Адаптация государственной поддержки экспорта Франции к условиям пандемии
Лилия Сергеевна РЕВЕНКО,
доктор экономических наук, профессор, МГИМО (У) МИД России (119454, Москва, проспект Вернадского 76), кафедра МЭО и ВЭС им. Ливенцева, профессор, Email: [email protected]; Николай Сергеевич РЕВЕНКО, кандидат политических наук, Финансовый университет при Правительстве РФ (125993 Москва, Ленинградский проспект, дом 49), Институт исследований международных экономических отношений -ведущий научный сотрудник, Email: [email protected]
Аннотация
Эволюция государственной поддержки экспорта во Франции в последнем десятилетии затронула как институты, так и инструментарий стимулирования национального экспорта. В частности, созданы специализированные структуры, применяющие финансовые и нефинансовые меры поддержки в рамках дозволенных членством в ЕС, ВТО, ОЭСР. Снижение объемов экспорта и изменение его географической и товарной структуры вследствие пандемии COVID-19 вынудило правительство принять дополнительные меры поддержки. Реализация Плана поддержки французских предприятий-экспортеров, принятого в 2020 году, дала определенный положительный результат на фоне некоторого улучшения экономического положения страны и роста экономической активности в мире.
Ключевые слова: экспорт Франции, институты поддержки экспорта, меры регулирования, пандемия COVID-19, дополнительные меры поддержки.
Adjustment of Government Support for French Exports to the Pandemic Context
Lilia Sergeyevna REVENKO,
Doctor of Economic Sciences, Professor, Moscow State Institute of International Relations (University) of the MFA of Russia (76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454 Russia) - Professor of the
Nikolay Liventsev Department of International Economic Relations and Foreign Economic Affairs,
E-mail: [email protected];
Nikolay Sergeyevich REVENKO,
Candidate of Political Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradskiy prospekt, Moscow, 125993 Russia) - Lead Researcher of the Institute for Research of International Economic Relations, E-mail: [email protected]
УДК :339.564(44): ББК: 65.428; Р32
DOI: 10.24412/2072-8042-2021-10-49-65
10 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
49 Q
Abstract
The evolution of government support for exports in France in the last decade has affected both institutions and tools for promoting national exports. In particular, specialized institutions have been created that apply financial and non-financial support measures within the limits permitted by membership in the EU, WTO, OECD. The decline in export volumes and the change in its geographical and commodity structure due to the COVID-19 pandemic forced the government to take additional support measures. The implementation of the Plan for the support of French exporters, adopted in 2020, produced certain positive results against the background of some improvement in the country's economic situation and growth in economic activity in the world.
Keywords: French export, export support tools, regulatory measures, pandemic COVID-19, additional support measures.
Регуляторная функция государства трансформируется по мере изменения условий и факторов развития мировой экономики в целом и адаптации страны к этим изменениям. Для современного этапа, характеризующегося совокупностью экономических, политических, технологических и социальных трансформаций, специфика национального и наднационального регулирования внешнеторговых процессов проявляется в изменениях концептуального характера. Главной причиной этого можно считать сочетание сложившихся условий развития мировой экономики и воздействия пандемии COVID-19.
В 2020 г. экономическое положение всех стран ухудшилось. В докладе ООН «Мировое экономическое положение и перспективы 2021» отмечено сокращение экономического роста в 2020 г. на 4,3%, что в 2,5 раза больше, чем во время кризиса 2009 года (1,7%). При этом в развитых странах снижение объема производства было максимальным - 5,6% по сравнению с развивающимися странами - 2,5%1. Сокращение мировой торговли на 7,6%2 при сбоях в глобальных производственно-сбытовых цепочках усилило проблематику поддержки национальной экономики в целом и ее внешней составляющей. В этих условиях государства предприняли беспрецедентные меры стимулирования экономики, объем которого составил 12,7 трлн долл. США, включая 5,9 трлн на дополнительные расходы и 5,8 трлн на поддержку ликвидности3.
В сложившихся условиях можно отметить не просто повышение внимания государства к внешнеторговым процессам, но и в определенной степени изменение концепций регулирования.
Все вышесказанное в полной мере относится к Франции, внешняя торговля которой является одним из важных секторов национальной экономики. Начиная с 2004 г. внешнеторговый оборот Франции имеет устойчивую тенденцию к росту. Лишь в кризисные 2009 г. и 2020 г. было зафиксировано его снижение по сравнению с предыдущим периодом. В первые годы XXI века объемы экспорта и им-
^ 50
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2021
порта были практически одинаковыми, но затем сформировалось отрицательное сальдо торгового баланса (см. рисунок 1).
2000 2001 2002 ZOOE! 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 201S 2019 20 20 -----Объем экспорта ФОБ -Объем импорта ФОБ
Рис. 1. Динамика экспорта и импорта Франции в 2000-2020 гг. (в млн евро) Fig. 1. French Exports and imports developments in 2000-2020 (Million euro) Источник: Le chiffre du commerce extérieur. Analyse annuelle 2020. Données complémentaires. URL: https://lekiosque.finances.gouv.fr/fichiers/Etudes/Thematiques/Data_Analyse_An_ A2020.xls.
