Научная статья на тему 'Участие, политические организации и влияние Интернета. Отчет об исследовании (перевод)'

Участие, политические организации и влияние Интернета. Отчет об исследовании (перевод) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы —

Исследование выполнено профессором Р. Гибсон (Университет Лейсистер), доктором С. Уордом (Оксфорд интернет-институт), доктором У. Лузоли (Университет Честер, Великобритания) по исследовательской программе «Демократия и участие» Совета по экономическим и социальным исследованиям Великобритании. Режим доступа: http://www.esrc.ac.uk. Публикуется с разрешения Совета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие, политические организации и влияние Интернета. Отчет об исследовании (перевод)»

УЧАСТИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА.

*

ОТЧЕТ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ (Перевод)

Режим доступа: http://www.esrc.ac.uk

PARTICIPATION, POLITICAL ORGANISATIONS AND THE IMPACT OF THE INTERNET Research Report (L215252036)

Введение

Целями и задачами данного проекта являлось исследование использования новых интернет-технологий политическими организациями Великобритании для активизации участия в политической жизни как своих членов, так и более широкой общественности. Понятие активизация участия было концептуализировано по двум аспектам: экстенсивному, т.е. через простое увеличение количества людей, вовлеченных в политический процесс; и интенсивному, т.е. через обогащение самого опыта участия - усиление чувства сопричастности участников, а также значимости, результативности и эф-

* Исследование выполнено профессором Р. Гибсон (Университет Лейсистер), доктором С. Уордом (Оксфорд интернет-институт), доктором У. Лузоли (Университет Честер, Великобритания) по исследовательской программе «Демократия и участие» Совета по экономическим и социальным исследованиям Великобритании. - Режим доступа: http://www.esrc.ac.uk. Публикуется с разрешения Совета.

фективности их деятельности. В то же время в исследовании допускалась возможность, что использование этими организациями новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в действительности отрицательно сказывается на качестве и уровне участия в Великобритании. Воздвигая новый барьер в виде компьютерной грамотности, который может лишь укрепить существующее неравенство в участии между бедными и богатыми, и устраняя из политики элемент личного общения, эти новые формы вовлеченности могут привести к дальнейшей эрозии личного вклада граждан в решение широких гражданских и социальных проблем.

Для исследования этих вопросов был поставлен ряд теоретических и эмпирических задач:

• разработать состоятельные теоретические модели политического участия путем инкорпорирования роли технологии в мобилизацию граждан;

• установить, насколько широко используется Интернет политическими организациями для активизации участия в политике;

• разработать новую методологию операционализации и измерения различных аспектов участия через анализ веб-сайтов политических организаций;

• разработать ряд новых коллекций данных:

а) создать архив веб-сайтов политических организаций Великобритании;

б) кодифицированный реестр функций веб-сайтов;

в) выяснить отношение масс к формам участия на основе Интернета и использование ими различных форм;

г) изучить отношение отдельных членов партий/организаций к формам участия на основе Интернета и использование ими различных форм;

д) рассмотреть отношение партийной организационной элиты (сотрудников информационных подразделений) к формам участия на основе Интернета и использование ими различных форм;

е) проанализировать статистику использования серверов вебсайтов организаций;

• создать рекомендации по эффективному использованию новых ИКТ политическими организациями для активизации участия.

В целом проект выполнил почти все поставленные задачи.

1. Усовершенствование существующих теоретических моделей политического участия постоянно находилось в центре вни-

мания при осмыслении результатов проекта. Основной вопрос, на который пытались ответить исследователи, - как традиционные теории участия, построенные без какой-либо связи с сетью, могут объяснить политическую активность в сетевом контексте. Детальный ответ на него дан в новой модели он-лайновой мобилизации, представленной в статье, опубликованной в журнале European Journal of Political Research.

2. В течение 24 месяцев проводился интенсивный анализ широкого ряда политических организаций Великобритании, в котором были использованы интервью, почта и он-лайновые опросы членов этих организаций. Кроме того, регулярно фиксировался и анализировался контент веб-сайтов. Результатом этой работы стала богатая коллекция разнообразных данных, которая позволяет сравнить, как используются новые ИКТ для активизации участия партиями, группами давления и новыми социальными движениями.

