Научная статья на тему 'Участие студентов в гарантии качества высшего образования: опыт европейских стран'

Участие студентов в гарантии качества высшего образования: опыт европейских стран Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ВНЕШНЯЯ ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ / АККРЕДИТАЦИОННЫЙ ПУЛ СТУДЕНТОВ ГЕРМАНИИ / ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА / INTERNAL QUALITY ASSURANCE OF EDUCATION / EXTERNAL QUALITY ASSURANCE OF EDUCATION / STUDENT SURVEY / GERMAN STUDENT ACCREDITATION POOL / EXPERT PANEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петропавловский М.В., Нефедова О.Г., Вахранева Н.В.

В статье представлены результаты проекта Jean Monnet “European Quality Assurance for Students”, реализуемого в Марийском государственном университете (грантополучатель) совместно с Национальным аккредитационным агентством в сфере образования и Российским союзом молодежи. Проанализирован опыт привлечения студентов к внутренней и внешней гарантии качества образования в Германии и Великобритании. Немецкие вузы в качестве одного из методов широко используют анкетирование студентов, направленное на оценивание содержания как отдельных курсов лекций и семинарских занятий, так и всей образовательной программы. Важную роль в национальной системе играет Аккредитационный пул студентов Германии, который обеспечивает, с одной стороны, подготовку студентов к участию в аккредитации образовательных программ, а с другой предоставляет аккредитационным агентствам базу для подбора студентов в комиссии. Аккредитационные агентства Германии при проведении программной аккредитации включают студентов в экспертные комиссии, причем представители студентов имеют равные права с другими ее членами. Агентство по обеспечению качества высшего образования Великобритании (QAA) одной из своих задач ставит вовлечение студентов во внешнюю гарантию и поддержку участия студентов во внутренней гарантии качества образования. Используемые агентством методы включают: работу Студенческого стратегического консультативного комитета, включение представителя студентов в состав совета директоров QAA и других комитетов Агентства, участие студентов в качестве полноправных и равных членов экспертных групп, а также привлечение студентов вузов, проходящих оценку, к подготовке отчета о самообследовании, работе с экспертами, информирование студентов о процедурах гарантии качества образования и их результатах. Национальный опрос студентов, проводимый ежегодно с целью исследования мнения студентов последнего года обучения в университетах о качестве образовательных программ вузов Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, также дает важный срез информации как с точки зрения управления высшим образованием, так и для принятия решения о выборе программы и вуза будущими абитуриентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петропавловский М.В., Нефедова О.Г., Вахранева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students’ involvement in higher education quality assurance: European best practice

The articles gives a brief description of the results of the Jean Monnet project “European Quality Assurance for Students”, implemented by the Mari State University (grantholder) in cooperation with the National Accreditation Agency (NAA) and the Russian Union of Youth. It presents an analysis of European practice of involving students in internal and external quality assurance of higher education in Germany and Great Britain. German universities widely use special student questionnaires as one of the methods to evaluate the content of lecture courses and seminar studies, as well as the entire study programme. The German Student Accreditation Pool plays an important role in the national system. On the one hand, it organizes special preparation for students who are to participate in the study programmes accreditation; on the other hand, it provides accreditation agencies with a database of students for external reviews. German accreditation agencies are to include students into external review panels when carrying out programme accreditation, and student representatives have equal rights with other panel members. One of the goals of the Quality Assurance Agency for Higher Education (QAA) is to involve students in external quality assurance and support students’ participation in internal education quality assurance. The methods used by the Agency include the work of the Student Strategic Advisory Committee, the engagement of a student representative in the QAA Board and the Agency’s other committees, the participation of students as full and equal members of expert panels. Also if a HEI is under external review, the Agency engages this HEI’s students in the preparation of the self-assessment report, work with experts, informing students about the education quality assurance procedures and their results. The National Student Survey, conducted annually to assess the views of last-year undergraduates on the quality of degree programmes in England, Scotland, Wales and Northern Ireland, also provides an important snapshot of information, both in terms of higher education management and in terms of making the choice of programme and HEI for future applicants.