Основные товары французского экспорта - продукция агропродовольственного сектора (11,2% общего объема в 2020 г.), автомобили (9,7%), продукция химической, фармацевтической и авиационной промышленности (соответственно 9,2%, 8,4% и 8,4%), машины и оборудование (8,2%), информационные технологии и электроника (6,4%), металлы и изделия из них (6,2%), текстиль и одежда (6,1%). Важными статьями экспорта являются также электрооборудование и бытовая техника, каучук и пластмассы, парфюмерия и косметика. При этом с 8,7% в 2000 г. до 11,2% выросла доля продукции агропродовольственного сектора, с 4,0% до 8,4 -фармацевтической продукции и с 2,2% до 3,8% - парфюмерии и косметики. Одновременно снизилась доля автомобилей с 13,2% до 9,7%, электроники с 12,3% до 6,4%, металлов и изделий из них с 7,3% до 6,2%, древесины и бумаги с 2,7% до 1,9%. Доля продукции авиационной промышленности в 2010 г. возросла с 6,7% до 10,9%, но в 2020 г. снизилась до 8,4%4.
Основным рынком сбыта французских товаров является Европейский союз -53,7% общего объема внешних поставок (в т.ч. Германия 14,5%, Италия 7,7% и Испания 7,4%). Остальные 46,3% приходятся на другие страны Европы - 14,5% (в т.ч. Великобританию 6,5%), Азии - 13,2% (в т.ч. Китай 4,2%), Америки - 10,7% (в т.ч. США 7,7%), Африки - 5,3% и Ближнего Востока - 2,6%5 (см. рисунок 2).
10 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
51 Q
ЕС хЕаропабезЕС :: Азия -Америка :Африка - Ближний Восток
Рис. 2. Географическая структура экспорта Франции (в %)
Fig.2. French Geographic Export Structure (per cent)
Источник: Le chiffre du commerce extérieur. Analyse annuelle 2020. - Paris: Douanes & droits indirects, Statistique publique, 2021. - P. 17. URL: https://lekiosque.finances.gouv.fr/fich-iers/Etudes/Thematiques/A2020.pdf.
Во Франции сложилась довольно эффективная система поддержки экспорта, которая в последнее десятилетие, еще до пандемии, претерпела несколько этапов преобразований. Реформированию были подвержены институты поддержки экспорта и инструментарий в рамках соответствующих программ. В частности, в 2014 г. Министерству иностранных дел и международного развития был подчинен Государственный секретариат по вопросам внешней торговли, а в 2015-2018 гг. реализована программа «Проводите таможенное оформление во Франции» (Dédouanez en France), нацеленная на упрощение таможенных формальностей, в т.ч. посредством создания одного национального окна таможенного оформления, повышение привлекательности Франции и сопровождение французских компаний на международном уровне. В 2018 г. принят Стратегический план развития экспорта и интернационализации сельскохозяйственного, продовольственного, деревообрабатывающей промышленности и продукции из органических источников на 2018-2022 гг.6
Среди созданных и реформируемых в это время специализированных институтов можно выделить агентства по развитию и сопровождению бизнеса внутри страны и за рубежом, банковские и страховые структуры, учебные организации.
^ 52
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2021
Государственное агентство по международному развитию бизнеса Business France, созданное в 2015 г., имеет 92 отделения в 72 странах. Его основными задачами являются: консультирование экспортеров по вопросам нормативной правовой базы зарубежных стран, изменения ситуации на рынках; поиск партнеров и содействие в установлении контакта с ними; поиск информации о проведении международных тендеров. Для выполнения работы за рубежом в интересах французских компаний агентство привлекает добровольцев в возрасте от 18 до 28 лет в рамках программы «Международная добровольческая деятельность на предприятиях» (Volontariat International en Entreprise - V.I.E.).
В русле намеченных в это время целей в 2013 г. был создан Государственный инвестиционный банк (Banquepublique d'investissement - Bpifrance), задачей которого является финансирование и развитие бизнеса с акцентом на поддержку малых, средних и инновационных предприятий. Применительно к поддержке экспорта он предоставляет кредиты французским экспортерам и иностранным покупателям французской продукции и финансовые гарантии на кредиты, выданные коммерческими банками, предоставляет гарантии на залог, вносимый участниками международных тендеров. Через созданную в 2017 г. его дочернюю компанию Bpifrance Assurance Export предоставляются государственные экспортные гарантии.
Организационным изменениям была подвержена сеть торгово-промышленных палат (ТИП), включающая ТПП Франции (CCI France), через которую осуществляется взаимодействие с правительством, сеть ТПП на национальном, региональном и местном уровнях7, а также Торгово-промышленную палату за границей (La Chambre de Commerce et d'Industrie à l'étranger - CCI International), объединяющая и управляющая 126 международными французскими торгово-промышленными палатами в 96 странах8. Помимо основной задачи - отстаивания интересов своих членов, их деятельность направлена на экономическое развитие территорий, оказание содействия предприятиям посредством проведения экспертной оценки экспортных сделок и в составлении их планов действий.
