Научная статья на тему 'Идеология «Точек прорыва» кафедры как фактор развития кластера инновационно-образовательных программ1'

Идеология «Точек прорыва» кафедры как фактор развития кластера инновационно-образовательных программ1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронина Л. А.

Pronina L.А. the ideology of «breakthrough points» of the department as a development factor of the cluster of innovation-educational programs. The article presents itself an attempt to single out central categories, which have influence on the quality of training the specialists of information industry at the example of Library Science and Science of Documentation Department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеология «Точек прорыва» кафедры как фактор развития кластера инновационно-образовательных программ1»

ИДЕОЛОГИЯ «ТОЧЕК ПРОРЫВА» КАФЕДРЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ1

Л.А. Пронина

Pronina L.A. The Ideology of «Breakthrough Points» of the Department as a Development Factor of the Cluster of Innovation-educational Programs. The article presents itself an attempt to single out central categories, which have influence on the quality of training the specialists of information industry at the example of Library Science and Science of Documentation Department.

Ключевым понятием, характеризующим подготовку специалистов1 в условиях информационного общества, является качество. Именно от качества профессиональной подготовки зависят роль и место университета в образовательной системе региона или страны в целом. Перспективным является подготовка специалистов для информационной индустрии в связи с возрастанием значения информационных ресурсов и информационных технологий в развитии общества и в жизнедеятельности человека. Сегодня резко повышается конкуренция между высшими учебными заведениями и даже среди специальностей одного вуза, поэтому менеджмент направлен на поиск путей совершенствования деятельности, способствующих увеличению качества образования. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина для реализации общей концепции развития вуза выбрал идеологию «точек прорыва» в инновационной деятельности2. Данной «точкой прорыва» может быть кафедра как структурный компонент в системе единого комплекса образовательной, научно-исследовательской и производственно-венчурной деятельности, обеспечивающий наибольший социально-экономический эффект от реализации своих функций, ориентированных на общевузовские интересы и имеющиеся потенциальные возможности перманентного развития.

1 Тема поддержана в рамках национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.

2 Юрьев В.М. О формировании идеологии «точек прорыва» в инновационной деятельности вуза как реализации общей концепции развития ТГУ им. Г.Р. Державина на период до 2010 года: тезисы выступления на заседании Ученого совета / В.М. Юрьев. Тамбов, 2006. 18 с.

В целях повышения качества профессиональной подготовки кафедрой была сформирована идеология «точек прорыва». В качестве таких точек мы определили следующие направления:

- позиционирование кафедры как регионального центра библиотековедения и документоведения;

- модернизация специальности «Доку-ментоведение и ДОУ» как управленческой и специальности «Библиотечно-информационная деятельность» как информационный сервис;

- развитие научно-исследовательской работы на основе проектной деятельности; интеграция кафедры в деятельность структур и научной библиотеки университета и взаимодействие с учреждениями культуры, образования, различными управленческими структурами учреждений города и области.

Исходя из реализации данных целей, деятельность кафедры стала более целенаправленна, мобильна, рациональна и эффективна. Проанализируем, как реализуется идеология «точек прорыва» в каждом направлении деятельности кафедры.

Целью учебно-методической деятельности является трансформация специальности «Документоведение и ДОУ» в управленческую и специальности «Библиотечноинформационная деятельность» в информационный сервис.

Для достижения данной цели кафедрой решаются следующие задачи:

- интеграция учебного процесса в профессионально-практическую деятельность отрасли;

- формирование баз практики из крупнейших ведущих организаций отрасли;

- модернизация регионального компонента в соответствии с перспективными потребностями отрасли;

- интенсивная информатизация учебного процесса в соответствии с потребностями работодателей;

- ориентация дипломных работ на социальные и оргпроекты, усиление исследовательского компонента в образовательном процессе.

