Fardzinova Zarina Arsenovna PARTICIPATION OF PUBLIC ..
political sciences
УДК 329.78
УЧАСТИЕ ЛИДЕРОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ПРОЦЕССАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
© 2018
Фардзинова Зарина Арсеновна, председатель Совета молодых депутатов Приморского края, старший преподаватель кафедры управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье автор рассматривает роль лидеров общественного мнения в процессах совершенствования социальной политики в сфере патриотического воспитания. Участие лидеров общественного мнения в формировании и пропаганде патриотического воспитания среди молодежи на местах является неотъемлемой частью социальной политики, реализуемой органами местного самоуправления в рамках своих полномочий. Как власть наиболее приближенная к населению, именно она способствует формированию настроения и позиции подростков и молодежи через политику в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а также организацию мероприятий в черте муниципального образования. Особую роль в этом процессе занимает личный пример и влияние на массы лидеров общественного мнения, в числе которых, как правило, оказываются титулованные спортсмены и деятели искусства, руководители общественных объединений, молодые парламентарии и молодые депутаты. Общепринятое мнение, что патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов его сознания и качественного функционирования, фундаментом для развития и становления гражданина. Однако, в настоящее время, всё чаще мы сталкиваемся с тем, что молодежь понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике, потому что по их словам «нет необходимости проявлять свой патриотизм» либо они просто «не понимают как это сделать». В статье приводятся формы участия молодежи в совершенствовании социальной политики, предлагаются конкретные меры по улучшению системы патриотического воспитания на муниципальном уровне, а также предлагаются рекомендации органам государственной власти и органам местного самоуправления Приморского края.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, полномочия, общественное объединение, власть, мероприятия с детьми и молодежью, политика, патриотизм, лидер, общественное мнение, молодежь, воспитание, пропаганда, родина, гордость, любовь, Россия.
PARTICIPATION OF PUBLIC OPINION LEADERS IN THE PROCESSES OF IMPROVING SOCIAL POLICY IN THE FIELD OF PATRIOTIC EDUCATION AT THE MUNICIPAL LEVEL
© 2018
Fardzinova Zarina Arsenovna, ^airman of the Council of young deputies of Primorsky krai, senior lecturer in the department of management Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol street, 41, e-mail: [email protected])
Abstract. In the article the author considers the role of leaders of public opinion in the processes of improving social policy in the sphere of patriotic upbringing. Participation of leaders of public opinion in the formation and propaganda of patriotic education among young people is an integral part of social policy implemented by self-government bodies within the framework of their powers. As the authority closest to the population, it fosters the formation of the mood and position of adolescents and youth through policy in preschool and general education institutions, as well as the organization of events in the municipal formation. A special role in this process is taken by the personal example and influence of public opinion leaders on the masses, among which usually are titled athletes and artists, leaders of public associations, young parliamentarians and young deputies. The common opinion is that patriotism is the spiritual property of the individual, one of the most important elements of his consciousness and qualitative functioning, the foundation for the development and formation of a citizen. However, nowadays we are increasingly confronted with the fact that young people understand and accept patriotism as a value but it does not represent it in practice because they say "there is no need to show patriotism" or they simply "do not understand how to do it ". The article describes the forms of youth participation in the improvement of social policy, suggests concrete measures to improve the system of patriotic education at the municipal level, as well as offers recommendations to state authorities and local self-government bodies of Primorsky region.
Keywords: local self-government bodies, authorities, public association, power, events with children and youth, politics, patriotism, leader, public opinion, youth, upbringing, propaganda, homeland, pride, love, Russia.
Перед современным российским государством остро стоит вопрос преодоления кризиса патриотического сознания граждан. Являясь мощным интегрирующим фактором политической жизни общества, патриотизм сегодня должен выступить залогом единства и целостности государства. Говоря о патриотическом воспитании, принято говорить, в первую очередь, о семье и школе, а уже после о других общественных институтах, в то время как, в современных условиях большее влияние оказывают лидеры общественного мнения, в числе которых, для детей и молодежи, как правило, оказываются титулованные спортсмены и деятели искусства, руководители общественных объединений, молодые парламентарии и молодые депутаты.
