Научная статья на тему 'Участие нотариуса в международном правовом сотрудничестве: история и пути совершенствования законодательства'

Участие нотариуса в международном правовом сотрудничестве: история и пути совершенствования законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
863
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ И СЕМЕЙНЫХ ПРАВ / НАСЛЕДОВАНИЕ / ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьева Ольга Геннадьевна

В статье показаны исторический процесс формирования института нотариальной защиты гражданских и семейных прав в аспекте международной правовой помощи, а также пути совершенствования действующего законодательства о нотариате с учетом исторического опыта и современных тенденций развития общественных отношений в данной сфере. Выводы и предложения автора статьи основаны на комплексном анализе законодательства о нотариате, как советского периода, так и современного российского, материалов Государственного архива Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOTARY''S PARTICIPATION IN THE INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION: HISTORY AND WAYS OF THE LEGISLATION''S IMPROVEMENT

The article shows the historical process of formation of the institute of notarial protection of civil and family rights in the aspect of international legal assistance, as well as ways to improve the existing legislation on notaries, taking into account historical experience and modern trends in the development of social relations in this sphere. Conclusions and offers of the article is based on a comprehensive analysis of the law on notaries as the Soviet period and modern Russian, the materials of the State archive of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Участие нотариуса в международном правовом сотрудничестве: история и пути совершенствования законодательства»

7. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

7.1. УЧАСТИЕ НОТАРИУСА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВОВОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ: ИСТОРИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Григорьева Ольга Геннадьевна, канд. юрид. наук, доцент. Подразделение: кафедра правовых основ управления

Место работы: Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации

[email protected]

Аннотация: в статье показаны исторический процесс формирования института нотариальной защиты гражданских и семейных прав в аспекте международной правовой помощи, а также пути совершенствования действующего законодательства о нотариате с учетом исторического опыта и современных тенденций развития общественных отношений в данной сфере. Выводы и предложения автора статьи основаны на комплексном анализе законодательства о нотариате, как советского периода, так и современного российского, материалов Государственного архива Российской Федерации.

Ключевые слова: слова: международное правовое сотрудничество, нотариальные действия, защита гражданских и семейных прав, наследование, опека и попечительство.

NOTARY'S PARTICIPATION IN THE INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION: HISTORY AND WAYS OF THE LEGISLATION'S

IMPROVEMENT

Grigoryeva Olga G., PhD at Law. Position: associate professor. Department: legal foundation for administration

Place of employment: Moscow State Institute of International Relations Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation.

[email protected]

Abstract: The article shows the historical process of formation of the institute of notarial protection of civil and family rights in the aspect of international legal assistance, as well as ways to improve the existing legislation on notaries, taking into account historical experience and modern trends in the development of social relations in this sphere. Conclusions and offers of the article is based on a comprehensive analysis of the law on notaries as the Soviet period and modern Russian, the materials of the State archive of the Russian Federation.

Keywords: international legal cooperation, notarial acts, the protection of civil and family rights, inheritance, custody and guardianship.

Сегодня роль нотариата в осуществлении и защите гражданских и семейных прав бесспорна. Особую актуальность данные вопросы приобретают в тех случаях, когда правоотношения осложнены иностранным элементом и требуется «включение» механизмов международной правовой помощи. Международные договоры Российской Федерации, гражданское и семейное законодательство, законодательство о нотариате детально регулируют данную сферу правоотношений.

Существующий порядок участия нотариуса в международном правовом сотрудничестве складывался на протяжении нескольких десятилетий и окончательно оформился в 1990-е годы. Он вобрал в себя как положительный исторический опыт, так и некоторую непроработанность на предыдущих исторических этапах отдельных вопросов защиты гражданских и семейных прав [2].

Исторический опыт участия нотариуса в гражданских и семейных правоотношениях, осложненных иностранным элементом, авторское видение путей совершенствования законодательства о нотариате, основанное на анализе правового опыта советского периода, будут показаны ниже.

Отношение к нотариату в нашем государстве менялось кардинальным образом и зависело от правовой регла-

ментации имущественных и семейных прав граждан, а в сфере международного сотрудничества - еще и от принятых на себя нашим государством международных обязательств [3].

Известно, что в советский период существовал лишь государственный нотариат.

24 ноября 1917 г. декретом № 1 «О суде» [15] институт нотариата был практически ликвидирован. Отношение к нотариату изменилось в годы нэпа в связи с усилением имущественного оборота. Статус нотариата как самостоятельного государственного учреждения в системе органов юстиции был закреплен в 1922 г. Положением о государственном нотариате РСФСР[13]. В числе функций нотариата были: совершение актов, засвидетельствование договоров, ведение наследственных дел.

