Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ КНДР В РАБОТЕ ООН'

УЧАСТИЕ КНДР В РАБОТЕ ООН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
32
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНДР / внешняя политика / ООН / междуна родные институты / культурногуманитарное сотрудничество / DPRK / foreign policy / UN / international organizations / culturalhumanitarian cooperation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Поленова Анна Львовна

Внешняя политика КНДР часто рассматривается в контексте выстраивания отношений с державами, с соседями по ре гиону, а также в контексте развития её ракетноядерной программы. Тем не менее важно учитывать и другие направления внешнеполи тической активности Северной Кореи. В последние годы Пхеньян формулирует нормативные представления обустройстве междуна родных отношений, «основанных на справедливости»: с акцентом на горизонтальные связи, большую включённость стран глобально го Юга и т. д. В этом контексте важно рассмотреть взаимодействие КНДР с международными организациями, участие Пхеньяна в крупных международных проектах и инициативах. Представляется важным взглянуть на этот вопрос на примере ООН, являющейся важнейшим структурообразующим институтом международных от ношений на современном этапе. Участие КНДР в работе структур ООН распадается на два сег мента: в рамках Генеральной ассамблеи и Совета Безопасности, либо же в рамках специализированных организаций. В первом слу чае Пхеньян получает площадку для выражения собственной пози ции по принципиальным вопросам (ГА), однако отстранён от уча стия в принятии решений в рамках СБ, что показывает опре делённую дискриминационность Совета. Во втором же случае КНДР показывает себя как рациональный, способный к коопера ции актор, по мере возможностей участвующий в культурногума нитарном сотрудничестве. В числе позитивных примеров — работа северокорейских экспертов в проектах ЮНЕСКО, направленных на сохранение мирового культурного наследия; участие в региональ ных программах ВОЗ по борьбе с корью и туберкулёзом; принятие на себя обязательств по снижению эмиссии углекислого газа в рам ках работы по достижению целей Парижского соглашения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DPRK’ Participation in the UN

The DPRK's foreign policy is often viewed in the context of relations with the great powers, with its regional neighbors, as well as in the context of the development of its nuclear and missile program. Ne vertheless, it is important to take into account other areas of North Ko rea's foreign policy. In recent years, Pyongyang has declared its unders tanding of the structure of international relations as “based on justice”: with an emphasis on horizontal ties, greater involvement of the countries of the global South, and so on. In this context, it is important to consider the DPRK's interaction with international organizations, Pyongyang's participation in major international projects and initiatives. It seems im portant to look at this issue using the example of the UN, which is the most important structureforming institution of international relations at the present stage. The DPRK's participation in the work of UN structures falls into two segments: within the framework of the General Assembly and the Se curity Council, or within the framework of specialized organizations. In the first case, Pyongyang receives a platform for expressing its own positi on on fundamental issues (GA), but is barred from participating in deci sionmaking within the Security Council, which shows a certain discri minatory nature of the Council. In the second case, the DPRK shows it self as a rational, cooperative actor, participating as much as possible in cultural and humanitarian cooperation. Positive examples include the work of North Korean experts in UNESCO projects aimed at preserving the world cultural heritage; participation in WHO regional programs for measles and tuberculosis control; taking on commitments to reduce carbon dioxide emissions as part of the work to achieve the goals of the Paris Agreement.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ КНДР В РАБОТЕ ООН»

DOI: 10.48647/IFES.2021.38.46.010

А.Л. Поленова

УЧАСТИЕ КНДР В РАБОТЕ ООН

Аннотация. Внешняя политика КНДР часто рассматривается в контексте выстраивания отношений с державами, с соседями по региону, а также в контексте развития её ракетно-ядерной программы. Тем не менее важно учитывать и другие направления внешнеполитической активности Северной Кореи. В последние годы Пхеньян формулирует нормативные представления об устройстве международных отношений, «основанных на справедливости»: с акцентом на горизонтальные связи, большую включённость стран глобального Юга и т. д. В этом контексте важно рассмотреть взаимодействие КНДР с международными организациями, участие Пхеньяна в крупных международных проектах и инициативах. Представляется важным взглянуть на этот вопрос на примере ООН, являющейся важнейшим структурообразующим институтом международных отношений на современном этапе.