Важность и актуальность исследования заключается в совокупности следующих факторов: Первое - это критическое положение патриотического сознания молодого поколения, что может привести к неблагоприятным тенденциям. Второе - это усложнение доступа к указанной категории, появлением новых механизмов
и факторов, оказывающих на неё первостепенное влияние. Третье - это возросшая социальная и политическая роль молодежи в социально-политических процессах. Общественно-политические объединения и движения, как оказалось не только молодежи, но и детей, могут являться мощным инструментом дестабилизации общественных настроений, но ведь при грамотной государственной политике именно они и могут стать эффективным инструментом формирования такого политического сознания, которое будет способствовать сохранению и единению государства.
Анализ последних исследований, публикаций и диссертаций показал, что вопрос влияния лидеров общественного мнения на процесс формирования и развития патриотического сознания граждан выпадает из поля научного обсуждения и изучения. Имеющиеся научные исследования, связанные с указанной проблематикой, можно разделить на два направления. Во-первых, это работы, посвященные сущности гражданского и патриотического воспитания молодежи (С.Ю. Наумов и Н.Я. Чернышкина
политические науки
Фардзинова Зарина Арсеновна УЧАСТИЕ ЛИДЕРОВ ...
[1]; К.Ю. Колесников [2]; Н.Р. Ахвледиани [3]; Н.Е. Семёнова [4]; В.А. Коробанов[5]; М.А. Пронина [6]). Во - вторых, исследования касательно инструментов формирования военно-патриотического сознания молодежи и субъектно-объектных отношений (А.В. Абрамов[7]; М.Б. Беджанов[8]; В.Ф. Шаповалов [9] и др.). Практически все авторы раскрывают необходимость воспитания патриотизма среди молодежи как первоочередного направления государственной молодёжной политики. Отмечая высокую степень проработанности темы в целом в отечественной науке, необходимо отметить, что на данный момент не существует исследований, посвященных именно участию общественных молодежных лидеров в патриотическом воспитании, в то время как, основываясь на общероссийские и региональные тренды последних лет, это является ключевым фактором формирования патриотических настроений. В этой связи возникает потребность в концептуальном исследовании роли молодых лидеров общественного мнения в воспитании патриотизма у детей и молодежи, что и легло в основу цели данной статьи.
Национальный лидер России Владимир Путин неоднократно говорил: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» [10]. Вокруг этого феномена написана и Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году: «... чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями ...» [11]. Говоря о патриотизме, в первую очередь, обратимся к понятийному аппарату. Широкое использование понятий, как «любовь», «гордость», «готовность» и других (что более присуще внутреннему сознанию человека) создает предпосылки для двусмысленности при разработке мероприятий военно-патриотического воспитания и кроме того создания системы показателей для их оценки [12]. Это связанно, прежде всего, с тем, что конечная цель «любить или гордиться своей Родиной» слишком размыта и объемна, и каждый трактует по ее по-своему уразумению. Неоднозначность и неточность общегосударственных определений и целей в осуществлении формально-организационной деятельности приводит к тому, что любое мероприятие попадает под категорию воспитание любви и чувств, проводимое органами власти в рамках осуществления полномочий по организации мероприятий с детьми и молодежью на территории муниципального образования[13], остается открытым сущностный вопрос: действительно ли проводимые мероприятия эффективны на пути достижения цели по воспитанию в них патриотизма. Осуществление работы по (военно-) патриотическому воспитанию часто подменяется параллельными смысловыми сферами - «спорт», «армия», «история», «духовность», «народная культура», которые сочетают в себе различные элементы патриотики. «Сухие» программы и отчеты, которые можно наблюдать на разных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, акцентируют внимание на структурно-функциональный подход, некую «системную работу», отправляя нас к существовавшей в Советском Союзе системе идеологической пропаганды. Однако, на взгляд автора, надо понимать и разделять патриотизм военного и мирного времени, так как по своей природе они разные. Так, в период военных действий и чрезвычайных ситуаций, основной гарантией успеха выступает решимость каждого человека отдать собственную жизнь, во имя общего блага, т.е. на первое место выступает идеал жертвенности, что не отменяет, впрочем, и ряда личных целей (защита своей семьи, дома, посмертная слава героя и пр.). Таким образом более уместным и правильным, по мнению автора, будет па-
триотизм определять не через эфемерное и абстрактное понятие «любовь» либо особый род деятельности, а в рамках увязки личных интересов человека с интересами его страны, готовностью осуществлять жизненные цели в России так, чтобы реализация собственного личного интереса привела к созданию общественного блага. Другими словами, создавать смыслы и вызывать интерес - это те задачи, которые должны стать руководящими в смысловых посылах выступлений и интервью муниципальных лидеров общественного мнения.
