Научная статья на тему 'Участие органов внутренних дел в организации защиты гражданского населения от современных военных угроз на территории Республики Крым'

Участие органов внутренних дел в организации защиты гражданского населения от современных военных угроз на территории Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
органы внутренних дел / защита / гражданское население / военные угрозы / Республика Крым / internal affairs bodies / protection / civilian population / military threats / Republic of Crimea

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грищенко Леонид Леонидович, Шинкевич Вячеслав Валерьевич

В условиях, когда Вооруженные силы Украины активно используют подрывную и террористическую деятельность, обстрелы мирных населенных пунктов, наносят удары по гражданским объектам, обеспечение защиты местных жителей становится приоритетной задачей государственных органов. В статье рассматривается вопрос участия органов внутренних дел в организации защиты гражданского населения от современных военных угроз на территории Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грищенко Леонид Леонидович, Шинкевич Вячеслав Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of Internal Affairs Bodies in the Organization of Protection of the Civilian Population from Modern Military Threats on the Territory of the Republic of Crimea

In conditions when the Armed Forces of Ukraine are actively using subversive and terrorist activities, shelling peaceful settlements, striking civilian targets, ensuring the protection of local residents becomes a priority task of state bodies. The article deals with the issue of the participation of internal affairs bodies in the organization of the protection of civilians from modern military threats on the territory of the Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «Участие органов внутренних дел в организации защиты гражданского населения от современных военных угроз на территории Республики Крым»

Участие органов внутренних дел в организации защиты гражданского населения от современных военных угроз на территории Республики Крым

ГРИЩЕНКО ЛЕОНИД ЛЕОНИДОВИЧ,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, профессор Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: VVG_59@mail.ru

ШИНКЕВИЧ ВЯЧЕСЛАВ ВАЛЕРЬЕВИЧ,

слушатель 2-го факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

Participation of Internal Affairs Bodies in the Organization of Protection of the Civilian Population from Modern Military Threats on the Territory of the Republic of Crimea

GRISHCHENKO LEONID LEONIDOVICH,

Professor of the Department of Internal Affairs Management in special conditions of the Center for Command and Staff Exercises, Doctor of Law, Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: VVG_59@mail.ru

SHINKEVICH VYACHESLAV VALERIEVICH,

Listener of the 2nd Faculty (Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

УДК 351.745

Аннотация. В условиях, когда Вооруженные силы Украины активно используют подрывную и террористическую деятельность, обстрелы мирных населенных пун-

Annotation. In conditions when the Armed Forces of Ukraine are actively using subversive and terrorist activities, shelling peaceful settlements, striking civilian targets,

ктов, наносят удары по гражданским объектам, обеспечение защиты местных жителей становится приоритетной задачей государственных органов. В статье рассматривается вопрос участия органов внутренних дел в организации защиты гражданского населения от современных военных угроз на территории Республики Крым.

Ключевые слова и словосочетания: органы внутренних дел; защита; гражданское население; военные угрозы; Республика Крым.

ensuring the protection of local residents becomes a priority task of state bodies. The article deals with the issue of the participation of internal affairs bodies in the organization of the protection of civilians from modern military threats on the territory of the Republic of Crimea.

Keywords and phrases: internal affairs bodies; protection; civilian population; military threats; Republic of Crimea.

Несмотря на вторую позицию в иерархии пирамиды А. Маслоу [7, с. 479—527], в современном мире одним из ключевых вопросов для жителей планеты становится вопрос о безопасности. Именно безопасность людей в настоящее время выходит на ведущие позиции на территории Республики Крым, который с 2014 г. является для Украины приоритетной целью и постоянно подвергается угрозам. Но если до начала специальной военной операции попытки нанести урон мирному населению полуострова в основном носили скрытый (латентный) характер, то после февраля 2022 г. украинские власти все больше делают ставку на террористические и прямые военные действия против новых территорий Российской Федерации.

В отдельной статье непросто провести исчерпывающий анализ проведенных В СУ террористических атак, воздушных и морских ударов по гражданской инфраструктуре полуострова. Достаточно привести примеры резонансных ударов по Крымскому мосту (2022 г., 2023 г.), в результате которых была временно разрушена сухопутная артерия, соединяющая материковую часть России и Республику Крым. Погибли в данных террористических актах именно мирные граждане (8 октября

2022 г. при взрыве погибло 5 человек, 17 июля

2023 г. жертвами теракта стали 2 человека) [6].

Многократно осуществлялись попытки атаковать мирные города Крыма с моря и по воздуху беспилотными боевыми аппаратами. Так, 24 июля 2023 г. была предпринята попытка нанесения массированного удара 17 украинскими беспилотными боевыми средствами. И хотя атака была отбита средствами ПВО Российской армии и военными кораблями Черноморского флота России, ВСУ продолжили террористические атаки с использованием крылатых ракет западного производства Великобритании (StormShadow) и Франции (SCALP) с радиусом действия до 500 км.

