УДК 304.2 JEL J13, R10 DOI 10.26425/1816-4277-2023-4-24-32
Участие студенческой молодежи в развитии комфортной городской среды
Уханова Юлия Викторовна
Канд. ист. наук, ст. науч. сотрудник, зав. лаб. исследования социальных процессов и эффективности государственного управления ORCID: 0000-0001-7307-9520, е-шаИ: [email protected]
Жданова Ангелина Эдуардовна
Магистрант, ORCID: 0000-0002-4526-3571, е-шаП: [email protected]
Косыгина Ксения Евгеньевна
Канд. экон. наук, ст. науч. сотрудник ORCID: 0000-0001-5875-8912, е-mail: [email protected]
Вологодский научный центр Российской академии наук, г. Вологда, Россия
Аннотация
В настоящее время проблема участия молодежи в развитии городского пространства чрезвычайно актуальна как с позиции преобразования среды проживания ресурсами местных сообществ, так и социализации самой городской молодежи, расширения возможностей для личностного роста через включенность в общественно полезную деятельность. Выявление условий и готовности к участию в развитии комфортной городской среды студенческой молодежи является целью статьи. Исследование проведено в Вологде посредством количественной методической стратегии (анкетный опрос среди студентов вузов, п = 207). В работе представлены теоретико-методологические подходы к пониманию городской среды и комфортной городской среды. Обозначено, что комфортная городская среда — это категория социально-экономическая, отражающая взаимодействия внутри городского пространства, максимально благоустроенного для жизнедеятельности горожан. Получен вывод, что студенческая молодежь выражает готовность активно участвовать в принятии решений по развитию и совершенствованию городской среды. В заключении рассмотрены направления активизации гражданского участия молодежи в формировании комфортного городского пространства на основе диалоговых площадок.
Ключевые слова
Комфортная городская среда, инфраструктура, городская система, урбанистика, социализация молодежи, студенческая молодежь, уровень благоустройства
Для цитирования: Уханова Ю.В., Жданова А.Э., Косыгина К.Е. Участие студенческой молодежи в развитии комфортной городской среды // Вестник университета. 2023. № 4. С. 24—32.
© Уханова Ю.В., Жданова А.Э., Косыгина К.Е., 2023.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Student youth participation in the development of a comfortable urban environment
Yulia V. Ukhanova
Cand. Sci. (Hist.), Senior Researcher, Head of the Social Processes Study and the Effectiveness of Public Administration Laboratory ORCID: 0000-0001-7307-9520, e-mail: [email protected]
Angelina E. Zhdanova
Graduate Student, ORCID: 0000-0002-4526-3571, e-mail: [email protected]
Ksenia E. Kosygina
Cand. Sci. (Econ.), Senior Researcher ORCID: 0000-0001-5875-8912, e-mail: [email protected]
Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences, Vologda, Russia
Abstract
Currently, the problem of youth participation in the development of urban space is extremely relevant both from the perspective of transforming the living environment with the resources of local communities, and the socialization of urban youth itself, expanding opportunities for personal growth through involvement in socially useful activities. The purpose of the article is to identify the conditions and readiness to participate in the development of a comfortable urban environment for students. The study was conducted in Vologda, Russian Federation, through a quantitative methodological strategy (questionnaire survey among university students, n = 207). The paper presents theoretical and methodological approaches to understanding the urban environment and a comfortable urban environment. It is indicated that a comfortable urban environment is a socio-economic category, reflecting the interactions within the urban space, which is most comfortable for the life of citizens. It is concluded that the student youth expresses their willingness to actively participate in decision-making on the development and improvement of the urban environment. In conclusion, the directions of enhancing the civic participation of young people in the formation of a comfortable urban space on the basis of dialogue platforms are considered.
Keywords
Comfortable urban environment, infrastructure, urban system, urban studies, youth socialization, level of improvement
For citation: Ukhanova Yu.V., Zhdanova A.E., Kosygina K.E. (2023). Participation of student youth in the development of a comfortable urban environment. Vestnik universiteta, no. 4, pp. 24—32.