Углубившись в суть, нам видится, что на уровне общественного сознания патриотизм проявляется как общенациональная и государственная идея России, а на личном уровне, это любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать и улучшить ее - желание здесь жить, создавать семью, растить детей и развиваться, а также, гордость за исторические свершения народа - популяризация и пропаганда российской истории и ценностей нашей многонациональной страны; в-третьих, каждодневные конкретные дела во имя развития, как отдельных территорий, так и Приморья в целом. Истинный, нравственный патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение своей Родине. В повседневной жизни, конечно же, невозможно встретиться с мерой, которая позволила бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с Россией и русским языком, когда появляется чувство гордости от того, что это - твоя Родина. Самое занимательное состоит в том, что молодежь понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его реализации на практике, потому что по их словам «нет пока необходимости проявлять свой патриотизм» либо они просто «не понимают как это сделать». В виртуальном мире, где они проводят большую часть своего времени, явно отсутствуют достойные примеры патриотизма, молодежь, не понимая с кого брать пример, ввиду отсутствия знаний о достойных образцах для подражания, ищут свои идеалы самостоятельно, например, Cosplay - этот своеобразный «театр» персонажей аниме, манги, японских видеоигр, набирает всю большую популярность у нас в крае [14]. Нельзя не отметить, что влияние СМИ и социальных сетей на сознание молодежи велико как никогда, и не всегда это влияние в хорошую сторону, как показывают, апрельские и июньские события 2017 года. Информационное поле, сформированное вокруг молодежи сегодня, упорно и настойчиво внедряет в сознание нового поколения идеи космополитизма, о патриотизме упоминается лишь вскользь, как о второстепенном качестве личности, потеря которого никак не сказывается на авторитете современного молодого человека. Если наложить на это слои из серии: родители не досмотрели, учителя не с акцентировали внимание, вовремя спортом или творчеством не увлекся и так далее, то в результате мы имеем то, что многие дети и подростки оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. Это конечно не повсеместно, есть процент одаренной талантливой молодежи, однако в % соотношении сравнивать не имеет смысла, с учетом сквозных цифр отчетности исполнительных органов местного самоуправления, пропорции составят 90/10.
Сейчас уже очевидно, что не прямое информационное убеждение не дает значительного эффекта, следовательно, необходимо формировать институциональную систему, которая будет направленна на организацию помощи молодому поколению в определении и реализации их жизненных целей, поиску своего призвания в родной стране. Исходя из этого, перед нами задача, чтобы молодежь из объекта воздействия перешла в ранг субъекта, а это позволит сместить метафизический разговор о национальной ценности и гордости в русло совместного поиска ответа на более важный и практичный вопрос:
Fardzinova Zarina Arsenovna political
PARTICIPATION OF PUBLIC ... sciences
«Как можно реализовать себя и этим помочь своей родине?». Это, безусловно, будет способствовать формированию и развитию «социальных лифтов» и экономическому положению страны, а также повышением роли и вниманием федеральных властей к Дальнему Востоку и в частности к Приморскому краю [15]. В таком случае критериями эффективности работы с молодежью могут служить количество желающих уехать или уже уехавших молодых людей. Стоящая до сих пор остро проблема «утечки мозгов, сигнализирует явно на то, что молодежь не может найти свое место в регионе по каким-либо причинам. Следовательно, бороться с этой реалией при помощи пропаганды, это как минимум неэффективно. Поэтому патриотизм действительно может стать стимулом для привлечения молодежи в социально-политическом управлении и улучшении качества жизни в регионе.