Текст научной работы на тему «Участие студентов в гарантии качества высшего образования: опыт европейских стран»

УДК 378.1:005.6

DOI: 10.30914/2227-6874-2019-12-188-201

Участие студентов в гарантии качества высшего образования: опыт европейских стран

М. В. Петропавловский, О. Г. Нефедова, Н. В. Вахранева

В статье представлены результаты проекта Jean Monnet "European Quality Assurance for Students", реализуемого в Марийском государственном университете (грантополучатель) совместно с Национальным аккредитационным агентством в сфере образования и Российским союзом молодежи. Проанализирован опыт привлечения студентов к внутренней и внешней гарантии качества образования в Германии и Великобритании. Немецкие вузы в качестве одного из методов широко используют анкетирование студентов, направленное на оценивание содержания как отдельных курсов лекций и семинарских занятий, так и всей образовательной программы. Важную роль в национальной системе играет Аккредитационный пул студентов Германии, который обеспечивает, с одной стороны, подготовку студентов к участию в аккредитации образовательных программ, а с другой - предоставляет аккредитацион-ным агентствам базу для подбора студентов в комиссии. Аккредитационные агентства Германии при проведении программной аккредитации включают студентов в экспертные комиссии, причем представители студентов имеют равные права с другими ее членами. Агентство по обеспечению качества высшего образования Великобритании (QAA) одной из своих задач ставит вовлечение студентов во внешнюю гарантию и поддержку участия студентов во внутренней гарантии качества образования. Используемые агентством методы включают: работу Студенческого стратегического консультативного комитета, включение представителя студентов в состав совета директоров QAA и других комитетов Агентства, участие студентов в качестве полноправных и равных членов экспертных групп, а также привлечение студентов вузов, проходящих оценку, к подготовке отчета о самообследовании, работе с экспертами, информирование студентов о процедурах гарантии качества образования и их результатах. Национальный опрос студентов, проводимый ежегодно с целью исследования мнения студентов последнего года обучения в университетах о качестве образовательных программ вузов Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, также дает важный срез информации как с точки зрения управления высшим образованием, так и для принятия решения о выборе программы и вуза будущими абитуриентами.

Ключевые слова: внутренняя гарантия качества образования, внешняя гарантия качества образования, анкетирование студентов, Аккредитацион-ный пул студентов Германии, экспертная группа.

© Петропавловский М. В., Нефедова О. Г., Вахранева Н. В., 2019

Для цитирования: Петропавловский М.В., Нефедова О.Г., Вахранева Н.В. Участие студентов в гарантии качества высшего образования: опыт европейских стран // Запад - Восток. 2019. № 12. С. 188-201. DOI: 10.30914/2227-6874-2019-12-188-201

В 2019 году в Марийским государственном университете выполняется проект EQAS Jean Monnet "European Quality Assurance for Students" (EQAS, 599839-EPP-1 -2018-1 -RU-EPPJMO-PROJECT), направленный на изучение и распространение европейского опыта по участию студентов во внутренней и внешней гарантии качества образования.

Европейский опыт развития процедур гарантии качества образования представляет большой интерес для российского высшего образования в связи с необходимостью расширения роли студентов в государственной аккредитации, независимой оценке качества образования.

В соответствии со Стандартами и рекомендациями для гарантии качества в европейском пространстве высшего образования1, разработанными ENQA2, для эффективного функционирования систем гарантии качества важным является участие студентов. Кроме того, что студенты должны активно участвовать в разработке образовательных программ, внутренней оценке образовательной деятельности, Стандарт 2.4 «Эксперты, привлекаемые к внешней экспертизе» предписывает, что «...внешняя гарантия качества должна осуществляться группой внешних экспертов, в состав которой входит представитель(и) студентов». Для реализации данных требований используются разные подходы: опросы студентов, как внутривузовские, так и проводимые сторонними организациями, включение обучающихся в экспертные комиссии, как внутри вузов, так и агентствами по гарантии качества образования, участие студентов в советах вузов и советах, принимающих решение по результатам оценивания на национальном уровне [3; 4].

Самими яркими представителями европейских стран, где участие студентов в системах обеспечения и оценки качества высшего образования действительно значимо, являются Германия и Великобритания.

