Секция «Информационно-экономические системы»
УДК 004.9
РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Я. Р. Тарасова Научный руководитель - И. Л. Савостьянова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
На примере компании ОАО «РЖД» рассмотрены возможные пути развития безопасности грузоперевозок на железнодорожном транспорте, автоматизация процессов функционирования железнодорожного транспорта, а также создание виртуальной модели Российских железных дорог.
Ключевые слова: импортозамещение, безопасность грузоперевозок, виртуальная модель РЖД, ВНИИЭФ.
TECHNOLOGY DEVELOPMENT IN SPHERE OF CARGO TRANSPORTATION
IN RAILWAY TRANSPORT
Y. R. Tarasova Scientific supervisor - I. L. Savostyanova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail:[email protected]
On the example of JSC "Russian Railways" reviewed possible ways of development cargo security in railway transport, automation ofprocess on the railway and creation of a virtual model of Russian Railways.
Keywords: import substitution, cargo security, virtual model of Russian Railways, VNIIEF.
Первоочередная задача для ОАО «РЖД» - это использование заготовок ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» (Российский федеральный ядерный центр Всероссийский НИИ экспериментальной физики) в области импортозамещения и создания высококачественных электронных составляющих для систем управления и безопасности движения поездов.
Импортозамещение, то есть замещение импорта товарами, произведенными отечественными производителями, является системой экономического развития, которая включает в себя инфраструктуру, культуру, образование, науку. Именно поэтому проект сегодня так широко освещается, в том числе и за рубежом [1].
В рамках реализации глобальных инфраструктурных проектов, таких как Транс-Евразийский пояс развития и сеть высокоскоростных магистралей стоит вопрос об особой актуальности создания математических моделей прогнозирования транспортных потоков.
За последние несколько лет специалисты ОАО «РЖД» совместно с ядерным центром разработали автоматизированную систему «ИнфраПрогноз». Это имитационная модель процесса грузоперевозок, которая будет помогать в работе диспетчерам и линейным работникам в режиме онлайн на всей сети ОАО «РЖД». В настоящее время на полигонах РЖД она проходит опытную эксплуатацию.
Основными целями данной системы являются:
- оптимизация процессов управления движением поездов;
- оптимизировать ремонтно-восстановительные и станционные работы;
- оптимизация процессов содержания инфраструктуры железнодорожного транспорта на основе прогнозных технологий;
- повышение качества услуг по доставке грузов;
- снижение затрат.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 1
АС «ИнфраПрогноз» увязывает в единое целое все процессы функционирования железнодорожного транспорта. Она использует массивы данных о планах погрузки, проведения ремонтных работ, а также текущей загрузки инфраструктуры и моделирует на их основе процессы составления грузовых поездов и подвязки к ним локомотивов и локомотивных бригад, выбора маршрутов проследования, расчета графика и т. д. [3].
Ключевым направлением, развиваемым с 2012 года, остается система оповещения о приближении подвижного состава на переездах. Особенность этих систем заключается в применении беспроводных технологий, позволяющих отказаться от прокладки заглубленного кабеля вдоль рельсовых путей.
ВНИИЭФ вносит существенный вклад в решение стратегических задач развития и безопасности железнодорожного транспорта. За счет использования разработанных ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» суперкомпьютеров и специализированных алгоритмов впервые появилась возможность проведения оптимизационных и имитационных расчетов на детализированных данных, которые учитывают параметры всех межстанционных участков, станций, поездов, локомотивов и вагонов для сети ОАО «РЖД». В качестве базового элемента сотрудничества предложено сформировать виртуальную модель РЖД на базе суперкомпьютерных технологий. Объектами виртуальной модели будут являться:
- железнодорожные линии различных категорий;
- системы управления объектами;
- подвижной состав;
- инфраструктура.
Для решения этой масштабной задачи в рамках импортозамещения ВНИИЭФ обладает многими компетенциями:
1. Отечественным прикладным программным обеспечением.
2. Технологией и программной платформой имитационного моделирования сложных технических систем.
3. Вычислительной базой мирового уровня.
4. Импортонезависимым комплексом.
5. Экспериментально-стендовой базой [4].
В дальнейшем будет осуществляться развитие технологий контроля состояния объектов железнодорожного транспорта, неразрушающего контроля и вибродиагностики, математического моделирования технико-технологических и экономических процессов железнодорожного транспорта, информационной и функциональной безопасности систем железнодорожной автоматики и телемеханики. [2]
Библиографические ссылки
1. Бурко Р. А. Роль импортозамещения в экономике России // Молодой ученый. 2013. № 11. С.301-303.
2. Ковалева В. И. Системы автоматизации и информационные технологии управления перевозками на железных дорогах. М., 2010.
3. Официальный сайт ОАО «РЖД». [Электронный ресурс]. URL: http://rzd.ru/ (дата обращения: 02.03.2015).
4. Российский федеральный ядерный центр Всероссийский НИИ экспериментальной физики [Электронный ресурс]. URL: http://www.vniief.ru/ (дата обращения: 02.03.2015).
© Тарасова Я. Р., 2015