Научная статья на тему 'ШКОЛЬНИКИ И СТУДЕНТЫ В УЧАСТВУЮЩЕМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ: ОПЫТ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ'

ШКОЛЬНИКИ И СТУДЕНТЫ В УЧАСТВУЮЩЕМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ: ОПЫТ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТВУЮЩЕЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ПРОЕКТЫ / ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андриянова Татьяна Владимировна

Статья посвящена актуальной для современной урбанистики теме участвующего проектирования городской среды с точки зрения школьников и молодежи. В качестве методологической базы выступают идеи зарубежных и отечественных авторов в области городской социологии, архитектуры городских пространств и комплексных исследований детства (Р. Парк, В. Глазычев, А. Филипова, Р. Харт и другие). Эмпирическая база включает в себя результаты авторского исследования, проведенного среди школьников и студентов г. Курска в ноябре 2020 г., с применением качественных методик. В круг обсуждаемых вопросов входили основные инициативы властных структур Курской области в сфере формирования комфортной городской среды. Оценка степени участия детей и молодежи в их реализации формировалась на основе мнений, высказанных в ходе фокус-группы, неформализованного интервью и т. д. Наибольший резонанс вызвали проекты, связанные с социокультурной и экологической составляющей, брендированием и граффити. Подавляющее число участников исследования выразило желание и готовность участвовать в проектировании городской среды: школьники и студенты могут это сделать в рамках существующих законодательных норм. Также были выделены барьеры, которые встречаются в практике реализации проектов и предложены меры для их устранения. Результаты исследования позволяют сделать вывод о целесообразности и легитимности участия детей и молодежи в обсуждении и реализации проектов благоустройства городской среды, а также просветительском потенциале этой деятельности в рамках профориентационной и учебной работы на базе университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL AND UNIVERSITY STUDENTS IN PARTICIPATORY DESIGN OF THE URBAN ENVIRONMENT: EXPERIENCE OF THE KURSK REGION

Th article focuses on participatory design of the urban environment - a topic that is currently highly relevant to urban studies - from the point of view of schoolchildren and youth. Th methodological foundation of the study included the ideas of foreign and Russian authors in the field of urban sociology, the architecture of urban spaces and comprehensive childhood studies (R. Park, V. Glazychev, A. Filipova, R. Hart and others). To gather research data, a study was conducted among Kursk school and university students in November 2020, using qualitative methods. The conversations focused on the main initiatives of the Kursk region government in the area of creating a comfortable urban environment. The level of participation of children and young people in the implementation of these initiatives was assessed based on their opinions expressed during the focus group, informal interviews, etc. Projects related to society, culture, environment, branding and graffiti had the greatest resonance. An overwhelming number of study participants expressed a desire and willingness to participate in the design of the urban environment. School and university students can do so within the framework of existing legislation. Barriers to initiative implementation and potential measures to overcome those were also identified. The results of the study support the feasibility and legitimacy of involving children and young people in the discussion and implementation of urban improvement projects, as well as the educational potential of these activities in the framework of university career guidance and education.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНИКИ И СТУДЕНТЫ В УЧАСТВУЮЩЕМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ: ОПЫТ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

Комплексные исследования детства, 2021, т. 3, № 4 Comprehensive Child Studies, 2021, vol. 3, no. 4 _www.kid-journal.ru

'Щ) Check for updates Статьи

УДК 04.316:303; 316:001.8 https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-4-317-328

Школьники и студенты в участвующем проектировании городской среды: опыт Курской области

Т. В. Андриянова01

1 Курский государственный университет, 305000, г. Курск, ул. Радищева, д. 33

Аннотация. Статья посвящена актуальной для современной урбанистики теме участвующего проектирования городской среды с точки зрения школьников и молодежи. В качестве методологической базы выступают идеи зарубежных и отечественных авторов в области городской социологии, архитектуры городских пространств и комплексных исследований детства (Р. Парк, В. Глазычев, А. Филипова, Р. Харт и другие). Эмпирическая база включает в себя результаты авторского исследования, проведенного среди школьников и студентов г. Курска в ноябре 2020 г., с применением качественных методик. В круг обсуждаемых вопросов входили основные инициативы властных структур Курской области в сфере формирования комфортной городской среды. Оценка степени участия детей и молодежи в их реализации формировалась на основе мнений, высказанных в ходе фокус-группы, неформализованного интервью и т. д. Наибольший резонанс вызвали проекты, связанные с социокультурной и экологической составляющей, брендированием и граффити. Подавляющее число участников исследования выразило желание и готовность участвовать в проектировании городской среды: школьники и студенты могут это сделать в рамках существующих законодательных норм. Также были выделены барьеры, которые встречаются в практике реализации проектов и предложены меры для их устранения. Результаты исследования позволяют сделать вывод о целесообразности и легитимности участия детей и молодежи в обсуждении и реализации проектов благоустройства городской среды, а также просветительском потенциале этой деятельности в рамках профориентационной и учебной работы на базе университета.

Ключевые слова: участвующее проектирование, городская среда, проекты, школьники, студенты, регион.

Сведения об авторе

Татьяна Владимировна Андриянова, SPIN-код: 2471-0398, ORCID: 0000-0002-3632-9778, e-mail: аг^пуапоуа.^^атаЦ.сош

Для цитирования:

Андриянова, Т. В. (2021) Школьники и студенты в участвующем проектировании городской среды: опыт Курской области. Комплексные исследования детства, т. 3, № 4, с. 317-328.

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-4-317-328

Получена 15 сентября 2021; прошла рецензирование 24 сентября 2021; принята 27 сентября 2021. Финансирование: Исследование выполнено без финансовой поддержки.