Следует отметить, что применяя ракеты и беспилотные боевые средства, Украина стремится не только нанести урон военной структуре России, но и повлиять на мирное население через политику запугивания, создания хаоса и атмосферы страха. Приведенный ранее пример с ударом по Крымскому мосту нанес не столько военный урон России, сколько создал трудности для логистики обеспечения полуострова жизненно необходимыми средствами. Данная ситуация была использована сторонниками и скрытыми агентами Киева для внесения паники среди мирных граждан по вопросам снабжения населения продовольствием, медикаментами, товарами первой необходимости. Временные трудности имели место и при движении граждан по мосту, что также нашло свое негативное отражение среди несознательных граждан, а западными СМИ было представлено как успех украинской военной кампании.

Непростая ситуация имела место после удара ракетой «Гром» (аналог российского «Искандера») по полигону Агармышна на территории Кировского района Крыма 19 июля 2023 г. В результате атаки, целью которой, по заявлению министра обороны Украины А. Ю. Резникова, было «максимально усложнить условия проживания мирного населения» [3], власти полуострова были вынуждены перекрыть трассу «Таврида» и объявить эвакуацию жителей 4 окрестных сел (более 2 тыс. человек).

Аналогичная эвакуация населения была проведена в Красногвардейском районе республики 22 июля 2023 г. после атаки беспилотни-ка на склад боеприпасов и горюче-смазочных материалов Вооруженных Сил Российской Федерации. Из опасного района были временно отселены все жители населенных пунктов в радиусе до 5 км от места происшествия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, не сумев обеспечить военное преимущество на поле боя, ВСУ активно используют

подрывную и террористическую деятельность, обстрелы мирных населенных пунктов, нанося удары артиллерией, ракетами, БПЛА по гражданским объектам. Это касается не только Республики Крым, но и Белгородской, Курской, Ростовской областей, городов и объектов гражданской инфраструктуры Донецкой и Луганской республик, Херсонской и Запорожской областей. В этой связи обеспечение защиты гражданского населения становится приоритетной задачей, реализация которой во многом зависит от возможностей и способности государственных органов защитить мирных жителей от современных военных угроз и опасностей.

Анализируя историю, можно найти немало примеров, указывающих на ведущее место, которое уделяется вопросам обеспечения защиты населения во время войн и вооруженных конфликтов. Так было в древней Руси, когда население городов и сельских поселений во время набегов скрывалось за крепостными стенами и находилось под защитой армии [2]. Так было и во время Великой Отечественной войны, когда именно защите населения уделялось существенное внимание путем обеспечения мер гражданской обороны [1].

Проводя историческое исследование становления и деятельности института по защите населения в России, необходимо обратить внимание на создание еще в 30-е гг. ХХ столетия местной противовоздушной обороны (далее — МПВО). Данная структура создавалась в качестве самостоятельной государственной единицы для защиты гражданского населения и объектов, работающих в народном хозяйстве, при угрозе воздушного нападения противника во время военных действий1.

Необходимо отметить, что и в дальнейшем вопросам совершенствования защиты гражданского населения в нашей стране уделялось самое пристальное внимание. Так, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в июле 1961 г. создается государственная гражданская оборона (далее — ГО). Создание ГО положило начало формированию современной системы защиты населения, которая становится составной частью не только мер оборонного значения, но и защитой населения от различного рода угроз и опасностей чрезвычайного характера2.

1 Об утверждении Положения о противовоздушной обороне Союза Советских Социалистических Республик : постановление СНК СССР от 4 октября 1932 г. // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 18.07.2023).

2 Об утверждении Положения о Гражданской обороне СССР : постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля

Наиболее характерным примером обеспечения безопасности населения при чрезвычайной ситуации техногенного характера является деятельность государственных органов в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции (далее — ЧАЭС) 26 апреля 1986 г. В отличие от взрывов атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки авария на ЧАЭС была сравнима с подрывом мощной «грязной бомбы». Основным поражающим фактором при аварии являлось радиоактивное заражение местности. Наиболее сильное загрязнение местности было отмечено в радиусе от станции до 30 км. Данные первичные загрязнения стали только началом масштабной чрезвычайной ситуации. Постоянные выбросы в атмосферу радионуклидов йода и цезия до сооружения защитного саркофага приводили к образованию шлейфов загрязнения, которое разносилось на значительное удаление [4, с. 3—9].

