ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Участие населения в решении вопросов местного значения как приоритет реформирования и фундамент дееспособности местного самоуправления
Примбетова Суале Чукаевна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Западно-Казахстанского государственного университета им.М.Утемисова
Saule C. Primbetova
Candidate of Economic Sciences, an AssociateProfessorattheDepartmentof Economics and Management of the Makhambet UtemisovWest Kazakhstan State University
Тлесова
Айгуль Бакытжановна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики и менеджмента» Западно-Казахстанского государственного университета им.М.Утемисова
Participation of the citizens in the decision making process at the local level as the priority of the reforming and foundation of legal capacity of the local authorities
В статье рассматриваются проблемы местного самоуправления и факторы, препятствующие его развитию, а также предложены меры для привлечения населения к решению вопросов местного значения.
Ключевые слова и словосочетания: Казахстан, Концепция развития местного самоуправления, органы местного самоуправления, маслихаты, акимы сельских округов, население.
The article considers the issues of local self-government and the barriers to its development. The author also suggests measures to attract the populations to issues of local importance.
Key words and word combinations: Kazakhstan, conception of self-government development, local authorities, maslikhats, mayors of local rural districts, population.
Aigul B. Tlesova
Candidate of Economic Sciences, an AssociateProfessorattheDepartmentof Economics and Management of the Makhambet UtemisovWest Kazakhstan State University
УДК 352/353
Тема местного самоуправления в Казахстане всегда являлась актуальной, поскольку за период независимости экономические и политические институты нашего государства, в том числе, институты государственного управления и местного самоуправления не раз подвергались реформированию. Это нормальное
явление для молодого государства, если учесть, что во многих зарубежных странах совершенствование данных институтов проводится в течение нескольких столетий.
В республике за годы суверенного развития произошли значительные демократические преобразования, которые служат задачам построения правового, социального государства. Но в современный период перед страной на этом пути стоит еще много проблем. В числе их - развертывание в стране широкой системы местного самоуправления, успешное функционирование всех компонентов этой системы, а также комплексное развитие территории республики в экономической, социальной, культурной и духовной сферах. На решение этих и других задач поступательного, успешного развития государства, общества и его граждан направлены все проводимые политические и правовые реформы в стране. В достижении поставленных целей значительная роль отводится маслихатам как местным представительным органам, являющимся центральным звеном местного самоуправления.
Действующая в Казахстане система местного государственного управления построена на принципе сближения систем местного государственного управления и самоуправления. При этом, местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и посредством органов местного самоуправления. В республике 28 ноября 2012 года была утверждена Концепция развития местного самоуправления [1], которая предлагает решения проблем недостаточности власти на низовом уровне за счет развития местного самоуправления (МСУ).
Местное самоуправление - это реальный механизм реализации широкого круга наиболее близких населению проблем и удовлетворения наиболее важных потребностей, а также решения государственных задач силами местных органов власти путем передачи им отдельных государственных полномочий. Вместе с тем, нужно учитывать, что эффективность местного самоуправления во многом будет зависеть не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих правовую, организационную и экономическую основу самоуправления, но и от понимания населением своих прав и возможностей в системе местного самоуправления, от действительной способности осуществлять местное самоуправление.
Следует отметить, что процесс реализации политики развития местного самоуправления в Казахстане должен быть комплексным, характеризоваться поэтапным решением поставленных задач, также необходимо определение приоритетных направлений политики на соответствующем этапе реализации. «Без перехода на местное самоуправление невозможно дальнейшее эффективное проведение реформ во многих сферах экономики и политики», - отметил в одном из своих выступлений президент Нурсултан Назарбаев.
Местное самоуправление призвано стать своеобразным промежуточным звеном между властью и обществом. При статусе «центрального положения» этот общественно-политический институт может де-факто играть одну из основных ролей в сохранении и укреплении государственности, являясь, по существу, механизмом согласования интересов общества и власти. Успех реформирования местного самоуправления, безусловно, будет зависеть и от усилий местного населения, насколько оно ответственно подойдет к решению совместных задач.
В процессе исследования мы рассматривали отличие органов местного самоуправления от маслихатов.
Местным представительным органом в Казахстане является маслихат - выборный орган, избираемый населением области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с законодательством Республики Казахстан определяющий меры, необходимые для ее реализации, и контролирующий их осуществление.
А органы местного самоуправления - это органы, на которые в соответствии с Законом «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК» возложены функции по решению вопросов местного значения [2].
Принципиальных различий в функциях маслихатов и органов местного самоуправления на первый взгляд нет; обе эти структуры представляют интересы местного населения и решают вопросы местного характера. Возможно, поэтому органы местного самоуправления в Казахстане не получили развития.
