Соколова Елизавета Сергеевна
доктор экономических наук, профессор, профессор департамента мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: [email protected]
Торопова Наталья Валентиновна
кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: [email protected]
Участие России в международной торговле: принципы и опыт
В статье рассматриваются вопросы роли и места России в международной торговле. Анализируются принципы поддержки государством развития международных торговых связей. Обозначены инструменты поддержки экспорта, используемые экономически развитыми странами.
Ключевые слова: международная торговля, принципы международной торговли, конкуренция, государственная поддержка экспорта.
Для цитирования: Соколова Е.С., Торопова Н.В. Участие России в международной торговле: принципы и опыт // Мировая экономика и мировые финансы. 2022. Т. 1. № 1. С. 5-12. DOI: 10.24412/2949-6454-2022-0010
Elizaveta S. Sokolova ©
Doctor of Economics, Professor,
Professor of the Department of World Economy and World Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation
Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: [email protected]
Natalya V. Toropova &
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of World Economy and World Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation
Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: [email protected]
Russia's participation in international trade: principles and experience
The article discusses the role and place of Russia in international trade. The principles of state support for the development of international trade relations are analyzed. Export support tools used by economically developed countries are indicated.
Keywords: international trade, principles of international trade, competition, government support for exports. JEL Classification: F10, F40
For citation: Sokolova E.S., Toropova N.V. Russia's participation in international trade: principles and experience. World Economy and World 5
Finance, 2022, vol. 1, no. 1, pp. 5-12. DOI: 10.24412/2949-6454-2022-0010
Проанализировав опыт некоторых стран и обозначив основную линейку эффективных финансовых инструментов поддержки международной торговли и экспорта в первую очередь, следует обозначить принципы, на которых придерживается Россия в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Принципы поддержки международной торговли в России включают:
Соблюдение международных правил и норм: Россия придерживается норм и правил, установленных ВТО и другими международными организациями, чтобы обеспечить взаимовыгодные условия для торговли.
Привлечение иностранных инвестиций: Россия создает благоприятную инвестиционную среду для привлечения иностранных инвестиций, что способствует развитию внешней торговли.
Защита прав интеллектуальной собственности: Россия усиливает меры по защите прав интеллектуальной собственности, чтобы обеспечить справедливые условия конкуренции и увеличить доверие иностранных партнеров.
Процесс реализации основных концептуальных принципов нашел отражение в государственной программе РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности», которая является частью общегосударственной системы планирования внешнеэкономической деятельности.
Основная цель программы — создание условий для устойчивого экономического роста страны на основе развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций. Программа основывается на таких принципах, как открытость рынков, защита российских экономических интересов в международных отношениях, поддержка российских компаний на зарубежных рынках, укрепление позиций страны в мировой экономике.
В рамках программы предусмотрены следующие мероприятия:
Обеспечение условий для развития экспорта товаров и услуг, включая поддержку экспортных компаний, улучшение логистической инфраструктуры, совершенствование механизмов финансирования экспорта;
Привлечение иностранных инвестиций, в том числе через создание привлекательной инвестиционной среды, поддержку инвестиционных проектов, оценку инвестиционной привлекательности различных секторов экономики;
Развитие международного сотрудничества, включая подписание и реализацию международных договоров, участие в международных организациях, организацию визитов зарубежных делегаций, проведение выставок и ярмарок;
Создание и развитие торгово-экономических, инвестиционных и научно-технических связей с другими странами, развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества.
В рамках программы также предусмотрены механизмы контроля и оценки эффективности ее реализации, а также улучшение механизма межведомственного взаимодействия и координации действий при реализации мероприятий
Одним из приоритетов деятельности России в организации конкурентоспособной системе международной торговли является развитие гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта к 2021 г., включая расширенное предэкспортное, экспортное и, при необходимости, акционерное финансирование, лизинг и долгосрочные меры поддержки.
При этом, актуальное значение имеет, также, и дальнейшее развитие линейки нефинансовых инструментов поддержки экспортеров, расширения региональной сети взаимодействия с экспортерами и развития электронных сервисов. В этих условиях существенное значение приобретает исследование зарубежной практики функционирования финансовой линейки поддержки экспорта, при этом с учетом процесса восстановления индустриализации мировой экономики, в т.ч. как развитых, так и зарубежных стран.
