Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РФ В СОУПРАВЛЕНИИ ТЕРРИТОРИЯМИ ТРАДИЦИОННОГО ПРОЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РФ '

УЧАСТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РФ В СОУПРАВЛЕНИИ ТЕРРИТОРИЯМИ ТРАДИЦИОННОГО ПРОЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
многонациональный народ / коренные малочисленные народы / этнологическая экспертиза / народовластие / демократия / multinational people / indigenous peoples / ethnological expertise / democracy / democracy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Докторова Александра Трофимовна, Степанова Альбина Афанасьевна

Особое место среди коллективных субъектов занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, чьи права на природные ресурсы гарантированы Конституцией и законами. Промышленное освоение территорий влияет на образ жизни коренных малочисленных народов Севера, что не только требует активной государственной поддержки, но и повышает значимость их активного участия самого народа в решении вопросов, связанных с промышленным освоением территории их проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Докторова Александра Трофимовна, Степанова Альбина Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation in the co-management of territories of traditional residence in the conditions of industrial development of the Arctic territories of the Russian Federation

A special place among collective subjects is occupied by the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation, whose rights to natural resources are guaranteed by the Constitution and laws. Industrial development of territories affects the way of life of indigenous peoples of the North, which not only requires active government support, but also increases the importance of their active participation of the people themselves in resolving issues related to the industrial development of the territory of their residence.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РФ В СОУПРАВЛЕНИИ ТЕРРИТОРИЯМИ ТРАДИЦИОННОГО ПРОЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РФ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11_198

УЧАСТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РФ В СОУПРАВЛЕНИИ ТЕРРИТОРИЯМИ ТРАДИЦИОННОГО ПРОЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РФ Participation of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation in the co-management of territories of traditional residence in the conditions of industrial development of the Arctic territories of the Russian Federation

ДОКТОРОВА Александра Трофимовна,

старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, 58. E-mail: Sdoktorova85@mail.ru;

СТЕПАНОВА Альбина Афанасьевна,

кандидат юридических наук, доцент,

заведующая кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, 58. E-mail:Sdoktorova85@mail.ru;

DOKTOROVA Alexandra Trofimovna,

Senior Lecturer at the Department of Constitutional and Municipal Law, Faculty of Law Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov. 677000, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, ul. Belinsky, 58. E-mail: Sdoktorova85@mail.ru ;

STEPANOVA Albina Afanasyevna,

Candidate of Law, Associate Professor,

Head of the Department of Constitutional and Municipal Law, Faculty of Law Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov. 677000, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, ul. Belinsky, 58. E-mail:Sdoktorova85@mail.ru

Краткая аннотация: Особое место среди коллективных субъектов занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, чьи права на природные ресурсы гарантированы Конституцией и законами. Промышленное освоение территорий влияет на образ жизни коренных малочисленных народов Севера, что не только требует активной государственной поддержки, но и повышает значимость их активного участия самого народа в решении вопросов, связанных с промышленным освоением территории их проживания.

Abstract: A special place among collective subjects is occupied by the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation, whose rights to natural resources are guaranteed by the Constitution and laws. Industrial development of territories affects the way of life of indigenous peoples of the North, which not only requires active government support, but also increases the importance of their active participation of the people themselves in resolving issues related to the industrial development of the territory of their residence.

Ключевые слова: многонациональный народ, коренные малочисленные народы, этнологическая экспертиза, народовластие, демократия.

Keywords: multinational people, indigenous peoples, ethnological expertise, democracy, democracy.

Для цитирования: Докторова А. Т., Степанова А.А. Участие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в соуправлении территориями традиционного проживания в условиях промышленного освоения арктических территорий РФ // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 198-200. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_198.

For citation: Doktorova A. T., Stepanova A.A. Participation of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation in the co-management of territories of traditional residence in the conditions of industrial development of the Arctic territories of the Russian Federation //Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 198-200. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_198.

Статья поступила в редакцию: 22.10.2023

Характеристике субъектов народовластия в науке конституционного права России уделяется постоянное внимание. При этом основным объектом изучения выступает «многонациональный народ Российской Федерации» как первичный субъект, учреждающий государство. В то же время круг субъектов властеотношений многонациональным народом не исчерпывается, в этом качестве могут выступать и «народы Российской Федерации», в том числе народы, проживающие на территории субъектов РФ, «население», «национальные меньшинства», «коренные малочисленные народы»1.

Особое место среди коллективных субъектов занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее КМНС) чьи коллективные права на природные ресурсы гарантированы Конституцией и законами. В связи расширением промышленного освоения арктических территорий РФ вопросы сохранения и защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов вызывают беспокойство. Промышленное освоение территорий в значительной мере негативно влияет на

1 Более подробно об этом: А. Т . Докторова. Народ и население как субъекты властеотношений // Конституционное и муниципальное право. № 4, 2018. С. 3-6.

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

образ жизни коренных малочисленных народов Севера, что, с одной стороны, требует расширения государственной поддержки указанной части населения, с другой, повышает значимость их активного участия в решении вопросов, связанных с промышленным освоением территории их проживания.

