Научная статья на тему 'Участие кооперативных организаций в кинофикации Карелии в 1920-е го­ды'

Участие кооперативных организаций в кинофикации Карелии в 1920-е го­ды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кооперация / кооперативные общества и союзы / кино / кинематограф / кинофикация / кинопередвижки / кинообслуживание / cooperation / cooperative societies and unions / cinema / cinematography / cinefication / mobile cinemas / film services

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дианова Елена Васильевна

Освещается роль кооперативных союзов в кинофикации Карелии в 1920-е годы, место потребкооперации в данном процессе. Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью этой темы. Научная новизна статьи состоит в том, что здесь впервые рассматривается участие кооперативных объединений в организации киносеансов в городах и селах Карелии в 1920-е годы. Цель исследования – рассмотреть работу кооперативных организаций Карелии по продвижению кино в низовые общества потребителей в указанный период. Для этого необходимо выявить состояние кооперативной киносети на местах, основные показатели ее развития в период первой пятилетки, условия работы киномехаников в сельской местности и вопросы их профессиональной подготовки. На основе архивных документов в ходе исследования выяснилось, что в первой половине 1920-х годов для обслуживания сельской местности руководство Наркомпроса Карелии стремилось увеличить количество кинопередвижек за счет финансовой помощи кооперативов. Правление Каронегсоюза выражало заинтересованность в деле приобретения передвижных киноустановок. Концентрация средств, выделяемых на культработу низовыми обществами потребителей, способствовала покупке новых кинопроекторов, что позволило проводить киносеансы на периферии Каронегсоюза. Кооперативные союзы принимали участие в кинообслуживании крестьян, рыбаков, лесозаготовителей. Кинокартины о кооперации способствовали индоктринации кооперативных идей. Активное участие в кооперативной агитации и пропаганде принимали киномеханики Каронегсоюза. Значение киноработы кооперативных союзов Карелии заключается в том, что она содействовала знакомству людей с культурными инновациями и техническим изобретением – кинематографом, развитию их интереса к искусству кино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of cooperative organizations in cinefication of Karelia in the 1920s

The article highlights the role of cooperative unions in the cinefication of the region in the 1920s, and examines the place of consumer cooperatives in this process. The relevance of the topic is determined by the lack of studies on this issue. The scientific novelty of the article lies in the fact that the participation of cooperative associations in organizing film shows in the cities and villages of Karelia in the 1920s is considered for the first time. The purpose and objectives of the publication are to consider the work of cooperative organizations in Karelia to “promote” cinema to grassroots consumer societies in the 1920s, to identify the state of the local cooperative cinema network, to outline the main indicators of its development during the first five-year plan, to determine the working conditions of projectionists in rural areas, and to highlight issues of training for the cooperative cinema network. Based on archival documents, the study revealed that in the first half of the 1920s, in order to serve rural areas, the leadership of the People’s Commissariat for Education of Karelia sought to increase the number of film exhibitions through financial assistance from cooperatives. The board of the Karelo-Prionezhsky Union of Consumer Cooperation (Karonegsoyuz) expressed interest in purchasing mobile cinema installations. The concentration of funds allocated for cultural work by grassroots consumer societies contributed to the purchase of new film projectors, which made it possible to hold film shows on the periphery of the Karonegsoyuz. Cooperative unions took part in film services for peasants, fishermen, and loggers. Films about cooperation contributed to the indoctrination of cooperative ideas. Projectionists from the Karonegsoyuz took an active part in cooperative agitation and propaganda. The significance of the film work of the cooperative unions of Karelia lies in the fact that it contributed to raising people’s awareness about various cultural innovations and the mere concept of cinema, a great technical invention of the time, and encouraged their interest in cinema as an art form.

Текст научной работы на тему «Участие кооперативных организаций в кинофикации Карелии в 1920-е го­ды»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Proceedings of Petrozavodsk State University

Т. 46, № 2. С. 25-37 2024

Научная статья Отечественная история

DOI: 10.15393/uchz.art.2024.1005

EDN: TCPPTW

УДК 791(470+571)

ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ДИАНОВА

доктор исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Института истории, политических и социальных наук

Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) elena-dianowa@yandex. ru

УЧАСТИЕ КООПЕРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КИНОФИКАЦИИ КАРЕЛИИ В 1920-е ГОДЫ

Аннотация. Освещается роль кооперативных союзов в кинофикации Карелии в 1920-е годы, место потребкооперации в данном процессе. Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью этой темы. Научная новизна статьи состоит в том, что здесь впервые рассматривается участие кооперативных объединений в организации киносеансов в городах и селах Карелии в 1920-е годы. Цель исследования - рассмотреть работу кооперативных организаций Карелии по продвижению кино в низовые общества потребителей в указанный период. Для этого необходимо выявить состояние кооперативной киносети на местах, основные показатели ее развития в период первой пятилетки, условия работы киномехаников в сельской местности и вопросы их профессиональной подготовки. На основе архивных документов в ходе исследования выяснилось, что в первой половине 1920-х годов для обслуживания сельской местности руководство Наркомпроса Карелии стремилось увеличить количество кинопередвижек за счет финансовой помощи кооперативов. Правление Каронегсоюза выражало заинтересованность в деле приобретения передвижных киноустановок. Концентрация средств, выделяемых на культработу низовыми обществами потребителей, способствовала покупке новых кинопроекторов, что позволило проводить киносеансы на периферии Каронегсоюза. Кооперативные союзы принимали участие в кинообслуживании крестьян, рыбаков, лесозаготовителей. Кинокартины о кооперации способствовали индоктринации кооперативных идей. Активное участие в кооперативной агитации и пропаганде принимали киномеханики Каронегсоюза. Значение киноработы кооперативных союзов Карелии заключается в том, что она содействовала знакомству людей с культурными инновациями и техническим изобретением - кинематографом, развитию их интереса к искусству кино.

Ключевые слова: кооперация, кооперативные общества и союзы, кино, кинематограф, кинофикация, кинопередвижки, кинообслуживание

Для цитирования: Дианова Е. В. Участие кооперативных организаций в кинофикации Карелии в 1920-е годы // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2024. Т. 46, № 2. С. 25-37. Б01: 10.15393/ uchz.art.2024.1005

ВВЕДЕНИЕ

В условиях визуального поворота в исторических исследованиях большое внимание уделяется кинематографу, не только собственно киноискусству и его истории, но и киноиндустрии как отрасли экономики, производящей кинофильмы и демонстрирующей их для зрителей. В современной научной литературе нашла отражение история отечественного кино [3], [8], [11], [18], в том числе становление и развитие советской системы кинопроизводства [1], деятельность различных кинематографических организаций [19], зрительские предпочтения 1920-х годов [21]. В советский период кинематограф выступал

как инструмент пропаганды большевистской идеологии, художественного и политического воспитания [13], что определяло влияние кино на социокультурный облик крестьянства [17].

Исследователи освещают развитие кинодела в 1920-1930-е годы в разных регионах страны: в городах Дальнего Востока РСФСР [15], в Мордовии [12], на территории Среднего Поволжья [16], в Брянской, Смоленской, Гомельской [14], Пензенской губерниях [4], Тюменском крае [5]. В список региональной литературы о кинофикации Карелии входят обобщающие труды по истории культуры края, отдельные монографии и статьи А. И. Афанасьевой [2], А. А. Иванова [10],

© Дианова Е. В., 2024

С. Н. Филимончик [20]. В год российского кино (2016) Отдел краеведческой литературы и библиографии Национальной библиотеки Республики Карелия подготовил указатель литературы «Из истории кинематографа в Карелии» [9].