3. Была разработана унифицированная схема кодирования для всех исследуемых политических организаций, позволяющая сравнить и измерить содержание веб-сайтов, относящееся к участию.

4. Были созданы специально для проекта электронные базы данных, включающие:

а) архив 30 веб-сайтов политических организаций на CD, в основу которого легли регулярные записи их контента на протя-жеинии 24 месяцев. Продолжительность интервалов между сеансами записи, первоначально определенная на месячной основе, была затем увеличина с учетом того, что изменения за столь короткий период оказались незначительными;

б) результаты анализа контента веб-сайтов с использованием принятой схемы кодирования и пакета программ обработки социологической информации SPSS;

в) массовые установки по проблеме участия на основе Интернета. Данные были собраны в национальном опросе общественного мнения, проведенном исследовательской компанией NOP в мае 2002 г. на случайной выборке населения Великобритании (SPSS формат). Хотя изначально планировалось проведение двух опросов с временным промежутком в 18 месяцев, по соображениям стоимости/эффективности было решено ограничиться одним массовым опросом на заключительном этапе проекта;

г) установки членов четырех организаций по вопросу интернет-участия, полученные с использованием комбинации почтовых и веб-анкет с вопросами закрытого типа (SPSS формат);

д) установки партийной организационной элиты по вопросу интернет-участия, полученные с использованием анкет с вопросами закрытого типа (SPSS формат), разосланных по обычной и э-почте, а также посредством полуструктурированных интервью с элитой, расшифрованных и записанных в формате MS Word;

е) статистика использования веб-серверов. Получить ее оказалось проблематичным из-за нежелания организаций раскрыть эту информацию. Хотя одна организация, Countryside Alliance1, предоставила доступ к своим данным.

5. Ключевой темой публикаций и презентаций по результатам проекта является сравнительная полезность различных методов, используемых организациями для активизации участия с помощью новых ИКТ. В статьях для Parliamentary Affairs и New Review of Information Networking2, а также в докладах по проекту 2001 и 2003 гг. для Европейского консорциума политических исследований (ECPR) анализировались методы стратегического использования э-почты как альтернативы коммуникации через вебсайты, а также конкретные препятствия (аудитория, организационные и технические барьеры), которые вынуждены преодолевать организации, чтобы мобилизовать своих сторонников с помощью новых ИКТ. Эти темы также отдельно рассматривались в докладах, которые были подготовлены по результатам опроса рядовых членов, для либеральных демократов, Лейбористской партии, GPMU3, Countryside Alliance. В сентябре 2003 г. в Интернете была проведена видеоконференция неправительственных организаций по прак-

1 Неправительственная организация «Сельский Союз». - Прим. ред.

2 Parliamentary Affairs - известное академическое ежеквартальное издание, освещающее все аспекты политического процесса и деятельности правительства, а также прямо или косвенно связанное с парламентами и парламентаризмом в Великобритании и во всем мире. Выпускается издательством Oxford University Press совместно с Обществом Hansard Society, созданным для продвижения парламентской демократии в мире.

3 GPMU - самый крупный профсоюз промышленных рабочих Великобритании, объединяющий более 1 млн. членов, занятых в государственном и частном секторах. - Прим. ред.

тическим преимуществам, которые дает политическим организациям использование новых ИКТ.

Методы

В первую очередь было необходимо отобрать организации для исследования и затем создать набор индикаторов, с помощью которых можно определить, в какой мере использование новых ИКТ позволило этим организациям увеличить степень и улучшить качество участия. Это предполагало разработку и использование ряда традиционных и новых методик, а также сбор и хранение данных трех разных уровней.

■ Данные самих организаций об использовании новых ИКТ для активизации участия. Полученная информация была как субъективного (т.е. личные взгляды и установки), так и объективного (т.е. идентификация и анализ специфических приложений ИКТ для активизации участия) характера.

