УЧАСТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
М.С. Чванова, В.М. Передков, Н.Е. Копытова, Д.В. Мещеряков, И.М. Лапшина
Chvanova M.S., Peredkov V.M., Kopytova N.E., Meshcheryakov D.V., Lapshina I.M. Participation of Regional Community in Specialists’ Training Quality Assessment. The article presents the results of the project «Participation of Regional Community in specialists’ training quality expertise» implementation.
Актуальность разработки системы оценки качества подготовки специалистов на современном этапе развития российского образования является одной из важнейших и наукоемких проблем. В большинстве стран мира качество стало основным фактором, определяющим состояние, развитие и модернизацию образования.
Понимание современного качества образования формируется на основе анализа следующих составляющих: заказ общества, заказ государства, потребности личности. Реализуемая в России программа модернизации образования требует нового уровня взаимоотношений между бизнесом, образовательными учреждениями и обществом.
В своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2007 г. «О стратегии развития России до 2020 года» В.В. Путин подчеркнул, что реальной альтернативой зависимости экономики от импорта товаров и технологий, а также закреплению за Россией роли сырьевого придатка мировой экономики является стратегия инновационного развития страны. Он подчеркнул, что темпы инновационного развития должны быть кардинально выше тех, что мы имеем сегодня. Вместе с тем, результативность процесса недостаточна в связи со слабым взаимодействием научных и образовательных организаций, государства, бизнеса, недостаточного привлечения частных инвестиций в науку.
Процесс модернизации образования делает очевидным тот факт, что изменения в системе образования являются основой будущего экономического и социального развития России. В частности, в сфере профессиональной подготовки процесс модернизации предполагает следующие направления развития: создание эффективной системы дополнительного профессионального образования, сертификация учебных планов в области менеджмента, экономики и права, налаживание более тес-
ных связей между образовательными учреждениями и коммерческими предприятиями, более активное участие в образовательных процессах работодателей и других социальных партнеров, а также укрепление научноисследовательской базы учреждений высшего образования. Что касается взаимодействия с бизнес-сообществом, то это в равной степени касается как высшего профессионального образования, так и других уровней профессионального образования.
Исходя из указанного выше, нам представляется важным привлечение к оценке качества подготовки специалистов регионального сообщества, это позволит согласовать цели подготовки специалистов с потребностями региона, определить пути совместной инновационной деятельности, активизировать деятельность по привлечению студентов к разработке и реализации инновационных проектов и программ.
Реализуемая концепция развития университета на период до 2010 г. предполагает, что ТГУ им. Г.Р. Державина как системообразующий фактор социально-экономического и социокультурного развития региона позиционирует себя, прежде всего, через качество подготовки своих выпускников, востребованных на рынке труда. Тем самым университет достигает эффективной конкурентоспособности и узнаваемости на рынке образовательных, научно-инновационных и социально-экономических услуг, формирует благоприятную среду своего функционирования и развития, а также укрепляет в регионе государственную идеологию, ориентированную на общенациональные интересы страны в целом и инвестиционную привлекательность региона, развитие в нем благоприятного социального климата.
Для того чтобы интегрироваться в жизнь региона, стать источником регионального развития и действенным участником структурной
реформы, ТГУ им. Г.Р. Державина необходимо включиться в систему взаимодействия трех основных субъектов социального партнерства: 1) органов власти, 2) бизнес-структур, 3) институтов гражданского общества.
С целью совершенствования взаимодействия вуза с представителями регионального сообщества был организован семинар-совещание с участием вузовской общественности и представителей регионального сообщества. На семинаре были обсуждены вопросы привлечения представителей регионального сообщества к участию в оценке качества подготовки специалистов; определены потенциальные участники проекта со стороны представителей власти, бизнеса, предприятий и организаций, их интересы и возможности; выработаны основные направления взаимодействия вуза с региональным сообществом.
В работе семинара приняли участие представители предприятий, организаций и учреждений г. Тамбова, а именно: Управления образования Тамбовской области, Управления культуры Тамбовской области, Управления ФНС России по Тамбовской области, отделения Пенсионного фонда, Управления по охране окружающей среды Тамбовской области, ФГУП «Опытный завод «Там-боваппарат», ООО «Пигмент», ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец» им. Н.С. Артемова», ООО «Тамбов-ИНФО», «Демис групп Тамбов», областной краеведческий музей, Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования.
Проведение такого рода мероприятий является одним из механизмов привлечения представителей регионального сообщества к оценке качества подготавливаемых университетом специалистов.
В ходе реализации первого этапа проекта была разработана модель взаимодействия вуза с региональным сообществом (рис. 1), которая включает направления деятельности университета по изучению рынка труда Тамбовской области, трудоустройству выпускников ТГУ им. Г.Р. Державина. Данная модель предполагает оценку факторов внешней среды, определение долгосрочной стратегии достижения цели через коммуникацию, распределение и товар. Особое место в разработанной модели занимают вопросы содействия трудоустройству выпускникам через соз-
дание информационной системы, включающей базу данных выпускников вуза, базу данных дипломных работ и окна взаимодействия вуза с работодателями.
Разработанная структура информационной базы данных выпускников и их дипломных работ и проектов включает следующие разделы:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Год рождения.