Проведя анализ существующей деятельности в рамках военно-патриотического воспитания, реализуемой сейчас всеми государственными и общественными институтами, на взгляд автора, можно определить, ряд форм и методов формирования патриотизма осуществляемых на данный момент такие как, военно-спортивные лагеря и поисковые экспедиции, весьма эффективны при решении конкретных задач, если придать им массовый характер. Основная проблема в том, что создавать смыслы, прививать идеалы и давать знания невозможно через одноразовые мероприятия и простое информирование. Основная задача - привлечь внимание молодого поколения к истории, сделать ее ближе, т.е. наполнить личными ценностями. Примерами подобных проектов для молодежи служит: бесплатная компьютерная игра «Илья Муромец», которая предлагает участнику сесть за штурвал легендарного первого в мире стратегического бомбардировщика, (сконструированного И.И. Сикорским и принятым на вооружение в русской императорской армии) [16]. Патриотическое движение «Бессмертный полк» является самым многочисленным подтверждением сопричастности к истории всего населения нашей страны, принимают участие в данной акции жители от мала до велика. Еще одним проектом, который можно привести в пример является «Народный архив Первой мировой», который представляет собой электронную базу данных, позволяющую всем заинтересованным внести информацию о родственниках - участниках военных действий, находящихся у него в личном архиве, в рамках реализации данного проекта было установлено 1150 мемориальных досок героям Советского Союза и России на школах, где они учились [17]. Мемориальные доски всегда находятся в поле зрения учащихся школы, и тем самым информируя о том, что герой учился в той же школе, в тех же стенах, приближая его героический образ к современной жизни молодёжи. Следующим направлением развития патриотизма могут выступать военно-исторические реконструкторские фестивали, позволяющие участникам и зрителям дотронуться к истории, которая буквально проникает потом в кровь.
Еще недавно, молодежь в преддверии Дня Победы говорили: «А ничего интересного, опять демонстрация будет», сегодня - они все как один готовятся заранее, чтобы пройти в колонне Бессмертного полка, численность которого в Приморье, равно как и по всей стране неимоверно растет с каждый годом. Ещё одна масштабная акция - это «Вахта памяти», цель которой почтить память погибших в годы ВОВ. Впервые молодёжные парламентарии запустили её в 2015 году на территории Владивостока, а уже в 2017 году свыше 1000 детей и молодежи разных возрастов и национальностей с 6 по 8 мая практически круглосуточно несли «Вахту памяти» в разных муниципальных образованиях Приморья. Это говорит о том, что сегодня наравне с традиционными способами, такими как встречи с ветеранами и оказание адресной помощи, работа по сохранению и популяризации объектов культурного наследия и т. д. 394
необходимо активно использовать современные подходы к организации патриотического воспитания. Они широко представлены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [18]. Отдельное внимание необходимо уделить информационной работе, в том числе в сети Интернет. Так, системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания в программе предусматривается «обновление баз данных, мониторинг интернет-сайтов и блогосферы, информационно-аналитических материалов патриотической направленности в электронном пространстве, а также развитие электронных и печатных средств массовой информации, специализирующихся на патриотической тематике». Кроме того, использование современных информационных технологий также указано в другом направлении госпрограммы, направленной на формирование позитивной мотивации к прохождению военной службы у молодёжи, а именно - «создание военно-патриотических игр и медиапрограмм, активное использование возможностей «Интернета» для работы с молодёжной аудиторией». Важным свойством открытой информационной среды является ее интерактивность (наличие обратной связи, фактора «свободного выбора информационной траектории»), которое зачастую создает иллюзию «объективности» информации, полученной от различных источников информации у подростков и молодежи. Поэтому они сегодня сидят в социальных сетях и пространствах Ютуба. Говоря о формировании детского патриотического сознания, весьма существенным является и то, что эти средства коммуникации при всей их важности лишь частично затрагивают процесс патриотического воспитания и формирования ценностных ориентаций, который начинается задолго до «посещения» открытого информационного пространства и продолжается после него. Так, согласно утвержденной правительством Концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 года [19], решение задачи по повышению ценности семейного образа жизни, сохранению духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании включает в себя и внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Следуя этому пониманию, сегодня необходимо создавать моду на знание истории своей страны, делать это молодежным трендом. В данном направлении, одним из крупнейших проектов патриотической направленности, реализуемых молодежным парламентским движением России в том числе и в Интернет-пространстве, является Федеральный проект Молодежного парламента при Государственной Думе Российской Федерации «Каждый день горжусь Россией» [20], включающий в себя пока две международные акции «Тест по истории Отечества» и «Тест по истории Великой Отечественной Войны». В настоящее время, это самые массовые патриотические акции, которые проводятся по инициативе Молодежной парламентской ассамблеи при Законодательном Собрании Приморского края на территории региона. Так, в апреле 2017 года, свои знания по истории Великой Отечественной войны проверили 8295 человек из 16 муниципальных районов и 12 городов Приморья. Наибольшее число участников было отмечено в Артёме (1050 человек) и Уссурийске (820), а также Всероссийском детском центре «Океан» (около 900). Тест можно было пройти в онлайн режиме в помощью любого гаджета, имеющего доступ в интернет. В общем, молодые парламентарии Приморского края стараются не отставать от современных тенденций и активно использовать существующие технологии для реализации молодежной политики, в том числе в вопросах патриотического воспитания. Переходя к сути участия молодых лидеров в формировании основ патриотического воспитания, отметим, что молодые парламентарии и молодые депутаты в отличие от другой молодежи, имеют
политические науки
Фардзинова Зарина Арсеновна УЧАСТИЕ ЛИДЕРОВ ...