■ Свидетельства рядовых членов этих организаций относительно их желания использовать новые возможности участия, результативности новых типов участия.

■ Свидетельства широкой общественности относительно осведомленности о новых формах участия, используемых организациями, и желания воспользоваться ими.

Отбор организаций

Первоначально было выделено четыре типа организаций: политические партии, группы давления (или интересов), новые общественные движения, а также слабо оформленные протестные сетевые сообщества и flash-mob кампании1. Предполагалось, что эти типы организаций представляют континуум институционализации как с точки зрения внутренней структуры, так и по своей роли в политической системе: на одном, более организованном краю спектра - партии, на другом - альтернативные, периферийными по отношению к мейнстриму акторы, такие, как, например, Reclaim

1 Fash-mob (внезапная толпа) - большая группа людей, внезапно появляющаяся в публичном месте, совершающая что-то необычное и быстро рассеивающаяся. - Прим. ред.

the Street1. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что партии и организованные группы давления с их достаточно внушительными ресурсами и фиксированным членством придерживаются осторожного подхода к ИКТ, используя их скорее для лучшего выполнения существующих функций, а менее организованные группы, в особенности те, которые возникли после интернет-бума, более склонны к экспериментам и к использованию новых медиа для расширения и усиления возможности общения со своими сторонниками и координирования их действий.

Выборка организаций в каждой из категорий была произведена таким образом, чтобы максимизировать вариативность таких факторов, как размер, ресурсы, идеологическая/политическая ориентация и уровень институционализации. Результатом этого процесса стал отбор 30 организаций:

■ 6 партий - три основные партии плюс Шотландская национальная партия, «зеленые» и Британская национальная партия;

■ 18 групп давления и новых общественных движений, включая профессиональные объединения и профсоюзы (10), а также ряд групп «одной проблемы», занимающихся проблемами окружающей средой, правами человека, политической реформой и политикой идентичности (8);

■ 6 протестных сетевых сообществ или ad hoc кампаний, одни из который полностью виртуальны и существуют только в сети, такие, как Maydayonline и Indymedia UK2, а другие, как Reclaim the Street, основаны на «реальном мире».

Сбор данных и анализ

Данные собирались в течение двух лет (с февраля 2001 г. по апрель 2003 г.) поэтапно.

1 Новое общественное движение, возникшее в 1995 г. и получившее с тех пор широкое распространение. Девиз движения - «Лучше иметь жизнь без автомобиля, чем иметь автомобиль, но не иметь жизни». - Прим. ред.

2 1МушеШа иК - английский филиал международного движения независимых медиа, цель которых - создание своих каналов информирования населения в обход существующих массмедиа. - Режим доступа: http://www.indymedia.org.uk/. -Прим. ред.

1. На протяжении 18 месяцев с регулярными интервалами в 3-4 месяца в лонгитюдный архив веб-сайтов загружались вебсайты организаций. В результате были получены пять коллекций данных.

2. При каждой загрузке веб-сайтов осуществлялись кодификация и измерение функций веб-сайтов с использованием унифицированной схемы кодирования, специально созданной для проекта.

3. Были проведены четыре единовременных опроса для выявления установок партийной организационной элиты к формам участия на основе Интернета и использования ими различных форм участия. Эти опросы включали: а) опрос либеральных демократов в мае 2002 г., проведенный в Интернете; б) опрос членов профсоюза GPMU в мае 2002 г., проведенный в Интернете и по почте; в) опрос членов Countryside Alliance по почте в декабре 2003 г. и по Интернету в декабре 2002 г. - январе 2003 г.; г) опрос членов Лейбористской партии, проведенный в Интернете и по почте в марте-апреле 2003 г. Выборки для опросов через Интернет не были случайными, после оповещения партии респонденты выявились самостоятельно; выборки для почтовых опросов были составлены самими организациями с использованием методов случайной выборки с разбивкой по регионам. Общий объем выборок для почтовых опросов составил приблизительно 2000 членов. Определить коэффициент возврата анкет в он-лайновых опросах было достаточно трудно, учитывая способ формирования выборки. Процент ответов в анкетировании по почте составил для Лейбористской партии и Countryside Alliance около 25%, а опрос GPMU в целом оказался неудачным. Анкета была размещена в журнале профсоюза, и возврат составил только 4,5%.