Как отмечают исследователи Российская Федерация находится в процессе разработки собственных подходов к вопросам реализации прав коренных народов в условиях активного освоения их традиционных территорий с учетом необходимости соблюдения как международных принципов и норм, так и российского исторического опыта и социально-экономических реалий1. При этом другие полагают, что отношение к институту традиционного природопользования и его материального воплощения свидетельствует об игнорировании органами исполнительной власти обязанности совершенствования законодательства, подменяя ее купированием правовых гарантий. Последнее создает благоприятную основу для широкого круга рисков, начиная от изъятий земель из состава территорий традиционного природопользвания в пользу промышленных организаций и заканчивая системным разрушением целых этнических сообществ2.

Г.Н. Чеботарев отмечает, что в последние годы во многих северных странах развивается такая форма взаимодействия между государством и коренными малочисленными народами, как соуправление территориями традиционного проживания и хозяйственной деятельности. Соуправление — это партнерство между двумя или более сторонами, одна из которых обычно является государством3.

В РФ правовое регулирование в этой сфере осуществляется фрагментарно, тем не менее, предусмотрены следующие формы участия КМНС в соуправлении территориями проживания:

1) привлечение уполномоченных представителей малочисленных народов Севера к участию в проведении общественных экологических и этнологических экспертиз при разработке государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, при этом это установлено как право органов государ-

4

ственной власти .

2) проведение консультаций с малочисленными народами Севера до начала реализации проектов промышленного освоения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

3) развитие форм партнерства представителей малочисленных народов Севера, органов публичной власти, промышленных компаний, привлечением представителей малочисленных народов Севера к участию в охране объектов животного и растительного мира в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4) поддержку развития территориального общественного самоуправления и общинных форм самоуправления малочисленных народов

Севера5.

Следует отметить, что некоторые субъекты РФ предусматривают участие коренных народов в соуправлении своими территориями:

1) В Ханты-Мансийском автономном округе для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, непосредственно за-

трагивающих права и интересы коренных малочисленных народов Севера, Думой образуется Ассамблея коренных малочисленных народов Севера.6 В Сахалинской областной Думе учреждена должность представителя коренных малочисленных народов Севера7, в Хабаровском крае -уполномоченный представитель коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ8. В Чукотском автономном округе проекты законов, непосредственно затрагивающие права и интересы коренных малочисленных народов Севера, принимаются Думой автономного округа при участии в их рассмотрении Чукотской региональной общественной организации "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"9. В некоторых субъектах учреждена должность Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера10

Действуют коллегиально-совещательные органы по вопросам устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера РС (Я) - Совет представителей коренных малочисленных народов Севера при Главе Республики Саха (Якутия), Совет по развитию языков в Республике Саха (Якутия) при Главе Республики Саха (Якутия), Ассамблея депутатов - представителей коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), Координационный Совет Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), Экспертная комис-

1 Природа и коренное население Арктики под влиянием изменения климата и индустриального освоения: Мурманская область / под ред. Е. А. Боровичёва и Н. В. Вронского. Москва: Изд. Дом «Графит». 2020. С.80, 86.

2 Гоголев П.В., Маякунов А.Э. Земля как категория конституционно-правовой политики и общественного дискурса в контексте традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 10. С. 13 - 19.

3 Чеботарев Г.Н., Гладун Е.Ф. Соуправление коренных малочисленных народов Севера арктическими территориями в период их промышленного освоения // Журнал российского права, №5, 2015. С.49.

Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.05.1999, N 18, ст. 2208

5 Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» 132-р 04 февраля 2009 // Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 16.02.2009, ст.876

6 Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 76-оз «О Думе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (с изменениями на 27 мая 2022 года) 19 ноября 2001 // "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа", 17.11.2001, N 10, ст. 1235.

7 Закон Сахалинской области «О представителе коренных малочисленных народов Севера при Сахалинской областной Думе» (с изменениями на 8 июля 2021 года) 31 декабря 2003 463 // "Губернские ведомости", N 2(1938), 08.01.2004.

Закон Хабаровского края «Об уполномоченном представителе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Хабаровском крае» (с изменениями на 24 октября 2018 года) 27 ноября 2001 №351 // Сборник нормативных правовых актов Законодательной Думы Хабаровского края № 11 -2001 г. (Ч.1), опубликован 20.12.01.

9 Устав Чукотского автономного округа (с изменениями на 27 марта 2023 года) 28 ноября 1997 №26-ОЗ "Ведомости", N 5, 19.12.1997 // "Сборник законов Чукотского автономного округа, вступивших в действие в 1997 году", 1999.

10 Закон РС (Я) «Об Уполномоченном по Правам коренных малочисленных народов Севера В Республике Саха (Якутия)» (с изменениями на: 03.07.2018) 1220-З N 1327-IV //"Якутские ведомости", N 46, 13.07.2013; Закон Камчатского края «Об Уполномоченном по правам коренных малочисленных народов в Спецвыпуск N 3, 20.12.2013; Уставный закон Красноярского края «Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае» (с изменениями на 10 ноября 2022 года) от 16 июня 2016 №10-4679 // "Наш Красноярский край", N 48, 06.07.2016.

сия этнологической экспертизы.