Процесс ориентирования развитых стран на специализацию в экспорте на услуги и финансовые ресурсы, интеллектуальную собственность, соответствующим образом будет отражаться на механизме поддержки экспорта и используемом инструментарии. Существенную роль начинает играть промышленная политика (ПП), которая как правило определяется как отраслевая политика, нацеленная на повышение национальной конкурентоспособности промышленного сектора в мировой экономике и соответственно на связанную с этим структурную трансформацию промышленного потенциала страны. С другой стороны, такая постановка вопроса должна быть скорректирована на рыночную систему национального хозяйства и совместимость методов и инструментов трансформирования с правилами и нормами ВТО. Симптоматично, что если в процессе стимулирования формирования так называемого глобального мирового хозяйства, регулируемого из единого центра, упор делался в ПП на вертикальную кооперацию, где лидерами 6 выступали ТНК и ТНБ, и проистекающую из нее формирование глобальны цепочек стоимости
(ГЦС), то процесс стимулирования восстановления реального сектора в индустриальных странах обусловливает постепенное развитие горизонтальной кооперации. Соответственно должен трансформироваться и процесс поддержки производимой экспортной продукции. Другими словами, для реализации новой промышленной индустриализации должна быть создана новая нормативно-правовая база и механизмы стимулирования и поддержки, предполагающие меры по устранению «провалов рынка». Российский экспортный центр, учитывая новые тренды развития мировой экономики и реализуя национальный проект «Международная кооперация и экспорт» нацелен на удвоение к 2024 г. объема несырьевого экспорта до 250 млрд долл. при этом акцентируется внимание на экспорт машиностроения. В этой связи запускается новый формат работы - проектные мастерские, каждая из которых будет работать по одному из ключевых направлений развития экспорта России.
Особую роль в исследовании международного опыта финансовой поддержки экспорта за рубежом играет организационная форма предпринимательства — малый и средний бизнес (МСП), компании крупного бизнес, реализующие крупномасштабные проекты комплектного строительства и поставок оборудования, преимущественно в развивающиеся и трансформирующие свою экономики страны.
Субсидии являются основным инструментом, используемым, практически, всеми странами как форма поддержки экспорта. Согласно правилам ВТО, в частности Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ) к субсидиям относятся формы поддержки, осуществляемые государством или госорганизацией, которые реализуются в форме госсубсидии, налоговых льгот, налоговых вычетов, предоставления финансирования на нерыночных условиях, включая льготные кредиты и гарантии, государственные закупки по завышенным ценам и пр. В соответствии с положениями ССКМ ВТО запрещаются меры поддержки, искажающие справедливую конкуренцию с другими странами-членами ВТО, в т.ч. экспортные и импортозамещающие субсидии, направляемые на цели приобретения национальной продукции вместо импортируемой.
Ряд стран. в т.ч. России и страны ЕС не рассматривают в виде субсидий ряд форм финансовой поддержки, в т.ч. налоговые льготы, гарантии, определив в национальном законодательстве из в качестве отдельными видами поддержки экспорта.
Рассматривая инструменты государственной поддержки экспорта по линии ОЭСР странам, следует отметить, что они направлены на помощь странам, приобретающим объекты крупномасштабного производства, имеющие государственное значение (промышленное оборудование, объекты промышленного производства и т.д.).
Проведенный анализ гарантий, используемые в ведущих государствах-членах ОЭСР позволил представить следующую систематизацию:
Export Development Canada (EDC) — канадское экспортно-кредитное агентство, предлагающее инновационные коммерческие решения, чтобы помочь канадским экспортерам и инвесторам расширить свой международный бизнес. EDC предоставляет услуги по финансированию и управлению рисками более чем 8 200 канадским экспортерам и инвесторам на 200 рынках по всему миру, с 17 офисами во всех провинциях Канады и постоянными представительствами на 12 иностранных рынках., EDC, полностью принадлежащая правительству Канады, действует по поручению федерального правительства и финансирует свою деятельность, взимая плату за свои услуги и проценты по кредитам, а также выпуская долговые обязательства на рынках капитала. Продукты и услуги EDC включают страхование, финансирование канадских компаний и их иностранных клиентов, информацию о возможностях на международных рынках, страхование рисков. EDC работает в соответствии с корпоративным планом, который ежегодно утверждается федеральным правительством. Продукты, предоставляемые EDC, включают в себя: Страхование политических рисков (PRI); Страхование от контрактов (CFI); Гарантия финансовой безопасности (ФСГ); Гарантия на обмен валюты (FXG).