© Ukhanova Yu.V., Zhdanova A.E., Kosygina K.E., 2023.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
ВВЕДЕНИЕ
Города меняются каждый день: трансформируются транспортные и пешеходные потоки, строятся жилые дома и торговые помещения, устанавливаются памятники, ремонтируются улицы, открываются новые площадки для проведения досуга. Все это влияет на жителей, на их способы взаимодействия друг с другом, на их восприятие города и на комфортность пребывания в нем. Модернизируя среду города, важно учитывать привычки жителей, их мнение и ожидания относительно будущих изменений. По мнению экспертов, при формировании качественной городской среды важно построить правильный, рациональный и доступный диалог между властью и горожанами: люди должны высказывать свое мнение и предлагать свои идеи и инициативы, только тогда среда станет комфортной для их жизни [1].
Значимость включенности населения в процессы развития городов как комфортного пространства для жизни признается на официальном уровне. Так, приняты приоритетный национальный проект «Жилье и городская среда» [2], федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» [3], в рамках которых жители могут проявить активность и предложить свои идеи по развитию пространства городов. В своем выступлении на пленарном заседании юбилейного XXV Петербургского международного экономического форума В.В. Путин затронул данную проблематику [4].
Из вышесказанного следует, что для оценки динамики и качества изменений городской среды следует обращаться непосредственно к жителям города, при этом одной из самых внимательных и требовательных категорий горожан является молодежь. Так как молодежь в большинстве своем активна, любознательна и прогрессивна, она может предъявлять требования к качеству городской среды в более разнообразном ключе, чем консервативные категории граждан. Самой яркой подкатегорией молодежи является студенческая молодежь. Она состоит из наиболее разнородных «пользователей» города, и к тому же, в силу возраста, чаще выражает несогласие со своим окружением, включая окружающую среду города. Участвуя в различных проектах по формированию комфортной городской среды, молодежь не только подстраивает город под себя и свои интересы, но и формирует новые городские пространства для самореализации, создает новые социальные группы и роли по интересам. Целью настоящего исследования выступает выявление условий и готовности к участию в развитии комфортной городской среды студенческой молодежи на материалах города Вологды.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С точки зрения научного дискурса вопросы обустройства городской среды также имеют актуальное значение и представлены в междисциплинарных исследованиях. Ведущим российским ученым в области организации и развития городского пространства, истории и теории проектирования городов в России является «архитектор общественной среды» В.Л. Глазычев, в число его работ входят такие произведения, как «Городская среда: технология развития», «О нашем жилище», «Урбанистика», «Глубинная Россия: 2000—2002». По мнению эксперта, «основой благополучия или неблагополучия конкретного города является зыбкое, неопределенное, трудноуловимое содержание — его индивидуальный культурный потенциал», поддержание и развитие которого во многом определяется конструктивным диалогом между властью и горожанами» [1].
В социологии формирование и трансформация городской среды рассматриваются как взаимное влияние друг на друга самой среды и сообществ. Теоретические основы исследований в области социологии города были заложены в работах М. Вебера, Г. Зиммеля, ученых Чикагской школы Э.У. Берджесса, Р. Парка (работа «Город как социальная лаборатория»), Н. Андерсона, К. Шоу и других. Их исследования составили основу научного осмысления проблем возникновения, становления и развития городов. Социология пространства города изучалась под разным углом в работах Э. Дюркгейма, П. Сорокина.
В современной российской теории развития крупных и малых городов понятие «городская среда» отражено в исследованиях Н.Т. Агафоновой [5], А.С. Пузанова, Р.А. Попова [6], И.А. Тарасова [7]. Особое место в научной литературе занимают проблемы изучения участия сообществ, населения в улучшении качества городской среды [8—11].