14 мая 1926 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об общих принципах организации государственного нотариата»[9], подчинившее нотариат органам юстиции союзных республик. Среди нотариальных действий, которые могли бы быть отнесены к сфере международного правового сотрудничества по гражданским делам, следует назвать свидетельствование правильности переводов с иностранных и на иностранные языки - обязанность, возлагавшуюся согласно ст. 8 Положения на от-

Социально-политические науки

1 '2017

дельные нотариальные конторы.

Положения о государственном нотариате пересматривались по мере изменения ситуации в обществе, реагировали на изменения гражданского законодательства, изменяя при этом также и степень участия нотариата в реализации международной правовой помощи по гражданским делам.

Советские республики на рубеже 1920-30-х гг. принимали собственные Положения о нотариате, которые в целом не противоречили общесоюзным актам (например, РСФСР - 20 июня 1930 г., УССР - 25 июля 1928 г. и др.). В частности, согласно Положению о Государственном нотариате РСФСР 1930 г.[11] нотариальные конторы и райгорисполкомы были поставлены в равные условия при производстве нотариальных действий. Хотя формально нотариатом должны были руководить областные суды, в реальности им никто не управлял. В областных судах не предусматривалась даже должность инструктора по надзору. В середине 1930-х гг. ввиду снижения гражданского оборота сократилась и сфера деятельности нотариата, что привело к закрытию большинства нотариальных контор.

Исследователи полагают, что к 1938-ому г. государственная политика в отношении нотариата не была разработана, не был определен статус нотариусов. Качество их работы было крайне неудовлетворительным из-за низкой квалификации. Тем не менее, восстановление нотариальных органов было произведено[4, а49].

Окончание войны позволило руководству юстиции вновь поставить вопрос о принятии актов по нотариату. Однако проект положения о нотариате СССР, разработанный до войны, так и не был принят. В итоге продолжало действовать постановление ЦИК СССР от 14 мая 1926 г. «Об основных принципах организации государственного нотариата»[16]. Большое количество подзаконных актов Минюста по нотариату не были систематизированы.

31 декабря 1947 г. было принято очередное Положение о государственном нотариате РСФСР[10], которое ввело нормы об исполнительных подписях на взыскание заработной платы, о наследовании, хранении документов, наложении запрета на строения, морских протестах. Нотариусы заверяли и публично-правовые акты. Таким образом, новое Положение отразило существенное расширение функций нотариальных органов.

Положения о государственном нотариате 1930 и 1947 гг. к числу нотариальных действий, связанных с оказанием международной правовой помощи по гражданским делам, относили лишь «засвидетельствование верности переводов и копий документов, изложенных на иностранных языках».

В последующем Министерство юстиции принимало различные акты, расширявшие и уточнявшие функции нотариата (например, директива Д-2 от 11 февр. 1947 г. «О порядке удостоверения договоров об отчуждении автомашин и мотоциклов иностранного производства» [14]). Серия директив, изданных в 1946-48 гг., запрещала нотариальным конторам удостоверять отдельные виды договоров, свидетельствовать копии с документов, выданных польскими, прибалтийскими, чехословацкими, румынскими, финскими властями в довоенный период.

Фактически все управление сводилось к кадровым вопросам и особенно к назначению нотариусов, которые были полномочны заверять документы, предназначенные для действия за границей. Образцы подписей и оттисков печатей этих нотариусов даже в военные годы централизовано собирались и хранились в НКЮ-

Минюсте. В фондах Государственного архива РФ автором обнаружены: материалы по делам об оформлении документов для заграницы (докладные записки, справки, приказы НКЮ СССР (оп. 6п-1944, д. 1307), образцы надписей лиц, заверяющих подписи нотариусов на документах для действия за границей за 1947 г. (оп. 6п-1947, д. 1337), образцы подписей лиц, заверяющих подписи нотариусов на документах для действия за границей за 1948 г. (оп. 6п-1948, д. 1347), образцы подписей работников органов нотариата для оформления документов, предназначенных для действия за границей за 1953 г. (оп. 6п-1953, д. 1424) и др.