США: Страхование экспортных кредитов; Предоставление гарантий по экспортным кредитам. Использование прямых экспортные кредиты.
Германия: Страхование экспортных кредитов; Предоставление гарантий по экспортным кредитам; Страхование инвестиций за рубежом. Использование прямых экспортные кредиты; Субсидирование процентов по экспортным кредитам.
Французская страховая компания Compagnie Française d'Assurance for le Commerce Extérieur (COFACE), являющаяся дочерней компанией Natixis, является глобально действующим кредитным страховщиком, предлагающим компаниям защиту от риска финансового дефолта своих клиентов, как на внутреннем рынке, так и на внешнем рынке, в т.ч. при экспорте. Coface публикует каждый квартал свои оценки странового риска для 157 стран мира на основе своих оценок об уровне финансовой стабильности и платёжеспособности компаний, в т.ч. на базе инфор- 7
мационных данных своих 250 андеррайтеров. Во Франции Coface управляет государственными экспортными гарантиями от имени и по поручению французского государства, действующего как Агентство экспортных кредитов Франции. Coface предоставляет гарантии или страхование дебиторской задолженности, возникающей в результате продажи коммерческих товаров и услуг на условиях кредитования на 30-60 дней. Имеет место и практика, применимая при экспорте компаний, специализирующихся на внешнеторговой деятельности, в качестве альтернативы побуждения иностранного покупателя открывать аккредитив, в т.ч. на более длительное время, чем 30-60 дней; выдает государственные гарантии при экспорте французских корпораций; оказывает в разрешенных формах международную поддержку экспортерам. Продукты, предоставляемые Coface, включают в себя: определение уровня рисков и защиту от политических рисков; страхование инвестиций; гарантия рефинансирования; финансирование проекта.
Одновременно во Франции функционирует Agence Française de Développement (AFD) — французское международное агентство развития - государственное учреждение, обеспечивающее финансирование развития. Оно специализируется на финансовой деятельности, финансирует проекты для обеспечения устойчивого развития, осуществляемые местными органами власти, государственными компаниями, а также частным и ассоциированными компаниями на пяти континентах мира, при этом приоритетно выступает Африка, в проекты, реализуемые французскими компаниями на территории континента, реализуется около 2/3 финансовых средств AFD. Эти проекты направлены на развитие городов и инфраструктуры, на развитие сельских районов, промышленность, трансформирование финансовых систем, а также, на образование и здравоохранение. AFD предлагает широкий спектр финансовых инструментов: субсидии, гарантии, пакеты акций и все виды вспомогательных и коммерческих кредитов в каждом конкретном случае. AFD может предоставить гарантии для операций, направленных на повышение мобилизации местных ресурсов. Эти гарантии также позволяют снизить риск, связанный с выпуском облигаций в местной валюте. Финансирование предоставляется в условиях гарантирования политических рисков или невыполнения иностранными государствами своих обязательств, что оговаривается дополнительными пунктами в соответствующих договорах. Вся эта деятельность осуществляется согласно правилам ДОЭК ОЭСР.
Управление официальной системы экспортных кредитных гарантий Федеративной Республики Германия передано консорциуму, в который входят Euler Hermes Kreditversicherungs-AG и PricewaterhouseCoopers AG Wirtschaftspru-fungsgesellschaft (PwC). Эти компании были уполномочены рассматривать все заявления, касающиеся экспортных кредитных гарантий от имени федерального правительства. Межведомственный комитет (ММС), в состав которого входят Федеральное министерство экономики и энергетики, Федеральное министерство финансов, Федеральное министерство иностранных дел и Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития принимают решения по основным и принципиально важным для промышленной политики ФРГ вопросам покрытия, предоставление гарантий, выдачи кредитов под экспортную деятельность.