В связи с передачей в 2016 г. вопросов оказания государственной поддержки в ведение Bpifrance преобразования претерпела и деятельность Французской страховой компании для внешней торговли (Compagnie Française d'Assurance pour le Commerce Extérieur - Coface), осуществляющей страхование экспортных кредитов для защиты компаний от риска финансового банкротства.
Новым инструментом, созданным в 2018 г., является Team France Export, в рамках которого осуществляется координация действий государственных организаций, соответствующих региональных структур, ТПП, а также Business France, Bpifrance и Coface в целях развития экспорта французских компаний, прежде всего из числа малых и средних предприятий (МСП). Создание Team France Export позволило объединить в рамках одного механизма весь комплекс услуг по со-
10 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
53 Q
действию экспорту на всех стадиях реализации экспортного контракта, включая поиск покупателя, финансовое обеспечение сделки и предоставление страховых продуктов.
Деятельность Team France Export осуществляется через такие структуры, как: цифровая платформа, совместно используемая Business France, Bpifrance, ТПП и регионами, посредством которой объединены их усилия по государственному сопровождению и финансовому обеспечению экспортных сделок и на которой размещаются наиболее интересные предложения представителей частного сектора; «единый корреспондент» Team France Export за границей, под которым понимается формирование за рубежом сети из представителей государственных организаций и частных компаний, отобранных Business France, использующих одни и те же стандарты и информационные системы в целях поддержки экспорта; сеть «единых окон» во французских регионах для предоставления информации, в том числе о зарубежных рынках, и оказания услуг компаниям - как государственным, так и частным.
Еще одним элементом системы поддержки внешнеторговой деятельности во Франции является Главное управление казначейства (Direction générale du Trésor -DG Trésor), располагающее рядом инструментов оказания финансового содействия предприятиям и поддержки экспорта и осуществляющее координацию действий Business France, Bpifrance и Французского агентства развития (Agence Française de Développement). В его рамках также создана специализированная структура -Фонд изучения и помощи частному сектору (Fonds d'études et d'aide au secteur privé - FASEP), состоящая из FASEP études и FASEP innovation verte. Посредством первого подразделения осуществляется финансирование проведения технико-экономического обоснования экспортного проекта, а второго - демонстрации «зеленых» технологий для экспорта.
В январе 2020 г. в DG Trésor была создана платформа «Экспортный потенциал и поддержка интернационализации бизнеса» (Potentiels à l'Export et Soutien à l'Internationalisation des Entreprises - POESIE) для расчета экспортных возможностей по секторам экономики, позволяющая увидеть реальные объемы экспорта продукции 13 секторов и оценить торговый потенциал конкретных стран к 2024 году. Это, по мнению разработчиков, предоставляет французским компаниям возможность выявить страны и виды продукции, которые могут представлять интерес для развития экспорта.
Следует также отметить такой институт поддержки экспорта, как Национальный комитет консультантов по внешней торговле Франции (Comité National des Conseillers en Commerce Extérieur de la France - CNCCEF) - сеть из 2800 советников по внешней торговле (в т.ч. 1500 на французской территории), назначаемых указом премьер-министра сроком на 3 года из числа специалистов по междуна-
^ 54
Российский внешнеэкономический вестник
1G-2G21
родному сотрудничеству. Тесно взаимодействуя с ТПП за рубежом, французскими дипломатическими представительствами, Business France, Bpifrance, Coface, DG Trésor и Международным движением предприятий Франции (Mouvement des entreprises de France international - Medef International), они содействуют установлению контактов, оказывают разовые консультационные и другие услуги, организовывают семинары.
Во Франции применяются как финансовые, так и нефинансовые меры поддержки экспорта. Основным агентством, предоставляющим финансовую поддержку французским экспортерам, является Bpifrance. Экспортные кредиты в размере от 1 до 25 млн евро выдаются сроком на 3-10 лет с покрытием максимум 85% части контракта, связанного с поставками товаров за границу. На 95% суммы кредита предоставляется гарантия Bpifrance Assurance Export9.
Другой вид кредитования Bpifrance - международный заем на развитие в размере от 30 тысяч до 5 млн евро, предназначенный для МСП и предприятий среднего размера (ПСР)10, созданных не менее 3 лет назад и не испытывающих финансовых сложностей. Заем предоставляется сроком на 7 лет с фиксированной ставкой, и его погашение начинается с 3-го года. При этом вносится залог в размере 5% от суммы кредита, который возвращается после его полного погашения11.
Еще одним видом поддержки экспортеров является предоставление Bpifrance гарантий на риски, связанные с такими проектами французских фирм из числа МСП и ПСР за рубежом, как создание дочерней компании, увеличение капитала в уже созданной дочерней компании и покупка акций и ценных бумаг. Гарантии на увеличение капитала распространяются на покупку или подписку на акции или конвертируемые в акции ценные бумаги, ссуды в форме участия в акционерном капитале и заблокированные на срок более 3 лет авансы акционеров. Срок действия гарантии, покрывающей 50% понесенного убытка в размере не более 1,5 млн евро, - от 3 до 7 лет12.
