Научная статья на тему 'Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума центра диагностики и консультирования "Теплый Стан" ЮЗАО москвы'

Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума центра диагностики и консультирования "Теплый Стан" ЮЗАО москвы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
578
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ / ПЕДИАТР / ПСИХИАТР / НЕВРОЛОГ / ЛОГОПЕД / ПСИХОЛОГ / ДЕТИ / НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ / ЗАБОЛЕВАНИЯ / ВРАЧЕБНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕ НИЙ / PSYCHOLOGICAL-MEDICAL-PEDAGOGICAL MULTIDISCIPLINARY CASE MANAGEMENT TEAM / PEDIATRICIAN / PSYCHIA TRIST / NEUROLOGIST / SPEECH THERAPIST / PSYCHOLOGIST / CHILDREN / DEVELOPMENTAL DISORDERS / DISEASES / MEDICAL AND PEDAGOGICAL EXAMINATION / CORRECTION OF DISORDERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Митраков Алексей Владимирович, Винярская Ирина Валериевна, Бобылова Мария Юрьевна, Куликов Антон Владиславович, Казакова Мария Викторовна

Психолого-медико-педагогический консилиум – уникальный вид доступной помощи детям с отклонениями в развитии и состоянии здоровья, позволяющий одновременное получение консультации у нескольких высоко квалифицированных специалистов медицинского и педагогического профиля. Результатом психолого-медико педагогического консилиума являются рекомендации по коррекции выявленных нарушений. в статье приведены принципы работы психолого-медико-педагогический консилиума Центра диагностики и консультирования «Те плый стан» ЮЗаО Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Митраков Алексей Владимирович, Винярская Ирина Валериевна, Бобылова Мария Юрьевна, Куликов Антон Владиславович, Казакова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of the work of the psychological-medical-pedagogical multidisciplinary case management team of the diagnostic and counseling center "Teply Stan" of the South-Western Administrative District of Moscow

Psychological, medical and pedagogical multidisciplinary case management team is an unique kind of available aid to children with developmental and health status abnormalities, allowing simultaneously to get best opinions of several highly-skilled medical and pedagogical professionals. The result of psychological, medical and pedagogical consultation are the recommendations for correcting the detected disorders. In this article there are reported the principles of the work of the psychological-medical-pedagogical multidisciplinary case management team of the diagnostic and counseling center "Teply Stan" of the South-Western Administrative District of Moscow

Текст научной работы на тему «Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума центра диагностики и консультирования "Теплый Стан" ЮЗАО москвы»

© КОЛЛЕКТИВ Авторов, 2013 УДК 616-053.2-08:614.2

А.В. Митраков1, И.В. Винярская2, М.Ю. Бобылова3, А.В. Куликов4, М.В. Казакова4, Е.В. Юртова1

организация работы психолого-медико-педагогического консилиума центра диагностики и консультирования «теплый стан»

юзао москвы

ТБОУ Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан», 117465, Москва, ул. Теплый Стан, 13, стр. 3; 2ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 1; 3«Институт детской неврологии и эпилепсии им. Святителя Луки», 115612, Москва, ул. Борисовские пруды, 13, стр. 2; 4ФГБУ «Научный центр психического здоровья» РАМН, 115522, Москва, Каширское ш., 34

Психолого-медико-педагогический консилиум - уникальный вид доступной помощи детям с отклонениями в развитии и состоянии здоровья, позволяющий одновременное получение консультации у нескольких высококвалифицированных специалистов медицинского и педагогического профиля. Результатом психолого-медико-педагогического консилиума являются рекомендации по коррекции выявленных нарушений. В статье приведены принципы работы психолого-медико-педагогический консилиума Центра диагностики и консультирования «Теплый Стан» ЮЗАО Москвы.

