Научная статья на тему 'Участие органов внутренних дел в правоотношениях по расчету и возмещению вреда, причиненного экологическими правонарушениями'

Участие органов внутренних дел в правоотношениях по расчету и возмещению вреда, причиненного экологическими правонарушениями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
721
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВРЕД / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ENVIRONMENTAL LAW / INTERNAL AFFAIRS BODIES / ENVIRONMENTAL HARM / ENVIRONMENTAL OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравцова Е.А.

Действующее законодательство предусматривает ответственность лиц, совершивших правонарушения в сфере экологии. Такие лица могут быть привлечены к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности. Привлечение лиц, совершивших экологические правонарушения, к административной и уголовной ответственности в большинстве случаев возлагается на сотрудников органов внутренних дел. Именно они должны обосновать необходимость привлечения лица к той или иной ответственности, правильно квалифицировать совершенное деяние, обосновать ущерб, им причиненный. При этом зачастую оценка причиненного экологического вреда вызывает у сотрудников правоохранительных органов большие трудности, которые обусловлены спецификой экологического вреда. В статье рассматриваются нормативные акты, устанавливающие ответственность за причинение экологического вреда, а также нормативные акты, способствующие обоснованию сотрудниками правоохранительных органов размера причиненного экологического вреда. Делается вывод о том, что сотрудники органов внутренних дел участвуют в отношениях по возмещению экологического вреда опосредованно, через лиц, уполномоченных подавать гражданские иски о возмещении экологического вреда. Обосновывается необходимость сотрудничества работников полиции с другими государственными органами, в частности с прокуратурой, для обеспечения не только привлечения виновных в совершении экологических проступков к ответственности, но и полного возмещения ими вреда, причиненного окружающей среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN LEGAL RELATIONS ON CALCULATION AND COMPENSATION OF HARM CAUSED BY ENVIRONMENTAL OFFENSES

The Current legislation provides for the liability of persons who committed offenses in the field of ecology. Such persons may be subject to criminal, administrative, disciplinary and material liability. The involvement of persons who have committed environmental offenses to administrative and criminal liability, in most cases, is assigned to the employees of the internal Affairs bodies. They should justify the need to bring a person to a particular responsibility, to properly qualify the committed act, to justify the damage caused to them. The article deals with the normative acts that contribute to the justification of law enforcement officers of the amount of environmental damage and the issues of cooperation with the Prosecutor’s office in order to full compensation.

Текст научной работы на тему «Участие органов внутренних дел в правоотношениях по расчету и возмещению вреда, причиненного экологическими правонарушениями»

УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРАВООТНОШЕНИЯХ ПО РАСЧЕТУ И ВОЗМЕЩЕНИЮ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ

PARTICIPATION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN LEGAL RELATIONS ON CALCULATION AND COMPENSATION OF HARM CAUSED BY ENVIRONMENTAL OFFENSES

УДК 349.6

Е.А. КРАВЦОВА,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) 543375@mail.ru

ELENA A. KRAVTSOVA,

Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: действующее законодательство предусматривает ответственность лиц, совершивших правонарушения в сфере экологии. Такие лица могут быть привлечены к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности. Привлечение лиц, совершивших экологические правонарушения, к административной и уголовной ответственности в большинстве случаев возлагается на сотрудников органов внутренних дел. Именно они должны обосновать необходимость привлечения лица к той или иной ответственности, правильно квалифицировать совершенное деяние, обосновать ущерб, им причиненный. При этом зачастую оценка причиненного экологического вреда вызывает у сотрудников правоохранительных органов большие трудности, которые обусловлены спецификой экологического вреда. В статье рассматриваются нормативные акты, устанавливающие ответственность за причинение экологического вреда, а также нормативные акты, способствующие обоснованию сотрудниками правоохранительных органов размера причиненного экологического вреда. Делается вывод о том, что сотрудники органов внутренних дел участвуют в отношениях по возмещению экологического вреда опосредованно, через лиц, уполномоченных подавать гражданские иски о возмещении экологического вреда. Обосновывается необходимость сотрудничества работников полиции с другими государственными органами, в частности с прокуратурой, для обеспечения не только привлечения виновных в совершении экологических проступков к ответственности, но и полного возмещения ими вреда, причиненного окружающей среде.

