Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ'

УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
292
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Худик Владимир Александрович

Приводится фрагмент из книги В.А. Худика «Детская патопсихология» (1997), посвященный участию педагога-психолога в работе психолого-медико-педагогической консультации, функционируемой в условиях детского психиатрического стационара. Показана суть психолого-педагогического обследования ребенка в аспекте клинического наблюдения, лечения и реабилитационных мероприятий с целью дифференциальной диагностики типа психического онто- или дизонтогенеза и выбора образовательного маршрута, рекомендаций для родителей и педагогов образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Худик Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF THE PSYCHOLOGIST IN WORK OF PSYCHOLOGICAL, MEDICAL AND PEDAGOGICAL CONSULTATION

The fragment from V.A. Hudik’s book “A Children’s patopsychology” (1997), devoted to participation of the psychologist in work of psychological, medical and pedagogical consultation, functioned in the conditions of a children’s psychiatric hospital is given. The essence of psychology and pedagogical inspection of the child in aspect of clinical supervision, treatment and rehabilitation actions for the purpose of differential diagnostics like mental ontogenesis or a disontogenesis and a choice of an educational route, recommendations for parents and teachers of the educational organization is shown.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ»

ИЗ АРХИВА ОПУБЛИКОВАННЫХ РУКОПИСЕЙ

УДК 376.4+159.97+611.08

В. А. Худик

УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ1

Введение. Одной из важных задач в деятельности педагога-психолога в условиях детского психиатрического стационара является участие в работе психолого-меди -ко-педагогической консультации (ПМПК), где наряду с другими членами экспертной группы педагог-психолог решает медико-социальные вопросы больных детей, их ближайшего микросоциального окружения. От решения вопросов ПМПК зависит то, в каких условиях будет осуществляться дальнейшее воспитание и обучение больного ребенка, насколько эффективным окажется его социальная адаптация в обществе (С. Я. Рубинштейн, 1986). Ведь известно, какой непоправимый урон может нанести подрастающему человеку неправильная оценка его психического состояния, особенно в те периоды детства, когда его воспитание и обучение в целом зависит от условий конкретной социальной ситуации развития (Л. С. Выготский, 1983).

1 Худик В. А. Детская патопсихология. Киев: Здоровье, 1997. С. 78-84.

Правильная и своевременная квалификация уровня психического развития ребенка позволит избежать негативные последствия, обусловленные пато биологическими особенностями болезни и социально-психогенными факторами, а также принять адекватные меры профилактического, гигиенического и коррекци-онно-воспитательного характера. А в случаях ошибок диагностики, например, олигофрении, социально-педагогические меры могут оказаться единственными по пути ресоциализации таких «больных» в обществе.

ПМПК должна, таким образом, исключить возможные ошибки как в деятельности педагогов и психологов, которые в условиях дошкольных и школьных заведений первые наблюдают детей, осуществляют диагностическую и коррекционную работу. И в случаях испытываемых затруднений прибегают к помощи врача-психоневролога или врача-психиатра, чьи наблюдения в условиях психи -

атрического стационара могут оказаться весомыми при подготовке заключения для экспертной группы ПМПК. Поэтому заключение ПМПК строится на достаточно аргументированных данных о психофизическом состоянии ребенка, особенностях его развития, условиях жизни, а в случае болезни — достаточно подробно описываются динамика психического заболевания, тип формирующегося дефекта и прогноз, включая и вос-пигатепьно-педагогический (Л. В. Зан-ков, 1953; Ж. И. Шиф, 1959; Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина, 1983; С. Д. За-брамная, 1995).

Тем не менее, педагоги детских дошкольных и школьных заведений, родители в большей степени владеют информацией об особенностях поведения детей, успехах их учебной деятельности. Однако они не всегда правильно понимают наблюдающиеся изменения в психической сфере ребенка, а порой даже не обращают на них внимание, относя это к факторам возрастного развития, влияния среды и т. д. Своевременное обращение к врачу поможет скорректировать динамику развития, избежать последствий того или иного нервно-психического заболевания.

Показания к направлению на ПМПК детей, страдающих психическими заболеваниями. Пребывание детей в детском психиатрическом стационаре может быть обу-

словлено необходимостью их обследования для целей ПМПК, которая не только определяет профиль детского, школьного или специального учреждения, но и характер оказания социальной помощи. Направляются на обследование в стационар лишь те дети, которые имеют соответствующие психоневрологические показания.