Термин «городская среда» трактуется по-разному. Как отмечает французский социолог П. Бурдье, городская среда — это социокультурное и предметное пространство, в котором в неодинаковой степени аккумулируются различные виды капитала, в том числе экономического, социального, интеллектуального,
культурного [12]. С точки зрения современного социологического подхода, городская среда рассматривается как «система отношений внутри города, коммуникативные связи, которые устанавливаются и поддерживаются для выживания в городе, для безопасности бытия» [13]. Экономический подход базируется на том, что под изучаемым феноменом подразумевается пространственно-материальная структура, а также функциональное пространство, включающее в себя сосредоточенные в «пространстве их пребывания» и «пространстве коммуникаций» массы людей; в то же время городская среда выступает как объект управления [14]. Институциональное понимание сводится к тому, что городская среда — совокупность конкретных основополагающих условий, созданных человеком и природой в границах населенного пункта, которые оказывают влияние на уровень и качество жизнедеятельности человека [15]. В градостроительстве — это «система сооружений и городских пространств, образующих единый градостроительный комплекс» [16]. Обобщение подходов к термину «городская среда» свидетельствует о существовании множества трактовок этого понятия в зависимости от контекста, в котором оно рассматривается.
Анализ научного и общественного дискурса позволил определить, что единого понимания «комфортной городской среды» также не наблюдается. При рассмотрении понятийного аппарата следует обратиться к нормативно-правовым актам, раскрывающим суть термина «комфортная городская среда». Согласно утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации методике оценки качества городской среды проживания, подобная среда позволяет гражданам удовлетворить жилищные потребности и обеспечить высокое качество жизни в целом [17]. Министерство разработало достаточно широкий и неоднородный перечень критериев, которые позволяют отнести пространство современного города к комфортному для жизнедеятельности населения.
В настоящем исследовании под комфортной городской средой понимается городское пространство, максимально благоустроенное для жизнедеятельности горожан. Кроме того, это категория как социальная, так и экономическая. С одной стороны, среда отражает взаимодействия сообщества и заинтересованных сторон внутри некоторой территории. С другой, обеспечение комфортности городской среды подразумевает под собой рост экономических показателей.
В управленческой общественной практике и научных кругах много внимания уделяется проблематике включенности молодежи в развитие территорий конкретно города. Ведущий российский специалист по изучению молодежной тематики Ю.А. Зубок поясняет, что с социальной активностью в развитии пространства жизнедеятельности связывается включенность молодых людей в сферу гражданских отношений, где она понимается как готовность участвовать в общественно значимых инициативах. В то же время включенность в общественные практики отражает и индивидуально-значимую деятельность молодых людей, сопряженную с реализацией их собственного потенциала в процессе выстраивания индивидуальных жизненных стратегий [18]. В своих работах социолог особое внимание уделяет социальным установкам и жизненным смыслам участия молодежи в общественно-полезной деятельности [19].
Теоретико-методологическим основам, а также анализу реальных практик социального участия молодежи в социокультурном развитии городов посвящена работа «Социальное участие молодежи в развитии городов: методологические идеи, методические подходы и опыт исследования конструктивных практик». Авторы изучают феномен управления социальным участием студенчества в развитии городского пространства [20].
Взаимосвязь таких элементов, как городская среда и участие молодежи в ее развитии, рассмотрена в книге «Социальное пространство современного города» под редакцией Г.Б. Кораблевой, А.В. Мерен-кова. Авторы приходят к выводу, что современная молодежь подстроилась под современный город и социализировалась в нем, город стал источником притяжения молодых и перспективных [21].
