Научная статья на тему 'Участие государства в социальной политике и его роль в повышении качества жизни населения'

Участие государства в социальной политике и его роль в повышении качества жизни населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
882
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСОБИЯ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL POLICY OF THE STATE / HUMAN CAPITAL / SOCIAL SPHERE / PENSION / STATE BENEFITS / EMPLOYMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резникова Ольга Сергеевна, Димитриева Снежана Дмитриевна

В статье рассмотрены основные виды социальной политики, дана характеристика отдельным направлениям государственной поддержки социальной сферы; проанализированы показатели, характеризующие степень участия государства в повышении качества жизни населения. Выделены основные проблемы социальной политики в Российской Федерации и подчеркнуты приоритетные направления по повышению качества жизнедеятельности населения.The article highlights the main types of social policy. There are analyzed main indicators of population participation in improving the quality of life. The main problems of social policy in the Russian Federation are identified and priority areas for improving the quality of life of the population are highlighted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие государства в социальной политике и его роль в повышении качества жизни населения»

info@agequal.ru

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http: //www. agequal. ru 2020, №1 http://www.agequal.ru/pdf/2020/AGE QUALITY 1 2020.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Резникова О.С., Димитриева С.Д. Участие государства в социальной политике и его роль в повышении качества жизни населения // Электронный научный журнал «Век качества». 2020. №1. С. 24-35. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2020/120002.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Участие государства в социальной политике и его роль в повышении качества жизни населения

Резникова Ольга Сергеевна

д.э.н., профессор

профессор кафедры управления персоналом, Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», 295015, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4

os@crimea.com

Димитриева Снежана Дмитриевна

к.э.н., доцент,

доцент кафедры управления персоналом, Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», 295015, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4

Snezhanakneu@ gmail. com

Аннотация. В статье рассмотрены основные виды социальной политики, дана характеристика отдельным направлениям государственной поддержки социальной сферы; проанализированы показатели, характеризующие степень участия государства в повышении качества жизни населения. Выделены основные проблемы социальной политики в Российской Федерации и подчеркнуты приоритетные направления по повышению качества жизнедеятельности населения.

Ключевые слова: социальная политика государства, человеческий капитал, социальная сфера, пенсионное обеспечение, государственные пособия, занятость населения, устойчивое развитие.

Любое социально ориентированное государство, в том числе Российская Федерация, при регулировании социально-экономических отношений, наибольшее внимание уделяет осуществлению социальной политики,

УДК 332

info@agequal.ru

реализация которой направлена на трудоустройство способных и желающих получить работу граждан, защиту прав и свобод человека, создание доступной системы здравоохранения и образования, увеличение уровня рождаемости, поддержку молодых семей, развитие системы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, борьбу с бедностью, преступностью, предупреждение социальной напряженности в обществе.

С целью обеспечения развития национальной экономики, а следовательно, достижения полного удовлетворения материальных и социокультурных потребностей населения, всестороннего развития личности и прогресса общества, государственное управление должно ориентироваться на следующие приоритеты:

- достижение экономической независимости. Однако следует учитывать, что в современных условиях национальные экономики становятся взаимозависимыми, поэтому в данном случае экономическая независимость означает возможность государственного контроля национальных ресурсов и достижения такого уровня эффективности производства и качества продукции, который обеспечит ее конкурентоспособность и позволит участвовать в мировой торговле, кооперационных связях, а также обмене новейшими научно-техническими результатами;

- достижение устойчивости национальной экономики. Под этим принципом понимается защита всех форм собственности, создание надежных условий для развития предпринимательской активности, сдерживание дестабилизирующих факторов (устранение теневой экономики, недопущение дифференциации доходов, которые могут спровоцировать социальные потрясения);

- способность национальной экономики к саморазвитию и прогрессу. С этой целью необходимо обеспечить благоприятный инвестиционный и инновационный климат, модернизировать производство, создать условия для

повышения профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников.

К основным факторам влияния на развитие базовых механизмов государственного управления относят: глобализационно-идеологические установки, общее состояние системы государственного управления, финансовое и материально-техническое обеспечение, потребности общества в административных услугах, профессиональный уровень государственной службы (рис. 1).