В отличие от органов местного самоуправления у маслихатов есть четкие компетенции. В статье 6 Закона расписываются компетенции маслихатов. В их компетенции входит подписыание и утверждение того, что было разработано и предложено акиматами. Важная компетенция маслихатов - контроль за исполнением местного бюджета и программ развития территорий не означает, что они должны контролировать их эффективность. Согласно статьи Закона, они должны контролировать только исполнение.
Еще один интересный момент маслихаты могут быть распущены в двух случаях: в первом - по решению о самороспуске, а во тором - по решению Президента РК.
- 14-
ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 4/2015
Главным новшеством Концепции развития местного самоуправления можно назвать «Введение выборности акимов в городах районного значения, аульных (сельских) округах, аулах (селах), не входящих в состав аульного (сельского) округа маслихатами районов (городов)». Однако, внесение на рассмотрение маслихата кандидатов в акимы аула (села), поселка, аульного (сельского) округа, города районного значения будет осуществляться акимом района (города) на альтернативной основе. Из этого следует, что население не сможет выдвигать своих кандидатов. Кроме того, освобождение от должности акимов нижних уровней должно осуществляться только по решению акима района (города).
При введении выборности акимы будут сочетать в себе функции как исполнительного, так и представительного органа без образования отдельного представительного органа местного самоуправления в ауле (селе) и городе районного значения. Таким образом, при формальной выборности акиматов, фактически выборности нет. А главное, нет возможности ни у населения, ни у депутатов маслихатов заменить акима.
В результате, можно прогнозировать следующее:
-население, убедившись, что сходы, собрания не приносят никакого результата, а у них как не было местного самоуправления, так оно и не появилось, перестанут «участвовать» в этих мероприятиях.
-депутатам маслихатов добавится дополнительная работа: теперь им надо будет в обязательном порядке проводить «обсуждение». Было предложено закрепить «обязательность обсуждения собранием или сходом вопросов финансирования мероприятий местного значения (акимы нижнего уровня управления не имеют самостоятельного бюджета, но являются администраторами бюджетных программ в составе бюджета района)».
-акиматы районов и городов, возможно, увеличат свое влияние на местном уровне. Если раньше акимы были представителями Президента и Правительства, то в результате реформы будут вероятно представителями акимов районов и городов.
Необходимо подчеркнуть, что Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан была разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», в котором, в частности отмечалось: «Важно развивать местное самоуправление, расширить участие граждан в решении всех вопросов местного развития» [3].
Мы считаем, что для поддержания единства публичной власти возникает острая необходимость рационального разграничения компетенции в сфере местного самоуправления. Именно данный процесс порождает наибольшее число проблем, тесно связанных как со взаимоотношениями органов государственной власти и органов местного самоуправления, так и органов местного самоуправления разного уровня между собой.
Следует отметить, что проблема четкого разграничения между вопросами «государственного» и «местного» значения все еще не решена, что не позволяет однозначно дифференцировать публичные полномочия по их реализации.
Проблема в том, что все вопросы, которые должны решаться на местном уровне, отнесены к «вопросам местного значения». С одной стороны, это вполне логично, поскольку они действительно имеют отношение к обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования, с другой - подавляющее большинство этих вопросов принципиально не могут являться чисто местными, поскольку их содержание говорит об общегосударственном (национальном) значении. Соответственно, при наличии ограниченной местной базы финансирования не могут или не в полной мере могут обеспечиваться местными органами власти, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на качестве предоставляемых услуг.
К таким, по сути своей, имеющим значение общенационального, а не только местного уровня, можно отнести достаточно большой перечень так называемых «вопросов местного значения». Например, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне: защите населения и территории от чрезвычайных ситуации природного и технического характера; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных формирований; участие в профилактике терроризма и экстремизма.
По нашему мнению, в основу взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления должен быть положен принцип предельно четкого разграничения функции и полномочий. Каждый уровень публичной власти должен иметь строго определенную сферу предметов ведения и полномочий, ресурсы для решения вопросов, в нее входящих, и должен нести ответственность за недобросовестную реализацию конкретных задач.
В настоящее время наметилась тенденция смешивания собственно вопросов местного и государственного значения, что в свою очередь, приводит к отсутствию их четкого законодательного разграничения. Безусловно, такой отрицательный дуализм осложняет эффективное функционирование органов местного самоуправления, поскольку реализация полномочий чисто государственного значения является непосильной ношей для финансово слабо развитых местных образований.