Кафедра разработала учебно-методические комплексы по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» и «До-кументоведение и документационное обеспечение управления», соответственно были изданы сборники учебных программ и методических материалов (Тамбов, 2006; Тамбов, 2007). Для реализации нового образовательного стандарта по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» и после передачи на кафедру специальности «Доку-ментоведение и документационное обеспечение управления» был определен состав регионального компонента по каждой специальности, исходя из тенденций развития отрасли и региональных профессиональных потребностей, произошло усиление компьютеризации учебных курсов, внедрение новых с ориентацией на программное обеспечение, используемое в отраслях.

Так, в качестве регионального компонента по специальности «Библиотечноинформационная деятельность»:

- по квалификации референт-аналитик введены курсы: менеджмент информационной среды, электронные библиотеки, мультимедиа в библиотеке, информационные ресурсы краеведения, социология чтения, базы и банки данных инноваций;

Таблица 1

Учебные курсы по специальности «Документоведение и ДОУ»

РГГУ ТГУ

Введение в специальность Документоведение Документационное обеспечение управления Дипломатический этикет и протокол Документная лингвистика Организация и технология ДОУ Информационное обеспечение управления История и организация делопроизводства в России Организация секретарского обслуживания Управление информационными ресурсами за рубежом Делопроизводство в кадровой службе Введение в специальность Документоведение Документационное обеспечение управления Отсутствует Документная лингвистика Организация и технология ДОУ Информационное обеспечение управления По кафедре менеджмента Организация секретарского обслуживания Отсутствует Делопроизводство в кадровой службе

Специальные курсы Организация и документирование работы с обраще- Специальные курсы Организация и документирование работы с обраще-

- по квалификации менеджер информационных ресурсов: информационно-аналитические технологии, дизайн информационной среды, проектирование и прогнозирование информационной среды региона, региональные информационные ресурсы, технология делового общения, социологическое обеспечение управленческой деятельности.

В курсах явно прослеживается ориентация на региональные потребности, потребности отрасли и отражен современный уровень развития науки и практики.

По специальности «Документоведение и ДОУ» введены курсы: электронный документооборот и электронная подпись, тайм-менеджмент, управление персоналом, документальное обеспечение деятельности кадровой службы, автоматизированные системы службы ДОУ, конфликтология, имидже-логия, международное делопроизводство, автоматизация в деятельности кадровых служб, организация и технология управления офисом. Мы определили соотношение управленческих (4-го курса) и документо-ведческих дисциплин (6-й курс).

Если сравнить с курсами, которые читаются в Российском государственном гуманитарном университете на кафедре документо-ведения, то наш набор более выигрышный, так как он определен с ориентацией на информационно-перспективные направления, а в РГГУ - ориентация на исторические аспекты.

ниями граждан

Документирование деятельности негосударственных организаций

Методика рационализации делопроизводства. История развития и современное состояние Деловой этикет

Новейшие программы автоматизации ДОУ Возникновение системы документации о жизни и деятельности человека в XIX в.

Электронный документ, электронная подпись в законодательстве____________________________________________

ниями граждан

Документирование деятельности негосударственных организаций

Электронный документооборот и электронная подпись Документальное обеспечение деятельности кадровой службы

Автоматизированные системы службы ДОУ Международное делопроизводство Автоматизация в деятельности кадровых служб Организация и технология управления офисом

Свидетельством, что мы правильно подошли к определению состава дисциплин специализации, является включение в проект нового образовательного стандарта по направлению документоведение такого курса, как электронный документооборот и цифровая подпись. Кафедрой осуществлена разработка программ регионального компонента по специальностям.

Уровень профессиональной подготовки особенно ярко проявляется в дипломных работах. В результате многолетней практики на кафедре сложилась четкая работа с дипломниками. Дипломные работы защищают по кафедре с 1973 г., опыт освещался на страницах профессиональной прессы (в журнале «Библиография»). Кафедрой сформулированы обязательные требования к дипломным работам: наличие исследовательского компонента, апробация результатов (в форме выступлений на конференциях, публикаций и т.п.), соответствие стандарту Академии «Выпускная квалификационная работа» и желательные - выполнение по социальному заказу, публикация в профессиональной прессе полученных результатов, внедрение в практическую деятельность.