Права: © Т. В. Андриянова (2021). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

School and university students in participatory design of the urban environment: Experience of the Kursk region

T. V. Andriyanova™ 1 Kursk State University, 33 Radishchev Str., Kursk 305000, Russia

Author

Tatyana V. Andriyanova, SPIN-Kog: 2471-0398, ORCID: 0000-0002-3632-9778, e-mail: [email protected] For citation: Andriyanova, T. V. (2021) School and university students in participatory design of the urban environment: Experience of the Kursk region. Comprehensive Child Studies, vol. 3, no. 4, pp. 317-328. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-4-317-328 Received 15 September 2021; reviewed 24 September 2021; accepted 27 September 2021.

Funding: The study was carried out without the financial support.

Copyright: © T. V. Andriyanova (2021). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Abstract. The article focuses on participatory design of the urban environment— a topic that is currently highly relevant to urban studies—from the point of view of schoolchildren and youth. The methodological foundation of the study included the ideas of foreign and Russian authors in the field of urban sociology, the architecture of urban spaces and comprehensive childhood studies (R. Park, V. Glazychev, A. Filipova, R. Hart and others). To gather research data, a study was conducted among Kursk school and university students in November 2020, using qualitative methods. The conversations focused on the main initiatives of the Kursk region government in the area of creating a comfortable urban environment. The level of participation of children and young people in the implementation of these initiatives was assessed based on their opinions expressed during the focus group, informal interviews, etc. Projects related to society, culture, environment, branding and graffiti had the greatest resonance. An overwhelming number of study participants expressed a desire and willingness to participate in the design of the urban environment. School and university students can do so within the framework of existing legislation. Barriers to initiative implementation and potential measures to overcome those were also identified. The results of the study support the feasibility and legitimacy of involving children and young people in the discussion and implementation of urban improvement projects, as well as the educational potential of these activities in the framework of university career guidance and education.

Keywords: participatory design, urban environment, projects, school students, university students, region.

Введение

По данным Росстата, в 2019 г. 75% населения нашей страны составляли жители больших и малых городов (Россия в цифрах 2020, 75), причем дети и молодежь от 0 до 29 лет представляли его треть (32,4%) (Россия в цифрах 2020, 76). Учет интересов этой категории при проектировании городской среды представляется исследователям важным и необходимым, более того, английский социолог Дж. Урри предлагал учитывать интересы и еще не родившихся поколений (Урри 2012). Но в российской практике эта мысль пока приживается с трудом, в силу чрезвычайной формализованности правил городского строительства и благоустройства. В качестве выхода можно предложить участие детей и молодежи в обсуждении таких проектов и их реализации в рамках существующих норм законодательства. В Курской области отмечаются некоторые позитивные сдвиги в привлечении широкого круга общественности в целом и молодежи, в частности, к грамотному решению проблем городского пространства, но дети пока исключены из этой деятельности, что, на наш

взгляд, требует пересмотра. Граждане Российской Федерации в 14 лет получают удостоверение личности — паспорт, могут начинать работать и вступать в брак c 16 лет в случаях, оговоренных в законе, поэтому их участие в важных вопросах формирования комфортной городской среды представляется легитимным.

Методологическая база исследования

Методологическую базу исследования составляют классические работы представителей чикагской школы городской социологии (Park 1952; Park, Burgess 1992; Wirth 1938), отечественной урбанистики (Глазычев 1986; 1995) и комплексных исследований детства (Филипова 2017; Matthews 2010; Hart 1992; Berggen 1997; Baraldi 2003).

Описание эмпирической базы

В качестве эмпирической базы исследования использованы материалы авторского исследования «Город и молодежь: исследование повседневных социальных практик», выполненного в ноябре 2020 г. в ходе реализации

комплекса профориентационных мероприятий «Каникулы в Курском государственном университете» (далее КГУ) и подготовки к участию в круглом столе «Дети в городе: качество жизни и география мобильности» на базе МГУ имени М. В. Ломоносова. Методы исследования — фокус-группа с участием обучающихся средних общеобразовательных школ г. Курска и студентов КГУ; анализ эссе студентов КГУ по заявленной теме; неформализованные интервью с молодежью г. Курска; мониторинг обсуждения проектов благоустройства г. Курска в социальных сетях. Выборка формировалась по принципу «снежного кома» среди студентов КГУ и обучающихся средней общеобразовательной школы № 58 имени генерал-майора М. В. Овсянникова г. Курска (Ы = 30). Средний возраст информантов — 18 лет.

Молодежь в участвующем проектировании городской среды

В обсуждении форм и степени активности участия школьников и студенческой молодежи г. Курска в проектировании городской среды были высказаны разные точки зрения, но в целом все участники сошлись во мнении, что современный город требует приложения сил всех категорий граждан. В частности, практически сразу же была озвучена перспектива участия молодежи в мероприятиях некоммерческого фонда «Городские проекты», который действует по всей стране. Его создатели и активисты Илья Варламов, Максим Кац в рамках телеграмм-канала и общего чата обсуждают новые актуальные проекты формирования комфортной городской среды. В Курске отделение этого фонда пока не действует, но ведется работа по его официальной регистрации: выбирается председатель, разрабатываются уставные документы, собираются активисты. В случае официального признания идеи и решения «Городских проектов» смогут иметь какую-то реальную силу и успешно реализовы-ваться. Сам Варламов побывал в Курске 2 ноября 2019 г., успев в ходе путешествия по городу встретиться с губернатором Курской области Р. В. Старовойтом и мэром г. Курска В. Н. Кара-мышевым (Илья Варламов в Курске: итоги визита 2019). Свой отзыв о посещении нашего города он назвал «Выжить среди торговых центров», тем самым отразив общую проблему большинства российских городов: обилие торговых центров и малое количество пешеходных маршрутов для горожан (Варламов 2019).

