Факторы общественного участия в городском планировании
Малышкина Дарья Александровна,
аспирант кафедры маркетинга и муниципального управления ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
Е-mail: [email protected]
Социальный потенциала жителей признается важным ресурсом для формирования комфортной городской среды. Внедрение практик общественного участия в нашей стране имеет ряд сложностей. В статье рассмотрены факторы участия граждан в решении городских вопросов, такие как готовность органов власти принимать решения с учетом мнения и инициатив граждан, уровень социальной активности граждан, информационная открытость и пространство для проявления инициатив, наличие ресурсов для успешной реализации проектов, что даст возможность видеть результат совместной деятельности в сфере развития городской среды. Эффективная коммуникация органов власти с населением является важным инструментом повышения качества и комфорта пространства города, повышает уровень взаимного доверия и снижает вероятность городских конфликтов.
Ключевые слова: городское планирование, участие население, активность граждан, комфортная городская среда.
В современном градостроительстве все больше осознается роль общественного участия в городском планировании. Прогрессивные модели развития городской среды рассматривают вовлеченность и активность граждан при принятии решений в области развития городской среды как инструмент предотвращения городских конфликтов, возможность учитывать мнения и идеи горожан, принимать эффективные решения, которые устраивают всех пользователей городского пространства.
Одновременно с этим, участие городских жителей может обладать большим потенциалом и вносить существенный вклад в преобразование городских территорий. При этом, все больше осознается роль проектирования городской среды как значимого инструмента в улучшении качества жизни горожан. Появляется все больше исследований подтверждающих влияние пространства города на состояние горожан, их ощущение счастья. Однако, для того, чтобы трансформировать город в оптимальное пространство для комфортной жизни, нужно учитывать и понимать потребности пользователей городской среды. Масштабное исследование качества жизни в США показало, что субъективная оценка уровня удовлетворенности жителей совпадает с реальными условиями проживания.[3] Соответственно, данные полученные в ходе анализа мнения жителей, даже основанные на их самоощущении, могут содержать важную информацию, необходимую при принятии градостроительных решений.
Органы местного самоуправления и профессионалы в области градостроительства пытаются внедрить эту концепцию общественного участия в вопросах городского планирования в практику. На федеральном уровне действует национальный проект «Жи-
267
лье и городская среда». Одним из целевых показателей которого является создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30%[5]. Становится очевидно, что правильно налаженная коммуникация между всеми участниками городской жизни является источником новых идей, проектов для организации пространства города и платформой для налаживания партнерского диалога. Сейчас принципы «соучаствующего проектирования» [1] внедряются на разных уровнях по всей территории нашей страны, также они отражены в рекомендациях по организации общественного участия в проектах комплексного благоустройства территорий, это: общественные обсуждения, фокус- группы, школьные проекты и другие.
В основном, все реализуемые практики участия населения в нашей стране можно отнести к формальным, так как в роли организатора выступают органы власти самостоятельно или в сотрудничестве с ключевыми застройщиками. Стоит отметить, что даже в случае организации взаимодействия «сверху» возникают сложности, так как в процессе взаимодействия по вопросам городской среды должна быть заинтересована и вторая сторона коммуникации, городские жители. Важна позиция пользователей городской среды: насколько они ощущают свои права и ответственность по отношению к городскому пространству и хотят ли они быть включены в городское планирование.
Основываясь на данных ранее проводимых исследований на эту тему и реализации формальных практик прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, в статье будут проанализированы основные факторы общественного участия в городском планировании.
Первый фактор - это готовность органов власти принимать решения с учетом мнения и инициатив граждан. Несмотря на действующие программы
по вовлечению в обсуждения жителей, в информационном поле широко освещаются случаи, когда после проведения процедуры общественных обсуждений, проекты утверждались и реали-зовывались вопреки мнению выраженному населением[6], что демонстрирует формальность проведения процедуры и в последующем снижает мотивацию горожан в участии в таких обсуждениях и снижает уровень доверия к власти.