Гарантия качества высшего образования в Германии

Особенностью системы гарантии качества высшего образования в Германии является наличие национального органа - Аккредитационного

1 Стандарты и рекомендации для гарантии качества в европейском пространстве высшего образования: официальный перевод на рус. язык. М. : Национальное аккредитационное агентство в сфере образовании, 2016. 36 с.

2 Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (www.enqa.eu).

совета1, который определяет правила работы аккредитационных агентств [2] (7 из них являются членами ENQA), обеспечивает выполнение этих правил, а с 2018 г принимает решения об аккредитации, проводимой немецкими аккредитационными агентствами.

Одним из национальных требований является участие студентов во внутренней гарантии качества [1]. При формировании системы внутренней гарантии качества вузы ориентируются на потребности обучающихся при определении целей и разработке учебных планов образовательных программ. Оценивание учебных достижений и их сопоставление с запланированными целями является главной частью данной системы.

Важной задачей является обеспечение прозрачности оценки результатов обучения. Для этого в вузах применяются специальные информационные системы, которые позволяют отслеживать учебные достижения студентов за весь период обучения и делать аналитические выводы о качестве образовательной программы или качестве обучения каждого студента.

Одним из инструментов внутренней гарантии качества в вузах является анкетирование студентов. Например, в Университете прикладных наук Hochschule Osnabrück - University of Applied Sciences (г. Оснабрюк) используются анкеты для оценивания отдельных курсов лекций, семинарских занятий, содержание которых включает:

• вопросы, оценивающие учебный процесс (структура курса, его связь с другими дисциплинами, методика обучения, ответы на вопросы студентов во время занятий, адекватность оценочных материалов);

• вопросы по участию студента в учебном процессе (регулярность подготовки к занятиям, выполнение всех заданий, понимание материала, участие в дискуссиях, оценка индивидуальной учебной нагрузки студента);

• оценку практической значимости лекций;

• общую оценку удовлетворенности студента обучением (по пятибалльной шкале).

Все анкеты обрабатываются и на основе полученных выводов даются рекомендации по дальнейшему развитию лекционных курсов, модулей образовательной программы.

Аккредитационные агентства в Германии, выполняющие внешнюю гарантию качества образования в форме программной аккредитации, привлекают студентов на этапах самообследования, работы внешней экспертной комиссии, организуемой аккредитационным агентством, а также на этапе принятия решения.

В работе внешней комиссии, которая выполняет экспертизу образовательной программы, в обязательном порядке участвует представитель

1 www.akkreditierungsrat.de

студентов [1]. Так, например, в аккредитационных комиссиях агентства FIBAA (Foundation for International Business Administration Accreditation1) представители студентов имеют равные права с другими членами (преподаватели вузов, представители рынка труда/работодатели). Эксперт-студент оценивает все показатели, его «студенческий» опыт позволяет увидеть вуз и образовательную программу с другого ракурса, кроме того, общаясь со студентами аккредитуемой программы, он может получить дополнительную информацию, которая может повлиять на итоговое экспертное заключение по аккредитации.

Студенты, которые приглашаются в состав экспертной комиссии, должны отвечать требованиям, утвержденным конференцией ректоров Германии:

• проходить обучение по программе такого же профиля, как и аккредитуемая;

• на время участия в экспертизе являться студентом вуза или закончить его не более 12 месяцев назад;

• иметь опыт работы в сфере аккредитации или внутреннего обеспечения качества образования.

При отборе студентов-экспертов аккредитационные агентства могут предъявлять и свои собственные требования. FIBAA учитывает наличие у студента опыта сотрудничества с предприятиями, международный опыт, а также уровень владения английским языком.

Одной из особенностей национальной системы Германии является наличие Аккредитационного пула студентов2 (GSAP), созданного в 2000 г. при поддержке студенческих немецких объединений. Сейчас Аккредитаци-онный пул насчитывает около 600 членов, для которых проводятся регулярные обучающие семинары (ежегодно от 5 до 10), а также встречи (2-4 в год). Организационно пул имеет одного руководителя и исполнительный комитет, включающий 5 членов, избираемых на один год [5]. Аккредитацион-ный пул студентов является объединением, которое обеспечивает, с одной стороны, подготовку студентов к участию в аккредитации образовательных программ, а с другой - предоставляет аккредитационным агентствам базу для подбора студентов в комиссии. Члены пула участвуют в более чем 500 аккредитациях вузов ежегодно, а 2 его участника представляют студентов в Аккредитационном совете Германии.