Ключевые слова: экологическое право, органы внутренних дел, экологический вред, экологические правонарушения.

Для цитирования: Кравцова Е.А. Участие органов внутренних дел в правоотношениях по расчету и возмещению вреда, причиненного экологическими правонарушениями // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 3. С. 49-51.

Abstract: the Current legislation provides for the liability of persons who committed offenses in the field of ecology. Such persons may be subject to criminal, administrative, disciplinary and material liability. The involvement of persons who have committed environmental offenses to administrative and criminal liability, in most cases, is assigned to the employees of the internal Affairs bodies. They should justify the need to bring a person to a particular responsibility, to properly qualify the committed act, to justify the damage caused to them. The article deals with the normative acts that contribute to the justification of law enforcement officers of the amount of environmental damage and the issues of cooperation with the Prosecutor's office in order to full compensation.

Keywords: environmental law, internal Affairs bodies; environmental harm; environmental offenses.

For citation: Kravtsova E.A. Participation of internal Affairs bodies in legal relations on calculation and compensation of harm caused by environmental offenses // Problems of Law Enforcement Activity. 2018. № 3. P. 49-51.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 75) устанавливает, что «за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность».

Задачей сотрудников органов внутренних дел является привлечение к ответственности лиц, совершивших как административные проступки, так и уголовные преступления в сфере экологии.

Нормы Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) в главе 8 устанавливают ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. При этом для привлечения к административной ответственности сотрудникам органов внутренних дел нет необходимости доказывать наличие экологического вреда, достаточно самого факта совершения правонарушения.

Уголовная ответственность за экологические преступления устанавливается главой 26 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ). Если обратиться к нормам данной главы, то видно, что многие из них ставят возможность привлечения к уголовной ответственности в прямую зависимость от наличия и (или) размера причиненного вреда. Так, диспозиции статей 251, 252, 254, 259 УК РФ обязывают сотрудника правоохранительных органов доказать наличие причиненного экологического вреда, а для привлечения к ответственности по ст.ст. 246, 248, 249, 250, 255, 257, 260, 262 УК РФ необходимо доказать не только наличие экологического вреда, но и его значительный размер.

Вред, наличие которого необходимо доказать, может быть причинен растительному миру (ст. 260, ст. 261); атмосфере (ст. 251); лесному или сельскому хозяйству (ст. 250); водным ресурсам и объектам (ст. ст. 252, 256, 257); особо охраняемым природным территориям (ст. 262); окружающей среде (ст. 254).

В связи с этим сотрудникам правоохранительных органов, расследующим уголовные преступления в данной сфере, следует знать, как рассчитывается вред, причиненный экологическими преступлениями. Для расчета вреда, причиненного тем или иным природным объектам, используются таксы и методики, которые утверждаются управо-моченными государственными органами. Такие документы разработаны в отношении большинства природных объектов. Например, в настоящее время действуют Таксы для исчисления размера

взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, и другие. При этом, несмотря на то, что такие таксы и методики носят, как правило, рекомендательный характер, суды при рассмотрении уголовных дел требуют, чтобы сотрудники правоохранительных органов при расчете причиненного экологическим преступлением вреда использовали их в обязательном порядке.