Несмотря на проводимую законотворческую и организационную работу, деятельность нотариальных органов в 1950-51 гг. постепенно «затухала»; функции министерств юстиции по управлению нотариатом постепенно сужались; уменьшалось количество выпускаемых приказов, число проводимых ревизий. Подобная тенденция была обусловлена рядом причин, и прежде всего снижением миграции населения в СССР и, как следствие, уменьшением количества засвидетельствований верности копий и подлинности подписей. Уменьшение удостоверения договоров отчуждения строений было проявлением экономии со стороны граждан.

2 июля 1952 г. Советом Министров СССР принято постановление «О фактах нарушения законов и постановлений Правительства органами государственного нотариата», а с 1 августа 1952 г. введена в действие новая Инструкция о ведении делопроизводства в нотариальных органах[17].

Смена политического режима после смерти И.В. Сталина вызвала к жизни новые проекты изменения системы нотариата. Со второй половины 1950-х гг. советский нотариат постепенно становится стабильной структурой в системе органов советской юстиции. Повышается качественный уровень работы нотариусов, постепенно уменьшается количество правонарушений в нотариальной сфере.

28 января 1966 г. Верховным Судом РСФСР утверждена инструкция «О порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР»[18], которая подробно регламентировала нотариальные действия, относящиеся к сфере международной правовой помощи по гражданским делам, что соответствовало тенденциям развития советского гражданского и гражданского процессуального законодательства в период кодификационных работ середины 1960-х гг.

Отдельные положения Инструкции заслуживают подробного освещения. Так, при обращении в государственные нотариальные конторы иностранных граждан для засвидетельствования верности копий дипломов об окончании ими высших учебных заведений СССР нотариусам необходимо было учитывать, что согласно разделу «О порядке выдачи и заполнении дипломов иностранным гражданам, окончившим высшие учебные заведения СССР» иностранным гражданам, «обучающимся в высших учебных заведениях СССР, выполнившим все требования учебного плана и программ и защитившим дипломный проект (работу) или сдавшим государственные экзамены, выдается диплом на русском и одном из иностранных языков (английском, французском, немецком или испанском) по выбору окончившего высшее учебное заведение. Левая сторона диплома заполняется на русском языке, а правая сторона - на одном из иностранных языков».

Засвидетельствование верности копий документов, изложенных на иностранном языке, производилось в пер-

вых (№1) государственных нотариальных конторах, расположенных в республиканских, краевых, областных центрах и городах Москве и Ленинграде.

Подлинность подписи на заявлении о расторжении брака супруга, который не мог лично явиться в орган записи актов гражданского состояния, могла быть засвидетельствована в случае, если документ предназначался для представления в суд или иное учреждение иностранного государства.

Регламентировалось свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой. При этом определялись процедура перевода и его оформление нотариусом:

«Нотариус должен применять общие правила оформления переводов. После того как подпись переводчика засвидетельствована или перевод сделан лично нотариусом, документ, изложенный на русском языке, и документ, изложенный на иностранном языке (перевод), прошнуровывается и пронумеровывается, о чем делается соответствующая надпись на обороте документа. Эта надпись подписывается нотариусом и скрепляется печатью нотариальной конторы».

На документе также производилась надпись отделом нотариата Министерства юстиции союзной республики и консульским управлением Министерства иностранных дел СССР.

В Инструкции отмечалось, что переводы на русский язык документов, удостоверяющих запись актов гражданского состояния, выданных иностранными учреждениями, «могут свидетельствоваться без предварительной легализации их в органах МИД».

Важная норма содержалась в п. 179 Инструкции, согласно которой государственные нотариусы совершали нотариальные действия для иностранцев, а также проживающих в СССР лиц без гражданства наравне с советскими гражданами.

Устанавливалась возможность применения государственными нотариусами норм иностранного права «в соответствии с законодательством СССР, РСФСР и международными соглашениями, в которых участвуют СССР и РСФСР... поскольку это не противоречит основам советского строя».

Документы, составленные за границей с участием иностранных властей или от них исходящие, принимались советскими нотариусами при условии легализации их органами МИД СССР. «Без легализации такие документы принимались в тех случаях, когда это было предусмотрено законодательством СССР и РСФСР и международными соглашениями, в которых участвуют СССР и РСФСР».

Еще одно важное полномочие советских нотариусов в сфере международной правовой помощи по гражданским делам содержалось в п. 182 Инструкции:

«Государственные нотариальные конторы исполняют переданные им Верховным Судом СССР поручения иностранных органов юстиции о производстве отдельных нотариальных действий в соответствии с законодательством СССР, РСФСР и международными соглашениями, в которых участвуют СССР и РСФСР».