Антон, 21 год: «Я предлагаю молодежи участвовать в объединениях "Городских проектов', подписаться на телеграмм-канал, вступить в общий чат. Там выкладывают тематику для обсуждения, для Курска это дорожки для велосипедистов. Сначала были лекции об общих принципах устройства таких дорожек, теперь составили коллективное письмо в Администрацию г. Курска. В Москве, конечно, этот фонд более влиятельный: многие скверы, парки были созданы по его инициативе, и исторические здания отреставрированы тоже. Формы участия молодежи могут быть разными, в том числе участие в работе общественных некоммерческих организаций на стадии обсуждения инициатив, разработки идей новых проектов, но есть определенные проблемы с реализацией идей. Я сам собирался на протяжении лета проложить велосипедный маршрут по г. Курску и фотографировать те места, где трудно проезжать велосипедисту. Идея перемещения — главная, поэтому реализация проекта доступных маршрутов для велосипедистов может потом перерасти и в разработку маршрутов для перемещения людей с ОВЗ (колясочников, например): отсутствие бордюров, съездов и т. д.».

Молодежь отмечала и барьеры, которые мешают реализации проектов в городской среде. Одна из главных — «непрозрачность» отбора тех или иных решений, в частности Центром компетенции развития городской среды Курской области1. Но и проведение конкурса в данном случае может быть бесполезным. Екатерина, 20 лет: «Например, граффити с портретом академика Валерия Легасова, Героя России, ликвидатора аварии в Чернобыле, выполнено по конкурсу, грамотно и идея хорошая, но место выбрано неудачно, так как это стена между домами и там особенно не видно портрета». Отметим, что дом, на который нанесено граффити, выбран не случайно, здесь семья Легасовых проживала с 1939 по 1949 гг. (рис. 1).

Студенты и школьники также отметили, что и другие идеи по благоустройству города воспринимаются населением не всегда позитивно. Ирина, 19 лет: «Существует диссонанс между самими идеями и их воплощением. С одной стороны, предлагалось убрать с улиц города "информационный шум', с другой — он добавляется с помощью реализации несогласованных проектов».

1 Автономная некоммерческая организация «Центр компетенции развития городской среды Курской области»; учредитель — комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области, основной вид деятельности — деятельность в области архитектуры. Официальный сайт отсутствует.

Рис. 1. Граффити с портретом В. Легасова, г. Курск, ул. Радищева, 65 (Источник: https://smartik.ru/kursk/post/121284790)

Fig. 1. Graffiti with a portrait of V. Legasov, 65 Radishcheva Str., Kursk (URL: https://smartik.ru/kursk/post/121284790)

Среди других форм участия в проектировании городской среды молодежь отметила социокультурную составляющую этого процесса. Так, студенты-социологи предложили свой вклад в виде проекта, связанного с популяризацией достопримечательностей г. Курска для гостей и туристов. В рамках учебных курсов эта тема уже разрабатывалась, были подготовлены специальные презентации с разными интересными объектами и информацией о них.

Дарья, 22 года: «В жизни нередко так происходило, что мы не знали, куда отвезти и что показать нашим гостям из других регионов, потому что не обладали соответствующей информацией. Приходится самим смотреть в интернете, где есть только общие сведения об отдельных объектах, а полной интересной информации нет нигде или ее нужно специально собирать. Нужна целая карта достопримечательностей Курска и области, каждый объект можно снабдить QR-кодом с интересными фактами и историями, чтобы все было на современном уровне. Как основной объект для региона я бы выбрала православный монастырь "Коренная пустынь", а для г. Курска — Триумфальную арку на северном въезде в город. Об остальных проектах я не очень осведомлена, хотя, когда гуляю по городу, то вижу позитивные

изменения: много зданий реставрируется, нет рекламы. Внешний вид города заметно улучшился за последнее время, и я могла бы в этом тоже принять участие». Необходимо отметить, что проекты в рамках айдентики находят постепенно свое воплощение в нашем крае: в конце 2020 г. была установлена первая из пяти въездных стел на границе с Орловской областью, разработанная по заданию губернатора (рис. 2).

Ожидаемо на нее вынесен основной символ Курского края — соловей, изображение которого, при всей узнаваемости, все же вызвало немало нареканий со стороны жителей города (Данекин 2020). По задумке авторов проекта, въезжающие в Курскую область могут ознакомиться с ее основным брендом, отдохнуть и сфотографироваться на память (Прохоров 2020). О размещении на этих или других объектах айдентики QR-кодов информации пока нет.

Социокультурный аспект городских проектов нашел для молодежи и вполне конкретное воплощение: несколько участников фокус-группы заявили, что они занимаются визуальными инсталляциями пустых городских пространств. Валерия, 20 лет: «Сейчас я занимаюсь реализацией одной из таких инициатив в Железнодорожном районе г. Курска. Под руководством местного дизайнера мы расписываем стены

Рис. 2. Въездная стела г. Курска, декабрь 2020 г. (Источник: http://www.dddkursk.ru/lenta/2020/12/13/068147)

Fig. 2. Entrance stele of Kursk, December 2020 (URL: http://www.dddkursk.ru/lenta/2020/12/13/068147)

здания, которое она планирует сделать офисом для своей работы. Там будет творческая мастерская и фотостудия».