Рис. 1. Основные факторы влияния на развитие системы базовых механизмов государственного управления

Глобализиционно-идеологические установки включают в себя информатизацию, инноватизацию, демократизацию, технологизацию, устойчивое развитие. В Российской Федерации в рамках реализации информационного общества действует программа «Электронное правительство», задача которой является охват властных структур информационными сетями с простым и одновременно защищенным доступом и технологиями работы с информацией, электронизация менеджерских и других управленческих функций, максимальное устранение бумажной документации,

info@agequal.ru

введение электронных подписей, проведение совещаний и конференций в режиме онлайн и т.д.

Социальная политика - это важнейшее направление социально-экономической деятельности государства, местных органов власти, предприятий, организаций, направленное на обеспечение благополучия граждан: защиту населения от безработицы, повышения цен, обесценивания трудовых сбережений. Социальная политика должна строиться на основе взаимодействия государственных органов и населения, а также их взаимной ответственности.

К основным направлениям социальной политики относятся:

- обеспечение своевременной выплаты пенсий и социальных пособий;

- гарантия достойного уровня оплаты труда;

- развитие системы здравоохранения;

- поддержка и развитие образования, культуры;

- поддержка спорта.

Одной из актуальных проблем, которая оказывает влияние на социальную политику государства, является старения населения. Согласно данных ООН, в 2015 г. каждый 9-й житель Земли был старше 60 лет, к 2030 г. данное соотношение составит 1:6, а в 2050 г. - 1:5. Также растет доля лиц старше 80 лиц: в 2015 г. их общее количество составило - 125 млн человек, а в 2020 г. достигнет 434 млн. Тенденция старения населения затронула и Российскую Федерацию. К 2030 г. доля россиян старше 60 лет составит почти 26% от всего населения страны.

На 1 января 2018 г. официальная численность населения России составила146,9 млн человек, из них 46,5 млн человек (31,7%) - пенсионеры. При этом работают на пенсии лишь 12,3 миллиона россиян. Для решения данной проблемы с 2019 г. был увеличен пенсионный возраст: для мужчин - до 65 лет, для женщин - до 60 лет. Параллельно с этим государство разрабатывает

меры содействия занятости на рынке труда граждан предпенсионного возраста, а также повышению их квалификации.

Одной из основных статей расходов государственного бюджета Российской Федерации является поддержка бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. За счет его средств пенсионные выплаты получают 44 млн человек (табл. 1).

Таблица 1. Динамика показателей среднегодового размера пенсий, руб.

Наименование показателей Год

2016 2017 2018

Страховая пенсия 12 725 13 306 13 596

Страховая пенсия по старости 13 172 13 762 14 075

Социальная пенсия 8645 8797 9045

Источник: составлено авторами на основе [2]

В Российской Федерации социальную пенсию получают 3 млн человек. Размер страховой пенсии, страховой пенсии по старости и социальной пенсии в период с 2016 по 2018 гг. вырос, что свидетельствует о положительной динамике. Государство гарантирует, что размер минимального уровня пенсионных выплат должен быть не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания. В противном случае к пенсии будет установлена социальная доплата. Такую доплату (в среднем 2,1 тыс. руб.) в РФ получают около 4 млн человек [1].

Согласно Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, средства от высвобожденных пенсий в связи с увеличением пенсионного возраста позволят увеличить ее на 1000 руб. с января 2019 г., а к 2024 г. она достигнет 20 тыс. руб. За счет обеспечения устойчивого роста экономики и удержанием инфляции на постоянном уровне будет обеспечено повышение реальных доходов граждан.

Государство активно участвует в поддержке семей с детьми. Такая программа осуществляется на федеральном и региональном уровнях и регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Помимо основной существуют и дополнительные меры государственной поддержки семей с

info@agequal.ru

детьми (ФЗ от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»), которые вступают в силу при рождении (усыновлении) второго ребенка или последующих детей. В случае появления второго и последующих детей у семьи возникает право на получение дополнительной государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала. В ходе Послания Федеральному Собранию Президент РФ предложил внести изменения в систему поддержки семей с детьми, в частности получении материнского капитала для первого ребенка. С 1 января 2020 г.при рождении первенца семья получит 466 617 руб.

Планируется увеличение размера материнского капитала на второго ребенка до 616 тыс. руб., на третьего - 450 тыс. руб. (только на погашение ипотеки).

Таким образом, размеры единовременных пособий для семей с детьми ежегодно пересматриваются и индексируются. Наблюдается тенденция незначительного роста. Однако, к сожалению, несмотря на увеличение показателей, размер минимальных ежемесячных выплат на ребенка гораздо меньше прожиточного минимума.

Таблица 2. Размеры государственных пособий в связи с рождением и

воспитанием детей, руб.