DG Trésor реализует такую форму поддержки экспорта, как заключение от имени Франции с иностранным государством соглашения о предоставлении кредита в рамках инфраструктурного или сервисного проекта с существенным участием французских компаний. Компании, участвующие в его реализации, получают поддержку от французского государства, а иностранное государство возмещает Франции эти расходы на условиях, согласованных в ходе переговоров между ними. Такой вид поддержки осуществляется в виде льготного кредитования и прямого займа.
В рамках политики помощи в целях развития осуществляется льготное кредитование на сумму от 10 до 70 млн евро, посредством которого возможно финансирование до 100% стоимости убыточных проектов с долей французского участия не менее 70%. Срок погашения такого кредита - 40 лет, включая 12-летний льготный
10 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
55 Q
период. Основные положения соглашения, определяющего условия предоставления кредита, согласовываются между DG Trésor и правительством иностранного государства, а банк Natixis и министерство финансов иностранного государства уточняют его окончательные условия и подписывают соглашение. Процесс завершается подписанием коммерческого контракта между французской и зарубежной компаниями с его последующим подтверждением казначейством13. Кроме того, всем компаниям, но преимущественно МСП, через FASEP предоставляется возвращаемая субсидия или аванс в размере от 100 до 800 тыс. евро при условии, что французская доля в проекте составляет не менее 85%14.
Bpifrance через дочернюю компанию Bpifrance Assurance Export предоставляет также и страховые услуги, которые включают:
- страхование подготовки экспорта (расходы на маркетинговые исследования, рекламу, адаптацию продукции к требованиям рынка, зарубежные командировки, участие в ярмарках и т.д.);
- страхование сопровождения подготовки экспорта;
- страхование коммерческого контракта, реализуемого с использованием кредитных средств (покрытие убытков вследствие расторжения контракта, неоплаты дебиторской задолженности, неуплаты кредита после истечение срока его погашения и невыполнения обязательств по поручительству);
- страхование скидки или уступки требований без использования средств кредита поставщика;
- страхование экспортного залога участвующей в тендере французской компании;
- хеджирование валютных рисков (страхование изменений курса иностранной валюты при подготовке и выполнении экспортного контракта);
- страхование предварительного финансирования (гарантия возврата банку-кредитору суммы кредита в случае задержки платежа или банкротства компании);
- страхование инвестиций (защита акционерного капитала, кредита акционера или банка, залога по банковскому кредиту, роялти и доходов от инвестиций от политических рисков)15.
Несколько видов страховых услуг (страхование подготовки экспорта, сопровождения подготовки экспорта, коммерческого контракта, экспортного залога, предварительного финансирования и валютных рисков) экспортер может получить в онлайн режиме.
Международная страховая компания Coface, контрольный пакет акций которой принадлежит банку Natixis, обеспечивает комплексное покрытие торговых рисков компаний с годовым оборотом не менее 7 млн евро, работающих с корпоративными клиентами: страхование договорных обязательств (по оформленным заказам на случай уменьшения или аннулирования кредитного лимита по покупателю), про-
^ 56
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2021
даж на условиях консигнации (товарного запаса на складе покупателя), производственных затрат (в случае банкротства покупателя до осуществления ему поставки произведенного товара) и долговых споров; покрытие политических рисков, а также невозврата аванса поставщиком и стихийных бедствий.
Работа с договорами страхования ведется в основном через созданную для этого систему CofaNet, позволяющую клиентам осуществлять проверку покупателей, проводить оценку рисков дебитора и анализировать портфель покупателя16.
Весьма активно во Франции применяются нефинансовые меры поддержки экспорта, причем в этот процесс вовлечена целая группа организаций.
Business France оказывает содействие экспортерам посредством представления им разного рода информации по вопросам осуществления экспорта и оказания содействия в реализации экспортных сделок. В этих целях ежемесячно издаются информационные бюллетени по секторам экономики, регулярно обновляется информация о рынках отдельных стран, с привлечением международных экспертов по заявкам готовятся более детальные обзоры рынков и правил ввоза отдельных видов продукции в конкретные страны, предоставляется информация о процедуре создания стартапов за границей, с использованием платформы PROAO осуществляется поиск информации о проводимых тендерах за рубежом. Кроме того, на сайте Business France размещены руководства для экспортеров, содержащие рекомендации по подготовке и осуществлению экспортных поставок на всех этапах, включая оценку потенциала, выбор и изучение зарубежного рынка, установление экспортной цены, подготовку экспортного контракта, выбор транспортного средства, управление транспортными рисками, контроль за осуществлением экспортной поставки, управление рисками изменения курсов валют, оценку риска неплатежа, обеспечение оплаты поставки. Business France также периодически организует краткосрочные курсы подготовки специалистов по внешнеэкономической деятельности (ВЭД)17.
Bpifrance организует групповые поездки представителей бизнеса в зарубежные страны для изучения их рынков и реализует 3 программы: «Диагностика международного технологического партнерства» (сопровождение участия МСП в международных программах управления исследованиями, разработками и инновациями), «Международное погружение в инновации» (образовательная программа, нацеленная на получение участниками базовых знаний об участии во ВЭД) и бесплатная платформа для установления контактов с потенциальными инвесторами «EuroQuity».