Возможность внедрять инициативы и видеть результат их реализации, отклонять неприемлемые решения является необходимым условием вовлеченности населения в городские во-просы[2]. Наличие квалифицированных специалистов в органах местного самоуправления, которые могут вести диалог и поддерживать инициативу граждан также положительно влияют на активизацию общественного участия.
Второе, это уровень социальной активности граждан и их мотивация в решении городских вопросов. В данном случае речь идет о общественно полезной, конструктивной активности, ведущей к улучшению качества городской среды. Мотивация к участию тесно связана с возможностью повлиять на результат. Анализ ранее проводимых опросов показывают низкий уровень активности населения в решении городских вопросов в нашей стране.[2,7] К факторам понижающим активность относят устоявшиеся у населения установки, заключающиеся в низком уровне доверия, ощущением полной зависимости от принимаемых властью решений и невозможностью на них повлиять, факты фальсификации и манипуляции общественной активностью. К повышению общественной активности ведет личная заинтересованность граждан, развитие чувства ответственности за свой город, наличие интересных проектов и примеры уже реализованных[7]
Тритий фактор, это информационная открытость и пространство для проявления инициатив. Для того, чтобы граждане могли участвовать в городском планировании, они должны быть осведомлены об инструментах
268
и возможностях внесения предложений по благоустройству своего района или общегородских вопросов. Интернет платформы эффективная площадка, с широким спектром возможностью налаживания диалога, но этот ресурс будет эффективен только при наличии обратной связи от органов власти. Важна роль информационно-образовательных проектов, так как уровень компетенции жителей в городских вопросах не всегда позволяет участвовать в обсуждениях без предварительной подготовки. Часть горожан придерживаются мнения, что они не обладают достаточным уровнем знаний в вопросах городской среды, однако они эксперты своего района, двора. При этом застройщики отмечают, что даже в опросах касающихся непосредственно придомовой территории, результаты могут не всегда отражать реальные потребности жителей, а транслировать мысли других групп населения. Например, запрошенные у девелоперов площадки для занятий спорта, по факту реализации проекта строительства оказывались невос-требованными.[4] Поэтому на этапе взаимодействия необходима информационная поддержка, помощь специалистов в области градостроительной деятельности для выявления истинных потребностей жителей. Это позволит сформулировать устойчивую позицию жильцов для дальнейшего использования при принятии решений по проекту.
Важным фактором является возможность реализации проекта, наличие ресурсов, в частности финансовых, для поддержки инициатив населения. Принимая участие в обсуждении городских проектов горожане вкладывают свои ресурсы, такие как время, идеи, поэтому важным является увидеть результат приложенных усилий. На практике много проектов, даже для которых уже разработана проектная документация, остается нереализованными из за проблем с финансированием. Процент реализации проектов на стадии разработки концепций или эскизного проектирования еще меньше. В случае при-
влечения населения к обсуждению проектов, нужно учитывать потенциальную возможность его реализации. В случае успешного завершения проекта будет виден социально- значимый результат совместных усилий и закрепит положительный опыт участия в вопросах городского планирования.
Эффективная коммуникация органов власти с населением является важным инструментом повышения качества и комфорта пространства города. Социальный потенциал жителей должен эффективно использоваться на пути преобразования городских территорий, а учет мнения жителей на всех стадиях принятия градостроительных решений позволит не только получить ценную информацию, но и снизить вероятность городских конфликтов.
Литература
1. Санофф Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов / Г. Санофф. - Вологда: Проектная группа 8, 2015. - 170 с.
2. Ключникова Т.Н. Социальная активность граждан как источник преобразований в местном самоуправлении // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 2 (46).Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-aktivnost-grazhdan-kak-istochnik-preobrazovaniy-v-mestnom-samoupravlenii (дата обращения: 14.02.2022).
3. Монтгомери Ч. Как городское планирование меняет нашу жизнь/ Ч Монтгомери. - М. Манн, Иванов и Фербер,2019. -368 с.: ил.
