Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"'

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / УЧАСТНИКИ ПЕРЕВОЗОК / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / КАЧЕСТВО УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеботарева Евгения Андреевна, Солоп Ирина Андреевна

В статье показана актуальность работы железнодорожного комплекса в современных условиях и применение новых подходов к организации взаимодействия с внешней средой. Проведен анализ выполнения эксплуатационных показателей работы железнодорожного транспорта по сети ОАО «РЖД» за 9 месяцев 2020 г. Рассмотрены причины невыполнения ряда эксплуатационных показателей, приведены мероприятия, направленные на совершенствование технологии перевозочного процесса. Определены направления изменения системы анализа показателей эксплуатационной деятельности ОАО «РЖД» с учетом качества услуг грузовых железнодорожных перевозок и реализации Программы развития ОАО «РЖД».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чеботарева Евгения Андреевна, Солоп Ирина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PERFORMANCE INDICATORS OPERATIONAL ACTIVITIES AND IMPROVING OPERATIONAL EFFICIENCY JSC " RUSSIAN RAILWAYS"

The article shows the relevance of the railway complex in modern conditions and the application of new approaches to the organization of interaction with the external environment. The analysis of performance indicators of railway transport on the network of JSC "Russian Railways" for 9 months of 2020 was carried out. The reasons for non-fulfillment of a number of operational indicators are considered, and measures aimed at improving the technology of the transportation process are given. The directions of changes in the system of analysis of indicators of operational activity of JSC "Russian Railways", taking into account the quality of rail freight services and the implementation of the development Program of JSC "Russian Railways".

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"»

продуктов / Я.А. Грубы. — М.: Агропромиздат, 1990.

4. Личко Н. М. Технология переработки продукции растениеводства / Н. М. Личко, В. Н. Кудрина, Л. Г. Елисеева. — М.: КолосС, 2006.

5. Стрингер, М. Охлажденные и замороженные продукты / Пер. с англ. М. Стрингер, К. Денис. — СПб.: Профессия, 2004.

6. Куленкамп, А.Ю. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия,

2017.

7. Губанов И. А. и др. 1133. Lycium barbarum L. — Дереза обыкновенная // Иллюстрированный определитель растений Средней России. В 3 т. — М.: Т-во науч. изд. КМК, Ин-т технолог. иссл., 2004. — Т. 3. Покрытосеменные (двудольные: раздельнолепестные). — С. 166.

8. Leonard Eric Newton: Aloe aristata. In: Urs Eggli (Hrsg.): Sukkulenten-Lexikon. Einkeimblättrige Pflanzen (Monocotyledonen). Eugen Ulmer, Stuttgart 2001.

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

Чеботарева Евгения Андреевна

доцент, кандидат техн.наук Ростовский Государственный Университет Путей Сообщения

г. Ростов-на-Дону Солоп Ирина Андреевна доцент, кандидат техн.наук Ростовский Государственный Университет Путей Сообщения

г. Ростов-на-Дону

ANALYSIS OF PERFORMANCE INDICATORS OPERATIONAL ACTIVITIES AND IMPROVING

OPERATIONAL EFFICIENCY JSC " RUSSIAN RAILWAYS»

Chebotareva Evgenia

Assistant Professor, Candidate of Technical Sciences of Rostov State Transport University, Rostov-on-Don Solop Irina

Assistant Professor, Candidate of Technical Sciences of Rostov State Transport University, Rostov-on-Don

АННОТАЦИЯ

В статье показана актуальность работы железнодорожного комплекса в современных условиях и применение новых подходов к организации взаимодействия с внешней средой. Проведен анализ выполнения эксплуатационных показателей работы железнодорожного транспорта по сети ОАО «РЖД» за 9 месяцев 2020 г. Рассмотрены причины невыполнения ряда эксплуатационных показателей, приведены мероприятия, направленные на совершенствование технологии перевозочного процесса. Определены направления изменения системы анализа показателей эксплуатационной деятельности ОАО «РЖД» с учетом качества услуг грузовых железнодорожных перевозок и реализации Программы развития ОАО «РЖД».

ABSTRACT

The article shows the relevance of the railway complex in modern conditions and the application of new approaches to the organization of interaction with the external environment. The analysis of performance indicators of railway transport on the network of JSC "Russian Railways" for 9 months of 2020 was carried out. The reasons for non-fulfillment of a number of operational indicators are considered, and measures aimed at improving the technology of the transportation process are given. The directions of changes in the system of analysis of indicators of operational activity of JSC "Russian Railways", taking into account the quality of rail freight services and the implementation of the development Program of JSC "Russian Railways".