4. Слабоструктурированные личные интервью с руководящей элитой, цель которых - составить представление о контексте информации, полученной из анкет. Всего было проведено 30 интервью в 26 различных организациях.

5. Срез установок общества по отношению к основанным на Интернете формам участия и осведомленности о них был получен из интервью со случайной выборкой из 1972 человек. Вопросы были разработаны исполнителями проекта и включены в национальный опрос общественного мнения, проведенный компанией NOP в мае 2002 г.

Методологическая инновация Четыре наиболее инновационные с точки зрения методологии черты проекта:

1) разработка общей схемы кодирования для анализа содержания сайтов политических организаций;

2) разработка анкеты для опроса через Интернет и базы данных в формате MYSQL1 для оценки реакции членов организаций на их он-лайновые инициативы;

3) создание шкалы оценки интернет-участия путем разработки ряда новых моделей поведения, ставших возможными благодаря ИКТ, для последующего сравнения их с оф-лайновой политической активностью;

4) идентификация и измерение влияния «электронных стимулов» организаций на активизацию участия своих членов и широкой общественности, таких, как электронные новостные бюллетени и электронные открытки.

Результаты

Анкетирование через сеть и интервьюирование элиты организаций стали полезной отправной точкой исследования. Они дают общее представление об инициативах, предпринимаемых организациями в отношении новых ИКТ. Тогда как некоторые организации используют компьютерно опосредованные коммуникации (cmc) и другие формы ИКТ, предшествовавшие приходу Всемирной паутины (WWW), большинство внедряются в киберпространство путем создания публичных сайтов. Более формализованные группы (партии, группы давления и профсоюзы) создали сайты в период с середины до конца 1990-х годов, обычно в результате экспериментирования со стороны персонала или волонтеров. По-видимому, в их развитие не было вложено почти никакой стратегической мысли, помимо той, что они являются символом инноваций и демонстрируют, что организация идет в ногу с социальными тенденциями. Однако по мере распространения Интернета среди населения контроль над веб-сайтами переходит к подразделениям, отвечающим за PR и избирательные кампании, что свидетельствует о

1 MYSQL - распространенное программное обеспечение баз данных универсального содержания. - Прим. ред.

том, что организации осознают необходимость выработки более профессионального подхода к использованию Интернета и лучшей интеграции его в общую стратегию коммуникации. Таким образом, хотя и с запозданием, многие организации сейчас уже имеют более глубокое и осмысленное понимание пользы, которую могут принести им новые технологии.

Анализ вебсайтов, наиболее явно отражающих революцию новых ИКТ, позволяет выделить три присущие им ключевые функции: 1) распространение информации/увеличение административной эффективности - на веб-сайтах может стать доступным гораздо большее по сравнению с другими медиаресурсами количество последних новостей и информации при аналогичных затратах; 2) увеличение знания о кампаниях, проводимых организациями. Хотя аудитория сайтов может быть небольшой, они тем не менее позволяют группам донести свое сообщение до общественности напрямую, без редакторской правки и цензуры основных средств массовой информации; 3) интерактивное участие - посредством чатов и рассылок электронной почты организации могут поддержать диалог со своими сторонниками и между ними, и этот диалог может действительно позволить широким массам влиять на принятие решений.

Сравнение этих установок и восприятия элиты с данными, полученными посредством анализа содержания сайтов, позволило установить, что организации реализуют эти функции по меньшей мере в отношении более эффективного распространения информации. Сайты перегружены подробными сведениями о самих организациях или текущими важными новостями. Однако использование сайтов для активных кампаний или мобилизации сторонников значительно скромнее. Возможности сайтов по направленному воздействию на определенные целевые группы, например молодежь, используются весьма ограниченно. Некоторые группы давления, такие, как CAFOD, Oxfam или Age Concern1, пытаются привлечь интернет-активистов, предлагая посетителям сайта подписаться на регулярный информационный бюллетень и принять участие в кам-

1 CAFOD - Catholic Agency for Overseas Development - международная неправительственная организация, имеющая отделения в 60 странах. Ее цель - покончить с бедностью и сделать мир более справедливым; Oxfam - другая неправительственная организация близкого профиля; Age Concern - крупная благотворительная организация, занимающаяся проблемами пожилых людей. - Прим. ред.