Ключевой момент - определение тематики дипломных работ, выявление социального заказа, апробация и внедрение в практику. Ежегодно 10-20% работ выполняются по заказу учреждений области. Многие инициативные работы внедряются в практику, апробированы, авторы имеют публикации, участвуют в различных конкурсах. Например, дипломная работа студента Д.Ю. Шубина внедрена в ГУ здравоохранения «Тамбовская областная детская больница». Ряд работ по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» выполнены по темам мало разработанным или совсем неразработанным на сегодняшний день: сер-

висная практика работы российских библиотек, центры чтения при библиотеках, электронная библиографическая среда, региональные корпоративные электронно-информационные системы. 22% внедрены в практику их деятельности. Особо следует отметить работы по проблемам внедрения современных информационных технологий в библиотечной практике: «Информационные технологии в обслуживании читателей специальных библиотек для слепых» (Е.И. Саратова), «Электронная библиографическая среда: состояние и перспективы развития»

(Ю.А. Вавилина), «Создание общероссийской информационно-библиографической сети Либнет» (О.В. Зубкова), «Информационно-правовая поддержка библиотеками малого и среднего бизнеса» (С.Ю. Поминова-Малышкина). Традиционным стало внешнее рецензирование дипломных работ, когда в качестве рецензентов привлекаются ведущие специалисты и руководители библиотек и управленческих структур региона.

Значительное место в профессиональной подготовке принадлежит производственной и учебной практике. Базы для студентов, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», давно определены: это ведущие библиотечные учреждения области, с которыми заключены договоры о сотрудничестве. В течение года решались проблемы баз практики по специальности «Документоведение и ДОУ» и заключения договоров о сотрудничестве. В этом году были заключены договоры о сотрудничестве и нашими социальными партнерами стали:

- Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области;

- Управление Федеральной миграционной службы по Тамбовской области;

- Центр документации новейшей истории Тамбовской области;

- ОАО «Электронные офисные системы», г. Москва (получили в подарок программный продукт фирмы «Дело»);

- Тамбовский областной краеведческий музей;

- Государственный архив Тамбовской области;

- Музей-усадьба С.В. Рахманинова в с. Ивановка.

В качестве баз практики выступили:

- Управление Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области; администрация Тамбовской области;

- отдельные учреждения и организации (индивидуальные заявки).

Подписан договор о сотрудничестве с Тамбовской торгово-промышленной палатой, которая станет базой учебной практики, но в планах проведение совместно курсов для секретарей руководителей, а значит, налаживание контактов с различными учреждениями, которые могут быть базой практики и выполнения дипломных работ. Кафедрой использо-

вались структуры университета (научная библиотека, управление кадров, архив, дирекция академии, ее учебная часть) как баз учебной и производственной практики по двум специальностям, работники привлекались в качестве рецензентов дипломных работ.

Ведущим направлением совершенствования профессиональной подготовки является информатизация, которая осуществляется на кафедре по двум направлениям: в рамках специальных дисциплин и соответствующих аспектов в общепрофессиональных и специальных дисциплинах. Опираясь на результаты мониторинга требований работодателей, были выявлены программные продукты, освоение которых является желательным для молодых специалистов.

Исходя из полученных результатов, были выделены все дисциплины по нашим специальностям, которые направлены по формирование знаний и умений работы со средствами автоматизации определенной профессиональной сферы и дополнены спецдис-циплинами (табл. 2).

