жилище, которого никто не может быть произвольно лишен, равное право всех выбирать место пребывания и жительства. В настоящее время инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством и законодательством в области социальной защиты населения, им обеспечиваются условия доступности многоквартирных домов и жилых помещений с учётом потребностей инвалидов.

Целям реализации прав инвалидов в области выбора наравне с другими людьми своего места жительства, где и с кем проживать, служит утверждение перечня заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь, а также отмена срока ограничения бесплатной приватизации жилья.

В то же время, требования о предоставлении инвалидам жилья, в том числе в случае признания занимаемых ими жилых помещений не подлежащими приспособлению, не выполняются, так как их действие ограничено необходимостью признания инвалида малоимущим и рядом других нереализуемых на практике условий.

В 2016 г. была принята Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, которая предусматривала повышение комфортности условий

проживания для инвалидов и других маломобильных групп населения.

В 2017 году были внесены изменения в жилищное законодательство, касающиеся обеспечения инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к жилым помещениям в многоквартирных домах.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», жилые помещения, где проживают инвалиды, должны быть оборудованы в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Принимаемые в Российской Федерации меры признания прав всех инвалидов жить в обычных местах проживания, на самостоятельный образ жизни и вовлёченность в местное сообщество позволили достичь сокращения численности лиц с инвалидностью, постоянно проживающих в стационарных организациях социального обслуживания.

За 2016-2019 годы численность детей-инвалидов в возрасте 16-17 лет, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания для взрослых и детей, уменьшилась на 6411 человек (с 43 411 человек в 2017 г. до 37 000 человек в 2019 г.), что составило 14,77 %. Доля детей-инвалидов, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания системы социальной защиты, в общей численности детей-инвалидов соответствующего возраста в стране уменьшилась за тот же период с 1,59 % до 1,26 %.

За 2016-2018 годы численность детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах (пансионатах) для детей с физическими недостатками, уменьшилась на 2291 человек (с 4040 человек в 2016 г. до 2749 человек в 2018 г.), что составило 31,95 %. Их доля в общей численности детей-инвалидов в стране составила 0,65 % и 0,41 % соответственно.

Численность детей-инвалидов в возрасте до 1 8 лет, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания системы социальной защиты для умственно отсталых детей, уменьшилась на 6200 человек (с 19 552 человек в 2016 г. до 13 352 человек в 2018 г.) - за весь период на 31,71%. Их доля в общей численности детей-инвалидов в стране составила 3,46 % и 1,99 % соответственно.

По данным Минтруда России, доля инвалидов в возрасте 18 лет и старше, проживающих в психоневрологических диспансерах (ПНИ), в 2017 г. и 2018 г. в общей численности инвалидов того же возраста в стране составила соответственно 1,35 % и 1,33 %.

На очереди для помещения в стационарных организациях социального обслуживания состояли: в 2017 г. - 3421 человек, в 2018 г. - 1571 человек, в 2019 г. - 2209 человек, в 2020 г. -3391 человек.

Из числа получателей социальных услуг в стационарных организациях социального обслуживания в 2020 г. трудоустроено 409 человек (454 человек в 2019 г., 419 человек в 2018 г.), направлено на обучение 167 человек (258 человек в 2019 г.), отправлено домой - 30 594 человек (63 558 человек в 2019 г., 41 139 человек в 2018 г.). Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, которые могут работать по медицинскому заключению, -51 968 человек (57 559 человек в 2019 г., 54 495 человек в 2018 г.), из них работают 36 404 человек (41 851 человек в 2019 г., 41 454 человек в 2018 г.).

Изучение в 2020 г. причин выбытия получателей социальных услуг из ПНИ в Ленинградской области показало, что основными являются: смерть -72 %, перевод в другой ПНИ - 15 %, возвращение в семью - 9 %. Только 2 % граждан получили жилье и 1 % - вышли за стены интерната с сопровождаемым проживанием.