Ключевые слова: психолого-медико-педагогический консилиум, педиатр, психиатр, невролог, логопед, психолог, дети, нарушения развития, заболевания, врачебная и педагогическая экспертиза, коррекция нарушений

A.V. Mitrakov1 , I.V. Vinyarskaya2, M.Yu. Bobylova 3, A.V. Kulikov4, M.V. Kazakova4, E.V. Yurtova 1

ORGANIZATION OF THE WORK OF THE PSYCHOLOGICAL-MEDICAL-PEDAGOGICAL MULTIDISCIPLINARY CASE MANAGEMENT TEAM OF THE DIAGNOSTIC AND COUNSELING CENTER "TEPLY STAN" OF THE SOUTH-WESTERN ADMINISTRATIVE DISTRICT OF MOSCOW

diagnostic and Counseling Center "Teply Stan", 13, building 3, Teply Stan Street, Moscow 117465, Russian Federation; 2Scientific Centre of Child Healthcare" of the Russian Academy of Medical Sciences, 2, building 1, Lomonosov avenue, Moscow, Russian Federation, 119991; 3St Luke's Institute of Children's Neurology and Epilepsy, 13, building 2, Borisovskie Prudy Str., Moscow, Russian Federation, 115612; 4 Mental Health Research Center, 34, Kashirskoe shosse, Moscow, Russian Federation, 115522

Psychological, medical and pedagogical multidisciplinary case management team is an unique kind of available aid to children with developmental and health status abnormalities, allowing simultaneously to get best opinions of several highly-skilled medical andpedagogical professionals. The result of psychological, medical and pedagogical consultation are the recommendations for correcting the detected disorders. In this article there are reported the principles of the work of the psychological-medical-pedagogical multidisciplinary case management team of the diagnostic and counseling center "Teply Stan" of the South-Western Administrative District of Moscow

Key words: psychological-medical-pedagogical multidisciplinary case management team, pediatrician, psychiatrist, neurologist, speech therapist, psychologist, children, developmental disorders, diseases, medical and pedagogical examination, correction of disorders

Значительные социальные изменения, произошедшие в Российской Федерации за последние 20 лет (миграция населения, материальное расслоение общества на богатых и бедных, высокое число разводов и гражданских браков) обострили медико-социальные проблемы: увеличение количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; несогласованность работы и отсутствие преемственности образовательных и медицинских учреждений, недостаточное количество учреждений, оказывающих медико-социальную помощь [1].

Одной из организационных форм оказания комплексной (медицинской, психолого-педагогической и социальной) помощи детям является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК). ПМПК осуществляет диагностическое и коррекционное сопровождение детей, у которых возникают трудности

Для корреспонденции: Митраков Алексей Владимирович, Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан»

в адаптации к социальным условиям в связи с отклонениями в развитии и здоровье. Деятельность ПМПК осуществляется в соответствии с положением министерства образования российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000) [2].

Основной целью ПМПК является диагностика и рекомендации по созданию таких условий воспитания, обучения и лечения для ребенка, которые позволят ему полноценно развиваться независимо от особенностей или диагноза [3].

Задачи ПМПК:

- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;

- выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;

- определение факторов медико-социального риска для развития и здоровья ребенка;

- выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи психолога и других специалистов;

- анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педаго-

РОССИйСКИй ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 6'2013

гов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,

- формирование рекомендаций для родителей, педагогов и педсовета по организации помощи детям методами и способами, доступными педагогическому коллективу для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;

- отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;

- определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью выявления группы риска;

- решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка. При необходимости - перевод в специальный (коррекционно-развивающий, компенсирующий и т. п.) класс, выбор соответствующей формы обучения (индивидуальное, на дому; смешанное; экстернат; домашнее и др.);

- при положительной динамике и компенсации отклонений в развитии - определение путей интеграции ребенка в классы, работающие по основным образовательным программам;

- профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности;

- подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальном коррекционном учреждении;

- организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе ПМПК, при возникновении конфликтных ситуаций, трудностей диагностики, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций

пмпк;

пмпк состоит из диагностического обследования и заключения.

Диагностическое обследование ребенка направлено на выявление причин и характера (включая прогноз) дизонтогенетических вариантов развития детей и подростков, включая наблюдение, беседу, эксперимент, тестирование, изучение результатов деятельности.