Сразу после аварии в районе начала создаваться группировка сил и средств гражданской обороны, в состав которой входили не только войска химической защиты Вооруженных Сил, но и сотрудники правоохранительных органов. Именно пожарные, военнослужащие внутренних войск, сотрудники патрульно-постовой службы милиции, Госавтоинспекции с первых минут обеспечивали общественный порядок, осуществляли регулирование движения транспорта, оказывали помощь в эвакуации населения Припяти и других населенных пунктов, попавших в зону отчуждения.

Кроме того, органы внутренних дел в населенных пунктах на территории Украинской, Белорусской ССР, части территории РСФСР были привлечены для предотвращения паники, охраны общественного порядка и общественной безопасности после официальной информации и неофициальных слухов, распространяемых через западные информационные агентства (например, «Голос Америки», Радио «Свобода» и т. д.). Данный пример актуален исходя из современной угрозы разрушения Запорожской АЭС, в результате которого может произойти заражение местности на значительном удалении от места аварии, вплоть до территории Крымского полуострова.

В новейшей истории России следует отметить активные преобразования системы защиты гражданского населения после выхода Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. № 1617-1, которым было положено начало создания Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным

1961 г. // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 18.07.2023).

ситуациям. 10 января 1994 г. Указом Президента Российской Федерации силы и средства гражданской обороны и спасателей преобразуются в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)3.

На МЧС России были возложены следующие задачи:

— осуществление защиты гражданского населения от угроз чрезвычайного характера и в военное время;

— оказание неотложной помощи пострадавшим, спасение людей, оказавшихся в районах поражения;

— сохранение объектов военно-экономического комплекса государства;

— защита объектов жизнеобеспечения и коммуникаций, которые обеспечивают устойчивое функционирование экономики и выживания населения4.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 г. № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны»5, от 18 ноября 1999 г. № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны»6, от 8 августа 2003 г. № 475 «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности»7 были утверждены положения, предопределившие некоторые позиции в организации мер, направленных на обеспечение охраны общественного порядка, непосредственную реализацию которых осуществляло МВД России. В частности, определялась система совместных действий и взаимодействие государственных органов с органами внутренних дел при возникновении чрезвычайных ситуаций.

3 О структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента Рос. Федерации от 10 января 1994 г. № 66 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 18.07.2023).

4 Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 18.07.2023).

5 О гражданских организациях гражданской обороны : постановление Правительства Рос. Федерации от 10 июня 1999 г. № 620 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 24. Ст. 2982. Документ утратил силу.

6 О федеральных службах гражданской обороны : постановление Правительства Рос. Федерации от 18 ноября 1999 г. № 1266 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 47. Ст. 5718. Документ утратил силу.

7 О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности : постановление Правительства Рос. Федерации от 8 августа 2003 г.

№ 475 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 33. Ст. 3269.

Проведенное исследование нормативных документов и практики организации защиты населения от угроз и опасностей военного и чрезвычайного характера дает основание определить, что сегодня органы внутренних дел Российской Федерации выполняют комплекс специальных мер, которые осуществляются как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций. При этом наряду с общими задачами по защите населения органы внутренних дел Российской Федерации должны защитить и своих сотрудников, работников и служащих, а также членов их семей от оружия массового поражения и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Кроме того, современные условия ведения войны требуют от органов внутренних дел Российской Федерации проведения комплекса мер по обеспечению устойчивости работы органов управления, восстановлению их боеспособности при попадании в зоны поражения и созданию условий по функционированию органов и учреждений МВД России в военное время8.

Одним из основных структурных подразделений, создаваемых в органах, подразделениях системы МВД России для выполнения задач гражданской обороны, является подсистема охраны общественного порядка, которая формируется из состава сотрудников патрульно-постовой службы, ГИБДД и иных структурных подразделений. Являясь временно создаваемыми и не предусмотренными штатами, данные сводные формирования, выполняя свои задачи, дополнительно могут быть привлечены к выполнению следующих функций.

Во-первых, обеспечение профессиональных действий, реализуемых силами ГО и ЧС в интересах мероприятий гражданской обороны, в районах и на территориях применения противником оружия массового поражения в местах, прилегающих к очагам или зонам заражения, разрушения, затопления и т. д.

Во-вторых, обеспечение общественного порядка на маршрутах эвакуации и в районах переселения населения и их временного размещения. В случае эвакуации в тыловые районы специальные наряды полиции могут быть назначены для сопровождения эвакопоездов, автомобильных и пеших колонн, охраны вывозимого имущества, материальных ценностей и оборудования.

8 Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России : приказ МВД России от 6 октября 2008 г. № 861 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 18.07.2023).