В 2018-2020 гг. число стационарных организаций социального обслуживания для взрослых сократилось на 37 единицы (с 1280 до 1243), а мест в них - на 1 тыс. (с 263 тыс. до 262 тыс.), численность проживающих на 29 тыс. человек (с 281 тыс. человек до 252 тыс. человек). Работали 535 дома-интерната (пансионата), в которых проживали 67,3 тыс. человек, 523 психоневрологических интернатов (1 54,6 тыс. человек), 33 геронтологических центра (6,5 тыс. человек). На конец 2020 г. на очереди для помещения в стационарные учреждения для взрослых состояли 3391 человек.

Основными направлениями совершенствования социальной политики в целях обеспечения интеграции инвалидов в местное сообщество являются развитие различных форм их жизнеустройства, стационарозамещающих технологий и социального сопровождения.

Альтернативной формой проживания в стационарной организации интернатного типа является стационарозамещающая технология социального обслуживания инвалидов - технология сопровождаемого проживания инвалидов, которая внедряется и развивается уже в 79 субъектах Российской Федерации.

На реализацию прав инвалидов в области ведения самостоятельной жизни были направлены Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года и Методические рекомендации по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях.

В субъектах Российской Федерации (пилотных регионах) ведется активная работа под методическим руководством специалистов ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России по созданию условий для деинституционализации мальчиков-инвалидов и девочек-инвалидов, большое внимание уделяется подготовке выпускников детских домов интернатов к сопровождаемому проживанию. В интернатных учреждениях открываются постинтернатные блоки, социальные гостиницы, общежития, центры постинтернатной адаптации.

Так, за 2019 год выбыло из детских домов-интернатов 1515 человек (по сведениям субъектов Российской Федерации), из них 304 человека направлены на стационарозамещающие формы проживания, в том числе 158 человек (10,4 %) были определены на сопровождаемое проживание и в семью, 146 человек - на сопровождаемое проживание в структуре психоневрологических интернатах.

По результатам Комплексного наблюдения условий жизни инвалидов, проведённом Росстатом в 2018 г., среди инвалидов в возрасте 15-29 лет способны вести активный образ жизни наравне со всеми 20,1 % опрошенных; среди лиц трудоспособного возраста - 15,3 %; среди лиц старше трудоспособного возраста - 5,6 %.

По заключению федерального бюро медико-социальной экспертизы в 2019 году осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни могут 11,9 % инвалидов, проживающих в ПНИ, в возрасте 18 лет и старше, с регулярной помощью других лиц - 15,7 % инвалидов. Не могут

осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни 30,8 % взрослых инвалидов. Остальным, проживающим в ПНИ инвалидам (41,6 %), способность к ведению самостоятельного образа жизни не была определена.

В этой связи, с 2018 года ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России проводятся ежегодные мониторинговые исследования по оценке доступности для людей с инвалидностью жизнеустройства в форме технологии сопровождаемого проживания.

По результатам мониторинга по состоянию на 01.10.2021 г., технологии сопровождаемого проживания реализуются в 79 субъектах Российской Федерации. Это на 40 (50,6 %) субъектов больше по сравнению с данными за 2018 г.

Учебное (тренировочное) сопровождаемое проживание реализуется в 75 регионах, что больше, по сравнению с данными за 2018 год, на 36 регионов (41,3 %). Сопровождаемое проживание инвалидов на постоянной основе реализуется в 47 регионах, на 29 регионов больше по сравнению с 2018 г.

Общая численность инвалидов, которые получают услуги в рамках сопровождаемого проживания, в 2021 году составила 5249 человек. Это вдвое больше по сравнению с данными за 2018 г. (было 2545 человек). Из них 2943 человек находятся на учебном (тренировочном) сопровождаемом проживании, 2306 человек - на постоянном сопровождаемом проживании.

66,9 % инвалидов, включённых в сопровождаемое проживание (3511 человек), - это инвалиды с психическими расстройствами и расстройствами поведения. Из них 3090 человек проживают в квартирах малыми группами, 421 человек - самостоятельно в отдельной квартире или в доме с периодическим сопровождением.

Учебное или тренировочное проживание, как подготовительный этап сопровождаемого проживания, реализуется через организацию тренировочных квартир на базе центров социального обслуживания населения, в жилых домах и в стационарных учреждениях социального обслуживания (для детей и взрослых). По данным 2021 года в 75 субъектах Российской Федерации функционировало 339 тренировочных квартир. Большинство из них (275 квартир) организовано в стационарных учреждениях социального обслуживания.