Таблица 2

Компьютерные программы, изучение которых предполагается в рамках учебного процесса

№ п/п Дисциплина Компьютерные программы

1. Информатика MS Word, MS Excel, MS Power Point, архиваторы RAR и ZIP, Paint

2. Информационные технологии MS Word, MS Excel, MS Power Point, архиваторы RAR и ZIP, Paint

3. Информационные системы Программные продукты фирмы 1С, Microsoft Office XP, справочная правовая система «Гарант», СУБД Oracle

4. Вычислительная техника и программирование Язык программирования Visual Basic for Applications

5. Компьютерные информационные технологии в ДОУ MS Word, MS Access, MS Excel, БД Lotus Notes, справочная правовая система «Консультант Плюс», справочная правовая система «Г а-рант», система «Архивариус», система «Секретарь»

6. Информационное обеспечение управления Microsoft Office XP, NetScape, Outlook Express, Bat

7. Автоматизированные системы в ДОУ «Дело» (компания «ЭОС»)

8. Автоматизация в деятельности кадровых служб «Кадры» (компания «ЭОС»), «Кадровый учет», «1С: Управление персоналом»

9. Мультимедиа в библиотеке Fine Reader, Winamp, Adobe Photoshop, Macromedia Flash

10. Дизайн информационной среды MS FrontPage, Macromedia Flash

11. Электронная библиотека Internet Explorer, MS FrontPage, справочная правовая система «Консультант Плюс», справочная правовая система «Гарант», МАРК-SQL

В результате наши выпускники умеют использовать достаточно широкий ассортимент продуктов, наиболее распространенных на российском информационном рынке.

Второе направление - это введение соответствующих тем и проведение специальных занятий. Например, в курсе «Социология чтения» используем программу SPSS

в курсе «Информационные ресурсы» - справочно-правовые базы, интернет-ресурсы, в курсе «Аналитика текста» - программы реферирования и аннотирования и др.

Заключен договор с РИЦ Общероссийской сети распространения правовой информации Консультант Плюс, взаимодействие с которым осуществляется по следующим направлениям: заключение договора, установление баз данных в компьютерном классе академии, обучение преподавателей и использование продуктов в учебном процессе. Нам поставлены несколько баз данных, которые обновляются 1 раз в месяц. Преподаватели кафедры прошли обучение по их использованию, получили сертификаты и могут легально использовать данные базы в учебном процессе.

Заключен договор о сотрудничестве с фирмой «Гарант». После заключения договора и установления баз данных организовано обучение студентов в рамках учебного процесса и самостоятельной работы. Студенты успешно прошли тестирование, получили серебряные и золотые сертификаты, в том числе ст. преподаватель кафедры М.В. Старцев. Так, прошли обучение в 2006-2007 учебном году 2 группы; в 2007-2008 учебном году 1 группа (табл. 3).

Таблица 3

Итоги тестирования по использованию баз данных

Кафедра активно занимается созданием разнообразных учебных изданий. В арсенале -учебные пособия с грифом Министерства образования и грифом УМО, учебные пособия, учебно-методические издания, стандарт предприятия на выпускные квалификационные работы (разработчики Б.В. Борисов, Л.А. Пронина), электронные учебные пособия и сборник дидактических материалов, прошедшие регистрацию в Информрегистре.

Кафедра ежегодно участвует в заседаниях УМО по специальности «Библиотечноинформационная деятельность». В феврале приняли участие в обсуждении стандарта по направлению «Документоведение». Выписки из заседания кафедры направлены в УМО, соответствующий отдел министерства, зав. кафедрой документоведения РГГУ, Академию государственной службы (г. Москва).

Как показал наш опыт, целесообразно проведение практических занятий на базе библиотек, архивов, музеев и т.д. Ежегодно сотрудники кафедры занимаются выявлением учебной литературы, периодических изданий по специальностям, передают заказы в библиотеку, организуют комплектование кабинета специальных дисциплин и профильных лабораторий кафедры.

Целью научно-методической работы кафедры является развитие проектной деятельности, интеграция в структуры университета и учреждений области. В связи с этим кафедрой решаются следующие задачи:

- разработка научных проектов, взаимодействие с учреждениями региона, создание инновационной продукции и услуг;

- участие в региональной системе повышения квалификации специалистов отрасли;

- развитие прикладных исследований по социальным заказам и хоздоговорам.