Ряд публикаций посвящен участию кооперативных организаций в кинофикации сельской местности в 1920-е годы в целом по всей стране [6] и в отдельных северных губерниях [7]. В рамках данной темы весьма перспективным является изучение деятельности и других кооперативных союзов Европейского Севера по приобретению киноаппаратов и устройству киносеансов.

Цель статьи состоит в том, чтобы осветить работу кооперативных организаций Карелии по дистрибуции фильмов на периферию в низовые общества потребителей. Для достижения этой цели необходимо выявить состояние кооперативной киносети Карелии в 1920-е годы и планы ее развития в период первой пятилетки; изучить практику кинообслуживания кооперированного населения (крестьян, рыбаков и лесозаготовителей); осветить некоторые вопросы подготовки киномехаников для кооперативной киносети и особенности их работы в сельской местности.

Актуальность данной темы заключается в том, что процесс кинофикации Карелии в 1920- е годы изучен недостаточно полно, в то время как исследования в области истории кино и историчности кинематографа являются востребованным направлением в изучении визуальных исторических источников. Научная новизна статьи состоит в том, что впервые рассматривается участие кооперативных объединений в организации киносеансов в городах и селах Карелии в 1920-е годы. Киноработа карельской кооперации, так или иначе способствовавшая трансформации традиционной культуры сельского социума, представлена с позиций социокультурной динамики. В 1920-е годы происходят изменения, с одной стороны, связанные с радикальной сменой социально-политического строя, с другой -с культурными инновациями и техническими изобретениями (кино, радио), используемыми для организации досуга и внедрения в массовое сознание новых идеологических установок, в том числе индоктринации кооперативных идей.

В качестве источниковой базы используется сборник документов «Кино: организация управления и власть. 1917-1938 годы»1, в него включены документы I Всесоюзного совещания по киноделу (1924) и Всесоюзного партийного совещания по кинематографии (1928), определившие место кооперативных объединений в кинофикации страны.

В 1920-е годы печатались справочные материалы об устройстве кооперативных передвижек, подборе фильмов для деревенского проката, подготовке киномехаников для кооперативной киносети2. Всероссийские и областные союзы кооперативов видели в кино мощное средство кооперативной агитации и пропаганды, о чем сообщала кооперативная печать, в частности «Информационный бюллетень Центросоюза». С признанием потребкооперации одной из самых крупных организаций в деле продвижения кино в деревню Центральный союз потребительской кооперации РСФСР и СССР (Центросоюз) стал проявлять заботу об увеличении количества сельских кинопередвижек и обучении киноработников для села. Кинофикация деревни входила в культурно-просветительную работу сельских потребительских обществ, что отразилось в подготовке печатных изданий3.

Большой объем фактического материала обнаружен в фондах кооперативных организаций, хранящихся в Национальном архиве Республики Карелия (НА РК). Это документы Карельского областного союза кооперативов (ф. Р-190), Карельского союза потребительской кооперации (ф. Р-509), Карельского рыбацкого промыслового союза (ф. Р-647), среди них отчеты потребительских обществ, протоколы культурно-просветительных отделов и комиссий, переписка об организации кинематографа. В фондах Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) АКССР (ф. Р-630), Рабоче-крестьянской инспекции (ф. Р-721) и Карельского областного комитета РКП(б) - ВКП(б) (ф. П-3) сохранились сведения о развитии киносети Карелии, отчеты о культурно-массовых мероприятиях кооперативных организаций, в том числе о работе кооперативных передвижек. Выявление единичных фактов, их систематизация и структурно-функциональный анализ позволили создать общее представление о киноработе кооперативных союзов, обществ и товариществ Карелии в 1920-е годы.

КИНОСЕТЬ КАРЕЛИИ И КООПЕРАЦИЯ

В первые десятилетия ХХ века в культурном пространстве столицы и провинции кинематограф занимал важное место. В Карелии в начале 1923 года состояние киносети в уездных городах и сельской местности оставляло желать лучше -го: киноаппараты находились только в Петрозаводске, причем один киноаппарат принадлежал Карельскому союзу кооперативов, второй -Карельскому политпросвету, который с марта 1923 года регулярно приглашал жителей города

в кино4.

На местах уездные политпросветы и органы народного образования обращались за помощью к кооперативным объединениям, которые соглашались принять участие в организации кинематографа в городских и рабочих клубах и Домах крестьянина. Так, 22 февраля 1923 года состоялось организационное собрание комиссии по оборудованию кинематографа в Кемском городском клубе, где присутствовали секретарь Карельского союза кооперативов (Карсоюза) Житло, представитель уездного отдела народного образования (УОНО) Диев и завклубом Крылов. Материальные расходы по устройству кинематографа были распределены следующим образом: Кемское отделение Карсоюза - 55 %, УОНО -30 %, уездный клуб - 15 %. Затраченные средства погашались за счет эксплуатации кинематографа. Административно-хозяйственная часть находилась в ведении заведующего Кемской конторой Карсоюза, где и концентрировались все средства. После окончательного оборудования кинематографа «как в идейном, так и в административно-хозяйственном отношении» он переходил в собственность и ведение уездной коллегии клуба, куда входили представители УОНО и конторы Карсоюза5. Таким образом, к концу 1923 года в Карелии имелось три киноаппарата, два из которых принадлежали потребкооперации.

Малое количество киноаппаратов, имевшихся в распоряжении политпросветов и других учреждений, не могло обеспечить киносеансами все население, прежде всего проживающее в сельской местности. На I Всесоюзном совещании по киноделу (1924) говорилось о том, что пока еще «кино в СССР не находится в том положении, которого оно заслуживает». В кинофикации страны большую роль могла сыграть кооперация, поэтому следовало поощрять интерес кооперативных союзов к кино, приобретение ими кинопроекторов для вовлечения «широких масс населения (особенно крестьянских) в сферу воздействия важнейшего культурно-просветительного орудия» и «лучшего и наиболее мощного средства коммунистической пропаганды и агитации» - кинематографа6.

Государственные учреждения и общественные организации по мере своих возможностей прилагали усилия к увеличению числа киноустановок. В 1924/25 году в Карелии уже насчитывалось 18 киноустановок, из них три находились в Петрозаводске, где работали коммерческие кинотеатры «Триумф» и «Красная звездочка», кинотеатр Карельского политпросвета. Также киноустановки появились в рабочих клубах и на предприятиях: в Кондопоге на Кондострое

и в селе Суна на лесозаводе; в Олонецком уезде -в городе Олонце (аппарат принадлежал уездному политпросвету) и в Народном доме села Видлица; в Пудожском уезде - в городе Пудоже и поселке Шала на лесозаводе; в Кемском уезде - в селе Сорока на лесозаводе, в городе Кеми - в Кем-ском городском и железнодорожном клубах, на лесозаводе на острове Революции (бывший Попов остров, теперь - Рабочий остров); на лесозаводе на станции Ковда, в железнодорожном клубе на станции Кандалакша. Киноустановки находились в населенных пунктах Повенец, Па-даны, Ухта. На 1 октября 1925 года в Карелии (кроме Петрозаводска) имелось 15 киноустановок профессионального типа и 4 кинопередвижки (одна кооперативная), обслуживавшие четыре уезда, из них два пограничных. В 1925 году кинопередвижка Карело-Прионежского союза потребительской кооперации (Каронегсоюза) обслуживала 14 сельских потребительских обществ (сельпо) Петрозаводского уезда. В месяц она работала 16 дней, а в остальные дни «ввиду дальности расстояния и плохих дорог» находилась в разъездах, соответственно, киносеансы в деревнях не проводились7.

