Ахмадуллин Вячеслав Вячеславович - Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, аспирант кафедры социальных и гуманитарных наук - СГН 3 - Политология Рубцовская наб., д. 2/18 Тел.: 8-499-263-6398 e-mail: [email protected]
УЧАСТИЕ ЛИГИ АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ В ВООРУЖЁННОМ
КОНФЛИКТЕ НА ТЕРРИТОРИИ СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
С нашей точки зрения, одним из самых интересных в теоретическом и полезном в практическом планах, является рассмотрение деятельности Лиги арабских государств (ЛАГ Jj^' Я^М; The League of Arab States; the
Arab League; LAS, AL) в ходе разрешения конфликта в Сирии. Анализ документов ЛАГ по этой проблеме, показывает особую озабоченность Лиги тем, кто будет руководить САР в ближайшее время. Индикатором внимания к этой проблеме служит отдельный информационный блок «Развитие ситуации в Сирии» на сайте ЛАГ[1].
По мнению старшего научного сотрудника института Востоковедения РАН В.М. Ахмедова, демонстрации в Дамаске 15 марта 2011 г., которые считаются точкой отсчета конфликта в САР, не получили должной оценки со стороны сирийских властей[2]. Первое заявление ЛАГ по ситуации в Сирии датировано 11 августа 2011 г. В нём выражена лишь глубокая озабоченность в связи с ростом насилия и жертв среди гражданского населения, а также сказано об отрицательном влиянии этих событий на безопасность и стабильность в регионе, но не предложено ни одного решения возникшей проблемы[3].
Анализ этого заявления и последующего развития событий даёт диссертанту возможность считать, что можно делать как минимум два вывода: даже по прошествии пяти месяцев в ЛАГ не было чёткого понимания происходящего в САР и поэтому первое заявление было столь аморфно, либо страны главенствующие в ЛАГ пролоббировали такое заявление.
В связи с напряжённой обстановкой в САР, 12 ноября 2011 г. ЛАГ созвала внеочередное экстренное заседание на уровне министров иностранных дел в г. Каир, где было принято Решение № 7438[4]. В соответствии с этим документом, с 16 ноября 2011 г. членство Сирии в ЛАГ было приостановлено. За такое давле-
ние на САР проголосовали 18 из 22 членов ЛАГ. От голосования воздержался Ирак, против высказались Ливан, Йемен и Сирия. Надо отметить, что процедура приостановки членства в ЛАГ применялась к Египту (в период 1979 - 1989 гг.), затем к Ливии (с 22 февраля по 25 августа 2011 г.).
Мы считаем, что отказ Ливана, Йемена и Сирии следовать в фарватере 18 государств обоснован несколькими обстоятельствами: борьбой за лидерство внутри ЛАГ, нежелание этих стран усиливать позиции современных лидеров ЛАГ - Катара и Саудовской Аравии; эти государства, в первую очередь Сирия, считают, что Б. Асад устраивает большинство граждан САР; пониманием очевидного факта - президент Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил (НКОРС) объединяет значительную часть противников Б. Асада, но не все силы разнородной оппозиции. Но больше всего, по мнению диссертанта, Бейрут и Сана таким голосованием спасали собственные страны т.к. понимали, что в случае победы исламистов в САР, следующими целями радикалов станут христиане Ливана, а также Йемен - одна из беднейших стран региона, что делает её благодатной почвой для исламистов.
Мы считаем весьма многозначительным факт того, что о решении ЛАГ в отношении САР объявил именно глава МИД Катара Хамад бен Джасем аль-Тани[5]. С нашей точки зрения, этот факт рельефно показывает реалии нового расклада сил в ЛАГ - рвущийся в региональные лидеры, небольшой по своим размерам, но мощный с точки зрения финансово-экономических возможностей Катар, смог на «чужом поле», говоря спортивным языком, оттеснить египтян и устами своего политика объявить волю Дохи и её ближайших союзников, в т.ч. Запада в качестве решения Лиги.
