разных видов научных журналов, в том числе реферативных;
2. Базовые основы библиографии. Правильное составление списка использованной литературы;
3. Методы статистической обработки имеющихся данных и подготовка результатов с использованием знаний по математике;
4. Новые информационные технологии. Широкий спектр современного программного обеспечения для моделирования процессов, расчёта моделей.
Особое внимание необходимо уделить вопросам психологической поддержки и стимулирования самостоятельной деятельности студентов в рамках проектной и исследовательской деятельности. Здесь, на взгляд автора, важно дать учитывать особенности познавательных способностей человека в подростковом возрасте и уровень сформированной общей структуры знаний. Поэтому методическое обеспечение должно включать так же рекомендации, которые отражают основные принципы поддержки стремления молодёжи к формированию новых объектов, информационных продуктов. Необходимо задуматься о преодолении негативного опыта, который может возникнуть в процессе проектной и исследовательской работы и в дальнейшем значительно снизить готовность молодых специалистов к самообразованию. Список использованной литературы:
1.Таргамадзе Анна Вахтангиевна Использование метода проектов в формировании исследовательских умений у студентов // Научные исследования в образовании. 2012. №6.
2.Пунченко Олег Петрович Псевдонаука в структуре вненаучного знания и стратегии ее воздействия на общественное сознание // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. 2016. №5 (187).
3.Савельева Юлия Владимировна, Хоперсков Александр Валентинович Научные журналы и эффективность научной работы: поисковые системы и базы данных // УБС. 2013. №44.
© Чумаков С.А., 2020
УДК 37
А. М. Шамес
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Студент, юридический факультет, II курс; Санкт-Петербург
Е. Ю. Калинина,
доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
кандидат юридических наук, Санкт-Петербург
УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ
Аннотация
В статье описывается различие в участие государства в становлении, развитии и реализации школьной медиации. Ситуация рассматривается на примере таких стран как Россия и Финляндия. Описываются возможные заимствования принципов поддержки государством школьную медиацию.
Ключевые слова:
школьная медиация, молодежная политика, ненасильственное решение противоречий, мониторинг,
урегулирование конфликтов.
Понятие "медиация" происходит от латинского "mediare" - посредничать. Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №193-Ф3 «Об
-( 206 J-
альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» процедура медиации - это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Методы медиации заключаются в том, что переговоры ведутся в формате сотрудничества.
В медиации решение о прекращении спора на тех или иных условиях принимается самими сторонами, так как медиатор не наделен полномочиями выносить какое-либо решение, обязательное для исполнения сторонами спора. Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия; в некоторых случаях - помочь найти варианты условий, на которых может быть урегулирован спор.
Медиатор не исследует доказательства и не дает оценку правомерности требований сторон, его главная задача - обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для всех участников.
Школьная медиация - социальный инструмент, позволяющий эффективно предупреждать и разрешать споры и конфликты, создавая безопасную среду для всех участников учебно-воспитательного процесса от дошкольных учреждений до высшей школы. [7]
Проблема повышения конфликтности свойственна как современному миру в целом, так и России в частности.
В РФ правовыми основами деятельности служб школьной медиации являются:
- Указ президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»;
- ФЗ от 24.07.1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 г. № 273;
- ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации» от 27.07.2010 г. № 193;
- ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 г. № 194;
- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12. 2010 г. № 436; ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149;
- ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152;
- Закон РФ «О защите прав потребителя» от 07.02.1992 г. № 2300-1;
- ФЗ «О дополнительных механизмах противодействия деятельности, направленной на склонение детей к суициду», который подписал президент РФ 07.06.2017 г.
Несмотря на серьезную нормативно-правовую базу, в образовательном пространстве РФ выявлены противоречия, не позволяющие создать не только сеть служб школьной медиации, но и отдельные школьные службы медиации.
К сожалению, практическая часть реализации внедрения медиации в систему образования только на начальном уровне. На это сильно влияет то, какие специалисты будут этим заниматься. С одной стороны, у медиатора должно быть высшее юридическое образование, так как его работа напрямую связана с законодательством РФ. Но в тоже время особенность школьной медиации заключается в том, что медиатор все-таки большее количество времени проводит с детьми, и так же включен в образовательную деятельность и ведет ее. А это означает, что он должен иметь педагогическое образование. В этом заключается одна из самых сложных проблем, какое же все-таки образована должен иметь школьный медиатор?
Так же проблемой является и нехватка специалистов на эту должность. На данный момент не так много дипломированных медиаторов, большинство их них, это люди, прошедшие курсы или переподготовку.
Зачастую родители не дают согласие на участие своего ребенка в медиации. Некоторые из-за недостатка информации о медиации и о ее достоинствах как формы решения конфликтов, а некоторые
-( 207 ]-
потому то не хотят, чтобы кто-то слышал про их конфликты и проблемы.
Малоинформированность родителей и педагогического состава образовательного учреждения по внедрению медиации в школьную программу.
Одной из современных компетенций молодежной политики Финляндии как Европейского государств остается идея активизации молодежи не только в экономической сфере, направленной на борьбу с безработицей, но и области политики и общественной жизни.
Обучение молодых людей ненасильственному решению противоречий соответствует приоритетам молодежной политики Финляндии. В сфере предотвращения конфликтов среди финской молодежи наибольшее распространение получила медиация.
В Финляндии деятельности по внедрению в школы обучения медиации развивалось с 2000 года. Изначально этим начал заниматься Финский Красный Крест, однако с 2005 года развитием этого направления стал заниматься Форум медиации Финляндии. Эта организация была создана в 2003 году для развития практики медиации в разных сферах жизни, таких как восстановительное правосудие, третейский суд, межличностные и международные отношения. Предполагается, что развитие медиации в школах будет способствовать положительным изменениям в финском обществе.