Федеральные экспортные кредитные гарантии выдаются Euler Hermes, который осуществляет деятельность от имени и за счет федерального правительства. Они являются как краткосрочными, так и среднесрочными/долгосрочными экспортными кредитными гарантиям (покрытие кредитного риска поставщика и покупателя), реализуют практику кредитования и гарантирования пред экспортного оборота, включая покрытие риска предотгрузочного риска. Euler Hermes выступает в качестве ведущего партнера в этом консорциуме, что объясняет его известность в деловом мире под термином «покрытие Hermes»
Схема гарантирования инвестиций в ФРГ ориентирована на предоставление гарантий для имеющих приоритетное значение для ПП политики в части прямых иностранных инвестиций немецких предпринимателей, защищая их от политических рисков. Бюджетная ответственность за эту схему гарантий лежит на правительстве Германии. Страхование экспортных кредитов защищает компании от убытков из-за неплатежей по политическим и коммерческим причинам. Политическими причинами убытков могут быть, помимо отсутствия твердой валюты в стране покупателя, войны, гражданские беспорядки или мораторий на платеж, введенный правительством. Коммерческими причинами убытков являются невыплата платежа клиентом или, например, его несостоятельность. g Страхование экспорта и инвестиций в Японии осуществляется зарегистрированным адми-
нистративным агентством правительства Японии — Nippon (NEXI). Оно предоставляет услуги по
страхованию торговли и инвестиций для содействия и развития международного бизнеса японских компаний. Деятельность Nippon покрывает до 97,5% политических рисков и 95% коммерческих рисков. Правительство перестраховывает договор страхования, подписанный NEXI, проводя свою деятельность в рамках договоренностей Консенсуса ОЭСР (ДОЭК).
С момента своего создания в 1950 г. программа торговли и страхования осуществлялась непосредственно правительством и играла важную роль в поддержке и развитии экспорта японских компаний за рубежом. Все операции, связанные с программой, проводятся NEXI, а правительство (Министерство экономики, торговли и промышленности: «METI») отвечает за общее планирование и переговоры между странами с точки зрения торговой политики Японии в целом. Страхование иностранных инвестиций имеет ту особенность, что покрывает убытки, понесенные японской компанией с дочерними предприятиями или совместным предприятием в другой стране. Убытки возникают, когда соответствующая дочерняя компания или совместное предприятие вынуждены прекратить свою деятельность из-за войны, терроризма или форс-мажорных обстоятельств, таких, как стихийное бедствие. Страховка также покрывает убытки, понесенные, когда японская компания не может перевести дивиденды в Японию из-за запрета обмена иностранной валюты или приостановления перевода. Страхование инвестиций и кредитов при разработке природных ресурсов и поставке энергетики покрывает риски, связанные с проектами освоения зарубежных ресурсов. Отражая профиль риска проекта, страхование имеет более низкие ставки премий и широкий спектр покрытия рисков по сравнению с существующими услугами. Страхование обеспечивает покрытие более ранних займов, субординированных займов и инвестиций.
UK Export Finance (Великобритания) — это оперативное название Департамента гарантии экспортных кредитов (ECGD), Агентства экспортных кредитов Великобритании (ECA). Оно функционирует как министерское подразделение Департамента бизнеса, инноваций, подотчетное государственному секретарю указанного Департамента. Цель ECGD состоит в том, чтобы оказать содействие в реализации пП, в трансформировании экономики Великобритании, помогая экспортерам британских товаров и услуг продвигать достаточно эффективно свой бизнес и результативно инвестировать за рубежом, предоставляя гарантии, страхование и перестрахование от убытков, принимая во внимание более широкую международную политическую программу правительства Великобритании. Руководство ЕЦБ (ЕС) обязано работать в тесно координации с Департаментом бизнеса, инноваций и навыков, обеспечивая безубыточность деятельности UK Export Finance и, взимая с экспортеров премию на уровнях, соответствующих предполагаемым рискам и затратам в каждом конкретном случае. Страхование иностранных инвестиций в Великобритании ориентировано на покрытие убытков инвесторов по иностранным инвестициям, возникающих из-за политических рисков. Основная часть деятельности ECGD заключается в предоставлении долгосрочных кредитов для поддержки экспорта товаров так называемой группы «капитального характера», т.е., для экспорта самолетов, мостов, оборудования и услуг. Это обеспечивает британским компаниям эффективное участие в крупных зарубежных проектах, таких как строительство нефте- и газопроводов, предприятий производства нефтепродуктов, а также и модернизации больниц, аэропортов и электростанций.