возможность напрямую влиять на создание и изменения законодательной базы в данной сфере. Совет молодых депутатов и молодежный парламент Приморского края как консультативно-совещательные структуры не имеют права законодательной инициативы, поэтому разработанные проекты законов направляются ими в профильные комитеты Законодательного Собрания Приморского края [21].
Результаты исследования нашли своё отражение в законотворческой инициативе, с которой Совет выступил в конце 2017 года. Так, предлагается внести изменения в 816 краевой закон «О патриотическом воспитании в Приморском крае» [22]. Статья 3 настоящего закона «под целями патриотического воспитания...» дублирует формулировку государственной программы Российской Федерации о целях государственной политики в сфере патриотического воспитания, что на наш взгляд является не совсем корректным, потому как патриотическое воспитание и цель его всё-таки должна быть адресной, а результат его ощутимым для каждого индивида. Считаем, что формулировка «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу России и Приморского края» действительно больше относится к целям государственной политики, в то время как целью реализации патриотического воспитания должно быть, например: «развитие социальной активности, повышение гражданской ответственности и готовности граждан к защите Родины», или «формирование у граждан заинтересованности в развитии Приморского края, гордости за свою родину» и т. д. Статья 5 к полномочиям администрации Приморского края относит утверждение государственных программ и контроль за их исполнением, без упоминания о том, что и реализация этих программ также входит в полномочия исполнительного органа. Также не предусмотрено принятие Плана мероприятий, который собственно утвержден распоряжением администрации Приморского края в декабре 2016 года. Не оправданно, и даже путает, отдельно вынесенная статья 6 под названием «Полномочия органов исполнительной власти Приморского края в сфере патриотического воспитания». Понятней было бы, на наш взгляд, обозначить единые полномочия администрации края и уже внутренним нормативным правовым актом распределить обязанности в этой сфере, тем более, что путаница и в некоторых пунктах внутри самой 6 статьи, где расписываются полномочия органов исполнительной власти и полномочия уполномоченного органа власти в сфере патриотического воспитания. Вместо того, чтобы расписывать детально кто перед кем отчитывается, в полномочиях необходимо уделить больше внимание на направления патриотической деятельности, особенно на работу с допризывной молодёжью и взаимодействием с казачьими объединениями..
Также, в целях повышения эффективности деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения предлагается рекомендовать:
1) органам государственной власти Приморского края:
- активизировать проектную работу по военно-патриотическому воспитанию граждан посредством возрождения практики шефства воинских объединений над образовательными учреждениями, с привлечением к этим целям военнослужащих, проходящих службу по контракту, военнослужащих уволенных в запас, ветеранов военной службы;
- создать региональный постоянно действующий единый орган координации и методического обеспечения деятельности органов исполнительной власти муниципальных образований Приморского края и других субъектов патриотического воспитания в сферах граж-данско-патриотического и военно-патриотического воспитания;
- проработать комплекс дополнительных мер по поддержке создания и распространения теле- и радиопро-
грамм и передач, интернет-ресурсов, художественных и документальных фильмов и видеосюжетов, социальной рекламы, музыкальных и других произведений, способствующих духовно-нравственному воспитанию и формированию патриотического сознания молодежи;
- разработать и внедрить единые методические рекомендации, обеспечивающие развитие воспитательной компоненты в общеобразовательной школе с учетом задач военно-патриотической и гражданско-патриотиче-ской работы;
- распространить практику проведения региональных конкурсов на создание видеороликов, компьютерных игр и мобильных приложений, популяризирующих любовь к Отечеству, героизм и мужественные, высоконравственные поступки молодых современников.
