Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ОАО «РЖД» В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ'

УЧАСТИЕ ОАО «РЖД» В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воздушно-космические правоотношения / ОАО «РЖД» / международное космическое право / Воздушный Кодекс РФ / aerospace legal relations / JSC "Russian Railways" / international space law / the Air Code of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М.А. Селезнев, В.В. Сафронов

Статья посвящена рассмотрению воздушно-космических правоотношений с участием ОАО «РЖД». Выделены основные направления деятельности, а также рассмотрены примеры использования железнодорожных путей для воздушных и космических нужд. Также помимо деятельности ОАО «РЖД» выявлены его проблемы в развитии воздушно-космической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — М.А. Селезнев, В.В. Сафронов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF JSC "RUSSIAN RAILWAYS" IN THE SYSTEM OF IMPLEMENTATION OF AEROSPACE LEGAL RELATIONS

The article is devoted to the consideration of aerospace legal relations with the participation of JSC "Russian Railways". The main areas of activity are highlighted, as well as examples of the use of railway tracks for air and space needs are considered. Also, in addition to the activities of JSC "Russian Railways", its problems in the development of the aerospace system have been identified.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ОАО «РЖД» В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ»

УДК 347.85

УЧАСТИЕ ОАО «РЖД» В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

М. А. Селезнев Научный руководитель - В. В. Сафронов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, город Красноярск, пр. имени газеты «Красноярский рабочий», 31

Email: pravo-sibsau@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению воздушно-космических правоотношений с участием ОАО «РЖД». Выделены основные направления деятельности, а также рассмотрены примеры использования железнодорожных путей для воздушных и космических нужд. Также помимо деятельности ОАО «РЖД» выявлены его проблемы в развитии воздушно-космической системы.

Ключевые слова: воздушно-космические правоотношения, ОАО «РЖД», международное космическое право, Воздушный Кодекс РФ.

PARTICIPATION OF JSC "RUSSIAN RAILWAYS" IN THE SYSTEM OF IMPLEMENTATION OF AEROSPACE LEGAL RELATIONS

M. A. Seleznev Scientist supervisor - V. V. Safronov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: pravo-sibsau@mail.ru

The article is devoted to the consideration of aerospace legal relations with the participation of JSC "Russian Railways". The main areas of activity are highlighted, as well as examples of the use of railway tracks for air and space needs are considered. Also, in addition to the activities of JSC "Russian Railways", its problems in the development of the aerospace system have been identified.

Keywords: aerospace legal relations, JSC "Russian Railways", international space law, the Air Code of the Russian Federation.

Развитие воздушно-космических технологий на сегодняшний день имеет большое значение в жизни общества. Большинство сфер деятельности современного мира охвачены инновациями, которые непосредственно связаны с космической сферой. Однако как космическая сфера деятельности, так и авиация не может существовать отдельно от других, в данном случае транспортных, структур.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что ОАО «РЖД» несмотря на то, что является железнодорожным транспортом, принимает непосредственное участие в обеспечении и реализации воздушно-космических правоотношений.

Правоотношения - это разновидность общественных отношений, возникающих на основе права, которые гарантируются государством. Благодаря этому они характеризуются единством, устойчивостью, стабильностью и охраной. [1]

Воздушно-космические правоотношения регламентируются нормами международного, национального, гражданского и административного права.

В соответствии с международным правом надземное пространство делится на воздушное и космическое. Это необходимо из-за различий в правовых режимах этих двух пространств.[2]

Международные отношения по исследованию и использованию космического пространства определяются международным космическим правом. По мнению доктора юридических наук, заслуженного юриста России Г. П. Жукова специфической особенностью космического права от других отраслей международного права является контроль и ответственность государства за деятельностью физических и юридических лиц в сфере космической деятельности.[3]

Воздушное пространство делится на воздушное пространство над государственной территорией и на воздушное пространство за ее пределами.

Воздушное пространство над государством суверенно, то есть государство определяет режим и порядок его использования. Правовой режим устанавливается национальным законодательством, но с учетом международных правовых норм.

В соответствии со статьей 11 Воздушного кодекса РФ использование воздушного пространства - это деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных субъектов: воздушных судов, ракет и других объектов.[4]

Однако обеспечение воздушно-космической системы невозможно без других транспортных структур.

ОАО «Российские железные дороги» - это государственная компания, которая является важнейшим оператором российской сети железных дорог.

Полномочия акционера ОАО «РЖД» от имени государства на основании Федерального закона от 27 февраля 2003 года №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» исполняет Правительство Российской Федерации.[5]

Участие ОАО «РЖД» в системе реализации военно-космических правоотношений можно рассмотреть как с гражданской, так и с военной позиции.

Гражданское назначение сегодня рассматривается как грузоперевозка с использованием сети российских железных дорог. Железнодорожным транспортом в России перевозится 45% грузов.