Ими являются:

а) олигофрения в степени де-бильности различного генеза, включая и дебильность при болезни Дауна;

б) органическая деменция негрубой степени, являющаяся следствием инфекционных, интоксикационных, травматических и других постнатальных поражений головного мозга;

в) эпилептическая деменция (при отсутствии дневных или частых ночных судорожных припадков);

г) шизофреническая деменция (при отсутствии психотических расстройств).

То есть, это те показания, которые требуется изучить в целях дифференциально-диагностического уточнения характера дефекта, особенностей обучения и воспитания во вспомогательной школе или школе-интернате специального назначения (Г. М. Дульнев, А. Р. Лу-рия, 1973).

Приводим следующее наблюдение.

Больной Р., 8 лет, состоит на учете в <...> психоневрологическом дис-

пансере с диагнозом: задержка психического развития с 4-х лет.

Из анамнеза известно: Р. — от первой нормально протекавшей беременности. Роды у матери — без патологии. Вес при рождении — 3400 г, рост — 51 см. С детства Р. отстает в развитии. Ходить начал в 1,5 года, произносить первые слова — в 3 года, фразовая речь — к 5 годам. Посещал детский сад с 4-х лет. В связи с отставанием в психическом развитии консультировался в психоневрологическом диспансере, где была установлена задержка психического развития.

Из выписки протокола областной ПМПК в школу Р. пошел в 7 лет. Однако с первых же дней отличался несостоятельностью — не усваивал программу, испытывал трудности в усвоении моторных навыков. Некоторое время занимался по индивидуальной программе. К концу учебного года имел незначительные навыки письма (рисовал палочки, отдельные буквы), конструирования из палочек, кубиков по заданному образцу. Не в состоянии был пересказать небольшой рассказ. Речь односложная, с элементами косноязычия. Счетные операции — в пределах первого десятка с ошибками. Сведения об окружающей природе крайне ограниченные. Себя обслуживает самостоятельно, но часто бывает небрежным и неаккуратным.

По решению областной ПМПК Р. был направлен в <...> областную психоневрологическую больницу для обследования с целью уточнения диагноза и дальнейшего определения ПМПК профиля учебною заведения.

В то же время на обследование по линии ПМПК могут быть направлены дети, страдающие названными формами слабоумия, но в более тяжелой форме (олигофрения в степени имбецильности и идиотии, в том числе и при болезни Дауна, органическая деменция тяжелой степени с выраженной дезадаптацией, отсутствием навыков самообслуживания и т. д.), которые по решению комиссии подлежат направлению в соответствующие учреждения системы социального обеспечения. Нередки случаи, когда на обследование в детский психиатрический стационар поступают дети с определенными психосоматическими состояниями, при которых различные отклонения в психическом развитии связаны с первичным нарушением функций слуха, зрения, речи, моторики. Выявление степени умственной отсталости или задержки психического развития, личностных аномалий представляется необходимым в целях определения профиля специального обучения.

В последнее время участилось число случаев поступления в стационар детей с задержками психического развития при таких состояниях, как остаточные явления органического поражения головного мозга, детей, которым при первичном осмотре в период пред-школыюй диспансеризации или на этапе обучения в начальной школе выставляется диагноз «педагогиче-

екая запущенность». Их поступление на обследование обусловлено решением ПМПК в целях уточнения диагноза, осуществления продольного наблюдения при обеспечении индивидуального подхода в период обучения в общеобразовательной школе или специальном классе «выравнивания». Это важно еще и потому, что на начальных этапах обучения в школе, когда у данной группы детей недостаточно сформированы произвольные характеристики высших психических функций, пролонгированные наблюдения позволяют исключить ошибочную клиническую диагностику и тем самым предотвратить установки негативного социального прогноза. А так как известно, что изначальные признаки слабости протекания нервных процессов с возрастом могут быть нивелированы, то и особенности протекания высших психических функций при отсутствии заболеваний мозга приобретают достаточно нормальный характер течения.

Приводим следующее наблюдение.

Испытуемый А., 7 лет, учащийся 1 класса общеобразовательной средней школы. По мнению учительницы, А. не в состоянии заниматься в общеобразовательной школе. Учительница представила материалы о ребенке на ПМПК. Комиссия, изучив материалы и обследовав ребенка, направила его на стационарное обследование в <...> областную психоневрологическую

больницу с целью осуществления дифференциальной диагностики между педагогической запущенностью и олигофренией в легкой степени дебильности.