Экспортно-импортный банк США (ExIm Bank) является официальным экспортно-кредитным агентством федерального правительства США и работает на условиях самоокупаемости. Американский Экс-ИмБанк стал независимым агентством в рамках исполнительной власти Конгресса с целью финансирования и страхования иностранных закупок товаров США для клиентов, которые не могут или не хотят принимать кредитный риск на себя. Миссия Банка заключается в создании и поддержании рабочих мест в США путем финансирования продаж американского экспорта международным покупателям. Эксимбанк не конкурирует с кредиторами частного сектора, а обеспечивает финансирование операций, которые не состоялись бы при участии исключительно коммерческих кредиторов, поскольку они были либо не в состоянии, либо не имеют намерения принимать политические или коммерческие риски, присущие тем или иным сделкам. Эксимбанк предоставляет гарантии оборотного капитала (пред экспортное финансирование); страхование экспортных кредитов; и кредитные гарантии, и прямые кредиты (финансирование покупателя).
Среднесрочная и долгосрочная кредитная гарантия в США осуществляется Корпорацией зарубежных частных инвестиций (OPIC), которая является институтом финансирования развития правительства США. Она мобилизует частный капитал для решения критических проблем в области развития и, тем самым, продвигает внешнюю политику США, поощряя развитие в регионах, которые испытали нестабильность или конфликт, но в то же время предлагает возможности для роста, в т.ч. например в таких регионах как Ближний Восток и Северная Африка, 9
Юго-Восточная Азия и др. ОР1С работает на самоокупаемой основе без каких-либо чистых затрат для американских налогоплательщиков. Характерно, что выбор региона и формы взаимодействия с компаниями из зарубежных стран строго регламентирован политикой Конгресса США и Государственным Департаментом США. Использование положений ДОЭК ОЭСР часто нарушается, если это отвечает политическим или экономическим интересам США. ОР1С выполняет свою миссию, предоставляя инвесторам финансирование, гарантии, страхование от политических рисков и поддержку фондов прямых инвестиций. Страхование политических рисков ОР1С позволяет американским предприятиям использовать коммерчески привлекательные возможности на развивающихся рынках, снижая риски и помогая им конкурировать на мировом рынке. ОР1С помогает американским инвесторам защитить свои инвестиции в различных ситуациях, в том числе:
война, гражданские беспорядки, перевороты и другие акты насилия по политическим мотивам, включая терроризм;
экспроприация, включая расторжение, аннулирование и / или обесценение контракта и
др.;
ненадлежащее вмешательство правительства принимающей страны, в т.ч. введение ограничений на конвертацию и перевод доходов в местной валюте за пределы страны.
Традиционное банковское финансирование, которое обычно используется малыми и средними (МСП) предприятиями, фактически создает проблемы для некоторых категорий МСП и не является наиболее подходящей формой финансирования на определенных этапах жизненного цикла фирмы.
В частности, долговое финансирование, по-видимому, не подходит для новых, инновационных и быстро растущих компаний с более высоким профилем риска-доходности и небольшим количеством залоговых активов, которые обычно сталкиваются с «разрывом роста капитала». Разрывы в капитале существуют также для компаний, стремящихся к интернационализации и осуществлению реструктуризации своей деятельности, в т.ч. в части изменения формы собственности и контроля, к механизмам привлечения капитала, и даже для перехода компаний малого бизнеса в категорию предприятий среднего размера. Глобальный финансовый кризис 2008-2009 гг. привел к тому, что банки ввели более строгие правила, кредитные ограничения, которые для МСП обусловливают уязвимость сектора МСП в части использования банковского кредитования для своего развития и осуществления экспортной деятельности.