Аккредитационный пул студентов Германии большое значение придает качеству работы студентов в экспертных комиссиях и отслеживает поступающие жалобы и отзывы, активно сотрудничает с аккредитационными агентствами по развитию своей деятельности. Для получения членства в GSAP

1 www.fibaa.org

2 www.studentischer-pool.de

студент должен быть рекомендован одним из студенческих союзов (региональным, предметным), которые существуют в Германии. Условием членства также является участие в трехдневном семинаре, организованном GSAP о Болонском процессе и основах аккредитации, чтобы получить необходимые знания и квалификацию. Кроме того, каждое агентство ежегодно проводит не менее одного обучающего семинара для членов GSAP.

Агентства, использующие данные пула студентов, оплачивают эту возможность, причем плата может быть как единовременной, так и абонентской.

Гарантия качества высшего образования в Великобритании

В Великобритании в управлении высшим образованием используется рыночная модель, ориентированная на потребителей, - студентов, в связи с этим к процедурам гарантии качества обучающиеся привлекаются на всех этапах [6]. Для получения информации от студентов используются все методы - как формальные (анкетирование, опросы во время работы экспертной группы), так и неформальные (представление мнений студентов в QAA посредством онлайн-сервисов, социальные сети).

Данные, поступающие от студентов во время оценки агентством или посредством национального анкетирования, важны и используются как для принятия решения финансовыми органами, так и для информирования всех заинтересованных сторон (абитуриенты, работодатели).

Агентство по обеспечению качества высшего образования (Quality Assurance Agency for Higher Education, QAA) является независимым органом, который защищает качество и стандарты высшего образования в Великобритании и является частью системы совместного регулирования высшего образования в Великобритании, Англии, Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе .

Основными методами работы QAA являются оценка, включающая самооценку, экспертную оценку, посещение университета (или другой организации высшего образования) и публикацию отчета.

Агентство вовлекает студентов во внешнюю гарантию и поддерживает участие студентов во внутренней гарантии качества образования. Под вовлечением студентов (Student engagement) подразумевается работа QAA по поддержке, отбору и назначению студентов для работы с агентством в качестве экспертов или представителей студенческого органа оцениваемого вуза . Способы вовлечения студентов агентством QAA:

1 www.qaa.ac.uk

2 The Quality Assurance Agency for Higher Education, UK: Self-Assessment Report for Review by ENQA, 2018. URL: https://www.qaa.ac.uk/docs/qaa/news/enqa-2018-self-assessment-report.pdf?sfvrsn=4265f681_10

• работа Студенческого стратегического консультативного комитета (Student Strategic Advisory Committee, SSAC), включающего 21 студента с опытом работы в студенческих комитетах своих вузов. Цель комитета -обсуждение различных аспектов качества высшего образования и представления мнения студентов по этим вопросам. Все изменения в процедурах, документах национального уровня обсуждаются в том числе и совместно со студенческим комитетом SSAC;

• включение представителя студентов в состав совета директоров QAA и других комитетов Агентства;

• информирование студентов о процедурах гарантии качества образования и их результатах (публикации, интернет-ресурсы, ежегодные конференции для студентов);

• участие студентов в качестве полноправных и равных членов групп при экспертизе, проводимой в вузах;

• привлечение студентов вузов, проходящих оценку.

Все студенты, участвующие тем или иным способом в оценке вуза, обеспечиваются Агентством рекомендациями, обучающими мероприятиями, брифингами.

Студенты имеют возможность сделать письменные или аудио- и видеозаписи, которые дополняют или комментируют отчеты о самообследовании ученых заведений1.

Учащимся в оцениваемом вузе предлагается представить студенческую рецензию, чтобы помочь экспертам понять, каким образом организован процесс обучения и как учитывается мнение студентов администрацией или преподавателями. Такая рецензия должна быть основана на фактических данных и отражать мнение как можно большего числа учащихся. Если оценка студентов указывает на значительные проблемы, экспертиза будет более глубокой.