Определенными возможностями по оказанию содействия экспортерам располагает и упомянутая выше Coface. В частности, посредством использования созданной ею онлайн платформы iCON экспортерам доступна информация о нескольких миллионах компаний по всему миру. При помощи сервиса Coface Business Finder
10 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
57 Q
клиенты имеют возможность осуществлять поиск новых партнеров в конкретных странах. Со/аее также проводит по запросам клиентов оценку деловых рисков, в т.ч. анализирует финансовую устойчивость и платежеспособность партнеров, составляет бизнес-справки о компаниях.
Активную помощь экспортерам оказывают также ТПП во французских регионах и за рубежом. Они организуют разного рода форумы, проводят встречи с экспертами, предоставляют информацию о нормативной правовой базе зарубежных стран, помогают устанавливать контакты с партнерами. Специалисты Главного управления таможни и косвенных налогов консультируют экспортеров по вопросам таможенного оформления экспорта.
Существенные коррективы в систему поддержки французского экспорта были внесены в 2020 г. вследствие ухудшения экономического положения Франции во время пандемии СОУГО-19. ВВП страны в 2020 г. сократился на 7,9% по сравнению с предыдущим годом18, а экспорт - на 15,9% после роста в 2019 г. на 3,5%. Более значительное снижение экспорта наблюдалось во Франции только в 2009 г. во время финансового кризиса (-17,3%). Во время пандемии наиболее сильное падение пришлось на февраль-апрель 2020 г. (-33%) с пиком в апреле (56%). Правда, к декабрю объем экспорта восстановился почти до уровня начала пандемии - 93%19 (см. рисунок 3).
Рис 3. Французский экспорт в 2019-2021 гг. (в млн евро) Fig. 3. French Export in 2019-2021 (Million euro)
Источник: Le fichier des données mensuelles, trimestrielles et annuelles de l'indicateur économique FAB-FAB sur 10 ans. URL: https://lekiosque.finances.gouv.fr/site_fr/conjoncture/ transfert_FABMMSS.asp?id=S1001.
^ 58
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2021
Больше всего в период пандемии пострадал экспорт продукции авиационно-космического сектора (-45,5%), нефтепродуктов (43,6%) и автомобилей (21,8%). По другим товарным группам снижение было не таким сильным. Например, объем экспорта оборудования20 сократился на 12,9%, текстиля - на 10,6%, химических продуктов и парфюмерии - на 9,3%, продовольственных товаров на - 4,3%. Единственным сектором, экспорт продукции которого вырос, является фармацевтический (+4,7%). Импорт также снизился на 13,1%, но с 3,1 млрд евро в 2019 г. до 10,3 млрд в 2020 г., т.е. на 232%, увеличились поставки из-за рубежа товаров, используемых для борьбы с COVID-19, таких как спирт, санитайзеры, реактивы для проведения тестов, аппараты ИВЛ и другое медицинское оборудование, медицинские маски и одежда21.
В этой связи уже 31 марта 2020 г. правительство одобрило План поддержки французских предприятий-экспортеров, предусматривающий:
- увеличение покрытия Bpifrance суммы страхования экспортного залога и предварительного финансирования c 80% до 90% для МСП и ПСР и с 50% до 70% для остальных предприятий, а срока действия договоров страхования предварительного финансирования - c 4-х до 6-ти месяцев;
- продление на один год периода страхования подготовки экспорта и увеличение с 50% до 70% суммы первого аванса;
- увеличение вдвое до 2 млрд евро суммы, выделяемой на перестрахование договоров краткосрочного страхования коммерческого контракта, реализуемых с использованием кредитных средств, заключаемых частными страховыми компаниями, которое осуществляется через Bpifrance через систему государственного перестрахования Cap Francexport22.
Летом 2020 г. был разработан план восстановления французской экономики «France Relance», официально представленный 3 сентября 2020 г. министром экономики и финансов. Составной частью этого проекта является план восстановления экспорта (Le Plan de relance des exportations). Вначале предполагалось, что включенные в него меры поддержки экспорта будут действовать до 31 декабря 2021 г., но в сентябре 2021 г. было принято решение о продлении его действия до конца июня 2022 г.23 Планом предусматривается 13 мер, распределенных по 5 направлениям.
Меры, включенные в первое направление, нацелены на улучшение информирования компаний-экспортеров. В этих целях у компаний появилась возможность создать на региональных платформах Team France Export учетную запись, позволяющую им получить онлайн доступ к информации о состоянии зарубежных рынков по профилю своей деятельности. Team France Export также поручено организовать серию встреч с участием большого числа представителей бизнеса и вебинаров по вопросам планирования и реализации экспортных поставок.