Акционерное финансирование особенно перспективно для компаний с высокой доходностью и риском, таких как новые инновационные и быстрорастущие фирмы. Финансирование акций на начальном этапе может стимулировать создание и развитие фирм, в то время как другие инструменты участия в акционерном капитале, такие как специализированные платформы для публичного листинга МСП, могут предоставить финансовые ресурсы для ориентированных на рост МСП и выход на внешние рынки.
Одновременно в Принципах указывается, что для эффективного функционирования МСП на внешних рынках имеют место проблемы, ограничивающие потенциал банков по кредитованию малых предприятий, по использованию МСП небанковских финансовых инструментов. Многим предпринимателям и владельцам бизнеса не хватает финансовых знаний, стратегического видения, ресурсов, а иногда даже желания или осведомленности для успешного привлечения средств, помимо прямой задолженности.
Нежелание МСП применять альтернативные финансовые инструменты, в т.ч. в части использования акционерного капитала, часть связано с налоговым режимом в стране. Потенциальные инвесторы МСП сталкиваются с общей непрозрачностью финансового рынка, которая характеризуется большой информационной асимметрией и нехваткой прозрачных кредитных данных, отсутствием вариантов решения вопросов, а также регуляторными препятствиями. Вследствие этого финансовые инструменты для МСП часто работают на слабых неликвидных рынках с небольшим числом участников рынка, что снижает спрос со стороны МСП и препятствует потенциальным инвесторам.
Принципы указывают, что всем странам Двадцатки необходимо реформировать свои финансовые системы в части обеспечения финансирования для деятельности МСП и их успешного конкурирования на внешних рынках, в т.ч. рассматривать альтернативные инструменты финансирования как дополняющее, а не конкурентное банковскому финансированию. Хорошо функционирующая банковская система представляет собой предварительное условие для разработки большинства альтернативных инструментов финансирования, включая инновационные, в т.ч. как краудфандинг, когда необходима хорошо развитая инфраструктура для платежей и инфор-10 мация о кредитоспособности предпринимателей. Использование МСП, так называемого обще-
ственного (привлеченного с рынка) капитала, то развитие этой практики для МСП опирается на специализированные платформы, которые связывают ориентированные на рост компании с различными специализированными финансовыми институтами и поставщиками услуг. Это особенно важно для МСП, которые проводят небольшие транзакции и имеют потребность в консультациях на этапе выпуска / листинга на вторичном рынке. На публичных рынках акций в странах должны формироваться так называемые «экосистемы», специализирующиеся на МСП. Они состоят из инвестиционных банков, банков, специализирующихся на МСП, аналитиков, специалистов по продажам, брокеров, маркетологов и других консультантов, ориентированных на МСП, в том числе юридических и финансовых консультантов.
Использование этой модели согласно Принципам, обеспечит расширение спектра финансовых инструментов, доступных для МСП, в т.ч. при выходе на основе конкуренции на внешние рынки.
Хотя банковское финансирование будет по-прежнему иметь решающее значение для сектора МСП, необходим более диверсифицированный набор вариантов финансирования МСП для поддержки долгосрочных инвестиций и уменьшения уязвимости МСП к изменениям на кредитном рынке. В этом отношении акционерное финансирование особенно перспективно для компаний, которые ищут долгосрочные корпоративные инвестиции, чтобы поддержать инновации, создание стоимости и рост (табл. 1).
Таблица 1 — Альтернативные методы внешнего финансирования для МСП и предпринимателей
Низкий риск / доход Низкий риск / доход Средний риск / доход Высокий риск / доход
Финансы на основе активов Альтернативные долговые Инструменты «Гибридного» характера Инструменты долевого участия
Кредитование под активы Корпоративные облигации Субординированные займы / облигации Частный капитал
Факторинг Секьюритизиро-ванный долг Пассивное участие Венчурный капитал
Финансирование заказов на закупку Обеспеченные облигации Займы прямого участия Бизнес-ангелы
Складские квитанции/ расписки Частные размещения Права на получение части прибыли Специализированные платформы для публичного листинга МСП
Лизинг Краудфандинг (долг) Конвертируемые облигации Краудфандинг (акционерный капитал)
Долговые фонды / Кредитные фонды Облигации с варрантами
Мезонинное финансирование
Источник: ОЭСР
В связи с вышеизложенным по выстраиванию финансовой линейки стимулирования участия МСП в предпринимательской активности и развития их экспортного потенциала, были выработаны следующие рекомендации, которые кратко можно свести в части, рассматриваемой в настоящей работе, к следующим:
повышение финансовой грамотности менеджмента МСП;
принимая во внимание профиль МСП, государственно поддерживать развитие конкретных «экосистем» для финансирования МСП на (государственных и частных) фондовых рынках, использования не долговых финансовых инструментов, в т.ч., сокращая неравенство, которое имеет место в арбитражных процессах, применение дифференцированных налоговых режимов для определенного вида деятельности МСП. Сделать акцент на стандартизации и гомогенизации видов деятельности и организационных форм МСП;
развитие государственных программ для привлечения частных ресурсов. Анализ зарубежного опыта по использованию линейки финансовых инструментов регулирования международной торговли, позволяет акцентировать внимание на таких аспектах, как налоговые льготы, гарантии и пр., разрешенные в рамках ВТО.