Мнения школьников об участвующем проектировании можно обобщить идеей мобильности и движения, например, они охотно занялись бы благоустройством спортивных площадок на придомовых территориях. Василий, 14 лет: «Нужно организовывать больше спортивных площадок, так как не в каждой части города они есть, а спортом люди хотят заниматься везде и всегда. Я сам готов принять активное участие в организации спортивных площадок, потому что занимаюсь спортом на открытом воздухе. А еще я считаю, что нужно реставрировать старые здания и освобождать пространства от рекламы».

Отношение молодежи к введению дизайн-кода

Как было отмечено выше, инициатором подавляющего числа проектов по формированию комфортной городской среды выступает Центр компетенции развития городской среды Курской области, в обязанности которого входит, в частности, разработка дизайн-кода для зданий и сооружений г. Курска. Ход реализации этого и других региональных проектов, а также их обсуждение автор уже предлагал в ряде собственных публикаций (Андриянова 2018; 2019; 2020; Апёпуапоуа, ЮгпоБОуа, Starodubtseva 2018), поэтому было интересно выяснить мнение школьников и студентов по данному поводу. В целом оно сложилось как позитивное и творческое, то есть молодежь не только говорила

о самих проектах, но и попутно отмечала, что еще можно туда добавить или убрать.

О дизайн-коде, внедренном в нашем городе с 2019 г., сначала на пилотных улицах в культурно-исторической, видовой и периферийной частях Курска, а в перспективе, в целом, во всем городе, участники фокус-группы высказались противоречиво (рис. 3).

Валерия, 21 год: «На самом деле существует множество проектов для улучшения качества городской среды, но или мы о них не знаем (проблема информационно-коммуникационная) или не интересуемся этим вопросом (абсентеизм). Очень радует преображение нашего города, особенно введение дизайн-кода и ликвидация лишних вывесок и баннеров со зданий в центре города и других его районах. Меня этот вопрос давно волновал, так как я много путешествую и при знакомстве с разными городами удивлялась, как много хорошего для горожан там уже сделано. Например, в Москве или Санкт-Петербурге все в симбиозе, а у нас долго не было изменений в городской среде, и это очень огорчало».

Виктория, 15 лет: «Я поддерживаю эту точку зрения и хотела бы наблюдать за всеми изменениями в городской среде с дистанции. Дизайн-код и его внедрение вызывает у меня позитивные эмоции, он достаточно емко и точно отражает идею минимализма в городской среде».

Давид, 20 лет: «Я не очень осведомлен о тех проектах, которые реализуются в Курске, и принимать участие в них не хочу и не собираюсь, так как считаю, что это дело профессионалов. К идее введения дизайн-кода я отношусь как

Рис. 3. Здание на ул. Ленина г. Курска, оформленное в соответствии с дизайн-кодом (Архив газеты «Городские известия», Источник: https://gi-kursk.ru/news/new/23532/7sphrase id=732)

Fig. 3. Building on the Lenin Str., Kursk, decorated in accordance with the design code (Archive of the "Gorodskiye izvestiya" newspaper, URL: https://gi-kursk.ru/news/new/23532/7sphrase id=732)

к унификации городского пространства, то есть она не должна принимать тоталитарные формы. Где-то можно отступить от жесткого образца для того, чтобы сохранить своеобразие зданий и форм, но это сугубо моя личная позиция как непрофессионала в этом деле. Если убрать все информационные таблички со зданий, как планируется, то трудно будет даже с навигатором найти нужную фирму или магазин. Табличку я вижу издалека и по ней ориентируюсь, главное — их количество и качество оформления. Когда их много и все хаотично расположено — это, конечно, плохо».

Как видно из высказываний школьников и студентов в ходе фокус-группы, не всех устраивает отсутствие ярких, заметных вывесок, а многих, в целом, возмущает однообразие и отсутствие индивидуальности. Как объяснила суть введения дизайн-кода советник губернатора Курской области А. С. Коновалова: «Предпринимателям важно понимать, что с каждым годом "кричащие" вывески уходят в прошлое, где не было Интернета, БММ и поисковиков. В наши дни всё больше потребителей тем или иным образом "таргетированы" на определенные покупки и никакая вывеска не привлечет их внимание» (Кельина 2020).

Отметим, что дизайн-код является обязательным компонентом национального проекта «Жилье и городская среда» и одним из критериев Индекса качества городской среды по уровню внешнего оформления городского пространства (Национальный проект «Жилье

и городская среда» 2018; Распоряжение Правительства РФ № 510-р... 2019; Распоряжение Правительства РФ № 2625-р... 2019). В Курске введение дизайн-кода проходило с участием большого количества общественников из числа предпринимателей региона, интересы которых, собственно, и затрагивает этот проект в формате «мирового кафе». Возрастную группу инициаторов и участников проекта можно смело отнести к молодежи, но кластер студенчества и тем более школьников не был задействован в обсуждении, что, на наш взгляд, является упущением.

Отношение молодежи к проектам в стиле граффити в городской среде

Еще одним перспективным направлением в оформлении городского пространства стало нанесение граффити с различной тематикой, и молодежь активно высказывалась об этом в ходе фокус-группы. Автором большинства городских граффити стал молодой художник, выпускник КГУ Сергей Гребеньков в сотрудничестве со студентами вуза.