Участие КНДР в работе структур ООН распадается на два сегмента: в рамках Генеральной ассамблеи и Совета Безопасности, либо же в рамках специализированных организаций. В первом случае Пхеньян получает площадку для выражения собственной позиции по принципиальным вопросам (ГА), однако отстранён отуча-стия в принятии решений в рамках СБ, что показывает определённую дискриминационность Совета. Во втором же случае КНДР показывает себя как рациональный, способный к коопера-

ции актор, по мере возможностей участвующий в культурно-гуманитарном сотрудничестве. В числе позитивных примеров — работа северокорейских экспертов в проектах ЮНЕСКО, направленных на сохранение мирового культурного наследия; участие в региональных программах ВОЗ по борьбе с корью и туберкулёзом; принятие на себя обязательств по снижению эмиссии углекислого газа в рамках работы по достижению целей Парижского соглашения.

Ключевые слова: КНДР, внешняя политика, ООН, международные институты, культурно-гуманитарное сотрудничество.

Автор: Поленова Анна Львовна, младший научный сотрудник, Институт Дальнего Востока РАН. E-mail: polenova.a.l@my.mgimo.ru

Polenova A.L.

DPRK' Participation in the UN

Abstract. The DPRK's foreign policy is often viewed in the context of relations with the great powers, with its regional neighbors, as well as in the context of the development of its nuclear and missile program. Nevertheless, it is important to take into account other areas of North Korea's foreign policy. In recent years, Pyongyang has declared its understanding of the structure of international relations as "based on justice": with an emphasis on horizontal ties, greater involvement of the countries of the global South, and so on. In this context, it is important to consider the DPRK's interaction with international organizations, Pyongyang's participation in major international projects and initiatives. It seems important to look at this issue using the example of the UN, which is the most important structure-forming institution of international relations at the present stage.

The DPRK's participation in the work of UN structures falls into two segments: within the framework of the General Assembly and the Security Council, or within the framework of specialized organizations. In the first case, Pyongyang receives a platform for expressing its own position on fundamental issues (GA), but is barred from participating in decision-making within the Security Council, which shows a certain discriminatory nature of the Council. In the second case, the DPRK shows itself as a rational, cooperative actor, participating as much as possible in cultural and humanitarian cooperation. Positive examples include the work of North Korean experts in UNESCO projects aimed at preserving the world cultural heritage; participation in WHO regional programs for measles and tuberculosis control; taking on commitments to reduce car-

bon dioxide emissions as part of the work to achieve the goals of the Paris Agreement.

Keywords: DPRK, foreign policy, UN, international organizations, cultural-humanitarian cooperation.

Author: Anna L. POLENOVA, Junior Research Fellow, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences (e-mail: polenova.a.l@my.mgimo.ru).

Внешняя политика КНДР часто рассматривается узко, через призму развития американо-северокорейских, китайско-северокорейских или межкорейских отношений, либо же в контексте значения развития ракетно-ядерной программы Пхеньяна. В силу обстоятельств эти вопросы — в частности, выстраивание отношений с мировыми державами, ядерное разоружения — занимают первоочередное место во внешнеполитической деятельности Пхеньяна. Тем не менее это не означает, что приоритет иерархических связей по сравнению с горизонтальными или повышенное внимание к силе в её реалистском понимании воспринимаются КНДР как норма.

Содержание выступлений председателя Ким Чен Ына и тексты заявлений северокорейского МИДа обрисовывают контуры «миропорядка, основанного на справедливости» [Striving for...], который представляется Пхеньяну предпочтительной основой для выстраивания взаимодействия между акторами на международной арене. В этом контексте интересно рассмотреть, как КНДР относится к важнейшим институтам, существующим в рамках текущей системы международных отношений (МО), какой видит их работу, насколько участвует в ней. Видение Пхеньяна заслуживает внимания особенно в связи с тем, что формирование таких нормативных представлений об устройстве МО актуально в контексте сохранения по-липарадигмальности в науке о МО [Lake] и продолжающейся дискуссии о трансформации мирового порядка [Тимофеев].