Налоговые льготы представляют собой, также, инструмент стимулирования экспорта, особенно реализуемого в рамках проводимой индустриализации национальных экономик стран ОЭСР, в т.ч.:
налоговое освобождение (например, на прибыль на определенный срок);
зачет расходов по повышенному коэффициенту- налоговый вычет, снижающий налогооблагаемую базу, в т.ч. применяемый по расходам по НИР или НИОКР;
ускоренная амортизация;
«патентный ящик» — снижение ставки налога на прибыль, полученную от использования объектов интеллектуальной собственности (патентов или лицензий).
Ключевым отличием выступает размер льготирования и сроки, что определяется в каждом конкретном случае и задачами развития национальной экономики и ее ориентированности на повышение доли промышленного экспорта во внешнеторговой деятельности.
Льготные кредиты — это займы, предоставляемые на нерыночных условиях, как правило либо институтами развития (госбанки, экспортные агентства, фонды и пр.), либо в рамках государственного субсидирования части процентных платежей по кредитам.
Помощь по спасению и реструктуризации предприятий (или политика в виде R&R), направленная на вывод хозсубъекта из предбанкротного состояния на уровень восстановления финансовой устойчивости, в т.ч. привлекая иностранного (в т.ч. государственного) инвестора и используя возможности реализации на внешнем рынке излишних активов или имущества.
Гарантии предоставляются как правило банками, но имеют место при экспорте и гарантии кредитных учреждений, уполномоченных государством для этой деятельности. Характерно, что банковская гарантия как правило охватывает 100% гарантируемой суммы, гарантия же кредитных учреждений выдается на максимально до 75% суммы, т.к. присутствует принцип обеспечения солидарной ответственности экспортера за платежеспособность его покупателей. Гарантии в Бразилии со стороны FUNPROGER. Garantieserra направлены на экспорт МСП, в Венгрии Garantiga Hitelgarancia — на МСП и предприятия АПК, в Индии CGTMSE, ECGC of India — на МСП и экспорт, в Канаде Canada Small Business Financing Program — на инвестиции за рубежом, отвечающие задачам экономической политики и инновационности, в Японии CGC — на 100% всех промышленно ориентированных займов.
Литература
Инвестиции как ключевой фактор перехода к устойчивому развитию. Монография / Терская Г.А., Чувахина Л.Г., Федюнин А.С., и др. Москва, 2019. 248 с.
Козлова Е.И., Горшкова А.Д. Роль посредничества в международной торговле // Заметки ученого. 2020. № 1 (44). С. 112-115.
Умнов В.А., Макарова Е.Б. Понятие хозяйствующего субъекта и его роль в развитии российской промышленности // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 86. С. 74-88.
References
Investments as a key factor in the transition to sustainable development. Monograph. Terskaya G.A., Chuvakhina L.G., Fedyunin A.S., etc. Moscow, 2019, 248 p. (In Russian)
Kozlova E.I., Gorshkova A.D. The role of mediation in international trade. Notes of a scientist, 2020, no. 1 (44), pp. 112-115. (In Russian)
Umnov V.A., Makarova E.B. The concept of an economic entity and its role in the development of Russian industry. State Administration. Electronic newsletter, 2021, no. 86, pp. 74-88. (In Russian)