Советские нотариусы вправе были обращаться к иностранным органам юстиции с поручениями о производстве отдельных нотариальных действий, которые направлялись иностранным органам юстиции через Верховный Суд СССР.

В соответствии с международными договорами СССР и РСФСР определялись:

- место совершения нотариального действия, осложненного иностранным элементом;

- оформление доверенностей на ведение имущественных и других гражданских дел за границей;

- охрана «находящегося на территории РСФСР имущества, оставшегося после смерти иностранного гражданина, или имущества, причитающегося иностранному гражданину после смерти советского гражданина»;

- порядок ведения производства о наследовании с иностранным элементом;

- обязанность советских нотариусов немедленного уведомления консулов о смерти иностранных граждан, открытии наследства.

Закон СССР «О государственном нотариате» от 19 июля 1973 г.[12] уже включал отдельную главу «Применение законодательства о государственном нотариате к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Применение законодательства иностранных государств. Международные договоры», которая в полной мере регулировала вопросы оказания советскими нотариусами международной правовой помощи по гражданским делам: обращение с поручениями и исполнение поручений иностранных органов юстиции, применение иностранного права, принятие документов и др. Также закреплялся приоритет международных договоров над советским законодательством о нотариате[7,8]. Данный документ впоследствии стал основой для разработки вступивших в силу в 1993 г. Основ законодательства Российской Федерации о нотариате[1].

Вместе с тем, анализ положений Основ законодательства о нотариате приводит к выводу о том, что данный нормативный правовой акт в наименьшей степени (по сравнению со своим предшественником Законом 1973 г.) регулирует вопросы международной правовой помощи по гражданским делам и, по нашему мнению, нуждается в совершенствовании.

Так, Основы в главе XXI «Применение нотариусом норм иностранного права. Международные договоры» содержат меньшее количество статей, чем раздел Радел IV «Применение законодательства о государственном нотариате к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Применение законодательства иностранных государств. Международные договоры» Закона 1973 г., регулирующий аналогичную сферу отношений. Так, в Основы не вошли нормы, устанавливающие право нотариусов обращаться с поручениями и исполнять поручения иностранных органов юстиции; условия, при наличии которых международные поручения не подлежат исполнению; право иностранцев на обращение к нотариусам за совершением нотариальных действий и др. Более того, в самом названии главы XXI Основ отсутствует указание на возможность применения законодательства о нотариате к иностранным гражданам и лицам без гражданства, как это значилось в Законе 1973 г.

Несомненно, Основы законодательства о нотариате и в значительной степени глава XXI «Применение нотариусом норм иностранного права. Международные договоры» нуждаются в совершенствовании с тем, чтобы соответствовать требованиям современной практики защиты гражданских и семейных прав путем международного сотрудничества.

Последний советский закон «О государственном нотариате» в полной мере отвечал практике оказания международной правовой помощи по гражданским делам. В частности, в ст. 26 закреплял право иностранных граждан и лиц без гражданства, иностранных предприятий и организаций обращаться в нотариальные конторы, «в другие органы, совершающие нотариальные действия».

Социально-политические науки

12017

В ст. 30 «Исполнение поручений иностранных органов юстиции и обращение государственных нотариальных контор СССР с поручениями к иностранным органам юстиции» устанавливались условия, при наличии которых международные поручения не могли быть исполнены:

1. исполнение поручения противоречило бы суверенитету СССР или угрожало бы безопасности СССР;

2. исполнение поручения не входит в компетенцию государственных нотариальных контор СССР, а так же определяла право, подлежащее применению при исполнении иностранных поручений, и законодательство, регулирующее порядок сношений.

Основы законодательства о нотариате Российской Федерации во многом воспроизвели положения Закона СССР 1973 г., однако нормы, содержавшиеся в статьях 26 и 30 Закона, в Основы не вошли.

В действующую редакцию Основ целесообразно включить нормы, аналогичные приведенным выше статьям Закона СССР «О государственном нотариате».

Имеющаяся в Основах ст. 107 «Взаимоотношения нотариуса с органами юстиции других государств», на наш взгляд, не отражает потребностей практики международной правовой помощи по гражданским делам, поскольку при определении порядка таких взаимоотношений всего лишь отсылает к российскому законодательству и международными договорами Российской Федерации, не определяя конкретных прав нотариуса в данной сфере, способов определения содержания иностранного права, прав иностранных граждан в сфере нотариата, вопросов направления и исполнения международных поручений. Следует отметить, что в Основы законодательства о нотариате «перекочевал» имевшийся в Законе 1973 г. пробел о способах установления нотариусами содержания норм иностранного права, который также следует восполнить.