Научная деятельность кафедры оформлена как научное направление, зарегистрированное в базе данных университета, администрации, министерства. Научная деятельность осуществляется как сквозные проекты или конкретные проекты по заказу управления культуры и архивного дела или поддержанные грантодателями. Ежегодно кафедрой проводятся 4-5 научных мероприятий разного уровня: от международных научно-

практических конференций до межрегиональных, привлекаются ведущие специалисты страны (например, М.В. Самохина - ведущий специалист по проблемам социологии чтения). Ежегодно преподавателями публикуются статьи в ведущих профессиональных журналах («Мир библиографии», «Библиография», «Библиотека», «Библиотековедение» и др.), материалы в ведущих отраслевых научно-практических конференциях (г. Москва, Краснодар, Санкт-Петербург).

Группа Число студентов Сдало на серебряный сертификат Из них на золотой

30 БИД 9 6 2

41 ДОУ 26 21 1

50 БИД 4 3 0

Итого 39 30 3

С 2007 г. кафедра проводит тренинг-семинары для специалистов области.

Проблематика научных работ преподавателей, аспирантов и студентов всегда отличается актуальностью и значимостью. Так, в июне 2007 г. проведен круглый стол «Программы поддержки чтения в библиотеке» совместно с ЦБС г. Тамбова. ЮНЕСКО объявило 2000-2010 гг. десятилетием грамотности и чтения, приняты государственные и региональные программы поддержки чтения. Поэтому данная проблема нашла отражение в деятельности кафедры.

Кафедрой успешно реализованы ряд научных проектов, поддержанных Министерством образования и Российским гуманитарным научным фондом. Так, РГНФ поддержал проект создания коллекции информационных ресурсов краеведения, в результате был создан качественный сегмент в сетях культурного наследия (имеющий региональный, российский и мировой эффект). В результате активной деятельности кафедры создана разнообразная научная продукция: монографии (например, Пронина Л.А. Основы теории информатизации культурно-образовательного пространства. Тамбов, 2007; Пронина Л.А. Культура и образование в информационном обществе / Л.А. Пронина, И.В. Налетова, Н.Е. Копытова, А.В. Захаров. М., 2006; Стефановская Н.А. Чтение в современном обществе: проблемы и тенденции. Тамбов, 2007 и др.), сборники научных трудов (например, три выпуска «Библиотечно-информационная деятельность: регио-

нальные аспекты» - Тамбов, 2002, 2004, 2006), инновационная продукция в виде мультимедийных изданий («Музыканты Тамбовского края», «П.С. Герасимов» и др.). Диск «Г.Р. Державин» был представлен на выставке «Образовательная среда-2007», участвовал во Всероссийском конкурсе на ВВЦ, удостоен диплома лауреата. Прорыв кафедры - это научный проект по документационному обеспечению управления «Менеджмент качества документации университета» по заказу управления по качеству. Многие проекты связаны с нашим регионом, внедрены в реальную практику. Для координации всей этой деятельности создана Лаборатория информационных ресурсов краеведения (рук. А.А. Соболева).

Росту авторитета кафедры среди специа-листов-практиков отрасли способствует проведение прикладных исследований с выходом на практические рекомендации по совершенствованию деятельности и управленческие решения на основе социального заказа или хоздоговоров с библиотечно-информационными учреждениями. За последние три года проведены исследования по хоздоговорам с Моршанским гуманитарным колледжем, Управлением культуры и искусств Липецкой области, по соцзаказу Липецкой областной научной библиотеки, Тамбовской областной медицинской библиотеки, Централизованной библиотечной системы г. Тамбова.