Руководство Наркомпроса Карелии собиралось организовать кинопередвижки во всех уездных центрах, в том числе в Пудоже, Кеми и Олонце. Кинофикацию карельской глубинки, где ни в одной сельской библиотеке, ни в одном кооперативе не было киноаппарата, работники Наркомпроса намеревались проводить при участии кооперативов. Они обратились в кооперативные организации - Карело-Прионежский союз потребительских обществ (Каронегсоюз) и Петрозаводский Центральный рабочий кооператив (ЦРК) с просьбой выделить 70 руб. в кинофонд для приобретения киноаппаратов8. В 1926/27 году в Карелии имелось уже 13 кинопередвижек, из них 8 принадлежали политпросвету, 5 - другим организациям, в том числе кооперативным9.

Средства, ассигнуемые сельскими потребительскими обществами на культурные цели, обыкновенно тратились на местах. На инструкторском совещании Каронегсоюза, проходившем 19-22 сентября 1926 года, сотрудники организационного отдела приняли решение о том, что необходимо все средства из культфондов потребительских обществ перечислять правлению союза. Концентрация средств на культмассовую работу позволит проводить ее «более организованным путем и в более широком масштабе». Для достижения этой цели предполагалось приобрести две кинопередвижки, «благодаря которым идеи кооперации могут быть продвинуты

в самые глухие отдаленные уголки Карелии». 21 февраля 1927 года участники инструкторского совещания при организационном отделе Кар-онегсоюза вновь признали желательным приобретение двух кинопередвижек и новых кооперативных фильмов. Когда наконец союзу удалось приобрести еще две кинопередвижки, с 5 июля 1927 года они сразу же были «направлены по низовой периферии»10.

Благодаря отчислениям в культфонды и концентрации средств состояние киносети Кар-онегсоюза постепенно улучшалось. В деревнях Карелии на 1 октября 1928 года имелись две стационарные киноустановки, в Каронегсоюзе -пять кинопередвижек. У первичных кооперативов своих передвижек не было, за исключением Керетского потребительского общества. В феврале 1929 года была пущена шестая кинопередвижка Каронегсоюза. Таким образом, в распоряжении потребкооперации Карелии имелось семь кинопередвижек и два стационарных кино-аппарата11.

С 15 сентября 1928 года по 1 апреля 1929 года кинопередвижки Каронегсоюза провели 264 киносеанса, из них 13 платных. Прокат кинофильмов обходился дорого, и в большинстве случаев кинопередвижки не окупали потраченных средств из-за бесплатных сеансов. Четыре с половиной месяца работы принесли убытки (3684 руб.), которые пришлось погасить из средств культфонда союза. В апреле 1929 года орготдел Каронегсоюза решил увеличить число платных сеансов (до 20-22)12.

В 1929 году кинопередвижки Каронегсоюза дали 408 киносеансов. Они обслужили 224 населенных пункта в пяти административных районах Карелии, 1755 зрителей в кинозалы были пропущены бесплатно, 16 960 - платно, всего - 18 715 человек. По 10 коп. кино посмотрел 751 человек, по 15 коп. - 846 человек, свыше 15 коп. - 364 человека13. В некоторых сельпо «бесплатных сеансов не было даже для бедноты, бесплатно пропускались только дети бедняков и красноармейцы-пограничники»14. Введение платы за посещение кино давало возможность перевести работу кооперативных передвижек на самоокупаемость и возместить все затраты по организации сеансов на периферии.

Всесоюзное партийное совещание по кинематографии (1928) в своих резолюциях определило место потребкооперации в проведении мероприятий по увеличению количества стационарных и передвижных киноустановок в сельской местности, а кинофикация деревни стала частью общей культурно-просветитель-

ной работы в деревне. Дальнейшая кинофикация сельской местности с участием потребительской кооперации предполагалась и в планах первой пятилетки. В планах Северо-Западного областного союза потребительских обществ к концу первой пятилетки необходимо было приобрести 320 кинопередвижек и 5 стационарных киноустановок для 745 потребительских обществ Северо-Западной области вместе с Карельской АССР и Мурманским краем. В АКССР планировалось довести количество кооперативных кинопередвижек в 1928/29 году - до 11, в 1929/30 году - до 18. Каронегсоюз предполагал увеличить число кинопередвижек до 15 штук в 1929/30 году. Однако убыточность проката и нерентабельная работа в сельской местности заставили руководство потребкооперации Карелии скорректировать планы кинофикации. В результате правление Каронегсоюза решило число передвижных киноаппаратов не увеличивать. В 1929/30 и 1930/31 годах в Каронегсо-юзе по-прежнему действовало только шесть кинопередвижек. В то же время некоторые крупные районные потребительские общества (рай-по), как, например, Кемское и Петровское, имели в своем распоряжении киноустановки15.

В июле 1928 года план кинофикации Карелии представило Северо-Западное отделение «Сов-кино». В основу разработки пятилетнего плана кинофикации АКССР положены статистические данные: площадь республики - 118 200 км2, количество населения - 269 734 человека, в том числе городского - 45 937, сельского - 223 797 человек, плотность населения - 1,89 человека на один квадратный километр. Учитывалось также состояние киносети республики. На 1 октября 1928 года в Карелии имелся 51 киноаппарат (30 в городах и 21 на селе), в среднем один аппарат приходился на территорию размером 2317 км2 По пятилетнему плану кинофикации Карелии в республике в 1933 году должно было быть уже 65 киноаппаратов (32 в городах и 33 на селе). При этом планировалось уменьшить размер площади до 1818 км2 на один киноаппарат, количество населения - с 5288 до 3340 человек. В целом вся киносеть должна была увеличиться на 27,5 %, при этом городская сеть - на 6,7 %, деревенская - на 57,1 %. В городах Карелии предполагалось увеличить число коммерческих и клубных установок. Если на 1 октября 1928 года там было 10 коммерческих и 20 клубных установок, то к 1933 году должно было быть 11 коммерческих и 21 клубная установка. Таким образом, количество городских киноаппаратов увеличивалось с 30 до 3216.

По первому пятилетнему плану предусматривалось поставлять на село киноаппараты каждый год. Если на 1 октября 1928 года в Карелии имелось

19 кинопередвижек, то в 1928/29 году должно было быть 21, в 1929/30 году - 23, в 1930/31 году -24, в 1931/32 году - 25, в 1932/33 году - 26. Из этого следует, что кинофикацию сельской местности Карелии предполагалось осуществить путем увеличения количества киноаппаратов. К 1933 году в карельских деревнях должно было быть уже 33 киноустановки (7 стационарных аппаратов и 26 кинопередвижек)17.

На приобретение оборудования для городской и сельской киносети Карелии в годы первой пятилетки требовалось 157 тыс. руб. В качестве основных источников финансирования предлагались средства, изыскиваемые по инициативе самого населения за счет самообложения граждан и создания кооперативных кинотовариществ и киноартелей. Среди источников финансирования назывались доходы, получаемые от коммерческих кинотеатров, ассигнования по местному бюджету и отчисления из культфондов кооперации и профсоюзов18.

В результате принятых мер киносеть Карелии значительно возросла. Так, если в 1929 году в городах, рабочих поселках и деревнях имелось 26 стационарных и 70 передвижных киноустановок, то в 1932 году - 58 и 131, в 1933 году -57 и 131 соответственно19. Данные говорят о высоких темпах кинофикации Карелии, в которой приняли участие кооперативные организации республики.

При развертывании киносети возникла потребность в увеличении штата работников, имевших навыки работы с киноаппаратами. В Карелии первая группа киномехаников (14 человек) для работы в деревне прошла обучение в 1927 году. В течение первой пятилетки число обученных работников передвижных и стационарных киноустановок должно было увеличиться в пять раз. Если в 1928 году было подготовлено

20 человек, то к 1933 году планировалось обучить 100 человек из всех районов республики. Для подготовки киномехаников деревенской сети требовалась 21 тыс. руб., которые намеревались взять у кооперативных и профессиональных союзов20.