пании, «не вставая с собственного кресла», как это формулирует Oxfam1. Хотя примерно четыре пятых всех сайтов, исследованных в рамках этого проекта в конце 2002 г., явно отражали стремление организаций завербовать новых членов, только менее половины из них сделали это он-лайн. Такая сдержанность была особенно заметна среди профсоюзов, ни один из которых не предоставил желающим возможности вступления он-лайн. Вероятной причиной послужили опасения, связанные с оплатой (взносов) в сети, и боязнь, что это может подорвать деятельность подразделения, занимающегося рекрутированием активистов.

Наиболее эффективно использовали ИКТ для проведения кампании новые виртуальные группы протеста, которые, не имея материальных ресурсов и своего офиса, сосредоточили свои усилия на разработке ИКТ-проектов, способных вызвать широкий медийный резонанс. Хороший пример дает сайт PayupTony.com2, созданный двумя студентами колледжа с целью привлечь внимание к проблеме студенческих долгов. В середине 2003 г. они собрали около 100 000 подписей и отправили на Даунинг-стрит электронное прошение в пользу отмены студенческих займов и платы за обучение. Fax Your MP3, другой сайт, созданный на скромные средства выпускников университета 2001 г., предоставил посетителям возможность общаться напрямую со своим депутатом в парламенте, отправляя ему факсы со своими предложениями и вопросами. Менее чем за три года через сайт было отправлено более 50 000 факсов членам парламента, что помогло гражданам обратить внимание своих депутатов на проблемы общения с ними, в частности, при использовании э-почты. Ни одна из этих кампаний не смогла бы достичь успеха без Интернета.

Что же касается более продвинутых форм интерактивного общения, менее одной трети исследованных сайтов содержат какие-либо формы дискуссионных форумов. Сайты часто предоставляют возможность контакта через э-почту, но обычно на них указывается общий адрес организации, а не адреса конкретных людей, таких, как выборные представители или члены исполнительных комитетов. Примечательно, что Лейбористская партия провела несколько сес-

1 Режим доступа: www.osfam.org.uk

2 Режим доступа: www.payuptony.com

3 Режим доступа: www.faxyourmp.com

сий Q&A (вопросов и ответов) с участием лидеров партии. Организация Age Concern также провела на своем сайте похожие сессии по вопросам, связанным с пенсионной политикой, с участием членов правительства. Трудоемкость и затратность таких инициатив в сочетании с относительно небольшой активной аудиторией, которую удается собрать, ограничивает их потенциал влияния на общество, особенно для небольших организаций. Открытая дискуссия также влечет за собой риск вылиться в перебранку и стать источником антирекламы. Поэтому большая часть коммуникации, основанной на Интернете, тяготеет скорее к одностороннему типу связи сверху вниз (от организации к членам), чем к интерактивному двустороннему общению (между членами).

До проведения исследования было собрано очень мало информации относительно перспектив политического использования ИКТ рядовыми членами/активистами организаций для коммуникации в направлении снизу вверх. Поэтому чтобы выяснить, используют ли сами члены новые технологии для участия в жизни организации и, что более важно, видят они в них положительное или негативное развитие, были исследованы члены целого ряда организаций. Исследователи стремились охватить различные типы организаций, а также по возможности провести как почтовые, так и сетевые опросы, поскольку первый вид опросов позволял охватить членов организации, не пользующихся Интернетом, оценить относительную величину этой группы и причины, по которым они не используют Интернет. Удалось провести параллельные опросы в трех случаях - с Countryside Alliance ^A), Лейбористской партией, профсоюзом GPMU. Кроме того, был проведен он-лайновый опрос в Партии либеральных демократов. Анкета была составлена таким образом, чтобы оценить, в какой степени члены используют он-лайновые услуги своих организаций и какую роль сыграли эти услуги в вовлечении их в организацию и/или в сохранении их вовлеченности.

