Научная статья на тему 'Механизмы инициативного бюджетирования как инструмент решения проблем местных сообществ'

Механизмы инициативного бюджетирования как инструмент решения проблем местных сообществ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
395
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ / ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Майкова Э.Ю., Симонова Е.В.

В статье исследуются вопросы использования механизмов инициативного бюджетирования в российских практиках местного самоуправления. Особое внимание уделено изучению различных аспектов реализации Программы поддержки местных инициатив, которая рассматривается как инструмент вовлечения рядовых граждан в деятельность по решению проблем местных сообществ. Представлены данные экспертного опроса, проведенного авторами в Тверском регионе (2015 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы инициативного бюджетирования как инструмент решения проблем местных сообществ»

122 НАУЧНЫЕ ИТОГИ 2015 ГОДА: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОЕКТЫ, ГИПОТЕЗЫ

3. Виноградова Т., Сунгуров А. Гражданская активность и общественное участие [Электронный ресурс] / Т. Виноградова, А. Сунгуров. - Режим доступа: http://hro-uz.narod.ru/civpar1.html.

4. Избиркомом Тверской области обобщена информация об организации местного самоуправления в Тверской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vedtver.ru/news/31069.

5. Мерсиянова И.В., Корнеева И.Е. Благотворительность и участие россиян в практиках гражданского общества: региональное измерение / И.В. Мерсиянова, И.Е. Корнеева. - М.: НИУ ВШЭ, 2013. - Сер. «Мониторинг гражданского общества». - Вып. VIII. - 204 с.

6. Мерсиянова И.В., Корнеева И.Е. Вовлеченность населения в неформальные практики гражданского общества и деятельность НКО: региональное измерение / И.В. Мерсиянова, И.Е. Корнеева. - М.: НИУ ВШЭ, 2011. -Сер. «Мониторинг гражданского общества». - Вып. VI. - 196 с.

МЕХАНИЗМЫ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ

© Майкова Э.Ю.*, Симонова Е.В.*

Тверской государственный технический университет, г. Тверь

В статье исследуются вопросы использования механизмов инициативного бюджетирования в российских практиках местного самоуправления. Особое внимание уделено изучению различных аспектов реализации Программы поддержки местных инициатив, которая рассматривается как инструмент вовлечения рядовых граждан в деятельность по решению проблем местных сообществ. Представлены данные экспертного опроса, проведенного авторами в Тверском регионе (2015 г.).

Ключевые слова местное самоуправление, гражданское участие, инициативное бюджетирование.

Одним из важнейших направлений развития современного российского общества является формирование системы демократического местного самоуправления (МСУ). Становление данного социально-политического института инициируется, прежде всего, государственной властью, которая через систему законотворчества регулирует формирование основных моделей МСУ

* Проректор по учебно-воспитательной работе, заведующий кафедрой Социологии и социальных технологий, кандидат исторических наук, доцент.

* Доцент кафедры Социологии и социальных технологий, кандидат социологических наук, доцент.

Социологические науки

123

в России. Согласно законодательству, местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения. Подобная трактовка природы МСУ предполагает ключевое значение деятельности рядовых граждан в решении местных вопросов.

Однако, на современном этапе в развитии российской системы МСУ существует множество проблем. Среди них особое место занимают: недостаточность бюджетно-материальной базы муниципальных образований, не позволяющей обеспечить качественное осуществление полномочий органами МСУ, а также низкая гражданская активность населения [3]. Система МСУ, с точки зрения ученых, не имеющая финансовой самостоятельности и инициативной поддержки местного населения, оказывается малоэффективной. Решение указанных проблем возможно с опорой на использование опыта зарубежных стран, который показывает, что одним из самых успешных инструментов вовлечения граждан в деятельность МСУ и финансового обеспечения решения насущных проблем местного сообщества является партиципаторное бюджетирование [5, с. 5].

Исследователи отмечают, что в настоящее время не существует единого, признаваемого всеми определения партиципаторного бюджетирования. В общем смысле данный термин означает вовлечение рядовых «неизбранных» граждан в распределение общественных финансовых средств [5, с. 5-6]. В научной литературе выделяется пять основных критериев, позволяющих отличить партисипаторные процедуры от других бюджетных практик: 1) обсуждение бюджетного процесса, так как ресурсы ограничены; 2) реализация проекта на уровне города (или района) с выборными органами власти и определенной возможностью распоряжаться ресурсами; 3) повторяемость процесса; 4) наличие определенных форм публичного обсуждения в рамках встреч или форумов граждан; 5) присутствие некоторой ответственности за принимаемые решения (должна быть «обратная связь» от организаторов о реализации предложенных гражданами инициатив) [5, с. 7].

Практика партиципаторного бюджетирования впервые появилась в 1989 году в бразильском городе Порту-Алегри как форма непосредственной демократии, предполагающая участие граждан в бюджетном процессе [1, с. 42]. К настоящему времени различные варианты подобной практики получили распространение во многих странах мира, в том числе и в России. Версия партиципаторного бюджетирования, реализованная в России, обозначается термином «инициативное бюджетирование», которое подразумевает совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе, практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении объектов расходования части бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией проектов [1, с. 42-43].