Благодаря действиям кафедры в регионе разрабатывается проблема информационной культуры личности - одна из ведущих в условиях информационного общества. При разработке проблемы использована технология «шаг за шагом»: первоначально рассматривались только теоретические аспекты, результаты опубликованы на международных, всероссийских и региональных конференциях, в профессиональной прессе, региональных журналах. Затем по инициативе кафедры введены учебные курсы «Информационная культура специалиста» в университете, для Тамбовского музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова разработан курс «Архивистика и библиография». В библиотеках города, в школах силами студентов проводились различные мероприятия, проведены исследования в рамках научноисследовательской работы студентов по определению уровня информационной культуры различных категорий пользователей. Затем была открыта экспериментальная областная площадка на базе гимназии №12 г. Тамбова по апробации курса «Информационная культура школьника» (работала 3 года). Л.А. Пронина и Н.А. Стефановская стали дипломантами областного конкурса грантов на разработку учебно-методического обеспечения регионального компонента. Наши программа, учебно-методические пособия по курсу «Информационная культура школьника» изданы с грифом Управления образования Тамбовской области, а курс в настоящее время преподают в нескольких школах города и области. Так, нам потребовалось 7 лет,

чтобы проблема информационной культуры получила региональный резонанс, была внедрена в практику образовательных учреждений и учреждений культуры и имела социальный эффект. В настоящее время на кафедре создана Лаборатория информационной культуры (рук. Л.А. Пронина), которая аккумулировала имеющиеся материалы и занимается данной проблемой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сильная позиция - это тщательное планирование научного проекта, обязательное внедрение в практику, доведение проекта до состояния регионального и социального эффекта.

Без нашего участия не проходят большинство мероприятий в областных и городских учреждениях культуры и образования. Мы являемся инициаторами и соорганизато-рами областного конкурса «Молодые в библиотечном деле», соорганизаторами конкурса профессионального мастерства «Школьный библиотекарь года» (проведено 3 конкурса), принимали участие в подготовке местных законодательных актов (например, закона «О библиотечном деле в Тамбовской области», №67-з от 21 июня 1996 г.). При участии кафедры осуществлялась разработка областных программ информатизации библиотечной сферы по заданию администрации области.

На кафедре работают студенческие научные группы и кружки, наши студенты дипломанты конкурсов научных работ всех уровней - университетского, городского, областного, всероссийского. В этом году сделан прорыв и по специальности ДОУ. Студенты 5-го курса приняли участие в студенческой научной конференции, 4-го - в университетском конкурсе, 6-го - во всероссийском конкурсе, который проводила фирма «Электронные офисные системы». В июне проводится ежегодная студенческая конференция.

Кафедра - методический центр региона. К уже сложившимся видам деятельности (семинарам, методическим консультациям и т.д.), в этом году мы добавили организацию и проведение занятий на внутрифирменных курсах повышения квалификации (самый популярный курс - информационные технологии в образовании), семинар для библиотекарей области, семинар для руководителей библиотек, семинар для работников

кадровой службы. Всего мы реализовали 7 программ, сейчас на кафедре проходят стажировку преподаватели Моршанского гуманитарного колледжа. Преподаватели кафедры приглашались и для проведения консультаций во «Всероссийской заочной школе заведующего сельской библиотекой» на страницах ведущего профессионального журнала «Библиотека» и его приложения «Библиополе» (2004-2005 гг.).

Целью воспитательной и профориентационной работы являются активизация общественной деятельности студентов, формирование корпоративной культуры, формирование профессионального самосознания студентов. Кафедрой решаются следующие задачи:

- организация работы кураторов;

- интеграция студентов в профессиональную среду;

- формирование профессионального самосознания студентов.

На кафедре сложилась система воспитательной работы. Студенты принимают участие во всех мероприятиях кафедры, академии, университета. В целях развития корпоративной культуры и престижа профессии ежегодно проводится День кафедры. Ежегодно организуется празднование нашего профессионального праздника - Всероссийского дня библиотек. Студенты - организаторы и участники мероприятий в библиотеках, архивах и музеях.

Большое внимание в последние годы уделяется профориентационной работе. Кафедра, кроме традиционных направлений, добавила совместное проведение родительских собраний, привлечение студентов к участию в презентационных мероприятиях.