В целом были получены интересные результаты по всем видам организаций. Доли членов организаций, пользующихся Интернетом, были, согласно почтовым опросам, достаточно высокими -почти 60% членов СА и 65% членов Лейбористской партии. Вебсайты оказались одним из самых востребованных приложений среди информационных инициатив организаций. Четыре пятых либеральных демократов, имеющих доступ к Интернету, свидетельст-

вуют, что пользовались им, а четверть - что выходят в Интернет еженедельно. Данные об использовании веб-сайтов и э-почты показывают, что эти инструменты могут влиять на решение членов об участии в том или ином мероприятии организации. Например, практически треть членов СА отмечают, что сайты были для них важным стимулом при принятии решения об участии в маршах на Лондон в течение 2002 г. Э-почта воздействует на членов организации несколько по-другому. Она, прежде всего, помогает им оставаться вовлеченными в более рутинные мероприятия, напоминая о митингах и мероприятиях, требующих участия волонтеров.

Посетители сайтов обычно моложе среднестатистического члена организации, они позднее присоединились к организации и имеют доход выше среднего. Таким образом, Интернет позволяет организациям выйти на молодежный рынок и повысить интерес к своей деятельности, хотя веб-сайты далеко не всегда превращают симпатизирующих организации в ее активных членов. Тем не менее существует устойчивая тенденция углубления интенсификации участия среди активистов, поскольку новые ИКТ способствуют усилению оф-лайновой активности членов организации и обеспечению большей отдачи от ее сторонников. Поэтому в целом можно сказать, что основное влияние новых ИКТ заключается в сохранении вовлеченности людей, хотя в определенной мере им удается и способствовать их вовлечению.

Заключительный логичный вывод состоит в том, что члены организации, использующие новые ИКТ, обычно более позитивно оценивают персективы их использования в политике и заинтересованы в развитии более интерактивных форм коммуникации со своей организацией. Однако примечательно то, что многие из них отдают предпочтение более персонализированным формам интерактивности и коммуникации от организации к члену (например, электронное голосование по проблемам политики или выборы внутри организации) перед коммуникацией от члена к члену организации или коллективным он-лайновым формам интерактивности. Поэтому возможно, что расширение масштабов использования новых ИКТ в основных политических организациях скорее усилит некоторые существовавшие ранее тенденции, такие, как индивидуализация участия и более прямые формы коммуникации между лидерами организации и ее отдельными членами, чем коллективные формы демократии внутри организации.

Проект, помимо изучения самих организаций и их членов, стремится также исследовать влияние новых ИКТ на уровень мобилизации в рядах широкой общественности. Для этого в национальный опрос, проведенный NOP в мае 2002 г. на выборке из 1972 человек, были включены серия их 14 вопросов плюс демографические характеристики респондентов. Цель - определить степень он-лайнового политического участия в обществе и сравнить ее с офлайновым политическим поведением. Кто именно вовлечен в онлайновую политику и вовлечены ли все из этих людей также в политику оф-лайн? Требует ли он-лайновая политика новых навыков, не связанных с существующими теориями участия, или же для обоих типов участия одинаково важен один и тот же набор ресурсов? И наконец, действительно ли организации стремятся использовать новые возможности, предоставляемые Интернетом, для увеличения осведомленности о себе через адресную рассылку электронных сообщений по собственной инициативе?

Получение ответов на эти вопросы потребовало идентификации ряда новых типов политического поведения и интернет-стимулирования, возможного в он-лайновом сообществе. В целом было выделено 16 новых форм индивидуального политического участия, использующих новые ИКТ, включая посещение веб-сайта, подписание он-лайновых петиций, отправление электронных открыток, участие в чатах и дискуссии по э-почте. Для исследования интернет-стимулирования респондентам был задан ряд вопросов, например, получали ли пользователи Интернета когда-либо политические он-лайновые сообщения, касающиеся какой-либо организации или кампании. Формат этих сообщений был дифференцирован - электронные открытки, газетные статьи, петиции на подпись, электронные бюллетени, материалы избирательных кампаний, просьбы о пожертвованиях.