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; участники перевозок; ключевые показатели; целевые показатели; повышение производственной эффективности; качество услуг.

Keywords: railway transport; transport participants; key indicators; targets; increase of production efficiency; quality of services.

В настоящее время перед железнодорожным Это условие обеспечивается «формированием» комплексом стоит задача стать «катализатором» спроса на грузовые перевозки - то есть, созданием развития различных отраслей промышленности. благоприятных условий для опережающего роста

экономики страны. В этой связи ключевыми драйверами развития железнодорожных перевозок являются клиентоориентированность,

своевременная реакция на изменения в мировой экономике и доступность услуг железнодорожного транспорта для всех предприятий, включая сегмент малого и среднего бизнеса [2, с. 4-5].

Поставленные в Долгосрочной программе развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года [1, с. 4] задачи направлены на опережающее развитие инфраструктуры для обеспечения объемов перевозок, планируемых в перспективе, и повышение производственной эффективности.

Особую актуальность для повышения операционной эффективности работы ОАО «РЖД» приобретает задача декомпозиции стратегических ключевых показателей эффективности верхнего

За рассматриваемый период улучшено качество перевозочного процесса, о чем говорит динамика роста участковой скорости, производительности локомотива, скорости и надёжности доставки грузов. Это результат системной работы по совершенствованию технологии перевозочного процесса, развитию полигонных принципов управления. За счет технологических решений найден эффективный баланс между перевозками и оздоровлением инфраструктуры. При этом необходимо отметить, что за счет повышения внутренней эффективности возникает возможность осуществить

перераспределение части расходов на приоритетные нужды.

Прослеживается также положительная динамика роста погрузки в адрес российских портов: в 2020 году (к 9 месяцам 2019 г.) - на 3,1% (рис. 1), а за 16 лет работы в формате акционерного общества «Российские железные дороги» рост погрузки на экспорт через российские порты вырос в 1,8 раза.

Учитывая глобальный характер задач, поставленных в Долгосрочных программах развития отрасли [1, с. 3-4], особую важность для

уровня на ряд средне- и краткосрочных показателей, в том числе с возможностью организации ежемесячного анализа их выполнения, выявления отклонений от намеченных параметров, степени ответственности участников

перевозочного процесса.

В связи с этим отдельное внимание в рамках данной работы уделяется рассмотрению и анализу конкретных и измеримых показателей, которые позволяют обеспечивать эффективный и прозрачный мониторинг хода исполнения поставленных задач перед ОАО «РЖД».

Анализ ключевых показателей Центральной дирекции управления движением показал, что за 9 месяцев 2020 года достигнуты высокие показатели, как по сбалансированности текущей деятельности, так и по формированию вектора долгосрочного развития (табл. 1).

Таблица 1

Компании приобретает применение

принципиально новых, инновационных подходов к организации взаимодействия с внешней средой - в первую очередь, с клиентами транспортных услуг.

Например, в транспортно-логистическом бизнес-блоке Холдинга «РЖД», в качестве «первого шага» к разработке новой системы показателей, удовлетворяющей всем обозначенным требованиям, сформирован перечень критериев, которые позволят отслеживать выполнение поставленных задач:

- безусловное соблюдение сроков доставки грузов;

- обеспечение сохранности перевозимых грузов и подвижного состава;

- оперативность согласования заявок на перевозку;

- количество случаев претензионной работы с клиентами;

- динамика себестоимости грузовых перевозок;

- своевременность ввода в эксплуатацию создаваемых и реконструируемых объектов железнодорожной инфраструктуры, повышающих провозную способность участков.

Выполнение показателей деятельности Центральной дирекции управления движением за 9 месяцев 2020 г.

Показатель Факт План Факт %к % к факту

2019 г. 2020 г. 2020 г. плану 2020 г.

Участковая скорость, км/ч 41,2 41,5 41,8 100,7 101,5

Производительность локомотива 2144 2177 2211 101,6 103,1

рабочего парка, тыс. ткм бр.

Производительность локомотива 1611 1634 1668 102,1 103,5

эксплуатируемого парка, тыс. ткм бр.

Средний вес поезда, тонн 4093 4074 4085 100,3 99,8

Надежность доставки грузовых 98,3 99,0 99,4 0,4 п.п. 1,1 п.п.

отправок в груженых вагонах, %

Скорость доставки грузовых отправок в 394,9 403,0 440,7 109,4 111,6

груженых вагонах, км/сут.

2019 2020 2019 2020

Рисунок 1. Погрузка в адрес портов России за 9 месяцев 2020 г.