Таким образом, проблематика участия молодежи в развитии городской среды получила известное освещение в общественно-публичном и научном дискурсе. В то же время оценка готовности к участию в развитии комфортной городской среды с позиции самих молодых горожан остается недостаточно изученной и является востребованной темой для научного анализа.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование опирается на сравнительно-социологическую методику количественной стратегии. Авторами в качестве основного средства получения информации был использован анкетный опрос. Выборочная совокупность исследования составила 207 студентов трех учебных заведений Вологды:
Вологодского государственного университета, Северо-Западного филиала МГЮА — Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, а также студентов Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н.В. Верещагина (табл. 1). При формировании выборочной совокупности авторы исходили из следующих критериев: попадание в выборку «коренных вологжан» (40 %) и прибывших из других населенных пунктов (60 %); представителей младших курсов обучения (первого и второго — 38 %), старших (третьего и четвертого — 37 %) и магистрантов (25 %); представителей гуманитарных (50 %) и технических (50 %) профилей обучения.
Таблица 1
Распределение выборочной совокупности респондентов по вузам
Высшее учебное заведение Количество респондентов, чел. Доля от общего числа респондентов, %
Вологодский государственный университет 116 56,0
Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина 43 20,8
Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина — филиал в г. Вологда 48 23,2
Итого: 207 100,0
Составлено авторами по материалам исследования
обустроенныйяркий * я
красочный
1 процветающим
£
»у» молодежный
Ш креативный
|цветуи",й
доступный быстрый
активны и
благополучный инфраструктурный м22™и£ажнЬ|И
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Материалы опроса позволили выявить наиболее существенные городские проблемы, которые беспокоят студенческую молодежь. В рейтинге проблем лидирует низкий уровень доходов населения, что отражается на качестве и уровне жизни в городе (так ответило 57 % респондентов); ко второй значимой проблеме респонденты отнесли плохое благоустройство, грязь, состояние дворовых территорий (55 %). По мнению молодых горожан, для того чтобы придомовая территория была комфортной, для жителей необходимы: асфальтное покрытие; парковочные места; по возможности наличие детской площадки; оснащение урнами, скамейками, клумбами; освещение и чистота дворов. На третье место респонденты отнесли проблему отсутствия перспектив для карьерного роста и недостаточное разнообразие рабочих мест (53 %). Результаты исследования свидетельствуют, что значимыми для городской молодежи являются как экономические проблемы,
так п базовое благоустройство города.
Далее по авторской методике в анкете студентам было предложено назвать три слова, наиболее ярко характеризующих для них идеальный город. Получившееся распределение вариантов ответов можно увидеть на рисунке 1. Студенческая молодежь считает, что самое главное, чтобы город был чистым, такой ответ дали 58 % респондентов. На втором месте — город должен быть зеленым (32 %), на третьем — современным (22 % ответов).
Анализ данных опроса показал, что в оценках молодежи городская среда должна отвечать требованиям эколо-гпчностп п создавать условия для самореализации п развития, соответствовать современным запросам горожан.
освещенныи высокоразвитый _ приятный
продуманный I благоприятный
^^ 1Г- спортивныйин^°Рвдчионный _
^ индустриальный бО ГЭТЫЙ ПР°ДВтуТЫЙ
ш^зеленыи
развивающийся
ГО
!0-
ЁФ !
историческим
мобильный
динамичным
* 1 малоизвестный ^
культурный
1 обистооеный I
удобный
- нрлпп
СПОКОЙНЫЙ1"-*
¡¡инновационный архитектурой дружелюбный технологичный ^^
современный-
8 1 комфортный
ответственный свободный ^ | I разнообразный просторный > я
-экологичный .Т|/пЪгиок|й
ЭСТеТИЧНЫИичвскичисгай, •отре1Ю„т„рованШй |\ и С1 1/1 О ОI I/ I
_ __ III Ц Л ™той ~4рр"тр,„Урой интересный^
О \ZJ I С Г >11Л благоустроенный
общественный живой разносторонний маленький ¡архитектурный душевный
Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 1. Облако ассоциаций «Идеальный город»
Затем респондентам было предложено указать город, в котором они хотели бы жить и одним словом объяснить, почему они сделали такой выбор. На рисунке 2 представлено облако ассоциаций городов, в которых бы хотела жить студенческая молодежь Вологды. Самыми популярными городами среди студентов ожидаемо оказались Санкт-Петербург (24 %), в котором «много парков, где можно просто погулять, есть зоны для общения и развития молодежи, много парков развлечений», «прекрасная архитектура и благоустройство, высокий уровень заработных плат и возможностей», «культурный»; Москва (18 %) в представлениях молодежи «развитый, перспективный город», «много возможностей для самореализации», «столица», «динамичный и современный»; Ярославль (11 %) — этот город «красивый, развитый и перспективный», «есть, где погулять, куда сходить и что посмотреть». Популярность таких ответов студенты объясняли тем, что в данных городах можно продвинуться по карьерной лестнице; там больше возможностей для развития; эти города «культурные» и «красивые», они благоустроены, в них созданы комфортные условия для жизни населения; присутствует разнообразие мест для активного и культурного отдыха.