Наименование показателей Год

2016 2017 2018

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособие по беременности и родам 581,73 613,14 655,49

Единовременное пособие при рождении ребенка 15 512,65 16 350,33 16 759,09

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком - минимальный размер: • по уходу за первым ребенком • по уходу за вторым ребенком - максимальный размер, выплачиваемый гражданам, проходящим военную и приравненную к ней службу, а также уволенным в период отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации 2 908,62 5 817,24 11 634,5 3 065,69 6 131,37 12 262,76 3 277,45 6 554,89 26 152,27

Единовременное пособие при передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства) 15 512,65 16 350,33 17 479,73

Источник: Составлено авторами на основе [2]

Поддержка семей путем выплат материнского капитала осуществляется за счет бюджетных ассигнований (на указанные цели на 2018 г. установлен в размере 341,5 млрд руб.). Средства материнского (семейного) капитала можно использовать по следующим направлениям: улучшение жилищных условий (покупка, строительство жилья, ипотека), получение ребенком образования, формирование накопительной части пенсии, на товары и услуги (социальную адаптацию и интеграцию в общество) для детей-инвалидов, на оплату платных услуг и иных расходов, связанных с получением дошкольного образования.

Одним из основных направлений государственного регулирования политики в социальной сфере является созданий условий, обеспечивающих занятость населения, а также обеспечение достойного уровня оплаты труда.

Согласно расчетам Министерства экономического развития, численность рабочей силы к 2024 г. увеличится и составит 80,6 млн. человек (табл. 3).

Таблица 3. Прогноз численности рабочей силы, уровня занятости и безработицы на 2024 г.

Наименование показателей 2024 г. 2030 г.

Численность рабочей силы с учетом нового пенсионного возраста (до 65 лет у мужчин и 60 лет женщин), млн чел. 80,6 80.1

Численность занятых в экономике (рабочих мест), млн чел. 72,9 72,8

Численность безработных, млн чел. 7,7 7,8

Уровень безработицы, % от численности рабочей силы 9,6 9,7

Источник: составлено автором на основе [4]

В результате опережения предложения рабочей силы над спросом, прогнозируется рост числа безработных с 4% до 9,6% от численности трудоспособного населения. Основными направлениями социальной политики в данном направлении должна стать разработка Программы сохранения рабочих мест и сокращения безработицы на долгосрочный период. Необходимо активно вовлекать молодежь в трудовой процесс, развивать цифровую мобильную занятость, сохранять достойные рабочие места для работников предпенсионного возраста. Еще одной мерой должна стать переработка программ содействия занятости в части дифференциации рабочей силы по возрастным и профессионально-квалификационным группам с целью защиты внутреннего рынка на период адаптации населения к принятым изменениям пенсионного и трудового законодательства.

В 2017 г. количество безработных в РФ составило около 800 тыс. чел. Ежегодно получателями социальных выплат являются около 83,6% безработных граждан. В рамках реализации государственной программы «Содействие занятости населения» на обеспечение государственных мер в данной сфере запланированы расходы в размере 44,7 млрд руб. [1].

Таблица 4. Содействие занятости населения

Наименование показателей Год

2017 2018

Доля безработных граждан, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, % 10,5 10,0

Доля граждан, признанных безработными, в общей численности безработных граждан, завершивших профессионально обучение, получивших дополнительное профессиональное образование, % 1,5 1,0

Источник: составлено автором на основе [3]

Исходя их данных таблицы 4, доля безработных граждан, которые находятся в поиске работы, больше года остается практически неизменной. Длительная безработица приводит к негативным последствиям: отражается как на благосостоянии человека, так и на экономике государства в целом. Кроме того, следует обозначить, что согласно закону «О занятости населения», к безработным относятся лица, которые официально зарегистрированы в службе занятости, следовательно, только доля обратившихся в службу занятости отражается в статистических отчетах. Наличие лиц, которые не находятся на учете в службе занятости, может свидетельствовать о нелегальном трудоустройстве, что также является отрицательным фактором.

Для устранения негативных тенденций на рынке труда государство проводит мероприятия по доведению минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума. С 1 января 2019 г. и далее ежегодно предусмотрено установление МРОТ в размере 100% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года. Кроме того, для работников, значимых для общества сфер (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание и наука), предусмотрено дополнительное повышение заработной платы (табл. 4).

