Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЭКСПЕРТИЗЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

УЧАСТИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЭКСПЕРТИЗЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / КАЧЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PUBLIC EXPERTISE / LEGISLATION / PUBLIC CHAMBER / CIVIL SOCIETY / QUALITY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гуськов В.О., Короткова О.А.

В данной статье анализируется роль институтов гражданского общества в оценке качества нормативных правовых актов. Отмечается, что основным субъектом общественной экспертизы является Общественная палата Российской Федерации, которая имеет достаточно серьезные полномочия в этой сфере. Отмечаются проблемы самой Общественной палаты, которые могут влиять на эффективность и качество проводимой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гуськов В.О., Короткова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY IN THE EXAMINATION OF LEGISLATION

This article analyzes the role of civil society institutions in assessing the quality of normative legal acts. It is noted that the main subject of public expertise is the Public chamber of the Russian Federation, which has quite serious powers in this area. The problems of the Public chamber itself are noted, which can affect the effectiveness and quality of the work carried out.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЭКСПЕРТИЗЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

10. Белов С. Цифровизация надзорной деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве / С. Белов // Законность. - 2019. - № 4. - С. 3-5.

11. Андреев М.А. Организация работы с электронными обращениями граждан на современном этапе / М.А. Андреев, Ю.М. Кукарина // Делопроизводство. - 2019. - № 4. - С. 33-40.

12. Коренюк А.Л. Некоторые вопросы прокурорской деятельности в связи с реализацией концепции цифровой трансформации органов прокуратуры / А.Л. Коренок // Вестник Российской правовой академии. - 2019. - № 3. -С. 75-81.

13. Генеральная прокуратура Российской Федерации обобщила итоги работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры в 2019 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1810962/. - Заглавие с экрана. -(Дата обращения: 01.04.2020).

Гуськов В.О.

студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия Короткова О.А.

кандидат юридических наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия

УЧАСТИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЭКСПЕРТИЗЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация: В данной статье анализируется роль институтов гражданского общества в оценке качества нормативных правовых актов. Отмечается, что основным субъектом общественной экспертизы является Общественная палата Российской Федерации, которая имеет достаточно серьезные полномочия в этой сфере. Отмечаются проблемы самой Общественной палаты, которые могут влиять на эффективность и качество проводимой работы.

Ключевые слова: общественная экспертиза, законодательство, Общественная палата, гражданское общество, качество, эффективность.

Guskov V.O.

student

Kaluga State University named K.E. Tsiolkovsky Kaluga, Russia Korotkova O.A.

PhD in Law Kaluga State University named K.E. Tsiolkovsky Kaluga, Russia

PARTICIPATION OF INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY IN THE EXAMINATION OF LEGISLATION

Abstract: This article analyzes the role of civil society institutions in assessing the quality of normative legal acts. It is noted that the main subject of public expertise is the Public chamber of the Russian Federation, which has quite serious powers in this area. The problems of the Public chamber itself are noted, which can affect the effectiveness and quality of the work carried out.

Key words: public expertise, legislation, Public chamber, civil society, quality, efficiency.

Наличие гражданского общества является важной и неотъемлемой составляющей правового государства [2, с. 7]. Объединяясь для достижения различных целей, граждане и организации взаимодействуют между собой, а также с различными государственными органами. В результате деятельности институтов гражданского общества могут быть решены значимые общественные проблемы. Институты гражданского общества не только дополняют различные государственные органы, но и контролируют их, повышая эффективность государственного регулирования в различных сферах. У членов общественных организаций, зачастую, есть профессиональные знания и опыт, занимаясь практической деятельностью, участники общественных объединений знают о проблемах правового регулирования в тех или иных сферах. Все это может помочь в усовершенствовании нормативной базы, поэтому, важно привлекать институты гражданского общества как субъектов экспертизы законодательства. Кроме того, гражданское общество имеет живой интерес в повышении качества принимаемых законов и готово участвовать в этой деятельности. Необходимо отметить, что российские теоретики неоднократно поднимали вопрос о важности проведения общественной экспертизы законодательства [3, 5, 6, 7].