В целом можно заключить, что неудовлетворенность условиями места проживания в своем родном городе негативно влияет на миграционные настроения студенческой молодежи: после окончания вуза молодые люди могут принять решение уехать в другие города, где, по пх мнению, более комфортная среда для жизни и работы.
Ватикан Калуга ТоРон1°
Как отмечалось во вступительной части настоящего исследования, особое значение для формирования комфортной городской среды приобретает вовлечение молодого поколения в этот процесс. Необходимо, чтобы население, в том числе п молодежь, были включены в совместное обсуждение и решение городских проблем, проектирование и контроль реализации городских проектов. По данным проведенного опроса, лишь 6 % студенческой молодежи полагают, что они никак не включены в развитие Вологды (рис. 3.), и, напротив, 39 % опрошенных считают, что молодежь играет активную роль. Однако почти половина респондентов (46 %) полагает, что роль молодежи подчинена воле взрослых и ее участие в городских процессах скорее вторичное («добровольно-принудительное»).
Анализируя социологические данные, следует заключить, что большая часть респондентов (51 %) склоняются к тому, что в городе недостаточно условий для самореализации молодежи. Из них одна десятая часть опрошенных (11 %)
Таллин Алушта Ростов Новороссийск Одесса Уфа Нью-Йорк Сингапур Барселона
Белозерск
Венеция
Улан-Удэ Череповец Белгород Амстердам
Хельсинки
Вологда
Сочи Калининград
Новгород
¿-г Вельск
Анапа Севастополь ЯрОСЛЯВЛЬ Вильнюс 0сло
Санкт-Петербург
Москва
Казань Воронеж Геленджик
Вена Санкт Ставрополь Краснодар Буй
Петербург Сеул Копенгаген
Варшава . ^.
Кем ер Светлогорск Екатер1шбч'рг Астрахань
Владимир Южно-Сахалинск
Прага ., „
г Майкоп
Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 2. Облако ассоциаций с ответами на вопрос: «Приведите пример города, где бы Вы хотели жить. Напишите название города и одним словом охарактеризуйте свой выбор»
Никакой роли не играет
Только ту, которую ей позволяют
Играет активную роль
Затрудняюсь ответить
5,8
45,9
38,6
9,7
0 10 20
Составлено авторами по материалам исследования
30
40
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Какую роль, по Вашему мнению, играет в жизни и развитии города молодежь?»
однозначно дали отрицательный ответ — в городе недостаточно условий для того, чтобы современное поколение могло себя реализовать. 40 % студентов полагают, что в городе созданы условия для самореализации, из них лишь 7 % точно считают, что в Вологде достаточно для этого возможностей и площадок. В настоящее время самореализация — это одна из основных потребностей молодого поколения. Через познание и обучение новым инновационным технологиям, образовательным и просветительским процессам молодежь гораздо проще и комфортнее сможет пройти социализацию среди своих сверстников и в обществе в целом.
Большая часть молодых людей заявила о своей готовности принимать более активное участие в жизни и развитии Вологды (такой ответ выбрали 48 % респондентов). Причем такая позиция характерна для студенческой молодежи всех периодов обучения в вузе. Отрицательный ответ дали 21 % опрошенных, при этом значительная часть (30 %) затруднились с ответом, что составляет определенный потенциал для ее включенности в общественно-полезную деятельность, направленную на городское развитие в перспективе.
