Научная статья на тему 'Вовлеченность населения в благотворительную деятельность как фактор развития местного самоуправления (на примере Тверского региона)'

Вовлеченность населения в благотворительную деятельность как фактор развития местного самоуправления (на примере Тверского региона) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
145
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ПРАКТИКИ ДЕНЕЖНЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Майкова Э.Ю., Симонова Е.В.

В статье анализируется такой фактор развития местного самоуправления как вовлеченность населения в благотворительную деятельность. Дается характеристика потенциала благотворительности российских граждан на региональном уровне. Приводятся данные всероссийских репрезентативных опросов населения, проводившихся в 2010-2011 гг. НИУ «Высшая школа экономики», а также результаты социологического мониторинга, осуществляемого авторами в Тверском регионе с 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вовлеченность населения в благотворительную деятельность как фактор развития местного самоуправления (на примере Тверского региона)»

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В БЛАГОТВОРИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТВЕРСКОГО РЕГИОНА)

© Майкова Э.Ю.*, Симонова Е.В.*

Тверской государственный технический университет, г. Тверь

В статье анализируется такой фактор развития местного самоуправления как вовлеченность населения в благотворительную деятельность. Дается характеристика потенциала благотворительности российских граждан на региональном уровне. Приводятся данные всероссийских репрезентативных опросов населения, проводившихся в 2010-2011 гг. НИУ «Высшая школа экономики», а также результаты социологического мониторинга, осуществляемого авторами в Тверском регионе с 2009 г.

Ключевые слова: местное самоуправление, потенциал благотворительности населения, практики денежных пожертвований, добровольческая деятельность.

Процессы демократизации, происходящие в России на протяжении ряда последних десятилетий, предполагают становление правового государства и гражданского общества, а также развитие такого социально значимого института как местное самоуправление (МСУ). Система местного самоуправления обладает значительными потенциальными возможностями гармоничного и эффективного регулирования взаимоотношений между различными социальными субъектами, является сферой объединения интересов граждан, местных сообществ, политических партий, общественных объединений и государства. Поэтому самоуправленческие и самоорганизационные начала могут рассматриваться в качестве неотъемлемого атрибута любого гражданского общества.

В Конституции РФ и Федеральном законе № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.) закреплены основные принципы российской модели местной власти. В ФЗ №131 местное самоуправление трактуется как «... форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая ... самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения.» [6]. То есть, имен-

* Проректор по учебно-воспитательной работе, заведующий кафедрой Социологии и социальных технологий, кандидат исторических наук, доцент.

* Доцент кафедры Социологии и социальных технологий, кандидат социологических наук, доцент.

но местное сообщество должно являться субъектом самоуправления, а граждане - члены местных сообществ - должны принимать активное участие в решении местных проблем.

Современные российские исследователи особое значение придают благотворительной деятельности населения, рассматривая ее как средство компенсации недостатков перераспределения как материальных, так и нематериальных общественных благ, а также как важнейший инструмент самоорганизации общества [4, с. 4-5]. В Федеральном законе № 135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.) под благотворительностью понимается «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» [5]. Таким образом, к благотворительным (филантропическим) практикам относится осуществление частных денежных и имущественных пожертвований в общеполезных целях, а также добровольная бескорыстная индивидуальная или коллективная деятельность на благо других людей или общества, в целом [3, с. 15].

Следует отметить, что благотворительная деятельность является сферой, в которой могут быть реализованы созидательная инициатива и социальное творчество широких слоев населения, а добровольные взносы и денежные пожертвования частных лиц могут стать важным ресурсом решения различных проблем по месту проживания граждан. Особенно важную роль благотворительная деятельность и добровольческая активность граждан может играть в развития таких сфер общества как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и ряд других.