Более того, в вузах Шотландии, вместо того чтобы готовить отдельную письменную оценку, студенты принимают непосредственное участие в разработке отчета о самообследовании вуза.

Для более полного представления интересов студентов в период проведения экспертизы Агентство QAA привлекает ведущих представителей студентов (Lead Student Representative, LSR). LSR предлагается вузом и участвует во всех этапах внешней оценки: предварительном брифинге агентства с вузом, непосредственно самом визите в вуз (длится 2-3 дня) и мероприятиях после визита. После предварительного брифинга LSR

1 A brief student guide to Higher Education Review (Alternative Providers). URL: https:// www.qaa.ac.uk/docs/qaa/guidance/her-ap-mini-guide-17.pdf?sfvrsn=d6alf881_6

готовит документ или видеопрезентацию на тему «Каково быть студентом этого вуза», где представляет не только свой опыт, а результаты проведенных со студентами опросов, исследований, интервью, работу Студенческого совета, отзывы выпускников и тому подобное. Если студент оформляет это в письменной форме, то по объему документ может быть от 2 до 30 страниц (но не более) и должен освещать все аспекты, которые подвергаются внешней оценке. Представитель университета знакомится с отчетом LSR и может его прокомментировать, внести дополнения, предоставить доказательства того или иного утверждения, но не может самолично изменить содержание.

Чтобы повысить прозрачность работы экспертной группы, LSR может наблюдать за встречами со студентами, сотрудниками вуза. Также для достижения большей объективности в выносимых студентами суждениях на интервью/встречах с членами экспертной группы отбор студентов на эти беседы проводит именно LSR с учетом соблюдения принципа разнообразия, а именно:

• студенты различных факультетов, программ, лет обучения;

• представители мужского и женского пола;

• по возможности представители студентов, а также лиц, уже получивших академическую степень в этом вузе;

• представители иностранных студентов;

• «рядовые» студенты и студенты из выборных органов университета.

После завершения визита экспертной комиссии и подготовки ими

предварительного отчета LSR знакомится с этим документом наравне с другими представителями вуза и может дать свои комментарии.

На этапе последействия LSR отслеживает эффективность выполнения рекомендаций экспертов в областях, затрагивающих непосредственно студентов.

Интересен опыт Агентства QAA по повышению осведомленности студентов по различным аспектам гарантии качества образования посредством канала в Youtube1, группы в социальной сети Facebook2. Facebook содержит основные объявления для студентов, полезные видео и ссылки, но в основном он используется как один из инструментов обратной связи и взаимодействия посредством мессенджера FB и посредством отправки электронной почты.

Канал на Youtube QAAtube (рис. 1) дает разнообразную полезную информацию в доступной форме для студентов, а также для других заинтересованных сторон. На канале несколько плейлистов, например:

1 https://www.youtube.com/user/QAAtube/featured/

2 https://www.facebook.com/QAAstudents/

- направления деятельности QAA;

- видеоклипы для студентов;

- знакомство с экспертами QAA.

В видеоклипах для студентов рассказывается, что такое гарантия качества, внешняя оценка, каким образом к процедурам привлекаются студенты, как обеспечивается доступность высшего образования, каким образом можно выразить озабоченность по поводу образования в своем вузе/колледже, как качество может быть гарантировано и др.

<- -> С A youtube.com.'usei/QAAtube/playlists GX it 0 О И й @ £

= OYoiiTube™

А Главная ib В тренде ñ Подписки

to Библиотека

О История

Q Смотреть позже

=\ Понравившиеся

ПОДПИСКИ Q ай Китай

Ирина Богуие ^j) Semen Semen., f) Yoyo Chinese

Рис. 1. Страница канала QAA с видеоклипами для студентов / Fig. 1. QAA channel page with video clips for students

Национальный опрос студентов в Соединенном Королевстве

C 2005 года в Соединенном Королевстве проводится Национальный опрос студентов (National Student Survey, NSS). NSS - ежегодное исследование мнения студентов последнего года обучения в университетах о качестве образовательных программ вузов Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.

Опрос проводится независимым агентством по исследованию рынков -Ipsos MORI, по поручению государственного органа - Управления по делам студентов (OfS).