В-третьих, проведение дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в районах, подвергшихся нападению, на маршрутах эвакуации, в местах посадки граждан на транспорт.

В-четвертых, создание условий оперативного управления силами ГО и ЧС, своими органами управления по обеспечению непрерывного руководства оперативно-служебной деятельностью подчиненных структур.

Как показала практика деятельности территориальных органов внутренних дел Республики Крым, осуществление мероприятий по гражданской обороне организуется и проводится на основе планов, в которых определяются:

— объем и характер оперативно-служебных задач, которые могут быть возложены на орган внутренних дел;

— состав группировки сил и средств, задействованных от органа внутренних дел для реализации мероприятий в системе гражданской обороны, и их распределение по создаваемым элементам оперативного построения в едином плане ГО и ЧС;

— средства индивидуальной и коллективной защиты, имеющиеся в наличии в органах внутренних дел, их распределение по подразделениям и закрепление за личным составом, а также средства защиты, которые могут быть переданы сотрудникам в процессе выполнения задач от взаимодействующих органов и организаций снабжения;

— сроки готовности сил и средств для выполнения комплекса мер гражданской обороны, места их дислокации и порядок совместных действий с силами ГО и ЧС, Ро-сгвардией, подразделениями и соединениями ВС РФ [5, с. 117-122].

Достаточно острыми для органов внутренних дел Республики Крым стали вопросы, имеющие место в связи с проведением специальной военной операции. Но если в Донецкой, Луганской республиках, Херсонской и Запорожской областях защита населения в систе-

ме гражданской обороны в основном обеспечивается Вооруженными Силами Российской Федерации и подразделениями МЧС России, то, например, на полуострове армейские группировки сил и средств имеют недостаточную плотность и насыщенность. А, как показала практика 2022-2023 гг., ВСУ, используя беспилотные летательные аппараты, пытаются нанести удары по объектам инфраструктуры, коммуникациям, местам компактного проживания людей именно на значительном удалении от района боевых действий. Такие примеры имеют место при атаках боевыми дронами на жилые районы поселка городского типа Раздольное, Гвардейский и Симферопольский районы Республики Крым. В данных населенных пунктах были повреждены здания детского центра, дома культуры, мебельного магазина, жилые постройки. Имели место жертвы среди мирного населения. Только за первое полугодие 2023 г. отмечено более 100 атак различными боеприпасами по гражданской инфраструктуре на территории Республики Крым. Наибольшую активность ВСУ проявили 2 марта, 25 мая, 15 июня 2023 г. В эти дни ПВО полуострова сбили до 50 БПЛА и уничтожили 12 морских беспилотных аппаратов, двигающихся по акватории Черного моря к Севастополю.

И это только часть проблемных вопросов, которые органы внутренних дел Республики Крым должны решить при организации выполнения мероприятий гражданской обороны в настоящее время и в перспективе. Добавив к ним проблемы миграции, потенциальные и реальные угрозы эпидемии, опасность совершения диверсий на объектах атомной и химической промышленности, создание и активизацию диверсионно-террористиче-ских ячеек и групп практически на всех территориях обслуживания органами внутренних дел, становится очевидной объективная необходимость совершенствования организации выполнения мероприятий по гражданской обороне в исследуемой области.

Список литературы:

1. Вторая мировая война: 1939—45 // Большая российская энциклопедия : сайт. URL: https://old.bigenc.ru/military_science/ text/2335018 (дата обращений: 06.07.2023).

2. Изборская крепость — форпост псковской земли // LIVEJOURNAL : сайт. URL: https://cheslav-kara.livejournal.com/36166.

html?ysclid=li8ba8v4m8865309928 (дата обращения: 29.07.2023).

3. Кнутов рассказал о ракете, долетевшей до крымского полигона // MKRU : сайт. URL: https://www.mk.ru/ politics/2023/07/19/knutov-rasskazal-o-rakete-doletevshey-do-krymskogo-poligona.

Ыш1?у?сШ=1ш61к9прА369079920 (дата обращения: 20.07.2023).

4. Костенецкий М. И. Чернобыль—1986: Как это было // Мелитопольский краеведческий журнал. 2016. № 7. С. 3-9.

5. Майдыков А. Ф, Майдыков А. А. Основные направления совершенствования деятельности в особых условиях руководителей

территориальных органов внутренних дел // Закон и право. 2020. № 2. С. 117-122.

6. Хроники теракта на Крымском мосту 17 июля 2023 // Комсомольская правда — Севастополь : сайт. иКЬ: https://www. 8еуа81оро1.кр.ги/ёаПу/27529/4794690/?у8 c1id=11xptgшjjs86750163 (дата обращения 20.07.2023).

7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / пер. с англ. СПб., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.