Из анамнеза известно: ребенок — от первой беременности, которая вторую половину протекала с токсикозом. Роды у матери тяжелые, мальчик оживлялся. Выписан из роддома с диагнозом: постродовая энцефалопатия. Раннее развитие рефлекторной деятельности несколько замедлено. При кормлении быстро уставал, засыпал. В дальнейшем ничем особенным не отличался. Ходить начал в год и два месяца, произносить отдельные звуки, слова — в год, фразовая речь появилась к двум годам. В дошкольный период больше находился и воспитывался у бабушки. Детский сад не посещал.

Перенесенные заболевания: грипп, корь. В возрасте 1 года перенес тяжело грипп, вследствие чего было сильное обезвоживание организма, находился некоторое время на искусственном питании. После болезни утратил прежние игровые навыки, заново учился ходить.

Из школьной характеристики известно: А. поступил в школу совершенно неподготовленным. У него не были сформированы произвольные психические акты, связанные с учебной деятельностью. Он имел существенные пробелы знаний программы дошкольного периода, испытывал трудности в общении со сверстниками, отличался молчаливостью, замкнутостью. С первых дней обучения в школе А. отставал от своих сверстни-

ков, глубоко переживал порицания, в связи с чем иногда отказывался посещать школу.

Из выписки протокола обследования в условиях стационара: контакт А. устанавливает с окружающими избирательно в зависимости от положительного или негативного к нему отношения. С учетом этого раскрывает или не раскрывает свои переживания. Очень чувствителен к несправедливости. Любит поощрения. На этом фоне достаточно активен, работоспособен. Обнаружил хорошие показатели интеллектуально - мне стиче ской деятель -ности, которые, однако, все же несколько ниже предполагаемой нормы его возрастного развития. В условиях экспериментально-психологического исследования не были выявлены признаки истощаемости психической деятельности. Предпосылки интеллектуальной деятельности в норме.

Учитывая изложенное, комиссия пришла к выводу, что у А. имеются явления педагогической запущенности, он нуждается в дополнительных индивидуальных занятиях, может продолжать обучение в общеобразовательной школе.

По данным катамнеза: А. посредственно закончил начальную школу. В настоящее время учится в 8 классе, проявляет интерес к точным наукам.

Во всех случаях медицинское обследование, в том числе и с уточнением психиатрического диагноза, проводится с учетом психолого-педагогического наблюдения, включающего экспериментально-

психологическое исследование познавательной и личностной сфер испытуемого, а также определение особенностей его обучения и воспитания в специальных условиях. Пребывание ребенка в детском психиатрическом стационаре, таким образом, предусматривает уточнение клинического диагноза, осуществление необходимого лечения и решение вопросов его социальной реадаптации в обществе. Последнее во многом зависит от решения ПМПК, рекомендаций психолого-педагогического характера по осуществлению обучения и воспитания ребенка.

Положения и особенности работы ПМПК. Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК)1 как правило, функционирует при областном отделе народного образования. За редким исключением она может быть создана при районном (городском) отделе народного образования.

ПМПК осуществляет:

1) дифференцированный отбор детей с недостатками умственного

1 Положения о республиканских и областных медико-педагогических комиссиях и Инструкции по приему в специальные школы для детей с недостатками физического и умственного развития: Инструктивное письмо № 102-М от 21 ноября 1974 г. М.: Министерство просвещения СССР, 1974. 17 с. В 1993 г. вместо действующих медико-педагогических комиссий (МПК) введены психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК).

и физического развития в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) и дошкольные учреждения специального назначения системы просвещения согласно инструкциям по приему в эти учреждения 1;

2) дает рекомендации к направлению в лечебно-профилактические учреждения системы здравоохранения, а также в учреждения социального обеспечения детей, не подлежащих обучению в школах и дошкольных учреждениях общего назначения по состоянию здоровья и интеллекта;

3) решает вопросы о выводе из спецшкол и дошкольных, учреждений специального назначения или переводе из одного типа учреждения в другой;

4) консультирует родителей и педагогов по вопросам лечения, воспитания и обучения детей с легкими отклонениями в развитии, не подлежащих направлению в специальные школы и дошкольные учреждения специального назначения.