Среди целей, заявленных организаторами опроса, значатся следующие:

- содействие в информировании будущих студентов при выборе образовательных программ;

- предоставление данных образовательным организациям об оценках, сделанных студентами;

- обеспечение подотчетности образовательных организаций.

В анкете используются 27 основных вопросов, сгруппированных следующим образом:

- обучение на моем курсе (The teaching on my course);

- возможности обучения (Learning opportunities);

- оценивание и обратная связь (Assessment and feedback);

- академическая поддержка (Academic support);

- организация и управление (Organisation and management);

- учебные ресурсы (Learning resources);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- учебное сообщество (Learning community);

- голос студенчества (Student voice);

- общая удовлетворенность (Overall satisfaction).

Помимо уровневой оценки, также в анкетировании используются открытые вопросы для получения дополнительной информации от студентов. По решению вуза студентам могут быть предложены вопросы, связанные с будущей карьерой, практиками, предлагаемыми вузами, и тому подобное. По оценке организаторов, время анкетирования занимает примерно 10 минут.

Для проведения опроса выделяется определенный период времени, например в 2019 г. студенты должны были ответить на вопросы анкеты на специальном сайте1 или по телефону c 7 января по 30 апреля.

Для участия в национальном анкетировании NSS вузы предоставляют организаторам данные о студентах последнего года обучения. Затем студенты получают письма-приглашения принять участие в анкетировании по электронной почте. Если после отправки письма по e-mail студент не отвечает на анкету, агентство Ipsos MORI направляет повторные письма или может обратиться к нему по телефону.

В 2019 году на вопросы анкеты ответили 72 % студентов из числа тех, кто мог принять участие в анкетировании. Общее число ответивших студентов - более 330 тысяч из 403 университетов и колледжей. Средняя оценка удовлетворенности студентов образовательными программами по результатам анкетирования 2019 г. по всей стране - 84 % .

Важным является этап публикации результатов: в графическом виде на сайте официальных данных об университетах и колледжах Unistats3 (см. рис. 2), в виде таблиц Excel в разрезе отдельных показателей, образовательных организаций и т. п. - на сайте OfS4

1 www.thestudentsurvey.com/

2 The National Student Survey 2019 // https://www.officeforstudents.org.uk/media/f8d52101-8269-4855-a551 -264caabb 13b9/ofs2018_42.pdf

3 https://unistats.ac.uk/

4 https://www.officeforstudents.org.uk/advice-and-guidance/student-information-and-data/national-student-survey-nss/

Рис. 2. Представление результатов NSS на сайте Unistats по одной из образовательных программ Университета Абердина / Fig. 2. Presentation of NSS results on the Unistats website for one of the educational programmes of the University of Aberdeen

Заключение

Участие студентов в гарантии качества в Германии и Великобритании имеет разнообразные формы, но все они направлены на обеспечение учета студенческого мнения при принятии решения в отношении каждой образовательной программы. При этом британское агентство QAA использует «голос» студентов на всех этапах оценивания вуза, от самообследования до последействия, не ограничиваясь только формальными документами и процедурами. Важна максимальная открытость с использованием всех средств коммуникаций: отзывы на бумаге или онлайн, социальные сети, письменно или устно.

Несомненно, расширение возможности для участия студентов во внешних процессах обеспечения качества не может происходить без информирования обучающихся как о том, каким должно быть обучение в вузе, так и о процедурах гарантии качества образования. Важной является и активная гражданская позиция студентов - студенты и их объединения (студенческие советы в вузах) должны понимать свою ответственность перед образовательной организацией, обществом в целом и честно оценивать свой образовательный опыт.

Культура качества образования, присущая немецким вузам, способы выстраивания отношений между фактически общественным объединением - Аккредитационным пулом студентов в Германии, и аккредитацион-ными агентствами могут стать примером хорошей практики для независимой системы оценки качества образования в нашей стране.

Ряд мероприятий, проведенных в рамках проекта EQAS, был направлен на знакомство российских студентов и экспертов в области гарантии качества высшего образования с европейским опытом. Разработан и прошел первую апробацию интернет-ресурс, содержащий анкету для опроса обучающихся1. Данная работа будут продолжена после окончания реализации проекта.