Одним из первых ими был реализован проект «Курский орнамент» по инициативе Центра компетенции развития городской среды. Суть проекта заключалась в художественном оформлении пустующих стен в новых районах с плотной жилой застройкой (например, проспекты В. Клыкова и А. Дериглазова). Источниками «Курского орнамента» стали традиционные рушники, рубахи, сарафаны Суджанского,

Большесолдатского и Рыльского районов Курской области. Всего было нанесено 12 граффити в традиционной красно-черной гамме на отдельно стоящих постройках после согласования выбранных орнаментов с краеведами, управляющими компаниями и подготовки соответствующих материалов. Школьники и студенты, участвующие в фокус-группе, заранее ознакомились с этими объектами и дали им свою оценку вкупе с ответами на вопрос «Нужны ли к таким граффити QR-коды с поясняющей информацией или просто текстовый материал?».

Анна, 21 год: «Очень чувствуется сейчас активизация общественных и молодежных движений по благоустройству территорий г. Курска. Мне близка идея проекта "Курский орнамент', потому что я все время вижу во дворах скучные серые стены вспомогательных построек, которые требуют каких-то красок. Лицо города становится красивым и воспитывает культуру горожан. Размещение информации рядом с орнаментом считаю излишним, мне кажется, достаточно только визуального ряда».

Алина, 19 лет: «Мне наоборот не очень нравится идея с курскими орнаментами на улице, так как не очень понятно, что именно авторы хотели сказать. Лучше и уместнее было бы размещение на таких пространствах портретов известных людей Курской области (писатели, поэты, художники и т. д.) с подписью того, кто изображен. Дополнительно можно еще сделать QR-коды, куда поместить биографию и другие интересные факты. Реализовать такие идеи должна именно молодежь, так как она на этом учится, узнает много нового, реализует себя в творчестве».

Ольга, 14 лет: «Курский орнамент — это проект, требующий информационного наполнения, так как мне интересно почитать что-то еще».

Как видим, точки зрения молодежи по поводу размещения информации к граффити не совпали, поскольку многие воспринимают его как чисто визуальную композицию, не требующую пояснений, а некоторые предлагают добавить функциональности и сделать обучающим объектом (рис. 4.1, 4.2.).

Рис. 4.1. Здания и сооружения с выполненными

граффити проекта «Курский орнамент» (Источник: https://kpravda.ru/2020/08/17/kurskii-ornament-poyavilsya)

Fig. 4.1. Buildings and structures with graffiti of the Kursk Ornament project (URL: https://kpravda. ru/2020/08/17/kurskii-ornament-poyavilsya)

Рис. 4.2. Здания и сооружения с выполненными

граффити проекта «Курский орнамент» (Источник: https://kpravda.ru/2020/08/17/kurskii-ornament-p oyavil sya)

Fig. 4.2. Buildings and structures with graffiti of the Kursk Ornament project (URL: https://kpravda. ru/2020/08/17/kurskii-ornament-poyavilsya)

Если проект «Курский орнамент» в целом был встречен общественностью положительно и никаких посягательств на целостность не претерпел, другим подобным проектам в городе Курске повезло меньше. Так, в ноябре 2020 г. на одну из стен улицы Ленина Сергей Гребень-ков с другими курскими художниками нанес изображения Виктора Цоя, Александра Солженицына, Иосифа Бродского, Юрия Гагарина и Сергея Бодрова-младшего и надпись «Счастье не закрасить» (рис. 5).

Выбор портретов и надписи был обусловлен тем, что «за последний год в России были закрашены граффити с изображениями этих людей в Петербурге, Москве, Твери. Дом, на который уже наносят 5 портретов, также был выбран не просто так. На нем регулярно появлялись различные надписи, которые приходилось закрашивать. Уверены, что теперь "счастье" никто не закрасит, а диалог с уличными художниками будет построен» (В Курске на ул. Ленина рисуют портреты...2020). И если диалог с художниками действительно удалось наладить, то с самими персонами на портретах согласились далеко не все. «Камнем преткновения» стал портрет Солженицына: уже во время нанесения

в соцсетях начали появляться негативные отзывы с призывами убрать его с граффити, и дальше становилось только хуже, его регулярно стали портить вандалы (Мишкина 2021). Пытаясь выяснить, почему именно фигура писателя вызвала такую резкую реакцию, мы попросили школьников и студентов ответить на этот вопрос. Часть из них затруднилась ответить на этот вопрос, а другие высказали наиболее распространенную точку зрения: «пребывание за границей не лучшим образом сказалось на его имидже в глазах общественности».

Одним из самых «свежих» проектов этого вида является появление граффити с портретами курских писателей и поэтов Евгения Носова, Константина Воробьева, Афанасия Фета и Николая Асеева на здании Литературного музея в июне 2021 г. Его автор — С. Гребеньков отметил, что в создании портретов принимали участие дети: «Граффити создавали на протяжении четырех дней — в день по портрету. Рисовали по фотографиям, газетным материалам. Надпись "Почитай родное" помогала рисовать старшая дочь Лиза. По трафарету вырезала буквы. Старались всей семьей». К нему присоединилась и просветительская составляющая

Рис. 5. Граффити с портретами В. Цоя, А. Солженицына, И. Бродского, Ю. Гагарина и С. Бодрова-младшего на ул. Ленина (Источник: https://kurskcity.ru/news/citynews/162072)

Fig. 5. Graffiti with portraits of V. Tsoi, A. Solzhenitsyn, I. Brodsky, Yu. Gagarin and S. Bodrov Jr. on Lenin Str.

(URL: https://kurskcity.ru/news/citynews/162072 )

в виде флешмоба: «Фотографируйтесь на фоне граффити, выкладывайте свои фотографии и рассказывайте о любимых литературных произведениях по хэштегу #почитайродное #кур-скийлитературныймузей» (В Курске презентовали граффити. 2021) (рис. 6).