Подготовка киномехаников для кооперативной сети осуществлялась в крупных городах под руководством Центросоюза. В апреле 1929 года в Ленинграде для киномехаников Северо-Западной области проводились инструктивные курсы кинобюро Центросоюза21. Из Карелии на эти курсы поехали шесть киноработников

Каронегсоюза. В это время в штате Каронегсоюза числились киномеханики Бабушкин, Ивонин, Мартынов, Пальвиайнен, инструктор-культурник Куткевич и киноинструктор Мантере. Все они были чуть старше 20 лет, имели низшее образование, состояли в ВЛКСМ. По социальному положению один был из среды крестьян, четверо - из рабочих, один - из служащих. Из-за того, что все киномеханики учились на курсах, с апреля по июнь 1929 года киносеансы в системе Каронегсоюза не проводились22. Обучение на курсах повышало общий образовательный уровень работников кооперативной киносети: курсисты изучали основы теории кооперации, историю и практику кооперативного движения, что давало им возможность вести кооперативную агитацию и пропаганду.

В целом к началу 1930-х годов сложилась система кооперативной киноработы. Динамичный процесс расширения кооперативной киносети оказался прерван после принятия постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О потребительской кооперации» от 12 мая 1931 года. В связи с усилением роли потребкооперации в обеспечении населения продуктами питания и предметами первой необходимости правительство решило освободить ее от несвойственных ей функций, в том числе культурно-просветительной деятельности. Однако в условиях отстранения потребительских обществ и союзов от культмассовой работы «соответствующие отчисления кооперации на культурное обслуживание своих пайщиков» сохранялись23. Кооперативная киносеть, стационарные киноаппараты и деревенские кинопередвижки передавались из Центросоюза в ведение «Союзкино».

КИНООБСЛУЖИВАНИЕ КООПЕРИРОВАННОГО НАСЕЛЕНИЯ КАРЕЛИИ

Прокат кинолент на местах осуществляли агентства и отделения «Совкино». В Ленинграде размещалось Северо-Западное отделение, обслуживавшее Северо-Западную область. Карело-Мурманское отделение находилось в Петрозаводске, оно отвечало за Карело-Мурманский край. Карельскую АССР обслуживала еще и коммерческая прокатная организация «КиноСевер». Кроме того, районные и областные союзы потребкооперации прикреплялись к определенному отделению или агентству «Совкино». К Северо-Западному отделению «Совкино» относились союзы, расположенные на территории Северо-Западной области и Карельской АССР (Северо-Западный союз областной потребкооперации, Карело-Прионежский, Великолукский,

Лодейнопольский, Лужский, Псковский, Череповецкий районные союзы потребкооперации)24.

По плану культурно-массовой работы на 1927/ 28 год руководство Каронегсоюза заключило договор с управлением зрелищных предприятий Наркомпроса «в части обслуживания кооперативной периферии кинопередвижками»25. Правление Каронегсоюза, стремясь подобрать репертуар для киносети «почти весь по кооперации»26, обращалось в Карельский политпросвет и агентство «Совкино». В прокат поступали кооперативные кинокартины «Всем на радость», «Ва-силисина победа», «Счастливый червонец»; документальные ленты «Кооперативный киножурнал», «Наша кооперация»; мультфильмы «Грозный Вавила и тетка Арина», «Даешь хороший лавком» и «Не зевай»27. В 1929 году кооперативные фильмы составили 39 % проката кинопередвижек Каронегсоюза28.

К сожалению, составить программы киновечеров полностью из картин о кооперации не представлялось возможным. В деревнях киномеханики Каронегсоюза показывали игровые картины различной тематики: о первой русской революции 1905-1907 годов - «Броненосец Потемкин»; о Гражданской войне - «Дети бури», «Путь в Дамаск», «Синий пакет»; «из городской жизни» при нэпе - «Чашка чая»; о классовой борьбе в деревне и развитии селькоровского движения - «Волки»; о положении рабочих масс за рубежом - «Кто ты такой», а также документальный фильм «Красная Армия на страже СССР»29.

Анализируя зрительские предпочтения пайщиков, киномеханики пришли к выводу, что на местах появился запрос на исторические, революционные и агитационные фильмы, а также на «фильмы из городской жизни»30. Самостоятельно выбирать картины они не могли, поскольку агентства «Совкино» выдавали в прокат те киноленты, которые были у них в наличии. Кооператоры стремились «добиться получения идеологически выдержанных фильмов», чтобы превратить просмотр кино «в разумный и полезный отдых, являющийся орудием коммунистического воспитания»31. Кооперативные работники демонстрировали знание директив ВКП(б), рассматривавшей кино

«как средство широкой образовательной работы и коммунистической пропаганды, организации и воспитания масс вокруг лозунгов и задач партии, их художественного воспитания, целесообразного отдыха и развлечения»32.

Кооперативные кинопередвижки обслуживали городские и сельские потребительские обще-

ства, но количество киносеансов не было везде одинаковым. Городские потребительские общества (горпо), рабочие кооперативы и сельские потребительские общества (сельпо), находившиеся на близком расстоянии от районных центров, имели возможность чаще приглашать кинопередвижку Каронегсоюза, чем сельпо отдаленных сел и деревень. Кемское городское общество «Самопомощь» и Олонецкое горпо смогли организовать по пять киносеансов. Педасельгское сельпо Прионежского района и Ильинское сельпо Олонецкого района - по шесть киносеансов. В селе Лижма Кондопожского района и селе Деревянное Прионежского района Лижемское сельпо и Де-ревянское сельпо провели по семь киносеансов. В том же районе Шуйское сельпо устроило 10 киносеансов, а Кунгозерское сельпо Сямозер-ского района - 1233.

В 1927/28 году по два киносеанса провели Мегрегское сельпо Олонецкого района, Святна-волоцкое потребительское общество «Бережливость» Петровского района, Каскеснаволоцкое потребительское общество «Успех» Святозер-ского района, Спасогубское и Мяндусельгское сельпо «Заря» Медвежьегорского района, Селец-кое сельпо «Крестьянин» Сегозерского района, Уницкое сельпо «Спайка» Кондопожского района. В Туломозерском сельпо Видлицкого района было устроено три киносеанса, а в Вешкель-ском сельпо Сямозерского района - четыре34. Кондопожское потребительское общество тоже устроило четыре киносеанса для рабочих Кон-достроя. В Тивдийском сельпо Кондопожско-го района, Видлицком и Коткозерском сельпо Олонецкого уезда, Ругозерском обществе потребителей «Вперед», Повенецком потребительском обществе имени Федора Копейкина удалось провести только один киносеанс35.

Киносеансы давали возможность вести коопе -ративную агитацию. Так, в 1925 году в Ладвин-ском кооперативе в помещении чайной перед киносеансом устраивались народные чтения о коо-перации36. В 1928 году киномеханик Пальвиайнен по приглашению сельских кооперативов приезжал в деревни Мяндусельга и Чебино Медвежье-горского района. В избах-читальнях перед сеансами он рассказывал крестьянам о целях и задачах кооперации, значении кооперативного кино37.

Оповещением населения о приезде кинопередвижки занимались деревенские активисты и члены правлений сельских потребительских обществ, они же участвовали в написании киноафиш. Как правило, почти во всех селах содействие киномеханику оказывали избачи, учителя и комсомольцы, принимавшие участие в органи-

зации киносеансов, например, в Лумбушах Мед-вежьегорского района. В то же время в Свято-зерском районе «комсомольцы слабо участвуют в работе кино» и «Эссойльская ячейка участия в работе кино не принимает». К сожалению, не всегда киномеханики находили сочувствие у членов сельских кооперативов. Так, «в Веш-келицах комсомольцы активные, а пайщики относятся безразлично, приходя только зрителями на сеанс»38.