124 НАУЧНЫЕ ИТОГИ 2015 ГОДА: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОЕКТЫ, ГИПОТЕЗЫ

Одним из эффективно действующих вариантов инициативного бюджетирования стала Программа поддержки местных инициатив (ППМИ), реализуемая Всемирным банком в 180 странах мира. В России ППМИ реализуется с 2007 года и направлена на поддержку инициативных групп жителей сельских и городских поселений в определении приоритетов расходования части бюджетных средств на местном уровне, отборе конкретных проектов и консультативной помощи в организации партисипаторных процедур совместной деятельности граждан и органов власти [2, с. 39]. В настоящее время программа работает в семи субъектах РФ: в Кировской, Нижегородской, Тверской областях, в Ставропольском и Хабаровской крае, Республиках Башкортостан и Северная Осетия-Алания. Также в разработке находятся еще несколько региональных проектов (например, в Еврейской автономной области).

Исследователями отмечаются универсальные принципы практики ППМИ, характерные для разных стран: опора на местные сообщества низового территориального уровня; создание функционирующего механизма выявления и решения наиболее острых местных проблем; концентрация на проблемах социальной инфраструктуры («объекты критической инфраструктуры»); использование элементов партисипаторного бюджетирования как инструмента решения местных проблем; обучение населения и представителей органов МСУ [2, с. 91].

Однако, российский опыт развертывания ППМИ имеет ряд важных особенностей. Во-первых, российский вариант ППМИ полностью интегрирован в национальную административную, бюджетную и правовую системы и осуществляется на основе нормативно-правовых актов РФ. Во-вторых, в России Всемирный банк осуществляет только техническое сопровождение проекта, предоставляя платные консультационные услуги. В России проекты реализуются исключительно в рамках выделенного регионом бюджета и привлеченного местного софинансирования. В-третьих, для России характерен конкурсный механизм отбора проектов ППМИ [2, с. 91].

Схема финансирования проектов предполагает выделение средств из регионального бюджета, финансовое участие местных администраций, местного бизнеса и обязательный вклад населения. Софинансирование проектов может осуществляться в денежной форме, либо в форме услуг или строительных материалов, которые учитываются в смете заявки. Региональный бюджет выделяет субсидию на финансирование ППМИ, которая передается в муниципальные бюджеты. Финансовые ресурсы из всех иных источников, включая софинансирование, обеспечиваемое местными предприятиями и населением, оформляются как целевые добровольные пожертвования. При желании возможно изыскивать дополнительные источники местного софинансирования. Например, в Тверской области в некоторых поселениях софинансирование предоставляется депутатами из своих фондов на развитие муниципалитетов [2, с. 95]. Стоимость проектов разными регионами определяется по-разному и варьируется от 500 тыс. до 2-4 млн. руб.

Социологические науки

125

Следует отметить, что НИМИ ориентирована на решение особо острых проблем местных поселений и, как правило, ограничивается важнейшими социально-инфраструктурными объектами: ремонт школ, больниц, дорог, домов культуры; организация водоснабжения, освещения; благоустройство территорий и строительство спортивных площадок и др. Подобные ограничения связаны с полномочиями муниципального образования, прописанными в ФЗ № 131. Однако, исследователи констатируют, что по мере развития программы в регионе и постепенного решения базовых задач в поселениях, начинает трансформироваться типология проектов: от мелких инфраструктурных проектов к крупным объектам, к инвестиционным и стратегическим проектам.

Весь цикл реализации НИМИ в конкретном поселении, включающий множество процедур от проведения собраний до открытия объектов, охватывает период, не превышающий одного года. Это считается важным для поддержания мотивации участников и завершения работ в рамках одного строительного сезона.

Ноказательно, что в различных регионах за проект отвечают разные ведомства. Это может быть Департамент социального развития (Кировская область) или Министерство финансов (Тверская область), исходя из понимания проблем самим регионом [2, с. 97-98].

Следует отметить, что в Тверской области НИМИ реализуется с 2013 года. Здесь Нрограмма сразу оказалась встроенной в систему межбюджетных отношений с муниципальными образованиями и не повлекла дополнительных расходов для областного бюджета. Средства были изысканы за счет дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотации на сбалансированность местных бюджетов. Нроцесс был постепенным (в 2013 г. дотация составила 25 %, в 2014 г. - 50 %, в 2015 г. - 65 %). Это полностью оправдало себя за счет большей эффективности практики НИМИ по сравнению с другими механизмами финансовой поддержки поселений, привлечения дополнительных внебюджетных средств [4]. Помимо стандартных причин запуска ННМИ, тверской проект ставит своей целью комплексный эффект: повышение эффективности работы органов МСУ; обучение руководителей технологиям проектного управления и навыкам привлечения дополнительных источников дохода; повышение финансовой грамотности населения и вовлечение граждан в МСУ; создание системы общественного контроля за эффективностью использования бюджетных средств.