2) органам местного самоуправления Приморского края:
- предусматривать в муниципальных программах средства на мероприятия по военно-патриотической работе с учетом дифференцированного подхода к различным категориям молодёжи: детьми - дошкольниками, детьми - младшими школьниками, юношами и девушками-старшеклассниками, учащейся и работающей молодёжью, детьми и молодёжью девиантного поведения, детьми эмигрантов и т. д.;
- оказывать на постоянной основе содействие во взаимодействии образовательных организаций с ветеранскими организациями и воинскими частями, военными образовательными организациями и правоохранительными органами в целях осуществления патриотического воспитания обучающихся;
- содействовать сохранению и развитию военно-исторических, краеведческих музеев и комнат боевой славы, поддерживать деятельность поисковых отрядов.
Вышеуказанные рекомендации были разработаны на основе специфики работы с молодежью на территории муниципалитетов Приморского края, с учетом существующего положительного опыта других регионов и легли в основу проекта закона «О внесении изменений в Закон Приморского края «О патриотическом воспитании в Приморском крае».
Таким образом, с учётом вышеизложенных проблем и специфики современного общества, именно молодые лидеры общественного мнения и молодежные общественно-политические объединения являются особым по значению институтом формирования патриотических настроений в обществе и воспитанию патриотизма в детях и молодежи. Как продукт самой молодежной среды, молодежные парламентские структуры муниципального, регионального и федерального уровней, являются уникальным инструментом политической социализации молодежи и могут быть успешно встроены в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере молодежной политики. Молодые лидеры общественного мнения могут выступать как в качестве субъекта, так и объекта патриотической воспитательной работы, что является стратегической перспективой для использования их потенциала в процессах совершенствования социальной политики в области патриотического воспитания на муниципальном уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Наумов С.Ю., Чернышкина Н.Я. Гражданское и патриотическое воспитание. - Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина. 2007.
2. Колесников К.Ю. Особенности политики патриотического воспитания граждан России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com.
3. Ахаледиани Н.Р. Государственная политика патриотического воспитания молодежи в современной России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.dissercat.com.
4. Семенова Н.Е. Воспитание патриотизма учащихся средней общеобразовательной школы средствами до-
Fardzinova Zarina Arsenovna PARTICIPATION OF PUBLIC ..
political sciences
полнительного образования. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.dissercat.com.
5. Коробанов В.А. Патриотическое воспитание молодежи в условиях политической трансформации российского общества. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com.
6. Пронина М.А. Правовая культура и идеи патриотизма в современной России: теоретико-правовое исследование. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.dissercat.com.
7. Абрамов А.В. Современный российский патриотизм: каков он? // Электронный журнал «Вестник МГОУ» / www.evestnik-mgou.ru. - 2013. - № 4. С. 1-13.
8. Беджанов М.Б. Патриотизму альтернативы нет. Майкоп: Адыгея, 2004.
9. Шаповалов В.Ф. Российский патриотизм и российский антипатриотизм // Общественные науки и современность. 2008. № 1. С. 124-132.
10. Встреча В.В. Путина с активом Клуба лидеров, 03.02.2016г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/51263.
11. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/.
12. Пахалюк К. Патриотическое воспитание: опыт дискурсивного анализа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2016/01/23/patriotich-eskoe_vospitanie_opyt_diskursivnogo_analiza/.
13. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.
14. Дальневосточный косплей-фестиваль Animate It! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://prima-media.ru/news/587367/.
15. Официальный сайт Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minvr.ru/.
16. Российское военно-историческое общество -РВИО. «Илья Муромец». Летающая крепость 1914 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=b2kLzFpkdDA.
17. Народный архив документов первой мировой войны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pom-nimvseh.histrf.ru/
18. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 13.10.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_192149/.
19. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_167897/.
20. Проект молодежного парламента при Государственной Думе РФ «Каждый день горжусь Россией» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--c1abr0a.xn--p1ai/.
21. Официальный сайт Законодательного Собрания Приморского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zspk.gov.ru/molpolit/.
22. О патриотическом воспитании в Приморском крае: Закон Приморского края от 11.05.2016 № 816-КЗ (ред. от 09.10.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/44702763/.
Статья поступила в редакцию 23.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018