Оценки значения и роли институтов в международных отношениях представлены в трудах широкого круга исследователей-теоретиков. Дискуссионными для авторов являются вопросы о перспективах кооперации акторов, о возможностях организаций действовать как самостоятельный актор и не транслировать при этом интересы крупных держав и т. д. В то время как реалисты предстают

в данном случае скептиками [Mearsheimer], варианты ответа, предлагаемые либерализмом, более оптимистичны; наиболее глубоко тема разработана в разработках последователей институционального либерализма [Keohane & Martin], функционализма, теории режимов и т. д.

Вне зависимости от теоретической парадигмы ООН воспринимается как один из важнейших международных институтов, поэтому позиция КНДР по отношению к Организации и опыта Пхеньяна по участию в её работе, вовлечённость в деятельность ключевых структур в рамках ООН и готовность участвовать в совместных проектах представляется важным вопросом при исследовании северокорейской внешней политики.

На сегодняшний день КНДР состоит в 21 организации семьи ООН, в том числе во Всемирной организации здравоохранения, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Международном союзе электросвязи и т. д. Участником большинства специализированных учреждений ООН, в работе которых Пхеньян сейчас участвует, он стал в 1970—1980-е гг. Тем не менее, проблемы международного признания, а также попытки решить вопрос о раздельном или же совместном вступлении двух корейских государств в Организацию привели к тому, что Северная и Южная Корея присоединились к ООН лишь в 1991 г. как два отдельных участника.

Генассамблея для КНДР является важным способом донесения своей позиции. Выступления официальных представителей Северной Кореи касаются, как правило, критичных для Пхеньяна вопросов. Например, последние реплики Ким Сона касались недопущения военных действий на Корейском полуострове, сохранения ядерной угрозы в отношении КНДР, а также критики резолюции Третьего комитета ГА ООН, касающейся нарушения прав человека в Северной Корее. Тем не менее, в этих выступлениях заметен выход на более общую тематику: вопросы нераспространения ОМУ, вопросы использования правозащитной риторики для урегулирования военно-политических конфликтов и т. д. [United Nations...] Иными словами, эти выступления можно рассматривать не только как сугубо реактивное поведение, но и как попытку представить своё понимание тех или иных проблем, возникающих в международном пространстве.

При всём этом нужно отметить, что в настоящее время хотя Пхеньяну представляется площадка для выступления, КНДР воспринимается скорее как аутсайдер: страна находится под сильным санкционным давлением, часто становится объектом критики. В сравнении с РК её доступ к участию в работе ООН значительно меньше. Дискриминационность Организации заметна, например, в возможности присоединиться в качестве непостоянного члена к Совету Безопасности (РК участвовала в его работе в качестве представителя региональной группы дважды, в 1996—1997 и 2013—2014, КНДР ни разу). Сложно связать это со статусом КНДР как непризнанной ядерной державы: непостоянными членами Совбеза неоднократно становились Индия и Пакистан.

КНДР неоднократно выражала свою позицию по данному вопросу, подчёркивая, что нынешнии? состав Совета Безопасности не соответствует требованиям современности: необходимо расширить круг наблюдателей в СБ таким образом, чтобы в Совете были представлены развивающиеся государства и государства — члены Движения неприсоединения: это сделало бы процесс обсуждения более демократичным. При этом, по мнению КНДР, нельзя допускать Японию в круг постоянных членов Совета [DPRK's Stand...]. Решения СБ ООН регулярно подвергаются критике за игнорирование принципов Хартии ООН, а также за двои?ные стандарты.

Что касается участия в работе специализированных учреждений, то КНДР часто видится исключительно реципиентом программ гуманитарной помощи, однако она также вносит посильный вклад в решение самых разных общих задач в рамках организаций ООН.

Можно отметить её участие в работе ЮНЕСКО по сохранению мирового культурного наследия. Последний проект, в котором поучаствовали северокорейские эксперты — состоявшийся в 2015 г. в Берлине международный семинар по реставрации настенных росписей с участием исследователей из 13 стран [UNESCO Expert Workshop...]. В 2008—2015 гг. был реализован международный проект по изучению способов хранения и реставрации бумаг [Long-term Paper Conservation...]; подготовлен доклад об истории изготовления бумаги в Корее и способах её хранения и реставрации; в Пхеньяне проведено 5 международных семинаров, посвящённых этому вопросу. При поддержке Пекинского офиса ЮНЕСКО составлено руково-

дство по реставрации бумаги. Проект считается важным как часть большой работы по привлечению внимания к культурному наследию Восточной Азии. КНДР в данном случае выступает в качестве источника ценных экспертных знаний, так как у северокорейских специалистов есть положительный опыт работы с ценными источниками на бумаге: в Историческом музее гор Мёхянсан в стеклянных боксах хранятся буддийские тексты, отпечатанные с деревянных блоков.