Таким образом, однозначно можно признать, что молодежь — это важнейшая социально-демографическая группа горожан, определяющая экономические и социальные перспективы развития и процветания города. В молодежной среде аккумулируется существенный нераскрытый потенциал и новаторские идеи по благоустройству городского пространства, комфортного для личностной и профессиональной самореализации молодых горожан, способствующие социокультурному развитию городов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного социологического исследования выявлены оценки студенческой молодежи условий городской среды для комфортной жизнедеятельности и самореализации, а также ее готовности к участию в развитии городского пространства. По мнению студенческой молодежи Вологды, основные проблемы, препятствующие созданию комфортной городской среды (максимально благоустроенной для жизнедеятельности горожан), носят как экономический характер (перспективы карьерного роста, уровень доходов), так и связаны с элементарным благоустройством публичных мест. При этом для молодежи идеальный город должен быть в первую очередь чистым, зеленым и современным. Несоответствие подобным стандартам заставляет студенчество после окончания учебы задумываться о переезде в другие города, где, по их мнению, больше возможностей для самореализации и развития. По результатам опроса выявлено, что большая часть опрошенных студентов однозначно хотела бы играть более активную роль в планировании и развитии городской среды Вологды, при этом половина молодых респондентов убеждена в том, что молодежь играет в развитии города только ту роль, которую им позволяют.
Для решения выявленных проблем представляется значимой организация диалога органов местного самоуправления и студенческой молодежи по вопросам городского развития. В Вологде действуют такие диалоговые площадки, и они показывают свою эффективность. Так, например, реализацией проектов в сфере формирования комфортной городской среды занимается созданная в 2020 г. некоммерческая организация Лаборатория городской среды. Инициатором ее образования выступили администрация города и активная молодежь. Основная цель — создание института развития городской среды как формы организации совместной деятельности органов управления, архитекторов, разработчиков и граждан Вологды по развитию и созданию общественных пространств. За 2021 г. Лабораторией было реализовано более 40 проектов, привлечено к участию в них более 1 000 молодых людей города [22]. В связи с эффективностью деятельности таких диалоговых площадок, организованных на принципах соучастия, расширение существующих и создание новых инструментов взаимодействия молодежи и органов власти представляется востребованным направлением. Необходимо проведение регулярных встреч администрации города с представителями молодежи для информирования о проектах по городскому благоустройству и для получения обратной связи.
Вместе с тем немаловажным направлением при решении вопросов формирования комфортной городской среды выступает создание условий для вовлечения именно студенческой молодежи в развитие городов через формирование гражданской активности и социальной проектной деятельности. Предполагается, что для реализации данного направления необходимо привлекать научное сообщество, лидеров общественного мнения, представителей молодежных организаций и других стейкхолдеров. Реализация обозначенных направлений позволит, не только вовлечь молодежь в развитие городов, но положительно скажется на их социализации в городской среде и саморазвитии.
Библиографический список
1. Глазычев В.Л. Город без границ. М.: Территория будущего; 2011. 398 с.
2. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Национальный проект «Жилье и городская среда». ht1ps://minstroyrf.govru/trades/natsionabye-proekty/natsionalnyy-proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda/ (дата обращения: 13.02.2023).
3. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды». https://minstroyrf.gov.ru/docs/50262/ (дата обращения: 13.02.2023).
4. Президент Российской Федерации. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. http:// kremlin.ru/events/president/news/68669 (дата обращения: 13.02.2023).
5. Агафонова А.Г. Реляционный подход в городских исследованиях. Журнал социологии и социальной антропологии. 2015;4 (81):96—106.
6. Пузанов А.С., Попов Р.А. Управление городскими агломерациями как ресурс экономического развития. Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2016;3:3-6.