На совещании в правлении Каронегсоюза 29 декабря 1928 года киномеханики информировали руководство о работе кинопередвижек и отношении сельских зрителей к киносеансам. Обычно киносеансы проводились в избах-читальнях или сельских школах. Между тем киномеханики, обслуживавшие Петрозаводский уезд, сообщали о том, что в некоторых деревнях учителя отказались пускать кинопередвижки в помещения школ. Также выяснилось, что в деревне Сем-чезеро Медвежьегорского района «школьный работник потребовал разрешение от Наркомпроса на показ фильма в школе», да и в других деревнях «учителя были недовольны проведением киносеанса в школах»39. В тех населенных пунктах, где не было школы и избы-читальни, «для показа кино использовали частный дом». У работников учреждений культпросвета неожиданно обнаружились коммерческие наклонности. В Деревянном клубный работник потребовал надбавки по 5 коп. на билет в пользу клуба, а в Святозере избач запросил 50 % от выручки. Кооператоры сталкивались с некоторыми трудностями в «продвижении кино в деревню», будь то отсутствие помещения или апатия местного населения. Постепенно они научились завоевывать симпатии деревенских жителей. Если в начале кинофикации деревни некоторые пайщики говорили: «Не делом занялся Каронегсоюз», то вскоре стало заметно, что «деревня уже доросла, уже сама почувствовала потребность в кино»40, о чем свидетельствует нарастание зрительского интереса к картинам и репертуару кооперативных кинопередвижек.

КИНООБСЛУЖИВАНИЕ РЫБАКОВ И ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЕЙ

На Европейском Севере население поморских сел занималось рыбными морскими промыслами. Рыбаки объединялись в рыболовецкие артели, которые входили в Карельский рыбопромысловый союз (Каррыбпромсоюз). В 1927/28 году кинопередвижка Каррыбпромсоюза побывала в Кемском уезде в селах Гридино, Шуерецкое, Поньгома и Калгалакша. К сожалению, в других

селах киносеансы не состоялись, так как «не было хорошего механика, и аппарат испортился»41.

Культурным обслуживанием карельских рыбаков на Мурманском берегу Северного Ледовитого океана занимались Карполитпросвет и Карельский рыбопромысловый союз. На тресковый промысел рыбацкое население обычно выезжало в конце апреля - начале мая и оставалось там по сентябрь включительно. По данным Кар-рыбпромсоюза, во время промыслового сезона 1928 года на тресковые промыслы выехало 2700 рыбаков, они располагались в становищах (факториях) на Мурманском берегу. Для охвата рыбаков киноработой правление Каррыбпром-союза и политпросвет АКССР планировали выслать на побережье Северного Ледовитого океана кинопередвижку и киномеханика42.

Для промысловых товариществ предназначались картины «Архангельск - город рыбы», «Ловля лососей», «Траловый лов трески», «По рыбацким становищам Мурмана», «Охота на птиц», «Звериный промысел», «Охота на белого медведя», «Охота на морских зверей», «За тюленями в полярные льды». Работа рыбопромысловых артелей, кооперативных и государственных заготовительных контор на севере отражена в фильме «Рыбные промыслы». В кинокартине «На дальнем берегу» показана жизнь рыбаков, живущих на севере и ведущих борьбу с частными скупщиками за организацию рыболовных артелей.

Кооперативные кинопередвижки использовались и для организации отдыха крестьян, занятых на лесозаготовках. В Карелии в зимний период потребкооперации приходилось проводить политико-просветительную работу, агитировать за коллективное питание (общий котел) и объединение лесорубов в трудовые артели. Наряду с пропагандой решений XV съезда ВКП(б) о значении лесозаготовок для экономики страны требовалось «вести борьбу с отрицательными явлениями на производстве», в том числе с массовыми отъездами крестьян-лесозаготовителей в свои деревни на праздники (Рождество, Крещение). Основными формами культмассовой работы на лесозаготовках были громкие читки газет и журналов, беседы, доклады, справочная работа, вечера вопросов и ответов в избушках, выпуск стенгазет для лесных избушек сельскими изба-ми-читальнями43.

Необходимость культмассовой работы среди рубщиков леса объяснялась тем, что

«"изголодавшийся" в лесной глуши ум лесоруба часто с жадностью воспринимает самое обычное газетное сообщение. Как бы ни был долог рабочий день лесоруба, но ночью он работать не может, как бы он ни устал, но всю ночь спать не может. Вечерами рабочие долго

еще сидят: кто точит пилу, кто готовит чай, кто говорит сказки, другие слушают. Потом опять говорят о заработках, а наговорившись вдоволь, с удовольствием слушают газету, книжку»,

а еще с нетерпением ждут, когда на их участок приедет кинопередвижка. На лесопунктах в бараках и лесных избушках, в которых имелись печи с трубами, столы, скамейки, развертывалась сеть красных уголков с «достаточно пригодными условиями для массовой работы», как для чтения книг и газет, так и для показа фильмов. Теперь и кино, «невиданное ранее зрелище», могло привлечь «отсталого лесоруба в красный уголок избы-читальни». Имеются отрывочные сведения о работе кинопередвижек на лесозаготовках в декабре 1927 и январе 1928 года в Олонецком районе, где кинопередвижка побывала в четырех местах и обслужила 467 лесорубов. Три киносеанса были даны в деревнях, расположенных поблизости от лесозаготовок, один - в лесном бараке (Куйтежа). На февраль 1928 года был заключен договор с «Совкино» о прокате 10 фильмов44.

В 1929/30 году работники Наркомпроса, Карельского лесохимического и охотничьего кооперативных союзов, Госкино и профсоюзные организации получили задание развернуть политико-просветительную работу на лесозаготовках ввиду усиления «контрреволюционной деятельности кулачества, саботажа кулаков и подкулачников». В культурно-просветительной работе на лесопунктах уделялось внимание разъяснению лесозаготовителям приемов рационализации производства с целью повышения производительности труда, а также необходимости размещения лесорубов в бараках. Агитация за проживание в бараках объяснялась тем, что «крестьяне отказывались селиться в лесные бараки из-за боязни жить вместе в связи со случаями пропажи продовольствия», а также из-за удаленности бараков от места лесных разработок. Однако бесплатный показ фильмов и снабжение книгами и газетами лесорубов «потянули сурового и молчаливого карела в барак»45.

После выхода обращения ЦК ВКП(б) «О выполнении промфинплана» от 3 сентября 1930 года с призывами обеспечить реализацию плана третьего года пятилетки одной из «ударных задач» потребкооперации стало «немедленное развертывание работы по обслуживанию лесозаготовок». Помимо снабжения лесорубов средствами и орудиями производства, продуктами и товарами, потребительской кооперации вменялось в обязанность «принять самое активное участие в отношении широкого культобслуживания за-

нятых на лесоразработках рабочих». На лесозаготовки с каждым продовольственным обозом рекомендовалось отправлять книги, наборы настольных игр, кинопередвижки с различными кинолентами, громкоговорители и радиоустановки. Культмассовая работа в лесных избушках и бараках могла помочь борьбе с негативными явлениями (пьянством и азартными играми), порой имевшими «повальный характер», и «покончить с социальными пережитками прошлого», способствуя тем самым выполнению промыш-ленно-финансового плана46.

