Научная статья на тему 'Участие российских граждан в практиках местного самоуправления: проблема мотивации'

Участие российских граждан в практиках местного самоуправления: проблема мотивации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
371
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ / МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Майкова Э.Ю., Симонова Е.В.

В статье исследуется проблема мотивации участия российских граждан в практиках местного самоуправления. Рассматривается понятие гражданского участия. Выявляются факторы, мотивирующие и лимитирующие участие граждан в местном самоуправлении. Представлены данные эмпирических социологических исследований, проведенных авторами среди жителей Тверского региона (2009-2015 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Майкова Э.Ю., Симонова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие российских граждан в практиках местного самоуправления: проблема мотивации»

Социологические науки

119

УЧАСТИЕ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН В ПРАКТИКАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ

© Майкова Э.Ю.* *, Симонова Е.В.*

Тверской государственный технический университет, г. Тверь

В статье исследуется проблема мотивации участия российских граждан в практиках местного самоуправления. Рассматривается понятие гражданского участия. Выявляются факторы, мотивирующие и лимитирующие участие граждан в местном самоуправлении. Представлены данные эмпирических социологических исследований, проведенных авторами среди жителей Тверского региона (2009-2015 гг.).

Ключевые слова местное самоуправление, гражданское участие, мотивация участия в местном самоуправлении.

Процесс формирования института местного самоуправления (МСУ) на современном этапе развития российского общества является сложным и вызывает к себе пристальное внимание как общественных деятелей, так и представителей научного сообщества. В научной литературе подчеркивается дискуссионность многих вопросов возникновения, функционирования и развития российской системы МСУ Однако, и ученые, и представители общественно-политических кругов признают ключевое значение в реализации самоуправленческих практик социальной активности граждан, членов местных сообществ.

Многие авторы (Т. Алиев, С.Г Пилипенко, В.В. Попова, Е.Н. Шиянова и др.) [1, с. 27; 6, с. 143], опираясь на анализ российского законодательства, отмечают, что первичным субъектом МСУ должно выступать население (общность), а не создаваемые им органы. Так, в Федеральном законе Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» МСУ трактуется как «... форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая ... самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения.» [7]. Реальное становление МСУ непосредственно зависит от включения в процессы организации жизни населённого пункта большинства его жителей, так как декларируемые в Конституции РФ основы местного самоуправления являются лишь данной «сверху» идеальной кон-

* Проректор по учебно-воспитательной работе, заведующий кафедрой Социологии и социальных технологий, кандидат исторических наук, доцент.

* Доцент кафедры Социологии и социальных технологий, кандидат социологических наук, доцент.

120

ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ науки

струкцией, наполнение которой подлинным и адекватным российским условиям содержанием зависит от социальной активности граждан [1, с. 29].

По мнению ряда исследователей (Р.Г. Апресян, Т. Виноградовой, В.Н. Коновалова, А. Сунгурова, М.Р. Холмской, Е.Н. Шияновой и др.) [2; 3], включение граждан и их объединений в управление (в обсуждение и разработку политических, социально-экономических, культурных программ и проектов), влияние на принятие решений и контроль за их исполнением, самоуправление на «низовом» (местном) уровне обозначаются понятием «гражданское участие». Именно в рамках подобной деятельности граждане имеют реальную возможность публично высказывать свою позицию, консолидироваться с единомышленниками для обмена мнениями, для пропаганды своих взглядов, для оказания организованного влияния на органы власти, выдвигать свою кандидатуру на выборах и т.п. Особенно важным гражданское участие является при решении локальных проблем, касающихся, например, здравоохранения, состояния окружающей среды, школьного и дошкольного образования, уровня занятости и т.д., к рассмотрению которых политики и государственные чиновники иногда подходят, не имея детальной информации и не зная ситуацию «изнутри» [2].