7. Тарасов И.А. Создание городской среды: разногласия в множественном объекте. Городские исследования и практики. 2020;5(2):7-23. https://doi.org/10.17323/usp5220207-23
8. Ненько А.Е., Недосека Е.В. Ценности городской среды в дискурсе соседских онлайн-сообществ. Журнал социологии и социальной антропологии. 2022;1:217-251. https://doi.0rg/10.31119/jssa.2022.25.1.8
9. Богданова Л.П., Смирнов И.П. Социальная активность городских сообществ: опыт исследования на примере средних городов Тверской области. Экологияурбанизированных территорий. 2018;1:50-57.
10. Петрина О.А., Стадолин М.Е. Комфортная городская среда: тенденции и проблемы организации. Вестник университета. 2018;6:34-38. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-6-34-38
11. Смолева Е.О. Формирование практик участия граждан в развитии городской среды: хабитуализация или институционализация «сверху». Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021;5:244-260. https:// doi.org/10.15838/esc.2021.5.77.14
12. Бурдье П. Социология социального пространства. Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя; 2007. 288 с.
13. Попов Е.А. Городская среда как объект изучения в социологии. Социодинамика. 2019;9:20-24. https://doi. org/10.25136/2409-7144.2019.9.30465
14. Почтовая А.В. Современное состояние городской среды: основные понятия, проблемы и особенности управления. Вопросы экономики иуправления. 2017;4(11):3-7.
15. Заборова Е.Н. Городская среда как фактор развития человеческого капитала. Управленец. 2017; 6:65-70.
16. Стариков А.А. Качество жизни граждан и комфортная городская среда. Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2017; 3: 46-49.
17. Министерство регионального развития Российской Федерации. Приказ от 09.09.2013 г. №371 «Об утверждении методики оценки качества городской среды проживания». https://energy.midural.ru/images/Upload/2017/101/PR_ MINReg_09.09.2013_371.pdf (дата обращения: 13.02.2023).
18. Зубок Ю.А. Чупров В.И. Жизнедеятельность молодежи в изменяющейся реальности: противоречия саморегуляции. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020;6:215-231. https://doi.org/10.15838/esc.2020.6.72.13
19. Зубок Ю.А., Березутский Ю.В. Социальная активность молодежи: мировоззренческие основания саморегуляции. Власть иуправление на Востоке России. 2020;2(91):89-105. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2020-91-2-89-105
20. Певная М.В. Социальное участие молодежи в развитии городов: методологические идеи, методические подходы и опыт исследования конструктивных практик:: монография. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета; 2020. 244 с.
21. Кораблева Г.Б., Меренкова А.В. Социальное пространство современного города. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета; 2015. 252 с.
22. Администрация г. Вологды. Создание института развития городской среды в г. Вологде. https://vologda-portal.ru/oficial-naya_vologda/index.php?SECTI0N_ID=8999 (дата обращения: 13.02.2023).
References
1. Glazychev VL. City without borders [Gorod bezgranits]. M.: Territory of the Future [Territoriya budushchego]; 2011. (In Russian).
2. Ministry of Construction, Housing and Utilities of the Russian Federation. "Housing and urban environment" national project. https://minstroyrf.govm/trades/natsionalnye-proekty/natsionalnyy-proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda/ (accessed 13.02.2023). (In Russian).
BeemnuK ynmepcumema № 4, 2023
3. Ministry of Construction, Housing and Utilities of the Russian Federation. 'Formation of a comfortable urban environment" federal project. https://minstroyrf.gov.ru/docs/50262/ (accessed 13.02.2023). (In Russian).
4. The President of the Russian Federation. Plenary session of the St. Petersburg International Economic Forum. http://kremlin.ru/ events/president/news/68669 (accessed 13.02.2023).
5. Agafonova A.G. Relational approach in urban studies. The Journal of Sociology and Social Anthropology. 2015;4(81):96—106. (In Russian).