Часть из указанных показателей уже входит в состав регулярно анализируемого индекса качества услуг грузовых железнодорожных перевозок. Однако необходимо учитывать, что данный параметр включает в себя показатели эффективности не только ОАО «РЖД», но и компаний-операторов и рассчитывается сторонними организациями на ежеквартальной основе.

Проводимая работа по оценке качества деятельности железнодорожной отрасли в целом может быть адаптирована под процессы Транспортно-логистического бизнес-блока

Компании [3, с. 3].

ОАО «РЖД» в своей деятельности стремится перейти от базового сценария развития к оптимистичному, но этому мешает ряд невыполненных эксплуатационных показателей. В настоящее время, учитывая прогноз объемов погрузки и грузооборота, а также темпы прироста вагонного парка на сети стоит задача повышения эффективности использования грузового вагона. При сохранении сложившейся динамики парк вагонов российской принадлежности уже к концу 2020 году достигнет уровня 2014 года -максимального за постсоветский период (1221 тыс. ваг.). Есть риск, что через три года парк вырастет на

100 тысяч единиц, что существенно увеличит нагрузку на инфраструктуру. По расчетам, из этих вагонов 65 тысяч потребуют размещения на инфраструктуре общего пользования, что эквивалентно строительству на сети ежегодно 280-ти приемоотправочных путей с капитальными вложениями около 30 млрд. рублей в год. Поэтому уже сегодня необходимо обеспечить опережающее развитие инфраструктуры общего пользования и усилить работу с грузоотправителями и грузополучателями для гарантированного размещения вагонов на подъездных путях. Но наиболее эффективным решением является, не рост наличного парка и инвестиций пропорционально объемам погрузки, а улучшение качества работы. Речь идет о сокращении оборота грузового вагона, прежде всего, за счет увеличения скоростей движения, сокращения простоев на технических и промежуточных станциях, а также станциях погрузки-выгрузки, увеличения гарантийных плеч обслуживания вагонов и участков обращения локомотивов. С 2019 года показатель «оборот грузового вагона» включен в систему Сквозного производственного планирования. На рисунке 2 представлен анализ оборота вагона за 9 месяцев 2020 года, который составил 17,29 суток (+1,3 суток или 31,3 часа к 2019 г.).

Рисунок 2. Анализ оборота вагона рабочего парка за 9 месяцев 2020 г.

В качестве мероприятий, направленных на снижение оборота вагона необходимо анализировать план формирования на предмет оптимизации вагонопотоков, а также соблюдение технологических процессов работы станций с точки зрения согласованных действий всех смежных служб.

Другими «потерями» в эксплуатационной деятельности являются отказы технических средств, технологические нарушения, наличия

предупреждений об ограничении скорости движения, проведение «окон» (рис. 3). Хотя перечисленные причины задержки поездов по сравнению с 2019 годом сокращены, тем не менее они остаются на достаточно высоком уровне. Необходимо не только проводить тщательный анализ причин задержек поездов, но и формировать комплексные мероприятия по снижению их количества.

Задержки поездов по причине наличия предупреждений об ограничении скорости движения, тыс.час.

113,9

111111 85,8

Задержки поездов по причине проведения "окон'

гыс.час.

469,6

+

327,0

1||||||||

2019 г

2020 г

2019 г

2020 г

Рисунок 3. Причины задержек поездов и влияние их на эксплуатационные показатели за 9 месяцев 2020 г.

С учетом разворота ремонтно-путевых работ на всех дорогах и растущих объемов грузовой работы на сети требуется соблюдение жесткой дисциплины всеми участниками перевозочного процесса, что в конечном итоге положительно скажется на эффективности использования грузового вагона. Основной целевой задачей оздоровления пути является восстановление технических характеристик объектов путевого комплекса с последующей отменой длительно действующих предупреждений об ограничении скорости и соответствующим приведением скоростей движения на ремонтируемых участках до проектных значений. Несвоевременное выполнение планов повышения скоростей движения поездов приводит к риску невыполнения компанией ОАО «РЖД» взятых на себя обязательств по повышению скорости доставки грузов в соответствии с Долгосрочным планом развития, утвержденным Правительством РФ [1, с. 12, 20]. Таким образом, анализ выполненных

эксплуатационных показателей является важным механизмом повышения производственной эффективности работы ОАО «РЖД», в том числе за счет выявления резервов и причин отклонений от намеченных в программах развития железнодорожной отрасли.

Литература:

1. Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги до 2025 года». М. - Расп. Прав. РФ от 19.03.2019. № 466-р. - 135 с.

2. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации.

3. Тезисы выступления первого заместителя начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» А.А. Хатьянова 25.08.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.