2) Отдельного внимания заслуживает вопросы участия в этнологической экспертизе коренных народов. В соответствии с п.6

ч.1 ст. 8 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов имеют право участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

Республика Саха (Якутия) - единственный субъект Российской Федерации, где в целях защиты исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) реализуется региональный закон "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" 1.

По состоянию на июнь 2023 г. в Республике Саха (Якутия) проведено 48 этнологических экспертиз, положительные заключения которых утверждены в виде распоряжений Правительства Республики Саха (Якутия). Общая стоимость оцененных убытков - 1.070.401.730 рб.2.

В этой связи определённый интерес представляют результаты этнологической экспертизы, связанной со строительством атомной станции в Усть-Янском улусе (районе) РС (Я)»3. Комиссией принято положительное заключение с рекомендацией проведения схода жителей по вопросу изъятия земельных участков. При этом имеется обращение группы депутатов МР «Усть-Янский улус (район)» в Конституционный Совет РС (Я) по вопросам, связанным со строительством атомной станции и гарантий экологической безопасности4.

Этнологическую экспертизу можно рассматривать только как часть взаимодействия КМНС и хозяйствующих субъектов, но в основном в экспертизе даются данные по расчету ущерба и заказчиком экспертизы выступает сам хозяйствующий субъект. Что касается методики возмещения убытков, причинённых коренному населению Севера в результате ущерба их исконной среде обитания, то она отдельно регулируется Правительством РФ5. Установлено, что возмещение убытков осуществляется на основании соглашений о возмещении убытков, заключаемых хозяйствующими субъектами и советами представителей малочисленных народов, созданными на общественных началах. При этом проект соглашения подлежит общественному обсуждению, но обязательного учета поступивших в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений к проекту соглашения стороны Постановление не предусматривает.

2) Ответственность органов публичной власти не предусмотрена, но, к примеру, нарушение законодательства РС (Я) об этно-

логической экспертизе влечет за собой только административную ответственность хозяйствующих субъектов (4.8 и 4.9 Кодекса РС (Я) об административных правонарушениях РС (Я)6.

Библиография:

1. Докторова А. Т. Народ и население как субъекты властеотношений // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 4. С. 3-6.

2. Гоголев П.В., Маякунов А.Э. Земля как категория конституционно-правовой политики и общественного дискурса в контексте традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 10. С. 13 - 19.

3. Природа и коренное население Арктики под влиянием изменения климата и индустриального освоения: Мурманская область / Под ред. Е. А. Боровичёва и Н. В. Вронского. М.: Изд. Дом «Графит». 2020. С. 80, 86.

4. Чеботарев Г.Н., Гладун Е.Ф. Соуправление коренных малочисленных народов Севера арктическими территориями в период их промышленного освоения // Журнал российского права. 2015. № 5. С. 49.

References:

1. Doktorova A. T. The people and the population as subjects of power relations // Constitutional and municipal law. 2018. No. 4. pp. 3-6.

2. Gogolev P.V., Mayakunov A.E. Land as a category of constitutional and legal policy and public discourse in the context of traditional natural resource management of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East // State power and local self-government. 2017. No. 10. pp. 13-19.

3. Nature and the indigenous population of the Arctic under the influence of climate change and industrial development: Murmansk region / Ed. by E. A. Borovicheva and N. V. Vronsky, M.: Ed. The Graphite house. 2020. pp. 80, 86.

4. Chebotarev G.N., Gladun E.F. Self-government of indigenous small-numbered peoples of the North by Arctic territories during their industrial development // Journal of Russian Law. 2015. No. 5. p. 49.

1 Закон Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З N 537-1У (ред. от 23.03.2023) "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" // "Якутские ведомости", N 30, 12.05.2010; Постановление Правительства РС(Я) от 18.07.2022 N 431 (ред. от 28.02.2023) "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.07.2022.

2 Официальный сайт Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия). [Электронный ресурс] https://arktika.sakha.gov.ru/_etnologicheskaja-eks... (дата обращения 13.06.2023)

3 Распоряжение Правительства РС (Я) от 12.02.2023 г. №9-р «Об утверждении положительного заключения Экспертной комиссии на материалы по оценке воздействия на этнологическую среду в местах традиционного проживания и традиционного природопользования КМНС в составе проектной документации «Сооружение атомной станции малой мощности на базе реакторной установки РИТМ-200Н мощностью не менее 55 МВт в Усть-Янском улусе (районе) РС (Я)»

4 Обращение группы депутатов районного совета депутатов Усть-Янского района [Электронный ресурс]:https://konsovet.sakha.gov.ru/dejatelnost/obraschenija/obraschenija-v-konstitutsionnyj-sovet-respubliki-saha-jakutija-o-dache-zakljuchenija-/obraschenija-i-zakljuchenija-2023-goda (дата обращения 13.06.2023)

5 Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1488 "Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков, причиненных коренным малочисленным народам Российской Федерации, объединениям коренных малочисленных народов Российской Федерации и лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Россий-

ской Федерации, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания коренных малочисленных народов Российской Федерации хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами""Собрание законодательства РФ", 28.09.2020, N 39, ст. 6065

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.