С 2018 по 2021 гг. использование технологии учебного этапа стационарными учреждениями возросло со 104 до 275.

Индивидуальное сопровождаемое проживание предназначено для людей с инвалидностью, которые нуждаются в периодическом сопровождении. При данной форме жизнеустройства они проживают самостоятельно в квартирах жилого фонда (собственных, арендованных или в квартирах, предоставленных по социальному найму). По данным анализа в 2021 году квартиры для сопровождаемого проживания были предоставлены 71 инвалиду, из них абсолютное большинство квартир (84,5 %) за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации и 11 квартир за счёт внебюджетных источников.

Сопровождаемое проживание малыми группами рассчитано для инвалидов с более выраженными ограничениями жизнедеятельности, которым требуется постоянное или регулярное сопровождение. Данная форма реализуется в 40 субъектах Российской Федерации. Инвалиды проживают в одной квартире группой не более 4-7 человек с размещением в одной комнате не более двух человек и с круглосуточным сопровождением социального работника. Такие квартиры организуются в отдельных жилых домах (дом на группу) или в многоквартирных жилых домах, отнесённых к жилищному фонду (специализированному или социальному).

По сведениям регионов, общее количество квартир сопровождаемого проживания в Российской Федерации, организованных в домах жилищного фонда, составило 429 единиц.

Необходимой составляющей сопровождаемого проживания является обеспечение трудовой занятостью инвалидов, которая осуществляется либо за счёт трудоустройства на открытом рынке труда, либо в специально созданных условиях. Всего трудоустроено 864 (37,5 %) человека, проживающих в условиях сопровождаемого проживания, в том числе на предприятиях с обычными условиями труда - 171 (19,7 %)человек, на специализированных предприятиях - 175 (20,3 %) человек и 518 (60,0 %) человек трудоустроены в структуре учреждений социального обслуживания.

При невозможности трудоустройства и включения в трудовую деятельность, инвалиду обеспе-

чивается социальная занятость. Как показали исследования, данная возможность была предоставлена 1656 (71,8 %) инвалидам, находящимся на сопровождаемом проживании. Для этих целей для них организованы трудовые мастерские и подсобные хозяйства.

Для всех желающих также созданы условия для получения образования. По данным анализа 682 (29,6 %) инвалида, проживающих в условиях сопровождаемого проживания, получают образовательные услуги, в том числе: обучаются по основным общеобразовательным программам -488 человек, по программам профессиональной подготовки - 118 человек, по программам дополнительного профессионального образования -76 человек. Досуговая занятость инвалидов обеспечивается за счёт проведения различных творческих, культурных и спортивных мероприятий.

Вместе с тем, работа, проведённая по этим направлениям в 2016-2018 годах, не привела к результатам, позволяющим сформировать систему мер по содействию инвалидам в реализации прав на выбор и ведение самостоятельного образа жизни.

В процессе исследования по внедрению технологий сопровождаемого проживания в субъектах Российской Федерации, проводимых в Федеральном научном центре реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, были выявлены следующие проблемы, препятствующие внедрению данной технологии сопровождаемого проживания инвалидов: недостаток жилых помещений -в 65 % субъектов, недостаток подготовленных кадров - в 58 % субъектов, недостаточность финансирования - в 55 % субъектов, недостаточность нормативно-правовой базы федерального уровня -в 43 % субъектов, нормативно-правовой базы регионального уровня - в 35 % субъектов из всех исследованных субъектов Российской Федерации.

Подготовка концептуальных решений по этим вопросам запланирована Министерством труда и социальной защиты населения Российской Федерации в рамках разработки Концепции и комплекса мер по расширению возможностей ведения инвалидами самостоятельного образа жизни и поручена Федеральному научному центру реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Минтруда России.