Заключение ПМПК формируется в результате коллегиального обсуждения с участием всех специалистов.

Одним из важнейших условий приема ребенка на ПМПК является соблюдение специалистами этических норм:

• добровольное согласие родителей (законных представителей). Дети и взрослые в любой момент имеют право отказаться от дальнейшего обследования. Осуществляется на практике письменным разрешением от каждого родителя на проведение ПМПК.

• Конфиденциальность. Никто без разрешения родителей (законных представителей) не должен иметь доступа к сведениям, сообщенным родителями (законными представителями), самими детьми и подростками.

• Знакомство с результатами. Родители (законные представители) имеют право получить информацию о результатах обследования ребенка в доступной для их понимания форме.

• ПМПК Центра диагностики и консультирования «Теплый Стан» включает постоянный состав специалистов высшей категории: психиатр, невролог, педиатр, клинический психолог, логопед-дефектолог. Участие врачей в деятельности ПМПК является чрезвычайно важным, так как позволяет проводить всестороннюю диагностику развития и состояния здоровья ребенка с учетом индивидуальных особенностей.

У части детей осуществляется наблюдение, которое позволяет определить выполнение родителями рекомендаций, изменение в состоянии ребенка под влиянием лечения и коррекционно-развивающих мероприятий или без них. Именно регулярное наблюдение за развитием ребенка дает возможность вовремя откорректировать психолого-педагогические и медико-социальные мероприятия.

При необходимости поддерживающего лечения рекомендуют наблюдение ребенка у врачей соответствующего профиля в детской поликлинике или психоневрологическом диспансере, профилированных медицинских центрах в соответствии с конкретными медицинскими показаниями.

Порядок работы ПМПК

1-й шаг. Решение обратиться на ПМПК

на ПМПК могут обратиться родители (законные представители) ребенка от 2 до 18 лет. Возможно самостоятельное обращение детей и подростков в ПМПК с 12-летнего возраста.

К самостоятельному обращению на ПМПК родителей (законных представителей) обычно побуждает осознание отличий ребенка от сверстников, сопровождающихся трудностями усвоения навыков, умений и знаний соответственно возрасту, а также нарушениями поведения. нередко родители обращаются на ПМПК после беседы с воспитателями детского сада, учителями школы, психологом и другими специалистами, наблюдающими ребенка в детском коллективе. надо отметить, что по собственной инициативе родители не всегда обращаются на ПМПК, хотя именно они обычно раньше других замечают отклонения в развитии своих детей, поэтому следует разъяснять родителям необходимость своевременного обращения.

рекомендуется проведение ПМПК при следующих проблемах:

- длительность и выраженные трудности периода адаптации к условиям детского учреждения, детского коллектива, группы детей, с которыми ребенок общается на улице;

- трудности в общении со сверстниками, явления изолированности или противопоставления себя коллективу, отвержение ребенка коллективом;

РОССИЙСКИЙ ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 6'2013

- замедленность формирования и реализации навыков самообслуживания (отставание от сверстников во время еды, одевания, подготовки к занятиям и т. п.);

- трудности формирования и автоматизации учебных навыков, умений и знаний, характерных для конкретного возрастного этапа развития;

- подозрение на отставание ребенка в интеллектуальном развитии;

- выраженное своеобразие интересов и способностей ребенка, приводящие к осложнениям социальной адаптации в традиционных условиях;

- проявления одаренности ребенка, требующие иных условий развития и/или затрудняющие социальную адаптацию в традиционных условиях;

- двигательная расторможенность и нарушение внимания, общие проблемы произвольной регуляции деятельности;

- любые речевые нарушения;

- отставание в развитии общей и мелкой моторики;

- подозрение на снижение зрения и слуха;

- нелепость, неадекватность поведения ребенка;

- повышенная эмоциональная возбудимость, агрессивность;

- асоциальные тенденции в поведении;

- неуверенность в себе, плаксивость, обидчивость и т. п.

2-й шаг. Условия приема ребенка на ПМПК.