В этой связи предлагается дополнить Основы статьей 103.11 Нотариальные действия для иностранных граждан и лиц без гражданства, для иностранных предприятий и организаций» следующего содержания:

- Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право наравне с российскими гражданами обращаться в органы, совершающие нотариальные действия.

- Иностранные предприятия и организации имеют право обращаться в органы, совершающие нотариальные действия.

Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении граждан, предприятий и организаций тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав российских граждан и юридических лиц.

Соответственно ст. 104 «Применение норм иностранного права» дополнить вторым абзацем и в целом ст. 104 «Применение норм иностранного права» представить в следующей редакции:

- «Нотариус в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации применяет нормы иностранного права.

- При применении иностранного права нотариус устанавливают содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

- Нотариус принимает документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, а также совершает удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации».

- Кроме того, предлагается включить в ст. 107 нормы об условиях, при наличии которых поручение иностранных учреждений юстиции не подлежат исполнению российскими нотариусами, право, применимое при исполнении поручений, аналогичные которым, как уже отмечалось выше, имелись в ст. 30 Закона

1973 г.

Итак, предлагается ст. 107 изложить в следующей редакции:

«Нотариусы исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных органов юстиции о производстве отдельных нотариальных действий, за исключением случаев, когда:

1. исполнение поручения противоречило бы суверенитету Российской Федерации или угрожало бы безопасности Российской Федерации;

2. исполнение поручения не входит в компетенцию нотариусов.

Исполнение поручений иностранных органов юстиции о совершении отдельных нотариальных действий производится на основе российского законодательства. Нотариусы могут обращаться к иностранным органам юстиции с поручениями о производстве отдельных нотариальных действий.

Порядок взаимоотношений нотариуса с органами юстиции других государств определяется законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации».

Таким образом, механизм осуществления и защиты гражданских и семейных прав путем совершения нотариальных действий в рамках международного сотрудничества нуждается в модернизации. Заимствование положительного правового опыта, имевшего место в советский период, позволит сделать его более совершенным.

Список литературы:

1. Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.

2. Григорьева О. Г. Полномочия советских судов по оказанию международной правовой помощи по гражданским делам. // Социодина-мика. - 2013. - № 2. - . 322-361.

3. Григорьева О. Г. Международная правовая помощь в системе международных отношений СССР. // Мировая политика. - 2012. - № 1. - С.92-129.

4. Казаков А. И. Органы судебного управления РСФСР в период с 1930 по 1970 г. : дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1984. С. 49.

5. Логвинова И. В. Осуществление международных и внешнеэкономических связей как элемент конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 6. С. 287-291.

6. Логвинова И.В. Содержание права на осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: конституционно-правовой аспект // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 8. С. 363-366.

7. Насиров В.В. Назначение нотариусами экспертизы в порядке обеспечения доказательств - гарантия конституционного права на получение квалифицированной правовой помощи. // Пробелы в российском законодательстве. // 2016. - № 1. - С. 177-178.

8. Насиров В. В. Постановление нотариуса об отказе в совершении нотариального действия как конституционная гарантия получения квалифицированной правовой помощи. // Пробелы в российском законодательстве. - № 6. - С. 199-200.

9. Об общих принципах организации государственного нотариата: Постановление ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. // СЗ СССР. 1926. № 35. Ст. 252.

10. Об утверждении Положения о государственном нотариате РСФСР: Постановление СМ РСФСР от 31 декабря 1947 г. № 980 // СП РСФСР. 1948. № 4. Ст. 15.

11. О введение в действие Положения о Государственном нотариате РСФСР: Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июля 1930 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1930. № 38. Ст. 476.

12. О государственном нотариате: Закон СССР от 19 июля 1973 г. // Ведомости ВС СССР. 1979. № 8. Ст. 121.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Положение о государственном нотариате: Декрет СНК РСФСР от 4 октября 1922 г.//Собрание узаконений РСФСР. 1922. №63.Ст. 807.

14. Сборник приказов и инструкций Министерства юстиции СССР (1936-1948). М. : Юрид. изд-во МЮ СССР, 1949. С. 355-370.

15. Собрание узаконений РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.

16. Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. М., 1926. № 35.

17. Ширвинский В. За дальнейшее улучшение деятельности нотариальных органов//Советское государство и право. 1952. №9.С. 28-31.

18. УИ.: http://www.libussr.ru/usr_6361.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.