4. Штейн О. Территория согласия. Почему невозможно грамотно сформировать городскую среду без участия жителей Российская газета -Неделя - Урал № 232(8286) Режим доступа: https://rg.ru/2020/10/14/reg-urfo/pochemu-nado-privlekat-zhitelej-k-formirovaniiu-gorodskoj-sredy.html (дата обращения 06.04.2022)
269
5. Официальный сайт Минстрой РФ. Режим доступа: https://minstroyrf. gov.ru/
6. Бурнашева А.А. Участие граждан в формировании городской среды муниципального образования: противоречия и перспективы / А.А. Бурнашева. - Текст: непосредственный // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы VI Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 2728 апреля 2020 г.): в двух томах. -Издательство Уральского университета: Екатеринбург, 2020. - Т. 2. -С. 102-106.
7. Литовская А.О. Механизмы повышения активности населения на муниципальном уровне. Режим доступа: https://nauchkor.ru/pubs/mehamzmy-povysheniya-aktivnosti-naseleniya-na-munitsipalnom-urovne-na-primere-admimstratsii-gorodskogo-poseleniya-gorod-liski-voronezhskoy-oblasti-5a402d497966e104c6a3e44a
FACTORS OF PUBLIC PARTICIPATION IN URBAN PLANNING
Malyshkina D.A.
Tyumen Industrial University Tyumen
The social potential of residents is recognized as an important resource for creating a comfortable urban environment. The introduction of public participation practices in our country has a number of difficulties. The article discusses the factors of citizens' participation in solving urban issues, such as the readiness of authorities to make decisions taking into account the opinions and initiatives of citizens, the level of social activity of citizens, information openness and space for initiatives, the availability of resources for the successful implementation of projects, which will make it possible to see the result joint activities in the development of the urban environment. Effective communication of authorities with the population is an important tool for improving the quality and comfort of urban space,
increases the level of mutual trust and reduces the likelihood of urban conflicts.
Keywords: urban planning, participation of the population, activity of citizens, comfortable urban environment.
References
1. Sanoff G. Joint design. Practices of social coverage of the population of large and small cities / G. Sanoff. - Vologda: Project Group 8, 2015. - 170 p.
2. Klyuchnikova T.N. Social activity of citizens as a source of transformation in convenient self-government // Russian Pedagogical and Psychological Journal. 2015. No. 2 (46). Access mode: https://cyber-leninka.ru/article/n/sotsialnaya-aktivnost-grazhdan-kak-istochnik-preobrazovaniy-v-mestnom-samoupravlenii (date of access: 02/14/2022).
3. Montgomery C. How urban planning changes our lives / Chtgomery. . -M. Mann, Ivanov & Ferber, 2019. - 368 p.: ill.
4. Stein O. Territory of consent. Why it is impossible to competently form the urban environment without the participation of residents Rossiyskaya Gazeta - Nedelya - Ural No. 232 (8286) -formirovaniiu-gorodskoj-sredy.html (accessed 04/06/2022)
5. Official site of the Ministry of Construction of the Russian Federation. Access mode: https://minstroyrf.gov.ru/
6. Burnasheva A.A. Participation of citizens in the formation of the urban environment of the municipality: contradictions and prospects / A.A. Burnasheva. - Text: direct // Strategies for the development of social communities, institutions and territories: materials of the VI International Scientific and Practical Conference (Yekaterinburg, April 27-28, 2020): in two volumes. - Ural University Press: Ekaterinburg, 2020. - T. 2. -S. 102-106.
7. Lithuanian A.O. Mechanisms for increasing the activity of the population at the municipal level. Access mode: https://nauchkor.ru/ pubs/mehanizmy-povysheniya-aktivnosti-naseleniya-na-munitsipalnom-urovne-na-primere-administratsii-gorodskogo-poseleniya-gorod-liski-voronezhskoy-oblasti-5a402d497966e104c6a3e44a
270