Форум медиации Финляндии работает со школами и другими учебными заведениями в рамках Национальной программы школьной медиации (Verso). [8] Она направленна на развитие навыков посредничества в конфликтах среди сверстников. В целевую аудиторию входят так же преподаватели и администрация. Программа распространяется на общеобразовательные школы, а также профессиональные училища. Для работы с дошкольными учреждениями была разработана программа «MiniVerso». На ее основе детей в возрасте 4 - 6 лет учат общаться, учитывать интересы других, а также понимать и выражать свои эмоции.
Важной составляющей программы школьной медиации является мониторинг. Согласно статистике форума медиации Финляндии, ежегодно финские школьники прибегают к медиации около 10 тысяч раз, около 95% случаев заканчиваются нахождением решения, которое соблюдается участниками.
К 2020 году:
- медиация есть в более 300 школах Финляндии (начальная, средняя и профессиональная школы);
- более 10000 обученных учеников-посредников;
- более 50000 обученных медиации сотрудников;
- более 1300 медиаторов, повысивших квалификацию;
- более 25000 учеников, успешно решающих конфликты.[9]
Важной вехой в обучении молодежи работе с конфликтами стало празднование 10 ноября «Дня Ахтисаари», которое началось в 2011 году. Праздник назван в честь бывшего президента Финляндии Мартти Ахтисаари, получившего в 2008 году Нобелевскую премию мира за свою тридцатилетнюю деятельность по урегулированию международных конфликтов.
День Ахтисаари направлен на продвижение медиации, профилактики и мирного разрешения конфликтов, которые провозглашаются сильной стороной финского общества. Основный упор делается на образование и воспитание у школьников таких качеств как терпение, коммуникабельность, рациональность, критическое мышление и способность занять нейтральную позицию для урегулирования спора.
К этому дню ежегодно приурочены тренинги и мероприятия для школьников и молодежи, научные семинары, в которых принимает участие М. Ахтисаари. Как правило, мероприятия длятся несколько дней. В день Ахтисаари школьникам-медиаторам вручаются награды за заслуги в области посредничества и разрешения конфликтов своих сверстников, лауреатов выбирают сами учащиеся.
Особенностью финского подхода к проблематике урегулирования конфликтов среди молодых людей является связь программ «Verso» и «MiniVerso» с имиджем страны, о чем свидетельствует такой праздник, как День Ахтисаари. При этом развитие навыков анализа и ненасильственного разрешения конфликтов связывается с социальным капиталом Финляндии, процветанием и развитием гражданского общества. Еще одна особенность - акцентирование внимания не только на навыках разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов, но и на важности поддержания мира на международной арене. Организацию обучения разрешению конфликтов обеспечивают неправительственные организации, такие как: Институт
-( 208 J-
образования в духе мира, Форум медиации Финляндии, Инициатива по преодолению кризисов.
При этом правительство Финляндии поддерживает и популяризирует эти программы и направления. В России на данный момент, хоть и точечно, но идут попытки внедрения школьной медиации в систему образования. К сожалению, медиация в России не имеет такой неимоверной поддержки от государства, как это происходит в Финляндии.
На мой взгляд, причина медленного развития такого направления как медиация в том, что на государственном уровне необходимо принимать участие в развитии и становлении медиации, закреплению ее статуса на законодательном уровне. Также стоит обратить внимание на нее, как на безболезненный и альтернативный метод решения конфликтов. Медиация в учреждениях общего образования необходима как залог здорового и стабильно развивающегося ребенка. Список использованной литературы:
1. Афанасьева И.В., Куницына С.М. Особенности функционирования служб школьной медиации в образовательной организации // Вестник РМАТ // 2016
2. Гребенкин Е.В. Школьная медиация: подходы, контексты, особенности // Сибирский педагогический журнал // 2018
3. Гугуева Д.А., Еремина А. С. Медиация в образовательной среде // Обзор.НЦПТИ// 2018
4. Зернова Г. П. Опыт реализации служб школьной медиации в России: проблемы, противоречия, риски // История и педагогика естествознания // 2017
5. Купцова О. В., Челмакина А. А. Основные начала школьной медиации: правовой анализ / Огарёв-Оп1те / 2018
6. Рачковская Н.А., Ефименко В.Н. Школьная медиация: проблемы и перспективы // Гуманитарные науки // 2018
7. Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы // Психологическая наука и образование. - 2014. - №2. Электронные ресурсы:
8. Уег80-01уе1тап Ша81;огарогШ 2018, 8иошеп 80УШе1ийэогит1 гу:п й^Ш УЕК5О-о^е1шап 1;иойата81а varhaiskasvatusyksikбiden, кои1и)еп ja oppilaitosten sovittelutoiminnasta Ьйр://8оуШ;е1и.сот/уеЛа188оуШ;е1и/ wp-content/up1oads/2019/05/VERSO-ohje1man-ti1astoraportti-2018.pdf (дата обращения 08.03.2020)
9. http://sovitte1u.com/vertaissovitte1u/in-english/ (дата обращения 10.03.2020)
© Шамес А.М., Е. Ю. Калинина, 2020
УДК 376.42
И.Н. Щурова
обучающаяся 2 курса, направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Олигофренопедагогика г. Курск, РФ, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» E-mail: nekrestova.nikolaevna-inna@yandex.ru Научный руководитель: И.Н. Гусева доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогки и основ специального образования г. Курск, РФ, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
E-mail: gin200706@mailru
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье раскрываются особенности овладения обучающимися с интеллектуальными нарушениями
-J 209 J-