КНДР участвует и в работе ВОЗ, опять-таки, вопреки распространённому мнению, являясь не только получателем помощи. Пхеньян делает регулярные взносы в бюджет организации, участвует в региональных проектах в области здравоохранения, направленных на сдерживание распространения заболеваний, в частности, кори, туберкулёза [Contributors: Democratic People's Republic of Korea].

Если приводить другой пример работы на общее дело, то стоит упомянуть усилий по вкладу в борьбу с экологическими угрозами и изменением климата.

Северная Корея подписала Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (также Киотский протокол и Парижское соглашение). Статистика показывает, что в КНДР стабильно снижается эмиссия углекислого газа в тоннах на душу населения (с 12 т в 1995 г. до 3 т в 2010 г.), в 2016 г. Пхеньян взял на себя обязательство к 2030 г. снизить эмиссию парниковых газов на 8 % за счёт собственных ресурсов и выразил готовность снизить её на 40,25 % при поддержке извне. На период 2021—2030 гг. для этого запланировано принятие Пхеньяном новых национальных стратегий в области развития сельского хозяйства, научно-технического развития и т. д. [Intended Nationally Determined Contribution...].

Суммируя всё вышесказанное, можно сформулировать следующий вывод. Вопрос участия КНДР в работе ООН распадается на два сегмента. Вовлечённость Пхеньяна в работе специализированных организаций представляется довольно важным моментом. Пхеньян как в публицистических материалах, так и часто в статьях исследователей описывается как актор непредсказуемый и неспособный на конструктивное взаимодействие. Тем не менее, мы видим примеры, свидетельствующие об обратном. На неготовность КНДР идти на взаимодействие по неполитическим вопросам часто выражается в

связи с отказом от культурных, гуманитарных проектов совместных с Сеулом — но, как представляется, в этом случае такое нежелание идти на контакт вызваны иными факторами.

В то же время участие в работе ключевых структур, Генассамб-леи, СБ ООН характеризуется серьёзными недостатками. КНДР, возможно, стоит более подробно представлять своё видение недочётов в выстраивании взаимодействия между государствами. С другой стороны, её пример явно показывает, как в рамках, казалось бы, общих, направленных на минимально дискриминационное взаимодействие, структур может происходит маргинализация отдельных членов международного сообщества.

Библиографическое описание

Тимофеев И. Новая анархия? Сценарии динамики мирового порядка // РСМД. 2019. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/nov aya-anarkhiya-stsenarii-dinamiki-mirovogo-poryadka/ (дата обращения: 04.09.2020).

Contributors: Democratic People's Republic of Korea, 2018—2019 //World Health Organization. URL: https://open.who.int/2018-19/contributors/contributor?name=D emocratic%20People%27s%20Republic%20of%20Korea (дата обращения: 15.11.2020).

DPRK's Stand on Reform of UNSC Clarified // Ministry of Foreign Affairs Democratic People's Republic ofKorea. 12.11.2017. URL: http://www.mfa.gov.kp/en/ dprks-stand-on-reform-of-unsc-clarified/ (дата обращения: 20.11.2019).

Intended Nationally Determined Contribution of Democratic People's Republic of Korea // UNFCCC, September 2016. URL: https://www4.unfccc.int/sites/ndcstaging/ PublishedDocuments/Democratic%20People%27s%20Republic%20of%20Korea%20F irst/DPRK-INDC%20by%202030.pdf (дата обращения: 12.11.2020).

Keohane, R, & Martin, L. (1995). The Promise of Institutionalist Theory // International Security, 1995, vol. 20(1). P. 39—51. DOI: 10.2307/2539214.

Lake, D.A. Theory is dead, long live theory: The end of the Great Debates and the rise of eclecticism in International Relations // European Journal of International Relations, 2013, vol. 19(3). P. 567—587. DOI: 10.1177/1354066113494330.