Активность участия граждан в благотворительности свидетельствует о развитии гражданского общества и о том, насколько люди готовы и способны внести личный вклад в решение общественных проблем как на локальном, так и на национальном и международном уровнях. Поэтому анализ участия граждан в самоуправленческих практиках, в практиках гражданского общества, в том числе и в благотворительной деятельности, является также важной исследовательской проблемой.

Гражданская активность жителей Тверской области, в том числе и их участие в благотворительности, изучалась на основе анализа эмпирических данных, полученных из двух источников. Во-первых, использовались материалы социологического мониторинга, проводимого научным коллективом кафедры социологии и социальных технологий ТвГТУ в период с 2009 по 2013 гг. и направленного на изучение представлений населения Тверского региона о местном самоуправлении. Объем выборочной совокупности составил в 2009-11 гг. - 400 человек ежегодно, в 2012 г. - 624 человека, в 2013 г. -628 человек (статистическая погрешность - 4 %). Для сбора первичных со-

циологических данных использовался метод анкетирования. Формирование выборки осуществлялось по квотам (пол, возраст, тип поселения).

Во-вторых, были использованы эмпирические данные по Тверскому региону, полученные в ходе всероссийских опросов населения, проводившихся в 2010-2011 гг. Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики» в рамках проекта «Мониторинг гражданского общества». Объем выборочной совокупности по Тверской области составил в 2010 г. - 500 человек, в 2011 г. - 400 человек (статистическая погрешность - 5,5 %) [1; 2].

Анализ эмпирических данных показал, что потенциал благотворительности, характерный для населения Тверского региона, является довольно низким. Согласно результатам социологического мониторинга, проводимого авторами статьи, среди членов местных сообществ достаточно распространенными являются патерналистские установки и иждивенческие настроения, население не проявляет склонности к поиску «внутренних ресурсов» развития территории. Так, в решении вопросов финансирования деятельности местного самоуправления ярко выражена ориентация жителей региона на вертикальное распределение средств муниципальным образованиям в виде дотаций из бюджетов федерального и регионального уровней (2012 г. -32,9 % от общего числа полученных ответов; 2013 г. - 33 %). Выбор респондентами в качестве источников формирования муниципального бюджета таких позиций как «средства от хозяйственной деятельности муниципального образования» (2012 г. - 12,7 %; 2013 г. - 18,6 %) и «средства спонсоров и предпринимателей, работающих в данном муниципальном образовании» (2012 г. - 19,9 %; 2013 г. - 17 %) также свидетельствует о восприятии себя членами местных сообществ скорее в качестве объекта управленческого воздействия, чем активного участника процесса управления. Лишь 75 жителей Тверской области считает, что средства собственных налогов и сборов муниципального образования должны составлять финансовую основу местного бюджета (2012 г. - 20,1 %; 2013 г. - 20,9 %). При этом, средства самих жителей практически не рассматриваются респондентами как возможный источник финансирования деятельности МСУ (2012 г. - 1,2 %; 2013 г. - 1,5 %), что и свидетельствует о крайне низком «потенциале благотворительности» населения региона.

Невысокий уровень вовлеченности населения в благотворительную деятельность фиксируется и в исследованиях, проводимых учеными НИУ «Высшая школа экономики». Так, доля участвовавших в благотворительности в 2010-2011 гг. составила около 73 от репрезентативной выборки по России (по Тверской области - около четверти), а сумма пожертвований большинства из них не превысила в течение последнего года 500 руб. [2, с. 194; 1, с. 196]. Денежные пожертвования осуществлялись гражданами, в основном, в традиционных формах (милостыня, передача средств нуждающимся

лично в руки, через ящик-копилку для сбора средств, а также изредка через сбор средств по месту жительства и по месту работы). Инновационные формы (интернет и т.д.) сбора денежных средств на благо других людей и общества практически не использовались. Основными целями, на которые осуществлялись гражданами денежные пожертвования, были операции детям и взрослым, помощь детским домам и домам престарелых, забота об инвалидах и пожилых людях [2, с. 192-194].