Значительным подспорьем для работников правоохранительных органов при обосновании размера причиненного вреда может служить Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». Уже пункт 1 данного постановления указывает на то, что сотрудники органов внутренних дел в обвинительном заключении должны в обязательном порядке указывать, какие именно нормативные акты нарушены (со ссылками на конкретные нормы). При отсутствии таких данных дело возвращается прокурору для устранения недостатков. Также в постановлении расшифровывается, что необходимо понимать под существенным вредом в целях доказывания составов преступлений. Так, п. 22 Постановления указывает, что под существенным вредом, причиненным лесным насаждениям, следует понимать ущерб свыше пяти тысяч рублей. Размер ущерба рассчитывается по существующим методикам. При этом п. 27 Постановления указывает, что сотрудники правоохранительных органов могут привлекать для осуществления расчета вреда соответствующих экспертов или специалистов.

Пункт 34 Постановления, на основании норм Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в полном объеме. К сожалению, размеры вреда, причиненного экологическими правонарушениями, как правило, не только сложны в подсчетах, но и в разы превышают размер штрафов, налагаемых на виновных лиц согласно действующим

нормам уголовного и административного права. Привлечение виновных лиц к уголовной и административной ответственности носит карательный характер и не преследует цель возмещения экологического вреда, причиненного окружающей среде в результате правонарушений, в связи с чем возникает вопрос о том, как должен возмещаться причиненный окружающей среде вред.

По общему правилу возмещение вреда, причиненного окружающей среде экологическими правонарушениями, осуществляется на основании привлечения лица к гражданско-правовой ответственности, которая, в отличие от уголовной и административной, носит компенсационный характер и направлена на полное возмещение причиненного вреда.

Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее - ГПК РФ) ограничивает круг лиц, которые могут обращаться в суд с гражданско-правовыми исками. Ст. 46 указанного документа устанавливает случаи, когда в суд могут обращаться представители органов власти в защиту неопределенного круга лиц. Такое обращение возможно исключительно в случаях, прямо указанных в законах, при наличии соответствующих полномочий. Представители органов внутренних дел такими полномочиями не наделены. Однако согласно ст. 45 ГПК РФ такими полномочиями наделен прокурор. Причем согласно действующему законодательству он может обращаться в суд с гражданским иском о возмещении причиненного вреда непосредственно в уголовном процессе. Как справедливо заметил по данному поводу В.А. Шестак, «одним из главных способов защиты нарушенных в результате преступлений имущественных интересов государства является

возмещение вреда одновременно с разрешением уголовного дела, что позволяет обеспечить реализацию конституционных прав потерпевшей стороны на скорейший доступ к правосудию, а также компенсацию имущественного вреда, причиненного в результате преступных посягательств» [10, с. 63]. Его поддерживает Н.Е. Григорьев, который отмечает, что «момент утверждения прокурором обвинительного заключения и судебная стадия рассмотрения уголовного дела являются наиболее предпочтительными для предъявления подобных исковых заявлений, поскольку ко времени направления уголовного дела в суд органами расследования установлен и доказательно подтвержден размер материального и морального ущерба, в том числе добровольно возмещенного стороной защиты. Сумма ущерба, установленная посредством судебных процедур, позволяет максимально точно определить объем исковых требований» [2, с.12].

Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод о том, что сотрудники органов внутренних дел участвуют в отношениях по возмещению экологического вреда опосредованно, через иных лиц, уполномоченных подавать гражданские иски о возмещении экологического вреда, в частности работников прокуратуры. Однако следует учитывать, что при рассмотрении гражданского иска в уголовном процессе и суд, и работники прокуратуры опираются на данные по ущербу, которые рассчитаны и предоставлены сотрудниками органов внутренних дел, что предопределяет важность деятельности сотрудников органов внутренних дел по точному определению размера причиненного экологического вреда.

- Литература -

1. Анисисмов А.П., Каюшникова Ю.Е. Возмещение вреда, причиненного здоровью человека экологическим правонарушением // Legal Consept. 2017. Т.16. № 2. С. 36-44.

2. Григорьев Н.Е. Реализация полномочий прокурора по предъявлению гражданских исков в уголовном процессе // Законность. 2017. № 2. С. 12-14.

3. Гулак Н.В. Понятие и правовые способы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2015. № 2 (52). С.249-250.

