Научная статья на тему 'Участие граждан в управлении делами государства в качестве членов экспертных и общественных органов'

Участие граждан в управлении делами государства в качестве членов экспертных и общественных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1303
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / PUBLIC CONTROL / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / PUBLIC BODIES / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергеев А.В., Пузанов А.А.

Рассматриваются особенности и формы участия граждан в управлении делами государства в системе исполнительной власти. Отмечается, что граждане могут участвовать как в формировании органов власти, так и в их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергеев А.В., Пузанов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF CITIZENS IN ADMINISTRATION OF THE STATE AS MEMBERS EXPERT AND PUBLIC BODIES

In article features and forms of participation of citizens in administration of the state in system of executive power are considered. It is noted that citizens can participate both in formation of authorities, and in their activity.

Текст научной работы на тему «Участие граждан в управлении делами государства в качестве членов экспертных и общественных органов»

УДК 332.01

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА В КАЧЕСТВЕ ЧЛЕНОВ ЭКСПЕРТНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

А. В. Сергеев Научный руководитель - А. А. Пузанов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: vagonvspt1@mail.ru

Рассматриваются особенности и формы участия граждан в управлении делами государства в системе исполнительной власти. Отмечается, что граждане могут участвовать как в формировании органов власти, так и в их деятельности.

Ключевые слова: государственное управление, общественный контроль, общественные органы, общество, управление.

PARTICIPATION OF CITIZENS IN ADMINISTRATION OF THE STATE AS MEMBERS EXPERT AND PUBLIC BODIES

A. V. Sergeev Scientific supervisor - A. A. Puzanov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: vagonvspt1@mail.ru

In article features and forms of participation of citizens in administration of the state in system of executive power are considered. It is noted that citizens can participate both in formation of authorities, and in their activity.

Keywords: public administration, public control, public bodies, society, management.

Конституция РФ закрепила право своих граждан на участие в управлении делами государства, которое выступает как комплексное и реализуется через осуществление гражданами ряда самостоятельных субъективных прав, в том числе права участвовать непосредственно или через своих представителей в формировании и деятельности органов публичной власти [1].

Рассматривая механизм участия граждан РФ в управлении делами государства в сфере исполнительной власти, необходимо выделить два ключевых направления: участие в формировании органов исполнительной власти и в деятельности этих органов в качестве государственных служащих, членов экспертных, общественных и иных советов, комиссий и коллегий.

На федеральном уровне при Правительстве РФ существуют, создаются и упраздняются десятки экспертных органов, имеющих различный правовой статус. Так, в настоящее время при высшем органе исполнительной власти России создано более 240 экспертно-консультативных органов. Анализ наименований экспертных органов свидетельствует, что комиссии при Правительстве РФ называются по-разному: Правительственная комиссия; Государственная комиссия; Комиссия Правительства РФ или просто Комиссия. Полагаем, что было бы целесообразно использовать единое наименование экспертных органов.

С точки зрения участия граждан России в экспертных органах при высшем органе исполнительной власти представляет интерес выявление профессионального состава этих органов. Проведенное исследование показало, что 73,43 % членов экспертных советов - государственные служащие; 6,89 % - представители бизнеса, 4,72 % - представители науки и 14,95 % - представители общественных структур. Указанные данные свидетельствуют об участии граждан в деятельности органа исполнительной власти опосредованно через замещение государственной должности государственной

Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

службы, т. е. путем реализации еще одного самостоятельного конституционного права - права на доступ к государственной службе [2]. Кроме того, экспертная деятельность возможна при условии достижения высокого профессионального, научного или иного социально значимого статуса. Иными словами, членство в рассмотренных комиссиях детерминировано наличием определенной руководящей должности и высокой квалификацией в конкретной отрасли.

Представляется целесообразным более активное привлечение к деятельности в экспертных органах представителей науки и бизнеса, поскольку только гармоничное сочетание теории и практики может способствовать принятию грамотного управленческого решения, обеспечить гласность в детальности высшего органа исполнительной власти нашего государства.

Другим направлением участия граждан в управлении делами государства выступают общественные советы при федеральных органах исполнительной власти. Их активное формирование началось после принятия двух основных нормативно-правовых актов, где руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлялась возможность в соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ по предложению Совета Общественной палаты образовывать соответствующие общественные советы [3]. В настоящее время при федеральных органах исполнительной власти функционируют 24 общественных совета, созданных по предложению Общественной палаты РФ.

Общественный совет при Министерстве обороны РФ, образованный в декабре 2006 г. соответствующим Приказом Министра обороны РФ, среди ключевых задач указывает: максимальный учет интересов общества при формировании и реализации государственной политики в области обороны, создание реального гражданского контроля над армией, возрождение высокого престижа военной службы.