Для осуществления консультативно-диагностической, координационной, методической работы в состав ПМПК входят:

1 Инструкции по приему аномальных детей в дошкольные учреждения специального назначения системы Министерства просвещения СССР / Сост.: Т. А. Власова, Н. Г. Морозова, М. И. Земцова и др. М.: Министерство просвещения СССР, 1977. 16 с.

• заведующий консультацией — квалифицированный дефектолог, прошедший специальную подготовку;

• врач-психиатр (детский);

• невропатолог (детский);

• педиатр;

• психолог по вопросам деви-антного поведения;

• психолог-дефектолог — специалист по вопросам интеллектуального развития детей;

• учитель-дефектолог (олигоф-ренопедагог);

• учитель-дефектолог (сурдопедагог);

• учитель-дефектолог (тифлопедагог);

• дефектолог дошкольного заведения;

• учитель начальных классов общеобразовательной школы;

• логопед;

• юрисконсульт;

• секретарь.

Для консультации могут быть приглашены и другие специалисты. Отечественными педагогами -дефектологами (А. А. Венгер, Г. Л. Выготская, Э. И. Леонгард, 1972) разработан комплексный подход к обследованию детей в ПМПК, что позволяет получить всестороннюю характеристику психической сферы, физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Комплексное обследование включает:

А) проверку:

• сохранности слуховой функции;

• состояния вибрационной чувствительности;

• сохранности зрительного анализатора;

• состояния речи;

• состояния двигательной сферы;

• уровня развития сенсорных и моторных функций;

• уровня развития интеллектуальных процессов;

Б) наблюдение:

• за поведением,

• за детскими и подростковыми поведенческих реакциями их изучением.

Обследования различными специалистами осуществляется с помощью специально разработанных методов и при наблюдении за поведением ребенка в естественных условиях игровой или учебной деятельности.

ПМПК работает на базе областной детской больницы, специальной школы или дошкольного учреждения, где имеются необходимые условия для всестороннего обследования детей. При обследовании ребенка на комиссии является обязательным присутствие родителей или лиц, их заменяющих. Данные психолого-медико-педагогического обследования ребенка протоколируются. Личное дело обследованного ребенка, протокол с заключением комиссии

и рекомендациями по организации обучения и лечения передаются в ту школу, куда направлен ученик.

На основании данных обследования ребенка специалистами-консультантами делается вывод об особенностях отклонения в его развитии, принимается коллегиально решение о форме организации коррекционного обучения, воспитания и лечения ребенка с учетом его психофизических возможностей и индивидуальных особенностей; при необходимости даются рекомендации относительно реабилитации, социальной адаптации, трудоустройства детей и подростков.

В тех случаях, когда окончательный диагноз может быть установлен лишь в процессе учебно-воспитательной работы, ПМПК дает рекомендации по вопросам обучения ребенка в специальном учебно-воспитательном заведении с диагностическим сроком 1 год и прослеживает за динамикой его развития.

Решение ПМПК является официальным заключением для родителей ребенка или учебного заведения. Однако на практике нередко бывает так, что родители противятся решению ПМПК, игнорируя его. Это больше характерно для случаев установления степени дебильности при олигофрении и определении ребенка во вспомогательную школу. Возникает конфликтная ситуация между

родителями ребенка и администрацией общеобразовательной школы. Родители считают возможным продолжение обучения ребенка на общих основаниях, а администрация школы, руководствуясь решением ПМПК, отказывается продолжать обучение такого ребенка.

Поэтому ознакомление с решением ПМПК родителей ребенка представляет собой одну из важных деонтологических задач в работе врачей и педагогов. Они обязаны разъяснить родителям ребенка все возможные трудности, связанные с продолжением обучения в общеобразовательной школе, ознакомить с особенностями психического развития и необходимостью обучения по специальным программам. Обсуждаются также условия обучения и воспитания ребенка во вспомогательной школе или спецшколе с санаторным режимом.

Задачи педагога-психолога при участии в работе ПМПК. Работа педагога-психолога с детьми, находящимися на обследовании и лечении по решению ПМПК, имеет свои конкретные задачи.

К основным задачам можно отнести:

1. Изучение материалов истории жизни ребенка от рождения и до поступления в дошкольное или школьное учреждение. При этом анализируется социальная ситуация развития в семье и других ми-

кросоциальных окружениях (наличие или отсутствие родителей, их социальный статус, условия воспитания, прочее). Обращается внимание на отягощение наследственности соматическими или психическими заболеваниями. Эта информация, как правило, содержится в картах истории болезни ребенка. Ее можно получить также и в ходе беседы с родными и близкими ребенка, из другой документации детских дошкольных или школьных учреждений. Данные анамнеза о физическом и психическом развитии ребенка тщательно записываются детским врачом. Поэтому вся эта информация представляется интересной с точки зрения ее психолого-педагогического анализа.