В такой перевозке в первую очередь заинтересованы предприятия топливно-энергетического комплекса и машиностроительные заводы, в том числе обеспечивающие воздушно-космическую систему.

Использование железнодорожного транспорта для перевозки топливного груза, такого как авиационное топливо, является наиболее выгодным из-за своей невысокой стоимости перевозки. Также выбор этого транспорта характеризуется возможностью перевозки большого количества цистерн.

Транспортировка крупногабаритных объектов комплекса летательного аппарата также осуществляется в основном железнодорожным транспортом.

Это происходит потому, что железнодорожным транспортом обеспечивается большая безопасность груза. Перевозка перечисленных выше и иных опасных грузов регулируется «Правилами перевозки опасных грузов по железным дорогам», а также осуществляется под охраной караулов. [6]

Основная проблема доставки авиационного топлива и объектов летательного аппарата заключается в невозможности доставить груз непосредственно грузополучателю. Это обусловлено тем, что железнодорожные пути проходят не везде и при перевозке опасных грузов требуют особых условий погрузки и разгрузки.

Использование сети железных дорог в целях военного назначения пришлось на вторую половину XX - начало XXI.

При помощи железнодорожного транспорта была реализована задача по строению оружия, предназначенного для ответного удара противнику - ракетного комплекса подвижного железнодорожного базирования. Однако, в 2007 году дальнейшая разработка этого проекта прекратилась.

Предпосылки возобновления и усовершенствования данного оружия также были предприняты в 2016 году, но проект был прекращен вновь по Договору между Россией и США о дальнейшем взаимном сокращении арсеналов развернутых стратегических ядерных вооружений. [7]

Тем не менее, опытно-конструкторские работы по данному ракетному комплексу были проведены и успешно завершены. Средства массовой информации, со слов экспертов стратегического вооружения, не раз упоминали о том, что возвращение такого оружия на стратегическое вооружение РФ возможно по сей день.

Сегодня ОАО «РЖД» осуществляет специальные транспортировку литерными поездами компонентов ядерного оружия, а также космических аппаратов в особо крупных размерах.

В свою очередь, службам и хозяйствам ОАО «РЖД» предоставлена возможность использования спутниковых технологий на любой точке сети железных дорог, в любое время суток и при любой погоде. Это непосредственно позволяет участникам железнодорожного движения с высокой точностью отслеживать специальные и опасные грузы, грузы военного назначения, а также контролировать параметры их состояния.

Таким образом, можно утверждать, что ОАО «РЖД» является непосредственным участником воздушно-космических правоотношений. Спектр использования данного вида транспорта обуславливается не только гражданскими, но и военными нуждами. Однако он ограничен как международными договорами, так и государственными нормативно-правовыми актами. На сегодняшний день, существует ряд проблем, связанных с процессом взаимодействия ОАО «РЖД» и воздушно-космической системы.

Во-первых, несмотря на то, что доставка авиационного топлива в основном происходит за счет железнодорожного транспорта, она не всегда возможна до конечного получателя. Это происходит потому, что перевозка опасных грузов ограничивается государственными правилами ее транспортировки в целях безопасности.

Во-вторых, участие ОАО «РЖД» в воздушно-космических правоотношениях в военных целях имеет особенную значимость, способствует защите государственной границы, а также характеризуется своим стратегическим назначением, но его пользование ограничено в соответствии с международными актами в сфере использования оружия. Как правило, такое использование составляет государственную тайну.

Библиографические ссылки

1. Шабуров, А. С., Жайкбаев С. Ж., Теория государства и права : учебное пособие / А. С. Шабуров, С. Ж. Жайкбаев - Курган : Издательство Курганского Гос. ун-та, 2019 - 382 с.

2. Колосов, Ю. М., Жуков, Г. П., Международное космическое право : учебник для вузов / Ю. М. Колосов, Г. П. Жуков : МГИМО МИД РФ ; Рос. ун-т дружбы народов, 1999 - 360 с.

3. Жуков, Г. П., Абашидзе А. Х., Международное космическое право : учебник для бакалавриата и магистратуры / Г. П. Жуков, А. Х. Абашидзе - 2-е изд. : Издательство Юрайт, 2018 - 528 с.

4. "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 14.03.2022) [Электронный ресурс] : Справочно-правовая система «Консультант Плюс» -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/ (дата обращения 03.04.2022)

5. Федеральный закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" от 27.02.2003 N 29-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] : Справочно-правовая система «Консультант Плюс» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41180/ (дата обращения 03.04.2022)

6. "Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам" (утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 N 15) (ред. от 22.11.2021) [Электронный ресурс] : Справочно-правовая система «Консультант Плюс» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97657/ (дата обращения 03.04.2022)

7. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений [Электронный ресурс] : Министерство обороны Российской Федерации - URL: https://doc.mil.ru/documents/quick_search/more.htm?id=10947115%40morfNPAChapter (дата обращения 03.04.2022)

© Селезнев М. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.