В январе 2007 г. был образован Общественный совет при Министерстве юстиции Российской Федерации, членами которого являются видные общественные и религиозные деятели, ученые-правоведы, юристы-практики. На первом заседании Общественного совета Министр юстиции Владимир Устинов подчеркнул, что «создание общественных советов - реальный шаг к конструктивному взаимодействию общества и государства. Министерство юстиции одной из главных своих задач видит правозащитную функцию и без поддержки общества не сможет реализовать ее в полной мере».

Другими примерами являются: Общественный совет при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ (Приказ Министра здравоохранения и социального развития РФ от 6 апреля 2007 г. № 241); Общественный совет при Министерстве юстиции Российской Федерации (Приказ Министра юстиции РФ от 29 января 2007 г. № 14); Общественный совет при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (Приказ Министра промышленности и торговли Российской Федерации РФ от 30 июля 2008 г.). Хотелось бы отметить заслуживающий внимания факт образования Общественного совета при Министерстве внутренних дел в 2001 г., т. е. до принятия соответствующего Указа Президента РФ. Данная тенденция не осталась без внимания Секретаря Общественной палаты РФ Е. Велихова. Выступая в 2009 г. с Ежегодным докладом «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации», он отметил: «Интересно, что одними из первых общественные советы были созданы не при «гуманитарных» Министерствах (культуры, образования, социального развития), а при Министерствах обороны, охраны окружающей среды и природных ресурсов».

В целом привлечение граждан к обсуждению проблем и перспектив развития Российского государства можно считать положительной тенденцией. Однако кроме создания возможности подобного диалога в виде советов и общественных слушаний необходимо уделять внимание их эффективности. Поэтому порядок формирования и ротации членов общественных советов должен стать важным вопросом обсуждения как на самих советах, так и в экспертном сообществе.

Важным направлением участия граждан в управлении делами государства является участие в деятельности общественных органов регионального уровня. В настоящее время на практике сложилось несколько вариантов создания в субъектах РФ общественных органов, действующих в форме консультативных и экспертных советов, общественных палат, общественных наблюдательных комиссий, целями которых являются: учет общественного мнения региональными органами государственной власти, создание механизма обратной связи между общественными объединениями и органами государственной власти субъектов РФ.

Заметим, что на уровне регионов такие структуры связаны с деятельностью как органов власти субъектов Федерации, так и территориальных органов федеральных органов государственной власти

Общественные структуры, как правило, не являются самостоятельными органами и образуются при губернаторах либо законодательных (представительных) органах российских регионов. Состав таких органов нередко утверждается главой региона (например, в Приморском крае, Еврейской автономной области), а в ряде случаев губернаторы лично возглавляют созданные при них общественные органы (Красноярский край).

В ряде субъектов РФ совещательно-консультативные органы из представителей региональной общественности образованы при высшем должностном лице либо при высшем исполнительном органе государственной власти. Такая практика действует в Республике Бурятия, Алтайском крае, Приморском крае, Ленинградской области, Московской области, Рязанской области, г. Москве и ряде других регионов

Другая схема взаимодействия представителей общественности с органами государственной власти действует во Владимирской области, Волгоградской области, Смоленской области, Саратовской области и др. Здесь созданы общественные органы при законодательных (представительных) органах соответствующих регионов

Нельзя не заметить, что подобные структуры созданы не только на уровне Федерации и ее субъектов, но и на уровне федеральных округов. Причем последние зачастую выполняют роль координационных органов общественных структур субъектов Федерации, находящихся на территории федерального округа.

Хочется высказать убеждение в том, что формирование и деятельность экспертных и общественных органов при исполнительной власти приведет к росту социально-политической активности российских граждан, что обеспечит реальное соблюдение гарантированного Конституцией РФ права граждан на участие в управлении делами государства. В настоящее время необходимо вырабатывать новые современные механизмы патисипаторной демократии, обеспечивающие не только реальную реализацию гарантированного Конституцией РФ права на участие в управлении делами государства, но и широкую информационность общественности о деятельности органов власти.

Библиографические ссылки

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. 2014. 04 авг. № 31, ст. 4398.

2. Об Общественной палате Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ : фе-дер. закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 20.04.2014), 11.04.2005, № 15, ст. 1277 // Собр. законодательства РФ. 2005. 11 апр. № 15, ст. 1277.

3. Липчанская М. А., Тихон Е. А. Участие граждан РФ в управлении делами государства в системе исполнительной власти в качестве членов экспертных и общественных органов // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 11. С. 25-28.

© Сергеев А. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.