Участие молодежи в проектах по озеленению городской среды

Подавляющее большинство участников нашего исследования и из числа школьников, и из числа студентов заявили, что хотели бы принимать участие в проектах по уборке мусора на улицах города и их озеленению. Некоторые уже имеют опыт такого участия.

Ирина, 13 лет: «Я хотела бы стать участником экологических проектов по озеленению Курска. Ресурсами в данном случае выступают средства городского бюджета, некоммерческих фондов и, конечно, сама молодежь, которая будет реа-лизовывать эту идею (убирать территорию, сажать зеленые насаждения, ухаживать и т. д.)».

Но в ходе более подробного обсуждения стало понятно, какие барьеры могут возникнуть на этом пути, например, непонимание таких инициатив со стороны населения, что выражается в желании «пересадить» цветы и другие саженцы к себе в сады и дачи. Только за последнее время: украдены 44 голубые ели из 72 по-

саженных на следующую же ночь с проспекта Дружбы в сентябре 2020 г., а на улице Станционной в мае 2021 г. также быстро выкопали 30 саженцев сакуры. И совсем вопиющий случай произошел в г. Щигры Курской области, где разобрали по личным хозяйствам зеленые насаждения из сквера, посаженного в честь 75-летия Победы. Тем не менее, школьники и студенты выразили надежду, что по мере увеличения количества таких проектов население начнет понимать их значимость и активно поддерживать.

Выводы

В ходе исследования было показано, что активное участие школьников и студентов в проектировании комфортной городской среды может стать современным трендом развития городских территорий России. Мнения молодежи, выявленные с помощью различных качественных методик, дают основание для дальнейшего исследования данного вопроса на уровне региона.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

""читай родное

Рис. 6. Граффити с портретами курских писателей и поэтов на здании Литературного музея на ул. Садовой (ГТРК «Курск", Источник: https://gtrkkursk.ru/news/15131-kurske-prizentovali-graffiti-zdanii-literaturnogo-muzeya)

URL: https://gtrkkursk.ru/news/15131-kurske-prizentovali-graffiti-zdanii-literaturnogo-muzeya) Комплексные исследования детства, 2021, т. 3, № 4

Conflict of Interest

The author declares that there is no conflict of interest, either existing or potential.

Соответствие принципам этики

Автор сообщает, что при проведении исследования соблюдены этические принципы,

предусмотренные для исследований с участием людей.

Ethics Approval

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The authors state that all ethical principles relevant to research that includes human subjects have been duly followed.

Источники

Варламов, И. (2019) Курск: выжить среди торговых центров. 1 декабря. [Электронный ресурс]. URL: https://varlamov.ru/3691062.html (дата обращения 09.08.2021).

В Курске на ул. Ленина рисуют портреты Цоя, Солженицына, Бодрова, Бродского и Гагарина. (2020) Курское Интернет Телевидение, 23 ноября. [Электронный ресурс]. URL: https://46tv.ru/ odnoj-strokoj/v-kurske/140616-v-kurske-na-ulice-lenina-pojavilis-portrety-coja-solzhenicyna-bodrova-brodskogo-i-gagarina.html (дата обращения 09.08.2021).

В Курске презентовали граффити на здании литературного музея. (2021) Вести Курск, 25 июня. [Электронный ресурс]. URL: https://gtrkkursk.ru/news/15131-kurske-prizentovali-graffiti-zdanii-literaturnogo-muzeya (дата обращения 09.08.2021).

Данекин, С. (2020) На въезде в Курскую область установили первую из пяти стел с соловьем. Курское Интернет Телевидение, 14 декабря. [Электронный ресурс]. URL: https://46tv.ru/novosti/obschestvo/141686-na-vezde-v-kurskuiu-oblast-ustanovili-pervuiu-iz-pjati-stel-s-solovem.html (дата обращения 09.08.2021).

Илья Варламов в Курске: итоги визита. (2019) Курск. Региональное информационное агентство. [Электронный ресурс]. URL: http s://riakursk .ru/ilya-varlamov-v-kurske-ito gi-vizita/ (дата обращения 09.08.2021).

Кельина, Ю. (2020) Советник курского Губернатора: «Я за встряску ради комфортного города». ABIREG. RU, 28 апреля. [Электронный ресурс]. URL: https://abireg.ru/newsitem/81422/ (дата обращения 10.08.2021).

Мишкина, З. (2021) В Курске автор испорченного вандалами портрета Солженицына рассказал, как его исправить. Курские известия, 7 января. [Электронный ресурс]. URL: https://kursk-izvestia.ru/news/165439/ (дата обращения 09.08.2021).

Национальный проект «Жилье и городская среда». (2018). Минстрой России. [Электронный ресурс]. URL: https://minstroyrf.gov.ru/trades/natsionalnye-proekty/natsionalnyy-proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda/ (дата обращения 10.08.2021)

Прохоров, И. (2020) В Курской области появилась новая въездная стела с соловьем. Друг для друга. Online, 13 декабря. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dddkursk.ru/lenta/2020/12/13/068147/ (дата обращения 09.08.2021).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 г. № 510-р «Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72104984/ (дата обращения 10.08.2021).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2019 г. № 2625-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 23.03.2019 № 510-р». [Электронный ресурс]. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/72873072/ (дата обращения 10.08.2021).

Литература

Андриянова, Т. В. (2018) Историческая память студенческой молодежи региона и проблема ее фальсификации. Историческая и социально-образовательная мысль, т. 10, № 5/2, с. 13-21. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-5/2-13-21

Андриянова, Т. В. (2019) Демографический фактор управленческих решений как основа социокультурного развития региона. В кн.: А. И. Антонов (ред.). Социальная динамика населения и устойчивое развитие: сборник тезисов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М.: МАКС Пресс, с. 18-21.