Список литературы

1. Измайлова Л.С., Петропавловский М.В., Нефедова О.Г. Участие студентов в процедурах гарантии качества высшего образования в Германии // Межкультурный диалог и сотрудничество ЕС и России: опыт реализации проектов Жан Монне в Нижневартовском государственном университете: материалы международной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 15-19 апреля 2019 года). Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет, 2019. С. 203-207. URL: http://konference.nvsu.ru/konffiles/342/Konferenciya%20ZHan %20Monne.pdf (дата обращения: 5.10.2019).

2. Нефедова О.Г. и др. Признание аккредитационных органов в образовательных системах : научное издание. Йошкар-Ола : Центр государственной аккредитации, 2004. 56 с.

1 http://eqas.ru/eqas/ %d0 %b0 %d0 %bd %d0 %ba %d0 %b5 %d1 %82 %d0 %b5 %d1 %80 %d0 %b8 %d0 %b2 %d0 %b0 %d0 %bd %d0 %b8 %d0 %b5/

3. Петропавловский М.В., Гарифулина Ф.З., Нефедова О.Г. Условия признания деятельности аккредитационных агентств гарантии качества образования на европейском уровне // Разработка системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ сельскохозяйственного профиля в Российской Федерации. «Development of Public Accreditation of Agricultural programs in Russia (PACAgro)» (543902-TEMPUS-1-2013-1-SK-TEMPUS-SMGR): сборник науч. трудов. СПб. : ФГБОУ ВО СПбГАУ, 2017. C. 26-30.

4. Alaniska H., Codina E.A., Bohrer J., Dearlove R., Eriksson S., Helle E., Wiberg L.K. Student involvement in the processes of quality assurance agencies. ENQA, 2006. 48 p.

5. Bach T. 15 Years Student Accreditation Pool in Germany: Achievements, Failures and Future Challenges // 10th European Quality Assurance Forum, 2015. URL: https://eua.eu/resources/publications/ 529:15-years-student-accreditation-pool-in-germany-achievements,-failures-and-future-challenges.html

6. Griffiths A., Leaver M. and King R. The Wisdom of Students: Monitoring Quality through Student Reviews. QAA, 2018. URL: https://www.qaa.ac.uk/docs/qaa/about-us/the-wisdom-of-students-monitoring-quality-through-student-reviews.pdf (дата обращения: 5.10.2019).

Статья поступила в редакцию 18.10.2019 г.; принята к публикации 24.11.2019 г.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Об авторах

Петропавловский Михаил Вячеславович

доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной математики и информатики, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, mv2006-68@mail.ru

Нефедова Ольга Геннадьевна

кандидат технических наук, специалист по учебно-методической работе, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, olga-5@inbox.ru

Вахранева Наталья Владимировна

специалист по учебно-методической работе, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, vnatv82@mail.ru

Students' involvement in higher education quality assurance: European best practice

M. V. Petropavlovskiy, O. G. Nefedova, N. V. Vakhraneva

The articles gives a brief description of the results of the Jean Monnet project "European Quality Assurance for Students", implemented by the Mari State University (grantholder) in cooperation with the National Accreditation Agency (NAA) and the Russian Union of Youth. It presents an analysis of European practice of involving students in internal and external quality assurance of higher education in Germany and Great Britain. German universities widely use special student questionnaires as one of the methods to evaluate the content of lecture courses and seminar studies, as well as the entire study programme.

The German Student Accreditation Pool plays an important role in the national system. On the one hand, it organizes special preparation for students who are to participate in the study programmes accreditation; on the other hand, it provides accreditation agencies with a database of students for external reviews. German accreditation agencies are to include students into external review panels when carrying out programme accreditation, and student representatives have equal rights with other panel members. One of the goals of the Quality Assurance Agency for Higher Education (QAA) is to involve students in external quality assurance and support students' participation in internal education quality assurance. The methods used by the Agency include the work of the Student Strategic Advisory Committee, the engagement of a student representative in the QAA Board and the Agency's other committees, the participation of students as full and equal members of expert panels. Also if a HEI is under external review, the Agency engages this HEI's students in the preparation of the self-assessment report, work with experts, informing students about the education quality assurance procedures and their results. The National Student Survey, conducted annually to assess the views of last-year undergraduates on the quality of degree programmes in England, Scotland, Wales and Northern Ireland, also provides an important snapshot of information, both in terms of higher education management and in terms of making the choice of programme and HEI for future applicants.