4. Евтушенко В.И. Конституционно-правовое регулирование деятельности по возмещению вреда лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях экологического характера // Современное право. 2009. № 11. С. 38-41.

5. Кравцова Е.А., Евтушенко В.И. Экологическое право в системе естественных прав человека // История государства и права. 2008. № 15. С. 2-4.

6. Локоть Л.И., Николаева А.Г. Институт возмещения экологического вреда в России и зарубежных странах / Актуальные проблемы государственно-правового строительства в России: региональная научная конференция, посвященная Дню юриста и дню Конституции России: сборник статей, под ред. И.Ю. Лупенко. - Москва, 2014. С. 72-81.

7. Писарев Г.А. Возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями / Проблемы взыскания убытков в российском правопорядке: сборник статей VI ежегодной международной научно-практической конференции. - Москва, 2016. С. 454-460.

8. Пономарев М.В. Экологический вред: проблемы возмещения в российском праве // Журнал российского права. 2017. № 7 (247). С. 162-169.

9. Привалова А.П. Возмещение экологического вреда как институт юридической ответственности // Молодой ученый. 2018. № 18 (204). С. 260-263.

10. Шестак В.А. О некоторых особенностях предъявления и поддержания гражданского иска в ходе судебного разбирательства по уголовным делам // Российская юстиция. 2017. № 2. С. 62-65.

= References =

1. Anisismov A.P., Kayushnikova YU.E. Vozmeshchenie vreda, prichinennogo zdorov'yu cheloveka ehkologicheskim pravonarusheniem // Legal Consept. 2017. T.16. № 2. S. 36-44.

2. Grigor'ev N.E. Realizaciya polnomochij prokurora po pred»yavleniyu grazhdanskih iskov v ugolovnom processe // Zakonnost'. 2017. № 2. S. 12-14.

3. Gulak N.V. Ponyatie i pravovye sposoby vozmeshcheniya vreda, prichinennogo ehkologicheskim pravonarusheniem // Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015. № 2 (52). S.249-250.

4. Evtushenko V.I. Konstitucionno-pravovoe regulirovanie deyatel'nosti po vozmeshcheniyu vreda licam, postradavshim pri chrezvychajnyh situaciyah ehkologicheskogo haraktera // Sovremennoe pravo. 2009. № 11. S. 38-41.

5. Kravcova E.A. Evtushenko V.I. EHkologicheskoe pravo v sisteme estestvennyh prav cheloveka // Istoriya gosudarstva i prava. 2008. № 15. S. 2-4.

6. Lokot' L.I., Nikolaeva A.G. Institut vozmeshcheniya ehkologicheskogo vreda v Rossii i zarubezhnyh stranah / Aktual'nye problemy gosudarstvenno-pravovogo stroitel'stva v Rossii: regional'naya nauchnaya konferenciya, posvyashchennaya dnyu yurista i dnyu Konstitucii Rossii: sbornik statej, pod red. I.YU. Lupenko. - Moskva, 2014. S. 72-81.

7. Pisarev G.A. Vozmeshchenie vreda, prichinennogo ehkologicheskimi pravonarusheniyami / Problemy vzyskaniya ubytkov v rossijskom pravoporyadke: sbornik statej VI ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Moskva, 2016. S. 454-460.

8. Ponomarev M.V. EHkologicheskij vred: problemy vozmeshcheniya v rossijskom prave // ZHurnal rossijskogo prava. 2017. № 7 (247). S. 162-169.

9. Privalova A.P. Vozmeshchenie ehkologicheskogo vreda kak institut yuridicheskoj otvetstvennosti // Molodoj uchenyj. 2018. № 18 (204). S. 260-263.

10. SHestak V.A. O nekotoryh osobennostyah pred»yavleniya i podderzhaniya grazhdanskogo iska v hode sudebnogo razbiratel'stva po ugolovnym delam // Rossijskaya yusticiya. 2017. № 2. S. 62-65.

(статья сдана в редакцию 03.08.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.