Андриянова, Т. В. (2020) Технологии локации культуры и культуры локации в управленческих практиках городских поселений. В кн.: Т. И. Грабельных (ред.). Пространства социальной напряженности и стратегические консенсусные взаимодействия в XXI веке: сборник научных трудов. Иркутск: Издательство ИГУ, с. 54-58.

Глазычев, В. Л. (1986) Язык и метод социального проектирования. В кн.: Д. Б. Дондурей (ред.). Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. М.: НИИ Культуры, с. 115-128.

Глазычев, В. Л. (ред.). (1995) Городская среда. Технология развития: Настольная книга. М.: Ладья, 240 с. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник (2020). M.: [б. и.], 550 с.

Урри, Дж. (2012) Мобильности. М.: Праксис, 576 с.

Филипова, А. Г. (2017) Методология и методы в социологических исследованиях детства. Социологические

исследования, № 11 (403), с. 173-174. Andriyanova, T. V., Kirnosova, E. N., Starodubtseva, I. F. (2018) Organizations of regional culture in assessments of quality of services. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, vol. 35, pp. 35-42 https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.5 Baraldi, C. (2003) Planning childhood: Children's social participation in the town of adults. In: P. Christensen, M. O'Brien (eds.). Children in the city. Home, neighborhood and community. London: Routledge Publ., рр. 184-205. https://doi.org/10.4324/9780203167236 Berggen, H. (1997) Modernity and the nordic concept of youth. In: O. Sorensen, B. Strath (eds.). The cultural

construction of Norden. Oslo: Scandinavian University Press, pp. 231-252. Hart, R. A. (1992) Children's participation: From tokenism to citizenship. Florence: UNICEF International Child

Development Centre Spedale degli lnnocenti Publ., 39 p. Matthews, H. (2010) Citizenship, youth councils and young people's participation. Journal of Youth Studies, vol. 4,

no. 3, pp. 299-318. https://doi.org/10.1080/13676260120075464 Park, R. E. (1952) Human communities: The city and human ecology. Glencoe: The Free Press, 278 р. Park, R. E., Burgess, W. E. (1992) The city: Suggestions for investigation of human behavior in the urban environment.

Chicago: The University of Chicago Press, 240 p. Wirth, L. (1938) Urbanism as a way of life. The American Journal of Sociology, vol. 44, no. 1, рр. 1-24.

Sources

Danekin, S. (2020) Na v'ezde v Kurskuyu oblast' ustanovili pervuyu iz pyati stel s solov'em [At the entrance to the Kursk region, the first of five steles with a nightingale was installed]. (2020) KurskoeInternet Televidenie [Kursk Internet TV], 14 December. [Online]. Available at: https://46tv.ru/novosti/obschestvo/141686-na-vezde-v-kurskuiu-oblast-ustanovili-pervuiu-iz-piati-stel-s-solovem.html (accessed 09.08.2021). (In Russian) Il'ya Varlamov v Kurske: itogi vizita [Il'ya Varlamov in Kursk: Results of the visit]. (2019) Kursk. Regional'noe informatsionnoe agentstvo. [Online]. Available at: https://riakursk.ru/ilya-varlamov-v-kurske-itogi-vizita/ (accessed 09.08.2021). (In Russian) Kel'ina, Yu. (2020) Sovetnik kurskogo Gubernatora: "Ya za vstryasku radi komfortnogo goroda" [Advisor to the Kursk Governor: "I am for a shake-up for the sake of a comfortable city"]. ABIREG.RU, 28 April. [Online]. Available at: https://abireg.ru/newsitem/81422// (accessed 10.08.2021). (In Russian) Mishkina, Z. (2021) V Kurske avtor isporchennogo vandalami portreta Solzhenitsyna rasskazal, kak yego ispravit' [In Kursk, the author of a portrait of Solzhenitsyn, spoiled by vandals, told how to fix it]. Kurskiye izvestiya, 7 January. [Online]. Available at: https://kursk-izvestia.ru/news/165439/ (accessed 09.08.2021). (In Russian) Natsional'nyj proekt "Zhil'e i gorodskaya sreda" [National project "Housing and Urban Environment"]. (2018) [Online]. Available at: https://minstroyrf.gov.ru/trades/natsionalnye-proekty/natsionalnyy-proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda/ (accessed 10.08.2021). (In Russian) Prokhorov, I. (2020) V Kurskoi oblasti poyavilas' novaya v'yezdnaya stela s solov'yem [A new entrance stele with a nightingale has appeared in the Kursk region]. Drugdlya druga. Online, 13 December. [Online]. Available at: http://www.dddkursk.ru/lenta/2020/12/13/068147/ (accessed 09.08.2021). (In Russian) Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoj Federatsii ot 23 marta 2019 g. № 510-r "Ob utverzhdenii Metodiki formirovaniya indeksa kachestva gorodskoj sredy" [Order of the Government of the Russian Federation of 23 March 2019 No. 510-r "On the approval of the Methodology for the formation of the urban environment quality index"]. [Online]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72104984 (accessed 10.08.2021). (In Russian) Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoj Federatsii ot 5 noyabrya 2019 g. № 2625-r "O vnesenii izmenenij v rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 23.03.2019 № 510-r" [Order of the Government of the Russian Federation of 5 November 2019 No. 2625-r "On amendments to the order of the Government of the Russian Federation of 23 March 2019 No. 510-r"]. [Online]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72873072/ (accessed 10.08.2021). (In Russian)