Long-term Paper Conservation and Paper Making Traditions in East Asia Platform launched // UNESCO. 25.01.2016. URL: https://en.unesco.org/news/long-term-pap er-conservation-and-paper-making-traditions-east-asia-platform-launched (дата обращения: 12.11.2020).

Mearsheimer, J.. The False Promise of International Institutions // International Security, 1994, vol. 19(3). P. 5—49. DOI:10.2307/2539078.

Striving for Realization of Genuine International Justice Holds Principal Position in Foreign Policy of Democratic People's Republic of Korea (DPRK) // Ministry of Foreign Affairs Democratic People's Republic of Korea. 16.05.2019. URL: http://www. mfa.gov.kp/en/striving-for-realization-of-genuine-international-justice-holds-princip al-position-in-foreign-policy-of-the-democratic-peoples-repblic-of-koreadprk/ (дата обращения: 20.05.2019).

UNESCO Expert Workshop: Conservation of Mural Paintings — Research, Access and Conservation // UNESCO. 02.06.2015. URL: https://whc.unesco.org/en/news/ 1326 (дата обращения: 15.10.2020).

United Nations General Assembly Seventy Fifth Session Official Records. A/75/ PV.15. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N20/250/29/ PDF/N2025029.pdf (дата обращения: 20.10.2020).

References

Contributors: Democratic People's Republic of Korea, 2018—2019. World Health Organization. URL: https://open.who.int/2018-19/contributors/contributor?name=D emocratic%20People%27s%20Republic%20of%20Korea (accessed: 15 November, 2020).

DPRK's Stand on Reform of UNSC Clarified. Ministry of Foreign Affairs Democratic People's Republic of Korea. November 12, 2017. URL: http://www.mfa.gov.kp/en/ dprks-stand-on-reform-of-unsc-clarified/. (accessed: 15 November, 2020).

Intended Nationally Determined Contribution of Democratic People's Republic of Korea. UNFCCC, September 2016. URL: https://www4.unfccc.int/sites/ndcstaging/ PublishedDocuments/Democratic%20People%27s%20Republic%20of%20Korea%20 First/DPRK-INDC%20by%202030.pdf (accessed: 12 November, 2020).

Keohane, R, & Martin, L. (1995). The Promise of Institutionalist Theory. International Security, 20(1), 39—51. DOI: 10.2307/2539214.

Lake, D.A. (2013). Theory is dead, long live theory: The end of the Great Debates and the rise of eclecticism in International Relations. European Journal of International Relations, 19(3), 567—587. DOI: 10.1177/1354066113494330.

Long-term Paper Conservation and Paper Making Traditions in East Asia Platform launched. UNESCO, January 25, 2016. URL: https://en.unesco.org/news/long-term -paper-conservation-and-paper-making-traditions-east-asia-platform-launched (accessed: 15 November, 2020).

Mearsheimer, J. (1994). The False Promise of International Institutions. International Security, 19(3), 5—49. DOI:10.2307/2539078.

Striving for Realization of Genuine International Justice Holds Principal Position in Foreign Policy of Democratic People's Republic of Korea (DPRK). Ministry of Foreign Affairs Democratic People's Republic of Korea. 16.05.2019. URL: http://www. mfa.gov.kp/en/striving-for-realization-of-genuine-international-justice-holds-princip al-position-in-foreign-policy-of-the-democratic-peoples-republic-of-koreadprk/ (accessed: 20 May, 2019).

Timofeev, I. (2019). Novaya anarkhiya? Stsenarii dinamiki mirovogo poryadka [A New Anarchy? Scenarios for World Order Dynamics], Russian International Affairs Council. URL: https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/a-new-anarchy-scenarios-for-world-order-dynamics/ (accessed: 4 September 2020).

UNESCO Expert Workshop: Conservation of Mural Paintings — Research, Access and Conservation. UNESCO, 2 June, 2015. URL: https://whc.unesco.org/en/news/ 1326 (accessed: 15 October, 2020).

United Nations General Assembly Seventy Fifth Session Official Records. A/75/ PV.15. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N20/250/29/PD F/N2025029.pdf (accessed: 20 October, 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.