Весьма показательным являются следующие факты: после принятия Решения № 7438, для представителей СМИ была организована пресс-конференция. В ходе её проведения, несмотря на присутствие Генерального секретаря ЛАГ - На-биля Аль Араби, именно глава МИД Катара Хамад бин Джабер Аль Тани ознакомил присутствующих с Решением № 7438. В продолжении этой линии Хамад бин Джабер Аль Тани возглавил 23 мая 2013 г. заседание министров иностранных дел государств-членов ЛАГ, в работе заседания участвовал Набиль Аль Араби. По итогам заседания были намечены меры по стабилизации обстановки в САР: международная конференции в Женеве; подключение к урегулирование сирийского кризиса РФ и США[6].
По нашему мнению, деятельность Хамада бин Джабера Аль Тани показывает, что одну из главных ролей в ЛАГ начал играть Катар.
Давление ЛАГ на САР вызвало осуждение не только Ливана и Йемена, но и России. Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров заявил: «Мы считаем неправильным приостановку членства Сирии в ЛАГ. Те, кто это решение принимал, утратили очень важную возможность перевести ситуацию в более транспа-рантное, более прозрачное русло»[7].
Дополнительным аргументом, подтверждающим переход главенства в ЛАГ от АРЕ к ГК, по мнению диссертанта, является следующий важный факт - 24 саммит ЛАГ, прошедший 26 - 27 марта 2013 г. состоялся в Дохе. Он проводился в стандартные сроки и в привычное время. Саммит был объявлен ЛАГ в СМИ, в т.ч. на сайте организации, как плановое мероприятие. Но с точки зрения диссертанта это было не простое рядовое, дежурное собрание организации, а важное мероприятие, т.к. на нём были приняты важнейшие решения, напрямую влияющие на ситуацию в САР. Речь, в первую очередь идёт об итоговом документе саммита, а именно закреплении в 3 пункте Решения № 580 «Развитие обстановки в Сирии» «.. .подтверждении права всех желающих государств предоставить все средства самообороны, в том числе военные.» т.е. фактически о легализации поставок оружия сирийской оппозиции. Оно закреплено в 3 пункте Решения № 580 «Развитие обстановки в Сирии» итогового документа саммита[8].
Диссертант считает важным и необходимым обратить внимание и на факт, который весьма значителен с точки зрения дипломатического протокола - президент НКОРС Моаз аль-Хатыб был приглашён эмиром Катара Хамадом бен Халифом Аль Тани для участия в заседании ЛАГ в Дохе 26 марта 2013 г. в качестве официального и законного представителя сирийского народа[9]. Этот саммит еще раз продемонстрировал разнонаправленность сил внутри организации и само время подтвердило правоту слов покойного лидера Ливии - полковника М. Каддафи произнесенных в ходе саммита, проходившего в 2008 г. в Дамаске: «Между каждым из нас есть разногласия, нас не объединяет ничего, кроме этого зала. Арабское руководство полностью уничтожается, а мы просто наблюдаем. Почему? Ведь завтра каждого из вас это коснется (речь идет о значительном вкладе США в организацию казни С. Хусейна А.В.), настанет и ваша очередь» [10].
С точки зрения диссертанта, слова М. Каддафи о разногласиях внутри ЛАГ и огромном влиянии США на большинство участников ЛАГ прошли проверку временем. Ирония судьбы заключается в том, что видеосъемка этой речи ливий-
ского лидера зафиксировала нескрываемый смех присутствовавших в зале лидеров арабского мира. Спустя совсем небольшой срок многие из них почувствовали на себе разобщённость ЛАГ, влияние Запада и в первую очередь США, в событиях арабской весны, а так же смогли в прямом эфире наблюдать уничтожение городов суверенного государства, при участии спецназа Катара и Саудовской Аравии, убийство М. Каддафи, в качестве доказательства торжества демократии по лекалам Запада для Востока.
В качестве продолжения этой линии Катар предоставил свою территорию для проведения конференции НКОРС и разрешил этой организации открыть своё представительство в Дохе[11]. Такая заинтересованность есть и у некоторых других государств. Анализ официального сайта НКОРС помог найти подтверждение такой заинтересованности, выразившейся в дипломатическом признание этой организации рядом государств: на территории США, Великобритании, Франции, Г ермании, Турции, Венгрии открыты представительства НКСОРС, имеется такое представительство и при ССАГПЗ[12]. Штаб-квартира в НКОРС размещена в Каире[13]. В ходе встречи с Генеральным секретарем Лиги Набилем Аль Араби глава Комитета - Ахмада аль-Джарба запросил у ЛАГ официального призна-ния[14].