В лесозаготовительный сезон 1930/1931 года в 38 леспромхозах Карелии организовали 18 изб-читален, на лесопунктах - 138 красных уголков. Для обслуживания изб-читален и лесопунктов Наркомпрос Карелии выделил 8 кинопередвижек. Главная цель культурно-массовой работы Наркомпроса, потребкооперации и других организаций состояла в том, чтобы «поставить эту работу на боевые темпы и обеспечить стопроцентное выполнение программы лесозаготовок». Наряду с успехами в культурно-массовой работе, в том числе киноработе, имелись недостатки, так как кинопередвижки приезжали нерегулярно. Из потребительских обществ, обслуживавших лесозаготовки, часть кинопередвижек перебросили в колхозы47. Кроме того, некоторые районные потребительские общества самоустранились от организации киносеансов на лесозаготовках и передали киноаппараты учреждениям культуры. Так, правление Каронегсоюза потребовало от Кемского и Петровского райпо «прекратить свертывание киноработы и получить обратно переданные Союзкино киноаппараты». Неслучайно «выполнение плана по культобслужи-ванию лесозаготовок по линии райпо в сезон 1930/31 года было неудовлетворительно»48.

Наряду с комсомольскими и партийными ячейками, профсоюзами, учреждениями политпросвета, народного образования и здравоохранения, союзы потребкооперации привлекались к проведению политико-просветительной и культурно-массовой работы во время лесосплава. В бараках, где жили сплавщики, с участием потребительских обществ создавались красные уголки и клубы - «очаги классового воспитания». С опорой на «лучшую», «передовую часть сплавщиков» (батраки, беднота, колхозники) клуб и красный уголок помогали остальным рабочим сплава «осознать политику партии, ее генеральную линию»49.

В Карелии в 1928 году из 207 тыс. сельских жителей на сплавных работах трудилось более 30 тыс. человек. Это заставляло всех политпро-

светработников серьезно готовиться к обслуживанию рабочих сплава, поскольку если им удастся «наладить культурную работу и дать разумное культурное развлечение, то рабочие не будут убивать свой досуг на картежную игру и пьянство», в результате - «уменьшатся прогулы и ущерб производству»50.

Основными формами политико-воспитательной работы в красных уголках на сплаве были беседы, лекции, выставки книг, громкие читки, стенгазеты, вечера затейников и батрацкой смекалки, агитсуды, игры. С учетом того, что «тяжелая, однообразная работа сплавщика требует как можно больше ярких, быстро сменяемых впечатлений (быстрая смена зрительных и слуховых раздражений)», рекомендовалось разнообразить досуг рабочих. На сплаве развертывалась «густая сеть» радиоточек, а в основных запанях устанавливались трансляционные узлы с микрофонами. Данные мероприятия позволяли издавать радиогазеты на местном материале, освещать работу ударных бригад, «бить по недостаткам, вскрывать кулацкие вылазки и драться за выполнение сплава досрочно». Для «расширения политико-технического кругозора рабочих и повышения их культурного уровня» использовалось кино как «мощное агитационно-пропагандистское средство»51.

25 апреля 1930 года состоялось совместное совещание инструкторско-организационного отдела и киномехаников Каронегсоюза по вопросу о культурном обслуживании рабочих лесосплава. На совещании выяснилось, что кооперативы По-венецкого района, Кунгозерское, Сямозерское, Ладвинское, Пряжинское общества потребителей с хозяйственным обслуживанием справлялись в целом хорошо, но даже «при наличии имеющихся у них работников не могли выполнить вопросы культобслуживания». Кинообслуживание лесосплавов «давало большой дефицит», ибо приходилось часто ставить бесплатные сеансы. Участники совещания пришли к выводу, что если не будут изменены условия проката картин, то потребительские общества получат большие убытки от работы по культобслуживанию рабочих лесосплавов. Каронегсоюз принимал меры для «максимального использования имеющихся кинопередвижек», согласовывал их маршруты с Всероссийским союзом сельскохозяйственных и лесных рабочих и Наркомпросом Карелии52.

С изъятием киноаппаратов из системы потребкооперации прекратились поездки кооперативных киномехаников на сплавные участки. Судя по отчету культсектора (сектора культур -но-массовой работы) Карельского обкома проф-

союза рабочих лесной и деревообрабатывающей промышленности об итогах выполнения единого культплана по обслуживанию рабочих сплавов, в сплавной период весной 1931 года не удалось организовать ни одного киносеанса. В основном проводились мероприятия с устно-печатными средствами агитации и пропаганды (лекции на антирелигиозные темы, передвижные выставки, брошюры, выпуск газет на русском и финском языках «Ударник» и «Искури»). Среди визуальных средств значились лозунги и плакаты. Показательная культбаза (комплексная форма обслуживания и центр культурно-массовой работы), созданная при Олонецком леспромхозе, еще не развернула свою деятельность, «опыта работы ее не видно»53. Таким образом, передача кооперативного кинооборудования учреждениям культуры привела только к его распылению и прекращению кинообслуживания лесных рабочих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования удалось выявить состояние кооперативной киносети Карелии в 1920-е годы, проекты Северо-Западного областного союза потребительских обществ и Карело-Прионежского союза потребительских обществ по приобретению кинопередвижек для кооперативной периферии, план кинофикации Карелии в годы первой пятилетки, разработанный Северо-Западным отделением «Сов-кино».

Кооперативные организации Карелии участвовали в кинофикации городов и сел края, приобретая на свои средства киноаппараты. Руководство культурно-просветительной работой кооперативов на местах осуществляли полит-просветы и агитационно-пропагандистские отделы партийных комитетов, поэтому кино использовалось не только для организации досуга, но и распространения новых идеологических установок. Фильмы о Первой русской революции, Гражданской войне демонстрировали зрителям визуальные образы истории с позиций официального политического дискурса. Кооперативные картины способствовали индоктринации кооперативных идей, кооперативной агитации и пропаганде.

Подготовка кооперативных киномехаников осуществлялась на специальных курсах Центросоюза в Москве и Ленинграде. Курсовая подготовка работников для кооперативной киносети позволяла приобрести технические навыки обращения с киноаппаратом, знания по истории кооперации и кооперативного строительства.

Это давало возможность во время киносеансов вести кооперативную агитацию и пропаганду, что составляло особенность работы киномехаников на селе.

Кооперативные союзы обслуживали различные категории населения. На Мурманском берегу Северного Ледовитого океана Карельский рыбопромысловый союз и политпросвет АКССР занимались показом фильмов для карельских рыбаков. Потребительские общества, входившие в систему Каронегсоюза, привлекались к организации культурного отдыха на лесозаготовках и лесосплаве. В зимний период они совместно с Карельским лесохимическим и охотничьим кооперативными союзами участвовали в создании для рубщиков леса изб-читален в леспромхозах и красных уголков на лесопунктах. Весной во время лесосплава в бараках, где жили сплавщики, с участием потребительских обществ создавались красные уголки и клубы. Кооператив-

ные кинопередвижки выезжали в леспромхозы, на лесопункты и сплавные участки для проведения киносеансов.

Киноработа карельской кооперации способствовала внедрению в сельский социум культурных инноваций и трансформации традиционной культуры, приобщению к достижениям научно-технического прогресса и расширению кругозора деревенских жителей, их знакомству с городской культурой, повседневной жизнью и бытом народов СССР. Значение этой работы с позиций социокультурной динамики заключается в том, что она содействовала повышению активности кооперативов в кинообслуживании пайщиков и увеличении количества киносеансов, проведенных кооперативными кинопередвижками на местах; заметному росту количества людей, прежде всего сельских жителей, познакомившихся с кинематографом, развитию их зрительского интереса к искусству кино.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кино: организация управления и власть. 1917-1938 гг.: Документы. М.: Политическая энциклопедия, 2016.