2. Проведение экспериментально-психологического обследования по изучению интеллектуальной и личностной сферы ребенка в связи с задачами психолого-психиатрической диагностики во время его пребывания в детском психиатрическом стационаре. Практически все дети, находящиеся в стационаре, по решению ПМПК проходят обследование у патопсихолога. Консультация психолога имеет важное значение не только для составления экспертного заключения ПМПК, но и для работы педагога с ребенком в условиях стационара при проведении воспитательно-педагогических и кор-рекционных мероприятий.

3. Наблюдение за поведением ребенка в условиях стационара, при посещении им учебного класса. Включение ребенка в естественный ритм его жизни происходит сразу же после прохождения клинических и параклинических обследований, а также и получаемого лечения. Это осуществляется путем вовлечения его в игровые и учебные ситуации, в различные трудовые процессы. Наблюдение за поведением ребенка в динамике играет важную роль для уточнения клинического диагноза.

Указанные задачи определяют особенности работы педагога-психолога в условиях психиатрического стационара. Следует отметить, что в связи с решением вопросов ПМПК эта работа может представлять собой изначальную модель взаимодействия педагога с детьми, то ость служить как консультация, рекомендация для педагогов других учебных заведений, близких и родственников.

Патопсихологическое обследование в условиях работы ПМПК. Патопсихологическое обследование детей в условиях детского психиатрического стационара нередко проводится в целях решения задач ПМПК. Зачастую психологическое обследование проводится не только в связи с уточнением психологической и психопатологической симптоматики, но и для осуществления дифференциальной диагностики выявленных измене-

ний в психической сфере. При этом то, что относится к изучению психологических особенностей личности испытуемого, является уровнем профессиональной компетенции психолога, а описание особенностей нарушений психической деятельности в результате болезни, представляет собой дополнительную информацию, которая имеет непосредственное отношение к нозологии того или иного заболевания и является уровнем профессиональной компетенции врача-психиатра. Поэтому патопсихологические обследования в клинике детской психиатрии значительно дополняют клиническую диагностику и имеют прикладное значение для решения задач социальной реадаптации, интеграции детей в обществе.

Дифференциально-диагностические исследования в связи с решением вопросов ПМПК направлены на:

• описание характерных особенностей в поведении и деятельности обследуемых;

• изучение признаков психического развития детей, свойственных для различных вариантов онто- и дизонтогенетического развития;

• выявление прогностических возможностей в психической сфере детей, посещающих детское образовательное учреждение или школу;

Особую важность представляют дифференциально-диагностические исследования умственного недоразвития, аномалий личности и сходных состояний, обусловливающих проблемы социальной адаптации детей, когда ПМПК приходится решать вопросы тактики обучения и воспитания таких детей в учреждениях образования специального профиля. Среди детей, которые направляются на ПМПК, могут быть дети с ЗПР разной этиологии, социально и педагогически запущенные дети, у которых нередко наблюдается общее недоразвитие речи, нарушение деятельности анализаторов, а также проявление поведенческих реакций, невротического генеза или другой этиологии. Все это создает трудности дифференциально-диагностического характера, поскольку во всех этих случаях, выявляемое интеллектуальное недоразвитие, может представлять собой признаки вторичного дефекта. В задачи психолога, при обследовании детей, входит уточнение симптоматики, относящейся к первичному или вторичному психическому дефекту.

Так, диагностика умственной отсталости в дошкольном и раннем школьном возрасте, если она недостаточно резко выражена, но все же относится к структуре первичного дефекта, представляет большую сложность, так как речь идет о признаках

легкого интеллектуального недоразвития при олигофрении. Однако осложнения дифференциации умственной отсталости и сходных с ней состояний в дошкольном возрасте обусловлены похожестью внешних проявлений психической сферы, которые могут наблюдаться у детей с ЗПР, при ДЦП, у детей с дефектами зрения и слуха. Поэтому важно, чтобы обследование ребёнка осуществлялось комплексно при участии различных специалистов — педиатра, психиатра, невропатолога, психолога, де-фектолога, логопеда.