Заключение

Следует отметить, что на федеральном и региональном уровнях осуществлена имплементация положений Конвенции ООН о правах инвалидов, расширяющих реализацию прав инвалидов на ве-

дение самостоятельной жизни в местном сообществе. Последовательно создаются условия для ведения инвалидами самостоятельного образа жизни, внедряются инновационные технологии подготовки инвалидов к самостоятельной жизни и осуществляется мониторинг за их реализацией.

Литература/References

1 Малева Т. М. Инвалидность и социальное положение инвалидов в России. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017:256. [Maleva T.M. Disability and the social status of disabled people in Russia. Moscow: Delo Publishing House, RANEPA, 2017:256. (In Russ)].

2 Неберушкина Э. Обзор социальных проблем инвалидности в контексте занятости, социальной политики и социальных дистанций. Журнал исследований социальной политики. 2017;15(2):333-340. https://doi.org/10.17323/727-0634-2017-15-2-333-340 [Neberushkina E. Review of social problems of disability in the context of employment, social policy and social distances. Journal of Social Policy Research. 2017;15(2):333-340. https://doi.org/10.17323/727-0634-2017-15-2-333-340 (In Russ)].

3 Радченко Т.Е., Пестова Ю.М. Социальная политика государства как фактор социальной активности инвалидов. Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019;1:100-114. [Radchenko T.E., Pestova Yu.M. Social policy of the state as a factor of social activity of the disabled. Vestnik PNI-PU. Socio-economic sciences. 2019;1:100-114. (In Russ)].

4 Жаворонков Р.Н. Социальная защита инвалидов: вчера, сегодня, завтра (правовые аспекты): монография. М.: Издательство «У Никитских ворот», 2020:248. [Zhavoronkov R.N. Social protection of disabled people: yesterday, today, tomorrow (legal aspects): monograph. M.: Publishing House "At the Nikitsky Gates", 2020:248. (In Russ)].

5 Жигунова Г.В. Условия для независимой жизни людей, имеющих инвалидность (по результатам исследования). Научный журнал Байкальского государственного университета. 2019;10(4):2-9. [Zhigunova G.V. Conditions for the independent life of people with disabilities (according to the results of the study). Scientific journal of the Baikal State University. 2019;10(4):2-9. https://doi.org/10.17150/2411 -6262.2019.10(4).2 (In Russ)].

Авторская справка Старобина Елена Михайловна

Кожушко Людмила Александровна

Ишутина Инна Сергеевна

Чернякина Татьяна Сергеевна

Радуто Владимир Иванович

доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела профессиональной и психологической реабилитации и абилитации инвалидов, Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта, Санкт-Петербург, Россия E-mail: estarobina@yandex.ru; ORCID 0000-0003-1820-9307

Вклад в статью 20 % - планирование исследования и содержания статьи, научное редактирование текста

кандидат медицинских наук, руководитель отдела сопровождаемого проживания, Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта, Санкт-Петербург, Россия E-mail: l.timch@mail.ru; ORCID 0000-0003-3291-6606

Вклад в статью 20 % - планирование исследования, анализ и мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации сопровождаемого проживания инвалидов

кандидат медицинских наук, руководитель отдела медицинского обеспечения ранней помощи и сопровождения, Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта, Санкт-Петербург, Россия

E-mail: in.ishutina@yandex.ru; ORCID 0000-0002-6640-904X

Вклад в статью 20 % - анализ данных литературы и написание введения

доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела мониторинга соблюдения прав инвалидов, Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта; профессор кафедры профилактической медицины и охраны здоровья, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург, Россия E-mail: maimulovt@mail.ru; ORCID 0000-0002-2854-3248

Вклад в статью 20 % - планирование исследования, анализ статистических данных и написание текста статьи

старший научный сотрудник отдела мониторинга соблюдения прав инвалидов Института реабилитации и абилитации инвалидов, Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта, Санкт-Петербург, Россия e-mail: radutoy@mail.ru; ORCID 0000-0003-4930-1202

Вклад в статью 20 % - анализ международных документов, федерального и регионального законодательства, написание текста статьи

Статья поступила 05.11.2022

Одобрена после рецензирования 12.12.2022

Принята в печать 18.12.2022

Received November, 5th 2022

Approwed after reviewing Decemder, 12th 2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Accepted for publication Decemder, 18th 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.