6. Puzanov A.S., Popov R.A. Management of municipal agglomerations as a resource of economic development. Municipal property: economics, law, management. 2016;3:3-6. (In Russian).
7. Tarasov I.A. Creating an urban environment: Controversies in multiple-object. Urban Studies and Practices. 2020;5(2):7-23. https://doi.org/10.17323/usp5220207-23 (in Russian).
8. Nenko A.E., Nedoseka E.V Urban environment values in discourse of online neighbouring communities. ZHURNAL SOTSIOLOGIII SOTSIALNOY ANTROPOLOGII (The Journal of Sociology and Soaal Anthropology). 2022;1:217-251. https://doi.0rg/10.31119/jssa.2022.25.1.8 (in Russian).
9. Bogdanova L.P., Smirnov I.P. Social activity of urban communities: a study on the example of medium-sized cities of Tver region. Ecology of urban areas. 2018;1:50-57. (In Russian).
10. Petrina O.A., Stadolin M.E. Comfortable urban environment: Trends and problems of the organization. Vestnik universiteta. 2018;6:34-38. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-6-34-38 (in Russian).
11. Smoleva E.O. Forming the practices of citizens' participation in the development of the urban environment: Habitualization or institutionalization from above. Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2021;5:244-260. https://doi.org/10.15838/ esc.2021.5.77.14 (in Russian).
12. Bourdieu P. Sociology of social space. Trans. from French; resp. ed. N.A. Shmatko. Moscow: Institute of Experimental Sociology. St. Petersburg: Aletheya; 2007. (In Russian).
13. Popov E.A. Urban environment as an object of sociological study. Sociodynamics. 2019;9:20-24. https://doi. org/10.25136/2409-7144.2019.9.30465 (in Russian).
14. Pochtovaya A.V. The current state of the urban environment: basic concepts, problems and features of management [Sovremennoe sostoyanie gorodskoi sredy: osnovnye ponyatiya, problemy i osobennosti upravleniya]. Issues of Economics and Management [Voprosy ekonomiki i upravleniya]. 2017;4(11):3-7. (In Russian).
15. Zaborova E.N. Urban environment as a factor in human capital development. Upravlenets / The manager. 2017;6:65-70. (In Russian).
16. Starikov A.A. Quality of life and comfortable urban environment. Akademicheskj vestnik UralniiproektRAASN. 2017;3:46-49. (In Russian).
17. Ministry of Regional Development of the Russian Federation. Order No. 371 dated 9 September 2013 "On approval of the methodology for assessing the quality of the urban living environment". https://energy.midural.ru/images/Up-load/2017/101/PR_MINReg_09.09.2013_371.pdf (accessed 13.02.2023). (In Russian).
18. Zubok Yu.A. Chuprov VI. Youth's activity in changing reality: self-regulation contradictions. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2020;6:215-231. https://doi.org/10.15838/esc.2020.6.72.13 (in Russian).
19. Zubok Yu.A., Berezutsky Yu.V Social activity of youth: ideological foundations of self-regulations. Power and administration in the East of Russia. 2020;2(91):89-105. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2020-91-2-89-105 (in Russian).
20. Pevnaya M.V Socialparticipation of youth in the development of cities: methodological ideas, methodological approaches and experience in the study of constructive practices: monograph [Sotsial'noe uchastie molode%hi v ra%vitii gorodov: metodologicheskie idei, metodicheskie podkhody i opytissledovaniya konstruktivnykhpraktik: monografia]. Yekaterinburg: Ural university Publ. House; 2020. (In Russian).
21. Korableva G.B., Merenkova A.V Social space of the modern city [Sotsial'noe prostranstvo sovremennogo goroda]. Yekaterinburg: Ural university Publ. House; 2015. (In Russian).
22. Vologda city administration. Creation of an institute for the development of the urban environment in the city of Vologda. https://vo-logda-portal.ru/oficialnaya_vologda/index.php?SECTI0N_ID=8999 (accessed 13.02.2023). (In Russian).