2 Каринцев Н. А. Проблема кинофикации деревни в системе потребкооперации // Союз потребителей. 1929. № 3. С. 95-99; Каринцев Н., Конко В. Киноработа потребительской кооперации в деревне: Руководство для инструкторов-культурников, киноинструкторов и киномехаников. М.: Центросоюз, 1930.

3 Кациграс А. И. Как работать с кинопередвижкой в деревне: Справочник-памятка деревенского киноработника. М.: Теа-кинопечать, 1929. 152 с.

4 НА РК. Ф. Р-630. Оп. 1. Д. 11/104. Л. 42.

5 НА РК. Ф. Р-190. Оп. 1. Д. 2/20. Л. 41.

6 Кино: организация управления и власть... С. 182, 184.

7 НА РК. Ф. Р-630. Оп. 1. Д. 26/219. Л. 42; Д. 18/163. Л. 85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 НА РК. Ф. Р-630. Оп. 1. Д. 11/103. Л. 178; Д. 45/370. Л. 46; Д. 10/97. Л. 65.

9 НА РК. Ф. Р-630. Оп. 1. Д. 36/302. Л. 62.

10 НА РК. Ф. Р-509. Оп. 17. Д. 7/80-а. Л. 50; П-3. Оп. 2. Д. 187. Л. 149.

11 НА РК. Ф. Р-509. Оп. 17. Д. 10/114. Л. 23, 93.

12 НА РК. Ф. Р-509. Оп. 15. Д. 1/8. Л. 20.

13 НА РК. Ф. Р-509. Оп. 17. Д. 10/114. Л. 94; Бранд П. П. Под знаком роста. X лет Карельской потребительской кооперации // Десять лет Советской Карелии. Петрозаводск, 1930. С. 230.

14 НА РК. Ф. П-3. Оп. 1. Д. 405. Л. 2, 8.

15 НА РК. Ф. Р-509. Оп. 15. Д. 1/8. Л. 20; Оп. 17. Д. 10/144. Л. 23, 41; Д. 12/130. Л. 12.

16 НА РК. Ф. П-3. Оп. 2. Д. 297. Л. 26.

17 НА РК. Ф. Р-509. Оп. 17. Д. 10/114. Л. 28-33.

18 Там же. Л. 37, 41.

19 Культурное строительство в Советской Карелии. 1926-1941. Народное образование и просвещение: Документы и материалы. Петрозаводск: Карелия, 1986. С. 144.

20 НА РК. Ф. П-3. Оп. 2. Д. 297. Л. 37.

21 НА РК. Ф. Р-509. Оп. 13. Д. 1/6. Л. 18 (копия).

22 НА РК. Ф. Р-509. Оп. 17. Д. 10/114. Л. 94.

23 Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР. 1931. № 29. Ст. 224.

24 Информационный бюллетень Центросоюза. 1929. № 2. С. 28, 35-36.

25 НА РК. Ф. Р-509. Оп. 17. Д. 8/94. Л. 110.

26 НА РК. Ф. Р-630. Оп. 1. Д. 36/302. Л. 62.

27 НА РК. Ф. Р-509. Оп. 17. Д. 10/114. Л. 94.

28 Бранд П. П. Под знаком роста. X лет Карельской потребительской кооперации // Десять лет Советской Карелии. Петрозаводск, 1930. С. 230.

29 НА РК. Ф. Р-509. Оп. 17. Д. 10/114. Л. 94.

30 НА РК. Ф. П-3. Оп. 1. Д. 405. Л. 6, 7.

31 НА РК. Ф. П-3. Оп. 1. Д. 405. Л. 6, 7.

32 Директивы ВКП(б) по вопросам просвещения: Вопросы народного просвещения в основных директивах съездов, конференций, совещаний ЦК и ЦКК ВКП(б) / Сост. А. Я. Подземский. 3-е изд. М.; Л.: ОГИЗ, 1931. С. 446.

33 НА РК. Ф. Р-509. Оп. 17. Д. 8/94. Л. 12, 28, 52, 171, 217, 311, 376, 502, 564.

34 Там же. Л. 40, 54, 114, 195, 203, 274, 518, 543.

35 Там же. Л. 48, 124, 187, 228, 324, 523.

36 НА РК. Ф. Р-509. Оп. 2. Д. 15/467. Л. 64; Оп. 17. Д. 2/8. Л. 41.

37 НА РК. Ф. П-3. Оп. 1. Д. 405. Л. 2, 8.

38 НА РК. Ф. П-3. Оп. 1. Д. 405. Л. 2, 8.

39 НА РК. Ф. П-3. Оп. 2. Д. 187. Л. 137.

40 НА РК. Ф. П-3. Оп. 1. Д. 405. Л. 2, 8.

41 НА РК. Ф. Р-647. Оп. 1. Д. 23/1. Л. 112.

42 НА РК. Ф. Р-630. Оп. 1. Д. 45/370. Л. 30.

43 НА РК. Ф. Р-630. Оп. 1. Д. 45/376. Л. 49, 84.

44 В помощь просвещенцу. 1928. № 1-2. С. 38, 43.

45 В помощь просвещенцу. 1928. № 3-5. С. 76.

46 Потребительская кооперация лицом к лесозаготовкам! М.: Центросоюз, 1930. С. 2, 3.

47 НА РК. Ф. Р-721. Оп. 1. Д. 45/596. Л. 16.

48 НА РК. Ф. Р-509. Оп. 17. Д. 12/130. Л. 12.

49 Культработу на лесосплав: Инструктивно-методическое письмо для просветительных учреждений Северного края. Архангельск: ОГИЗ РСФСР. Северное краевое отделение, 1931. С. 9.

50 В помощь просвещенцу. 1928. № 3-5. С. 74.

51 Там же. С. 7, 43.

52 НА РК. Ф. Р-509. Оп. 17. Д. 10/113. Л. 8, 9.

53 Культурное строительство в Советской Карелии. 1926-1941. С. 136, 137.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анискин М. А. Становление советской системы кинопроизводства (1920-1930-е гг.) // Власть. 2016. № 10. С. 154-159.

2. Афанасьева А. И. Великий Октябрь и становление советской культуры в Карелии, 1918-1927. Петрозаводск: Карелия, 1983. 238 с.

3. Беленький И. В. История кино. Киносъемки, кинопромышленность, киноискусство. М.: Альпина Паблишер, 2019. 402 с.

4. Гаврилова Т. В . Развитие кинодела в Пензенском крае в 1920-е гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 4-1 (10). С. 39-41.

5. Гончаренко О. Н. Становление кинофикации в Тюменском крае в 1919-1939 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-1 (86). С. 63-66.

6. Дианова Е. В . Участие кооперативных организаций в кинофикации сельской местности в 1920-е годы // КЛИО. Ежемесячный журнал для ученых. 2023. № 8. С. 124-136.

7. Дианова Е. В . Киноработа Вологодской кооперации в 1920-е годы // Вестник Вологодского государственного университета. Серия: Исторические и филологические науки. 2023. № 2. С. 17-22.

8. Зоркая Н . М. История советского кино. СПб.: Алетейя, 2005. 544 с.

9. Из истории кинематографа в Карелии: Список литературы / Отдел национальной и краеведческой литературы и библиографии; Сост.: М. Ю. Ванчурова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.karelia. ru/files/6994.pdf (дата обращения 12.09.2023).

10. Иванов А. А. Мы любим кино. Петрозаводск: Карельское. кн. изд-во, 1969. 88 с.

11. История отечественного кино / Отв. ред. Л. М. Будяк. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 523 с.

12. Каукина Р. Н . Становление кинофикации и радиофикации в Мордовии в 1920-1930е гг. // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2019. № 3 (51). С. 96-103.