На ПМПК ребенок приходит в сопровождении родителей (законных представителей) с подтверждающими документами. Каждый специалист наблюдает, как происходит обследование ребенка другими специалистами. Такой вариант обследования соответствует комплексному подходу к оценке состояния пациента.

3-й шаг. Процедура приема ребенка на ПМПК

• Сбор анамнестических данных и информации о социальных условиях жизни (по данным представленной документации и со слов законных представителей ребенка).

• Медицинское обследование.

• Психологическое обследование.

• Педагогическое обследование (обследование педагогом-дефектологом, учителем-логопедом).

4-й шаг. Заключение

A. Заключения врачей ПМПК имеют форму диагноза в соответствии со специальностью. При наличии показаний врачи ПМПК рекомендуют наблюдение за ребенком, проведение профилактических и лечебных мероприятий соответствующими врачами поликлиники и/или психоневрологического диспансера (по месту жительства ребенка).

Б. Заключение психолога ПМПК: итогом является вывод о соотношении отклонений в развитии, сохранных компонентов и иных резервных возможностей развития, а также прогноз развития в зависимости от социальной ситуации развития, включая характер образовательных условий.

B. Заключение логопеда: общий анализ структуры речи с точки зрения соотношения фонетических, фонематических и лексико-грамматических нарушений, а также сохранных сторон речи.

5-й Шаг. Коллегиальное обсуждение результатов обследования всех специалистов ПМПК. Каждый специалист докладывает свое заключение на ребенка, предлагает рекомендации, высказывает мнение о прогнозе развития ребенка. Представленные заключения согласовываются, составляется коллегиальное заключение ПМПК, систематизируются рекомендации.

6-й шаг. Коллегиальное заключение состоит из двух частей: собственно заключения и рекомендаций. По окончании коллегиального совещания представитель ПМПК знакомит родителей (законных представителей) с коллегиальным заключением и рекомендациями в обоснованной и доступной для их понимания форме. При необходимости в целях уточнения, разъяснения, убеждения родителей в адекватности сделанных выводов и предлагаемых рекомендаций представляются и заключения специалистов (в доступной для понимания родителей форме). Обязательным является информирование родителей (законных представителей) о прогнозе развития ребенка в случае соблюдения/несоблюдения разработанных ПМПК рекомендаций.

Таким образом, ПМПК является уникальным видом помощи детям с отклонениями в развитии и состоянии здоровья, позволяя одновременно пройти консультацию у нескольких специалистов, и получить рекомендации по коррекции выявленных нарушений. Важно сохранить ПМПК как эффективную и доступную населению форму взаимодействия врачей и педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Альбицкий в.Ю., Устинова н.в. Состояние, проблемы и перспективы организации медико-социальной помощи детям. Российский педиатрический журнал. 2013; 3: 4-6.

2. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения: Письмо Минобразования России № 27/901-6 от 27 марта 2000 г.

3. Вилъшанская А.Д., ПрилуцкаяМ.И., ПротченкоЕ.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. М.: Генезис; 2012.

REFERENCES

1. Baranov A.A., Al'bitskiy V.Yu., UstinovaN.V. Problems and prospects of the medico-social care for children. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 3: 4-6 (in Russian).

2. On the psychological, medical and pedagogical a consultation (PMPC) educational institution: the Ministry of Education of Russia: Letter № 27/901-6 from 27.03. 2000 (in Russian).

3. VilshanskayaA.D., PrilutskayaM.I., ProtchenkoE.M. Psychological, medical and pedagogical council at school: the interaction of experts in solving problems of the child. M.: Genesis; 2012 (in Russian).

Поступила 09.07.13

Сведения об авторах:

Винярская Ирина Валериевна, ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, e-mail: vinjarskaya@nczd.ru; Бобылова Мария Юрьевна, Институт детской неврологии и эпилепсии им. Святителя Луки; Куликов Антон Владиславович, ФГБУ «Научный центр психического здоровья» РАМН; Казакова Мария Викторовна, ФГБУ «Научный центр психического здоровья» РАМН; Юртова Елена Вячеславовна, ГБОУ «Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан».

РОССИЙСКИЙ ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 6'2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.