Психологу необходимы не только теоретические знания возрастных психических особенностей развития детей, специфики развития умственно отсталых дошкольников, детей с различными вариантами дизонтогенетического психического развития, нарушениями деятельности анализаторов, но и практический опыт работы, облегчающий налаживание контакта и проведение психолого-педагогического обследования в условиях работы ПМПК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В общем комплексе патопсихологического обследования психолог осуществляет целостное изучение испытуемого, которое включает:

тщательное знакомство с анамнестическими данными на ребенка;

• ознакомление с документацией, представленной на ребенка,

• изучает результаты медицинского освидетельствования;

• анализирует данные предшествующих психолого-педагогических обследований ребёнка в условиях дошкольных образовательных учреждений или других учреждениях образования или здравоохранения;

• знакомится с результатами логопедических обследований.

Следующим этапом работы психолога является собственный сбор данных анамнеза о психическом и физическом развитии ребенка с его слов и слов родителей (или близких); педагогов, участвовавших в его обучении и воспитании. Метод сбора анамнестических сведений осуществляется в процессе беседы, которая содержит варианты клинического и психолого-педагогического подходов.

Так, в беседе с родителями устанавливаются некоторые данные о физическом развитии ребенка до года (когда начал реагировать на свет, звуки; когда стал держать головку, садиться, вставать на ножки и ходить) и далее до трех лет (когда стал произносить первые слова, как развивалась речь, как включался в игровую деятельность и пр.).

Важно выяснить характер и последствия перенесенных ребёнком заболеваний соматического и психоневрологического профиля, травм ЦНС. Выясняется здоровье близких родственников с точки зрения возможности отягощения

наследственных факторов; условия семейного воспитания. Полученные сведения от родителей необходимо проверить и соотнести с данными на ребенка, отраженными в медицинской карте и других материалах. Анализ анамнестических сведений необходимо осуществлять только на основе истолкования конкретных фактов (Л. С. Выготский, 1984), причем следует придерживаться принципа динамичности и вскрывать причинно-следственные зависимости, что позволяет применить типологический подход к толкованию истории жизни ребенка (В. Н. Мя-сищев, 1935; Б. В. Зейгарник, 1965).

Схема экспериментально-психологического обследования ребенка дошкольного возраста несколько отличается от традиционного подхода старших детей. Необходимо помнить, что схема обследования детей должна быть максимально приближена к естественным условиям их игровой деятельности, то есть проводиться в форме игры. Экспериментальные задания должны быть конкретными, привлекающими внимание и интерес, а длительность участия ребенка в эксперименте должно быть дозированным, так дети еще неспособны к длительному напряжению, зачастую обнаруживают недоразвитие произвольности психической деятельности.

Схема обследования детей младшего школьного возраста от-

личается более структурированным подходом в организации психологического эксперимента — в подборе заданий, конкретных психологических методик, в порядке их предъявления, обработке и анализе полученных результатов.

Среди множества методов, используемых при обследовании детей, ведущим методом является наблюдение за поведением ребенка в условиях игровой или учебной деятельности.

Например, при обследовании дошкольника обращают внимание на его реакции на игрушки, стойкость интереса, возможность самостоятельно организовать игру, что выступает важным показателем умственного развития. В игре проявляется также осознанность действий, их целенаправленность, рациональность, координирован-ность. На игровом материале можно исследовать восприятие ребенком величины, формы, цвета, представления о количестве, способность к обобщению. В игре выявляются волевые и эмоциональные качества.

При обследовании детей младшего школьного возраста игровые ситуации уступают место органи-

зации учебных занятий. Поэтому используемые тестовые задания все больше направлены на выявление учебной успеваемости, сформированное™ тех иди иных навыков, диагностику особенностей высшей психической деятельности и личностных свойств.

Заключение. Работа педагога-психолога в условиях детского психиатрического стационара при решении задач ПМПК является важной в общей структуре диагностических, лечебно-восстановительных и коррекционно-педаго-гических мероприятий с детьми, имеющими нарушения психического развития, их подготовки к дальнейшей социализации в обществе — в условиях семьи и образовательных учреждений. Своевременная диагностическая и кор-рекционная работа, а также правильная стратегия выбора образовательной деятельности способствуют включению детей в общество, развитию у них необходимых навыков поведения, когнитивных и личностных характеристик.

Поступила в редакцию 14.08.2017г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.