Диссертант считает необходимым отметить, что это последнее, важнейшее событие, не нашло отражения на официальном сайте ЛАГ и не получило широкого освещения СМИ на международном уровне. Есть и другие факты, которые показывают, что Катар постепенно выходит на лидирующие позиции в ЛАГ. Начиная с 2001 года документы саммитов размещены на сайте ЛАГ в соответствии с годами проведения [15]. Но два саммита этой организации - 21, прошедший в Дохе 30 - 31 марта 2009 г. [16] и 24, состоявшегося 26 - 27 марта 2013 г. в Дохе, имеют собственные сайты [17]. Анализ сайта 24 саммита помог выявить важную деталь - на первой странице осталось 22 флага, т.е. в соответствии с количеством государств-участников, но флаг САР заменён на флаг оппозиции. В тоже время сайт 24 саммита ЛАГ оформлен в цветах государственного флага Катара. Более того, на официальном сайте ЛАГ есть гиперссылка, для перехода к сайту 24 саммита ЛАГ. Эта гиперссылка переводится с арабского на русский язык дословно следующим образом «Государственный портал Катара. Саммит ЛАГ». В продолжении этой лини эмир Катара Хамад Бен Халиф Аль Тани с трибуны ГА ООН, 24 сентября 2012 г., призвал к вводу войск арабских государств в САР [18].
Таким образом, данные факты дают возможность сделать выводы.
Во-первых, ЛАГ пошла по пути признания и придания легитимности силам, которые большинством сирийского народа не признаны.
Во-вторых, внутри самой организации серьёзно и надолго изменился баланс сил. Доха показала, что она занимает в ЛАГ одну из важнейших позиций и реально играет важнейшую роль в определении современной политики организации. При этом, как видно из молчаливого согласия Каира в отношении шагов Дохи, АРЕ сегодня смирилась со снижением своей роли в ЛАГ.
Во-третьих, наряду с Катаром в ЛАГ сильно возросло значение КСА, но при этом оба государства являются, наряду с Израилем, ближайшими союзниками стран Запада в регионе, прежде всего США.
Проведённый нами анализ официальных документов ЛАГ показывает, что Лига лишь декларирует своим стратегическим выбором всеобъемлющий и справедливый мир. Такое положение вещей на практике оборачивается диаметрально противоположным выбором ведущих стран ЛАГ, а значит и всей организации.
Поскольку силовое решение конфликта в САР не представляется реалистичным, привлечение такой влиятельной организации как ЛАГ и консолидация на ее основе договороспособной оппозиции может стать ключом на пути к установлению прочного мира не только в Сирии. В перспективе этот опыт ЛАГ сможет использовать для разрешения других конфликтов. Но для выполнения этого условия государствам, главенствующим в ЛАГ - Катару, КСА необходимо поменять приоритеты с собственных на общерегиональные. Но такое резкое изменение их внешнеполитического вектора, по мнению диссертанта, не возможно в ближайшее время по нескольким причинам.
Во-первых, политические элиты ГК и КСА не позволят это сделать в силу удовлетворённости текущим положением дел.
Во-вторых, Запад сегодня не заинтересован в изменении ситуации, в которую он уже вложил значительные средства. Одним из моментов, который ярко характеризует ситуацию, является то, что на Западе часто называю Катар задним двором американской военной базы Аль-Удейд.
Анализ деятельности Лиги показывает способность принимать значимые и правильные для региона решения, но как показывает практика, их исполнение зачастую противоречит Уставу ЛАГ, при этом вполне отвечает интересам тех или иных участников Лиги. В первую очередь мы имеем ввиду, деятельность КСА и ГК по росту своего влияния в организации и продвижению своих интересов через неё. В случае продолжения следованию в фарватере политики Запада,
ЛАГ рискует окончательно утратить авторитет и влияние не только в регионе, но и как представитель Арабского мира в целом на мировой арене. Хотя в условиях современной нестабильности необходимость такого инструмента год от года только нарастает. К сожалению, отсутствие такого общепризнанного признанного инструмента не решает, а лишь усугубляет колоссальное количество самых разных проблем, ведущих в свою очередь к общей социально-экономической и политической деградации региона. Такой упадок, по нашему мнению, приведет с высокой вероятностью, к радикализации всего региона. При этом фактически, консолидация части Арабского мира уже происходит на фундаменте религиозного экстремизма. В свою очередь такие умонастроения будут катализатором для постоянных конфликтов, все дальше отодвигающих перспективу прихода прочного и справедливого мира на эту многострадальную землю.