10 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
59 Q
Цель 5 мер в рамках другого направления состоит в оказании содействия МСП и ПСР в подготовке экспорта. Одна из них - использование в 4 квартале 2020 г. и в течение 2021 г. так называемого «чека восстановления экспорта», выдаваемого Team France Export или другой уполномоченной организацией, для оплаты 50% расходов по сопровождению подготовки ими экспорта своей продукции, в т.ч. на оценку возможности экспорта, структурирование экспортной стратегии, исследование рынка и поиск партнеров, участие в выставочной работе за рубежом в очном или дистанционном формате. Всего планируется выдать 15 тыс. чеков на сумму до 2500 евро каждый24.
В этом же разделе предусмотрено стимулирование экспорта МСП и ПСР посредством увеличения до 1600 в год количества полисов страхования подготовки экспорта. Этот вид страхования осуществляемого Bpifrance Assurance Export, с периодом действия 2 или 3 года покрывает 65% затрат, которые не могут быть компенсированы за счет выручки от реализации в конкретной географической зоне произведенной продукции. При подписании контракта компания получает аванс в размере 50% суммы, необходимой для подготовки экспорта, который погашается поэтапно в течение 3 или 4 лет. Ожидается, что благодаря этой мере количество компаний, получающих финансовую поддержку в подготовке экспорта, возрастет до 6000 в год.
Отдельно предусмотрено оказание экспертами France Export Team и частных компаний содействия МСП и начинающим экспортерам в виде сопровождения подготовки экспорта. Для достижения этой цели снижены минимальные требования к компаниям, необходимые для получения этого вида страхования.
Инновационная компонента поддержки экспорта в период пандемии выразилась в организации цифровизации выставочной деятельности французских компаний, что включает создание виртуальных выставок, использование агентов влияния в социальных сетях и содействие в поддержании деловых контактов с использованием цифровых технологий. Предполагается обеспечить дистанционное участие 6 тыс. представителей бизнеса в 120-140 ежегодных выставках на французской территории, предусмотренных программой «Programme France Export», участие представителей компаний в виртуальных выставках и оказание поддержки в проведении во Франции 12 международных выставок. Запланировано также создание 3 цифровых специализированных торговых площадок для презентации французских вин и других алкогольных напитков, продукции косметической промышленности и сельскохозяйственного сырья и продовольствия, а также 10-ти дополнительных цифровых витрин Франции на сайтах электронной коммерции.
Еще одно направление плана ставит целью развитие ранее обозначенных в других документах идей стимулирования экспорта посредством «чеков поддержки V.I.E.» в процессе реализации программы V.I.E. по привлечению добровольцев в
^ 60
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2021
возрасте от 18 до 28 лет для выполнения за рубежом работы в интересах французских компаний. Одна из предусмотренных этим направлением мер предполагает выдачу МСП и ПСР не более 2-х чеков на сумму 5 тыс. евро каждый для финансирования направления на работу за рубеж более 3000 новых добровольцев из числа выпускников кратких учебных курсов или проживающих в приоритетных районах городской политики25, другая - организацию в более чем 20 школах и ассоциациях учебных курсов подготовки более 1 тыс. молодых людей для участия в этой программе и проведение 15 семинаров в привязке к форумам по набору персонала.
Отдельным направлением плана является укрепление финансовых инструментов: выделение на поддержку экспорта дополнительно 10 млрд евро в год, удво -ение (до 50 млн евро) суммы, выделяемой FASEP для финансирования участия французских компаний в строительстве инфраструктурных проектов в развивающихся странах и демонстрации инновационных «зеленых» технологий и увеличение с 600 млн до 1 млрд евро в год лимита финансирования строительства инфраструктурных проектов с использованием кредитов казначейства.
Наконец, в системе нефинансовых мер поддержки делается акцент на продвижение брендов «France» (Франция), «Choose France» (выбирайте Францию), «Taste France» (попробуйте Францию) и отраслевых брендов для повышения имиджа произведенной в стране продукции и французских компаний. Для этого проводится целенаправленная работа, ориентированная прежде всего на жителей стран - членов ЕС, США, Великобритании, Республики Корея, Японии и некоторых африканских государств, включающая размещение рекламы и информационных материалов в СМИ, проведение акций на международных выставках и по линии французских посольств за рубежом26.
Среди мер, принятых уже после принятия Плана восстановления экспорта, следует отметить ввод в эксплуатацию 5 февраля 2021 г. системы на платформе Team France Export, позволяющей МСП в онлайн режиме осуществлять поиск информации о рынках 12 товарных групп, что существенно облегчило им подготовку экспортных операций.
Анализ первых результатов внешней торговли Франции после принятия этих мер выявил тенденцию увеличения объемов экспорта (см. рисунок 3). Так, во 2 квартале 2021 г. он вырос на 43,6% по сравнению со 2 кварталом 2020 г. (соответственно 121922 и 84889 млн евро), а в августе 2021 г - на 19,4% по сравнению с тем же месяцем 2021 г. (42305 и 35432 млн евро)27. Разумеется, такая статистика объясняется прежде всего улучшением экономического положения страны и ростом экономической активности в мире, но меры, принятые французским правительством, безусловно сыграли в этом немаловажную роль.