Органам местного самоуправления активность населения жизненно необходима, так как она не только позволяет повысить эффективность собственной деятельности (за счет постоянной обратной связи и учета потребностей своих жителей), но и обеспечивает возможность качественного решения вопросов местного значения. Только объединяя ресурсы всего местного сообщества, выступая его лидером и организатором, органы местного самоуправления способны обеспечить устойчивое развитие своей территории, повысить социальную активность и ответственность населения, разрешить внутренние конфликты, обеспечить исполняемость собственных решений, оптимизировать использование бюджетных средств и защитить права местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти. Все перечисленное и есть организация дееспособной местной власти [4].
Поэтому, законы и концепции обязательно предусматривают привлечение населения к местному самоуправлению. Для претворения в жизнь этой ключевой идеи реформы необходимо уже на переходном этапе начать воплощать идеологию реформы, а не тратить усилия на создание нежизнеспособных схем и механизмов, построенных по принципу: «Трудно проводить реформирование, ничего не меняя, но мы будем стараться!».
Представляется, что потребуется провести в жизнь ряд мер минимально необходимых для привлечения населения, а именно:
1. Организовать информирование и популяризацию среди населения идей местного самоуправления, разъяснение основных положений реформы, прав и возможностей по участию в местном самоуправлении.
2. При разработке организационных механизмов решения вопросов местного значения в местных органах самоуправления предусматривать возможности непосредственного их решения населением и создавать механизмы по привлечению населения к осуществлению местного самоуправления (муниципальный заказ, муниципальный грант и др.)
3. Содействовать становлению организаций граждан, ориентированных на решение проблем местного сообщества (некоммерческие организации) и стимулировать гражданскую активность и ответственность.
Эти и другие меры могут войти в содержание программы реформирования местного самоуправления, обязательным разделом которой должен быть раздел о привлечении населения к местному самоуправлению и его реформированию.
На основе вышеизложенного мы предлагаем следующие предложения для привлечения населения в решении вопросов местного значения.
• Активно вовлекать местное население в контроль за расходованием денежных средств местного самоуправления.
• Публиковать полные версии отчетов акимов, планы поступлений и расходов денежных средств, гражданского бюджета соответствующего района и другую важную для местного населения информацию в местных средствах массовой информации. Распространять эту информацию среди всех сел округа на бумажных носителях.
• Совместно с вышестоящими органами власти и неправительственными организациями повышать правовую грамотность населения по вопросам участия в местном самоуправлении.
• Наделить местное население правом на выдвижение кандидатов на должность акимов сельских округов, а также ввести возможность самовыдвижения.
• Наделить местное сообщество правом на освобождение акима от должности в случае не выполнения им своих обязанностей.
• Внести в закон нормы, гарантирующие полноценное участие местного населения в местном самоуправлении, в частности, гарантировать местному сообществу право на независимое от акима принятие решений, не противоречащих интересам государства.
• Разработать и внести в законодательство механизмы согласования решений акимов с местным сообществом, в которых приоритетными являются решения местных сообществ.
Для обеспечения финансовой самостоятельности сельских акиматов принципиальное значение имеет не только наличие у них собственных налоговых доходов, но и их объем в общей структуре доходов местных бюджетов.
-16-
ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 4/2015
Перспективным, на наш взгляд, в смысле расширения доходной базы местных бюджетов могло бы стать закрепление за сельскими акиматами определенного процента отчислений от налогов на прибыль и на имущества организаций, половины доходов от транспортного налога, а также значительной доли от платежей, уплачиваемых малыми и средними предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения. На государственном и региональных уровнях власти также важно:
- осуществить реальную оценку потребностей сельских акиматов в ресурсах, необходимых для реализации закрепленных за ними полномочий по решению вопросов местного значения;
- создать систему мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в сельских акиматах, а также установить показатели оценки качества такого процесса;
- предусмотреть выделение дополнительных грантов из республиканского и региональных бюджетов на поощрение сельских акиматов, которые более эффективно решают вопросы своего комплексного и устойчивого социально-экономического развития, качественного предоставления услуг; выработать критерии оценки эффективности этих процессов.
Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что успех реформирования местного самоуправления, безусловно, будет зависеть и от усилий местного населения, насколько оно ответственно подойдет к решению совместных задач.
Библиографический список
1. Указ Президента РК от 28.11. 2012 г. №438 «Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан».
2. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».
3. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» 14.12.2012. - http://www.akorda.kz.
4. Сарсембаев, М. Выборы сельских акимов способствуют развитию местного самоуправления и гражданского общества / М. Сарсембаев // Мирас. - 2013. - № 3 (27). - С. 14-17.