С точки зрения диссертанта, слабость ЛАГ является её эндогенным свойством, заложенным даже не в Уставе этой организации, а в Александрийском протоколе «решения этого Совета (т.е. Совета Лиги, А.В.) обязательны для тех, кто их принял» [19]. Затем это решение стало статьёй Устава ЛАГ. Анализ Устава ЛАГ, а именно Статьи 5, позволяет диссертанту заявить, что эта организация была создана и в качестве особого механизма сдержек и противовесов внутри арабских стран вошедших в эту организацию: «Любое применение силы для разрешения споров между двумя или более государствами-членами Лиги запрещено». Согласно Статьи 7 устава ЛАГ, решения, обязательные для исполнения всеми государствами-членами Лиги это только решения принятые Советом единогласно. Все остальные решения обязательны для исполнения только теми странами, которые голосовали «за» в ходе его принятия[20].
Анализ деятельности ЛАГ показывает, что провозглашённые в Уставе этой организации принципы работы в последние годы регулярно нарушаются некоторыми участниками организации. В первую очередь это делают такие страны как Катар, Саудовская Аравия, Египет. Речь идет о нарушении этими государствами следующих основополагающих принципов работы ЛАГ: уважение суверенитета участников и их равенство; невмешательство во внутренние дела; неприменение силы; мирное разрешение споров. По нашему мнению, такое упущение не дает организации выступать единым фронтом против целого спектра проблем, угрожающих не только региону, но арабскому миру в целом. Расширение конфликта на территории САР, по нашему мнению, будет способствовать углублению процессов неравенства внутри ЛАГ и усилению противоборства между государст-
вами-участниками. При таком развитии событий существует опасность выхода из состава Лиги некоторых участников, что может повлечь за собой распад ЛАГ. Для предотвращения этих процессов государствам-участникам ЛАГ необходимо придерживаться, прежде всего, Устава организации.
1. ¿з^лЛ Ал—1_^1 ^^лЛ ал^хЛ // \jjjui ЦРГ:
http://www.lasportal.org/ ^і ^^^к// (дата обращения: 06.12.2012)
2. Ахмедов В.М. Сирия // Ближний Восток, Арабское пробуждение и Россия: что дальше? Сборник статей / Отв. ред-ры: В.В. Наумкин, В.В. Попов, В.А. Кузнецов. - М., 2012. - С. 306.
3. ¿.з^лЛ Ал—1_^1 ал^хЛ // lJJJ^ ЦКГ:
http://www.lasportal.org/ ^иЛ иг-й'/Аш"1 ^і
11/8/2011 - ^і (дата обращения: 06.12.2012)
4. а^іхЛ а^^ (^JІjJЛ ajjjx.1I ^^ліі А-х—і^ // 7438 JІJ_з
¿З^лЛ А-х—1_^1 Ал^хЛ // ЯіЛі^лЛ иКЬ:
http://www.lasportal.org/wps/wcm/connect/4c7ba380490930688017ed7abaae88c 3/%В9%86%В8%АА%В8%А7%В8%А6%В8%АС+%В8%А7%В9%84%В8% A7%D8%AC%D8%AA%D9%85%D8%A7%D8%B9doc.doc?MOD=AJPERES (дата обращения: 06.12.2012)
5. а^іхЛ а^^ ^1^ Ал^хЛ ^^лЛ А-х—і^. // 7438 JІJ_э
¿З^лЛ Ал—Ы Ал^хЛ // АіЛі^лЛ URL:
http://www.lasportal.org/wps/wcm/connect/4c7ba380490930688017ed7abaae88c 3/%D9%86%D8%AA%D8%A7%D8%A6%D8%AC+%D8%A7%D9%84%D8% A7%D8%AC%D8%AA%D9%85%D8%A7%D8%B9doc.doc?MOD=AJPERES (дата обращения: 06.12.2012)
6. ¿з^лЛ Ал—Ы ^^лЛ Ал^хЛ // а^^^і АлЗхліі а^і^^Л аі^ІЛ URL:
http://www.lasportal.org/ ах—Ы1 // (дата обращения: 06.12.2012)
7. С ергей Лавров: Россия считает неправильным исключение Сирии из ЛАГ // Российская Газета 14.11.2011. ЦКЬ: http://www.rg.ru/2011/11/14/lavrov -siriya - anons.html (дата обращения: 14.11.2011)
8. ¿з^лЛ ^л^Лал—Ы <_Ъ^Л Ал^хЛ // 34 .^^ (24) *_аЛЛ т Ж1,:
http://www.lasportal.org/wps/wcm/connect/d289c9804f0a09648a349ea79d151c73 /%D8%A7%D9%84%D9%82%D8%B1 %D8%A7%D8%B1 %D8%A7%D8%AA.