В настоящее время в России создан институт общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, осуществляемой Общественной палатой Российской Федерации. Можно отметить, что именно у этого органа есть самые широкие полномочия на проведение общественной экспертизы законодательства. Данные полномочия закреплены в статье 18 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» от 04.04.2005 № 32-ФЗ [1]. Из анализа данной статьи можно выделить две группы нормативных правовых актов, экспертизу которых праве проводить Общественная палата РФ. Первую группу составляют нормативные правовые акты Правительства РФ и акты органов исполнительной власти РФ, а также нормативные акты субъектов РФ и акты органов местного самоуправления, экспертизу которых Общественная палата проводит по решению совета Общественной палаты. Во вторую группу входят также проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, которые Общественная палата вправе проверить по обращению Президента РФ, либо высших органов законодательной и исполнительной власти РФ. Представляется, такой подход несколько ограничивает возможности общественной экспертизы, отдавая на инициативную проверку только ряд федеральных подзаконных актов и нормативные правовые акты регионального и местного значения. Однако часть 2 статьи 18 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» от 04.04.2005 № 32-ФЗ разрешает палате без названных обращений проводить экспертизу проектов поправок к Конституции, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, если они касаются государственной социальной политики и конституционных прав граждан Российской Федерации в области социального обеспечения или обеспечения общественной безопасности и правопорядка [1]. Данное положение позволяет расширить возможность проведения общественной экспертизы, делая ее более независимой от обращений государственных органов.

Кроме того, к полномочиям Общественным палаты относятся направление запросов о предоставлении необходимых для проведения экспертизы документов, в органы законодательной и исполнительной власти, а также в органы местного самоуправления. Также, члены палаты могут участвовать в работе комиссий и комитетов обеих палат парламента, и на заеданиях правительства и органов федеральной исполнительной власти, если это необходимо в контексте проведения экспертизы конкретного нормативного акта.

Стоит отметить, что Общественная палата сосредоточена, скорее, на содержании, а не на форме нормативного правового акта, так как целью экспертизы является согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государ-

ственной власти и органов местного самоуправления, что следует из Положения о порядке проведения общественной экспертизы [8]. Хотя названное положение и устанавливает необходимость соответствия проверяемого акта по форме требованиям законодательства, в перечень вопросов экспертизы ставятся сущностные критерии, а именно:

- изменит ли сложившиеся общественные отношения, приведет ли к возникновению социальных проблем в конкретной сфере в случае принятия проекта нормативного правового акт;

- осложнит ли правовые отношения, например, семьи, школы, детских учреждений, учащихся, групп населения - пенсионеров, инвалидов, малоимущих, мигрантов, верующих и т.п.; малого предпринимательства и социально значимых областях бизнеса, т.е. ограничит их социально значимые права;

- осложнит ли порядок обращений граждан в органы государственной власти и местного управления;

- снизит ли социально-экономическую защищенность граждан по сравнению с существующим порядком;

- в какой степени может подорвать авторитет государственной власти и местного самоуправления, судебных органов, профессиональных союзов и т.п.» [8].

Можно констатировать, что «технические» вопросы качества нормативного акта анализируются специальными субъектами, для заключения Общественной палаты более значимо то непосредственное воздействие на общественную жизнь, которое будет иметь проверяемый нормативный акт.

Необходимо отметить характер экспертизы. Заключения экспертизы Общественной палаты носят рекомендательный характер. Однако такие заключения подлежат обязательному рассмотрению субъектами правотворчества. Это закрепляет особый статус заключения. Экспертные заключения на различные законопроекты не могут носить обязательный характер, иное правило серьезно ограничивало бы возможности законодателя и изменяло бы саму суть законотворческого процесса. Однако обязательность рассмотрения заключения придает ему наивысший статус из всех возможных для подобного рода документов [10, с. 4].