Следует отметить, что в современной научной литературе принято акцентировать внимание на социальной пассивности, присущей российским гражданам и обусловленной сохранением традиционного для населения «подданнического» менталитета и влиянием значительного числа иных факторов. Однако, мы склонны согласиться с мнением исследователей, занимающихся изучением гражданского активизма в современной России (Р.Э. Бараш, В.В. Петухов, Р.В. Петухов, Н.Н. Седова и др.), которые считают, что сформировавшийся в последнее время устойчивый стереотип, согласно которому российское общество характеризуется как апатичное, инертное, безразличное ко всему, что не касается частной жизни граждан, не соответствует реальности. Опираясь на данные исследования, проведенного в марте 2014 г. Институтом социологии РАН, данная группа ученых констатирует рост в общественном сознании значимости нематериальных (постматериальных) факторов удовлетворенности жизнью, ориентацию на ценности самореализации и обращение к активистским практикам различного характера. Исследователи отмечают, что группы населения, ориентированные на инициативность, чувство собственного достоинства, рациональность, готовность к сотрудничеству, стремление к переменам, в настоящий момент составляют 37 % населения и численно превышают «инертных» россиян (29 %) [5, с. 11-12]. Это подтверждают и данные проведенных нами исследований. Так, в ходе социологических опросов населения нами также была выявлена категория граждан, составляющая около 1/3 от общей численности населения, обладающая большей информированностью о системе МСУ по сравнению с другими группами населения, мотивированная к уча-

Социологические науки

121

стию в общественной жизни и, в случае создания благоприятных условий, способная стать социальной базой развития института МСУ И еще около трети населения мы условно отнесли к потенциально активным гражданам, которые выражают готовность принимать участие в работе МСУ, если их деятельность организуют и достаточным образом мотивируют «из вне» [4, с. 87-88].

В связи с этим, актуализируются исследования, направленные на выявление факторов, мотивирующих граждан к участию в деятельности по решению местных проблем и лимитирующих гражданскую активность. Данная проблема изучалась научным коллективом кафедры социологии и социальных технологий Тверского государственного технического университета в ходе социологического мониторинга, направленного на изучение представлений населения муниципальных образований Тверского региона о системе местного самоуправления (2009-2015). Исследование проводилось с использованием метода анкетирования. Объем выборочной совокупности составил в 2009-2011 гг. (г. Тверь) по 400 человек ежегодно, в 2012 г. - 624 человека, в 2013 г. - 628 человек, в 2014 г. - 633 человека, в 2015 г. - 739 человек (статистическая погрешность - 4 %). Формирование выборки осуществлялось по квотам (пол, возраст, тип поселения, городской район проживания). Сбор информации происходил ежегодно в течение июня-июля.

Ряд вопросов исследования был направлен на выявление уровня и форм участия жителей Тверского региона в реальных социальных практиках МСУ. Исследование продемонстрировало довольно низкий уровень участия населения в муниципальных выборах, являющихся одной из значимых форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления (от 13,9 % в 2012 г. до 20,7 % в 2015 г.). При этом, в ходе проведения исследования выявилась следующая закономерность: чем более информированы респонденты о ФЗ № 131, тем большую активность в выборах местного уровня они демонстрируют, и наоборот.

Помимо участия в местных выборах российские граждане реализуют, в основном, следующие формы участия в МСУ: благоустройство территории города, села, улицы, двора и т.д. (2014 г. - 37,3 % от общего числа опрошенных; 2015 г. - 44,4 %), участие в сходах, собраниях граждан (от 24 % в 2013 г. до 75,8 % в 2015 г.), помощь в организации праздников и мероприятий по месту жительства (2014 г. - 19,9 %; 2015 г. - 16,6 %), объединение жильцов в домовые комитеты, уличные комитеты, направленные на решение бытовых и коммунальных проблем (от 15 % в 2013 г. до 16,6 % в 2015 г.), ремонтные работы в жилых домах (2014 г. - 14,9 %; 2015 г. - 10 %). Такие важные формы как обращение граждан в органы местного самоуправления (с предложениями, жалобами, ходатайствами по различным вопросам местного значения), участие в муниципальных референдумах по вопросам жизни города (села), строительство детских площадок, организация досуга молодежи реализуют лишь около 7i0 граждан.