pdf?MOD=AJPERES // (дата обращения: 06.12.2012)
9. ^jjJl /j^jj 26.03.2013// ajjj*JI Алі]і ajjj^i л*а* ~JiЫ**. URL: http://arabic.rt.com/news/^?j*J' АліН ^i ajjj^i :xi* ^Js^j чі^'і bU* (дата обращения 26.03.2013)
10. Каддафи: "Завтра настанет очередь каждого из вас"
http://www.youtube.com/watch?v=ETqqYEHQ-Fk (дата обращения 26.03.2013)
11. Ajjj^J A^^jIxaJIj SjjjJI ^ji3 __â^jj^J A*l*Jl Ajj^Jl ^ІлІл.1 Ijjj^ ^i Aj'^^'l |jjjij
2013/2/21 - SjAlîll)) URL:
http://www.etilaf.org/en/search.html?searchword=%D8%A7%D9%84%D8%AF %D9%88%D8%AD%D8%A9&categories=&format=html&t= 1385547492239&t pl=search (дата обращения: 27.03.2013)
12. Ajjj^JI A^^jIxaJIj ojjjJl ^ jîJ ^j^jJl __s^L^l // ^lijliuiJl __â^Jj^l URL:
http://www.etilaf.org//_^iJVl <^ljli^ (дата обращения: 20.10.2013)
13. Syrian Coalition Fact Sheet URL: http://www.etilaf.org/en/about-us/fact-
sheet.html (дата обращения: 03.04.2013)
14. ajjj^JI a^jUJIj Sjj^JI ^jS3 ^j^jJl _^iJVl URL: http://www.etilaf.org/ _^2JVl AjjjxJl A**UJl :xî* r3Ls (дата обращения: 27.11.2013)
15. ¿Ъ-лЛ ^^jJl A**UJ Jj^ll Ajjjc // AjjjxJl ^xSll URL: http://www.lasportal.org/ Ал*ЦЛ// (дата обращения: 06.12.2012)
16. jk AJjJ ¿âj*//ÿjj^xJlj Aj^L^JI AjjlxJl ojj^Jl АліН ^jUh* Jo AjjjxJl Jj^Jl 4л*1_^ &1.aWl
AjjjxJl Алій URL:http://www.qatarconferences.org/summit/index.php (дата обращения 19.06.2013)
17. jks AJjJ ¿3j*// ^j^^ixJlj AxjljJl AjjlxJl ojjjJl АліН ^jJrn* AjJ^xJl JjjJl 4л*Ц. * ^ІлІл.1
AjJjxJl Ала":
http://www.arableaguesummit2013 .qatarconferences.org/arabic/index.html (дата обращения 19.06.2013)
18. /jjj^j ^?jo ^j£^o J^^SJ jo^j jLa URL:
http://www.aljazeera.net/news/pages/fd63b7f3-f546-4bb9-b7dc-f99101652fee (да-та обращения: 12.06.2013)
19. ¿SjaJI ^^jJl Ax*l^J Jj^Jl AjjjxJl // 15 — 13 .<^ .Ajja&^VI Jj^jjjjj URL: http://www.lasportal.org/Ajj^j^^Vl Jj^jJjj // Aj^jjU ^JIjj (дата обращения: 06.12.2012)
20. ¿sjaJI ^a^jJI Ax*l^J JjjJl AjjjxJl // ^\jj*Ajjj*Jl Jj^Jl Ал*1^ URL:
http://www.lasportal.org/Aj^jjlj 3^j // (дата обращения: 06.12.2012)