Ключевой вывод опроса, на первый взгляд, вряд ли обрадовал бы приверженцев э-демократии. Он-лайновое участие привлекает только ограниченное количество людей. Только 17% имеющих доступ к сети респондентов когда-либо принимали участие в каких-либо из 16 форм сетевого политического участия. Это меньше, чем процент традиционного участия, хотя и не намного. Кроме того, те, кто принимал он-лайновое участие, принадлежали к образованному верхнему слою среднего класса, что неудивительно. Хо-

тя люди, имеющие высшее профессиональное образование, составляют 18% от общей выборки, они представляют почти одну треть от числа он-лайновых участников. Рабочие средней квалификации и физического труда, несмотря на то, что составляют 32% от общего состава, формируют только 16% от количества он-лайн участников. Чем выше образование, тем выше и уровень он-лайнового участия. Тенденцию к доминированию в он-лайновой политике имеют мужчины, которые составили только половину от всей выборки, но при этом две трети от общего количества участников. Данные по он-лайновым стимулам оказались достаточно скромными - только 15% имеющих доступ к сети получили такие стимулы.

Однако внимательное изучение результатов раскрывает интригующую картину потенциальной мобилизации. Более молодые люди склонны в значительно большей степени к он-лайнновому, чем традиционному участию в политике. 30% от самой молодой возрастной категории респондентов ответили, что участвовали в разных формах политической активности, по сравнению с 11% тех, кому от 45 до 54 лет. Эта картина противоположна той, что характерна для традиционного участия. Дальнейший статистический анализ связи между основными характеристиками и вовлеченностью в он-лайновую политику открывает еще более интересную картину. Если принять во внимание неравенство в доступе к технологиям вместе с изначальным интересом к политике, то онлайновое участие зависит как от знакомства с Интернетом, так и от получения электронных стимулов и возраста. Эти результаты поддерживают точку зрения, что Интернет дает шанс увеличить количество участников в политической жизни и вовлечь в нее тех, кто раньше был недопредставлен и не услышан.

Серия последовавших затем вопросов о конкретных политических сайтах, которые посещались респондентами (сайты политических партий, групп давления, благотворительных организаций, сайты основных или альтернативных новостных массмедиа), показала, что во всех случаях значительная часть респондентов сообщила, что они не стали бы искать информацию о группе или проблеме, если бы им пришлось полагаться на традиционные методы, такие, как телефон или почта. Эта констатация прежде всего относится к сбору общих новостей, но даже в случае с политическими партиями треть из тех, кто посетил их сайты, заявили, что не стали бы этого делать, если бы не Интернет. Более того, большинство

людей указали, что стали проявлять больше интереса к организациям после того, как посмотрели их сайты. Это особенно актуально в отношении менее заметных типов организаций, таких, как анти-капиталистические группы протеста и неправительственные организации типа «Indy media». Кроме того, хотя подавляющее большинство пользователей сети не получали, по их словам, никаких электронных стимулов, те из них, кто получал, в целом проявляли интерес к увиденному. И хотя менее трети проигнорировали полученные сообщения, две трети так или иначе отреагировали на них помимо выражения раздражения. Минимальная реакция - нерегулярное прочтение, хотя одна пятая получивших стимулирующие сообщения указали, что иногда или же всегда отвечала на них. Хотя подобные результаты не очень впечатляют, они все же показывают, что распространение подобных стимулов потенциально может увеличить количество политических активистов.

Таким образом, анализ материалов ответов на вопросы исследования позволяет утверждать, что полученные результаты демонстрируют как расширение, так и углубление или интенсификацию политического участия в результате использования Интернета различными группами. Хотя политическое он-лайновое пространство уже занято активистами - как внутри, так и вне организаций, -оно обладает потенциалом вовлечения в участие новых людей, которых иначе бы не привлекла политическая деятельность в ее традиционных формах.