122

ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ науки

При этом, молодежь демонстрирует более низкий уровень социальной активности по сравнению с другими возрастными группами. Сельское население в отличие от городского принимает более активное участие в жизни своего населенного пункта. Так, например, в деятельности по благоустройству территории своего поселения принимает участие 86,9 % сельского населения (2014 г.), в местных выборах - 57,4 % (2014 г.), в сходах и собраниях граждан - 49,1 % (2014 г.). Но, в целом, активность населения муниципальных образований Тверского региона, уровень их участия в реальных практиках МСУ оказывается довольно низким.

В качестве основных причин низкого уровня гражданской активности населения респондентами были названы: отсутствие интереса к общественной жизни (от 16,8 % в 2012 г. до 20,7 % в 2015 г.), представление о том, что решением проблем поселения должна заниматься муниципальная власть (от 10 % в 2012 г. до 11,2 % в 2015 г.), отсутствие желания брать на себя ответственность за решение проблем (от 12,7 % в 2012 г. до 14,2 % в 2015 г.). Однако, около трети респондентов связывает низкий уровень активности граждан в деятельности МСУ не с особенностями внутренних личностных представлений и установок, а с негативным воздействием внешних факторов, таких как невозможность повлиять на что-либо и отсутствие реальных результатов деятельности (от 26,4 % в 2012 г. до 15,9 % в 2015 г.), дефицит информации о возможностях участия граждан в МСУ (от 8,3 % в 2012 г. до 13,4 % в 2015 г.), незаинтересованность органов МСУ в активности граждан (от 11,1 % в 2012 г. до 11,5 % в 2015 г.).

Следует отметить, что уровень потенциальной гражданской активности, готовности населения принимать участие в жизни своего муниципального образования оказался выше, чем уровень реального гражданского участия. Так, около трети респондентов выразило свою готовность принять участие в выборах местной власти (2013 г. - 25 %; 2014 г. - 34,3 %). Помимо участия в муниципальных выборах респонденты ориентированы и на другие формы гражданского участия. В частности, около четверти жителей Тверского региона готово принимать участие в сходах, собраниях граждан (2013 г. - 22,5 %; 2014 г. - 26,2 %), в муниципальных референдумах по вопросам жизни своего поселения (2013 г. - 26,6 %; 2014 г. - 21 %), обращаться в органы местного самоуправления с предложениями, жалобами, ходатайствами по различным вопросам местного значения (2013 г. - 23,1 %; 2014 г. - 21 %), а также участвовать в территориальном общественном самоуправлении (2013 г. - 23,7 %; 2014 г. - 23,3 %). Примерно 1/5 населения готова участвовать в публичных слушаниях (2013 г. - 25,6 %; 2014 г. - 19,2 %) и оказывать добровольную помощь работе местной администрации (2013 г. - 26,1 %; 2014 г. - 20,2 %).

Большинство опрошенных жителей выразило готовность участвовать в решении следующих вопросов местного самоуправления: осуществлять деятельность по благоустройству и озеленению территории своего поселения (2014 г. - 34,4 %), организовывать досуг молодежи (2014 г. - 30,9 %), а

Социологические науки

123

также праздники и мероприятия по месту жительства (2014 г. - 29,6 %), участвовать в строительстве детских площадок (2014 г. - 27 %) и ремонтных работах в своих домах и подъездах (2014 г. - 23,4 %), помогать в решении вопросов застройки муниципальной территории (2014 г. - 21,4 %), обеспечения порядка и безопасности в городе, районе, селе (2014 г. - 21,3 %), участвовать в мероприятиях местных отделений общественных организаций (2014 г. - 17,7 %). В ходе исследования было выявлено, что большую активность демонстрирует сельское население.

Основными мотивами более активного участия граждан в общественной жизни своего населенного пункта, по мнению респондентов, являются: возможность улучшить качество жизни населения (от 18,8 % в 2009 г. до 18,2 % в 2015 г.), гарантии того, что эта деятельность принесет результаты (от 18,1 % в 2009 г. до 16,5 % в 2015 г.), возможность заработать (от 11,3 % в 2009 г. до 14,3 % в 2015 г.), стремление помочь людям (от 9,6 % в 2009 г. до 6,8 % в 2015 г.), возможность решать проблемы, лично волнующие респондентов (от 9,8 % в 2009 г. до 10 % в 2015 г.) и др.