В заключение необходимо отметить, что возможности Франции при выработке мер поддержки экспорта ограничены обязательствами, которые она на себя при-
10 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
61 Q
няла в качестве члена ОЭСР и Европейского союза, в т.ч. в соответствии с Договоренностями ОЭСР по официально поддерживаемым экспортным кредитам28, Директивой Совета ЕС о страховании экспортных кредитов для операций со средним и долгосрочным покрытием от 7 мая 1998 г.29, и Сообщением Комиссии государствам-членам о применении статей 107 и 108 Договора о функционировании Европейского Союза к страхованию краткосрочных экспортных кредитов30.
Кроме того, в связи с созданием 14 апреля 2021 года Великобританией Германией, Данией, Испанией, Нидерландами, Францией и Швецией международной коалиции «Экспортное финансирование для будущего (E3F)» для согласования подходов к экспортному финансированию с целями борьбы с изменением климата Bpifrance Insurance Export приступила к анализу общих подходов к финансируемым государством экспортным кредитам на предмет их соответствия международным стандартам и правилам принимающей страны. В этой связи можно предположить, что в эти правила в будущем будут внесены изменения.
Таким образом, в период пандемии COVID-19 во Франции была продолжена политика эволюции государственной поддержки экспорта в направлении ее адаптации к меняющимся условиям. Вопрос ее эффективности пока остается открытым из-за краткости репрезентативного периода, однако гибкость и обоснованность намеченных мер позволяет предположить, что они внесут свой вклад в совершенствование товарной и географической структур французского экспорта.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 World Economic Situation and Prospects 2021. - New York: United Nations, 2021.-P. 4. https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/wesp2021_fullreport-optimized.pdf.
2 World Economic Situation and Prospects 2021. - New York: United Nations, 2021.-P. 40. https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/wesp2021_fullreport-optimized.pdf.
3 World Economic Situation and Prospects 2021. - New York: United Nations, 2021. - P. 17. https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/wesp2021_fullreport-optimized.pdf.
4 Le chiffre du commerce extérieur. Analyse annuelle 2020. Données complémentaires. URL: https://lekiosque.finances.gouv.fr/fichiers/Etudes/Thematiques/Data_Analyse_An_A2020. xls.
5 Le chiffre du commerce extérieur. Analyse annuelle 2020. - Paris: Douanes & droits indirects, Statistique publique, 2021. - P. 17. URL: https://lekiosque.finances.gouv.fr/fichiers/ Etudes/Thematiques/A2020.pdf.
Plan stratégique 2018-2022 pour le développement des exportations et l'internationalisation des filières agricoles, agroalimentaires, forêt-bois et des produits bio-sourcés. URL: https://agriculture.gouv.fr/telecharger/89425?token=9cdea2bff6e6cfb66ef3d-b932593478163a6d2e3e009b53bb4ff4a238189aa2e
7 Les chambres de commerce et d'industrie. URL: https://www.entreprises.gouv.fr/fr/ commerce-et-artisanat/acteurs/chambres-de-commerce-et-d-industrie.
^ 62
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2021
CCI France International. URL: https://www.ccifrance-international.org/qui-sommes-nous/nos-missions.html.
Crédit Export. URL: https://www.bpifrance.fr/catalogue-offres/internationalisation/ credit-export.
10 PME (МСП) - предприятие, использующее труд менее 250 человек, с годовым оборотом менее 50 млн евро или общей суммой баланса, не превышающей 43 миллиона евро, и не должно принадлежать более чем на 25% одной или нескольким организациям, не являющимся МСП. ETI (предприятие среднего размера) - предприятие или группа предприятий, в которых работают менее 5 тыс. чел., с оборотом менее 1,5 млрд евро или общей суммой баланса менее 2 млрд евро.
11 Prêt Croissance International. URL: https://www.bpifrance.fr/catalogue-offres/interna-tionalisation/pret-croissance-international.
12 Garantie de projets à l'international. URL: https://www.bpifrance.fr/catalogue-offres/ internationalisation/garantie-de-projets-a-linternational.
13 Le Prêt du Trésor. URL: https://www.tresor.economie.gouv.fr/services-aux-entreprises/ le-pret-du-tresor#a.
14 Le FASEP. URL: https://www.tresor.economie.gouv.fr/services-aux-entreprises/le-fasep.
15 Assurance Export. URL: https://www.bpifrance.fr/nos-solutions/international/interna-tional-expertise#section-5974.
16 TradeLiner - комплексное страхование. Кредитное страхование и покрытие торговых рисков. URL: https://www.coface.ru/Kofas-predlagaet/Strahovanie-torgovyh-sdelok/Trade-Liner-kompleksnoe-strahovanie.
17 S'informer et connaître son marché international. URL: https://www.businessfrance.fr/ export-s-informer.
18 France - PIB - Produit intérieur brut. URL: https://fr.countryeconomy.com/gouver-nement/pib/france.
19 Rapport du commerce extérieur de la France 2021. - Paris: Le bureau des Echanges extérieurs et du risque-pays (MACRO 3) de la Direction générale du Trésor, 2021. - P. 16. URL: https://www.tresor.economie.gouv.fr/Articles/29831d1c-cc6a-4ad3-9023-6fa089f091a9/ files/0403399b-08e8-4bec-9889-46b9d79bc90a.