Реализация результатов проекта, публикации и сообщения

Проект способствовал созданию и поддержке ряда формальных и неформальных сетей и спонсировал одну конференцию. Эта работа связана с трехлетним исследованием использования Интернета политическими и коммерческими организациями (22022005 г.), выполненным доктором Andrea Rommele (Университет Манхейма) и профессором Michael Woywode (RWTH)1 при финансовой поддержке немецкого концерна VolksWagen.

1 Доктор Andrea Rommele была автором публикации в «Политической науке», 2004, № 4. RWTH - Rheinisch-Westfalische Technische Hochschule - Высшая техническая школа земли Северный Рейн - Вестфалия, Аахен, Германия. - Прим. ред.

Ответственные исполнители проекта совершили несколько консультационных турне и провели при поддержке Евросоюза несколько семинаров, включая семинары в университетах Гренобля (2001 г.) и Эдинбурга (2003 г.), по темам «Государство и демократия в информационный век», «ИКТ и политика», «Электронная демократия: мобилизация и участие в сети», «Меняющиеся медиа, меняющееся гражданское общество». В ходе этих мероприятий результаты проекта были широко представлены академическому сообществу.

Все аспекты проекта раскрыты в семи журнальных статьях, опубликованных в таких академических изданиях, как Parliamentary Affairs, Information Polity, Representation, European Journal of Political Research. Кроме того, результаты исследования были представлены в специальном выпуске журнала Party Politics, 9 (1), 2003, (London: Sage), посвященном партиям и избирательным кампаниям во Всемирной паутине, а также в монографиях Electronic Democracy: Mobilisation and Participation Online, (Routledge: London, 2003) и Difficult Democracy? Political Organisations, Participation and the Internet (Manchester University Press: Manchester, 2004/

Отчеты об опросах членов организаций были предоставлены этим организациям для внутреннего пользования. Отчет об исследовании общественного мнения был опубликован в 2002 г. Советом по экономическим и социальным исследованиям под названием «Политики должны использовать Интернет для привлечения “равнодушных” молодых избирателей».

Было проведено также семь презентаций на научных конференциях, включая ежегодные конференции Американской ассоциации политических наук, 2001 и 2002 гг.; объединенные сессии Европейского консорциума политических исследований, 2001 и 2003 гг.; ежегодную конференцию Ассоциации политических исследований Великобритании и др.

Исследовательский проект и особенно результаты опроса общественного мнения были освещены в парламенте Ричардом Алленом, депутатом парламента от либеральных демократов.

Некоторые анкеты и инструменты кодирования веб-сайтов были использованы другими исследователями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приоритеты последующих исследований

Существует ряд областей, дальнейшее изучение которых может расширить картину он-лайнового участия, представленную в проекте. Во-первых, результаты этого исследования (и, конечно же, других исследований в Европе и Америке) указывают на наличие потенциала он-лайнового участия молодых людей. Более тщательный и целенаправленный анализ использования ИКТ молодыми людьми в политических целях, а также анализ деятельности организаций по привлечению молодых людей помогут более точно определить потенциал Интернета. Пока сложно сказать, есть ли у сети долгосрочный потенциал инструмента участия, или это просто технология, замещающая более традиционные формы участия, влияние которой упадет, когда исчезнет эффект новизны.

Во-вторых, настоящий проект в значительной степени был ограничен анализом Великобритании. Пока есть только одно ограниченное межнациональное сравнительное исследование в области он-лайновой политики. Соответственно, приоритетом будущих исследований должно стать широкомасштабное межнациональное сравнение он-лайнового участия. Такое исследование поможет лучше понять:

а) роль системных политических, технологических и социальных условий в формировании использования ИКТ для политического участия, например, как влияют на него политические регламентации, культура и государственная стратегия э-демократии;

б) международные сети и глобализацию политической активности, которые привлекают к себе большое внимание средств массовой информации и по утверждению некоторых исследователей являются одной из наиболее важных черт эпохи Интернета и могут быть еще лучше исследованы в рамках межнациональной базовой модели.

Перевод А. О. Моисеенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.