Добровольной безвозмездной деятельностью на благо других людей, помимо своей основной работы, занималось около четверти граждан (данные 2011 г.). При этом, индивидуальное («в одиночку») добровольчество для жителей региона практически не характерно. Население Тверской области принимает, как правило, добровольное участие в деятельности районных, уличных, домовых комитетов, местных инициативных групп по обустройству жилых территорий, объединений родителей, групп студенческого и школьного самоуправления, а также клубов и объединений граждан по интересам (спортивных, туристических, охотничьих, автомобилистских и т.д.) [1, с. 196-198].

В ходе социологического мониторинга, проводимого авторами статьи, предпринималась попытка выявить конкретный индивидуальный вклад в деятельность местного самоуправления, который готов внести гражданин, те личные ресурсы, которые он готов затрачивать «на общее благо». Исследование показало, что лишь каждый третий опрошенный готов затрачивать на это свое личное время (2012 г. - 32,6 %; 2013 г. - 35 %). В то же время большинство опрошенных жителей региона не выразило желания использовать свои организаторские способности, брать на себя ответственность, затрачивать личные финансовые средства на решение проблем своего поселения.

Исследователи указывают на ряд факторов, оказывающих негативное воздействие на участие населения в практиках благотворительности: низкий уровень доверия граждан к благотворительным организациям; недостаток информации о деятельности благотворительных организаций и добровольцев, ее мотивации, целях и результатах; неразвитость инфраструктуры поддержки благотворительной и добровольческой деятельности; слабая эффективность применения налоговых льгот, которые предоставляются гражданам и организациям в связи с их благотворительной и добровольческой деятельностью.

Поэтому в настоящее время перед органами власти различных уровней стоят важные задачи: создание благоприятных условий для развития благотворительной и добровольческой деятельности, активизация потенциала благотворительности и добровольчества, который может рассматриваться как важнейший ресурс развития общества, позволяющий дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами и привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев.

Список литературы:

1. Мерсиянова И.В., Корнеева И.Е. Благотворительность и участие россиян в практиках гражданского общества: региональное измерение. - М.: НИУ ВШЭ, 2013. - Сер. «Мониторинг гражданского общества», Вып. VIII. - 204 с.

2. Мерсиянова И.В., Корнеева И.Е. Вовлеченность населения в неформальные практики гражданского общества и деятельность НКО: региональное измерение. - М.: НИУ ВШЭ, 2011. - Сер. «Мониторинг гражданского общества», Вып. VI. - 196 с.

3. Потенциал и пути развития филантропии в России / под ред. И.В. Мер-сияновой, Л.И. Якобсона. - М.: Изд. дом Гос. ун-та «Высшая школа экономики», 2010. - 419 с.

4. Сулакшин С.С., Бачурина Д.В., Вилисов М.В., Каримова Г.Г., Киш И.Р., Куропаткина О.В., Макурина Л.А., Сулакшина А.С. Благотворительность в России и государственная политика: монография. - М.: Научный эксперт, 2013. - 224 с.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?base=LAw&n=162618&req=doc.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета. - 8 октября 2003 г. - Дополнительный выпуск № 3316. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html.

РОЛЬ И МЕСТО СКАЗКОТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

© Мартынова Е.В.*, Ермолова А.Ю.*

Филиал Южного федерального университета, г. Новошахтинск

Статья посвящена определению роли технологии сказкотерапии в решении социальных проблем. Подробно проанализированы методики, инструменты сказкотерапии и особенности их применения в социальной работе. Также указаны особенности сказкотерапии с различными возрастными категориями клиентов социальной работы.

Ключевые слова: сказкотерапия, социальная работа, методы сказкотерапии, кататимный поход в сказку.

* Доцент кафедры Социальной работы и педагогического образования.

* Студент кафедры Социальной работы и педагогического образования (специальность «Социальная работа»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.