V Kurske na ul. Lenina risuyut portrety Tsoya, Solzhenitsyna, Bodrova, Brodskogo i Gagarina [In Kursk the portraits

of Tsoi, Solzhenitsyn, Bodrov, Brodsky and Gagarin are painted on the Lenin Str.] (2020) Kurskoe Internet Televidenie [Kursk Internet TV], 23 November. [Online]. Available at: https://46tv.ru/ odnoj-strokoj/v-kurske/140616-v-kurske-na-ulice-lenina-pojavilis-portrety-coja-solzhenicyna-bodrova-brodskogo-i-gagarina.html (accessed 09.08.2021). (In Russian)

V Kurske prezentovali graffiti na zdanii literaturnogo muzeya [Graffiti on the building of the literary museum was

presented in Kursk]. (2021) Vesti Kursk [Kursk News], 25 June. [Online]. Available at: https://gtrkkursk.ru/ news/15131-kurske-prizentovali-graffiti-zdanii-literaturnogo-muzeya (accessed 09.08.2021). (In Russian) Varlamov, I. (2019) Kursk: vyzhit' sredi torgovykh tsentrov [Kursk: To survive among shopping centers]. [Online]. Available at: https://varlamov.ru/3691062.html (accessed 09.08.2021). (In Russian)

References

Andriyanova, T. V. (2018) Istoricheskaya pamyat' studencheskoj molodezhi regiona i problema ee fal'sifikatsii [Historical memory of student youth of the region and the problem of its falsification]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' — Historical and Social-Educational Idea, vol. 10, no. 5/2, pp. 13-21. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-5/2-13-21 (In Russian) Andriyanova, T. V. (2019) Demograficheskij faktor upravlencheskikh reshenij kak osnova sotsiokul'turnogo razvitiya regiona [The demographic factor of management decisions as the basis for the socio-cultural development of the region]. In: A. I. Antonov (ed.). Sotsial'naya dinamika naseleniya i ustojchivoye razvitiye: sbornik tezisov II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Social dynamics of the population and sustainable development: Collection of abstracts of the II All-Russian scientific and practical conference with international participation]. Moscow: Moscow University Press, pp. 18-21. (In Russian) Andriyanova, T. V. (2020) Tekhnologii lokatsii kul'tury i kul'tury lokatsii v upravlencheskikh praktikakh gorodskikh poselenij [Technologies of location of culture and culture of location in management practices of urban settlements]. In: T. I. Grabel'nykh (ed.). Prostranstva sotsial'noj napryazhennosti i strategicheskiye konsensusnye vzaimodejstviya v XXI veke: sbornik nauchnykh trudov [Spaces of social tension and strategic consensual interactions in the XXI century: Collection of scientific works]. Irkutsk: Irkutsk State University Publ., pp. 54-58. (In Russian)

Andriyanova, T. V., Kirnosova, E. N., Starodubtseva, I. F. (2018) Organizations of regional culture in assessments of quality of services. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, vol. 35, pp. 35-42. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.5 (In English) Baraldi, C. (2003) Planning childhood: Children's social participation in the town of adults. In: P. Christensen, M. O'Brien (eds.). Children in the city. Home, neighborhood and community. London: Routledge Publ., pp. 184-205. https://doi.org/10.4324/9780203167236 (In English) Berggen, H. (1997) Modernity and the nordic concept of youth. In: O. Sorensen, B. Strath (eds.). The cultural

construction of Norden. Oslo: Scandinavian University Press, pp. 231-252. (In English) Filipova A. G. (2017) Metodologiya i metody v sotsiologicheskikh issledovaniyakh detstva [Methodology and methods in sociological research of childhood]. Sotsiologicheskiye issledovaniya — Sociological Studies, no. 11 (403), pp. 173-174.

Glazychev, V. L. (1986) Yazyk i metod sotsial'nogo proektirovaniya [Language and method of social design]. In: D. B. Dondurej (ed.). Sotsial'noeproektirovanie v sfere kul'tury: metodologicheskie problemy [Social design in the field of culture: Methodological problems]. Moscow: Russian Heritage Institute Publ., pp. 115-128. (In Russian)

Glazychev, V. L. (ed.). (1995) Gorodskaya sreda. Tekhnologiya razvitiya: Nastol'naya kniga [Urban Environment.

Development technology: Handbook]. Moscow: Lad'ya Publ., 240 p. (In Russian) Hart, R. A. (1992) Children's participation: From tokenism to citizenship. Florence: UNICEF International Child

Development Centre Spedale degli lnnocenti Publ., 39 p. (In English) Matthews, H. (2010) Citizenship, youth councils and young people's participation. Journal of Youth Studies, vol. 4,

no. 3, pp. 299-318. https://doi.org/10.1080/13676260120075464 (In English) Park, R. E. (1952) Human communities: The city and human ecology. Glencoe: The Free Press, 278 p. (In English) Park, R. E., Burgess, W. E. (1992) The city: Suggestions for investigation of human behavior in the urban environment.

Chicago: The University of Chicago Press, 240 p. (In English) Rossiya v tsifrakh: Kratkij statisticheskij sbornik [Russia in numbers: Brief statistical compilation]. (2020) Moscow:

[s. n.], 550 p. (In Russian) Urri, J. (2012) Mobil'nosti [Mobilities]. Moscow: Praksis Publ., 576 p. (In Russian)

Wirth, L. (1938) Urbanism as a way of life. The American Journal of Sociology, vol. 44, no. 1, pp. 1-24. (In English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.