13. Ку б а н о в Н . Ю. Советское киностроительство в 1917-1924 гг. как инструмент пропаганды большевистской идеологии // Гилея: научный вестник. 2017. № 116 (1). С. 31-38.

14. Кулачков В . В., Конова В . И. Радиовещание и кинематограф в сельской местности 1920-х гг. (на материалах Брянской, Смоленской и Гомельской губерний) // История: факты и символы. 2021. № 1 (26). С. 31-38.

15. Ку линич Н . Г. Киностроительство в городах Дальнего Востока РСФСР в 1920-е - 1930-е годы // История и культура Приамурья. 2007. № 2 (2). С. 62-79.

16. Миронов Г. А. Развитие кинодела в Среднем Поволжье в 1890-1930 гг.: историография // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12 (38): В 3 ч. Ч. II. C. 137-141.

17. Полянскова Л. Ю. Влияние радио- и кинофикации деревни на социокультурный облик крестьянства Среднего Поволжья (1921-1929 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. № 1 (5). С. 130-132.

18. Русина Ю. А. История советского кино. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 104 с.

19. Рябчикова Н. С. «Пролеткино»: от «Госкино» до «Совкино» // Киноведческие записки. 2010. № 94/95. С. 90-108.

20. Филимончик С. Н . Культурная жизнь Петрозаводска в 1920-е годы // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера: Материалы Междунар. науч. конф. «Рябининские чтения-2003». Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2003. С. 257-259.

21. Юсупова Г. М. «С большим материальным и художественным успехом...»: кассовые феномены популярного искусства 1920-х годов: Кино. Литература. Театр. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2016. 267 с.

Поступила в редакцию 15.09.2023; принята к публикации 29.01.2024

Original article

Elena V. Dianova, Dr. Sc. (History), Associate Professor, Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation) elena-dianowa@yandex.ru

PARTICIPATION OF COOPERATIVE ORGANIZATIONS IN CINEFICATION OF KARELIA IN THE 1920s

Abstract. The article highlights the role of cooperative unions in the cinefication of the region in the 1920s, and examines the place of consumer cooperatives in this process. The relevance of the topic is determined by the lack of studies on this issue. The scientific novelty of the article lies in the fact that the participation of cooperative associations in organizing film shows in the cities and villages of Karelia in the 1920s is considered for the first time. The purpose and objectives of the publication are to consider the work of cooperative organizations in Karelia to "promote" cinema to grassroots consumer societies in the 1920s, to identify the state of the local cooperative cinema network, to outline the main indicators of its development during the first five-year plan, to determine the working conditions of projectionists in rural areas, and to highlight issues of training for the cooperative cinema network. Based on archival documents, the study revealed that in the first half of the 1920s, in order to serve rural areas, the leadership of the People's Commissariat for Education of Karelia sought to increase the number of film exhibitions through financial assistance from cooperatives. The board of the Karelo-Prionezhsky Union of Consumer Cooperation (Karonegsoyuz) expressed interest in purchasing mobile cinema installations. The concentration of funds allocated for cultural work by grassroots consumer societies contributed to the purchase of new film projectors, which made it possible to hold film shows on the periphery of the Karonegsoyuz. Cooperative unions took part in film services for peasants, fishermen, and loggers. Films about cooperation contributed to the indoctrination of cooperative ideas. Projectionists from the Karonegsoyuz took an active part in cooperative agitation and propaganda. The significance of the film work of the cooperative unions of Karelia lies in the fact that it contributed to raising people's awareness about various cultural innovations and the mere concept of cinema, a great technical invention of the time, and encouraged their interest in cinema as an art form. Keywords: cooperation, cooperative societies and unions, cinema, cinematography, cinefication, mobile cinemas, film services

For citation: Dianova, E. V. Participation of cooperative organizations in cinefication of Karelia in the 1920s. Proceedings of Petrozavodsk State University. 2024;46(2):25-37. DOI: 10.15393/uchz.art.2024.1005

REFERENCES

1. Aniskin, M. A. Formation of the Soviet film system (1920s-1930s). Vlast'. 2016;10:154-159. (In Russ.)

2. Afanasyeva, A. I. The Great October Revolution and the formation of Soviet culture in Karelia, 1918-1927. Petrozavodsk, 1983. 238 р. (In Russ.)

3. Belenkiy, I. V. History of cinema. Filming, film industry, film art. Moscow, 2019. 402 p. (In Russ.)

4. Gavrilova, T. V. Cinema business development in Penza region in the 1920s. Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 2011;4-1(10):39-41. (In Russ.)

5. Goncharenko, O. N. The spreading of the motion-picture industry in Tyumen krai in 1919-1939. Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 2017;12-1(86):63-66. (In Russ.)

6. Dianova, E. V. The participation of co-operative organizations in the rural cinema development in the 1920s.

Klio. A Monthly Scholarly Journal. 2023;8:124-136. (In Russ.)

7. Dianova, E. V. Cinema circuit development and promotion by the Vologda cooperation in the 1920s. Bulletin of Vologda State University. Series: History and Philology. 2023;2:17-22. (In Russ.)

8. Zorkaya, N. M. The history of Soviet cinema. St. Petersburg, 2005. 544 p. (In Russ.)

9. From the history of cinema in Karelia: List of references (Department of National and Local History Literature and Bibliography; M. Yu. Vanchurova, Ed.). Available at: http://library.karelia.ru/files/6994.pdf (accessed 12.09.2023). (In Russ.)

10. Ivanov, A. A. We love cinema. Petrozavodsk, 1969. 88 p. (In Russ.)

11. The history of Russian cinema. Moscow, 2005. 523 p. (In Russ.)

12. Kaukina, R. N. The formation of film-showing and radiobroadcasting industries in Mordovia in the 1920s and 1930s. Bulletin of the Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia. 2019;3(51):96-103. (In Russ.)

13. Kubanov, N. Yu. Soviet filmmaking in 1917-1924 as a tool for promoting Bolshevik ideology. Gilea: Scientific Bulletin. 2017;116(1):31-38. (In Russ.)

14. Kulachkov, V. V., Konova, V. I. Radio broadcasting and cinematograph in rural lands of the 1920s. (on the materials of Bryansk, Smolensk and Gomel provinces). History: Facts and Symbols. 2021;1(26):31-38. (In Russ.)

15. Kulinich, N. G. Filmmaking in the cities of the Far East of the RSFSR in the 1920s and the 1930s. History and Culture of the Amur Region. 2007;2(2):62-79. (In Russ.)

16. Mironov, G. A. Cinema affairs development in Middle Volga region in 1890-1930: historiography of problem. Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 2013;12(38-II):137-141. (In Russ.)

17. Polyanskova, L. Yu. The influence of the provision of radio and film-showing facilities on the sociocul-tural image of Middle Povolzhye peasantry (1921-1929). Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 2010;1(5):130-132. (In Russ.)

18. Rusina, Yu. A. The history of Soviet cinema. Yekaterinburg, 2019. 104 p. (In Russ.)

19. Ryabchikova, N. S. "Proletkino": from "Goskino" to "Sovkino". Film Studies Notes. 2010;94/95:90-108. (In Russ.)

20. Filimonchik, S. N. Cultural life of Petrozavodsk in the 1920s. Local traditions in the folk culture of the Russian North: Proceedings of the international research conference "Ryabinin Readings-2003". Petrozavodsk, 2003. P 257-259. (In Russ.)

21. Yusupova, G. M. "With great material and artistic success...": box office phenomena of popular art of the 1920s: Cinema. Literature. Theater. Moscow, 2016. 267 p. (In Russ.)

Received: 15 September 2023; accepted: 29 January 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.