Исследование показывает, что более трети граждан руководствуется мотивами улучшения качества жизни населения, стремления помочь людям и ориентацией на результат. Часть граждан рассматривают эту деятельность как инструмент решения собственных проблем. Менее значимыми для жителей Тверского региона являются такие мотивы гражданского участия как возможность повлиять на политику местных властей, осознание полезности и одобряемости данной деятельности, возможность публично выразить протест властям и свое недовольство обстановкой в населенном пункте, осознание того, что участие в общественной жизни - важный элемент демократии, желание осуществить идею или проект, требующие коллективной поддержки. Исследование показывает, что в настоящее время силовые методы и методы группового давления не являются действенными в вопросах активизации участия граждан в общественной жизни (давление, указание со стороны руководства - 2,2 % (2015 г.), угроза общественного порицания со стороны коллег по работе, соседей - 1,1 % (2015 г.)). При этом, сельское население в большей степени, чем горожан, мотивируют возможность улучшения качества жизни населения и стремление помочь людям.

Таким образом, результаты нашего исследования демонстрируют готовность населения принимать участие в решении вопросов местного значения, наличие у граждан не только инструментальной, но и альтруистической мотивации к участию в МСУ Поэтому задачей государственных и муниципальных органов управления является развитие имеющегося самоуправленческого потенциала населения региона, активизация гражданской активности жителей муниципальных образований, их вовлечение в процессы принятия решений на местном уровне. Активизация участия жителей в управлении своим поселением требует реализации ряда мер со стороны властных структур различного уровня и инициативных граждан. Среди приори-

124

ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ науки

тетных направлений деятельности можно выделить создание системы информирования о сущности МСУ, об особенностях его работы и о формах гражданского участия, о состоянии дел в муниципальном образовании. Активизации населения, созданию у него дополнительных мотивов участия в МСУ, формированию чувства ответственности за решение местных проблем будет способствовать широкое обсуждение инициатив жителей муниципального образования, подтверждение финансовых гарантий местными органами власти, включение граждан в соисполнение их инициатив и реальное обеспечение достижения результата.

Список литературы:

1. Алиев Т. Местное самоуправление как демократический институт власти / Т. Алиев // Власть. - 2008. - № 8. - С. 27-29.

2. Виноградова Т., Сунгуров А. Гражданская активность и общественное участие [Электронный ресурс] / Т. Виноградова, А. Сунгуров. - Режим доступа: http://hro-uz.narod.ru/civpar1.html.

3. Коновалов В.Н. Словарь по политологии [Электронный ресурс] / В.Н. Коновалов. - Режим доступа: http://www.politike.ru/dictionary/274/word/ grazhdanskoe-souchastie-uchastie.

4. Майкова Э.Ю., Симонова Е.В. Самоуправленческий потенциал населения российских регионов (на примере Тверской области) / Э.Ю. Майкова, Е.В. Симонова // Социологические исследования. - 2015. - № 7. - С. 80-88.

5. Петухов В.В., Бараш Р.Э., Седова Н.Н., Петухов РВ. Гражданский активизм в России: мотивация, ценности и формы участия / В.В. Петухов, РЭ. Бараш, Н.Н. Седова, РВ. Петухов // Власть. - 2014. - № 9. - С. 11-19.

6. Попова В.В. Местное самоуправление: власть и население / В.В. Попова // Социология власти. - 2008. - № 2. - С. 142-147.

7. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 1997-2015. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=188375.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ РАБОТНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ МЧС

© Томская В.А.

Арктический государственный институт культуры и искусства, г. Якутск

В статье предоставлены результаты анализа стрессоустойчивости МЧС России по РС(Я). Выявление стресса у специалистов разных профессий и видов деятельности МЧС является основанием для эффектив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.