За последний год проведено более 30 различных мероприятий. Результаты были видны на вступительных экзаменах. По специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» конкурс составил 7,1 человека на место. На полной компенсационной основе поступили 11 человек. Максимальный балл - 230, средний балл у договорников составил 131, у абитуриентов по целевому направлению - 166, у бюджетников - 194.

По специальности «Библиотечно-информационная деятельность» конкурс составил

3,1 человека на место. На полной компенсационной основе поступили 4 человека. Максимальный балл - 178, средний балл у договорников составил 128, у абитуриентов по целевому направлению - 159, у бюджетников - 169.

Таким образом, проходной балл был выше, чем на некоторые другие специальности. Хороший уровень подготовки студенты 1-го курса продемонстрировали на входном контроле: по русскому языку студенты написали диктант на хорошо и удовлетворительно, лучше всех групп в академии. Студенты-выпускники востребованы в учреждениях региона и соответствуют потребностям работодателей, о чем говорит тот факт, что из студентов специальности БИД 5-го курса уже более 50% трудоустроились по специальности.

Перспективной мы считаем интеграцию деятельности кафедр, занимающихся подготовкой специалистов для информационной индустрии. Мы сотрудничаем в рамках учебной и научной деятельности с кафедрами информатики и информационных технологий, экономической информатики и математики, с академией гуманитарного образования. Это совместные научные проекты, конференции, разработка учебно-методического комплекса для специальности «Документо-ведение и документационное обеспечение управления», подготовка дипломных работ, проведение курсов повышения квалификации и т.д. Но этого явно недостаточно, только объединив усилия, мы сможем стать законодателями в подготовке специалистов информационной индустрии.

Успех реализации идеологии точек прорыва возможен только при высоком профессионализме преподавателей. Поэтому мы решаем задачу повышения личного статуса преподавателя: повышение их авторитета у специалистов отрасли путем участия в практических мероприятиях, публикаций в центральной профессиональной прессе, обучения на курсах повышения квалификации университета (за последний год почти все преподаватели прошли обучение дважды), подготовки кандидатских и докторских диссертаций.

Таким образом, кафедра уже давно имеет статус межрегионального центра по

библиотековедению и библиографоведению, известна в профессиональной сфере (преподаватели отражены в базе данных ведущих специалистов по проблемам управления Российской государственной библиотеки, названы в последних учебниках по библиографоведению как ведущие специалисты отрасли, кафедра упоминается в научных сборниках и т.д., труды преподавателей цитируются), поэтому задача, которую мы активно решали последний год, - стать таким центром по до-кументоведению. Ситуация изменилась во многом к лучшему.

Библиотечно-информационное образование практически сориентировано на ведущие тенденции - информатизацию, учет региональных особенностей, задача - выявление данных тенденций в ДОУ, определение региональных потребностей в подготовке данных специалистов. Сегодня мы пытаемся глубже интегрироваться со структурами университета и региона: это и проведение совместных исследований, реализация совместных проектов, оказание методической помощи, выполнение заказов и др. с учетом особенностей развития региона, кадровых, материальных и финансовых ресурсов.

Ориентируясь на стратегию «точек прорыва», можно утверждать, что работа кафедры имеет социальный и региональный эффект, кадровая политика оптимальна (большинство молодые преподаватели), поэтому необходимо повысить экономический эффект. На наш взгляд, кафедра сумела превратиться в инновационный кластер с собственной специфичностью и специализацией. В своей деятельности мы ориентировались на следующие принципы: преемственности содержания и перспективных технологий подготовки специалиста, ориентации на создание инновационного продукта или услуги студентами и преподавателями, подготовки выпускников к работе с информационными потоками и к исследовательской деятельности, генерации конкурентоспособных идей и т.д. Сильная позиция кафедры - это мобильный творческий коллектив, активное взаимодействие с профессиональной сферой, гибкое взаимодействие, которое может осуществлять кафедра с любыми структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.