3. Семейное положение.
4. Место жительства.
5. Дополнительное образование.
6. Владение иностранными языками.
7. Владение компьютером.
8. Наличие водительского удостоверения.
9. Опыт работы.
10. Личные качества.
11. Желаемое место работы.
12. Название дипломной работы (проекта).
13. Руководитель дипломной работы (проекта).
Соответствующая информация размещена на сайте университета (http://tsu.tmb.ru) в разделе «Студентам и преподавателям» в рубрике «Трудоустройство выпускников», где также размещены окна взаимодействия (заказов). В окнах взаимодействия находятся:
1. Форма договора на разработку социально-востребованных проектов.
2. Заказ на студентов для прохождения производственной и преддипломной практики.
3. Отзывы о выпускниках.
4. Рекомендации, замечания, пожелания работодателей.
Одной из тенденций, складывающейся в 2007 г., следует считать улучшение трудоустройства выпускников вуза и повышение их конкурентоспособности на рынке труда. В рамках реализации проекта усовершенствована система коммуникаций с работодателями: созданы информационные базы данных выпускников и их дипломных работ, а также окна взаимодействия с работодателями. Это в значительной мере способствовало развитию системы взаимодействия университета с партнерами и работодателями.
С целью активизации проектной деятельности студентов заключены договоры с предприятиями и организациями г. Тамбова и области на выполнение инновационных проектов на их базе.
Направления деятельности
Оценка факторов внешней среды
Анализ влияния экономических, демографических, социальных и других факторов на состояние рынка труда и образовательных услуг
1 г ' г 1 г
Коммуникация Распределение Товар
Целевая контрактная подготовка специалистов по договорам, заключаемым с работодателем
Молодые специалисты - это основной продукт, поставляемый вузом на рынок труда
Рис. 1. Модель взаимодействия вуза с региональным сообществом
Рис. 2. Взаимодействие центров инновационного развития кафедр с региональным сообществом
ПАРТНЕРЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Администрация области, городов и районов
Тамбовское региональное отделение Вольного экономического общества России
Некоммерческие общественные организации
Тамбовское региональное отделение общероссийской организации «Союз социальных педагогов и социальных работников»
Разработка и продвижение инновационных разработок студентов и преподавателей, коллективных инновационных продуктов и услуг
Учреждения культуры и здравоохранения, спортивные организации
СМИ
Кафедры
Центры инновационного развития кафедр при институтах, академиях, факультетах
Представители производственной сферы и бизнеса
Центр инновационного развития Педагогического колледжа
Координационный центр инновационного развития кафедр
Центры инновационного развития при управлениях:
- по образовательной политике и инновациям
- методологического обеспечения основной деятельности
- по социальной работе
Центры инновационною развития кафедр при представительствах
Вузы города и области
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА
Выполнение инновационных проектов, участие и проведение конференций, семинар
зов, выставок
Министерство образования и науки РФ
Российская Академия наук
Ґ РГНФ \
V
РФФИ
ПАРТНЕРЫ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (12), 2007
Примером такого сотрудничества может служить взаимодействие ТГУ им. Г.Р. Державина и Тамбовского бизнес-инкубатора. На рисунке 2 показана схема взаимодействия вузовских структур - Центров инновационного развития кафедр как «точек роста» инновационной активности университета, с региональным сообществом.
ТГУ им. Г.Р. Державина заключил договор с Центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (г. Москва) на проведение компьютерного тестирования старшекурсников и выпускников университета по программе «профкарьера». По результатам тестирования и консультации психолога старшекурсники и выпускники смогут: определить направление и тип построения карьерного пути; выявить должностные позиции, на которых они будут наиболее успешны; выяснить отрасль и сферу приложения знаний.
Проведено пробное тестирование и консультирование группы студентов старших курсов и выпускников Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
В целях формирования и развития компетенции и функциональной грамотности выпускников на рынке труда разработаны программы дополнительного образования по следующим направлениям: «Пользователь ПК», «1С-Бухгалтерия», «Секретарь-референт», «Менеджер туризма», «Современные информационные технологии в экономике», «Дизайн интерьера» и др. По этим программам осуществляется пе-
реподготовка и повышение квалификации, как выпускников, так и студентов старших курсов в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и занятости.
С целью повышения эффективности подготовки специалистов, выпускаемых ТГУ им. Г.Р. Державина, для оценки качества выпускных квалификационных работ студентов в 2007 г. для работы в государственных аттестационных комиссиях были привлечены специалисты из Управления образования и науки Тамбовской области, Управления федерального казначейства по Тамбовской области, Управления федеральной налоговой службы по Тамбовской области, Управления культуры и архивного дела по Тамбовской области, представители других высших учебных заведений г. Тамбова.
Таким образом, университет, модернизируя свои учебно-научные и инновационные структуры, повышая качество высшего и послевузовского образования, одновременно усиливает прямое воздействие на улучшение качества жизни в регионе, предоставляя его населению, прежде всего молодежи, широкий и разнообразный круг профессиональнообразовательных и культурно-досуговых услуг, организуя различные виды профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в соответствии со спросом региона на ту или иную специальность и привлекая к оценке качества подготовки специалистов представителей регионального сообщества.