Можно утверждать, что Общественная палата играет важную роль в экспертизе проектов нормативных правовых актов, законодательно закреплены полномочия этого органа и обязательность рассмотрения ее заключений. Однако такой подход резюмирует, что именно Общественная палата представляет интересы различных институтов гражданского общества и максимально эффективно выражает общественные интересы, поскольку именно ее полномочия по проведению обще-

ственной экспертизы максимально обширны. Но авторитет данного органа подвергается сомнению, согласно опросам, большинство россиян ничего не знает об Общественной палате, и лишь малая часть населения считает ее деятельность полезной. Опрошенные эксперты также не очень высоко оценивают работу данного органа [4]. Отчасти это можно объяснить процедурой формирования Общественной палаты, большинство членов которой утверждаются Президентом РФ и региональными общественными палатами, а уже указанные лица, путем голосования, выбирают оставшихся членов от желающих присоединиться общероссийских общественных объединений и иных некоммерческих организаций. Это свидетельствует о значимом государственном участии в данном органе, и не позволяет в полной мере считать Общественную палату институтом гражданского общества. Кроме того, по мнению экс-секретаря Общественной палаты РФ Александра Бречалова «половина членов палаты по разным причинам ничего не делает» [9]. Это также свидетельствует о неполной заинтересованности этого органа в общественной жизни и не позволяет в абсолютной мере считать Общественную палату эффективным институтом гражданского общества.

Таким образом, можно констатировать, что в России существуют законодательно закрепленные возможности для проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Главным субъектом такой деятельности является Общественная палата Российской Федерации. В рамках проведения экспертизы палата может запрашивать различные документы у государственных органов и органов местного самоуправления, а также направлять своих представителей в указанные органы для участия в обсуждении проектов нормативных актов. Однако эффективность самой Общественной палаты подвергается сомнению. Кроме того, анализ Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» от 04.04.2005 № 32-Ф3 дает возможность установить достаточно серьезное участие государства в этом органе, что не позволяет всецело отнести палату к независимому институту гражданского общества. Дальнейшее реформирование Общественной палаты РФ, вхождение в этот орган независимых общественных организаций, заинтересованных в улучшении качества нормативного регулирования, позволит повысить эффективность и качество проводимой палатой общественной экспертизы.

Список литературы

1. Об Общественной палате Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 04.04.2005 № 32-Ф3. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52651/ (Дата обращения 26.04.2020)

2. Баренбойм П.Д. Правовое государство как партнер гражданского общества: к 150-летию опубликования концепции «Государство как произведение искусства» / П.Д. Баренбойм // Законодательство и экономика. - 2010. - № 9. - С. 7-11.

3. Захарова В.И. Общественная экспертиза законопроектов: автореферат дис. ... канд. соц. наук / В.И. Захарова. - М., 2005.

4. Издательский дом Коммерсантъ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.kommersant.ru/doc/3219355 (Дата обращения 26.04.2020)

5. Кожевников В.В. Общественная (социальная) экспертиза законопроектов в Российской Федерации: проблемы и перспективы / В.В. Кожевников, В.А. Колби-на // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2016. - № 4 (49). - С. 12-18.

6. Короткова О.А. Общественная экспертиза как средство повышения качества правотворческой деятельности / О.А. Короткова // Политика и общество. - 2008. - № 3 (39). - С. 20-24.

7. Магомедова Е.А. Мониторинг правовых потребностей общества в процессе законотворческой деятельности / Е.А. Магомедова // Закон и право. -2016. - № 8. - С. 31-33.

8. Положение о порядке проведения общественной экспертизы (утв. решением совета Общественной палаты РФ от 15.05.2008, протокол № 4-С) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.oprf.ru/about/1391/law/1800/ (Дата обращения 26.04.2020).

9. РИА Новости - информационное агентство [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: https://ria.ru/amp/20170628/1497424755.html (Дата обращения 26.04.2020).

Коваль Е.А.

профессор, д.ф.н,

Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Саранск, Россия Колдина И.А. студентка 5 курса, Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Саранск, Россия

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТЕРПЕВШЕГО СРЕДСТВАМИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Аннотация: Статья посвящена защите прав и законных интересов потерпевшего, являющейся одной из основных направлений прокурорского надзора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.