20 Компьютерная, электронная и оптическая продукция; электрооборудование и бытовая техника; промышленное, сельскохозяйственное и другое оборудование.
21 Rapport du commerce extérieur de la France 2021. - Paris: Le bureau des Echanges extérieurs et du risque-pays (MACRO 3) de la Direction générale du Trésor, 2021. - P. 23-24. URL: https://www.tresor.economie.gouv.fr/Articles/29831d1c-cc6a-4ad3-9023-6fa089f091a9/ files/0403399b-08e8-4bec-9889-46b9d79bc90a.
22 Plan de soutien aux entreprises françaises exportatrices. URL: https://www.tresor.econ-omie.gouv.fr/Articles/346915af-88d3-4754-8620-7fcdb3f3d372/files/ac9fae14-efbc-42a2-9b95-bc0fe4b8a07f.
23 Франция продлила до середины 2022 года программу поддержки компаний-экспортеров - министр. URL: https://fomag.ru/news-streem/frantsiya-prodlila-do-sered-iny-2022-goda-programmu-podderzhki-kompaniy-eksporterov-ministr/.
10 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
63 Q
24 Chèque Relance Export. URL: https://www.teamfrance-export.fr/solutions/cheque-re-lance-export.
25 Приоритетные районы городской политики - это социально неблагополучные районы французских городов, для развития которых принимаются дополнительные меры, включающие предоставление их жителям возможности для получения образования, улучшение жилищных условий, содействие в трудоустройстве.
26 Guide de mesures de relance des exportations. - Paris: France relance, 2020. - 28 p. URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/2020_09_30_dp_relance_export_cle8211ab.pdf.
27 Le fichier des données mensuelles, trimestrielles et annuelles de l'indicateur économique FAB-FAB sur 10 ans. URL: https://lekiosque.finances.gouv.fr/site_fr/conjoncture/transfert_FAB-MMSS.asp?id=S1001.
28 Arrangement sur les credits à l'exportation beneficiant d'un soutien public. URL: https://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?doclanguage=fr&cote=tad/ pg(2020)1.
29 Directive 98/29/CE - Assurance-crédit à l'exportation pour les opérations bénéficiant d'une couverture à moyen et à long terme. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/FR/TXT/ PDF/?uri=CELEX:31998L0029&from=FR.
30 Communication de la Commission aux États membres concernant l'application des articles 107 et 108 du traité sur le fonctionnement de l'Union européenne à l'assurance-crédit à l'exportation à court terme. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/FR/TXT/PDF/?uri=CEL-EX:52012XC1219(01)&from=FR.
БИБЛИОГРАФИЯ / REFERENCES
Communication de la Commission aux États membres concernant l'application des articles 107 et 108 du traité sur le fonctionnement de l'Union européenne à l'assurance-crédit à l'exportation à court terme. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/FR/TXT/PDF/?uri=CELEX-:52012XC1219(01)&from=FR.
Directive 98/29/CE - Assurance-crédit à l'exportation pour les opérations bénéficiant d'une couverture à moyen et à long terme. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/FR/TXT/PD-F/?uri=CELEX:31998L0029&from=FR.
Dossier de presse: France relance. - Paris: Governement, 2020. - 45 p. URL: https://www.gou-vernement.fr/upload/media/default/0001/01/8ead665039cb5b69abe38fb4930092d2b383b522. pdf.
France relance: 1 an après le lancement, résultats et état des lieux de déploiment. - Paris: Government, 2021. - 21 p. URL: https://www.gouvernement.fr/upload/media/de-fault/0001/01/5891d27e0b0af4d79345bd6260a429632647091b.pdf.
Guide de mesures de relance des exportations. - Paris: France relance, 2020. - 28 p. URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/2020_09_30_dp_relance_export_cle8211ab.pdf.
Plan de soutien aux entreprises françaises exportatrices. URL: https://www.tresor.ecom-mie.gouv.fr/Articles/346915af-88d3-4754-8620-7fcdb3f3d372/files/ac9fae14-efbc-42a2-9b95-bc0fe4b8a07f.
^ 64
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2021
Plan stratégique 2018-2022 pour le développement des exportations et l'internationalisation des filières agricoles, agroalimentaires, forêt-bois et des produits bio-sourcés. URL: https://agriculture. gouv.fr/telecharger/89425?token=9cdea2bff6e6cfb66ef3db932593478163a6d2e3e009b53bb4f-f4a238189aa2e.
Rapport du commerce extérieur de la France 2021. - Paris: Le bureau des Echanges extérieurs et du risque-pays (MACRO 3) de la Direction générale du Trésor, 2021. - P. 16 (121 p.). URL: https://www.tresor.economie.gouv.fr/Articles/29831d1c-cc6a-4ad3-9023-6fa089f091a9/ files/0403399b-08e8-4bec-9889-46b9d79bc90a.
World Economic Situation and Prospects 2021. - New York: United Nations, 2021. - 198 p. https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/wesp2021_fullreport-optimized.pdf.
10 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
65 Q