Нозитивные эффекты реализации ННМИ в Тверской области были отмечены экспертами в ходе проведения эмпирического исследования с апреля по август 2015 г. с использованием метода глубинного интервьюирования (45 человек). В частности, данная Программа позволяет решать вопросы, входящие в компетенцию органов МСУ («... только одна программа, по которой мы можем работать, не оглядываясь на нашу кредиторскую задолжен-

126 НАУЧНЫЕ ИТОГИ 2015 ГОДА: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОЕКТЫ, ГИПОТЕЗЫ

ность ... это очень хорошая программа ... мы можем ... какие-то работы выполнить ... в первый год ... ремонт Дома культуры, во второй ... ремонт холодного водоснабжения.»). ППМИ способствует более полному и эффективному использованию ресурсов территории, в том числе и ресурсов самого населения («... это какие-то профессиональные качества ... какая-то деятельность . по решению проблем района, поселения . не плохая . эта система ППМИ.»). В процессе реализации Программы происходит рост доверия граждан к местной власти, возрастает их уверенность в свои возможности оказывать влияние на решение проблем («.люди как-то поверили, что что-то можно сделать ... сейчас собираются деньги, активно идут.»). ППМИ активизирует местное население, вовлекает граждан в решение вопросов местного значения, снижает иждивенческие настроения («.просто люди начинают понимать, что, для того, чтобы отремонтировать Дом культуры, есть два пути: правильный - это собраться и поучаствовать, а неправильный - написать письмо и ждать, когда кто-нибудь придет и все сделает.»).

Позитивные результаты реализации ППМИ требуют дальнейшего использования механизмов инициативного бюджетирования в практиках МСУ при решении местных проблем. На региональном и муниципальном уровне необходимо создать институциональные, правовые и организационные основы применения инструментов инициативного бюджетирования - вовлечение граждан в процесс отбора, реализации, финансирования, общественного контроля проектов, организация площадок для обмена опытом и сетевого общения участников проектов инициативного бюджетирования и организация комплекса образовательных семинаров и конференций.

Список литературы:

1. Вагин В.В., Гаврилова Н.В., Шаповалова Н.А. Практики инициативного бюджетирования в деятельности муниципальных органов власти / В.В. Вагин, Н.В. Гаврилова, Н.А. Шаповалова // Власть. - 2015. - № 12. - С. 42-47.

2. Вагин В.В., Шаповалова Н.А., Гаврилова Н.В. Анализ и систематизация лучшей российской и зарубежной практики вовлечения граждан в бюджетные инициативы / В.В. Вагин, Н.А. Шаповалова, Н.В. Гаврилов // Инициативное бюджетирование в Российской Федерации. Материалы Всероссийской конференции по инициативному бюджетированию. Выпуск 1. - М.: НИФИ, 2015. - С. 38-153.

3. Долгов В.М., Долгова Г.Н. Политические проблемы местного самоуправления в современной России / В.М. Долгов, Г.Н. Долгова // Власть. -2012. - № 8. - С. 54-58.

4. Егоров И.И. ППМИ в Тверской области: цели, эффекты и перспективы развития [Электронный ресурс] / И.И. Егоров // Бюджет. Финансово-экономический журнал. - 2015. - № 4 (149). - Режим доступа: http://bujet.ru/ar-ticle/274474.php.

Социологические науки

127

5. Сентомер И., Херцберг К., Реке А., Аллегретти Д. Кросс-национальные модели гражданского участия: кейс партиципаторного бюджетирования / И. Сентомер, К. Херцберг, А. Реке, Д. Аллегретти // Инициативное бюджетирование в Российской Федерации. Материалы Всероссийской конференции по инициативному бюджетированию. Выпуск 1. - М.: НИФИ, 2015. -С. 5-37.

ПРОБЛЕМА АВТОНОМНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© Майкова Э.Ю.* *, Симонова Е.В.*

Тверской государственный технический университет, г. Тверь

В статье исследуется проблема автономности современных российских муниципальных образований. Выявляются факторы, лимитирующие реализацию принципа автономности местного самоуправления. Представлены данные экспертного опроса, проведенного авторами в Тверском регионе (2015 г.).

Ключевые слова местное самоуправление, автономность муниципальных образований, полномочия, бюджетно-материальная база.

Одним из важнейших вопросов политического развития современной России является создание эффективной системы демократического местного самоуправления (МСУ). В качестве основной задачи государственных и общественных структур, осуществляющих работу в этом направлении, выступает обеспечение выборности, подотчетности и транспарентности деятельности органов МСУ, максимальное вовлечение рядовых граждан в процесс принятия и реализации политических решений на местном уровне, формирование муниципальной автономии, без которой существование федеративного государства становится весьма проблематичным.

Развитие современной российской системы местного самоуправления инициируется, прежде всего, органами государственной власти. Начиная с 1993 г. принцип местного самоуправления провозглашен в качестве основополагающих основ конституционного строя Российской Федерации. Конституция РФ определяет самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.) дополняет конституционные положения. Местное самоуправление, согласно ФЗ № 131, -

* Проректор по учебно-воспитательной работе, заведующий кафедрой Социологии и социальных технологий, кандидат исторических наук, доцент.

* Доцент кафедры Социологии и социальных технологий, кандидат социологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.