Keywords: internal quality assurance of education, external quality assurance of education, student survey, German Student Accreditation Pool, expert panel.

Citation for an article: Petropavlovskiy M.V., Nefedova O.G., Vakhraneva N.V. Students' involvement in higher education quality assurance: European best practice. West - East. 2019, no. 12, pp. 188-201. DOI: 10.30914/2227-68742019-12-188-201 (In Russ.).

References

1. Izmaylova L.S., Petropavlovskiy M.V., Nefedova O.G. Uchastie studentov v protsedurakh gar-antii kachestva vysshego obrazovaniya v Germanii [Students' involvement in higher education quality assurance in Germany]. Mezhkul'turnyi dialog I sotrudnichestvo EC I Rossii: opyt realizatsii proektov Zhan Mone v Nizhnevartovskom gosudarstvennom universitete: materialy mezhdunarodnoi konferentsii (Nizhnevatovsk, April 15-19 2019) = Intercultural dialogue and cooperation between the EU and Russia: practice of Jean Monnet projects implementation in Nizhnevartovsk State University: materials of the International scientific and practical conference (Nizhnevartovsk, April, 15-19, 2019), Nizhnevartovsk, Nizhnevartovsk State University, 2019, pp. 203-207. Available at: http:// konference.nvsu.ru/konfFiles/342/Konferenciya%20ZHan%20Monne.pdf (accessed 5.10.2019). (In Russ.).

2. Nefedova O.G. i dr. Priznanie akkreditatsionnykh organov v obrazovatel'nykh sistemakh: nauchnoe izdanie [Accreditation bodies' recognition in education systems: scientific publication]. Yoshkar-Ola: State Accreditation Center, 2004, 56 p.

3. Petropavlovskiy M.V., Garifullina F.Z. Nefedova O.G. Usloviya priznaniya deyatel'nosti akkreditatsionnykh agentstv garantii kachestva na mezhdunarodnom urovne [Conditions for recognition of quality assurance agencies' activities at the European level]. Razrabotka sistemyprofessional'no-obshchestvennoi

akkreditatsii obrazovatel'nykh program sel'skokhozyaistvennogo profilya v Rossiiskoi Federatsii = Development of Public Accreditation of Agricultural programmes in Russia (PACAgro) (543902-TEMPUS-1-2013-1 -SK-TEMPUS-SMGR): collection of scientific works, Saint Petersburg, SPbSAU, 2017, pp. 26-30.

4. Alaniska H., Codina E.A., Bohrer J., Dearlove R., Eriksson S., Helle E., Wiberg L.K. Student involvement in the processes of quality assurance agencies. ENQA, 2006, 48 p.

5. Bach T. 15 Years Student Accreditation Pool in Germany: Achievements, Failures and Future Challenges. 10th European Quality Assurance Forum, 2015. Available at: https://eua.eu/resources/ publications/529:15-years-student-accreditation-pool-in-germany-achievements,-failures-and-future-challenges.html (accessed 5.10.2019).

6. Griffiths A., Leaver M., King R. The Wisdom of Students: Monitoring Quality through Student Reviews. - QAA, 2018. Available at: https://www.qaa.ac.uk/docs/qaa/about-us/the-wisdom-of-students-monitoiing-quality-through-student-reviews.pdf (accessed 5.10.2019).

Submitted 18.10.2019; revised 24.11.2019.

All authors have read and approved the final manuscript.

About the authors

Mikhail V. Petropavlovskiy

Dr. Sci. (Technical Sciences), Professor, The Head of the Applied Mathematics and

Informatics Department, Mari State University, Yoshkar-Ola, mv2006-68@mail.ru

Olga G. Nefedova

Ph. D. (Technical Sciences), specialist in teaching and methodology, Mari State

University, Yoshkar-Ola, olga-5@inbox.ru

Natalia V. Vakhraneva

Specialist in teaching and methodology, Mari State University, Yoshkar-Ola,

vnatv82@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.