Таким образом, приоритетной является сфера образования, на втором месте стоит здравоохранение, причем, на последнее в 2018 г. был запланирован значительный рост бюджетных средств (в 3 раза больше, чем в 2017 г.). На третьем месте находится сфера науки. Для сотрудников остальных сфер

предусматривается повышение зарплаты с учетом уровня инфляции на 4% ежегодно с 1 января 2018 г.

Таблица 5. Дополнительные расходы федерального бюджета на оплату труда отдельных категорий работников государственных учреждений, определенных указами Президента РФ, млрд руб.

Наименование показателей Год

2017 2018

Сфера образования 51,3 86,8

Сфера здравоохранения 18,3 57,8

Сфера культуры 8,5 9,2

Сфера социальной политики 1,1 2,7

Сфера науки 12,6 39,6

Источник: составлено автором на основе [4]

Согласно государственной программе РФ «Содействие занятости населения», на ее реализацию в 2020 г.запланировано 73,4 млрд руб. К главным ожидаемым результатам от реализации Программы относятся: минимизация уровня безработицы, создание рабочих мест для инвалидов, создание гибкого рынка труда, снижение незаконной (теневой занятости); сохранение здоровья работников за счет улучшения условий труда; гарантия защиты прав граждан; поддержание социальной стабильности в обществе.

Помимо материальной помощи следует обратить внимание и на немонетарные виды поддержки семей. В некоторых регионах наблюдается нехватка объектов социальной инфраструктуры (детских садов, школ). Основываясь на опыте развитых стран, необходимо развивать рынок услуг по обслуживанию и воспитанию детей разного возраста, тем самым освобождая родителей для более продуктивной трудовой деятельности. Кроме того, данная сфера создаст дополнительные рабочие места.

Таким образом, для развития социальной составляющей государственного регулирования необходим пересмотр пенсионного обеспечения. Согласно обновленному плану развития экономики, средства от высвобожденных пенсий в связи с увеличением пенсионного возраста позволят увеличить ее на 1000 руб. с января 2019 г., а к 2024 г. она достигнет 20 тыс. рублей.

info@agequal.ru

Что касается поддержки семей с детьми, то помимо материальной помощи следует обратить внимание на немонетарные методы: создание инфраструктуры (детских садов, школ). Предлагается создание единого информационного ресурса сведений о населении, где будут отражаться данные по социальным группам, а также развивать формы представления социальной помощи нуждающимся гражданам.

Поскольку в результате опережения предложения рабочей силы над спросом прогнозируется рост числа безработных с 4% до 9,6% от численности трудоспособного населения, основными направлениями социальной политики в данной сфере должна стать разработка Программы сохранения рабочих мест и сокращения безработицы на долгосрочный период. Необходимо активно вовлекать молодежь в трудовой процесс, развивать цифровую мобильную занятость, сохранять достойные рабочие места для работников предпенсионного возраста.

Список литературы

1. Бюджет для граждан: к федеральному закону о федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/12/main/BDG_2018_FINAL.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Годовой отчет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2017 год [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/annual_report_2017_1.pdf.

3. Кашепов А.А. Прогнозирование занятости населения и безработицы в условиях повышения пенсионного возраста / А.А. Кашепов // Экономические исследования. Уровень жизни населения регионов России. - 2018. - № 4 (210).

4. Консолидированный бюджет Российской Федерации [Электронный

С. 9-17.

ресурс]

//

Режим

доступа:

www.minfin.ru/ra/statistics/conbud/?id_65=93449&page_id=3863&popup=Y&area_ id=65.

5. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.rU/3985840/#ixzz5mmT80MVhhttp://base.garant.ru/10101162.

6. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons doc LAW 64872.

State participation in social policy and its role in improving the quality of

life of the population

Reznikova Olga Sergeevna

PhD, professor Department of Personnel Management, Institute of Economics and Management, V.I. VernadskyCrimean Federal University 295015, Republic of Crimea, Simferopol, st. Sevastopolskaya, 21/4

os@crimea.com

Dimitrieva Snezhana Dmitrievna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Personnel Management, Institute of Economics and Management, V.I. VernadskyCrimean Federal University 295015, Republic of Crimea, Simferopol, st. Sevastopolskaya, 21/4

Snezhanakneu@ gmail. com

Abstract. The article highlights the main types of social policy. There are analyzed main indicators of population participation in improving the quality of life. The main problems of social policy in the Russian Federation are identified and priority areas for improving the quality of life of the population are highlighted.

Key words: social policy of the state, human capital, social sphere, pension, state benefits, employment, sustainable development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.